Артикуляционная гимнастика колобок. Логоритмическое театрализованое представление с элементами просодики для подготовительной к школе группы

Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию авторское
логопедическое пособие, которое поможет
Вам провести столь обыденную
артикуляционную гимнастику
в занимательной для ребёнка форме:
читайте сказку про колобка в стихах и
выполняйте с анимированными
персонажами зарядку для язычка.
Работая по этому пособию, ребёнок
не заметит, как пролетит время.
Занятие пройдёт незаметно и
результативно!
С уважением Стаценко Лариса Викторовна

логопед-дефектолог

Солнце радостно встаёт,
Будет светлым наш денёк!
логопед-дефектолог

Колобок проснулся рано…
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

Улыбнулся широко.
Губы выдвинул трубою,
Подудел слегка в неё.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
Вот он весело шагает,
Чистить зубки он идёт!
(пальчиками обеих рук шагаем по столу)

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
Сверху-снизу, вправо-влево
- Всё почистит колобок.

Широко он улыбнётся,
Позовёт свой язычок.
На губу его положет,
Блинчик быстро испечёт.
Пя-пя-пя он строго скажет,
Язычок слегка накажет.
А затем засунет в рот.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

А потом его причешет быстро
гребнем взад-вперёд.
Будет чистым и красивым
наш весёлый колобок.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
Вот часы пробили девять
Влево-вправо тики-так!

Время чай попить с вареньем.
Папа с мамой ждут ребят…
«Горячо!» – сказал наш папа.
Все подули на чаёк.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
«Ах, как вкусно!» – облизнулся колобок.
«А грибочки просто чудо!» –
восхитился язычок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
Посидели, посидели…
Разошлись, когда поели.

Колобок во двор идёт…
Снег лопатой убирает.
Там и ёлку наряжает.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

Маме с папой
помогает.
Стены красит,
дом, забор.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог
Мусор в доме подметает,
Окна моет, пол и стол.

Много сделано, ребята.
Много сделано, друзья.
Поиграю я сегодня:
Футболистом стану я.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

Покатился колобок…
Резко мячик он гоняет,
Гол за голом забивает.
Не задача вдруг случилась:
Ваза мамина разбилась!
Что сказать? Не знаю я?!
Попрошу простить меня!
Вазу эту уберу.
Лучше я во двор пойду.
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

С наступающим
Новым Годом
СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар
логопед-дефектолог

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков - всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.

Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Просмотр содержимого документа
«Авторское логопедическое пособие: "Артикуляционная сказка - Как колобок готовился к Новому году"»

Артикуляционная сказка

«Как колобок готовился к Новому году»

Логопед-дефектолог

Стаценко Л.В.

Краснодар 2016


Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию авторское логопедическое пособие, которое поможет Вам провести столь обыденную артикуляционную гимнастику в занимательной для ребёнка форме: читайте сказку про колобка в стихах и выполняйте с анимированными персонажами зарядку для язычка.

Работая по этому пособию, ребёнок не заметит, как пролетит время.

Занятие пройдёт незаметно и результативно!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна


Солнце радостно встаёт,

Будет светлым наш денёк!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок проснулся рано…

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Улыбнулся широко.

Губы выдвинул трубою,

Подудел слегка в неё.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот он весело шагает,

Чистить зубки он идёт!

(пальчиками обеих рук шагаем по столу)

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Сверху-снизу, вправо-влево

  • Всё почистит колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Широко он улыбнётся,

Позовёт свой язычок.

На губу его положет,

Блинчик быстро испечёт.

Пя-пя-пя он строго скажет,

Язычок слегка накажет.

А затем засунет в рот.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А потом его причешет быстро гребнем взад-вперёд.

Будет чистым и красивым наш весёлый колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот часы пробили девять

Влево-вправо тики-так!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Время чай попить с вареньем.

Папа с мамой ждут ребят…

«Горячо!» – сказал наш папа.

Все подули на чаёк.

«Ах, как вкусно!» – облизнулся колобок.

«А грибочки просто чудо!» – восхитился язычок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Посидели, посидели…

Разошлись, когда поели.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок во двор идёт…

Снег лопатой убирает.

Там и ёлку наряжает.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Маме с папой помогает.

Стены красит, дом, забор.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мусор в доме подметает,

Окна моет, пол и стол.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Много сделано, ребята.

Много сделано, друзья.

Поиграю я сегодня:

Футболистом стану я.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покатился колобок…

Резко мячик он гоняет,

Гол за голом забивает.

Не задача вдруг случилась:

Ваза мамина разбилась!

Что сказать? Не знаю я?!

Попрошу простить меня!

Вазу эту уберу.

Лучше я во двор пойду.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покачаюсь на качеле -

Вверх и вниз повыше ели.

Прокачусь на санках я

Прямо с горки – раз и два.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А когда устану, Барабанить громко стану.

Марширую я вперёд,

А за мною целый взвод.

А теперь я на коне

И никто не страшен мне.

Как же весело скакать –

Раз, два, три, четыре, пять!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мама вышла на порог.

В дом меня она зовёт.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Завтра будет Новый год!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


С наступающим Новым Годом

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Ёжик, цветы Давай покажем, как бегал ёжик. У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я - колючий серый ёж! Совершать круговые движения языком между губами и зубами. Вдох через нос- «нюхать» цветок; на выдохе произнести:»Ах, как пахнет!» Найди цветы с пятью лепестками.


Футбол Поиграем в футбол (рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.) Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она. Покажи мальчика. Который сейчас забьёт гол: он в жёлтой …, в синих …, в красных … и без …. (Футболка, шорты, носки, кепка)


Качели Покатайся с язычком на качелях. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. Улыбнуться. Открыть рот широко. Опустить кончик языка за нижние зубы, поднять язык за верхние зубы. Посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек; Покажи бабочек, которые летят направо; Покажи бабочек, которые летят налево;


Индюк сердится Покажи, как ругается индюк. Я- индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд- назад, произнося: была- была- была… Найди всех гусениц.


Месим тесто Помоги Язычку месить тесто. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, п+ять – Не пора ли вынимать? Улыбнуться, открыть рот, покусать язык, пошлёпать, закусить и протаскивать сквозь зубы. Что сделано из муки?









Татьяна Свержинская
Артикуляционная гимнастика на основе сказки «Колобок»

Комплекс

артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Р, РЬ, Л, ЛЬ)

на основе русской народной сказки «Колобок»

Повторение сюжета сказки по иллюстрациям.

Цель: развивать связную речь, восприятие, эстетический вкус.

Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические указания: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Я - фокусник, и фокусы

Показываю ловко.

Подбрасываю крокусы,

Тарелки и морковку.

Ты правильно выполнил упражнение, и бабка поняла, что ей для начала надо пойти в амбар и «по сусекам поскрести».

Упражнение «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным, лежащим на нижней губе.

Методические указания: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Зимой у лопаты Не было дела,

От грусти

Она заржавела.

Весной огород

Она стала копать,

И заблестела

Ты правильно выполнил упражнение, бабка радуется – она нашла лопату и набрала ведерко муки.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении

Пока бабка месит тесто, дед хочет её повеселить игрой на гармошке.

Но дед не умеет играть. Научи деда, выполни упражнение «Гармошка».

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть на гармошке.

Упражнение «Барабан»

Цель:отрабатывать подвижность языка в верхнем положении

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Бабка достаёт из печи колобка. Дед от радости хочет издать на барабанную дробь. Да не умеет барабанить. Покажи деду, как играть на барабане.

Выполни упражнение «Барабан».

Стихотворное сопровождение упражнения:

Барабаню в барабан,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам.

Очень громко, знаю сам,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть и на барабане.

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Контролировать:

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

2. Кончик языка доходит до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Положила бабка Колобка на подоконник, чтобы он остыл. А Колобок не хочет остывать, а хочет путешествовать.

Спрыгнул он с подоконника,

покатился по дорожке и

уткнулся в забор.

Выпусти Колобка со двора.

Поработай маляром. Нарисуй

калитку - выполни упражнение

«Маляр» .

Стихотворное сопровождение упражнения:

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперёд-назад,

Наш маляр работе рад!

Ты правильно выполнил упражнение. Маляр нарисовал калитку, и Колобок через неё вышел на улицу.

Упражнение «Комарик»

Цель:вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Методические указания: просим ребёнка улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, длительно, не отрывисто, а протяжно (в течении 10-15 секунд) произнести звук «ЗЗЗ».

Если у ребёнка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью.

Встретился на пути Колобка Зайчик. Хочет Зайчик Колобка съесть.

Помоги Колобку укатиться от Зайчика. Выполни упражнение «Комарик». Комарик прилетит и прогонит Зайчика.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик. (К. Чуковский)

Ты правильно выполнил упражнение и комарик прогнал Зайчика. А Колобок покатился дальше.

Упражнение «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку, отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Методические рекомендации : Просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Караулит Колобка на лесной

тропинке Волк. Тоже хочет Колобка скушать

Создай укрытие для Колобка.

Выполни упражнение «Грибок».

За ним Колобок и спрячется от Волка

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Ты правильно выполнил упражнение, и Колобок спрятался от Волка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка

Методические указания: просим ребенка открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Голодный медведь раздумывает, съесть ему Колобка, или нет

Выполни упражнение «Вкусное варенье», угости медведя.

Медведь оставит Колобка и займется вкусным вареньем.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Мамы любят есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.

Ты правильно выполнил упражнение и Медведь ест варенье.

}