Календарь памятных дат княгиня ольге. Княгиня ольга российская Княгиня Ольга в истории России

24 июля православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Ко дню памяти святой в отделе обслуживания открылась книжная выставка.

24 июля православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги. Ко дню памяти святой в отделе обслуживания открылась книжная выставка «Первая христианка на Руси - княгиня Ольга». На выставке представлены материалы, посвященные жизни и личности княгини, принятию Русью христианства. Выставка будет работать до 20 августа.

Языческое имя Ольга (от скандинавск. - Хельга) - «святая» - предполагает в человеке особый духовный настрой, острый ум и прозорливость. Народ назвал Ольгу - Мудрой. Христианское (данное при крещении) имя святой Ольги - Елена (в пер. с греч. - «факел») - стало выражением горения ее духа.

Более 1000 лет назад жила эта женщина, которую помнит и почитает русский народ. В 1547 г. православная церковь причислила княгиню к лику святой равноапостольной. «Святая Ольга стала духовной матерью русского народа», - написано в «Житии св. Ольги» .

Святая княгиня Ольга была мудрой и милосердной правительницей: она установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей (затем по погостам стали строить храмы); положила начало каменному строительству на Руси (первые каменные здания в Киеве - городской дворец и загородный терем княгини). В 945 г. Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Вместо прежних языческих богов с жестокими обрядами жертвоприношения Ольга одной из первых открыла для языческой Руси христианскую культуру, дважды ездила в Константинополь с целью завязать матримониальные связи.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость...».

63.3(2)4
П 421
Ф 14380-ОЧЗ
Ф 14508-КХ

Повесть временных лет / пер. Д. С. Лихачева; худож. М. М. Мечев. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 200 с.

63.3(2)4
П 925
К 538021-ОЧЗ

Пчелов, Е. В. Первая русская святая // Рюриковичи: история династии: / Е. В. Пчелов. - Москва: Олма-Пресс, 2003. - С. 58-66.

63.3(2)4
Р 764
К 539600-ОЧЗ

[Давыдов, М. Г.] Ольга // Российские государи, 862-1598 / [авт.-сост. М. Г. Давыдов]. - Смоленск: Русич, 2003. - С. 41-46. - (Популярная историческая библиотека).

63.3(2)4
Р 93
К 419444-КХ
К 419445-ОЧЗ
К 411767-ОЧЗ

Рыбаков, Б. А. Укрепление державы // Мир истории: нач. века рус. истории / Б.А. Рыбаков; худож. К. Сошинская. - Москва: Молодая гвардия, 1984. - С. 100-131.

63.3(2)4
П 312
К 507876-ОЧЗ
К 510061-КХ

Петрухин, В. Я. Игорь Старый и Ольга. Конфликт племенного и государственного права // Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков / В. Я. Петрухин. - Смоленск: Русич; Москва: Гнозис, 1995. - С. 143-154.

63.3(2)4
Б 959
К 556915-ОЧЗ

Бычков, А. А. Ольга // Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы / А. А. Бычков. - Москва: Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - С. 135-165.

84Р1
О-834
К 485839-ОЧЗ

Княгиня Ольга // Откуда пошла земля русская, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась русская земля: сказания Рус. Летописи / сост. Карпов А. - Москва: Молодая гвардия, 1995. - С. 42-52.2: ил. - (Русская гимназия).

63.3(2)4
С 458
К 521974-ОЧЗ
К 521975-КХ

Скрынников, Р. Г. Крещение княгини Ольги // Русь IХ-ХVII века: учеб. пособие для абитуриентов вузов и учащихся ст. кл. / Р. Г. Скрынников. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - С. 27-28.

63.3(2)
К 15
К 560204-ОЧЗ

Кайдаш-Лакшина, С. Н. Княгиня Ольга, основательница русского государства // Судьбы великих русских женщин / С. Н. Кайдаш-Лакшина. - Москва: Мартин, 2005. - С. 7-30.

63.3(2)4
В 35
К 521213-ОЧЗ
К 521214-КХ

Вернадский, Г. В. Передышка: Ольга // Киевская Русь / Г. В. Вернадский; пер. с англ. Е. П. Берштейна и др. - Тверь: ЛЕАН, М.: АГРАФ, 1999. - С. 47-50.

63.3(2)4
М 801
К 553307-ОЧЗ

Морозова, Л. Е. Месть княгини // Русские княгини: женщины и власть / Л. Е. Морозова. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - С. 33-39. - (Историческое расследование).

67.3
П 733
К 492847-ОЧЗ
К 496066-ОЧЗ
К 515596-КХ

Пресняков, А. Е. Княжое право в Древней Руси: очерки по истории X-XII столетий: лекции по рус. истории: Киев. Русь / А. Е. Пресняков; подгот. текста, ст. и примеч. М. Б. Свердлова; Рос. АН. - Москва: Наука, 1993. - 632с. : ил.,1 л. портр. - (Памятники исторической мысли).

63.3(2)4
М 422
К 584660-ОЧЗ

Мединский, В. Р. Особенности национального пиара: PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра: [на основе курса закрытых лекций в МГИМО] / В. Р. Мединский. - 2-е изд. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 602, с: ил., портр.

Святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга Российская

(894 - 969)

Княгиня Ольга - жена киевского князя Игоря Рюриковича и мать князя Святослава. Одна из самых замечательных женщин - правительниц в русской истории. Ольга управляла древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. Первая женщина, причисленная русской церковью к лику святых.

С её именем связано первое упоминание о Пскове в летописи (903 год), она считается основательницей Троицкого собора в Пскове. Благодаря её усилиям была укреплена крепость Пскова.

О жизни Ольги до ее встречи с Игорем известно немногое. Из древней летописи русского государства «Повесть временных лет» и ее «Жития» мы знаем, что звали ее варяжским именем Хельга, а на русском - Ольга. Предание, изложенное в «Житии», называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Здесь состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

Игорь, как и положено правителю-воину часто отсутствовал отправляясь в военные походы и на сбор дани, Ольга оставалась в Киеве на престоле.

В 942 году родила сына - Святослава, а в 945 году был убит ее муж, князь киевский Игорь. После смерти мужа, и по малолетству сына Ольга становится полновластной правительницей Киевской Руси.

Игоря убили восставшие древляне и Ольга, укрепляя государство, сумела перехитрить их и впоследствии полностью разгромить и подчинить. Летопись повествует о жестокой мести, подчеркивая, что христианской в то время княгиня еще не была.

Дважды Ольга объехала псковские и новгородские земли, назначая и упорядочивая дани, учреждая места для торговли и обмена. Такое разумное распределение «полюдья» - налогов в пользу Киева обеспечивало объединение русских земель вокруг него. Позднее при этих своеобразных административных центрах строились храмы.

Мудрая правительница искала связей с иными странами и во многом была первым государственным деятелем, чей статус признавался другими государствами.

В 955 году она посетила Византию и приняла христианскую веру. «Житие» рассказывает, что обряд совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный, который оставил описание визита Ольги и самого обряда в своем труде «О церемониях византийского двора». Ольга принимает христианство с именем Елена. Вслед за ней христианскую веру приняло ее ближайшее окружение.

Став первой христианкой в русском княжеском роду, она просила посвятить для крещения Руси священнослужителей и первая начала вводить христианство на Русской земле, чему воспротивился ее сын.

Святославу уже исполнилось 15-16 лет и он имел государственное влияние. Он не только не пожелал принять крещение, но и демонстративно поддерживал язычество, высмеивая веру матери.

Не сбылась и надежда Ольги организовать брак Святослава с византийской принцессой. Этот шаг помог бы снять с Руси клеймо варварской страны. Святослав предпочитал воевать и в Киеве появлялся редко. Конфликт матери и сына привел к тому, что титул князя киевского Святослав получил лишь после ее смерти, да и прожил недолго. Древнерусские книжники усмотрели в этом кару закоренелому язычнику.

Последние годы жизни великая княгиня посвятила воспитанию внуков, что дало свои плоды - крестителем Руси стал один из них - Владимир Святославич.

Монах Иаков в повести ХІ века под названием «Память и похвала князю русскому Владимиру» сообщает точную дату смерти святой равноапостольной княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Период ее княжения характеризуется как время мира и поступательного развития и потомки хранят о ней благодарную память.

За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноапостольная Благоверная княгиня Ольга Российская.

Особенное отношение к Ольге сложилось у псковичей. Имя княгини осталось на псковской земле в топографических и географических названиях; в самом Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, вновь восстановлена Ольгинская часовня на набережной реки Великой. Ее имя носили благотворительные учреждения и улицы.

День города отмечается в день памяти святой благоверной княгини. Память ее всегда с особой торжественностью празднуется в храмах псковской епархии. В Свято-Троицком соборе существует придел, освященный в ее честь. Есть также Ольгинский придел в церкви Успения с Пароменья. Памятный крест установлен рядом с местом где, по преданию, Ольге было видение трех небесных лучей.

О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска.

Принята версия, что родители ее были простыми людьми, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги.

Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду - это и была Ольга. И начал князь говорить ей нескромные речи. Но девушка твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!».

Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки и взял ее в жены.

В 945 году князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский стол - они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем - послали к Ольге своих послов.

Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых - 5000 человек).

Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 году вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).

Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов 10 века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь».

Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Приблизительной датой рождения Ольги считается 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят о том, что Ольга (Хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что Ольга - это дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет» считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.

По некоторым источникам, князь Игорь, будущий супруг Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогала ему переплывать реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и привез ее в Киев. Позже Игорь взял в жены девушку. Летописи отмечают, что на момент замужества Ольге только-только исполнилось 12 лет.

Ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока тот был в походах, Ольга решала политические вопросы государства Киевского.

В 945 году Игорь был убит, а княгиня Ольга стала регентом для их малолетнего сына Святослава. Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь древляне послали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. По летописи все они были живьем погребены.

Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. Однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть супруга.

Военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и город охватил пожар.

После мести Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

Внешняя политика Ольги также показывала ее мудрость. Дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при помощи дипломатии. Были заключены дружеские отношения с Византией и Германией.

Отношения с другими государствами, в частности с Византией показали Ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества - христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена. Очарованный красотой Ольги император Византии хотел взять ее в жены, но княгине Киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

Ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, Святославоставался язычником. По мнению историков, Святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю Киевскую Русь.

Однако Ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. И только в середине XVI века княгиня Ольга Киевская была признана святой.

По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.

Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством - установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») - «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине не даром: подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Внук Ольги, святой равноапостольный князь Владимир Святославич, распорядился перенести ее мощи в Десятинный храм Успения в Киеве.

В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.