Основные принципы строения тела человека. Основные принципы строения и деятельности организма

Каждый живой организм, несмотря на многообразие и разнообразие своих форм и адаптивных приспособлений к условиям существования и функционирования, в своем строении и развитии подчинен строго определенным биологическим законам.

1. Закон исторического развития. Все ныне живущие растительные и животные организмы, независимо от уровня их организации, прошли длительный путь своего исторического развития. Этот закон, впервые подмеченный М. В. Ломоносовым (1747) и сформулированный Ч. Дарвиным (1859), нашел дальнейшее развитие в трудах А. Н. Северцова (1912, 1939) и особенно И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), обосновавших монофилетическую теорию происхождения наземных позвоночных.

2. Закон единства организма и среды, впервые четко обоснованный И. М. Сеченовым (1861), гласит о том, что Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Все многообразиеживотных форм и различий их строения обусловлено особенностямиадаптации организмов к определенным условиям существования и функционирования. Единство организма и среды составляет основу эволюции органических форм, которое обеспечивается нервной системой. Ведущая роль нервной системы в этом процессе выступает как «тончайший инструмент, уравновешивающий организм с окружающей средой» (И. П. Павлов, 1927).

3. Закон целостности и неделимости организма. Этот закон выражается в том, что каждый организм является единым целым, в котором все органы и системы находятся в тесной генетической, морфологической и функциональной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Впервые высказанный классиками естествознания еще во второй половине XIII в., этот закон нашел убедительное обоснование в трудах И. М. Сеченова (1866) и особенно И. П. Павлова (1924, 1927).

4. Закон единства формы и функции. В основе жизнедеятельности каждого живого организма лежат физиологические и адекватные им морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека подвергаются изменениям.

Антон Дорн (1875), сыгравший большую роль в развитии зоологии и сравнительной анатомии на принципах дарвинизма, разработал учение о смене функций. Он первый указал пути к исследованию эволюции их жизнедеятельности. В дальнейшем учение А. Дорна нашло широкое развитие в трудах Н. Клейнберга (1886), Л. Плате (1913), А. Н. Северцова (1912, 1939) и И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), которыми указывалось, что каждая часть и каждый орган организма обладает несколькими функциями.

5. Закон наследственности и изменчивости. Наследственность - это исторически сложившееся в процессе смены поколений свойство живых организмов требовать определенных условий для своего развития, роста и жизнедеятельности. Наследственной основой, или генотипом организма, являются гены, обладающие большой устойчивостью и обеспечивающие относительное постоянство (консерватизм) видовых признаков, т. е. обусловливают фенотип живых организмов.


Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков организма, обусловленных взаимодействием наследственной основы организма е условиями внешней среды. Управляя законами изменчивости (модификационной, мутационной, цитрплазматической), можно изменять не только фенотип организма, но и его генотип, что широко используется в селекционной работе. Знание законов передачи наследственных признаков имеет большое значение в медицинской и ветеринарной практике.

6. Закон гомологичных рядов гласит о том, что «чем ближе генетические виды, тем резче и точнее проявляется сходство рядов морфологических и физиологических признаков». Этот закон был подготовлен значительным числом исследователей, придававших.большое значение изучению гомологичных (сходных по развитию) органов (И. Гете, Ж. Кювье, Вик д"Азир, Э. Геккель, К- Гегенбаур), но нашел свое окончательное оформление в трудах Н. И. Вавилова (1920, 1922).

7. Закон экономии материала и места, согласно, которому каждый орган и каждая система построены так, чтобы при минимальной затрате строительного материала они могли бы выполнять максимальную работу Щ. Ф. Лесгафт, 1895). Подтверждение этого закона можно видеть в строении всех органов живого организма, и особенно он выражен в строении центральных отделов нервной системы, сердца, почек, печени, обладающих исключительно высокими потенциальными возможностями при выполнении своих функций.

8. Для всех позвоночных характерны общие принципы построения тела и гомологичных органов, а именно:

а) одноосность, или биполярность, выражающаяся в наличии двух дифференцированных полюсов тела - головного, или краниального, и заднего, или каудального; б) сегментарность, или метамерия;

в) антимерия (anti - против, meros - часть), двусторонняя, или билатеральная (bi - два, latus - сторона), симметрия, характеризующаяся зеркальным сходством правой и левой половин тела животного. Билатеральная симметрия, как и биполярность, есть отражение развития прямолинейного, поступательного движения, свойственного большинству хордовых;

г) закон трубкообразного построения. Все системы и аппараты животного организма развиваются как трубчатые образования (пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, нервная). Для большинства трубчатых органов присущ принцип трехслойное. Трубчатые структуры есть результат отражения закона экономии материала и места.

6. Понятие о норме, варианте, аномалии и патологии.

Под нормой строения тела животного понимается «гармоническая совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных его окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность» (Г. И. Царьгородцев).

Норма с точки зрения анатомии - наиболее часто встречающийся вариант строения конкретного вида животных, характеризующийся динамическим соответствием морфологических и физиологических особенностей организма изменяющимся условиям окружающей среды. В рамках видовой нормы и наряду с ней существует возрастная и половая изменчивость форм и строения, которая определяет также общие, но не для всего вида, а для определенной группы животных (популяция, порода) возрастные и половые нормы..

Варианты - разновидности общепринятой нормы, которые могут носить прогрессивные признаки, если они повышают жизненность организма или отвечают требованиям селекции, и регрессивные, когда в них проявляются признаки пройденного пути эволюционного развития. Резко выраженный регрессивный признак называется атавизмом (atavus - предок).

Аномалии - отклонения от нормы, характеризующиеся необычной топографией органов или частей тела, их чрезмерным или, наоборот, слабым развитием, не сопровождающимся глубокими нарушениями жизнедеятельности организма. Отсутствие или сверхкомплектностьорганов или частей тела животного, приводящие к тяжелым нарушениям всей жизнедеятельности организма или даже неспособности к существованию, носят название уродства. Последние чаще возникают при близкородственных разведениях животных или под влиянием каких-либо тератогенных факторов (повышенная радиация, воздействие химических веществ и т. п.). Наука, изучающая уродства и причины их возникновения, называется тератологией (teratus - уродства).

Патология - наука о болезнях, болезненных состояниях животного. Происходит это название от слова патос, что означает страдание, болезнь. Основу патологии составляет учение о нарушениях нормальных соотношений между организмом и внешней средой.

Организм постоянно подвергается воздействию различных раздражителей со стороны внешней среды. К нормальным, обычным раздражителям организм приспособлен в ходе своего развития, хотя они и подвержены различным колебаниям. Эти колебания уравновешиваются защитными и регулирующими механизмами организма. Однако воздействия часто отклоняются от нормальных, приобретая характер чрезвычайных, необычных, извращенных, тогда и развиваются патологические процессы.

2.Современные методы анатомического исследования

    Анатомические принципы структурной организации тела человека.

    Основные этапы онтогенеза человека.

Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела в связи с его функцией. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение . Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов был метод анатомирования человеческого трупа.

Изучение анатомии человека обеспечивает необходимые условия для усвоения других дисциплин, необходимых для практической деятельности врача.

На значение анатомии для медицины указывали многие крупные учёные и медицинские деятели.

«Изучайте азы науки, прежде чем пытаться взойти на её вершины, никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» - Павлов И.П.

«Изучение строения тела человека – первооснова медицины» Гиппократ

«Анатомия – есть наука первая, без неё не может быть врачевания» древнерусская рукопись.

« Самою высшею для меня наградой я почёл бы убеждение, что мне удалось доказать нашим врачам, что а анатомия не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины» -Пирогов Н.И.

« без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки »- Губарев А.П.

В настоящее время для познания строения не только мёртвого, но и живого человека применяются и другие методы:

    Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции;

    Метод инъекция - заполнение окрашенной массой полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов. Он применяется с 16 века. Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

    Микроскопический метод появился с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу, удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов;

    Рентгеноскопические рентгенографические методы, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ;

    Эндоскопический метод исследования (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.). Он позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия, окраску, рельеф органов и слизистой оболочки;

    Ультразвуковое исследование (эхография), основанное на отражении тканями ультразвука, позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

Структурная организация тела человека.

Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество.

В организме различают4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции.

Эпителий покрывает все тело снаружи (кожу) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри (слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы). Эпителий образует выделительные органы (потовые, сальные, молочные, пищеварительные, слизистые, половые и эндокринные железы).

Для этой ткани характерно то, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы, расположенных на базальной мембране.

Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

Соединительная ткань имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа также относятся к соединительной ткани и выполняют трофическую функцию. Главное отличие соединительной ткани – это наличие большего количества промежуточного вещества, состоящего из коллагеновых и эластических волокон и основного аморфного вещества. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению и возвращению к исходной толщине и длине после прекращения действия этой силы.

Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткани.

Нервная ткань осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Она состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии. Из нервной ткани построены головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы.

Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся своеобразной формой, имеющая особое строение и выполняющая присущую ей особую функцию .

Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одинаковую функцию.

Аппарат – это скорее физиологическое объединение органов, выполняющих однородную функцию, но они не имеют топографической связи и общности строения.

ОНТОГЕНЕЗ.

Онтогенез – это развитие организма от момента зачатия до смерти .

В онтогенезе различают 2 периода: пренатальный и постнатальный.

    Пренатальный период – это развитие от зачатия до рождения. Он делится на 2 стадии: эмбриональную и плодную.

    Постнатальный период – это развитие от рождения до смерти. В нём различают возрастные группы от новорожденных до долгожителей.

Функциональная анатомия костной системы.

    Функции скелета.

    Строение кости как органа, строение костного вещества и ткани.

    Химический состав костей.

    Классификация костей.

Костная система морфологически, функционально и генетически воплощена в скелете. Твердый или костный скелет составляет основу тела и является своеобразной арматурой сложной конструкции организма человека. При изучении анатомии скелет бесподобный немой подсказчик, поскольку по нему легко ориентироватьсяв расположении всех органов.

Масса скелета составляет 1/5-1/7 часть массы тела, а абсолютные цифры зависят от длины тела.

Основными элементами скелета являются отдельные кости, количество которых в организме более 200. Скелет выполняет следующие функции.

1.Функцию опоры для мышц и внутренних органов;

2.Функцию защиты, образуя полости и каналы, защищающие органы и ткани от механических повреждений. Например, череп – полость, в которой находится головной мозг; в позвоночном канале располагается спинной мозг; сердце и лёгкие защищены грудной клеткой и т.д.;

3.Функцию локомоции – передвижения. Кости образуют жёсткие рычаги, приводимые в движение мышцами;

4.Антигравитационную функцию. Кости противостоят силе земного притяжения и помогают сохранять вертикальное положение тела;

5. Функцию минерального обмена. Скелет является депо минеральных солей, особенно кальция и фосфора;

6. Кроветворную функция. В костях находится красный костный мозг – кроветворный орган.

Твердый скелет делится на соматический и висцеральный.

Соматический скелет состоит из осевого скелета и скелета конечностей. К осевому скелету относятся позвонки, кости мозгового черепа и ребра. К скелету конечностей относятся кости поясов конечностей (ключица, лопатка, тазовая кость) и кости свободного отдела конечностей: плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа.

Висцеральный скелет объединяет кости лицевого черепа, подъязычную кость и слуховые косточки.

Каждая кость представляет собой самостоятельный орган, имеющий сложное строение и занимающий определенное место в скелете. Основу кости составляет компактное и губчатое костное вещество. Снаружи кость покрыта надкостницей. Внутри кости содержится костный мозг. Кости, как и все остальные органы, имеют сосуды и нервы. Костное вещество образовано из костной ткани. Костная ткань является разновидностью соединительной ткани. Зрелая костная ткань состоит из костных клеток и межклеточного вещества. В костной ткани имеются 3 вида клеток: остеоциты, остеобласты и остеокласты. Межклеточное вещество состоит из первичных фибрилл оссеина (коллагеновых волокон), микрокристаллов минеральных солей (оксиаппатитов) и аморфного основного вещества, содержащего мукополисахариды и удерживающего воду.

Из костной ткани строятся пластины и балки, их сложение и взаиморасположение предопределяет конструкцию костного вещества. Оно может быть компактным (плотным) и губчатым. Из компактного вещества состоят тела длинных трубчатых костей. Оно покрывает наружные поверхности (пластинки) всех костей. Компактное вещество состоит из остеонов.

Губчатое вещество располагается под компактным веществом плоских, губчатых и смешанных костей, а также на концах трубчатых костей. В губчатом веществе нет остеонов, костные пластинки здесь образуют балки. Между ними остаются ячейки, заполненные красным костным мозгом.

Надкостница участвует в питании кости, за счет нее развивается кость, растет в толщину. Надкостница участвует в формировании новой костной ткани на месте перелома. Она плотно сращена с костью. В ней различают наружная фиброзная мембрана и внутренняя камбиальная мембрана.

Костный мозг является органом кроветворения, а также местом отложения питательных веществ. Костный мозг находится в костных ячейках губчатого вещества всех костей и в каналах трубчатых костей. Различают красный и желтый костный мозг.

Красный костный мозг состоит из нежной, ретикулярной (сетчатой) ткани, богатой сосудами и нервами. В петлях этой ткани находятся кроветворные элементы - стволовые клетки крови, дающие начало форменным элементам крови.

Желтый костный мозг состоит из жировых клеток, что и определяет его цвет. В период роста и развития организма в костях преобладает красный костных мозг. С возрастом он частично замещается желтым. У взрослого человека в норме красный костный мозг находится только в губчатом веществе, а желтый – в каналах трубчатых костей.

Химический состав костной ткани .

В костях взрослого человека вода занимает около 50%. 28% приходится на органические вещества и 22% - на неорганические веществаю. Органические вещества придают костям гибкость, эластичность.

Неорганические вещества придают костям прочность. Это в основном соли Ca,P,Mg. С возрастом количество органических веществ уменьшается, кости становятся ломкими.

Классификация костей .

Кости делятся по форме и размерам. Выделяют следующие группы костей:

    Трубчатые – длинные и короткие. Они образуют скелет конечностей. Средняя часть трубчатых костей называется диафизом, а концы – эпифизами. Зона перехода диафиза в эпифиз называется метафизом. На концах этих костей могут быть апофизы.

    Плоские или широкие кости, которые, как правило, выполняют функцию защиты, образуя естественные полости тела, или формируют обширные поверхности для прикрепления мышц. Для них характерно наличие 2-х компактных пластинок, между которыми находится губчатое вещество.

    Короткие губчатые кости находятся в местах наибольшей подвижности тела, совмещающиеся с сопротивлением значительным сдавливающим скелет силам (запястье и предплюсна) они построены из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного.

    Смешанные кости (позвонки) имеют несколько частей, слившиеся между собойи имеющие разную форму, функцию и развитие.

    Воздухоносные (пневматизированные) кости, которые имеют полости, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.

Развитие костей

Первичные кости проходят 2 стадии развития:

        Перепончатая

        Костная

К ним относятся кости крыши мозгового черепа, ключица.

Вторичные кости черепа проходят 3 стадии развития:

    Перепончатая

    Хрящевая

    Костная

К ним относятся все остальные кости

Способы остеогенеза:

    Эндесмальный

    Энхондральный (эндохондральный)

    Периходральный, периостальный

Аномалии и варианты развития костей

    Добавочное ребро

    Отсутствие ребра

    Ассимиляция атланта с черепом

    Расщепление дуги позвонка

    Сакрализация

    Люмбализация

    Расщепление или отверстие в мечевидном отростке

    Расщепление грудины на всём протяжении

    Отсутствие лучевой кости

Английский ученый Д. Уолд писал, что «...самая сложная машина из всех, какие когда-либо создавал человек - ну, скажем, «электронный мозг» - не более чем детская игрушка по сравнению с самым простым из живых существ».

Человек же, как известно, - это самое сложное из живых существ. Чтобы разобраться в устройстве и работе любой машины, нужно иметь схему ее конструкции. Чтобы понять, как устроен организм человека и как он функционирует, необходимо сперва познакомиться с общим планом его строения.

Между машиной и живым организмом можно и вести известную аналогию: в обоих случаях необходима энергия для обеспечения работы и в обоих случаях стареющие детали нуждаются в замене. Так, например, человеку, находящемуся в состоянии полного покоя, для обеспечения его жизнедеятельности - акта дыхания, сердечных сокращений, тонуса и т. д. - требуется 1700 ккал в сутки *, во время работы потребность в энергии увеличивается до 3000 и даже до 7000 ккал (при больших физических напряжениях).

Работа органов сопровождается непрерывным их обновлением: одни клетки погибают, другие - заменяют их. Этот процесс совершается незаметно для нас, однако в действительности размеры такой естественной убыли и восстановления тканей довольно значительны. Например, у взрослого в течение суток гибнет и заменяется приблизительно 1/20 часть клеток кожного эпителия, 1/2 всех клеток эпителия, выстилающего слизистую оболочку пищеварительного тракта, заменяется около 25 г крови и т. д.

В организме животных и человека образование энергии и замена стареющих и отмирающих тканей происходит за счет обмена веществ. Большая группа органов осуществляет этот основной жизненный процесс. Сюда относятся, во-первых, органы , обеспечивающие поступление в организм химических веществ из твердой и жидкой пищи; во-вторых, - органы дыхательной системы, доставляющие кислород из воздуха. В тканях тела одни химические вещества вступают в соединение с кислородом («сгорают») и служат для образования энергии, другие- используются как «строительный материал» для клеток и других тканевых структур. Конечно, в процессе сложных химических превращений, происходящих в пищеварительном канале, в клетках и тканях различных органов образуется много ненужных организму побочных продуктов, которые нередко обладают ядовитым действием, - их необходимо удалить, и для этого имеются специальные органы выделения (почки, потовые железы и др.). Наконец, живые организмы обладают способностью к самовоспроизведению - без этого жизнь, разумеется, прекратилась бы, поэтому, кроме названных, существуют еще органы размножения.

Если сравнить животных и растения, то нетрудно увидеть, что в последнем случае имеются также органы питания, дыхания, выделения и размножения. Но этим и ограничивается их «хозяйство». И это понятно. Растения питаются неорганическими веществами: углекислым газом воздуха, водой и минеральными солями почвы. Из этих неорганических веществ они образуют, используя солнечную энергию, вещества органические: белки, жиры, углеводы, из которых и строится их тело. Они не нуждаются в поисках пищи и живут на одном месте. Иначе обстоит дело у животных. В отличие от растений они не могут в своем организме создавать органические вещества из неорганических, они должны получать их в готовом виде из тел других живых существ. В связи с этим животные, как правило, проводят жизнь в поисках пищи., Добыча ее требует перемещения, поэтому у животных в процессе истории их развития формируются органы движения, которых нет у растений. Вот почему органы пищеварительной, дыхательной, выделительной системы и органы размножения принято называть органами растительной, или вегетативной, жизни, а аппарат движения, нервную систему и органы чувств, которые теснейшим образом связаны между собой в процессе эволюционного развития, называют органами животной, или анимальной, жизни. Крепкие кости и гибкие сочленения их, покрытые сильными мышцами и одетые кожей, составляют корпус, голову и подвижные конечности здорового организма. «Внутренний механизм» тела заключен в его полостях. Впишем его в знакомые контуры человеческого торса (рис. 5).

Рис. 5. Общий вид расположения внутренностей.
1 - гортань;
2 - трахея;
3 - легкие;
4 - сердце;
5 - желудок;
6 - печень;
7 - тонкая кишка;
8-11 - толстая кишка;
12 - мочевой пузырь.

* Килокалория - количество энергии, необходимое для того, чтобы 1 кг воды нагреть на 1°С. Энергия, которая необходима для обеспечения жизнедеятельности организма в состоянии покоя, называется основным обменом. Она представляет важную характеристику функций организма.

Относительно них органов.

Плоскости и оси, проходящие через тело человека, расположение

Понятие об органах, системах, аппаратах, о соме и внутренностях.

Место анатомии в биологии, определение, предмет и объект изучения.

2. Связь анатомии с другими науками и её основные методы.

Анатомия относится к числу биологических дисциплин.

Биология – это совокупность наук о живой природе, о строении, развитии и многообразии живых существ, их взаимоотношениях и связях с внешней средой.

Биология включает два основных раздела : морфологию и физиологию.

Морфология –изучает форму и строение живых существ.

Физиология –наука о жизнедеятельности организмов, процессах протекающих в их структурах, о регуляции функций.

К числу морфологических дисциплин принадлежит анатомия человека – наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов.

Человек принадлежит к животному миру, поэтому анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем позвоночным, а также с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия служит фундаментом ряда биологических дисциплин: антропологии, гистологии, цитологии, эмбриологии, физиологии, эволюционного учения, генетики и тесно связана с ними. Все эти дисциплины возникли в недрах анатомии в разное время, а затем отделились благодаря появлению новых и усовершенствованных методов исследования.

Основные методы анатомии:

1. Рассечение (от греч. anatome – рассекаю).

2. Заполнение полых органов затвердевающими массами и получение слепков (инъекционный метод).

3. Пластическая анатомия (изучает формы и пропорции тела, важна для скульпторов и художников).

4. Рентгеноанатомия (изучает внутреннее строение с помощью рентгеновских лучей).

5. Эндоскопия (осмотр внутренних полых органов с помощью специальных приборов через естественные отверстия).

Орган (от греч. оrganon – орудие, инструмент) отличается свойственным лишь ему местоположением, формой и строением, приспособленным к выполнению определенной функции.

Органы построены из тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной). В каждом органе есть все типы тканей, но одна из них является рабочей, выполняющей главную функцию органа.

Органы анатомически и функционально могут быть объединеныв системы и аппараты.

Система - ряд органов, имеющих общий план строения, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию.

По разным принципам органы объединяют в аппараты:


а) в аппарате органы часто имеют различное строение и происхождение, могут быть не связаны анатомически, но их объединяет участие в выполнении общей функции (например, ОДА - опорно-двигательный аппарат);

б) в аппарате органы могут быть связаны происхождением, но выполнять при этом разные функции (например, мочеполовой аппарат).

В организме человека выделяют:

1. Сому (от греч. soma - тело): включает кости, соединения костей, кожу и скелетные мышцы, образующие полости.

2. Внутренности (от греч. splanchna или от лат. viscera ) - органы, расположенные внутри полостей.

К соме и внутренностям подходят и разветвляются в них сосуды и нервы. Они не относятся ни к тому, ни к другому.

Основные принципы строения тела человека:

1. Полярность (различное строение и функции полюсов).

2. Сегментарность или метамерность (повторяемость, более четко сохранена в туловище).

3. Двусторонняя симметрия.

4. Корреляция (соотношение между отдельными частями).

Анатомию человека называют нормальной анатомией. Каждый человек неповторим, вместе с тем, все люди принадлежат к одному виду и обладают одинаковым планом строения. Нормальным считается такое состояние (строение) органа и организма, при котором их функции не нарушаются.

Закономерности строения тела человека обусловлены его эмбриональным развитием. Исходя из этого, необходимо ознакомиться с основными этапами развития человеческого зародыша.

Зародыш (эмбрион) - организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери на ранних стадиях развития, начинающихся зачатием и завершающихся вылуплением из яйца, или рождением. В акушерстве зародышем называют организм лишь в течение 8 недель, когда происходят основные изменения его строения (эмбриональный период). Остальная, большая часть внутриутробного развития, с 9-й по 38 - 39-ю недели, называется плодным, или феталъныш периодом, а сам организм - плодом (лат. fetus - оплодотворенный, носящий в себе плод).

Оплодотворение яйцеклетки происходит в маточной трубе, после чего возникает качественно новая структура: одноклеточный зародыш - зигота. Оплодотворение - видоспецифичный процесс, через прозрачную зону яйцеклетки может пройти только сперматозоид того же вида, что и яйцеклетка. Перед оплодотворением сперматозоид подвергается сложному и пока не расшифрованному процессу капацитации под влиянием секрета женских половых путей. Лишь после этого сперматозоид связывается с гликопротеидом прозрачной зоны, что инициирует акросомальную реакцию. В результате акросомальной реакции выделяется содержимое акросомы, которое лизирует прозрачную зону. Пройдя через нее, сперматозоид контактирует с плазматической мембраной яйцеклетки боковой поверхностью своей головки. Мембраны обеих гамет сливаются, после чего сливаются ядра, образуя диплоидное ядро. Сперматозоид не толъко вносит свою ДНК в яйцеклетку, но и активирует метаболизм.

После оплодотворения содержимое кортикальных гранул высвобождается, изменяется конфигурация гликопротеинов прозрачной зоны и мембрана яйцеклетки становится непроницаемой для других сперматозоидов. В первые дни после оплодотворения развитие зародыша происходит в маточной трубе. В результате дробления зиготы1, которое длится 3-4 дня и происходит в полости маточной трубы, образуется бластула (греч. blastos - росток) - пузырек, в котором различают заполненную жидкостью полость - блас- тоцелъ (греч. koilos - полый), окруженную многочисленными клетками - бластомерами (греч. meros - доля) двух видов: крупных темных и мелких светлых. Из последних формируется стенка пузырька - трофобласт (греч. trophe - питание), дающий в дальнейшем начало внешнему слою оболочек зародыша. Скопление более крупных бластомеров получило название эмбриобласта - «зачатка зародыша» (греч. embryon - зародыш), который прилежит к трофобласту изнутри, образуя зародышевый узелок (115). Из него развиваются зародыш и внезародышевые части (кроме трофоб- ласта).

Зародыш, имеющий вид пузыьръка, на 6 - 7-й денъ беременности внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку матки. Вначале дефект эндометрия закрывается коагуляционной фибриновой пробкой, затем эпителий регенерирует и зародыш оказывается внутри функционального слоя эндометрия. На 2-й неделе развития эмбриобласт расщепляется на две пластинки, между которыми образуется щель - будущий амниотический пузырек (первая стадия гаструляции). Одна из пластинок, образованная высокими призматическими клетками, прилежащая к трофобласту, образует эпибласт, дающий начало эктодермалъной пластинке (греч. ektos - вне, derma - кожа) - наружный зародышевый листок. Вторая пластинка - гипобласт, образованный слоем кубических клеток, из которых формируется энтодерма. Края энтодермы разрастаются, соединяются между собой и образуют желточный пузырек, а эктодермальная пластинка формирует амниотический пузырек.

С 15 - 17-го дня развития (3-я неделя беременности) начинают развиваться трехслойный зародыш и осевые органы (вторая стадия гаструляции). Из трех слоев зародыша развиваются все ткани будущего организма. Клетки наружной (эктодермальной) пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу, в резуль-

тате чего возникает утолщение - первичная полоска, направленная кпереди. Краниальная часть первичной полоски имеет небольшое возвышение - первичный (гензеновский) узелок, а сама полоска по срединной линии слегка вогнута (первичная бороздка). Клетки эк- тодермальной пластинки, лежащие впереди первичного узелка, погружаются в промежуток между наружной (эктодермальной) и внутренней (энтодермальной) пластинками, образуя хордальный (головной) отросток, который дает начало спинной струне - хорде (греч. chorde - струна). Клетки первичной полоски, прорастая по обе стороны между наружной и внутренней пластинками зародышевого щитка и вперед по бокам от хорды, образуют средний зародышевый листок - мезодерму. Зародыш становится трехслойным. На 3-й неделе развития из эктодермы начинает формироваться нервная трубка. От задней части внутренней (энтодермальной) пластинки во внезародышевую мезодерму (амниотическую ножку) впячивается аллантоис (греч. allantoides - колбасовидный). По ходу аллан- тоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают кровеносные (пупочные) сосуды.

На 3 - 4-й неделе развития тело зародыша обособляется от внезародышевых органов (желточного мешка, аллантоиса, амни- отической ножки). Зародышевый щиток изгибается и становится выпуклым, формирующаяся глубокая продольная борозда - туловищная складка - отграничивает его края от амниона. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемное, эктодерма покрывает зародыш со всех сторон, а энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша, свертывается в трубку - зачаток будущей кишки.

Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком и образующими его элементами, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо (116). Из энтодермы возникают эпителий и железы желудочно-кишечного тракта, из эктодермы - нервная система, эпидермис и его производные, эпителиальная выстилка анального отдела прямой кишки, влагалища, ротовой полости.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута, у ее переднего и заднего концов имеются впячивания эктодермы - ротовая ямка (будущая ротовая полость) и клоакальная (заднепроходная) ямка (бухты). Ротовую ямку от первичной кишки отделяет двухслойная (глоточная) перепонка (мембрана), заднепроходную ямку - заднепроходная (анальная) перепонка. На 4 - 5-й неделе прорывается передняя (глоточная) перепонка, на 3-м месяце - задняя. Амнион, заполненный жидкостью, окружает зародыш, предохраняя его от различных повреждений, рост желточного мешка постепенно замедляется, он редуцируется.

Дифференцировка (лат. differens - различие) мезодермы начинается в конце 3-й недели развития. Из мезодермы возникает мезенхима . Дорсальная часть мезодермы, которая расположена по бокам от хорды, подразделяется на сегменты тела - сомиты, число пар которых на 34-й день развития достигает 43 - 44. В сомитах различают три части: передне- медиальную - склеротом, из которого развиваются кости и хрящи скелета; латерально расположен миотом, из которого формируется поперечнополосатая скелетная мускулатура; кнаружи лежит дерматом, из которого возникает собственно кожа (117).

Из вентральной несегментированной части мезодермы - сплан- хнотома - образуются еще две пластинки: прилежащая к первичной кишке медиальная (висцеральная) называется спланх- ноплеврой, прилежащая к стенке тела зародыша латеральная (наружная) пластинка - соматоплеврой. Из этих пластинок развивается мезотелий серозных оболочек, а пространство между ними превращается в полости (брюшинную, плевральную и пе- рикардиальную). Из мезенхимы спланхноплевры образуются все слои пищеварительной трубки, кроме эпителия, который имеет энтодермальное происхождение. Из мезенхимы спланхнотома образуются клетки крови, гладкая мышечная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, соединительная ткань. Мезенхима спланхнотомов является также источником развития сердечной поперечнополосатой мышечной ткани, коркового вещества надпочечника и эпителия половых желез (яичек, яичников).

На границе между сомитами и спланхнотомами из мезодермы образуются нефротомы1, из которых развиваются эпителий почек и семявыносящих путей.

На 4-й неделе из эктодермы формируются зачатки органа слуха (вначале слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и зрения (будущие хрусталики над возникающими из боковых выпячиваний головного мозга глазными пузырями). В это же время преобразуются висцеральные отделы головы, группирующиеся вокруг ротовой бухты, которую спереди охватывают лобный и верхнечелюстной отростки. Каудальнее последних видны контуры нижнечелюстной и гиоидной (подъязычной) висцеральных дуг.

На передней поверхности туловища зародыша выделяются сердечный, а за ним печеночный бугры. Углубление между этими буграми указывает на место образования поперечной перегородки - одного из зачатков диафрагмы.

Каудальнее печеночного выроста находится брюшной стебелек, включающий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с внезародышевыми оболочками (пупочный канатик).

К концу 1-го месяца развития заканчивается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы - сердце, легкие, усложняется строение кишечной трубки, формируются

висцеральные и жаберные дуги, образуются капсулы органов чувств; нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном конце (будущий головной мозг). В возрасте около 31 - 32 дней (5-я неделя) длина зародыша составляет 7,5 мм. На 25-й день начинает биться сердце со скоростью 140 ударов в минуту. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы, появляются зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов. На 6-й неделе заметны закладки наружного уха, с конца 6 - 7-й недели - пальцев рук, а затем ног.

В конце 2-го - начале 3-го лунного месяца развития плода можно различить относительно огромную голову, на которой видны рот, нос, глаза и уши, туловище и конечности, на которых возникают движения, начинают образовываться ногти и индифферентные наружные половые органы, которые возможно дифференцировать на 4-м лунном месяце.

На 5-м месяце развивается кожный покров, покрытый пушком, начинают функционировать сальные железы, начинает развиваться подкожная основа. В течение 9-го месяца интенсивно формируется подкожная основа, пушок выпадает, его замещают настоящие волосы, уплотняются хрящи носа и ушной раковины, удлиняются ногти, выходя за пределы кончиков пальцев.

Установлены три группы факторов, детерминирующих ход развития зародыша: 1) генетические факторы; 2) взаимодействия частей зародыша; 3) воздействие внешних по отношению к зародышу факторов (механических - давление, физических - температура, лучистая энергия, химических - лекарственные вещества и др.). Все эти факторы тесно связаны между собой. Изменение этой связи и внешних условий может привести к нарушению развития отдельных частей зародыша.

Особенности строения, роста и развития человека

В онтогенезе человека различают два основных периода: внутриутробный, или пренатальный, и внеутробный, или постнатальный. Кроме того, выделяют периоды жизни человека (29).

При оценке площади поверхности отдельных участков тела взрослого человека можно применять «правило девятки», согласно которому поверхность головы и шеи составляет 9% поверхности тела, верхние конечности (каждая 9%) - 18%; нижние (каждая 18%) - 36%, передняя часть туловища - 18%, задняя часть - 18%, промежность - 1%, ладонь и пальцы - 1%. Большинство антропометрических показателей имеют значительные индивидуальные колебания. Площадь поверхности тела и его отдельных фрагментов, пропорции зависят от возраста человека (118).

Периоды жизни человека

Периоды Возраст

1. Эмбриональный 0-8 недель

2. Переходный 8-16 недель

3. Плодный (фетальный) 4-10 месяцев

4. Новорожденный 1 -10 дней

5. Грудной возраст 10 дней - 1 год

6. Раннее детство 1-3 года

7. Первое детство 4-7 лет

8. Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 (девочки)

9. Подростковый возраст 13-16 (мальчики) 12-15 (девочки)

10. Юношеский возраст 17-21 (юноши) 16-20 (девушки)

11. Зрелый возраст, I период 22 - 35 (мужчины) 21-35 (женщины)

12. Зрелый возраст, II период 36 - 60 (мужчины) 36 - 55 (женщины)

13. Пожилой возраст 61 - 74 (мужчины) 56 - 74 (женщины)

14. Старческий возраст 75 - 90 лет (мужчины и женщины)

15. Долгожители 90 лет и старше

Развитие человека происходит в течение всей его жизни, начиная от образования зиготы и кончая смертью. Рост же (увеличение массы) заканчивается к 20 - 25 годам.

Рост и развитие человека характеризуются целым рядом закономерностей.

1. Генетическая детерминированность. Рост и развитие зависят от генома человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип.

2. Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекают стадийно. При этом последовательность стадий также детерминирована. Однако временные границы между отдельными стадиями варьируют. Активность процесса различная на разных стадиях, что дает основание некоторым исследователям говорить о цикличности. На каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса.

3. Каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека.

Как правило, увеличение длины тела у мужчин заканчивается в возрасте 18 - 20 лет, у женщин - 16-18 лет. Впоследствии до 60 - 65 лет длина тела не изменяется, а после этого в связи с укорочением (уплощением) межпозвоночных дисков, изменением осанки тела и уплощением сводов стопы длина тела уменьшается примерно на 1-1,5 мм в год. В конце 1-го лунного месяца беременности длина зародыша в процессе роста: КМ - средняя линия; по вертикальной оси справа цифрами показано соответствие отделов тела детей и взрослых, по верхней горизонтальной оси - отношение длины головы к длине тела (по Андронеску) составляет около 7 мм, в конце 2-го - 20-30 мм, а масса тела 35 г, в конце 6-го - длина тела 30 см, а масса 600 - 700 г, в конце 9-го - длина 47 см, масса - 2000 - 2500 г. В течение первого года жизни ребенка происходит наибольшее увеличение длины тела (на 21-25 см), в периоды раннего и первого детства скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства скорость роста стабилизируется (4,5 - 5,5 см в год), а в конце - резко возрастает. В подростковом возрасте годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - 5 - 5,7 см. При этом у девочек интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в подростковом возрасте, далее рост замедляется.

Масса тела удваивается к 5 - 6-му месяцу после рождения, утраивается к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно одинаковыми темпами. Максимальная годичная прибавка массы тела имеет место в подростковом возрасте: у девочек на 13-м, а у мальчиков на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20 - 25 лет. Обычно стабильная масса тела сохраняется до 40 - 46 лет. Следует стремиться к тому, чтобы в течение всей жизни масса тела человека сохранялась в пределах цифр 19 - 20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается акселерация - ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма детей и подростков, которая в большей степени проявляется в экономически развитых странах. У мужчин акселерация выражена в большей степени. Так, масса тела новорожденных детей возросла в среднем на 100 - 300 г, годовалых - на 1500 - 2000 г, а длина их тела - на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и в подростковом возрасте увеличилась на 10 - 15 см, а взрослых мужчин - на 6 - 8 см. Сократился период увеличения длины тела человека - в конце прошлого века рост продолжался до 23 - 26 лет, в настоящее время у мужчин - до 18 - 19, у женщин - до 16-17 лет. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, психическое развитие, половое созревание. В конце XX в. по сравнению с его началом средний возраст прихода менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12-13 лет, а наступление менопаузы сместилось с 43-45 до 48 - 50 лет. Комплекс изменений у взрослого человека называют «секулярным трендом» (вековая традиция).

При описании тела человека в целом и отдельных его частей и органов мы приведем данные о возрастных особенностях их строения. В этом разделе будут представлены лишь основные морфофункциональные характеристики человека в различные возрастные периоды.

У новорожденного голова округлая, большая (1/4 всей длины тела против 1/8 у взрослого), шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (см. 118). Окружность головы на 1 - 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен крестцовый мыс. Таз весьма подвижен, кости, составляющие тазовую кость, не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Так, например, масса печени новорожденного ребенка составляет 1/20 массы тела, в то время как у взрослого 1/50. Длина кишечника в 2 раза больше длины тела, у взрослого человека - в 4 - 4,5 раза. Масса мозга новорожденного составляет 13 - 14 % массы тела, а у взрослого человека лишь около 2 %. Большими размерами отличаются надпочечники и тимус.

Физическое развитие ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно. Периоды роста не соответствуют описанным периодам жизни человека (30).

В грудном возрасте тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6 месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни размеры ряда органов и систем достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т. е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину, быстро прогрессирует психическое развитие ребенка и, что самое главное, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2 - 3-го годов жизни рост в длину превалирует над увеличением массы тела. В конце периода первого детства начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает уже 1100 - 1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, в днях недели.

В раннем и в первом детстве половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

В период второго детства вновь преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест - длина и масса тела у девочек превышает таковую у мальчиков. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев года и календарных лет. Пожалуй, самым важным является начало полового созревания, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов: у них в 8-9 лет начинает расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез и оволосение лобка. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5 - 0,7 см.

В подростковом возрасте быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, меняется форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают грудные железы. К концу подросткового периода (15 - 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу, пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции. В подростковом возрасте рост тела в длину превалирует над ростом в ширину. В 13-14 лет происходит второй перекрест кривых роста мальчиков и девочек, после чего мальчики растут быстрее, чем девочки. В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, и все аппараты и системы органов практически достигают морфо- функциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало, а в пожилом и старческом прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука геронтология (греч. geron - старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит снижение адаптационных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Старение - генетически детерминированный процесс. Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Половые признаки отличают мужчину от женщины. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.).

Телосложение определяется генетическими (наследственными) факторами, влиянием внешней среды, социальными условиями. Выделяют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. При мезоморфном (греч. mesos - средний, morphe - вид, форма) типе телосложения (нормостени- ки) анатомические особенности приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.). Для брахиморфного (греч. brachys - короткий) типа телосложения (гиперстеники) характерно преобладание поперечных размеров, упитанность, не очень высокий рост. Сердце относительно больших размеров расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. Это приводит к укорочению легких; петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного (греч. dolichos - длинный) типа телосложения (астеники) отличаются стройностью, легкостью, преобладанием продольных размеров, относительно более длинными конечностями, слабым развитием мышц и жира, сравнительно тонкими узкими костями. Их внутренности опущены, диафрагма расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.