Коучинг в управлении педагогическим коллективом. Колесо баланса

Утегенова Б.М. , Остапенко Л.Г.

Костанайский государственный педагогический институт,

Школа-лицей №2 г. Костаная

Республика Казахстан

Аннотация

В данной статье дается определение коучинга в образовательном процессе и характеристика коучинга как эффективной формы поддержки профессионального развития учителей. Рассмотрение коучинга с позиций методического сопровождения инновационной деятельности и стратегии содействия в индивидуально-личностном сопров ождении педагогов и обучающихся является в статье ключевой темой и фокусом научного взгляда авторов статьи на сущность феномена коучинга.

Түйін

Бұл мақалада коучинг жасаудың негізгі сипаттамалары жасалған. Авторлар мұғалімдердің кәсіби-педагогикалық жағынан қолдаудағы тиімді форма ретінде пайдалануының жетістіктері сипатталған. Тәлімгерліктен коучингтың айырмашылығы айқындалған.

П рофессиональная поддержка рассматривается в педагогической теории и практике как система мер, содействующей профессионально-личностному росту, который является сложным педагогическим явлением, направленным на самоопределение, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. В основе поддержки профессионального развития педагогов лежит содействие, поле которого составляют такие уровни, как когнитивный – повышение самооценки, расширение представлений учителя о себе, инициирование рефлексивной деятельности, направленность на профессиональный самоанализ и обновление индивидуальной профессиональной концепции, способность к целеполаганию, преодолению затруднений и поиску новых путей самосовершенствования; ценностно-смысловой – стимулирование осознания учителем ценностей профессии, преодоление негативных эмоциональных состояний и формирование умений саморегуляции; поведенческий , как формирование эффективных умений и навыков общения . Актуальность повышения педагогического мастерства в условиях личностно-ориентированного образования требует овладение педагогами инновационными технологиями педагогической поддержки и сопровождения обучающихся.

В последние годы в направлении педагогической поддержки развития профессионализма и мастерства педагогов особое место занимает технология коучинга. Это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов самого педагога и обучающегося в достижении планируемого результата.

Коучинг в образовательной среде является принципиально новым направлением в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путем мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг выступает в роли мощного средства, способствующего как личностному так и коммуникативному развитию педагогов.

Коучинг - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

Коучинг - методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии, аналитики и логики, используемая для повышения эффективности раскрытия потенциала человека для решения его личных и профессиональных задач.

Коучинг – это современная и очень социализированная практика для развития осознанности и восприятия, для раскрытия всех возможностей человека.

Смысл коучинга: движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. При профессиональной поддержке коуча подопечный самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. Используя коучинг, педагоги достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы и собственные устремления подопечных.

Структура коучинг - деятельности включает личный опыт подопечного, его потребности в развитии, содействие со стороны коуча в раскрытии собственных возможностей подопечного, системная работа в педагогической поддержке. Стержневыми в коучинге являются вопросы «Как Вы узнаете, что достигли результата?», «Что Вы хотели бы изменить?», «Почему это так важно для Вас?».

Коучинг дает подопечному педагогу возможность посмотреть на ситуацию по-другому, оценить свои силы, свой потенциал, изменить стратегию. В школах существует система наставничества («школа молодого учителя»). Но практика школы свидетельствует, что такая традиционная система поддержки молодых учителей в профессиональном развитии не срабатывает. Начинающим учителям сложно скопировать чужой опыт, даже если он и передовой, потому что доминантой является принцип «делай как я».

Коучинг в построении методического сопровождения инновационной деятельности и коучинг в индивидуально-личностном сопровождении педагогов и обучающихся помогает взглянуть на наставничество по-новому.

Коучинг не учит, а помогает учиться – это его принципиальная сущность (Тимоти Голви) . Коучинг дает возможность для творчества, развития профессионального мастерства, устойчивого развития.

Экскурс в происхождение термина «коучинг» - из венгерского языка означает «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути» позволяет определить концептуальную составляющую коучинга:

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те,

что они проявляют в своей повседневной жизни;

В каждом человеке заложен потенциал к саморазвитию;

В каждом человеке есть все необходимые ресурсы для достижения цели и результатов;

Фокус на сильные стороны, обучение на успехе, ориентир не на проблему, а на решение;

Принятие, открытость, доверие как ключ к взаимодействию коуча и подопечного;

Человек себя оценивает сам;

Построение «подмостков» для подопечного. [ 3 . c . 18 ].

Важное качество коуча - умение задавать вопросы. Коучинг -это больше вопросы, чем назидательный рассказ. Вопросы коуча задаются не для того, чтобы собрать информацию для подопечного о нем самом, а больше для того, чтобы пригласить подопечного послушать самого себя, помочь ему создать собственные идеи и контекст решения задач профессионального роста. Коуч приглашает к диалогу, к самоанализу, к поиску дополнительных способов решения и все это в комплексе ведет к творчеству и инсайту.

Методика коучинга позволяет не только научиться самопрезентации, но и способствует созданию собственной педагогической методики.

Среди важных качеств коуча назовем умение установления контакта, активного слушания, развитую эмпатию.

Коучинг в рамках образовательного процесса представляет следующие общие направления:

Процесс партнерского взаимодействия (психолого-педагогическое сопровождение подопечных), направленный на достижение качественного результата, целевых установок;

Проектирование технологий социального взаимодействия, интерактивных форм поддержки активности педагогов;

Системный процесс по педагогической поддержке и содействия росту и профессиональному развитию подопечных учителей.

Несомненными результатами коучинга являются улучшение продуктивности деятельности каждого человека и группы в целом, улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в критических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям.

Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности подопечного для максимизации собственной результативности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Коуч выступает в роли фасилитатора, то есть высвобождает подопечных на то, чтобы они принимали более эффективные и значимые решения. Для того, чтобы процесс коучинга был действенным для обеих сторон, со стороны коуча необходимы также определенный уровень сознания, овладение специальными методиками, тренингами-практиками, позволяющие найти индивидуальный ключ к успешному содействию профессионального развития педагогов.

Основная обязанность коуча, на наш взгляд, состоит в том, чтобы обнаружить лучшее в личности своих подопечных при выстраивании подмостков для их развития. В свою очередь, основная цель подопечного педагога заключается в том, чтобы взять на себя ответственность за решение поставленной задачи и выполнять все, о чем он договаривается с коучем. Именно сам подопечный несет ответственность за свои результаты. Побудительный импульс, заставляющий субъектов работать в системе «коучинг», – это потребность в изменениях, причем с обеих сторон.

Логическая цепочка коучинга выстраивается по линии «партнерство – раскрытие потенциала - результат».

Коуч должен создать наиболее благоприятные условия доверия и комфорта между собой и подопечными, для того чтобы они смогли наиболее полно осознать свои мотивы и цели.

Модель коучинга можно представить на основе модели интерактивных форм поддержки профессионально-педагогических инициатив подопечных учителей и непосредственно коуча. В свою очередь, подопечные получают наглядный пример коллаборативной среды, когда сам процесс достижения цели выступает в качестве мотивации, когда подопечные по собственной инициативе вовлечены в творческий процесс.

Приведем пример из одного коучинга-сессии для учителей - рассмотреть процесс критериального оценивания как главный метод, помогающий учащимся в обучении. В первой части процесса коучинга - демонстрация фрагмента урока с применением стратегий критериального оценивания с последующим суммативным оцениванием. Во второй части - работа в группах. В ходе кумулятивной беседы учителя сформулированы ключевые характеристики оценивания для обучения, сделан анализ эффективности стратегий, примененных учителем на демонстрационном уроке. На третьем этапе - практическое применение полученных знаний, результатов наблюдений и последующего обсуждения второго этапа занятия. Учителями разрабатывались критерии оценивания с обсуждением в группах сменного состава. Учителям были даны рекомендации по моделированию ситуаций критериального оценивания, особенностей их применения на уроках. Коучинг проводится в соответствии с требованиями Программы курсов повышения квалификации педагогических работников РК совместно с учителями первого и второго уровней на базе школы-лицея, в которой более 10 сертифицированных учителей. Образовательный эффект критериального оценивания заключается в том, что учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта для обучающихся; позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения; инструмент мотивации учащихся на достижение успеха; вносит ясность для педагогов относительно стратегических целей и тактических задач обучения; снижает уровень школьной тревожности учеников; ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету; заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; высказывает свою точку зрения. Таким образом, участники коучинга пополнили методическую копилку готовыми разработанными уроками, содержащими идеи семи модулей программы в целом, и критериального оценивания в частности. В завершении коучинга учителя задавали вопросы, делились впечатлениями, обменивались мнениями.

Таким образом, коучинг является одним из ресурсных аспектов педагогической деятельности и предполагает выведение взаимоотношений между коучем и коллегами-подопечными на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального и индивидуального развития педагогов. Для современного педагога на сегодняшний день ставится достаточно сложная задача мотивировать на результативность каких-либо процессов, проявить живой интерес к субъекту с целью открыть в нем достаточно большой спектр его возможностей, обнаруженных с помощью коучинговых взаимоотношений. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная деятельность в содействии росту и развитию учителей.

Список литературы:

    Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации. // «Директор школы», № 4, 2000.- 24-28 с.

    Голви У.Т. Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра. – М., 2013. – 65 с.

    Мэрилин Аткинсон Жизнь в потоке: Коучинг. – М., 2005.- 60 с.

    Руководство для учителя, 2 уровень. - Астана, 2013.

Приложение 1

    Международная конференция

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Утегенова Бибикуль Мазановна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6.

Ученая степень, звание:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Основное место работы:

Костанайский государственный педагогический институт

Должность:

Заведующая кафедрой педагогики

Телефон:

87142567584

Факс:

E - mail :

[email protected]

Дата подачи заявки:

    1. Число

    1. 23

    1. Месяц

    1. 09

    1. Год

    1. 2014

Приложение 1

    Международная конференция

    «Образовательная политика, практика и исследования»

    23-24 октября 2014 г., г. Астана

                  1. Заявка участника

ФИО:

Остапенко Людмила Ге о ргиевна

Тема доклада:

Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов

Наименование секции:

6. Педагогическое сообщество и лидерство в профессиональном развитии учителя.

Ученая степень, звание:

Основное место работы:

Школа-лицей №1 г. Костаная

Должность:

Учитель высшей категории, сертифицированный педагог

1 уровня

Телефон:

87053272445

Факс:

E - mail :

Дата подачи заявки:

    1. Число

По материалам моих лекций

В технологии коучинга приняты некоторые специфические термины.

Коуч (англ. coach - тренер) - тренер, проводящий занятие, специалист по коучингу.

Клиент , он же игрок , чемпион или коучи (в разных школах коучинга используются различные названия одного и того же понятия) - участник или группа участников коучинга.

Коуч-сессия (сессия коучинга ) - основная форма взаимодействия коуча с клиентом: беседа, особым образом структурированная с помощью вопросов, ведущих клиента-игрока к осознанию цели, возможности и способа её достижения и далее к принятию ответственности за её достижения.

Формат коучинга (формат участия в коуч-сессии) - это способ взаимодействия в ходе коуч-сессии, зависящий от используемых средств. Основные форматы, используемые в коучинге: очный (непосредственное общение) и заочный (опосредованное, дистанционное общение - по телефону или через интернет).

В общем виде работа по технологии коучинга может быть представлена последовательностью четырёх основных этапов :

1) постановка цели;

2) выявление реального состояния;

3) выработка пути к цели;

4) достижение цели (так называемый «этап воли», в котором реализуется выработанный способ, путь к цели).


Основным методом в проведении коуч-сессии выступают вопросы, стимулирующие активность клиента на всех этапах реализации технологии коучинга. Примеры таких вопросов: Чего вы в действительности хотите? Почему это важно для вас? Как вы можете этого достичь? Как вы узнаете, что достигли этого?

Один из характерных приёмов ведения беседы в коучинге - приём повторяющегося вопроса. Например, выслушав, что, по мнению клиента, даст ему достижение цели, коуч спрашивает: «А ещё что?» - и после следующего высказывания клиента повторяет свой вопрос. В результате клиент осознаёт свою истинную мотивацию и максимально чётко формулирует цель.

Ещё один эффективный приём - визуализация мысли. Для этого используются схематичные изображения (см. пример на картинке), помогающие клиенту лучше сформулировать мысль, последовательно её развивать, концентрируясь на предмете своей цели.

В заключение следует отметить ряд достоинств и недостатков коучинга.

К числу несомненных достоинств данной технологии относится активная позиция клиента-игрока, позволяющая ему обрести уверенность в том, что важная цель будет достигнута. Ещё одно достоинство коучинга обусловлено особой позицией коуча-тренера, помогающего клиенту, но ничего не решающего за него. Это особенно важно, когда клиент - уже состоявшийся профессионал, которому гораздо комфортней самому найти решение, чем у кого-то учиться «простым вещам».

К недостаткам технологии коучинга относятся существенные ограничения по её использованию в педагогическом процессе. Эти ограничения являются следствием того, что коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности людей, уже имеющих определённый жизненный и трудовой опыт. Поэтому сфера его применения не распространяется на формирование личности в процессе общего и профессионального образования.

Светлана Копылова
Коучинг в управлении педагогическим коллективом

Коучинг в управлении педагогическим коллективом .

Из тридцати лет работы в дошкольной педагогике вот уже семь лет в мои функциональные обязанности входит руководство персоналом дошкольного учреждения. С самых первых шагов и по сей день я, как руководитель, всегда признавала и прислушивалась к мнению моих сотрудников, понимая, что каждый работающий в нашей организации человек ценен по-своему, каждый способен привнести в развитие всей нашей организации своё уникальное видение. Но спустя время я стала задумываться над тем, что приходящие в детские сады педагоги , пусть даже и с высшим образованием часто не понимают, для чего они пришли в эту профессию, каковы перспективы их дальнейшей профессиональной деятельности. Не имея четких планов, педагоги , поработав в детском саду и сочтя этот труд слишком ответственным и малооплачиваемым, часто уходят из профессии. Возникла необходимость продумать такие формы работы с педагогами , которые способны мотивировать их и вывести на осознание «Зачем я здесь? Что я могу сейчас? Куда двигаться в профессии дальше? Для чего?»

Мне нужны были новые подходы к управлению коллективом . Чтобы развивать свою организацию, чтобы сплотить коллектив единомышленников , осознанных мотивированных сотрудников, я попробовала применить коучинг в работе с педагогами . Такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг мало используется в образовании, но она способствует как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов, а так же в качестве эффективнейшего инструмента для поддержки управленческой работы и организационных изменений в образовательном учреждении.

"Коучинг (англ. Coaching - наставлять, тренировать, воодушевлять для специальных целей) есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности» (Т. Гэллвей) .

Коучинг - процесс , ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого , где главная цель - не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Внедряя этот инновационной метод в административную работу, я поняла, что коучинг в дошкольном учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности . Ведь именно с позиций коучинга руководитель признает ценность своих сотрудников, выстраивает с ними взаимный диалог, основанный на внимании к человеческим проявлениям, на признании состоятельным мнения другого человека и на мотивировании к достижению общих организационных целей.

Общую основу коучинга можно описать несколькими словами :

1) партнерство;

2) раскрытие потенциала;

3) результат.

Коуч - консультант , наставник, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания

В процессе коучинга руководитель не инструктирует педагога , не дает ему указания, а задает вопросы, помогающие воспитателю лучше понять поставленную перед ним задачу, оценить ее в новом ракурсе, найти наиболее эффективный способ решения и воплощения на практике с использованием необходимых ресурсов.

Коучинг - это больше вопросы, чем рассказ…

Сильные вопросы - не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить человека послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения;

Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству;

Сильные вопросы приглашают человека посмотреть внутрь себя или в будущее;

Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей….

Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том , что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч , и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Отличие коучинга от наставничества в том, что он направлен на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога . Его ключевой элемент - создавая осознанность и ответственность в другом человеке, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач. А главным инструментом являются открытые стимулирующие осознанность вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Взаимодействуя таким образом, мы способствовали росту и развитию личности педагога .

Так же коучинг оказался эффективным в обеспечении трех областей руководства :

а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации;

б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящее к высокоэффективной работе команды;

в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.

Педагоги стали лучше осознавать сложившуюся ситуацию и требования руководства. Кроме того, они понимают, что мнение каждого имеет определенное значение для руководителя. Все это позитивно сказалось на продуктивности работы ДОУ.

Мы отметили для себя преимущества коучинга в ДОУ в связи с гибкостью этой организационной формы :

Это смесь психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей с использованием метода «мозговой штурм» , рассказов о личных историях педагогического успеха .

Главное – не направлять педагога , а создать условия, чтобы он сам нашел решения.

Принцип «Сделай за меня» – практически не действует.

Методы, которые мы использовали при проведении педагогических мероприятий с использованием коучинга :

Метод кейс-стади. Кейс (с англ. - случай, ситуация) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая» . Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В-третьих, в процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге педагоги находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Метод интервьирования. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Метод «Мозгового штурма» . Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется в нашем учреждении для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Этот метод активно развивает концентрацию внимания. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи : сначала генерируются идеи, а затем они анализируются и развиваются. Таким образом, группа делится на «автора» и «критика» , которые реализуются в разное время.

Метод «Модерации» . Под модерацией обычно понимается направляемый интерактивный процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельной выработки и принятия группового решения, когда роль модератора заключается в стимулировании активности участников группы и обеспечении их равноправия. Модерация - это способ проведения профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

В качестве основных компетенций руководителя - коуча хочу выделить : умение активно слушать, задавать сильные вопросы; умение оказывать помощь в определении цели, составлении плана, принятии решения; умение держать фокус на результат; умение вдохновлять, мотивировать, снимать тревогу и стресс; умение давать обратную связь. Для педагогов эти качества руководителя очень важны, т. к. часто молодые специалисты, требующие особенно пристального внимания в начале своей карьеры, не имеют необходимой связи с руководителем, не получают полноценную обратную связь, не имеют возможности эффективно планировать свою деятельность.

Чтобы сделать значимый, позитивный вклад в развитие педагога , я поставила для себя ориентиры в общении :

Относиться как к равному

Уделять своё время и внимание

Слушать все точки зрения

Верить, что всё получится

Бросать вызов

Заряжать энтузиазмом

Давать поддержку

Наделять уважением и доверием

Коучинг , как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности :

Позволил развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами ;

Оказал эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;

Позволил подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности ;

Помог принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.

Хочу отметить, главным правилом в коучинге можно считать то , что гарантированного результата всегда получить нельзя, что получилось с одним, может не получиться с другим. Но результат мы всё же увидели : педагогический коллектив стал стабильным , появился командный дух, педагоги стали более активными участниками всех мероприятий в ДОУ, а главное появилось творческое мышление, искорки в глазах.

В своей статье мне хотелось рассказать о значении коучинга для образования . Коучинг можно назвать синтезом тренинговых педагогических технологий . Это не просто метод взаимодействия людей, это способ взаимного мышления, взаимного поиска трудных решений, метод ответов на сильные вопросы. В заключении хочу привести слова Джона Уитмора : «Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха.




4 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). «Коучинг» возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал. «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи. «Коучинг» процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов. «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.


Движение к цели полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. 5 Что такое коучинг? Коучинг: возможности для образования Смысл коучинга:




Метафора «Звезда» 7 Пять основных принципов Милтона Эриксона Пять принципов вместе как Звезда Каждый принцип – это Луч Каждый человек заслуживает то, чтобы на него смотрели и воспринимали в Лучах сияющей Звезды! Это как? Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона Все люди Хороши такими, какие они есть Уже обладают всеми ресурсами для успеха Всегда делают наилучший для себя выбор на данный момент Имеют позитивные намерения за каждым поступком С каждым выбором растут или умирают. Изменения неизбежны 8 Коучинг: возможности для образования


Пять основных принципов Милтона Эриксона ДОМ: Люди хороши такими, какие они есть ФУНДАМЕНТ: Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха САД: Изменения неизбежны ОКНА: Люди действуют с позитивными намерениями ДВЕРЬ: Люди делают наилучший выбор из возможных Метафора «ДОМ» 9 Коучинг: возможности для образования




11 Психотерапевт выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег Коучинг: возможности для образования Консультант расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж. Тренер покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать


12 Коуч встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать. Коучинг: возможности для образования Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит именно то, что ему нужно!












18 В школьном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам Коучинг: возможности для образования Разработка практических технологий реализации личностно- ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки учителей к новому подходу, пока находится на стадии зарождения. Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в стандартах образования второго поколения Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.




20 ПРИНЦИП ПАРЕТО (принцип наименьшего усилия) итальянский экономист Вильфредо Парето обнаружил в 1887 г. Коучинг: возможности для образования 80% к 20% на получение 80% результата человек затрачивает 20% времени 80% изменений происходящих в мышлении 20% изменений на практике


21 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Путешествие начинается с того момента, где мы находимся сейчас ИГРА МАСТЕРА (игра на внутреннем поле) «Ищите игру, в которую стоит играть. А когда найдете, играйте в нее изо всех - так, как будто сама ваша жизнь и душевное равновесие зависят от нее» (Роберт де Ропп, биолог, философ)


22 ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ Коучинг: возможности для образования Мастерство – это состояние естественного, элегантного и удовлетворяющего решения задач на уровне «бессознательной компетентности» Люди развивают мастерство, когда они представляют его как неотъемлемую составляющую процесса и результата достижения своих целей.




24 БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, что я знаю) Коучинг: возможности для образования ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, чего я не знаю) СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (я знаю, что я знаю) БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ (я не знаю, чего я не знаю)



27 ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Коучинг: возможности для образования 1.Обучение коучинговым методам педагогов, родителей, менеджеров ОУ по специальным адаптированным программам 2. Сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания 3. Индивидуальный коучинг 4. Командный коучинг


28 С кем проводится командный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С командой директоров ОУ района 2 С командой завучей начальной школы ОУ района 3 С командой заместителей директора каждого ОУ района 4 С командой педагогов начальной школы каждого ОУ района 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ района 30 С кем проводится индивидуальный коучинг? Коучинг: возможности для образования 1 С директорами ОУ 2 С завучами начальной школы каждого ОУ 3 С заместителями директора каждого ОУ 4 С педагогами начальной школы каждого ОУ 5 С родителями 1-х классов начальной школы каждого ОУ




33 Коучинг: возможности для образования

КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Людмила Петровна Лихачева Заведующий МБДОУ д/с № 8

Первой квалификационной категории


Управление качеством в образовательном учреждении начинается с работы с человеком и, прежде всего с педагогом, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…

Ю. А. Конаржевский


Что такое коучинг?

  • «Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • «Коучинг» - возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться

самых высоких результатов.

  • «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

МИЛТОН ЭРИКСОН

МЭРИЛИН АТКИНСОН


(англ. Coaching) Тренировать, наставлять, воодушевлять.

Коучинг – это развивающее консультирование.



Руководитель - даст совет (используется как ресурс)

Руководитель Коуч проведет тренинг самостоятельности. А в процессе педагогической деятельности будет вас поддерживать (профессиональный коллега).


Педагог у руководителя коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели. Он точно знает, что получит именно то, что ему нужно!


4 базовых этапа коучинга (4 вопроса планирования)

  • постановка цели - ЧТО ты хочешь?
  • проверка реального положения вещей - почему это важно для тебя?
  • выстраивание путей достижения цели - КАК ты можешь достичь цели?
  • достижение (он именуется также этапом воли) - КАК ты узнаешь, что достиг результата?

ФОРМАТ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА

КЛЮЧ К МАСТЕРСТВУ


Путь к мастерству

Мастерство – это состояние естественного, элегантного и удовлетворяющего решения задач на уровне «бессознательной компетентности».

Люди развивают мастерство, когда они представляют его как неотъемлемую составляющую процесса и результата

достижения своих целей.


«Создание условий для становления педагогической команды как главного инновационного ресурса развития образовательного учреждения»


Этапы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Аналитический;
  • Исследовательский

3. Проектировочный

4. Контрольно - оценочный



Ключевой элемент

Осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.


ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Обучение коучинговым методам педагогов с привлечением консультантов;
  • Сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания

3. Индивидуальный коучинг

4. Командный коучинг


НОВАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА

Педагог –не просто передает знание, он –тренер талантов;

Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.


Эмоциональный интеллект (это навык понимания своих чувств и эмоций)

Мудрость прежде знаний

Устремленность и страсть

Видение целостными системами

Использование природных систем

Честность и смирение

Лидерское служение

Самопознание и самосознание

  • Новый педагог

Коучинг

Коучинг в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).


ПОЧЕМУ КОУЧИНГ АКТУАЛЕН?

  • В дошкольном образовании все более отчетливо видна потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам ;
  • Задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена во ФГОС ДО;
  • Разработка практических технологий реализации личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательной работе, как и системы подготовки педагогов к новому подходу;
  • Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога.



Спасибо за внимание!

Успехов на пути к мастерству!