Способы формирования фонетических умений. Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными Каковы способы выделения ударного слога в словах

В статье предлагается схема реализации одного из методов восстановления речи у больных с эфферентной моторной афазией. Представлен практический материал.

«Восстановление звуко–слоговой структуры слова у пациентов с эфферентной моторной афазией».

Эфферентная моторная афазия – это системное нарушение речи, которое выражается в полной или частичной ее потере, обусловленное поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Центральным механизмом этой формы афазии является нарушение возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему из-за патологической инертности артикуляторных актов. Это выражается в том, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему, в результате персеверирует прежний звук, либо дает контаминацию предшествующего звука с нужным.

У пациентов наблюдаются дефекты артикуляции слов: литеральные парафазии, пропуски, перестановки звуков, персевераторные добавления лишних звуков, антиципации. При повторении слов сложных по звуковому составу и слоговой структуре отмечается послоговое произнесение (водопровод – за – да – га – вод), часто — сокращение слоговой структуры.

Поэтому одним из приемов восстановления речи при эфферентной моторной афазии является ритмико–мелодический прием , который «работает» на восстановление звуко–ритмической структуры слова.

Он заключается в том, что подбираются группы слов с одинаковой слого–ритмической структурой (примеры слов в приложении). В каждой группе выделяются подгруппы (5 –7 слов) одинаковой модели (с похожими гласными, количеством слогов, одинаковым ударным слогом) и записаны на диктофон.

Работа начинается со слов с простой звуко-слоговой структурой (односложные слова, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге, двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге и т.д.).

Работа с каждой подгруппой слов рассчитана на несколько занятий.

1 занятие. Прослушивание слов.

Прослушивание слов с «прохлопыванием».

Сопряженное проговаривание слов с «прохлопыванием».

Составление слов из букв разрезной азбуки, запись их в тетрадь.

Заканчивание фраз с жестким контекстом этими словами.

2 занятие. Сопряженное чтение отрабатываемых слов с «прохлопыванием».

Самостоятельное чтение (по возможности) отрабатываемых слов с

«прохлопыванием».

Деление написанных слов на слоги, списывание этих слов по слогам.

Сопряженное проговаривание слов с выделением ударного слога.

3 занятие. Проговаривание отработанных слов с выделением ударного слога.

Заполнение пропущенных букв и слогов в этих словах.

Запись отработанных слов под диктовку.

Составление с этими словами словосочетаний.

Параллельно необходимо проводить работу по сопряженно–отраженному проговариванию фраз бытового содержания, также записанных на диктофон, которые проговариваются также с «прохлопыванием»; прочитываются, используются в диалогах.

Такой способ предъявления материала позволяет больному проговаривать речевой материал в домашних условиях как можно чаще, самостоятельно, без помощи логопеда, без визуальной опоры на артикуляторный рисунок слов, при необходимости дает возможность постоянно возвращаться к началу пройденного материала.

В процессе такой работы отмечались улучшения в состоянии речевой функции пациентов: расширялся активный словарь больных, в спонтанной речи появлялись отдельные фразы бытового содержания, примитивные по логической структуре. Больные более уверенно начинали участвовать в диалоге, хотя ответы чаще всего оставались односложными. В отработанных словах и некоторых новых, схожих с ними по звуко-слоговой структуре, значительно сокращалось количество ошибок.

Положительные изменения отмечались и в письме: отработанные слова больные достаточно легко составлял из букв, заполняли пропуски в этих словах, прочитывали их вслух, записывали их под диктовку, хотя при этом и отмечались литеральные парафазии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Односложные слова.

МАК СОК ВОТ ЛУК МИР ЛЕС

БАК НОС РОТ СУК ПИР ВЕЩЬ

ЛАК ДОМ ПОТ БУК МИЛ ДЕНЬ

РАК СОМ БОР ДУШ МЫЛ ЩЕЛЬ

ТАЗ ЛОМ КОМ ГУСЬ ТИР СЕМЬ

2. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на первом слоге.

ЛАПА МУХА ДЫНЯ КОЖА

МАМА ДУМА ДЫРА ЛОЖА

ВАЗА ЛУЖА ЛИПА МОДА

ПАПА ЛУПА ШИНА РОЩА

РАНА ТУЧА ПИЩА СОНЯ

МАША СУША ПИЛА НОТА

КАША ШУБА ЛИСА СОДА

3. Двухсложные слова из открытых слогов с ударением на втором слоге.

САМА РУКА ДЕПО ЗИМА

НОГА МУКА ПЕРО ЛИСА

КОЗА КУМА СЕЛО ПИЛА

ВОДА ДУГА КУПЕ ДИТЯ

ГОРА ЛУНА ПЮРЕ ЖЕНА

ЗАРЯ ГУБА ТИРЕ ЦЕНА

4. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на первом слоге.

УГОЛ ЗАПАХ ГОЛОД БЕРЕГ

УЗЕЛ САХАР ВОРОТ ВЕТЕР

УЛЕЙ ПАЛЕЦ ГОРОД ВЕЧЕР

УЖИН ТАНЕЦ КОЛОС СЕВЕР

5. Двухсложные слова с закрытым слогом с ударением на втором слоге.

ОРЕЛ УГОН ВАГОН БАГАЖ

ОВЕС УБОР БАТОН БАЗАР

ОСЕЛ УЗОР ЗАБОР БАРАН

ОТЕЦ УРОК НАРОД БАНАН

ОРЕХ УТЕС ФАСОН ГАРАЖ

6. Двухсложные слова со стечением в середине слова с ударением на первом, на втором слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

РАМКА ВЕДРО

ЛАМПА ВЕСЛО

ЛАВКА ЗЕРНО

ПАЛКА МЕТРО

ПАЧКА ПЯТНО

7. Трехсложные слова из открытых слогов с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. (Примеры одной подгруппы из каждой группы слов)

КУРИЦА МАШИНА ПОЛОСА

МУЗЫКА КАБИНА БОРОДА

РОДИНА МАЛИНА ГОЛОВА

РОЩИЦА ДОЛИНА ХОЛОДА

ЛУЖИЦА ЛАВИНА ДУХОТА

В дальнейшем звуко-слоговая структура слов усложняется.

Литература:

  • Цветкова Л.С. «Нейропсихологическая реабилитация больных», 1985.
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии», 2005 г.
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии», 2000 г.

Сулимова Наталья Юрьевна,
логопед-нейродефектолог
отделения «Стационар на дому».
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г. Москва

Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)

1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?

б) устная речь является основой для освоения чтения и письма ;

2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?

а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания ;

3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…

б) речевая рефлексия ;

4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?

в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи .

5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?

а) механизмы кодирования и декодирования устной речи ;

6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …

в) чтением .

7.В чем суть психологического механизма чтения?

б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели ;

8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?

в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи .

9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?

а) фонематический слух ;

10. Что понимается под фонематическим слухом?

в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи .

11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?

б) фонематическое восприятие ;

12. Что такое фонематическое восприятие?

а) умение производить анализ звуковой структуры слов ;

13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?

в) предпосылка к развитию фонематического восприятия .

14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?

б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи ;

15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?

а) во 2 младшей группе ;

16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?

в) средней группе .

17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?

б) старшей группе ;

18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?

в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,

развитие графомоторных навыков .

19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?

а) четыре ;

20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?

б) моделирование ;

21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:

в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование .

22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:

а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам» ;

23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?

в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях .

24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?

б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике ;

25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?

а) Д.Б. Эльконин ;

26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?

а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям ;

27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?

в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».

28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?

а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;

29.Что предусматривает подготовка детей к письму?

б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма ;

30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?

а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям ;

31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?

в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними .

32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?

б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера ;

33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?

а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв ;

34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?

в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.

35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?

б) воспитанием звуковой культуры речи ;

В потоке речи выделяются единицы, представленные линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, расположенными последовательно друг за другом. Речевой поток характеризуется также наличием фонетических явлений, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их называют суперсегментными (супрасегментными) элементами, или просодическими явлениями (от греч. prosodia – ‘припев’). Эти явления не могут существовать сами по себе, независимо от линейных (сегментных) единиц. Они реализуются одновременно с сегментными единицами. К суперсегментным явлениям относятся акцентные и мелодические характеристики речи, в первую очередь, – ударение (изучается акцентологией) и интонация (изучается интонологией).

Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Физическим носителем ударения является слог, контрастирующий с другими слогами по степени выделенности. Функциональным носителем ударения является слово (словоформа), фонетическое слово. Под словесным ударением понимают звуковое выделение (подчеркивание) одного слога в слове (группе слогов) теми или иными фонетическими средствами. Ударение характеризует весь слог, а не только гласные звуки ударного слога, но все же основной акцент делается на гласный звук. Ударение является обязательным элементом слова. Опознание слова тесно связано с правильным восприятием ударного слога.

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному. На основе учета фонетических коррелятов различают три основных способа выделения ударного слога:

1) Выделение силой голоса, интенсивностью артикуляции, усилением мускульного напряжения (силовое, динамическое ударение). При этом ударный слог не только произносится с большей силой или интенсивностью артикуляции, но происходит иногда и удлинение слога. Такое ударение характерно для тюркских языков.

2) Выделение движением голосового тона, изменением высоты тона (мелодическое, музыкальное, тоническое ударение). Ударный слог выделяется повышением основного тона. Музыкальным является словесное ударение в китайском, корейском, японском языках. Оно наблюдается в норвежском, шведском языках. Музыкальное ударение может быть политоническим. Для политонического ударения характерно, что ударный слог может выделяться несколькими способами. Например, в шведском языке слова re gel – ‘правило’ и re gel – ‘задвижка’ не омонимы, хотя в обоих случаях ударение падает на первый слог: в первом слове ударный слог характеризуется ровным тоном, а во втором – понижением тона. Тон слога – это высота звучания слога и движение тона в пределах слога.

3) Выделение долготой произношения (количественное, долготное ударение). Ударный слог удлиняется, но не усиливается. Такое ударение встречается редко (в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

В большинстве случаев ударение имеет смешанный характер. Каждый вид ударения характеризуется комплексом средств, но доминирующим обычно выступает какой-то один способ выделения слога. В некоторых языках все явления соединены вместе или в их различных комбинациях. К числу таких языков относится и русский язык. В русском языке ударение долготное + силовое (квантитативно-силовое). Ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного и произносится с большей силой. С акустической точки зрения, ударный слог отличается от безударных слогов большей громкостью, а с физиологической – усилением мускульного напряжения. Ударный слог в русском языке отличается и качественно. Он произносится более отчетливо, гласные не редуцируются. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Согласно данным экспериментальной фонетики, русское ударение ближе к количественному (долготному). Длительность ударного гласного является для русского языка основным признаком ударного слога. По исследованию Л.В.Щербы, всякий ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Длительность используется в русском языке как основное качество ударения потому, что в русском языке не существует фонологически долгих гласных. В тех языках, где долгота гласного создает особые фонемы, это свойство не может быть использовано как основное в ударении.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские языки (языки северо-востока Азии и Северной Америки) и некоторые языки тунгусо-маньчжурской группы.

Ударения классифицируются также по структурным признакам, выделяются структурные типы ударения. В зависимости от места ударного слога в слове выделяют ударение свободное (нефиксированное) и связанное (фиксированное). Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова и даже уходить за пределы слова: голова , голо вка, го лову, на голову . В русском языке ударение свободное: я щерица (ударный – первый слог), абонеме нт (ударный – последний слог), адмиралте йство (ударный – второй слог от конца, предпоследний) и т.д. В языках со свободным ударением каждое слово и каждая грамматическая форма имеет свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется традицией, ударение считается традиционным: мо лод, мо лодость, молоде жь, молоде ть, молодо й.

Свободное ударение свойственно большинству славянских языков, литовскому, немецкому, английскому, скандинавским языкам и некоторым другим.

Связанное ударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. Связанное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка, в которых оно падает на определенный по счету слог. Так, во французском, турецком языках ударным является последний слог слова, в чешском, венгерском, латышском – первый слог, в лезгинском – второй, в польском – предпоследний. Это языки с фиксированным одноместным ударением, которое падает в любых словах на один и тот же по счету слог.

Промежуточную группу между языками со свободным и связанным ударением занимают языки с полусвязанным ударением. Такое ударение является фиксированным, но разноместным. Полусвязанное ударение свойственно латинскому языку, где ударным является предпоследний слог, если он долгий: medici na и третий с конца, если предпоследний слог краткий me dicus . Аналогично устанавливается место ударения в арабском языке. В языках с полусвязанным ударением место ударения зависит от: а) места границы слова; б) от фонетических особенностей этого слова.

В итальянском языке полусвязанное ударение может быть на предпоследнем, последнем слоге, третьем с конце.

В языках с фиксированным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова.

В языках со свободным ударением применительно к морфологической структуре слова различают подвижное (переходящее) и неподвижное (непереходящее) ударение. При образовании форм слова или производных слов от данного слова свободное ударение может быть неподвижным или подвижным. Подвижное свободное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Ударение может быть то на основе, то на окончании. В русском языке, характеризующемся свободным ударением, одни слова могут иметь постоянное ударение: соба ка, соба чий, соба ке , другие – подвижное: са д – сады – посади ть поса дка и т.п.

Подвижное свободное ударение характерно для тех языков, в которых ударение характеризует некорневые морфемы (окончания, суффиксы, приставки: пили ть – вы пилить, смотре ть – вы смотреть и т.д.

Подвижное ударение можно наблюдать и в языках со связанным ударением. Например, в польском языке ударение связанное, но подвижное: po lski, polski ego. Ударение перемещается на предпоследний слог, оно уже не выделяет корневой слог, как в первом слове.

Неподвижное свободное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ одного слова: кни га – кни гу – кни гой – кни жный и т.д.

В английском языке ударение неподвижное. Место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе, так называемое побочное ударение: ле йкопла стырь, де монетиза ция и др. Второстепенное ударение обладает теми же признаками, что и главное, только в более слабой степени.

Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Некоторые слова в потоке речи всегда являются безударными (предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, частицы, артикли и т.д.). Безударные слова называются клитиками. Среди клитик различаются проклитики и энклитики. Проклитики (от греч. proklino – ‘наклоняю вперед’) – это безударные слова, предшествующие ударному и примыкающие к нему (слова, примыкающие к ударным словам спереди): в школу, со мной и др. Энклитики (от греч. enklino – ‘склоняюсь’) – это безударные служебные слова, следующие за ударным словом и примыкающие к нему (примыкающие к ударным сзади): сказал бы , скажи же и др.

Иногда в потоке речи служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя: из дому , на слово и др. Клитиками становятся знаменательные слова. Ударение некоторых слов во фразе может ослабевать до полного исчезновения: Город наш очень красивый. Слово наш в этой фразе теряет ударение (ср. Наш город очень красивый ).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

Иногда ударение может выполнять словоразличительную функцию (замо к – за мок ) или функцию различения форм слов (окна о кна ). Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, когда с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (о-очень далеко ).

В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

По характеру единиц, в рамках которых происходит подчеркивание слогов, выделяются следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое), логическое и эмфатическое. Функция ударения заключается в объединении слогов в слово, слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение свойственно синтагме, группе слов, представляющих единое смысловое целое для данного контекста, для данной ситуации. Синтагма – это группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью: Постепенно //мы привыкли // к новым условиям жизни. В приведенной фразе три синтагмы. Некоторые фонетисты называют синтагмы «дыхательными группами», «речевыми тактами».

Для определения синтагмы важен, прежде всего, семантический критерий. Членение фразы на синтагмы отражает мысль говорящего в данной ситуации. Синтагма может быть подвижной, так как она зависит от ситуации, от мысли, вкладываемой в нее говорящим. При членении фразы на синтагмы учитывается также синтаксический критерий: Недавно // приехавший доктор // выступил в печати. Недавно приехавший доктор // выступил в печати.

Синтагматическое ударение – это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (усиление ударения на последнем слоге): Маленький серый воробе й // бойко прыгал по доро жке . Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова в синтагме. Ударный слог этого слова выделяется в большей степени, чем ударные слоги других слов синтагмы.

Фразовое ударение – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Но юмор этот // почему-то никого не вселит. В большинстве языков фразовое ударение реализуется в зоне последнего ударного слога фразы. В нейтральном произношении фразовое ударение не воспринимается как особое ударение.

Иногда фразовое ударение переносится с последнего слова последней синтагмы на любое другое слово фразы. Такой вид фразового ударения носит название выделительного ударения. Различают два вида выделительного ударения: логическое и эмфатическое. Логическое ударение дает возможность выражать различные оттенки мысли: Его поразили слова брата ; Егопоразили слова брата.

Различие между логическим и эмфатическим ударением Л.В. Щерба сформулировал следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое ударение делает его эмоционально насыщенным. В первом случае выражается намерение говорящего, а во втором выражается непосредственно чувство. Положительные эмоции связаны с удлинением гласного, а отрицательные – с удлинением согласного.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.

Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударно­го. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выде­ляя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. За­висит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъе­ма) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) - самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как гром­кость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В пред­ложении «Вот брат взял нож» ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах во/д и нож и гласный [а] после мягкого со­гласного в слове взял - [вз ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отли­чаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударно­сти выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными по­казателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции
всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: вы­пустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударе­ния различаются:

1. Разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и зам­ка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, му­ки и муки и т.п.

2. Некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу.

3. Разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходи­те и ходите.

Варианты слов различаются местом ударения:

Общенародный и профессиональный: добыча и добыча, ком­пас и компас, искра и искра, шасси и шасси",

Литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива",

Литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр",

Нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята",

Литературный и народно-поэтический: девица и девица, се­ребро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый",

Современный и устаревший: библиотека и библиотека, музы­ка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незна­чима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кру­жится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется не­подвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о кнгзге, книги,
книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыг­нуть) или окончании (очко, статья, молодой, нести).

В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встреча­ется очень редко: озеро - озёра, дерево - деревья, колос - колосья, бороться - борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ. рук, вод. Быва­ют и неслоговые основы: зло. сна. льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставле­ния этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не­условное ударение.

Подвижное ударение в русском языке бывает не только у суще­ствительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоиме­ний, числительных.

Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее \ потребительным, входят в основ­ной словарный фонд русского языка.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так. ударение про­изводного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга - книжка, медведь - медведица, береза - березовый, богатый - богач, голосовать - голосование, обледенеть - обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда - звездочка, избавить - избавле­ние, лошадь - лошадка - лошаденка, глухой - глухость - глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примы­
кают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бы­вают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напри­мер: на горе, от стола, ко мне, nod окном; сестра /и брат; сказал чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут при­нимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятель­ное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударе­ния и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают неко­торые фонетические признаки самостоятельного слова, заключаю­щиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безудар­ных местоимений произносятся гласные, не характерные для без­ударных слогов: те леса [т"эл"иса], ср.; телеса [т"ил"иса]; вор он [ворон], ср. ; ворон [ворън] и др.

Слабое ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обыч­ное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком ("), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (")

Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трех­сложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если смо­жешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что хо­лодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, от­куда мы вышли; письмо, которое прислали", простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей", некото­
рые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того чело­века; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит.

В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а ос­новное ударение - на втором. Такое ударение бывает у слов много­сложных. К ним относятся:

Некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самоле­тостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четы­рехклассный;

Многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

Слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-, послевоенный, сверхъестест­венный, окололитературный, межконтинентальный, внутрикле­точный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогер­манский.

Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющими­ся частями. Например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударе­ниями.

При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения - два первых побоч­ных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцен­траль, профтехобразование, мосгорисполком.

Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одно­го из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на по­следнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет по­
следний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде/ погруженная в глубокие размышления (А.С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком (/), фразовое - (//). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударени­ем, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объе­динении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложе­нии. Например, в предложении «Грачи улетели » новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое уда­рение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением како­го-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением.

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.