Педагогические взгляды ушинского презентация. К.Д.Ушинский - классик педагогики и мой учитель

Л. Н. Толстой

К. Д. Ушинский

И. Я. Яковлев

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ


Л.Н. Толстой

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы.





К.Д.Ушинский

«Наше Отечество»

Отечество

отцы

Родина

матушка - Россия




К. Д. Ушинский

Рассказы для детей.




Книги К.Д. Ушинского



К. Д. Ушинский в памяти народов

К. Д. Ушинский за свою короткую жизнь – 47 лет - сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике:

«Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».


Мудрые мысли от Ушинского

«необходимым условием правильного развития человека является ТРУД»

«учение есть труд и

труд серьёзный»

«Трудолюбие – основа

счастья человека»


К. Д. Ушинский в памяти многих народов

Многие народы с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени.

За выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели награждаются

МЕДАЛЬЮ УШИНСКОГО.



Выдающийся деятель Чувашии

Иван Яковлевич Яковлев



К.Д.Ушинский

«Наше Отечество»

Отечество

отцы

Родина

матушка - Россия




В чем же своеобразие личности

И.Я. Яковлева?

Это – добрый, честный, искренний, справедливый, великодушный, благородный человек. Бодрый духом, с развитым чувством юмора.

Главное в Яковлеве – любовь, это – натура любящая, очень надежная, верная в любви. Семьянин. Любящий отец. Преданный друг. Благородный ученик. Любящий, заботливый учитель. И все это интегрируется в одну большую преданную любовь до гроба – к родному народу.


Слайд 3

Краткая биография

Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Слайд 4

Основные научные работы К. Д. Ушинского по педагогике

Педагогическая поездка по Швейцарии (1870) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-69)Книги для первоначального классного чтения: Детский мир (1861) Родное слово (1864)

Слайд 5

Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях». Цель воспитания, по Ушинскому, – воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Слайд 6

Народность и народная школа в понимании К.Д. Ушинского

«...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Слайд 7

Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык. Обучение детей родному языку имеет три цели: Развитие «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»; Введение детей в сознательное обладание родным языком; Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».

Слайд 8

Взгляд на педагогику как науку и искусство

Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики. К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Слайд 9

Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании

Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта».

Слайд 10

Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса

Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

Слайд 11

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Слайд 12

Заключение

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К.Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

Слайд 13

Список литературы

http://ru.wikipedia.org Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. I том. К.Д.Ушинский lib.nspu.ru/umkК.Д. Ушинский – ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Посмотреть все слайды

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче к«Искусство воспитания имеет
особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и
понятным, а иным - даже легким,
и тем понятнее и легче кажется
оно, чем менее человек с ним
знаком, теоретически или
практически.»
К.Д.Ушинский

Большой вклад в развитие идеи природосообразности воспитания внес своими глубокими наблюдениями Жан-Жак Руссо. Он показал, что воспитываю

Большой вклад в развитие идеи
природосообразности воспитания
внес своими глубокими
наблюдениями Жан-Жак Руссо. Он
показал, что воспитывающее
взаимодействие растущего человека
со средой отвечает людской природе
в гораздо большей мере, чем
воздействие на него со стороны
воспитателей.

А К.Д.Ушинский в свою очередь:

Заложил основы специального изучения
человека как воспитуемого и воспитателя с
целью согласовать педагогическую теорию и
практику с природой человека;
Вел педагогику к идеалу антропологического
универсализма: все знание о человеке - о
душе, о теле, о человеческом общежитии должно служить фундаментом для
педагогики.

Ушинский был
первым, кто
выделил
воспитание как
главный фактор
человеческого
развития.

Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не только для доказательства могущественной силы воспитания.

Такой синтез был
особенно необходим
для формирования
нового подхода к
самому развитию,
движущими силами
которого является
взаимосвязь
физического,
умственного и
нравственного начал.

Педагогическая антропология - научный подвиг Ушинского

Педагогическая антропология научный подвиг Ушинского
Педагогическая антропология возрастает по
мере прогресса науки и дела воспитания.
Вплоть до революции 1917 г. и некоторое
время после нее в нашей стране развивалась
школа педагогов-антропологов и психологов,
последователей Ушинского.
Подход к человеческому развитию с точки
зрения воспитания как главного фактора
развития предполагает осмысление
воспитания с позиции внутренних законов
человеческого развития.

Основа педагогической системы Ушинского лежит идея народности

«Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может
рассчитывать воспитание: это то, что мы
называем народностью... воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого
народа. Всякая живая историческая народность
есть самое прекрасное создание божие на земле, и
воспитанию остается только черпать из этого
богатого и чистого источника», - писал Ушинский в
статье «О народности в общественном воспитании»
(1857).

К.Д. Ушинский указывал

Что сам народ создал «тот
глубокий язык, глубины
которого мы и до сих пор
еще не могли измерить; что
этот простой народ создал ту
поэзию, которая спасла нас
от забавного детского
лепета, на котором мы
подражали иностранцам; что
именно из народных
источников мы обновили всю
нашу литературу и сделали
ее достойной этого имени»

Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к ро

Ушинский подчеркивал, что одной из
характерных черт воспитания русского
народа является развитие у детей
патриотизма, глубокой любви к родине.
Поскольку лучшим выражением народности, по
его мнению, является родной язык, в основу
обучения русских детей должен быть положен
русский язык; обучение в начальной школе
также должно дать детям представление об
истории, географии России, ее природе

Такое воспитание призвано развить у детей

чувство национальной гордости,
чуждое, однако, шовинизму и
сочетающееся с уважением к другим
народам. Оно должно взрастить в детях
чувство долга перед родиной, приучить
их всегда ставить общие интересы
выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа:

благодаря своей мощи, отваге и
стойкости русский народ выдержал
монголо-татарское иго;
избавил от нашествия монголотатарских полчищ Западную Европу;
позже неоднократно спасал
независимость Родины от посягательств
иноземных врагов.

К.Д.Ушинский писал рассказы для детей и малышей.

Список использованной литературы:

Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология.
Курс лекций: учеб. пособие для студентов
вузов / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО,
2003. - 204 с.
Воробьева К. Н. Антропологический подход к
воспитанию / К. Н. Воробьева // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 55-58.
История педагогики, педагогическая
антропология / [отв. ред. Г Б. Корнетов]. -М.:
Изд-во УРАО, 2002. - 104 с.
  • Подготовила
  • учитель начальных классов
  • МОУ «Ракитянская СОШ №1»
  • п. Ракитное Белгородской обл.
  • Латышева Татьяна Анатольевна
Рассказы и сказки из учебных книг великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского не оставят равнодушными никого. Не одно поколение русских детей училось по его книгам «Детский мир» и «Родное слово». Ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки читали их. А теперь настал и ваш черёд. Рассказы понравятся вам, хотя и были впервые напечатаны очень давно - более ста лет назад.
  • Константин Ушинский стал первым в России детским писателем. Прежде чем начать писать книги, он долгое время работал учителем.
  • Белая стрелка поможет тебе познакомить с короткими рассказами Константина Дмитриевича Ушинского. Нажав на голубую
  • бабочку, ты сможешь вернуться назад.
  • Летела ворона над озером; смотрит - рак ползет: цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
  • - Ай, ворона! ворона! знал я твоего отца и мать, что за славные были птицы!
  • - Угу! - говорит ворона, не раскрывая рта.
  • - И сестер и братьев твоих знал - отличные были птицы!
  • - Угу! - опять говорит ворона.
  • - Да хоть хорошие были птицы, а все же далеко до тебя.
  • - Ara! - крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.
  • Ворона и рак
  • Жили-были петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник - и прошло.
  • Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
  • - Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
  • Не послушался петушок, напился холодной воды - и тут его стала бить лихорадка. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
  • Выздоровел петушок и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: лед проломился, и петушок - бултых в воду! Только петушка и видели.
  • Умей обождать
  • Заспорили деревья: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
  • Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
  • Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
  • Спор деревьев
  • Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло, выбрались они из улья и полетели к яблоньке: - Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчёлок? Мы целую зиму голодали! - Нет, - говорит им яблонька. - Вы прилетели слишком рано, мои цветы ещё спрятаны в почках, попытайтесь у вишни.
  • Полетели пчёлки к вишне: - Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок? - Наведайтесь завтра, - отвечает им вишня. - Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам. Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в пёструю головку; но не было в ней ни запаху мёду. Печальные и голодные пчёлки хотели уже дальше лететь, как увидели под кустиком скромный синий цветочек - это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и пахучего сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой - веселёшеньки.
  • Пчелки на разведках
  • Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
  • Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
  • Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать сочной травки на завтрак.
  • Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с насеста, закудахтали, стали червяков искать.
  • Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошко, расправила крылья и полетела собирать мед с душистых цветов.
  • Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
  • Утренние лучи
  • У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
  • Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
  • Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
  • Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.
  • Лиса Патрикеевна
  • Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
  • - Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
  • Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
  • Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал:
  • «Ку-ка-ре-ку!»
  • Петушок с семьей
  • Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитер; лапки бархатные, коготок остер.
  • У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка - не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!
  • Васька
Курица и утята
  • Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.
  • Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает - корма им ищет.
  • Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, - боится, что они утонут.
  • А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
Два козлика
  • Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.
  • – Уступи мне дорогу, – сказал один.
  • – Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.
  • – Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
  • Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
Лошадка
  • Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.
Ветер и солнце
  • Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это время ехал верхом по дороге.
  • - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: сорву с него плащ.
  • Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше. Ветер сердился, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
  • Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
  • - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Источники:
  • Шаблоны презентации авторские
  • Бабочка
  • Портрет Ушинского
  • Лошадка
  • Два козлика
  • Курица и утята
  • Умей обождать
  • Пчелки на разведках
  • Лиса Патрикеевна
  • Утренние лучи
  • Солнце и ветер
  • Ворона и рак
  • Спор деревьев
  • Васька
  • Петушок с семьей

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Константина Дмитриевича Ушинского 1824 – Родился в г. Туле 1835 – 1840 – обучение в Новгород-Северской гимназии – 1844 – обучение на юридическом факультете Московского университета – 1849 – исполняющий должность профессора Ярославского Демидовского лицея.


1855 – 1859 – инспектор классов Гатчинского сиротского института – 1862 – инспектор классов Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища (Смольный институт). Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения».


1862 – 1867 – командировка за границу – Константин Дмитриевич Ушинский скончался в г. Одессе. Похоронен возле Выдубицкого монастыря, вблизи Киева.


ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ Константина Дмитриевича Ушинского 1857 – первая педагогическая статья «О пользе педагогической литературы» – первое издание «Детского мира» – первое издание «Родного слова»(год 1-й и год 2-й) и «Книги для учащих» – 1869 – первое издание «Педагогической антропологии» – первое издание «Родного слова» (год 3-й) и «Руководства к преподаванию по «Родному слову» (май)- последняя статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».




Центральные идеи педагогической теории К.Д.Ушинского «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» 1.Идея народности воспитания






Центральные идеи педагогической теории К.Д.Ушинского 4. Родной язык как средство воспитания «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь»


Центральные идеи педагогической теории К.Д.Ушинского 5. Женское образование «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества»






Медаль К.Д. Ушинского В честь К.Д. Ушинского и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль имени Ушинского. Постановлением Совета Министров РСФСР для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук». Вручение медали производилось Министром просвещения РСФСР.


У нас, в Воронежском государственном профессионально- педагогическом колледже, работает выпускница Воронежского Государственного Педагогического Института, замечательный специалист, педагог с большой буквы – Роньшина Татьяна Николаевна, которая в 2011 году была отмечена высокой наградой в мире педагогики – медалью К.Д. Ушинского! «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К.Д. Ушинский