Субботник история возникновения. Коммунистические субботники

Слово «субботник» вошло в русский язык 95 лет назад после того, как коммунисты одного из московских депо добровольно и бесплатно вышли на работу в субботу.

Субботники не могли изменить тяжелую экономическую ситуацию в России 1919 года, но стали частью активной пропагандистской кампании. Впрочем, уже в 1930-е годы они перестали быть добровольными, превратившись в позднем социализме в объект раздражения и насмешек.

Апрель 1919 года для советской России был не лучшим временем. В разгаре была Гражданская война: на севере на красный Петроград наступала армия генерала Юденича, на юге были крепки позиции Добровольческой армии Деникина. Главным в эти дни, впрочем, был Восточный фронт — в марте 1919 года войска адмирала Колчака перешли в наступление и прорвались к Волге.

Годы войны (сначала Первой мировой, а затем и Гражданской) разрушили экономику страны. Производственные связи были нарушены, рабочие покидали заводы — кто-то отправлялся в армии, кто-то бежал от голода и городской разрухи в деревню, кто-то делал карьеру в партии (если речь шла о советской России). В этих условиях выживать новому государству было чрезвычайно сложно.

В апреле 1919 года в Москве член рабочей семьи получал в день в среднем 214 граммов хлеба, то есть всего на 80 граммов больше ленинградской блокадной пайки.

В условиях хозяйственного коллапса начинаются забастовки и рабочие выступления. Стачка в Туле, например, случилась в начале апреля, и вопрос о ней задали Ленину на пленуме Всероссийского центрального союза профсоюзов (ВЦСПС), который проходил 11 апреля.

Но, несмотря на то что быт эпохи революции вполне может быть описан как «жизнь в катастрофе» (это название монографии историка И.В. Нарского, посвященной повседневной жизни Урала в 1917-1921 годы),

многие рабочие искренне верили в торжество нового мира и нового порядка.

Поэтому группа железнодорожников, работавших в московском депо Москва-Сортировочная (Казанская железная дорога), вечером субботнего дня 12 апреля вышла ремонтировать паровозы. Согласно протоколу ячейки,

«работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра.

Работали на холодных паровозах, которые подлежали промывке <...>. Когда ремонт был исполнен и паровозы затопили, то все члены партии, работавшие добровольно, перешли в вагон, где пили чай, обсуждали текущий момент на Восточном фронте, спели «Интернационал» и стали расходиться по квартирам». Впоследствии этот документ был передан в райком партии.

После депо Сортировочная субботники стали проходить во многих других городах России.

Первый массовый субботник прошел на той же Московско-Казанской железной дороге 10 мая, на него вышли 205 человек.

Таким образом, движение стало массовым и распространилось по всей стране. Однако почти сразу его пытались зарегулировать — 15 мая Железнодорожный райком Российской коммунистической партии (большевиков) (РКП(б)) обязал отрабатывать по субботам не менее 6 часов — под угрозой исключения из партии.

Однако вряд ли только этими мерами можно объяснить то, что в мае-июне 1919 года только в Москве прошло 30 субботников, в которых приняли участие более 1500 коммунистов.

«Если принуждение и встречалось, то оно было на совести отдельных начальников. Подъема масс в депрессивные 1919-1921 годы не было, речь шла об инициативе коммунистов снизу, которая была подхвачена в целях политической мобилизации и пропаганды в общероссийских масштабах», — рассказывает научный сотрудник Центра сравнительных историко-политологических исследований (ЦСИПИ) Пермского государственного национально-исследовательского университета (ПГНИУ) .

Власть отреагировала на эту инициативу с большим воодушевлением. В июле 1919 года Владимир Ленин пишет статью «Великий почин», которая затем издается отдельной брошюрой.

В ней лидер Советского государства писал, что коммунистические субботники — это «победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над всеми привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину».

В этой статье вождь мирового пролетариата высказывал мысль, что дополнительный неоплачиваемый труд стал частью новой трудовой дисциплины, отличной от «дисциплины палки» или «дисциплины голода» при капитализме.

В 1920 году в субботнике, приуроченном к 1 мая, принял участие и сам Ленин. Тогда он вышел на уборку Кремля и якобы участвовал в переноске бревна. Этот эпизод активно использовался в пропаганде. Если верить воспоминаниям, то поднятое Ильичом бревно должно было быть длиной едва ли не километр — столько народу утверждало, что именно они несли его вместе с лидером партии и правительства. Этот эпизод обыгрывался и в неофициальной культуре, в том числе и в анекдотах.

О субботниках восторженно писал и главный пролетарский поэт В.В. Маяковский. Описанию субботника посвящена часть 8 поэмы «Хорошо!»:

Работа трудна,
Работа
томит,
За нее
Никаких копеек,
Но мы
Работаем,
Будто мы
Делаем
Величайшую эпопею.

Впрочем, преувеличивать непропагандистское значение субботников для экономики и общественной жизни не стоит.

«Субботники не могли изменить ситуацию радикально уже лишь потому, что изначально считались проявлением «героизма» рабочих, а героизм в тылу не мог быть массовым», — отмечает Резник.

По его словам, коммунистов-рабочих, которые все инициировали, было мало, а многие из тех, кто возвращался с фронта, либо уходили наверх по карьерной лестнице, либо деморализовывались и пополняли массу беспартийных.

К тому же уже в 1921 году в Советском Союзе начался переход к новой экономической политике (НЭП), в рамках которой в определенных секторах народного хозяйства вновь разрешалось частное предпринимательство.

«В это время противоречия между общественно-политическими кампаниями коммунистов и реальной практикой трудовых отношений еще более обострились», — замечает Резник.

Уже в 1930-е годы участие в субботниках стало обязательным не только для коммунистов.

В позднесоветское время субботники, как правило, сводились к весенним работам по благоустройству дворов и подъездов, которые зачастую становились прелюдией к выпивке на свежем воздухе. Эффективность таких акций была невелика, а раздражение у людей они вызывали.

Пришло слово «субботник» и в жаргон — так стали называть облавы на проституток, производимые милицией, и в дальнейшем бесплатное пользование их услугами.

Однако идея о бесплатном труде граждан на общее благо осталась жить и после второго пришествия капитализма в Россию. Так, в апреле традиционно проходит общегородской субботник в Москве. В конце 2000-х годов звучали даже идеи о возвращении обязательного участия в этом мероприятии, но они так и остались разговорами.

При подготовке материала использовались следующие публикации:

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 годы. М.: Московский рабочий, 1950.
Кукушкин Ю., Шелестов Д. Первые коммунистические субботники. М.: Московский рабочий, 1959.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 38, 39. М.: ИМЭЛ, 1974.

Сегодня, наверное, никому не нужно объяснять, что такое субботник. Это слово, прочно вошедшее в обиход со времен Советского Союза, сейчас в основном ассоциируется с благоустройством территории, наведением порядка на придомовых участках, улицах, в производственных помещениях. Изначально же под субботниками подразумевались неоплачиваемые трудовые смены, когда люди, движимые благородными порывами и коммунистическим энтузиазмом, выполняли свою обычную работу.

Когда состоялся самый первый субботник

Датой рождения мероприятия, главной целью которого был добровольный безвозмездный труд на благо общества, считается 1919 года. Завершив пятничную смену, пятнадцать служащих депо «Москва-Сортировочная» решили остаться на своих рабочих местах, чтобы к утру закончить ремонт трех паровозов. Инициатива исходила от членов трудового коллектива, состоявших в ВКП (б). Поставленная перед тружениками железной дороги задача была успешно выполнена, причем производительность достигла ни много ни мало целых 270%. Поскольку внеурочная рабочая смена пришлась на ночь с пятницы на субботу, такая форма безвозмездного трудового энтузиазма была названа «субботником».

Дальнейшее развитие движения

Проведение субботника не осталось незамеченным. Уже через месяц инициативу подхватили работники других железнодорожных депо. Вскоре к ним присоединились труженики фабрик и заводов по всей стране. В. И. Ленин говорил, что субботник - это великий народный почин, всецело соответствующий коммунистической идеологии.

Уже через год 1 мая 1920 года состоялся Первый всесоюзный субботник, в котором приняли участие наравне с рядовыми тружениками и члены высшего эшелона власти. В этот день по всей стране люди наводили порядок не только на своих рабочих местах, но и на улицах, и во дворах - разбирали завалы, высаживали деревья, красили заборы, белили фасады зданий.

По свидетельству очевидцев, в благоустройстве кремлевской территории успел поучаствовать и вождь мирового пролетариата. По всей вероятности, вклад в общественное дело пятидесятилетнего мужчины, за два года до этого перенесшего серьезное ранение, не был столь существенным. Но Ленин действительно помогал переносить тяжелые бревна, что нашло отображение в изобразительном искусстве и тех лет.

Военные и послевоенные субботники

В годы Великой Отечественной войны востребованность субботников возросла еще больше. В редкие выходные дни труженики фабрик и заводов вставали за свои станки, чтобы выпустить сверхплановую продукцию. Безвозмездный труд во имя победы сближал сердца миллионов людей.

Не снизилась значимость субботников и в период послевоенного восстановления объектов народного хозяйства. Сплоченные единым трудовым порывом, граждане огромной страны строили дома, высаживали деревья, ремонтировали разрушенные войной мосты и дороги, не требуя за это материального вознаграждения. Считалось, что субботник - это праздник добровольного труда, а не принудительная обязанность.

Школьные субботники

Люди, чьё детство прошло под знаменами пионерской организации, наверняка помнят школьные субботники. Большинство учебных заведений в те времена, как и сегодня, работали по шестидневной системе. Но накануне дня, когда должен был состояться детский субботник, учащимся объявляли, что назавтра следует приходить в рабочей одежде, прихватив с собой орудия труда.

Уроки в этот день сокращали до 35-40 минут, и по их окончании школьники занимались генеральной уборкой учебных кабинетов, мыли стены в коридорах, драили лестничные ступеньки. Весной и осенью во время субботников полагалось ухаживать за зелеными насаждениями, очищать от мусора школьный двор.

Хотя и считалось, что субботник - это дело сугубо добровольное, но явка на такие мероприятия строго контролировалась. Тех, кто отлынивал от общественно-полезных работ, ждали «разборы полетов» на заседаниях пионерских активов и нахлобучка от классных руководителей.

Нужны ли субботники сегодня?

Общественные работы во внеурочное время не потеряли своей актуальности и в наши дни. С советских времен осталось такое понятие, как общегородской субботник, когда жители привлекаются к работам по наведению порядка на площадях и улицах своего населенного пункта весной после таяния снега или осенью в период листопадов.

Однако сегодня часто можно слышать призывы об отмене подобных мероприятий как несоответствующих конституционному положению о запрете принудительного труда. Многие граждане объясняют свое нежелание выходить на общегородской субботник тем, что они и так платят налоги, а значит, уборка дворов и улиц должна осуществляться силами работников соответствующих коммунальных служб.

Стоит отметить, что традиции благоустройства территорий силами общественности было бы неверным считать изобретением Советской власти. Известно, что в старину жители сел и городов добровольно выходили на улицы родных поселений с метлами и вениками, чтобы навести чистоту перед большими церковными праздниками.

Субботник в детском саду - неужели и такое бывает?

У людей, еще не познавших радость отцовства и материнства, подобная фраза может вызвать справедливый гнев. На самом же деле эксплуатировать малышей никто не собирается. Субботник в детском саду - мероприятие, предназначенное для родителей. Мало ли какие проблемы могут возникнуть в стенах дошкольного учреждения, с которыми няни и воспитатели не в силах справиться самостоятельно. Вот тогда и зовут на помощь пап и мам воспитанников.

Мытье окон, сборка купленной недавно мебели, стрижка газонов, посадка деревьев - такие работы сообща выполняются значительно быстрее. Хотя пяти-шестилетних детишек уже можно привлекать к простейшим работам, например, уходу за комнатными растениями или цветами в детсадовском дворе. Труд, он, как известно, облагораживает.

Субботник

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название)

Первые коммунистические субботники

Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 года.

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - тогда же они временно превратились из добровольных в принудительно-добровольные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

See also

  • Bayanihan (Filipino)
  • Naffir (Sudanese Arabic)
  • Meitheal (Irish)
  • Talkoot (Finnish)
  • Talgud (Estonian)
  • Gadugi (Cherokee)
  • Gotong royong (Indonesia and Malaysia)
  • Working Bee (English, especially in Australia and New Zealand)

Примечания

Ссылки

  • Музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-сортировочная»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Гора
  • Текст

Смотреть что такое "Субботник" в других словарях:

    субботник - день добровольного дворника, работа, коммунистический субботник, красная суббота, сектант, праздник труда, блядемудиный пиздопроёб Словарь русских синонимов. субботник сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

    СУББОТНИК - [суботник], субботника, муж. 1. Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно полезного трудового задания, происходившее первонач. по субботам (неол.). «Коммунистические субботники необыкновенно ценны, как… … Толковый словарь Ушакова

    СУББОТНИК - СУББОТНИК, а, муж. Добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее время. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    субботник - , а, м. Добровольное коллективное выполнение какой л. общественно полезной работы (первоначально производился по субботам). МАС, т. 4, 298. ◘ Весной 1920 года шли субботники по очистке Кремля. Москва, 1968, № 1, 194. В 1920 году тысячи… … Толковый словарь языка Совдепии

    СУББОТНИК - Добровольная коллективная безвозмездная для каждого отдельного участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее время. Первый субботник состоялся в 1919 г. по инициативе коммунистов депо Москва Сортировочная Московско Казанской… … Лингвострановедческий словарь

Историю феномена праздника бесплатного труда в рубрике «Столковый словарь» рассказывает Павел Жуков

Вопреки расхожему мнению идея проведения субботника принадлежит не Ленину, а простым рабочим, решившим проявить инициативу и в нерабочее время отремонтировать паровозы. «Инициатива снизу» нашла отклик в сердцах граждан молодого советского государства. И только после этого на субботник обратил внимание Владимир Ильич.

От пятнадцати рабочих до миллионов

Агитплакат СССР

Итак, прежде чем коснуться истории субботников в нашей стране, стоит сказать, что это такое. Принято считать, что субботник – это сознательный организованный и (что важно) бесплатный труд в свободное от работы время (в выходной) на благо общества. То есть в рамки Советского Союза это мероприятие вписывалось идеально. Интересно, что в СССР, особенно в начале существования страны, в ходу был термин «Ленинский коммунистический субботник». Дело в том, что труд на благо общество быстро приурочили ко дню рождения Владимира Ильича – 22 апреля. Но это был, так сказать, самый-самый главный субботник. А в течение календарного года проводились подобные мероприятия рангом поменьше и поскромнее. Собственно, именно словосочетание «Ленинский субботник» и стало виновником того, что именно Владимир Ильич в своё время додумался до этого действа, назвав его «праздником освобождённого труда». Во времена позднего СССР этот миф только укоренился, а после распада государства и вовсе считалось, что субботники стали частью жизни граждан СССР с тех пор, как Ленин прикоснулся к бревну.

И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными

Нет, Владимир Ильич, конечно, был причастен к продвижению этого мероприятия в массы, но идея субботников принадлежит не ему. Дело было так. Весной 1919 года 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги решили проявить инициативу и потрудиться на благо государства. В то время шли бои с белыми, ситуация в стране была сложная. А одной из главных проблем у большевиков являлась плохая работа железных дорог. Если быть точнее, красным катастрофически не хватало паровозов. Вот с этой проблемой и постарались разобраться неравнодушные рабочие. Посовещавшись, они решили потрудиться сверх нормы после окончания своего и так утомительного рабочего дня. Причём за старания они не ждали какого-либо материального поощрения. И в ночь на 12 апреля 1919 года неравнодушные граждане приступили к работе, отдав до этого десять часов смене. К утру они сумели привести в чувства аж три паровоза! Народ порыв своих товарищей оценил. И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными.

Первый субботник на Московско-Казанской железной дороге

«Инициатива снизу» нашла поддержку. И 10 мая на мероприятие вышло уже более 200 человек! Естественно, это не осталось незамеченным. Субботник осветили журналисты, политические деятели обратили на него внимание. В особенности Ленин. Он написал «Великий почин» – творение, которые стало идеологическим обоснованием нового для страны движения. Эта статья, конечно, сыграла большую роль в популяризации субботников. И в 1920 году в «верхах» было принято судьбоносное решение о проведении 1-го Всесоюзного субботника. А его проведение назначили на 1 Мая - День международной солидарности трудящихся.

Чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами

Этому мероприятию суждено было стать легендарным. И чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами. Но сначала, что называется, ничего не предвещало беды. 1 мая 1920 года на уборку вместе с народом вышли и руководители государства. Личный пример был необходим для поддержки новой традиции. Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок на протяжении нескольких лет – фактически с событий Октябрьской революции. Поэтому возле Кремля скопилось огромное количество самого разнообразного мусора. В особенности много было брёвен, оставшихся от баррикад и завалов. Их-то и решило ликвидировать партийное руководство. Естественно, им одним было не под силу справиться с поставленной задачей, поэтому на помощь пришли курсанты Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Закипела работа. Владимир Ильич трудился наравне со всеми. Надо сказать, что брёвна, раскиданные у Кремля, были очень тяжёлыми. Перетащить их могли шесть, а то и восемь человек, приложив совместные усилия. С того субботника до наших дней сохранилась фотография, на которой изображен Ленин в компании людей, как раз перемещавших одно из брёвен.

С тех пор субботники стали частью советского государства. Шли годы, менялась и роль Ленина в этом мероприятии. И если в 20-х годах его вклад оценивался серьёзно и адекватно, то в послевоенное время Владимир Ильич постепенно стал превращаться в былинного богатыря, обладавшего удивительной физической силой. Бытовало даже мнение, что он в одиночку перетаскал такое количество древесины, что хватило бы на полноценную дубовую рощу. Естественно, не обошлось и без иронии. Со временем и вовсе появилась шутка, что Владимир Ильич демонстрировал чудеса физических возможностей с надувным бревном. Правда, откуда такое могло взяться в Москве в 1920 году, - не уточнялось. Именно практически полное отсутствие архивных фотографий дало пищу для творчества многочисленных советских художников. Сколько они создали картин на тему «Ленин и бревно» — сосчитать сложно. И каждый из них обыгрывал сюжет в силу своих возможностей и полёта фантазии.

Угасание

Постепенно ситуация с субботниками стала меняться. Процесс изменения статуса мероприятия начался примерно с 60-х годов. Тогда субботники из добровольных стали превращаться в добровольно-принудительные. Но традиция устраивать мероприятия в апреле сохранилась. Всё-таки и Ленин родился в этом месяце, и первый в истории субботник прошёл тогда же. Простой народ Советского Союза в акциях, конечно, принимал участие, но от былого энтузиазма уже не осталось и следа. Правда, откровенного негатива тоже не наблюдалось.

Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке

Мощный толчок к перезагрузке субботников произошёл в 1970 году, то есть в год 100-летнего юбилея Владимира Ильича. На торжественное мероприятие вышло без малого 120 миллионов человек, то есть примерно половина населения СССР! Но запала хватило ненадолго. Уже к концу 70-х годов отношение к субботникам стало несерьёзным и даже ироничным. Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Конечно, вскоре отношение к субботникам нашло отражение и в массовой культуре. Пожалуй, венцом юмора на тему труда можно считать интермедию Юрия Никулина и Михаила Шуйдина под названием «Бревно». Её сюжет как раз привязан к субботнику с участием Ленина. Юрию Никулину даже кепку выдали подобающую, чтобы образ угадывался безошибочно.

Затем появилось великое множество анекдотов, высмеивавших различные ситуации на субботниках. Не прошёл мимо благодатной темы и Владимир Высоцкий. Его песня «Товарищи учёные, доценты с кандидатами» быстро стала популярной. А в народе ходила такая шутка: «Бревно прежнее, но Ильич уже не тот».

После распада Советского Союза о субботниках на какой-то период забыли. Правда, вскоре о практике бесплатного труда в свободное от работы время всё же вспомнили. Она была удобной и нужной. К тому же позволяла играть на чувстве ностальгии по былым временам. Вот только самого Ленина и коммунистическую идеологию оставили в прошлом. Упор делался на добрую и старую традицию единения народа для большого дела. И хотя бесплатный труд не особо вписывался в новые капиталистические реалии, большинство людей не обращало на это внимания.

Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище

В наши дни отношение к субботникам двоякое. Одни считают, что они - архаичное порождение советской эпохи, которой необходимо остаться в прошлом. Но много и тех, у кого мнение противоположное. Яркий тому пример - движение Чистоменов. Люди, облачённые в зелёные костюмы, добровольно очищают от мусора берега озёр и рек, парки и леса. Причём это не единичные случаи. Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище. Так что «инициатива снизу», которой исполняется 100 лет, жива до сих пор.

Челябинский блогер Чистомен

Кстати, 12 апреля в 19:00 в Центре искусств «Лавка художника», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 8, состоится дискуссия в рамках цикла «Столетние юбилеи: Исторические беседы».

В ней примут участие Вячеслав Долинин, председатель Совета НТС, бывший политзаключённый и член Санкт-Петербургского «Мемориала», Владимир Гречиц, заместитель главы Заневского городского поселения по вопросам ЖКХ, координатор проекта «Том Сойер Фест» в Санкт-Петербурге Маргарита Каурова, а также волонтёр благотворительной организации «Перспективы» и участник проекта «Счастливое воскресенье» Анна Третьякова. Участники дискуссии вспомнят историю и эволюцию субботников в Советском Союзе, порассуждают на тему эффективности этих мероприятий, а также обсудят другие вопросы, связанные с добровольным трудом.

Что же касается организаторов, то ими выступили Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский центр «Покровский остров» и Центр искусства «Лавка художника».

Советская экономика в 1917-1920 гг. Коллектив авторов

3. Первые коммунистические субботники

За три года войны были достигнуты значительные успехи в области социалистического строительства. Неимоверные трудности этого периода и борьба с ними показали, какая неисчерпаемая энергия таится в рабочем классе и как велика, неизмерима сила авторитета большевистской партии.

Отечественная война 1918-1920 гг. ознаменовалась величайшим подъемом советского патриотизма, массовым героизмом трудящихся в защите Родины. Преодолевая трудности военного времени, несмотря на холод и голод, рабочие и крестьяне проявляли трудовой героизм в тылу, в снабжении Красной Армии оружием, боеприпасами, продовольствием.

Героизм рабочих в тылу, указывал Ленин, имел не меньшее значение, чем героизм на фронте 980 . Партия и правительство всемерно поддерживали трудовые подвиги рабочих масс. Особо отмечались выдающиеся успехи передовых предприятий. Десятки и сотни ленинских писем и телеграмм направлялись во все концы страны, призывая и воодушевляя тружеников советского тыла на новые подвиги ради помощи фронту, для победы над врагом. В труднейшие периоды гражданской войны партия большевиков призывала всех сознательных рабочих и крестьян к новым и новым трудовым подвигам, к работе по-революционному. В тяжелых условиях войны не прекращалось строительство социализма: развивалась социалистическая организация производства, зарождались новые ростки социализма, что наиболее ярко проявилось в массовых коммунистических субботниках.

Ленин подчеркивал гигантское значение коммунистических субботников, оценивая их как начало необыкновенно большой важности. «Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым» 981 .

Коммунистические субботники возникли весной 1919 г. по почину рабочих, в ответ на призыв Центрального Комитета Коммунистической партии ко всем организациям партии и ко всем профессиональным союзам «взяться за работу по-революционному». Коммунистические субботники явились ярким свидетельством величайшей, неизмеримой силы авторитета партии как авангарда рабочего класса, выразителя интересов всех трудящихся. «Цека партии пишет письмо о «работе по-революционному». Мысль подана Центральным Комитетом партии в 100-200 тысяч членов…, - указывал Ленин. - Мысль подхвачена профессионально-организованными рабочими. Их числится у нас, в России и на Украине, до 4-х миллионов человек» 982 . Коммунистические субботники явились новым выражением преданности трудящихся масс Коммунистической партии, Советскому государству.

Первый коммунистический субботник организовали рабочие Московско-Казанской железной дороги. Коммунисты депо Москва-Сортировочная в субботу 12 апреля 1919 г. работали сверхурочно и бесплатно с 8 часов вечера и до 6 часов утра, выпустив из текущего ремонта три паровоза. Железнодорожники-коммунисты и сочувствующие Московско-Казанского подрайона РКП(б) единодушно приняли решение: для обеспечения победы над Колчаком увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов; работы выполнять бесплатно; коммунистические субботники проводить до полной победы над колчаковцами. В коммунистическую субботу 10 мая 1919 г. московские железнодорожники, рабочие Казанской дороги, выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была в общем выше обычной на 270%.

Партия большевиков сделала славный почин московских рабочих-железнодорожников достоянием всей страны. «Правда» в статье «Работа по-революционному (коммунистическая суббота)» 17 мая 1919 г. широко осветила организацию, итоги и значение первого коммунистического субботника. В новой статье 20 мая «Правда» назвала этот почин «примером, достойным подражания», и призвала «все коммунистические ячейки тыла» последовать этому примеру. Рабочие Александровской дороги провели коммунистический субботник 17 мая; производительность труда была выше обычной в 2-3 раза. Сообщения о субботниках все чаще появлялись на страницах центральных и местных газет. В Твери первый коммунистический субботник состоялся 31 мая, было выпущено из ремонта 3 паровоза, погружено и разгружено 14 вагонов; распилено 10 саженей дров и т.д. Производительность труда на субботнике во много раз превосходила производительность в обычные дни. Саратовские железнодорожники также решили «работать по субботам в течение пяти сверхурочных часов бесплатно для поддержания народного хозяйства» 983 .

Ленин посвятил коммунистическим субботникам работу, датированную 28 июня 1919 г., «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)». Оценивая коммунистические субботники как начало великого переворота, как одну из важнейших сторон коммунистического строительства, Ленин призвал партию, советскую печать уделить больше внимания коммунистическим субботникам и другим росткам социализма, простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам социалистического строительства.

«Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то рабочего дома, такого-то квартала - все это должно составить вдесятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы как нашей прессы, так и каждой рабочей и крестьянской организации. Все это - ростки коммунизма, и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность» 984 .

Советское государство, учил Ленин, наряду с подавлением сопротивления эксплуататоров, с победой над ними, должно уделять все большее внимание строительству новых экономических отношений нового общества. Диктатура пролетариата - не только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого революционного насилия, указывал Ленин, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть, в этом источник силы и залог неизбежной победы коммунизма.

Громадное историческое значение коммунистических субботников Ленин видел в том, что они явились сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни. Эти начинания были особенно важны потому, что исходили они от рядовых рабочих. Коммунистические субботники голодных рабочих, которые работали сверхурочно без всякой оплаты и достигали большого повышения производительности труда, были проявлением величайшего трудового героизма.

«Производительность труда, - писал Ленин, - это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда. Это - дело очень трудное и очень долгое, но оно начато , вот в чем самое главное» 985 .

После опубликования ленинского «Великого почина» коммунистические субботники получили широкое распространение во всех районах нашей страны. Центральный Комитет партии в июле 1919 г. призвал всех коммунистов, всех рабочих и крестьян к новому подъему трудовой энергии. «Если голодные, усталые и измученные московские железнодорожники, как специалисты рабочие, так и чернорабочие, могли во имя победы над Колчаком и вплоть до полной над ним победы завести «коммунистические субботники», работать бесплатно по нескольку часов в неделю и развивать при этом невиданную, во много раз более высокую, чем обычно, производительность труда, то это доказывает, что многое и многое еще можно сделать. И мы должны это многое сделать. Тогда мы победим» 986 .

Большой размах субботники приобрели в труднейший период войны - летом и осенью 1919 г. За время с начала мая по 13 сентября 1919 г. в Москве было проведено 18 субботников. «Первые субботники насчитывают сотни работающих, а затем число их начинает быстро возрастать, и теперь в субботниках участвуют уже тысячи товарищей. Работа, понятно, производится не за страх, а за совесть» 987 .

В Петрограде на субботнике 16 августа 1919 г. участвовало 5175 человек, 23 августа работали 7650 человек, 30 августа - 7900 человек, 6 сентября - 10 250 человек, 13 сентября - 10 500 человек, всего в августе - сентябре 1919 г. в субботниках участвовали 41 475 человек 988 .

Пермские железнодорожники с 1 августа 1919 г. по 1 января 1920 г. организовали субботники более чем на 100 пунктах (депо, станциях, разъездах и околотках) и провели за это время 314 субботников, в которых участвовало 33 713 человек.

Горняки челябинских копей в ноябре и декабре 1919 г.. провели 30 субботников и коллективным трудом добыли, погрузили и отправили в центр страны свыше 68 тыс. пуд. угля. На шахтах укрепилась трудовая дисциплина, поднялась производительность труда забойщиков. Так, если в конце года шахтеры давали по 60-70 тыс. пуд. угля в день, то в начале января 1920 г. добыча возросла до 110 тыс. пуд. 989

Ленин в докладе о субботниках на Московской конференции Коммунистической партии (декабрь 1919 г.) отмечал, что коммунистические субботники перестают быть единичным явлением, начинают распространяться и встречают сочувствие широких трудящихся масс, что субботники получают все большее и большее развитие в ряде городов. Ленин указывал в докладе на необходимость собирания и изучения «общих сводок» о коммунистических субботниках по всем районам страны. «Наши субботники за один год сделали громадный шаг вперед» 990 , - писал Ленин 2 мая 1920 г.

Призывая трудящихся Астрахани на борьбу с разрухой, С. М. Киров 22 февраля 1920 г. говорил: «Дальше нельзя терпеть хозяйственную разруху. Вспомним «Великий почин» товарища Ленина, вспомним, как радостно мы шли на первые субботники. Нужно встряхнуться в последний раз, собрать остатки наших рабоче-крестьянских сил и победить разруху» 991 .

Накануне IX съезда партии Ленин выдвинул задачу: все усилия должны быть приложены для организации соревнования. IX съезд РКП(б) дал директиву о всемерном развертывании соревнования, о массовой организации субботников. В резолюции съезда партии подчеркнуто громадное значение социалистического соревнования и его принципиальное отличие от капиталистической конкуренции. Если в капиталистическом обществе соревнование имело характер конкуренции и приводило к эксплуатации человека человеком, то в обществе, где средства производства национализированы, соревнование в труде, не нарушая солидарности, должно повысить общую сумму продуктов труда. Съезд партии дал указание о всемерном развертывании соревнования между заводами, районами, цехами, мастерскими и отдельными рабочими. В решениях съезда говорится о необходимости подкрепления трудового энтузиазма материальной заинтересованностью работников в результатах труда, в развитии производства.

Особое внимание съезд партии уделил массовой организации коммунистических субботников. Для субботников предлагалось выбирать задачи, близкие местному населению, придавать им характер коллективного трудового усилия во имя заранее известных и всем понятных целей, вовлекать в них не только беспартийных рабочих, но и все вообще местное население. Для успеха дела необходим также обдуманный технический план для каждого субботника, целесообразное распределение сил и экономное их использование 992 . Коммунистические субботники стали прочно входить в жизнь, вовлекая все новые массы и оживляя будничную работу новой инициативой и энтузиазмом.

Ленин указывал, что при оценке роли и значения коммунистических субботников нельзя ограничиваться теоретической, принципиальной стороной. Коммунистические субботники имели для нашей страны громадную ценность не только потому, что они являлись практическим началом коммунизма, но и потому, что трудящиеся через участие в субботниках оказывали большую практическую помощь государству. Миллионы участников коммунистических субботников своим героическим трудом внесли большой вклад в дело помощи фронту и народному хозяйству.

По решению IX съезда партии 1 мая 1920 г. состоялся Всероссийский субботник. В Москве в первомайском субботнике участвовало больше 425 тыс. человек. За май 1920 г. москвичи - участники субботников дали государству сверхурочно и бесплатно 4,5 млн. рабочих часов. В Петрограде первомайским субботником было охвачено 165 тыс. человек. За май - август 1920 г. количество участвующих в субботниках в Петрограде составило 600 тыс. человек. В Нижнем Новгороде и других городах Нижегородской губернии только в двух майских субботниках участвовало около 600 тыс. человек. Была проведена огромная работа на фабриках и заводах, в депо и мастерских. В Архангельске и уездах за июль - октябрь 1920 г. состоялось около 200 субботников, где участвовало 85 тыс. человек, отдавших государству свыше 300 тыс. рабочих часов 993 .

Коммунистические субботники сыграли важную роль в усилении снабжения фронта, в борьбе с топливным голодом, в восстановлении транспорта, в благоустройстве городов, в оказании помощи семьям красноармейцев и т.д. В 1920 г. только в Москве участвовало в коммунистических субботниках свыше 2 млн. человек. Эта огромная армия своим героическим трудом в тылу внесла серьезный вклад в дело победы над иностранными интервентами, в борьбе с разрухой. За 20 месяцев (с мая 1919 г. до конца 1920 г.) в Москве было отремонтировано 1826 вагонов, 1121 паровоз, 1268 машин и станков, погружено и разгружено 30 008 вагонов, перенесено 3 810 106 пудов разных грузов, распилено, расколото и уложено 97 505 куб. саженей дров, очищено 194 473 кв. сажени железнодорожных линий и территорий, изготовлено 260 682 пары белья для Красной Армии 994 .

На многих предприятиях, выполнявших фронтовые заказы, рабочие трудились все праздники и выходные дни. Рабочие петроградского завода Лесснер в воскресник 25 января 1920 г. выполнили почти половину месячного задания по изготовлению продукции для армии и флота. Такие работы проводились по всем районам страны.

Широкий размах получили коммунистические субботники по заготовке, погрузке и выгрузке топлива, прежде всего дров. Большое народнохозяйственное значение имели коммунистические субботники по оказанию помощи транспорту; в субботниках участвовали железнодорожники, рабочие и служащие промышленных предприятий и учреждений, красноармейцы и курсанты военных училищ, крестьяне прилежащих к железным дорогам районов. Коммунистические субботники проводились по ремонту подвижного состава, очистке и починке железнодорожных путей и мостов, заготовке, погрузке и выгрузке топлива, продовольствия и других грузов.

Большое хозяйственно-политическое значение имели коммунистические субботники по оказанию помощи деревне. Участники московских субботников в «неделю крестьянина» летом 1920 г. отремонтировали: плугов - 5483, лемехов - 2437, сошников - 3247, борон - 3291, молотилок - 23, сеялок - 11, починено сбруи - 438 комплектов, телег - 5254 и т.д. В порядке субботников рабочие построили для бедняков и семей красноармейцев 54 новых дома, поставили 34 сруба, 6 сараев, отремонтировали 50 построек, очистили 31 пруд, построили 79 мостов, исправили 38 колодцев, обработали поля 153 семьям красноармейцев, отремонтировали 36 общественных зданий (детских домов, столовых, школ, больниц), организовали 13 домов крестьянина и т.д.

Во многих городах, рабочих поселках, в деревнях проводились специальные субботники по благоустройству, дорожному строительству, по оказанию помощи школам и т.д.

Во многих районах страны специальными субботниками был отмечен день пятидесятилетия В. И. Ленина - 22 апреля 1920 г. Армейские коммунисты Юго-Западного фронта в Харькове отметили этот день коммунистическим субботником на железнодорожном узле: было разгружено 403 вагона, погружено 22 вагона; работали до полуночи. В Архангельске рабочие судоремонтных и других заводов отработали в этот день лишних два-три часа. Самарский гарнизон послал В. И. Ленину в качестве подарка трудовую сводку субботника, посвященного юбилею, где участвовало 7 тыс. человек.

Коммунистические субботники сыграли большую роль в развертывании массовой политической и культурно-просветительной работы. Так, во время субботника в «неделю фронта» за февраль - март 1920 г. в Москве было проведено: центральных митингов - 43, по предприятиям - 719, красноармейских - 178; концертов центральных - 33, по предприятиям - 78, красноармейских - 28; спектаклей центральных - 16, по предприятиям - 34, красноармейских - 17 и в госпиталях - 3; кинематографических сеансов - 14; бесед с больными и ранеными красноармейцами - 26. В подмосковных районах в «неделю крестьянина» в августе 1920 г. была открыта 41 изба-читальня.

Вопрос о социалистической организации труда является одним из важнейших вопросов строительства социализма. Коммунистические субботники как одна из первых форм социалистического соревнования представляли собой практическое осуществление социализма. Ленин призывал коммунистов, рабочий класс с величайшей энергией и настойчивостью развивать и укреплять социалистическую организацию труда.

Ленин предвидел, что вслед за коммунистическими субботниками творческая инициатива народных масс выдвинет новые формы борьбы за повышение производительности труда, новые формы социалистического соревнования. И действительно, социалистическое соревнование, сыгравшее огромную роль в обеспечении победы социализма в нашей стране, стало могучей движущей силой строительства коммунизма.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Коммунистические вишисты Искореняя потенциальных соратников Гитлера, маниакальный антикоммунист Черчилль собственной рукой ввел в «коридоры власти» коммунистов. Наверное, Черчилль абсолютно верно рассчитал, что наиболее вероятным союзником Англии в борьбе против

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЦЕНТРЕ Осенью 1922 года на выборах в ландтаги Саксонии и Тюрингии Коммунистическая партия Германии (КПГ) добилась значительного успеха. Многие решили: пора делать революцию!Ультралевых в руководстве КПГ поддержало руководство

автора Кропоткин Петр Алексеевич

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНИЗМ. - КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ Важность вопроса, который мы подняли, слишком очевидна, чтобы ее можно было оспаривать. Многие анархисты, включая сюда и коммунистов, и многие мыслители вообще, вполне признавая все выгоды, которые

Из книги Анархия [антология] автора Кропоткин Петр Алексеевич

III. МАЛЕНЬКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ. - ПРИЧИНЫ ИХ НЕУСПЕХА По всей вероятности, некоторые читатели заметят, что именно на этом пункте, то есть на работе сообща, коммунисты, наверно, провалятся, так как на нем уже провалились многие общины. Так, по крайней мере, написано

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

ПЕРВЫЕ ЗАПРЕТЫ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ТРЕНИРОВКИ Существует традиционная версия, встречающаяся практически в каждой книге по истории каратэ, о том, как впервые окинавцы начали изучать боевые искусства. Стимулом к этому якобы послужили запреты на ношение оружия и притеснения

автора Бартошек Карел

Тюрьмы нацистские и тюрьмы коммунистические И. Ньеште, участник венгерского Сопротивления, после войны - глава одной молодежной организации; отказался вступить в коммунистическую партию. Пройдя через судебный процесс, он отбыл наказание в лагере принудительных работ

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской концентрационной системы. Жан-Луи Марголен - Китай, Вьетнам, Лаос, КамбоджаПьер Ригуло

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов Из книги Черная книга коммунизма автора Бартошек Карел

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен - Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло - Северная Корея Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Москва и коммунистические партии в послевоенный период Советская Армия, готовая хлынуть внутрь Европы и занять ее вплоть до Атлантического океана, - один из наиболее распространенных мотивов пропаганды времен начала «холодной войны»; этот сюжет, называемый в наши дни в

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Коммунистические партии в 1968–1975 году Экономический бум и рост благосостояния рабочих, основной социальной базы коммунизма в империалистических странах, дал новую почву для оппортунистических и ревизионистских теорий. Еще до кризиса 1968 года почти все

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович