Исследования сми интересов представителей социальных групп. Изучение социальной действительности по материалам сми
А.В. Кузнецов
Саратовский государственный университет, кафедра политических наук
За прошедшие пятьдесят лет темпы мирового развития ускорились в десятки раз, что в свою очередь наложило отпечаток на все сферы общественной жизни. Государство, гражданское общество, бизнес и СМИ стоят перед лицом или уже находятся в состоянии перемен. Причина такого положения дел заключается в том, что процесс изменений проходит с неодинаковой скоростью в разных регионах мира. Это позволяет утверждать, что информационное общество в полной мере проявило себя там, где индустриальное развитие достигло наивысших показателей. К таким государствам-лидерам следует отнести США, ряд стран Европейского союза, Японию, а также государства, демонстрирующие высокие темпы экономического роста. В указанных государствах, помимо перемен в секторе производства–потребления, стали актуализироваться тенденции, которые не имели места ранее, а именно плюрализация общественных структур, высокий уровень общественных потребностей и ожиданий, большой масштаб неопределённости и риска, информатизация общества, падение доверия населения к органам управления. Перечисленные тенденции можно объединить под одним общим знаменателем, таким как рост многообразия общества, а именно многообразия его интересов и потребностей. Исчерпывающую характеристику этому явлению можно будет дать только в будущем, но некоторые выводы можно сделать уже сегодня.
В конце прошлого столетия мир вошёл в эпоху административных реформ. Это было связано с кризисными симптомами в системе государственного управления, что выражалось в чрезмерном разрастании управленческого аппарата, в увеличении издержек на его содержание и низком качестве предоставляемых государством услуг. Всё перечисленное выражалось в росте недоверия к государственному сектору и его представителям.
Явление многообразия общества можно рассматривать по-разному, рост многообразия общественных интересов является одним из современных трендов развития общественной системы. Анализ социальных процессов даёт основание выделить ряд явлений, влияющих на усложнение общественной структуры в направлении роста плюрализации общественных установок и мнений.
Современные технологии, а именно средства коммуникации на их основе, стали ускорителем изменений. Возможность быстрого получения и обмена информацией влияет на сознание социума и каждой отдельной личности и способствует формированию множества мнений и взглядов. Объём информации даёт право выбора точки зрения или заставляет мыслить индивида самостоятельно, делать выводы и создавать свой образ реальности, ведь окружающий мир есть отражение нашего сознания. Для анализа влияния средств коммуникации на рост многообразия общественных интересов сосредоточим внимание на СМИ и Интернете.
СМИ – важный элемент социальной системы.
Это не просто посредник между событием и аудиторией, средство массовой коммуникации. Это фабрика по производству образов и точек зрения. Общество осознанно или неосознанно принимает их.
В рамках индустриального экономического уклада посредством СМИ государство конструировало унифицированное общество, поскольку масс-медиа были мощным рычагом воздействия на массовое сознание. Унифицированное общество легко управляемо, контролируемо, массовость удобна для представительной системы демократии. Уже в 1960‑х гг. в США и Западной Европе СМИ стали терять монополию на формирование общественного мнения. Вернее, она сохранилась, но утратила свой массовый характер. Об этом писал американский социолог Э. Тоффлер, который охарактеризовал данное явление как «демассификацию масс-медиа»1. Она выражалась в том, что традиционные СМИ постепенно теряли аудиторию, чей интерес смещался в сторону телевидения и радио. Впоследствии в дома пришло кабельное телевидение и стало стремительно захватывать интерес аудитории.
Господство таких американских медиамагнатов, как NBC, было подорвано. Демассификация СМИ стала результатом демассификации общества, а, возможно, и наоборот, это подобно дилемме о курице и яйце.
Явления, изученные Э. Тоффлером ещё в 1980 г., имеют место быть и сегодня. Необходимо отметить, что наблюдается продолжение отмеченного выше процесса. Это выражается не только в «демассификации», но и в демократизации масс-медиа. Огромную роль здесь сыграл Интернет. Дейл Пескин и Эндрю Начисон – руководители Медиа-центра Американского института прессы в Рестоне (штат Вирджиния), ввели новое понятие: «мы-СМИ»2. Оно используется для описания зарождающегося феномена глобального доступа к содержанию информации из бесконечного множества источников (мобильный телефон, ПК), содержанию, которое предполагает участие граждан в создании новостей и информации, оказывающих влияние на общество.
Прямое доказательство нового явления – поисковая система Google. Главная её задача состоит в том, как организовать мировую информацию, то есть дать возможность людям упорядочить мир, в котором они живут. Люди получают возможность искать, находить информацию, которая отражает их личные предпочтения, и действовать соответствующим образом.
Еще одним проявлением многообразия являются блоги. Эти виртуальные дневники позволяют формулировать идеи и соединять людей по всему миру. Такие сайты, как Global Voices http://www. globalvoicesonline.org, собирают истории и мнения рядовых граждан, которые рассказывают от первого лица об уникальных ситуациях, сохраняя самобытность своей культуры. Их сила столь убедительна, что в Интернете созданы такие сайты, как http://www.technorati.com, для отслеживания более 25 миллионов блогов, которые составляют только около четверти электронных журналов в «блогосфере». Глобальные сети позволяют людям размещать новости, мысли, идеи и изображения где угодно и когда угодно.
В новой цепочке передачи информации роль редактора выполняет Интернет посредством «блогосферы». В этом смысле цифровые СМИ, по своей сути, подрывают интересы любого института, основанного на власти и контроле. На смену традиционным СМИ в качестве главных хранителей информации приходят такие компании, как Google, MSN и Yahoo.
Другой процесс, который также может быть аргументом в защиту тезиса о росте многообразия общественных интересов, это стремительное развитие гражданского общества во всём цивилизованном мире. Наиболее активно этот процесс идёт в странах, выбравших демократический путь развития, а также в странах, причисленных к числу недемократических.
Необходимо при этом обратить особое внимание, что после Второй мировой войны усиливается движение к демократии. По мнению американского политолога С. Хантингтона, человеческая цивилизация стала свидетельницей трёх волн демократизации и двух периодов «отката» от демократии3. Хронологические рамки начала второй волны примерно соответствуют окончанию Второй мировой войны, если быть точными, то это период с 1943 по 1962 г. Далее следует этап свёртывания демократии. С 1975 г. начинается новая третья «волна демократизации», которая продолжается до сих пор.
По данным ежедневной газеты научных кругов США «The Christian Science Monitor», в последние 25 лет распространение демократии являлось одной из определяющих геополитических тенденций. В 1975 г. руководство избиралось населением в 30 государствах мира. К 2005 г. число таких государств резко возросло – до 1194. Несмотря на успех, западный истеблишмент обеспокоен тем, что указанный процесс приостановился и наблюдается довольно долгосрочный процесс стагнации.
Тенденции развития и укрепления институтов гражданского общества сигнализируют обратное: движение в сторону расширения демократии и открытого диалога всех сторон политического процесса.
Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», прозвучавшем на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 27 марта 2000 г., особо отметил, что «сфера международных публичных отношений, включая ООН, должна быть еще шире открыта для участия многих субъектов, вклад которых имеет существенно важное значение для управления процессом глобализации. В зависимости от рассматриваемых вопросов они могут быть организациями гражданского общества, частного сектора, парламентариев, местных органов власти, научных объединений, учебных заведений и многих других видов организаций. Сегодня глобальные вопросы уже не являются исключительной прерогативой министерств иностранных дел, а государства перестали быть единственным инициатором решений для многочисленных проблем нашей небольшой планеты. Вместе с национальными механизмами принятия решений в творческой разработке новых форм глобального управления принимают участие многочисленные, разнообразные и все более влиятельные негосударственные субъекты. Чем сложнее проблема – будь то переговоры о введении запрета на наземные мины, введение ограничений на выбросы, которые способствуют глобальному потеплению, или учреждение Международного уголовного суда, – тем чаще мы видим, что в поиске консенсусных решений, вместе с государствами участвуют неправительственные организации, учреждения частного сектора и многосторонние агентства»5.
Действительно, с каждым годом все более определенно обозначает себя тенденция роста числа международных неправительственных организаций (НПО), выражающих интересы гражданского общества. По мнению руководителя Росзарубежцентра Э.В. Митрофановой, число НПО в мире увеличилось в 40 раз за последнее десятилетие6. Это новая реальность, которую нельзя игнорировать, поскольку она представляет собой возможность принимать решения и решать проблемы по-новому, то есть сообща. Это касается не только международной практики, но и внутригосударственной, так как в новых условиях государство не способно обеспечить качественное и справедливое управление, не прибегая к помощи общественных структур.
Характеризуя особенности государственного управления на современном этапе развития, эксперты отмечают стремление добиться учета социальных аспектов в экономической политике и структурной перестройке. Это реакция на тенденцию к экономической либерализации, которой характеризовались 80-е и 90-е гг. прошлого столетия. Такая реакция в значительной степени является следствием обращений гражданского общества (ГО) и неправительственных организаций, количество и влияние которых, как уже отмечалось выше, за последнее десятилетие значительно возросло.
Многообразие НПО является следствием многообразия общественных интересов. В новых условиях у государства возникает радикальная потребность в дополнительных каналах получения информации от общества.
Правительства США, Европейского союза, России и всего цивилизованного мира уже столкнулись с проблемой качества управления. Возникла несовместимая с эффективностью диспропорция между архаичным государственным управлением и возросшей степенью многообразия сферы его ответственности. Возможны только два мыслимых пути решения проблемы соотношения многообразий7:
1) усложнение (повышение степени многообразия) субъекта управления (органов государственной власти);
2) упрощение (снижение степени многообразия) управляемого объекта (общественных структур).
Реализация второго варианта в современных условиях более чем утопична. Возможно лишь организационное упрощение общества путём сокращения числа партий, экономических и политических единиц. Но это не окажет ожидаемого эффекта, поскольку не затронет эволюционных процессов внутри общества. По-прежнему будет идти рост политического давления на властные структуры в обход традиционных систем политического представительства. Развитие НПО – внешнее выражение обозначенной тенденции. Усложнение субъекта управления представляется, на наш взгляд, наиболее верным решением и требует детального рассмотрения.
Можно выделить три основных пути приведения системы органов государственного управления к необходимому уровню сложности.
1. Экстенсивный путь: расширение структуры органов государственного управления и увеличение числа чиновников.
2. Интенсивный путь: содержательное усложнение чиновников, то есть развитие человеческого капитала. Усложнение процесса рекрутирования бюрократии, ведомственные программы обучения и переподготовки кадров.
3. Сетевой подход: необходимо ввести понятие «менеджмент знания»8 (knowledge management), которое играет ключевую роль в раскрытии смысла данного подхода. Социальные сети предполагают перестройку системы вертикального администрирования, основанного на иерархиях, в систему горизонтального управления, предполагающего участие ГО при разработке политических решений, обмен знаниями и сотрудничество на основе диалога.
Первый путь наименее эффективный, поскольку ведёт к созданию громоздкой неповоротливой машины, требующей огромных финансовых затрат на поддержание жизнедеятельности и качественное выполнение функций. Современная практика показывает, что административные реформы отвергают экстенсивный путь, поскольку направлены на оптимизацию управленческих функций и сокращение финансовых издержек. Попытка создания грамотного и ответственного чиновника заслуживает большего доверия, чем практика увеличения их численного количества. Но такой подход также не удовлетворителен, поскольку качественное улучшение содержания отнюдь не отменяет недостатков формы. Система разработки решений остаётся мало отзывчивой к сигналам из внешней среды. Вывод очевиден: проблему соотношения многообразий можно решить лишь одним путём, а именно путём преобразования как формы, так и содержания органов государственного управления.
По нашему мнению, первые два пути по созданию эффективной системы государственного управления необходимо рассматривать как меры, реализуемые в рамках одного общего подхода, который можно охарактеризовать как реформирование традиционной иерархической системы управления. При таком подходе стоит задача сохранения устоявшихся практик и имеющейся структуры государственного управления, основанной на принципах единоначалия, чёткой регламентации действий, оценке эффективности по объёму освоенных ресурсов. Инновации, внедряемые в старую структуру, не имеют перед собой цель её радикально трансформировать, а лишь модернизировать отдельные блоки системы, в том числе и за счёт реализуемых программ информатизации государственного сектора. Необходимо отметить особую роль сетевой модели управления, реализация которой способна обеспечить создание новой системы органов государственного управления, а также дать дополнительные возможности для расширения демократической практики.
Многообразие, являясь следствием возросшего количества информации, само производит информацию, а именно многообразие общественных интересов и установок. Принятие политических решений предполагает накопление информации, её структурирование и анализ, что в итоге приводит к получению знания и применению его для упорядочивания общественной жизни. Полученное знание оформляется в чёткие нормы или распоряжения, власть которых распространяется на всю территорию государства.
В упрощённом виде показан процесс принятия политических решений, который является фундаментальным в любой политической системе мира. Активные административные реформы двух последних десятилетий являются доказательством того, что в механизме разработки и принятия политических решений накопился огромный массив ошибок, и он требует капитального ремонта. Возросший объём информации, производимой обществом, нередко ведёт к неосведомлённости властных структур при принятии решений, что отражается на качестве публичной политики. Ответ общества: недоверие, непонимание, социальная напряжённость. Итог плохого управления: нестабильность системы. Последствия могут быть непредсказуемыми для политической элиты. Она заинтересована в стабилизации ситуации на долгосрочный период. Соответственно в условиях многообразия общества политическая система должна быть способна, по нашему мнению, решать две основные задачи управления:
1) получение необходимого объёма информации об обществе, 2) качественная обработка информации и получение знания.
Ускорение времени – одна из особенностей информационного общества, где инновации как в экономике, так и в общественном секторе становятся решающим фактором в борьбе за конкурентоспособность.
Главную силу приобретает знание, производящее инновации. Приходит понимание того, что инвестирование в образование, то есть в способности индивида – движущая сила развития. Несомненно, такой подход актуален и в сфере государственного управления. Менеджмент знания становится необходимым условием для успешного хода административных реформ, целью которых является приведение системы органов государственного управления к необходимому уровню сложности. Разработка и принятие политических решений уже немыслимы без учёта культурного, экономического и политического многообразия общества. Единственный способ достижения «хорошего управления» (good governance) – расширение демократической практики. Такую возможность даёт внедрение института электронного правительства (electronic government), которое может сыграть роль катализатора перемен в секторе государственного управления9.
Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности может по-разному влиять на характер управления: от усиления устоявшихся управленческих практик до трансформации структуры управления в русле усиления горизонтальных транзакций. В условиях усложнения общественной структуры возникают предпосылки для качественно нового характера взаимодействия государственного сектора и внешней среды. Ключевое значение в процессе сотрудничества приобретают согласие и договор, которые позволяют вырабатывать решения по общим актуальным вопросам.
Многообразие общественных интересов вызывает к жизни именно сетевые типы организации и взаимодействия. Сетевая модель расширяет права «меньшинства» на участие в политике, что труднодостижимо при иерархических структурах.
Список литературы
1 См.: Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. С. 266.
2 Начисон Э., Пескин Д. Новейшие СМИ меняют глобальное общество // http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0306/ ijgr/peskin.htm.
3 См.: Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце ХХ века. М., 2003. 367 с.
4 The Christian Science Monitor. Global spread of democracy stalled // http://www.csmonitor.com/2007/1121/p01s02-usgn.html
5 Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/2000–6.htm
6 Роль структур гражданского общества в диалоге Россия – ЕС // http://www.rusintercenter.ru/?lang=ru&text=16
7 Шабров О.Ф. Разнообразие как фактор эффективности государственного управления // http://shabrov.info/Statji/ raznoobr2.htm
8 Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // http:// politex.info/content/view/59/40/
9 См.: Сморгунов Л.В. Способности государства и критика концепции электронного правительства // Интернет и современное общество: Тр. X Всерос. объединённой конф. СПб., 2007. С. 38.
Формирование структуры системы ж-ки осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а за тем в процессе развития СМИ стали появляться нов газеты, журналы, программы радио и телев-я разных тематических, программных, аудиторных ориентаций. Если СМИ –это система, то мы в ней выделяем компоненты: материально-техническая база СМИ . На сегодняшний день состояние полиграфии, телерадиокоммуникации не полностью устраивает в инф-ой сфере. Об этом говорнят цифры: 40% мощности крупных типографий и 70% местных полиграф-х типографий это устарешая высокая печать. Оборудование изношено 80% - не высокое качество полиграфических работ. По этой причине многие редакции газ и ж-лов обращ-ся к заруб-ым полиграфистсам. По данным 1997 г. 56% ж-лов печатались зарубежом. Серьёзные трудности испытывает система доставки и знание потребителя. Эк-ка СМИ : самые серьёзные перемены произошли в 90-ые годы (перестройки). Наряду с гос-ми и общ-ми организациями СМИ сегодня владеют частные лица, ЗАО, ОАО, ООО, совместные предприятия. Заметно уменьшилась доля гос-го финансирования. На лицо конкуренция, рынок СМИ. Заметна коммерциализация. Сейчас СМИ существует как ср-во извлечения прибыли и как ср-во для защиты и реализации коммерческих стр-р. Аудитория - влияние аудиторного фактора на СМИ очень заметна. Увеличилось кол-во общероссийских передач ТВ, радио; кол-во общероссийских газет тоже возросло. Активно развивается местная пресса, тематика тоже расширилась, растёт число изданий и передач, адресованных различным группам населения.
Разнообразные в типологическом отношении СМИ в совокупности образуют систему ж-ки. Все они взаимодействуют между собой. В системе ж-ки выделяют несколько групп: 1-ое-пресса (газеты и журналы) 2-ое аудиовизуальные СМИ (ТВ эфирное, кабельное, радио, документальное и видео вещание) 3-е информационные службы(телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства ПР, професс-ые ж-ие клубы и т. д.) . если посмотреть историю СМИ, 1-ой появилась периодика, радио и ТВ. В наст вр очень быстро развиваются информац-ые службы. Они обычно располагают обширные сети корреспондентов по всей стране и за рубежом, поддерживают связь с органами власьти, банками и фирмами и т. д. В зависимости от разнообразия издания и программы можно выделить несколько слоёв: 1-в зависимости от тематики выделяют универсальные программы и издания, где затрагиваются все сферы жизни общества(Хыпар, сов Чувашия, МК в Чебоксарах; передачи-Чуваш Ен, Вести) 2-ое многопрофильные, кот-ые охватывают ряд проблемно– тематических линий и связанных между собой в объединённом направлении и характером информации. (МК в Чебоксарах, Моя Семья) 3-е специализированные, кот-ые обращаются к тематической линии (Медицинский вестник-газ, Здоровье –передача). Аудитории приходиться выбирать из всей совокупности СМИ некоторые в соответствии с запросами и интересами.
Для того чтобы печать, радио, ТВ могли нормально функционировать иметься обширная инфроструктура(подструктура). По другому эта система жизнеобеспечения деятельности ж – ки. Эта система выполняет 2 функции: обеспечивает газеты, журналы, радио, ТВ информацией, технологией, системой связи и т. д. ; обеспечивает доставку инф-ии потребителям.
Важнейшие части инфроструктуры:
Информ-ая часть (инф-ые агентства и службы – телеграфные агентства, агентства печати, радио, ТВ, пресс-центры, пресс-бюро и т. д.)
Техническая часть (предприятия полиграфии, технические центры ТВ и радио, предприятия связи, почта, организации занимающиеся книготорговлей, газетами и журналами)
Система работы с кадрами (факультеты и отделения журнал-ки в университетах, творческие союзы ж-ов, писателей и т. д.)
Организационно-управленческая. (Министерство печати масс-ой инф-ии, объединения по защите интеллектуальной собственности, всевозможные ассоциации).
Типология СМИ
Типология это классификация предметов или явления по общности каких-либо признаков. Каждый ж-ст должен уметь грамотно давать типологическое описание каждого конкретного издания или программу вещания. Надо заметить, что: 1) типологические признаки носят неформальный (нечастный) характер, т. е. изменение одного признака влечёт за собой преобразование и др-х признаков, 2)типология прессы нах-ся в зависимости от внутренних (ж-стских) и внешних (Социальных) причин и фактов, 3) движение в типологии прессы происходит непрерывно.
Критерии типологизации: 1) регион распространения (федеральное, национальное, региональное, местное) здесь за основу берётся не место издания, а обслуживаемая аудитория. Региональными м. быть областные издания (Западная Сибирь), местная пресса это городские и районные издания. 2) учредитель, 3) аудитория, 4) издательские хар-ки.
Типолгию рассм-ют в ж-ке как научный метод. Основой типологии явл-ся расчленение систем на отдельные части и наоборот группировки с помощью обобщённой моделью или типа. В печати эта еденица явл-ся периодическое издание, на ТВ это канал, программа, на радио – радиопрограмма. Тип ж-ки исп-ся в науке для изучения существ-ых признаков СМИ: 1) это хар-р аудитории, его предметно-тематическая направленность (хар-р инф-ции), целевое назначение, время выхода,периодичность.
По хар-ру аудитории выделяют типы: международные, общероссийские, межрегиональные, этнические, территориальных общностей, для профессиональных производственных групп, для соц-ых групп, для возрастных грцпп, для женщин и мужчин, для родителей, для малых групп, для различных групп верующих.
По хар-ру инф-ции: универсальные (Крестьянка, Работница), специализированные (по тематике: эк-ие, экол-ие, по пром-ти, по трансп-ту, по вопросам спорта, лит-ры, медицины, политики и т.д.). Целевое назначение изд-я программ дифференцирует СМИ в соответствии с их хар-ром осуществляемых функций. В зависимости от этого формир-ся такие телерадиопрограммы: публицистические, литер-ые, худож-но-публиц-ие, культурно-просветительские, учебные, методические и т.д..
5.9Периодическая печать в системе СМИ. Его функции. Осн- виды. Газеты, еженедельники, ж-лы как основные виды изданий
Газета – периодическое текстовое издание, содержащее оперативную инф-ю, статьи на актуальные, общественно-политические, научные, производственные и др. темы, а также лит-ые произведения, фото, рекламы. Еженедельник – периодическое изд-е, выходящее раз в неделю. Журнал – периодическое изд-е, содержащее текстовые и иллюстрационные материалы, посвящённые общесвенно-полит-ие, соц0но-эк-им, научным, производственным, культурно-эстетическим и др. воросам. Состоит из сброшюрованных печатных листов и обложки, имеет постоянные названия, профиль, периодичность (от 2 номеров в год до 1 номера в неделю), объём (в физ-их, условных печатных и учётно-издательских листах), определённую тематическую направленность, соответствующее художественно-графическое направление. Периодическая печать – это вид печатного ж-стского изд-я – газ, ж-л, еженедельник, бюллетень новостей и др..
Печать (газеты, журналы, еженедельники, альманахи, книги) Здесь информация фиксируется на бумажном листе с помощью типографской техники. Инфр-ия храниться в виде рисунков, таблиц и т. д. Особенности: 1- текст воспринимается без помощи доп средств; 2-ое возможность быстрого обзорного ознакомления с материалами и выбора из них интересующее; 3-е возможность вернуться к прочитанному в удобное для читателя время; 4-ое возможность выбора оптимального темпа, порядка ознакомления с материалами; 5-ое недостаточно оперативно в связи с технологией и доставкой, 6-ое доступно только грамотному. 7- ое возможность иметь при себе в любое время.
4) культурно-образовательная;
5.10.ТВ в системе СМИ. Его функции. Осн виды. Тенденции развития. Дело радио – информировать, дело ТВ – демонстрировать, дело газет и печати – анализировать и объяснять.
ТВ-ие- это (с т. з. технической реализации) способ передачи на расстоянии оптических изображений при помощи спец средств приёма, преобразования передачи, запоминания (записи) и воспроизведения объекта наблюдения. Функции ТВ ж-ки: 1) коммуникативная ф-я (общения), налаживания связи, контакта, общения.
2) непосредственно-организаторская;
3) идеологическая;(чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности при акцентированном внимании на развитие общ-ого мнения)
4) культурно-образовательная;
6) утилитарная (помощь аудитории на бытовом уровне: вязание, вышивание, полезные советы);
7) рекреативная.(развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).
Используя свои возможности представления зрителям визуальной инф-ии, ТВ быстро перехватило у прессы ряд её важнейших фун-ий. Новейшие технические сред-ва позволяют ТВ расширять регионы своего воздействия и увеличивать свою аудиторию.
Особенности ТВ: 1- возможность организации оперативных передач. 2- создание большого «эффекта присутствия». 3- возможность обращаться к ТВ только в свободное время. Невозможность для зрителя изменить время просмотра передач. 4- лёгкость восприятия инф-ии. 5- возможность совмещения с др. занятиями.
Основные виды: по способу трансляции а) эфирное(все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя), б) спутниковое (напр. «Космос ТВ» совместное российско-американское предприятие, В России в 1996г. «НТВ плюс») в) кабельное (Комнания «КТВ-1»,кабельные сети в городах России)
ПО типу деятельности: вещательные, програмопроизводящие, дистрибьюторы.
Попринципу образования: из старых структур(ВИД, АТВ и т. д.), новообразованные (ТВ-6 Москва),
По охвату аудитории: общероссийская (РТР), межгосударственные (с натяжкой м. отнести ОРТ), региональные и местные.
По способу распространения: общенац-ые (ОРТ,РТР), сетевые, местные.
По специализации программ: общие (ВИД и т. д.), специализированные.
По форме собственности: гос-ые, негос-ые(частные-РЕН-ТВ, ЗАО, ОАО)
5.11.Радиовещаниев системе СМИ. Его функции. Осн виды. Тенденции развития. Дело радио – информировать, дело ТВ – демонстрировать, дело газет и печати – анализировать и объяснять.
Особенности: носителем инф-ии явл-ся звук. 1- высокая оперативность инф-ии. 2- возможность более полного и глубокого восприятия чистого звука. 3- невозможность прослушивания в удобное время, в желаемом порядке, темпе и возвращение к инф-ии при необходимости 4- возможность слушанья в один момент одной только передачи. 5- возм-сть совмещения слушания с др видами деят-ти. 6- возможность иметь при себе в любое время.
Функции ж-ки: 1) коммуникативная ф-я (общения), налаживания связи, контакта, общения.
2) непосредственно-организаторская;
3) идеологическая;(чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности при акцентированном внимании на развитие общ-ого мнения)
4) культурно-образовательная;
6) утилитарная (помощь аудитории на бытовом уровне: вязание, вышивание, полезные советы);
7) рекреативная.(развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).
Функция радиовещ-я – слово функция в словаре трактуют как обяз-ти, деят-ти, роль, круг деят-ти. Опираясь на это определение мы … на разнообразное ф. радио-ия. . на первом плане функции: инф-ое, просветительское, развлекательное. Все они связаны с предоставлением аудитории максимальных сведений о жизни и деят-ти общ-ва: 1) инф-ые, 2) ф. выражения и формирования общ-го мнения (по радио сказали), ф. общения (телеф-ые звонки, СМС), агитационная ф., просветительская ф., организаторская ф..
Виды: франчайзинговые – коммерческие сетевые ФМ-станции, местные коммерческие ФМ-станции, имеются в крупных городах, медиа-холдинги, общенациональные или центр-ые радиостанции, к ним отн-ся гос-ые «Радио России», комменрческие
«Русское Радио», региональные радиостанции, локальные местные радиостанции (охватывают ограниченную аудиторию небольших городов, посёлков, населённых пунктов, сельских районов и т. п.).
1920 г. первая радиостанция в Чебоксарах, 12 окт. 1924 г. ежедневная радиопередача моск-ой радиостанции им. А.С.Попова, 23 ноября открыласт регулярная радиопрограммы станции или Коминтерна.
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности -профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?
На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с. 279):
Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально-демографические группы и т.п.;
статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре зультате социального разделения труда, институализации социальных связей, т.е. группы, образованные на основа нии сходства социального положения, позиций в обще стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес кие работники, учительство, чиновничество, предприни матели и т.д.;
целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч но-исследовательских, политических, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма лизованной системы взаимных прав и обязательств участ ников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функций, статусов и ролей работников организации, наличие лиде ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах высокоинституализированы, что повышает надежность получения групповых эффектов.
Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.
В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы - непосредственно или опосредованно.
Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях -- их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».
Большие группы - это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабочих, национально-культурная община и др.).
Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности.
МАЛАЯ ГРУППА
Роль малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.
Как и всякая социальная группа, малая группа - это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.
Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на которые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С. Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей ствие, хорошее знакомство партнеров друг с другом.
Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная -- 7- 9 человек.
Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:
они носят персонифицированный характер;
у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;
в малой группе эффективно может осуществляться груп- повой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре- акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до- стоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;
структура малой группы, выработанные в ней статусно- ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор- мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова- ны, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным осо- бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в зна- чительной части формируются методом проб и ошибок,
«подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).
Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений.
Связь «личность - общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.
Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*.
Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уваже- ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.
Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней.
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп.
Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-
См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.: Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.?
Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).
Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**.
Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.
Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.
Вследствие этого первичная группа характеризуется:
Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;
" См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980, с. 242-243.
достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ- ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу- боким переживанием;
высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля поведения, моды, вкусов.
В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер.
Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафедра, отдел, бригада).
Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений. Вторичные отношения - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами, -- это вторичные отношения, но неформальные).
Нам представляется, что разделение групп на первичные и вторичные аналогично классификации взаимодействий людей, предложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и общество с его рациональной (избирательной) волей. В первичных Труппах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе).
Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.
* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322
Следует сделать два специальных пояснения.
1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак- теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм- пирической, практической достоверностью. Но эта эмоционал-ь ность вторична, опосредована функциональными.соображения ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для реализации прагматичных, функционально целесообразных рас четов.
Во вторичных группах могут образовываться первичные отношения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совместного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений.
Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индивидуально-личностные качества, симпатии, а вторые --на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дружеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вторичные отношения, подчинять вторые первым является признаком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Совмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организации общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «общинные» черты.
2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про- цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж- дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова- ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру- ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность, многие другие важнейшие черты современного работника, граж- данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега
БОЛЬШИЕ ГРУППЫ
И СПЕЦИФИКА ИХ
ИНТЕГРАЦИИ
на работе - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. Говоря об основной роли социальных групп в возникновении общественных макропроцессов и изменений, мы, конечно же, имели в виду большие многотысячные социальные группы, которые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание социально-значимых черт человеческой психики, как справедливо подчеркивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой группе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково придется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каждой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская.л др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, селекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.
В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нормами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?
* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое.сознание...//Вопросы психологии. - 1991. - № 9.
При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфических моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, использует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые вариации в рамках молодежи как большой социально-демографической группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особенности, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры рабочего класса.
2. Достаточно сложной проблемой является интеграция больших групп.
Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоинтегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегрированной общности.
С другой стороны, можно привести множество примеров высокоинтегрированных больших социальных групп, в частности, наций, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа.
Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Империи общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев.
Как удается объединить в одном порыве огромные массы никогда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?
Конечно, интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая --по более сложной, многоступенчатой.
Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интеграционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.
Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология, идеологическая работа во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осознание участниками малой группы своей общности, единства.
Разрозненные представители той или иной массы, имея совпадающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать контактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.
Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные массы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представления о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в больших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. человеком, способным выработать единую программу действий и сплотить на ее основе многотысячные массы.
Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствующий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притягательным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).
Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологической работы разрозненные, разбросанные на огромной территории индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказываются готовыми к солидарным групповым действиям.
Примерами идеологий больших групп, которые стали символическими, идейными интеграторами разрозненных на огромной территории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеология (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская национальная идеология и др.
Второй. Существует мнение, что большая группа не может обеспечить хорошего эффективного группового контроля за выпол-
нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформного поведение и т.д.
Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетельствует: такой контроль может быть в той или иной степени достигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные критерии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направленность малой группы.
Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в решающей степени определяется тем, насколько в семье чтут национальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюдение национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.
Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспособность большой группы, ее способность выступать как единое целое.
Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируемая сверху первичная партийная организация. Все процессы, затрагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевременно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контролировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.
Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, боеспособность большой группы зависит помимо того, о чем говорилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, авторитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.
Трудно логически строго анализировать солидарные отношения, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.
СМИ могут рассматриваться как:
Средство информации
Средство общения
Продукт профессионального творчества
Что изучается: география, участники событий, авторы публикаций, форматы, жанры.
Проблема выборки: риск попасть на те номера, где нет определенных рубрик (например, в ежедневной газете). Должна учитываться регулярность, периодичность.
Рамки исследования могут быть разные: повседневная деятельность, специальная.
Зарубежные социологи уделяют много внимания качественным исследованиям аудитории СМИ. Проводятся академические опросы, т.е. глубинные, связанные с интересами, потребностями), они ведутся университетами. Коммерческие опросы ведутся специальными фирмами, которые занимаются в основном медиаметрическими, количественными исследованиями аудитории.
Должность социолога в зарубежных СМИ - привычное явление. Если аудитория составляет более 100 тысяч человек, то есть обязательно штатный социолог. Но чаще приглашают социологические фирмы и службы для проведения конкретных исследований.
Существенным направлением в современной западной эмпирической социологии является разработка проблем взаимоотношений человека и общества через каналы массовой информации, место и роль последних как в общественных структурах, так и в индивидуальном потреблении. С 80-х разрабатывается так называемые “теории обработки информации”, которые основываются на социально-психологических подходах и на представлениях о роли массовой коммуникации в обществе.
Конкретные исследования показывают, что не только специалисты, но и массовая публика имеет свои представления о функциях массовой коммуникации и это определенным образом сказывается на потреблении и усвоении информации. Одной из основных функций СМИ в современном обществе считается отражение окружающей действительности. При этом оговаривается определенная степень несвободы как в изображении “картины мира” средствами информации, так и в ее восприятии разными группами массовой аудитории. Одними из пионеров этого направления стали в 70-е исследователи “информационной повестки дня”, основная гипотеза которых заключалась в предположении, что наиболее эффективная массовая информация не в изменении мнений и отношений, как представлялось социологам первой половины нашего столетия, а в обозначении границ событий, о которых осведомлены большие массы людей.
Дальнейшие исследования, правда, принесли больше вопросов, чем ответов, но это направление остается одним из популярных среди исследователей. Так, американские социологи провели сопоставление основных тем, прозвучавших по трем основным каналам ТВ в информационных программах за две исследуемые недели, с данными опроса об интересе телезрителей к этим темам. Такие сопоставления дают четкое представление о “ножницах” между ожиданиями аудитории и предложением со стороны каналов информации, позволяют последним вносить коррективы в свою работу.
Взаимоотношения СМИ и общества, их эволюция наглядно проявляются в исследованиях отношения населения к журналистам и их деятельности, а также в представлениях о роли (функциях) СМИ. Так, опросы, проведенные Французским институтом общественного мнения СОФРЕС в 1975 оказали, что доверие население ко всем каналам массовой информации за 12 лет упало, в том числе к прессе на 16 пунктов, к радио на 14, а к ТВ на 22 пункта. Тем не менее, по мнению респондентов, все-таки достоверность изображения событий на телевидении выше, чем в прессе (59% доверяющих ТВ против 46% - прессе). Однако эта иллюзия, очевидно, рассеивается. Одна из причин падения доверия СМИ - утрата веры в независимость журналистов. Другой причиной можно считать частое обращение СМИ, по мнению французов, к маловажным проблемам и то, что они плохо отражают реальные мнения населения.
Традиционный объект внимания социологии массовой коммуникации - массовая аудитория - остается в центре внимания современных зарубежных исследователей, но подходы к ее изучению претерпели значительные изменения за последние десятилетия. Воспринятое некогда как шаг вперед в структурировании анонимной аудитории деление ее по социально-демографическим признакам сейчас воспринимается как необходимое, но явно недостаточное. Более того, все чаще исследователи приводят доказательство того, что социально-демографические характеристики скорее подходят как способ описания особенностей групп аудитории, сложившихся по другим основаниям - интересам, мотивам, позициям и т.п.
Главной чертой исследований последних десятилетий является отказ от модели “пассивной” аудитории и поиск признаков (психологических, социальных, коммуникативных), определяющих их объединение (часто временное, неустойчивое) вокруг тех или иных источников информации, каналов, передач.
Существенные изменения произошли в понимании и использовании таких традиционно включаемых в исследования аудитории признаков, как интересы и мотивы обращения к СМИ. Деление массовой аудитории по интересам стало теперь явно недостаточным и условным. Представление о том, что элитарные передачи по ТВ смотрит избранная публика, оказалось ошибочным, и предлагается теперь сосредоточить внимание исследователей на изучении спектра информационных интересов единой аудитории, а не множества аудиторий с одним или немногими интересами каждая. Исходя из этого, ТВ должно стремиться к созданию разнообразных передач, рассчитанных на разнообразие интересов, а не на специфическую, часто мифическую, аудиторию.
Огромное внимание современная социология массовой коммуникации уделяет изучению мотивов обращения аудитории к тем или иным средствам или типам информации. На основе значительного числа исследований выявлена достаточно устойчивая структура основных мотивов обращения человека к ТВ: общение, времяпрепровождение, привычка, эскапизм, релаксация, развлечение, поднятие жизненного тонуса и получение информация.
Одной из ключевых проблем взаимодействия СМИ и общественного мнения является вопрос о том, должны ли они быть “зеркалом” мнений или их “ваятелем”. В более широком смысле это проблема соотношения “картины мира” в реальной действительности, в массовой информации и в головах людей. Исследователи, например, отмечают, что ведущие американские информационные агентства уделяют развивающимся странам не меньше места в своих сообщениях, чем развитым. Однако, как правило, они выделяют в жизни развивающихся стран негативные (коррупция, преступность, отсталость) аспекты, что приводит к искажению “картины мира”. Такое же искажение было в свое время зафиксировано исследователями отражения в английской прессе антивоенного (против войны американцев во Вьетнаме) движения в Великобритании.
Активно разрабатываются сейчас проблемы взаимодействия СМИ и общественного мнения не только друг на друга, но и на третью силу, которую чаще называют “круги, принимающие решение” (от правительства до разного рода руководителей). В этом кругу СМИ выступают как рупор общественного мнения и как канал влияния на общественные процессы. Причем эффективность воздействия СМИ в последнем случае лучше контролируется и измеряется, чем влияние на формирование общественного мнения.
Формирование в течение последних двадцати лет в РФ института социальной работы сопровождалось развитием различных форм и моделей его взаимодействия со СМИ, среди которых самыми важными являются следующие: освещение в СМИ социальной проблематики и формирование общественного мнения; выполнение функций социальной работы конкретными лицами или СМИ в целом; осуществление контроля, анализа и мониторинга в сфере социальной работы, социальной политики и социальной защиты; реализация совместной проектной деятельности субъектов СМИ и социальной работы и др.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
16759. | Реструктуризация корпоративных заемщиков по выбору кредиторов: решение макро-проблем на микроуровне | 14.73 KB | |
Существенное ухудшение экономической ситуации в стране и мире привело к тому что большинство российских предприятий в том числе и крупных столкнулись с многочисленными финансовыми проблемами и постоянным ростом задолженности. Общий объем дефолтов таков что суммарно за год с сентября 2008г. Причина кроется в том факте что все деньги осели в банках: на поддержку финансового рынка и отраслей... | |||
3721. | Механизмы решения социальных проблем молодежи | 55.86 KB | |
Вместе с тем, решение проблем молодежи как приоритетное направление функционирования российского общества находится в стадии формирования. Наряду с этим в общественной жизни и государственной политике ошибочно присутствует надежда на то, что все само по себе устроится в связи с развитием макроэкономических процессов. | |||
16785. | Концепция «социального жара» как основа различных социальных проблем в образовательной системе России | 10.59 KB | |
Парадоксально но вред который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества желавшего получить от своих граждан как можно более труда и соответственно материальных благ. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества. В нашем обществе сложились отношения которые мы называем мотивирующим давлением общества. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того что чем... | |||
21726. | 77.33 KB | ||
Ключевые слова: гражданское общество; принцип разделения властей; формирование правового государства и т. Объект исследования - общественные отношения в области формирования гражданского общества и правового государства. Цель дипломной работы: изучение тенденций и проблем формирования правового государства а также гражданского общества в Республике Беларусь. Задачи исследования: Определить основные концепции и этапы развития гражданского общества; Дать определение понятия гражданского общества; Рассмотреть взаимодействие... | |||
2862. | Решение таможенного органа по жалобе | 4.3 KB | |
Решение тамож органа по жалобе Решение таможенного органа по жалобе на решение действие бездействие таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде. В таком решении должны быть указаны: 1 наименование таможенного органа рассмотревшего жалобу; 2 номер решения; 3 дата и место составления решения; 4 должность фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа принявшего решение по жалобе реквизиты документа подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы за исключением начальника таможенного... | |||
21184. | Решение задачи «Выбор поставщика» | 247.47 KB | |
Исходные данные к задаче Выбор поставщика Данные для расчета дополнительных затрат Трансп тариф руб м3 Норма трансп запаса дн Норма страх запаса дн Ставка банк кредита Ставка за экспедирование груза Доп. Исходные данные к задаче Управление запасами Торговый ассортимент фирмы и среднегодовой запас № ассортиментной позиции Среднегодовой запас по ассортиментной позиции у. ЛОГИСТИКА МОДЕЛЬ ПОТЕРИ ДЕФИЦИТ ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЗАПАСА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ. Решены две задачи связанные с выбором поставщика и управления... | |||
19053. | Оптимальное решение двойственной задачи | 256.75 KB | |
Метод 2 Оптимальное решение двойственной задачи можно получить из следующего уравнения. Их можно использовать для определения оптимального решения одной задачи непосредственно из симплекс-таблицы содержащей оптимальное решение другой. После нахождения оптимального решения решаемой задачи оптимальное решение обратной задачи определяется одним из описанных методов. | |||
8653. | Решение систем линейных уравнений | 91.38 KB | |
Если число уравнений системы совпадает с числом неизвестных m=n то система называется квадратной. Решением линейной системы 2.2 называется набор чисел которые при подстановке вместо неизвестных обращают каждое уравнение системы в верное равенство. Для системы линейных уравнений матрица А = называется матрицей системы а матрица А= называется расширенной матрицей системы Определение. | |||
871. | Решение нестандартных задач на уроках математики | 62.39 KB | |
Сколько будет весить цапля если встанет на 2 ноги Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье Шесть котов за шесть минут съедают шесть мышей. Сколько понадобится котов чтобы за сто минут съесть сто мышей Стоят 6 стаканов 3 с водой 3 пустых. | |||
19491. | Решение дифференциальных уравнений в частных производных | 267.96 KB | |
Экранированная двухпроводная линия РАСЧЕТ Для выполнения расчета необходимо запустить PDE Toolbox для этого необходимо выполнить команду pdetool в рабочей области MTLB. Двухмерная модель проводящей линии Сначала из геометрических примитивов строиться модель системы см... |