Обряды и обычаи африканских племен и народов. Семейные традиции африканских племен

Является Африка. Это огромный континент, который омывается двумя морями (Средиземным и Красным) и двумя океанами (Атлантическим и Индийским). На её территории находится пятьдесят пять государств, где проживает более миллиарда человек.

Народы этой части света самобытны и уникальны, со своими верованиями и традициями. Какая религия в Африке самая распространенная? И почему она так популярна на континенте? Какие ещё религии Африки мы знаем? В чем их особенности?

Начнем с любопытных сведений об одном из самых жарких мест мира.

Здесь были найдены первые останки Ученые доказали, что человечество зародилось именно в этой части света.

Наряду с самыми известными мировыми религиями, такими как христианство, ислам и буддизм, в некоторых уголках континента существуют и экзотические религии народов Африки: фетишизм, древние культы и жертвоприношения. Среди самых необычных из них - поклонение звезде Сириус, которое распространено в племени догонов, одного из многочисленных племён западной части континента. А в Тунисе, например, государственной религией считается ислам. Его исповедует большая часть населения.

Интересно, что в одной из самых экзотических - Эфиопии - не принято выражать бурные эмоции. На улицах и в общественных местах следует воздерживаться от любого проявления чувств.

Одна из самых распространенных религий - ислам

В середине 7-го века Северная Африка была завоевана арабами. Захватчики принесли с собой ислам. Применяя различные меры убеждения к коренному населению - освобождение от налогов, получение определенных прав и т. д. - арабы внедряли новую религию. Ислам очень быстро распространялся по континенту и в некоторых местах соперничал с христианством.

Религия Африки в 19 веке

Первые европейские колонии здесь появились в 15-м веке. С этого времени в Африке начинает распространяться христианство. Одна из ключевых идей этой религии - существование прекрасного, беззаботного потустороннего мира - нашла свое отражение в местных обычаях и культах. Итогом этого стало повсеместное развитие христианства. На континенте строились школы для в которых не только учили читать и писать, но и знакомили с новой религией. К 19-му веку христианство уже широко распространилось в Африке.

Распространенные культы и религии Африки

Но воспринимая постулаты общеизвестных религиозных верований, африканское население продолжает придерживаться и древних культов:

  • Культ вождя. Он распространен во многих африканских племенах в различных проявлениях. К вождю относятся как к колдуну или жрецу, а в некоторых местах Африки прикосновение к нему даже карается смертью. Глава племени должен уметь делать то, что не может обычный человек: вызывать дождь, общаться с духами умерших. Если же он не справляется со своими обязанностями, его могут даже убить.
  • Культ вуду. Одна из самых мистических религий, зародившаяся в Западной Африке. Она дает возможность человеку напрямую общаться с духами, но для этого необходимо принести в жертву животное. Жрецы исцеляют больных, снимают проклятия. Но известны и случаи, когда религию вуду используют для черной магии.
  • Культ предков, или духов. Занимает важное место среди традиционных религий Африки. Особенно развит в земледельческих и скотоводческих племенах. В его основе вера в то, человеческая душа после смерти продолжает существовать и может вселиться в дерево, растение или животное. Дух предков помогает в повседневной жизни, уберегает от неприятностей.
  • Культ животных, или зоолатрия. В его основе лежит страх человека перед дикими хищниками. Особым почитанием пользуются леопард и змеи.
  • Культ вещей и предметов - фетишизм. Одна из самых распространенных религий Африки. Предметом поклонения может стать любая вещь, поразившая человека: дерево, камень, статуя и другое. Если предмет помогает человеку получить то, что он просит, то ему приносят различные подношения, если нет, то заменяют другим.
  • Ибога - самая необычная религия Свое название она получила от наркотического растения, применение которого вызывает галлюцинации. Местные жители верят в то, что после применения этого средства, душа покидает тело человека и он имеет возможность общаться с духами животных и растений.

Особенности религий африканского народа

Интересно перечислить отличительные черты религий народов Африки:

  • Уважительное отношение к умершим. Проведение специальных ритуалов, при помощи которых обращаются за помощью к духам. Умершие оказывают большое влияние на существование живых.
  • Отсутствие веры в рай и ад, однако представление о загробной жизни у африканцев имеется.
  • Беспрекословное выполнение наставлений старших. Вообще, культуры и религии Африки основаны на традиции передачи главных понятий о жизни и обществе через устные рассказы от старшего к младшему.
  • Во многих устойчива вера в высшее существо, которое сотворило мир и руководит всей жизнью на земле. К нему можно обращаться только в исключительных случаях: засуха, наводнение, угроза для жизни общества.
  • Вера в мистические превращения человека. С помощью специальных культов человек может усилить свои физические и умственные способности.
  • Поклонение предметам, наделенным мистическими свойствами.
  • Жертвы богам может приносить любой человек.
  • Большое количество различных обрядов, связанных с различными периодами в жизни человека: взрослением, свадьбой, рождением детей, смертью.
  • Близость к природе и любовь к земле.

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Информация для туристов

Африка - удивительный и экзотический мир, который привлекает огромное количество путешественников со всего света. Отдых здесь приносит новые уникальные знания и множество позитивных эмоций, но, чтобы пребывание не закончилось плачевно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Не высказывайтесь негативно об обычаях и традициях местных жителей.
  • Многие религии Африки запрещают женщинам ходить по улицам с открытыми руками и ногами.
  • Чтобы жители отнеслись к вам с большим радушием, необходимо выучить несколько слов или фраз на местном наречии.
  • Будьте аккуратны с объятиями и поцелуями, в странах Африки не принято публично выражать свои чувства.
  • Не давайте денег нищим, в противном случае вы будете атакованы целой толпой.
  • Открытую одежду лучше всего оставить для пляжа.
  • Чтобы сфотографировать понравившееся место или достопримечательность, необходимо спросить разрешения у сопровождающего, во многих случаях фотосъемка запрещена.

В заключение

Религии Африки разнообразны. Самое главное, что каждый житель имеет право сам выбирать ту, которая будет ему по душе. Конечно, есть ещё такие места на континенте, в которых поклоняются различным культам и совершают обряды, не приемлемые для туристов, но в целом религии Африки направлены на сохранение мира и благополучие человека.

Новый Год в Африке

Всё разнообразие традиций празднования Нового Года в странах мира сводится к идее торжественного оформления перехода природы, мира на следующий годовой цикл существования. Смысл этого праздника - подведение итогов очередного прожитого отрезка жизни. Осмысление и оценка совершенных за "подотчётный период" грехов и добрых дел, плюс мечты о будущих новых добрых делах, а заодно - кто будет отрицать? - и новых грехах...
Поэтому следует принципиально отличать новогодние празднества от близких к ним по срокам рождественских. Рождество - праздник вневременный. Благодарное приветствие Богу, который однажды пришёл в мир Человека, чтобы спасти его и, в конечном счёте, за него погибнуть. Повторяясь каждый год, Рождество тем не менее лишено идеи повторяемости и, соответственно, обязательного элемента предвкушения новизны, изменений в жизни. Возможно, поэтому - в виде компенсации - именно на Рождество сегодня дарится максимальное количество подарков: празднующие как бы ассоциируют себя с волхвами из библейского мифа... По статистике, у западного человека, скажем, на рождественские подарки и покупки для дома уходит до 25 процентов годового бюджета, т.е. Рождество, вопреки своей религиозной, теогонической сущности, стало самым консюмеристским изо всех праздников... В отдельных странах, как например Конго, оно даже почти вытеснило торжества новогодние, стянув на себя их сакральные функции. Но сегодня поговорим больше о собственно Новом Годе. О том, как его в празднуют обитатели и гости Африки, а также выходцы с Чёрного континента.

Приход нового года - вещь, конечно, условная, и в разных регионах Африки, как и во всём мире, эта дата привязана к самым разным срокам и сезонам. Она может быть отнесена к первой дате формального календаря, к датам официальной либо мифологической истории, к началу сезона дождей, к старту сельскохозяйственных работ, или т.п. Во многих странах в качестве новогодней ёлки наряжаются пальмы, а в Уганде, например - древовидный можжевельник.

Самый ранний африканский календарь - если не первый вообще в мировой истории - возник в Древнем Египте несколько тысячелетий назад. Празднование начала нового года было привязано к первому предутреннему восходу Сириуса, поскольку тот совпадал с началом разлива Нила, - имевшим, как известно, в жизни египтян основополагающее и жизненосное значение. При праздновании начала года в течение месяца по Нилу перевозили статуи бога Амона с его женой Мут и сыном Хонсу. После всех торжеств статуи возвращались восвояси - в храм Амона в Фивы.

Праздник Энкутаташ (Эфиопский Новый год), Эфиопия

В Эфиопии Новый год наступает 11 сентября. Дата приурочена к окончанию больших дождей и началу сбора урожая. В новогоднюю ночь устраиваются праздничные шествия, всяческие игры и гулянья, молодёжь соревнуется в прыжках через огонь.

В настоящее время Эфиопия является едва ли не единственным государством в мире, где до сих пор пользуются юлианским календарем не только в церковной, но и в светской жизни. Эфиопский календарь отстает от привычного нам на семь лет и восемь месяцев.

В переводе с эфиопского Энктутаташ означает «День подношения драгоценностей». По преданию, дата наступления нового года была утверждена еще царицей Савской. После ее возвращения от царя Соломона из Иерусалима восторженные подданные встретили ее подношением драгоценных камней. Возвращение царицы стало началом новой эры для Эфиопии, императоры которой вели свой род от царя Соломона и царицы Савской.

Царица Савская скачет в Иерусалим Крупнейшие торжества по случаю нового года проходят в церкви 14-го века - Костеле Йоханнес (св. Иоанна) в городе Гайнт в штате Гондар. В течение трех дней красочная процессия готовится встречать Новый год, священники читают псалмы, проповеди, молитвы и гимны. Также широко празднуется Энкутаташ неподалёку от Аддис-Абебы, в церкви Рагуаль на горе Энтото.

По традиции, отмечать праздник начинают еще вечером 10 сентября. Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из деревьев длиной около 6 метров сооружают на главной площади Аддис-Абебы, и король (губернатор или президент) под аплодисменты и улюлюканье толпы поджигает факелом этот костер. Огонь - это знак тепла. Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда упадет обгоревшая вершина дерева. Существует поверье, что она укажет ту сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это знаком Бога.

Дети готовятся встречать Энкутаташ Рано утром люди, одетые в национальные одежды, идут в церковь. После церкви они отправляются по домам, чтобы на семейной трапезе отведать инжеры (белый плоский хлеб) и уат (тушёное мясо).

Но Энкутаташ не только религиозный праздник. Он означает также и конец сезона сильных проливных дождей и приход весны. В этот день дети наряжаются в красочные одежды, плетут из цветов венки и раздают их. Девочки ходят по домам и поют в ожидании денежного вознаграждения, а мальчики продают картины, которые они сами нарисовали. Вечером идут навестить друзей и родственников и выпить теллы (традиционное эфиопское пиво). Пока взрослые заняты обсуждением их надежд на будущий год, дети идут тратить заработанные деньги. С недавнего времени для зажиточных граждан стало обычным посылать друг другу поздравительные открытки, вместо традиционного букета цветов.

На Канарских островах - испанокультурных, но географически относящихся к африканскому региону, - Новому Году предшествует День Простодушных, аналогичный нашему 1 апреля. В течении суток 28 декабря местные жители безудержно разыгрывают друг друга и приезжих туристов. А в момент прихода Нового Года местный житель по старинному испанскому обычаю старается съесть двенадцать виноградин, по одной на каждый удар часов, - это необходимо для исполнения всех желаний в новом году.

В Тунисе накануне новогодних праздников проходит Фестиваль Сахары, довольно зрелищный, с соревнованиями наездников, слушанием арабской музыки и арабской поэзии, а также привязываемыми к этим дням свадебными церемониями. В Кении Новый год принято праздновать на воде. В этот день кенийцы купаются в реках, озерах, в океане, катаются на лодках и поют. В Кот-д`Ивуаре племя абиджи, помимо ритуальных плясок и медитаций, проводит гонки на четвереньках с куриным яйцом во рту. При этом важно не раздавить скорлупу - символ хрупкости человеческого бытия...

Можно до бесконечности перечислять особенности новогодней традиции в разных странах Африки. Но, безусловно, универсальным африканским праздником Нового Года, распространённым уже везде, где есть чёрная диаспора, стала в последние десятки лет КВАНЗА.

"За Родину - чёрную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего всё большое и малое!"

Этим гимном заканчивается каждый раз празднование Кванзы. Новую традицию основал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского Университета Маулана Каренга, в ответ на гонения на афроамериканцев в 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса. Целью его было восстановление и развитие африканской идентичности, утерянной потомками чернокожих рабов. Концепция Кванзы восходит к торжеству первого урожая, тысячелетиями проводимого в различных частях Африки; название - к суахильскому выражению mutanda ya kwanzaa "праздник первого плода".

Отмечается Кванза чернокожими землячествами всего мира с 26 декабря по 1 января. В течение всех семи ночей, в которые происходит праздник, последовательно зажигаются семь разноцветных свечей и обсуждаются семь основных принципов, призванные сохранить дух африканских церемоний "первого урожая": единство, самоопределение, совместная работа и ответственность, совместная экономическая деятельность, цель, творчество, вера... Последний день Кванзы, 1 января, посвящён размышлениям.

Кванза не связана ни с религией, ни с политикой. Это очень философичный и очень тонкий праздник, ведь Чёрная Африка - колыбель мировой цивилизации. В доме, где празднуется Кванза, должно быть семь символов, каждый из которых носит определённый исторический смысл: тканый коврик, футбольный кубок, проростки, семена, подарки, канделябры и свечи. Главный символ Кванзы - семисвечник Кинара (не путать с еврейской Менорой) - состоит из центральной черной свечи, горящей в первую ночь, трёх красных и трёх зелёных. (Это цвета единого панафриканского флага, созданного выходцем с Ямайки Маркусом Гарви.)
Kwanzaa-Myers

Кванза синкретична. Те, кто её отмечает, изначально принадлежали к разным религиям и конфессиям, поэтому в рамках неё обычно отмечают и Рождество, и Хануку, и другие конфессиональные праздники. А в афроамериканских общинах некоторые имамы и патеры включают элементы Кванзы в свои богослужения. Есть основания полагать, что у Кванзы большое будущее, что этот праздник станет со временем одним из факторов, которые объединят саму Африку, и будут способствовать модернизации менталитета африканцев и их интеграции в современный мир.

Африка - «чёрный континент», который во всём мире принято считать самым таинственным и загадочным. Его необычайная природа просто манит своим природным и животным разнообразием исследователей и туристов из различных уголков нашей необъятной планеты. Особенно и тех и других привлекают дикие племена Африки. Как правило, восторженный интерес вызывают их нетрадиционные обычаи и образ жизни. Что же скрывает Африка за пределами цивилизации? Об этом и поговорим в нашей статье.

Мурси

Мурси можно уверенно включить в список «Самые дикие племена Африки», ведь их образ жизни не поддаётся никакой логике. Они не способны себя контролировать и часто могут забивать своих соплеменников до смерти, желая доказать свою силу и непоколебимость. Как правило, такие необдуманные поступки объясняются частым употреблением алкоголя.

Нетрадиционный способ жизни

Мурси абсолютно недружелюбны. Туристов они встречают только с оружием или с боевыми палками, пытаясь продемонстрировать своё главенство на своей территории.

В особенности своим нравами отличаются женщины. Выглядят они, честно говоря, непривлекательно. Спины сутулые, животы и грудь обвисшие, волос практически нет. Именно поэтому на их голове частенько красуются необычные головные уборы в виде материала из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных или даже падали.

Визитной карточкой племени является огромная нижняя губа, в которую помещается глиняная тарелка диаметром 15-30 см. Этого обычая придерживаются практически все дикие племена Африки. Женщины, ещё будучи совсем маленькими, вставляют туда деревянные палки, чтобы постепенно увеличивать диаметр. А в день свадьбы в нижнюю губу помещается тарелка. Чем больше будет диаметр губы, тем больший выкуп дадут за невесту.

Украшения для женщин племени мурси ещё более необъяснимы. Они изготавливаются из… человеческих фаланг пальцев. Эта «бижутерия» имеет невыносимый запах, ведь её каждый день намазывают человеческим топлёным жиром. Источником для украшений служат пальцы провинившихся мужчин из племени. Их отрубают сразу после проступка по приказу жрицы.

Мужчины же завоёвывают свою репутацию с помощью шрамирования. Как только он совершает убийство врага, на его тело наносится шрам.

Женщины же это делают ради удовольствия. Иногда по своему собственному желанию они разрезают кожу лезвием ножа и поливают рану соками ядовитых растений, или допускают к порезу насекомых. После этого кожа инфицируется и покрывается пупырышками. Именно так на руке женщин возникают красивые «орнаменты».

Мало кто знает, что многие дикие племена Африки - людоеды. Именно к этой категории и относятся мурси. Они съедают умерших соплеменников, сварив их в котле. Оставшиеся кости племя использует для украшений.

Ещё более необъяснимой является вера мурси. Анимизм - так называется их вероисповедание. Если говорить вкратце, то в племени существует жрица любви, которая раздаёт женщинам яды и наркотически вещества. Прекрасные представительницы племени должны каждый день давать их своим мужьям. Многие после приёма такого средства умирают. В этом случае на тарелке вдовы рисуется белый крест. Это означает почёт и уважение к женщине, выполнившей главную миссию бога смерти Ямды.

Для неё это означает вечное уважение и почётное захоронение. То есть, женщину не съедят после смерти, а похоронят в дупле ритуального дерева. Как видно, женщина у мурси находится в более благоприятном положении. Впрочем, хоть что-то связывает этих людей с цивилизованным обществом.

Масаи

Масаи преимущественно преобладают в кенийских и танзанийских районах Африки. Их насчитывают больше 800 000 человек.

Это племя относит себя к категории «самые могущественные дикие племена Африки». Масаи не считаются с чужим мнением, их не волнует таможня или государственные границы. Они свободно перемещаются по стране в поисках лучшей жизни.

Традиции и обычаи

Как правило, питаются масаи скотом, точнее молоком и кровью животных. Они уверены, что бог Энгай подарил им всех животных мира. Именно поэтому воровать у других племён - привычное для них занятие.

Масаи протыкают артерию животных и испивают их кровь. Затем образовавшуюся дырку заделывают навозом, чтобы через некоторое время снова этим воспользоваться.

Масаи - это дикие племена Африки, размножение которых вполне обычное. Как правило, в семьях этого племени рождается много детей. Женщины занимаются всем, включая хозяйство, детей, разведение скота и даже постройкой хижин. Мужчинам этого племени разрешается заводить себе столько жён, сколько они пожелают.

Сильные представители масаи заняты тем, что охраняют свою территорию и дают отпор нежелательным гостям. В свободное время они беседуют и странствуют по саванне.

Красота и могущество мужчин этого племени зависит от размера мочки уха, в которую они вставляют тяжёлые украшения из бус и бисера. У некоторых мочки свисают до самого плеча.

На сегодняшний день представителей племени масаи выселяют с их земель, расстреливая или сажая в тюрьмы. Власти запрещают им там жить, считая эти территории заповедными.

Сейчас, оставшись без средств к существованию, многие дикие племена Африки, в том числе и масаи, стали заниматься браконьерством. Уничтожаются поголовно при этом слоны и носороги, ведь на чёрном рынке очень высоко ценятся бивни и рога этих животных.

Настоящих масаи, которые находятся в гармонии с природой и животными, осталось очень мало. Многих нанимают охранять дорогие отели.

Хамер

Хамер не зря занимает место в в списке «Самые дикие племена Африки». Они остановились в развитии уже довольно давно. Представители этой народности не знают ни чувств, ни любви, ни ласки. Мужчины контактируют со своей женщиной только чтобы зачать очередного ребёнка.

Образ жизни племени

Спят хамеры не в своих хижинах, а в специально вырытых ямах, напоминающих могилы. «Накрываются» они слоем земли, чтобы испытать лёгкую форму асфиксии. Именно от этого они испытывают огромное удовольствие.

Необычным у хамеров считается и обряд посвящения в мужчины. Для этого все молодые люди должны пробежать по спинам 4 животных. Они должны быть обязательно голые. Дикие племена Африки этим и отличаются - практически все их ритуалы и обряда должны совершаться без какого-либо одеяния.

Новоиспечённой жене на шею надевается беньяр (кожано-металлический ошейник с рукояткой). Он нужен для того, чтобы ежедневно отводить её на кровавую порку при помощи тростникового прута.

От этого обряда оба молодожёна испытывают колоссальное удовольствие.

По причине того, что мужья редко контактируют со своими жёнами, у хамеров развиты сексуальные отношения между женщинами.

На сегодняшний день хамеры считаются самыми нелюдимыми и неразвитыми.

Бубал

Это племя известно всем, как обладатели самых больших гениталий. У мужчин, которые достигли половозрелого возраста, мошонка вырастает до 80 см. Это объясняется необычным образом жизни и верованием этих людей. Они убеждены, что употребляя в пищу менструальные выделения коров, они справятся с цингой, лейкемией и рахитом.

Что касается научной точки зрения, то регулярное вылизывание коровьих гениталий вызывает в организме человека гормональные изменения, которые и делают мошонку бубалов огромных размеров. Как ни странно, это не мешает мужчинам совокупляться, зато очень мешает передвигаться и танцевать.

У каждой народности есть свои необъяснимые обычаи. Дикие племена Амазонки и Африки, Австралии и Азии - не суть важно, главное, что всех объединяет одно - полный отказ от цивилизации.

редактор, 15.01.2012

Африка, пугающая своими странными, а иногда и страшными традициями, как магнитом притягивает к себе туристов. Ведь это единственный континент, который в себе сочетает настолько разные традиции. Это можно объяснить тем, что на Африканском материке расположено 53 страны — это гораздо больше, чем на любом другом. Объединяет все это то, что для всех африканских народов семейные традиции являются наиболее важным аспектом.

На «черном» континенте во многих странах следуют традиции почитания предков и выполняют ритуалы поклонения им. Это может происходить таким образом: спустя год после смерти человека, посредством ритуала его обратно приглашают в дом. Для этого члены семьи специально берут скамью и, представляя, что это умерший родственник на ней сидит, заносят в дом. Также предкам всегда отводится определенный угол в доме, там, где они теперь будут иметь свое постоянное место. Принято, если кто-нибудь пьет пиво – наливать пару капель предкам. Так они почитают старших.

Семья – вот важнейшая ценность в африканской культуре. Члены большой африканской семьи всегда заботятся, ухаживают, поддерживают друг друга. Каждый в семье занят своим делом, а обязанности распределяются в соответствии с возрастом. Все должны работать во благо племени согласно культуре и традициям Африки.

Вступление в брак для жителей этого красивого материка – не просто наряд или традиция, а гораздо больше. Уже с ранних лет девочек готовят к замужеству. А в некоторых племенах девочки должны изучить специальный язык для замужних женщин, который позволит им общаться друг с другом, не посвящая в суть разговора мужчин. В Африке довольно рано совершаются браки — обычно в 13-15 лет.

Интересны здесь свадебные традиции. Вот одна из них. Путь от дома невесты до дома жениха молодая должна пройти пешком, при этом неся с собой свое приданое. Перед ее выходом отец плюет на нее, «на удачу» и благословляет. Когда невеста подойдет к дому жениха, женщины выкрикивают грубые выражения и реплики в ее адрес на счастье. Свадьбы играют, обычно, пышные с собранием большого количества гостей. Сопровождая молодоженов на первую брачную ночь, пожилые женщины учат невесту, как удовлетворить мужа в постели. В некоторых племенах они даже прячутся под кроватью, чтобы быть уверенными, что невеста все делает правильно. После свадьбы молодожены не выходят на улицу в течение нескольких дней. Так принято.

Еще один, пожалуй, самый жестокий – обряд обрезания проводят еще со времен язычества. Парням обрезают одно яичко для того, чтобы в его семье не родилась двойня, так как это считалось позором. Обряд обрезания также применяют к девушкам: обрезают клитор, весь или его часть. Все это происходит в домашней обстановке, чаще всего в антисанитарных условиях, что нередко влечет за собой плохие последствия. Бывает, что обрезание делают детям в дошкольном и школьном возрасте, а это оказывает очень сильное влияние на их психику. Но быть необрезанной считается позором.

Африка еще хранит в себе множество странных, необычных и непонятных нам традиций, которые только предстоит узнать нам.

25 декабря, когда христиане праздную Рождество, африканская республика Мозамбик отмечает День семьи. Это и не удивительно: 99 процентов населения страны - мозамбикские народы, придерживающиеся африканских верований. Африка традициями богата. Это становится особенно заметно на примере семьи: о том, как строятся "ячейки общества" у разных племен, в сегодняшнем обзоре "РГ".

Бушмены - кустарниковые люди

Бушмены - небольшая группа охотничьих племен Южной Африки.

Этнографы отмечают, что у племени нет вождей. Эта роль отводится главе семьи: он пользуется большими правами, чем остальные. Кроме того, бушмены с уважением относятся к пожилым людям племени - кладези знаний.

Община считается одной большой семьей, независимо от родственных отношений. Чувство взаимопомощи развито у бушменов необычайно сильно. Если, скажем, ребенок, найдет фрукты, он ни за что не съест их, а принесет находку в стойбище, и старшие разделят находку поровну.

Суровые условия жизни диктуют такие же суровые традиции. Обычно бушменки кормят детей грудью несколько лет, вплоть до следующих родов, которые могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать-бушменка убивает новорожденного, если он появился на свет раньше положенного времени. Таким образом она дает возможность выжить предыдущему ребенку.

Нуба - люди холмов

Так называет себя племя, обитающее на границе Судана и Южного Судана.

У нуба сохранились довольно любопытные семейные обычаи. Ежегодно племя устраивает танцы, на которых девушки выбирают себе партнеров. Если все прошло хорошо, и молодые решили стать семьей, запускается целый механизм. Так, прежде, чем назваться мужем, молодой человек должен построить для своей невесты дом. До этого момента он не имеет права жить со своей избранницей - лишь тайком посещать ее под покровом ночи.

Даже рождение совместного ребенка не дает основания для того, чтобы семья девушки признала его отца законным супругом дочери.

Только когда дом будет построен, парень и девушка могут спать вместе, но - что интересно - не есть. Лишь через год, когда брак будет проверен временем, его признают официальным и супруги могут есть, что называется, "из одного котелка".

Мурси, населяющие райские кущи

У мурси довольно красочная мифология. Согласно ей, долина Омо, где обитает это эфиопское племя, это - Райский сад.

Женщины этого довольно воинственного племени выглядят необычно из-за традиционных губных дисков. Существует несколько версий того, что означает этот обычай. По одной из них, например, диск показывает социальный статус семьи молодой женщины. Например, по виду диска можно определить количество голов скота, которое ожидают за женщину в качестве приданого.

По данным этнографов, после того, как женщина с деревянной "тарелкой" выходит замуж, ее заменяют на глиняную. Диаметр диска, кстати, может достигать тридцати сантиметров.

Свази, исполняющий танец

Одно из самых красочных действ в королевстве Свазиленд происходит ежегодно в конце августа - начале сентября и приурочено к моменту выбора королем очередной невесты. Оно носит название "Танец Тростника": девственницы со всех уголков королевства собираются возле дворца королевы-матери. Смысл церемонии - показать королю свою красоту и умение танцевать.

Нынешний король Мсвати III обзавелся всего лишь одиннадцатью женами. Вероятно, сказывается европейское образование, полученное в Великобритании. Для сравнения: его отец в свое время имел более 90 жен. Причем, каждой из них он построил дворец.

Туареги - потомки царицы

Этот народ группы берберов живет на территории Мали, Нигера, Буркина-Фасо, Марокко, Алжира и Ливии. Прародительницей своих племен туареги считают Тин-Хинан - полулегендарную царицу, жившую в IV веке.

По религии туареги - мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, таких, как наследование по материнской линии. Отсюда причудливое смешение: несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится раз в жизни.

Отголоски матриархата заметны и в том, что женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Женщины владеют землями, семейными ценностями, имеют право развестись с мужем. При этом не женщина, а именно мужчина покидает дом.

Туареги, кстати, единственный в мире народ, у которого не женщина, а мужчина должен закрывать лицо.

Хамер, верящие в джинов

Живущее на юге Эфиопии племя хамер верит в то, что природные объекты имеют душу, в джинов, способных принимать вид человека или животного.

Хамер относятся к мусульманам-суннитам. Как правило, женщины племени выходят замуж за мужчин значительно старше себя. Девушка формально считается невестой, едва ей стукнет 12.

Семейное положение представительниц племени можно определить по их ошейникам. Так, не снимаемый ошейник из металла и сыровяленой шкуры достается только первой жене. Остальные носят железные обручи, количество которых обозначает порядковый номер супруги. Количество жен у мужчины можно подсчитать по его серьгам.

Мужчинам племени разрешено иметь четырех жен. Когда муж умирает, его вдова становится главой семьи: она управляет делами младшего брата мужа и ухаживает за его домашним скотом, если его родители умерли. Как правило, вдовы не выходят замуж вторично.

Кстати, исследователи отмечают, что нравы в семьях довольно суровы: муж-хамер должен бить своих жен по определенным дням, выражая таким образом любовь. Чем больше шрамов на женщине, тем красивее и, следовательно, любимее она считается.

Химба, не знающие письменности

На севере Намибии, вблизи границы с Анголой, живет племя химба.

Химба не нуждаются в атрибутах цивилизации, они не пользуются техникой и не знают письменности. Главное их богатство - коровы. За них можно купить себе жену. В восемь лет девочка становится невестой и оценивается в четыре коровы, а корова - в 700 долларов. По мере взросления невесты цена на нее растет.

Химба разрешено заводить до четырех жен, хотя старейшины позволяют себе и шестерых.

При этом, как говорят исследователи Африки, в брак вступают даже дряхлые старики: чтобы не ударить в грязь лицом, они " одалживают" своих молодых жен старшим сыновьям. Таким образом к 30 годам, когда среднестатистический мужчина племени химба обзаводится семьей, у него уже может быть несколько детей.

Цамай из долины Ома

У цамай, обитающих в сельской части Эфиопии, в отличие от большинства соседних племен нет обычая, по которому девочка должна сохранять девственность до вступления в брак. Однако, несмотря на то, что представительнице племени не возбраняется иметь партнера до замужества, если связь привела к рождению ребенка, пара обязана пожениться.

Бывает и так, что будущего супруга для дочери подбирают ее родители. Мнением девушки при этом не особенно интересуются: если родители между собой договорились - начинается подготовка к торжеству. Договориться бывает непросто. Основная форма калыма за невесту - домашний скот. Для весомости предложения руки и сердца жених может добавить зерно, одежду и кофейные бобы. Поскольку местность ресурсами небогата, случается, что собирать выкуп помогает вся родня будущего супруга.

За исключением медового месяца, пары цамай не едят из одной тарелки.

Племя, как и многие другие, полигамное: мужчинам позволено иметь несколько жен. При этом браки между близкими родственниками строго запрещены.