Театральный роман. «Театральный роман Михаил булгаков театральный роман краткое

Роман начинается со вступления, где автор повествует читателям о том, что все события, изложенные в произведении, принадлежат его приятелю Максудову, который покончил жизнь самоубийством. Однако, он завещал ему отредактировать его записи и опубликовать их. Также сообщается и о том, что покойник не вращался в обществе актеров, и все эпизоды являются выдуманными.

Как-то раз работнику газеты «Вестник пароходства» Сергею Максудову снится, что в его городе выпал снег, одновременно с этими погодными условиями началась гражданская война. Проснувшись поутру, он принимается сочинять роман. Как только он заканчивает его писать, сразу же читает в кругу своих друзей. Однако, они не советуют его издавать. Но Максудов все равно отправляет бумаги в редакцию, где ему возвращают рукопись с предложением доработать. Огорчившись после такой неудачи, он решает умереть. Но это ему не удается, так как к нему приходит Рудольфи, владевший журналом «Родина». Он просмотрел его записи и предложил их опубликовать.

После того, как он начал у него работать, он как- будто бы очутился в другом мире. Максудов заводит знакомство с разными писателями и редакторами. Вскоре его роман был закончен и опубликован. Сергей Леонтьевич был очень рад, однако болезнь омрачила его настроение. Выздоровев, он решает нанести визит Рудольфи, но не застает его, так как тот исчез в неизвестном направлении, и соответственно весь тираж журнала. Максудов вновь приходит на старое место работы и берется за сочинение романа, не ведая даже, о чем он будет писать. Однажды перед ним возникает камера, перед которой движутся люди. Он начинает понимать, что пишет пьесу.

В скором времени его приглашает работать совместно с ним Ильчин, знаменитый режиссер одного из московских театров. Он предлагает написать для постановки пьесу, однако Сергей говорит, что уже пишет ее. Максудов заводит знакомство с актером Бомбардовым. Тот представляет галерею портретов с изображенными на них творческими людьми. Утром, прибыв в театр, наш герой видит афишу, в которой проставлена его фамилия и пьеса.

Бомбардов вскоре объясняет Сергею, что во главе театра стоят две известные личности, которые находятся друг с другом в не очень хороших отношениях, однако это им не мешает работать вместе. Максудову переписывает его рукопись секретарь одного из директоров. Когда наступал обеденный перерыв, то он ходил по театру и рассматривал помещения. Его внимание привлек Филипп Филиппович, отвечающий за внутренний распорядок. Мужчина с особой деловитостью распределял билеты, улаживая все недоразумения.

Вскоре Максудов получает приглашение прочитать свое произведение от Ивана Васильевича. Он получает от Бомбардова множество советов по поводу поведения в отношении критики пьесы. Самое главное было - не возражать. При чтении своей рукописи, он получает множество нареканий от Ивана Васильевича в отношении произведения. Максудов попытался высказать свое мнение, но у него не получилось. Его приятель, актер поясняет Сергею, что надо было со всем соглашаться. Вскоре Максудова приглашают на заседание самых почетных актеров театра, для того, чтобы он ознакомил с содержимым произведения. В итоге они раскритиковали пьесу только потому, что для них там не было подходящих ролей.

Дальше Сергей ходит в свою редакцию и продолжает заниматься однообразной работой. Вскоре он узнает, что его пьесу собираются скоро показывать, и он вновь рвется в театр. Прибыв на репетиции, он видит, как Иван Васильевич, присутствуя на репетициях, отдает указания, как играть, и что необходимо изменить. Максудов приходит к выводу, что директор за все время своей работы составил правила, как нужно играть актерам.

Однако, на этих суждениях записи покойного заканчиваются. Роман учит отстаивать свою точку зрения, не давать ни в коем случае губить свой талант из-за критики отдельных людей, суметь продвинуть свои идеи и оставаться до конца гениальным человеком.

Картинка или рисунок Театральный роман (Записки покойника)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказок Сутеева

    Под грибом. Однажды в лесу начался ливень. Звери и насекомые стали искать, где бы укрыться. Самым подходящим местом оказался гриб. Сначала под гриб спрятался муравей, затем к нему присоединилась бабочка

    В книге рассказывается о молодой паре, которая отправилась в медовый месяц. Медовый месяц был в самом разгаре. Главный герой Малыш Мак – Гарри был бывшим боксером в средней массе


В предисловии к роману автор сообщает, что эти записки принадлежат его покойному другу Максудову, который покончил с собой и завещал автору их подправить и выпустить в свет, подписав своим именем. Самоубийца не имел отношения к театру, и записки являются плодом его больного воображения. Повествование ведется от имени Максудова.

Максудов Сергей Леонтьевич, который работал сотрудником газеты «Вестник пароходства», однажды увидел во сне свой родной город в снегу, гражданскую войну и решил, что напишет об этом роман. Когда роман был готов, Максудов прочитал его своим знакомым, но те в один голос заявили, что опубликовать произведение ему не удастся. Он не поверил и отправил отрывки из романа в два толстых журнала. Ему ответили, что роман «не подходит». Максудов, убедившись, что его произведение никчемно, решает, что жизнь не имеет смысла.

Он выкрал у одного приятеля револьвер и решил покончить жизнь самоубийством. Но в этот момент на пороге его комнаты появляется издатель-редактор частного журнала «Родина», единственного в Москве. Рудольфи, так зовут издателя, прочитав роман Максудова, предлагает его опубликовать.

Украденный револьвер Максудов незаметно вернул приятелю. Службу свою он бросил, начал бывать у Рудольфи, познакомился с писателями и издателями. Когда роман был опубликован, Максудов получил несколько экземпляров журнала. Но у него вдруг начался грипп, десять дней бедняга болел, а когда поправился, то узнал, что Рудольфи отбыл в Америку, а тираж публикации исчез.

Максудов вернулся на прежнее место службы и решил, что непременно напишет новый роман. Однажды ему опять приснился сон, в котором он увидел тот же город, снег, рояль. Он достал из ящика роман, присмотрелся и понял, что видит на белой странице волшебную камеру, а в ней двигаются люди, звучит рояль. Максудов решает писать о том, что видит, и начинает писать пьесу.

Еще не дописав пьесу, Максудов получает приглашение от режиссера Независимого театра Ильчина на ее постановку. Максудов заключает договор с Независимым театром, одним из выдающихся театров Москвы, на постановку своей пьесы. Правда, каждый пункт договора начинается словами «автор обязуется» или «автор не имеет права». Максудов познакомился с актером театра Бомбардовым, который показал ему галерею театра, где имена известнейших людей (Мольера, Нерона, Шекспира) расположены рядом с актерами и сотрудниками театра.

Спустя несколько дней, Максудов идет в театр и видит афишу со своим именем: Максудов С. Л. «Черный снег».

Бомбардов рассказывает Максудову, что Независимым Театром руководят два директора: Иван Васильевич, который живет на Сивцевом Вражке, и Аристарх Платонович, который сейчас путешествует по Индии. Директора не общаются между собой, у каждого свой кабинет и своя секретарша, но работе театра это не мешает. Поликсена Торопецкая, секретарша Аристарха Платоновича, печатает под диктовку Максудова его пьесу. А он разглядывает фотографии на стенах кабинета, где Аристарх Платонович снят в компании Толстого, Тургенева, Гоголя и других известных личностей. В перерывах от диктовки Максудов гуляет по зданию театра, заходит в разные помещения. Побывал он и у Филиппа Филипповича, заведующего внутренним порядком, который поразил его своей проницательностью и знанием людей.

Иван Васильевич просит Максудова приехать в Сивцев Вражек для прочтения пьесы. Бомбардов предупреждает Максудова, что он не должен возражать Ивану Васильевичу и благодарить его за каждое замечание. Максудов прочитал пьесу Ивану Васильевичу, но тот предложил ее основательно переделать (например, сестру героя превратить в его дочь), а кроме того, все время называл автора чужими именами. Максудов не выдержал и попытался ему возразить, чем вызвал большое недовольство директора.

Бомбардов объясняет, что Максудов вел себя очень неправильно, ведь с Иваном Васильевичем нельзя спорить. На совещании старейшин театра обсуждают пьесу Максудова. Он тоже приглашен на это совещание и понимает, что пьеса никому не нравится. Бомбардов утешает Максудова и говорит, что пьеса всем понравилась, просто в ней нет подходящих для них ролей.

Прошло несколько месяцев скучной и однообразной жизни Максудова. Каждый день он ходит на работу в «Вестник пароходства», а по вечерам пытается сочинять новую пьесу. Вдруг ему сообщают, что режиссер Фома Стриж начал репетиции его пьесы «Черный снег». Максудов снова спешит в театр, чувствуя, что жить без него уже не может.

На репетициях пьесы присутствует Иван Васильевич. Максудов пытается ему понравиться, но чувствует, что результат – обратный. Он понимает, что это происходит потому, что ему тоже не нравится Иван Васильевич. Директор постоянно предлагает актерам играть какие-то дурацкие и бессмысленные этюды. Максудов с ужасом осознает, что теория актерского мастерства Ивана Васильевича совершенно неприменима к его пьесе.

Михаил Булгаков

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

Романы. Пьесы

Театральный роман

(Записки покойника)

Предисловие

Предупреждаю читателя, что к сочинению этих записок я не имею никакого отношения и достались они мне при весьма странных и печальных обстоятельствах.

Как раз в день самоубийства Сергея Леонтьевича Максудова, которое произошло в Киеве весною прошлого года, я получил посланную самоубийцей заблаговременно толстейшую бандероль и письмо.

В бандероли оказались эти записки, а письмо было удивительного содержания.

Сергей Леонтьевич заявлял, что, уходя из жизни, он дарит мне свои записки с тем, чтобы я, единственный его друг, выправил их, подписал своим именем и выпустил в свет.

Странная, но предсмертная воля!

В течение года я наводил справки о родных или близких Сергея Леонтьевича. Тщетно! Он не солгал в предсмертном письме – никого у него не осталось на этом свете.

И я принимаю подарок.

Теперь второе: сообщаю читателю, что самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, оставаясь тем, чем он и был, маленьким сотрудником газеты «Вестник пароходства», единственный раз выступившим в качестве беллетриста, и то неудачно – роман Сергея Леонтьевича не был напечатан.

Таким образом, записки Максудова представляют собою плод его фантазии, и фантазии, увы, больной. Сергей Леонтьевич страдал болезнью, носящей весьма неприятное название – меланхолия.

Я, хорошо знающий театральную жизнь Москвы, принимаю на себя ручательство в том, что ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было.

И наконец, третье и последнее: моя работа над записками выразилась в том, что я озаглавил их, затем уничтожил эпиграф, показавшийся мне претенциозным, ненужным и неприятным.

Этот эпиграф был:

«Коемуждо по делом его...»

И, кроме того, расставил знаки препинания там, где их не хватало.

Стиль Сергея Леонтьевича я не трогал, хотя он явно неряшлив. Впрочем, что же требовать от человека, который через два дня после того, как поставил точку в конце записок, кинулся с Цепного моста вниз головой. Итак...

НАЧАЛО ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось.

В сером новом моем костюме и довольно приличном пальто я шел по одной из центральных улиц столицы, направляясь к месту, в котором никогда еще не был. Причиной моего движения было лежащее у меня в кармане внезапно полученное письмо. Вот оно:

«Глубокопочитаемый Сергей Леонтьевич!

До крайности хотел бы познакомиться с Вами, а равно также переговорить по одному таинственному делу, которое может быть очень и очень небезынтересно для Вас.

Если Вы свободны, я был бы счастлив встретиться с Вами в здании Учебной сцены Независимого Театра в среду в 4 часа.

С приветом К. Ильчин».

Письмо было написано карандашом на бумаге, в левом углу которой было напечатано:

«КСАВЕРИЙ БОРИСОВИЧ ИЛЬЧИН

РЕЖИССЕР УЧЕБНОЙ СЦЕНЫ

НЕЗАВИСИМОГО ТЕАТРА»

Имя Ильчина я видел впервые, не знал, что существует Учебная сцена. О Независимом Театре слышал, знал, что это один из выдающихся театров, но никогда в нем не был.

Письмо меня чрезвычайно заинтересовало, тем более что никаких писем я вообще тогда не получал. Я, надо сказать, маленький сотрудник газеты «Пароходство». Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в седьмом этаже в районе Красных Ворот у Хомутовского тупика.

Итак, я шел, вдыхая освеженный воздух, и размышлял о том, что гроза ударит опять, а также о том, каким образом Ксаверий Ильчин узнал о моем существовании, и как он разыскал меня, и какое дело может у него быть ко мне. Но сколько я ни раздумывал, последнего понять не мог и наконец остановился на мысли, что Ильчин хочет поменяться со мною комнатой.

Конечно, надо было Ильчину написать, чтобы он пришел ко мне, раз у него дело ко мне, но надо сказать, что я стыдился своей комнаты, обстановки и окружающих людей. Я вообще человек странный и людей немного боюсь. Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки.

Я вошел в резные чугунные ворота, увидел лавчонку, где седой человек торговал нагрудными значками и оправой для очков.

Я перепрыгнул через затихающий мутный поток и оказался перед зданием желтого цвета, и подумал о том, что здание это построено давно, давно, когда ни меня, ни Ильчина еще не было на свете.

Черная доска с золотыми буквами возвещала, что здесь Учебная сцена. Я вошел, и человек маленького роста, с бороденкой, в куртке с зелеными петлицами, немедленно преградил мне дорогу.

– Вам кого, гражданин? – подозрительно спросил он и растопырил руки, как будто хотел поймать курицу.

– Мне нужно видеть режиссера Ильчина, – сказал я, стараясь, чтобы голос мой звучал надменно.

Человек изменился чрезвычайно, и на моих глазах. Он руки опустил по швам и улыбнулся фальшивой улыбкой.

– Ксаверия Борисыча? Сию минут-с. Пальтецо пожалуйте. Калошек нету?

Человек принял мое пальто с такой бережностью, как будто это было церковное драгоценное облачение.

Я подымался по чугунной лестнице, видел профили воинов в шлемах и грозные мечи под ними на барельефах, старинные печи-голландки с отдушинами, начищенными до золотого блеска.

Здание молчало, нигде и никого не было, и лишь с петличками человек плелся за мной, и, оборачиваясь, я видел, что он оказывает мне молчаливые знаки внимания, преданности, уважения, любви, радости по поводу того, что я пришел и что он хоть и идет сзади, но руководит мною, ведет меня туда, где находится одинокий, загадочный Ксаверий Борисович Ильчин.

И вдруг потемнело, голландки потеряли свой жирный беловатый блеск, тьма сразу обрушилась – за окнами зашумела вторая гроза. Я стукнул в дверь, вошел и в сумерках увидел наконец Ксаверия Борисовича.

– Максудов, – сказал я с достоинством.

Тут где-то далеко за Москвой молния распорола небо, осветив на мгновение фосфорическим светом Ильчина.

– Так это вы, достолюбезный Сергей Леонтьевич! – сказал, хитро улыбаясь, Ильчин.

И тут Ильчин увлек меня, обнимая за талию, на такой точно диван, как у меня в комнате, – даже пружина в нем торчала там же, где у меня, – посередине.

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Театральный роман»

В предисловии автор сообщает читателю, что записки эти принадлежат перу его друга Максудова, покончившего с собой и завещавшего ему их выправить, подписать своим именем и выпустить в свет. Автор предупреждает, что самоубийца не имел никакого отношения к театру, так что записки эти являются плодом его больной фантазии. Повествование ведётся от лица Максудова.

Сергей Леонтьевич Максудов, сотрудник газеты «Вестник пароходства», увидев во сне родной город, снег, гражданскую войну, начинает писать об этом роман. Закончив, читает его своим знакомым, которые утверждают, что роман этот опубликовать ему не удастся. Отправив в два толстых журнала отрывки из романа, Максудов получает их назад с резолюцией «не подходит». Убедившись в том, что роман плох, Максудов решает, что жизни его пришёл конец. Выкрав у приятеля револьвер, Максудов готовится покончить с собой, но вдруг раздаётся стук в дверь, и в комнате появляется Рудольфи, редактор-издатель единственного в Москве частного журнала «Родина». Рудольфи читает роман Максудова и предлагает его издать.

Максудов незаметно возвращает украденный револьвер, бросает службу в «Пароходстве» и погружается в другой мир: бывая у Рудольфи, знакомится с писателями и издателями. Наконец роман напечатан, и Максудов получает несколько авторских экземпляров журнала. В ту же ночь у Максудова начинается грипп, а когда, проболев десять дней, он отправляется к Рудольфи, выясняется, что Рудольфи неделю назад уехал в Америку, а весь тираж журнала исчез.

Максудов возвращается в «Пароходство» и решает сочинять новый роман, но не понимает, о чем же будет этот роман. И опять однажды ночью он видит во сне тех же людей, тот же дальний город, снег, бок рояля. Достав из ящика книжку романа, Максудов, присмотревшись, видит волшебную камеру, выросшую из белой страницы, а в камере звучит рояль, движутся люди, описанные в романе. Максудов решает писать то, что видит, и, начав, понимает, что пишет пьесу.

Неожиданно Максудов получает приглашение от Ильчина, режиссёра Независимого Театра — одного из выдающихся московских театров. Ильчин сообщает Максудову, что он прочитал его роман, и предлагает Максудову написать пьесу. Максудов признается, что пьесу он уже пишет, и заключает договор на её постановку Независимым Театром, причём в договоре каждый пункт начинается со слов «автор не имеет права» или «автор обязуется». Максудов знакомится с актёром Бомбардовым, который показывает ему портретную галерею театра с висящими в ней портретами Сары Бернар, Мольера, Шекспира, Нерона, Грибоедова, Гольдони и прочих, перемежающимися портретами актёров и сотрудников театра.

Через несколько дней, направляясь в театр, Максудов видит у дверей афишу, на которой после имён Эсхила, Софокла, Лопе де Вега, Шиллера и Островского стоит: Максудов «Чёрный снег».

Бомбардов объясняет Максудову, что во главе Независимого Театра стоят двое директоров: Иван Васильевич, живущий на Сивцевом Вражке, и Аристарх Платонович, путешествующий сейчас по Индии. У каждого из них свой кабинет и своя секретарша. Директора не разговаривают друг с другом с 1885 года, разграничив сферы деятельности, однако это не мешает работе театра. Секретарша Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая под диктовку Максудова перепечатывает его пьесу. Максудов с изумлением разглядывает развешанные по стенам кабинета фотографии, на которых Аристарх Платонович запечатлён в компании то Тургенева, то Писемского, то Толстого, то Гоголя. Во время перерывов в диктовке Максудов разгуливает по зданию театра, заходя в помещение, где хранятся декорации, в чайный буфет, в контору, где сидит заведующий внутренним порядком Филипп Филиппович. Максудов поражён проницательностью Филиппа Филипповича, обладающего совершенным знанием людей, понимающего, кому и какой билет дать, а кому и не дать вовсе, улаживающего мгновенно все недоразумения.

Иван Васильевич приглашает Максудова в Сивцев Вражек для чтения пьесы, Бомбардов даёт Максудову наставления, как себя вести, что говорить, а главное — не возражать против высказываний Ивана Васильевича в отношении пьесы. Максудов читает пьесу Ивану Васильевичу, и тот предлагает её основательно переделать: сестру героя необходимо превратить в его мать, герою следует не застрелиться, а заколоться кинжалом и т. п. , — при этом называет Максудова то Сергеем Пафнутьевичем, то Леонтием Сергеевичем. Максудов пытается возражать, вызвав явное неудовольствие Ивана Васильевича.

Бомбардов объясняет Максудову, как надо было себя вести с Иваном Васильевичем: не спорить, а на все отвечать «очень вам благодарен», потому что Ивану Васильевичу никто никогда не возражает, что бы он ни говорил. Максудов растерян, он считает, что все пропало. Неожиданно его приглашают на совещание старейшин театра — «основоположников» — для обсуждения его пьесы. Из отзывов старейшин Максудов понимает, что пьеса им не нравится и играть её они не хотят. Убитому горем Максудову Бомбардов объясняет, что, напротив, основоположникам очень понравилась пьеса и они хотели бы в ней играть, но там нет для них ролей: самому младшему из них двадцать восемь лет, а самому старшему герою пьесы — шестьдесят два года.

Несколько месяцев Максудов живёт однообразной скучной жизнью: ежедневно ходит в «Вестник пароходства», вечерами пытается сочинять новую пьесу, однако ничего не записывает. Наконец он получает сообщение о том, что режиссёр Фома Стриж начинает репетировать его «Чёрный снег». Максудов возвращается в театр, чувствуя, что уже не может жить без него, как морфинист без морфия.

Начинаются репетиции пьесы, на которых присутствует Иван Васильевич. Максудов очень старается ему понравиться: он отдаёт через день утюжить свой костюм, покупает шесть новых сорочек и восемь галстуков. Но все напрасно: Максудов чувствует, что с каждым днём нравится Ивану Васильевичу все меньше и меньше. И Максудов понимает, что это происходит потому, что ему самому совершенно не нравится Иван Васильевич. На репетициях Иван Васильевич предлагает актёрам играть различные этюды, по мнению Максудова, совершенно бессмысленные и не имеющие прямого отношения к постановке его пьесы: например, вся труппа то достаёт из карманов невидимые бумажники и пересчитывает невидимые деньги, то пишет невидимое же письмо, то Иван Васильевич предлагает герою проехать на велосипеде так, чтобы было видно, что он влюблён. Зловещие подозрения закрадываются в душу Максудова: дело в том, что Иван Васильевич, 55 лет занимающийся режиссёрской работой, изобрёл широко известную и гениальную, по общему мнению, теорию, как актёру готовить свою роль, однако Максудов с ужасом понимает, что теория эта неприложима к его пьесе.

На этом месте обрываются записки Сергея Леонтьевича Максудова.

В предисловии сообщается о создании записок Максудову, который являлся другом автора и перед самоубийством завещал опубликовать под своим именем после некоторых исправлений. Произведение описывает исключительно вымышленные события.

Сергей Максудов работает в газете «Вестник пароходства» и начинает писать роман, взяв за основу свои сновидения о своем родном городе и гражданской войне. Его знакомые, ознакомившись с содержанием произведения, пытаются разубедить его публиковать. Но Максудов отправляет часть романа в несколько журналов и получает отказ. Расстроившись, писатель решает покончить жизнь самоубийством. Он собирается выстрелить в себя из украденного револьвера, но в это время к нему приходит Рудольфи, редактор «Родины», которая является единственным частным изданием в Москве, и предлагает напечатать его литературную работу. Максудов возвращает незаметно револьвер своему товарищу и увольняется с газеты. Он часто навещает Рудольфи, общается с писателями и редакторами. После публикации его романа, ему дают несколько экземпляров журнала. В этот же день Максудов заболевает на грипп и преодолевает болезнь на десятый день. Выздоровев, писатель направляется к Рудольфи, но тот уже как неделю живет в Америке, а весь тираж журнала таинственно пропал.

Максудов вновь поступает на службу в «Вестник пароходства» и собирается написать новый роман, но не может придумать сюжет. А ночью видит сновидения, по которым была написана первая книга. Он находит свой роман, из страницы которого появилась волшебная камера, показывающая людей. Максудов начинает записывать увиденное как пьесу.

Неожиданно писателя приглашают в Независимый театр, где режиссер Ильчин предлагает ему написать пьесу по опубликованному роману. Максудов признается, что уже начал ее писать, и соглашается на подписание договора о постановке спектакля в Независимом театре. Но в документе указаны только запреты и обязанности для автора. Через несколько дней писатель видит на афише рядом с известными авторами анонс своей пьесы «Черный снег». Театром руководили два директора, которые не общались друг с другом с 1885 года, но это не влияло на работу учреждения. Один из них, Иван Васильевич, предложил Максудову существенно изменить сюжет, на что автор не соглашается. Старейшины также критикуют произведение, хотя один из актеров убеждает писателя в обратном. Он объясняет недовольство «основоположников» отсутствием для них ролей в спектакле.

Несколько месяцев в жизни Максудова ничего не происходит: он продолжает работать в газете и безуспешно пытается написать новую пьесу. Когда узнает о начале репетиций «Черного снега», возвращается в театр. Он изо всех сил пытается понравиться директору Ивану Васильевичу, который уже 55 лет занимается режиссерской работой. Но почему-то репетируются сцены, которые имеют второстепенное значение в пьесе. И Максудов понимает, что опыт Ивана Васильевича абсолютно не подходит для его произведения. И записки Сергея Максудова резко обрываются.


Как поясняет автор романа в предисловии, эти записки принадлежат его другу Сергею ЛеонтьевичуМаксудову, который покончил с собой. В день его смерти автор получил бандероль с записками и письмо. Максудов завещал ему выправить записки и выпустить в свет под своим именем. Автор выполнил посмертную просьбу друга, однако предупреждает, что он всю жизнь скромно трудился в газете "Вестник пароходства», и все описанное в его записках - плод больной фантазии Максудова.
Живущий в «омерзительной» комнате Максудов ненавидит свою работу читальщика в редакции газеты «Вестник пароходства» и по ночам пишет роман. Он увидел во сне снег, родной город, гражданскую войну, давно умерших людей, и жизнь обрела смысл. Максудов живет этим романом, работает все хуже и хуже. И вот, роман написан. Автор читает его знакомым журналистам и литераторам, и все в один голос утверждают, что «язык никуда не годится», и никто не станет это публиковать. Для Максудова это просто катастрофа, он даже не задумывался о таком итоге. Он отнес в толстый журнал отрывки из романа, но получил их назад с резолюцией «не подходит». Во втором журнале его ждала та же участь. Максудов решил, что жизнь закончилась. Решив свести с ней счеты, он выкрал у приятеля револьвер. У себя дома Максудов все приготовил для самоубийства, но этому неожиданно помешал стук в дверь. Оказалось, что литератор Ликоспастов, тот, который больше всех говорил о том, какой плохой роман написал Максудов, рассказал о нем Рудольфи, редактору-издателю журнала «Родина». Рудольфи заинтересовался и приехал прочитать роман Максудова. В одно мгновение жизнь изменилась: Рудольфи предложил издать роман, хоть и цену назначил маленькую.
Максудов бросил службу в «Пароходстве» и вернул револьвер приятелю, чем просто осчастливил того. Он стал часто бывать у Рудольфи, познакомился с писателями и издателями. Когда роман напечатали, автор получил десять авторскихэкземпляров. На следующий день Максудов заболел гриппом, и только через двенадцать дней вышел из дома. Вот тут-то и выяснилось, что Рудольфи уехал в Америку, с ним исчез и весь напечатанный тираж журнала.
Максудов вернулся на работу в «Пароходство», он решил забыть о Рудольфи и написать новый роман. И снова во сне он увидел тех же людей, город, рояль. Максудов достал из ящика свой романа, и на его страницах вдруг ожили люди. Они ходили, разговаривали, стреляли, умирали. Играл рояль. И Максудов стал писать то, что видит, и постепенно пришло понимание, что пишет он пьесу.
И тут Максудов неожиданнополучил предложение от режиссера Независимого Театра Ильчина написать пьесу для постановки в их театре. Максудов признался, что уже работает над пьесой, и получил от Ильчина контрамарку на пьесу «Фаворит». Вот тут и началась огромная любовь Максудова к театру. На представлении он попадал в другой мир, а когда оно заканчивалось, было очень горько и не хотелось уходить.
В назначенный срок пьеса была закончена, и был заключен договор на её постановку в Независимом Театре. Для Максудова было абсолютно неважно, что договор составлен в основном из слов «автор не имеет права» и «автор обязуется». Он мечтал только о том, чтобы пьесу поставили, чтобы он мог каждый день бывать в театре. И даже то, что вместо обещанных двух тысяч ему заплатили лишь пятьсот, не очень расстроило Максудова. А через две недели он увидел у дверей театра афишу, на которой рядом с именами Эсхилом, Софоклом, Лопе де Вега, Шиллером и Островским стояло его имя: Максудов, «Черный снег».
В театре течет своя жизнь, со своими проблемами и заботами. Два его директора Иван Васильевич и Аристарх Платонович, разграничили сферы деятельности и не общаются между собой с 1885 года. Каждый из них имеет свой кабинет и свою секретаршу. Аристарх Платонович как раз путешествовал по Индии, а Иван Васильевич пригласил Максудова к себе домой для чтения пьесы. Новый знакомый Максудова актер Бомбардов объяснил ему, как надо себя вести с директором, что главное - это не спорить с ним в отношении пьесы. Однако, когда Иван Васильевичпредложилосновательнопеределать всю пьесу, вплоть до героев, фамилий и главных сцен, то Максудов не выдержал и стал возражать, чем вызвал явное неудовольствие директора.
Через какое-то время Максудова пригласили на совещание старейшин театра для обсуждения его пьесы. Там Максудову дали понять, что пьеса никому не нравится и играть ее никто не хочет. Максудов просто раздавлен. В довершение всего Бомбардовобъяснил, что пьесу не хотят играть именно потому, что она очень понравилась основоположникам, и они рассчитывали в ней играть. Но поняв, что подходящих по возрасту ролей для них там нет, оскорбились. Допустить, что молодые актеры будут играть в пьесе, обреченной на успех, они не могут, по той же причине пьесу не отдадут автору и не позволят отнести ее в другой театр. Вот тут-то и вспомнился Максудову подписанный им договор с театром...
Следующие несколько месяцев Максудов жил однообразной скучной жизнью: ходил на работу в «Вестникпароходства», навещал заболевшего Бомбардова в больнице, вечерамисочинял, но ничего не записывал. И вдруг неожиданное письмо из театра: режиссер Стриж начинаетрепетиции по его «Черному снегу». И Максудов возвращается в театр, он понимает, что жить без театра уже не может.
На репетициях пьесы присутствовал Иван Васильевич. Чтобы ему понравится, Максудов потратил много денег: он через день платит за то, чтобы утюжили его костюм, купил шесть новых сорочек и восемь галстуков. Но это ни к чему хорошему не привело: с каждым днем отношения с Иваном Васильевичем все хуже. Максудов очень хочет убедить директора не уничтожать его главную сцену, объяснить, что без нее не будет и пьесы. Но автор понимает, что все бесполезно. И Иван Васильевич нравится Максудову все меньше... На репетициях актеров заставляют играть, как считает Максудов, совершенно бессмысленные этюды. Актеры играют все хуже, более того, многие стали просто притворяться больными и уходить. И даже режиссер Стриж стал настаивать на совершенно ненужной сцене дуэли. И подозрения Максудова переросли в полную уверенность: широко известная и гениальная, по общему мнению, теория Ивана Васильевича о том, как актер должен подготовить свою роль совершенно не подходит к его пьесе.
Записки Максудова обрываются. В конце - слова о мелкой зависти к Островскому. Его произведение никто не стал бы кромсать и переделывать, и вписывать дуэли...

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Театральный роман». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.