Викторина по сказкам Андерсена классный час (4 класс) на тему. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена

Хотите лучше владеть компьютером?

Автосохранение файлов Excel во время работы с программой — очень удобная функция, которая позволяет восстановить файлы, работа с которыми была прервана аварийно: был отключен свет, возникла ошибка программы или по какой-то другой причине, когда с файлом работали долго, а сохранить обычным способом не успели. На этот случай в программах офисного пакета Microsoft есть автосохранение, когда программа сама каждые сколько-то минут сохраняет изменения в файле. Как сделать автоматическое сохранение на своем ПК?

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Инесса Колушкина
Литературная игра-викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена для учащихся 2–5 классов

Литературная викторина (конкурс)

по сказкам Ганса Христиана Андерсена

Приносить пользу миру –

это единственный способ стать счастливым

Г. Х. Андерсен

Сегодня мы знакомимся с величайшим сказочником мира , Гансом Христианом Андерсеном , подарившему миру самые прекрасные сказки , которые останутся в веках. Его сказки несут добро , радость и любовь в нашу жизнь, раскрашивая ее яркими нежными мазками.

«Жизнь каждого человека - это сказка написанная пальцами Бога», так писал Г. Х. Андерсен . Всю свою жизнь он оставался ребенком : чистосердечным, любящим мир и людей. Он вывел законы, по которым жил сам :

1. Делай добро. Люби и прощай людей.

2. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

3. Бойся обидеть человека

4. Найди свою цель в жизни

5. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись

6. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое

7. Не теряй веры в себя

8. Умей дарить радость людям

9. Познай себя и мир

Цель : познакомить детей с лучшими образцами художественной литературы .

Задача :

1. Формировать мотивацию чтения,

2. отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества,

3. создать условия для воспитания интереса к книге,

4. внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

5. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Читательская аудитория :

Начальная школа – 2, 3,4 классы

Средняя школа – 5 классы

Время реализации мероприятия : 2 урока

Место проведения : класс

Форма работы :

Мультимедийное сопровождение

Конкурсы

Викторина

Целесообразность использования медиапродукта на мероприятии :

1. интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Оборудование :

Интерактивная доска

Компьютер

Проектор

При проведении мероприятия мы стремимся показать детям, что :

Чтение может доставлять эстетическое наслаждение,

Общение с книгой раскрывает широкие горизонты перед человеком,

Книга и чтение являются неиссякаемым источником знаний и информации,

Книга действительно является другом и советчиком.

Также немаловажно то, что мероприятие содействует усвоению учебного материала.

План проведения и заключительный результат :

Организационный момент : написание вопросов для викторины, создание презентации, формирование команд (желательно 3 команды, подготовка информации о мероприятии, встреча с классным руководителем ;

Подготовительный этап : книжные выставки, выдача литературы , индивидуальная работа со школьниками, главное, чтобы все дети владели текстом; подготовка рисунков от каждой команды, посвященных сказкам Г . Х. Андерсена ;

Проведение мероприятия;

Заключительный этап : рефлеския. Обсуждения мероприятия с учениками и преподавателями, написание отзывов.

Домашнее задание.

От каждой команды требуется :

1. Название и девиз команды, использовать только сказки Г . Х. Андерсена

2. Нарисовать газету, посвященную творчеству Г. Х. Андерсена

3. Биография Г. Х. Андерсена , в виде реферата и презентации(5 слайдов) . Защита.

4. Собрать летучие цитаты Г. Х. Андерсена .

1 конкурс. Назови сказку и героя .

Вопросы к 1 команде :

1. «…но лучше всех была младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море глазами…» Ответ : русалочка

2. «В самой чашечке, на зеленом стульчике, сидела крошечная девочка, она была нежная маленькая,

звали ее…» Ответ : Дюймовочка

3. Но милее всего была барышня, стоявшая на пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста, через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке. Ответ : Стойкий оловянный солдатик, танцовщица.

4. «Как-то раз он был в хорошем настроении : смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив выступало ярче…». Ответ : тролль из «Снежной королевы»

5. -Славные у тебя детки! – сказала она . Все очень милые, кроме одного… этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Это никак невозможно, ваша милость! Он некрасив, но у него доброе сердце… Ответ : «Гадкий утенок»

6. -У нее только две ножки! – говорили одни

У нее даже нет щупалец! – сказали другие

Какая она тонкая! Она совсем, как человек!- сказали третьи

Она очень некрасивая! – решили наконец все. Ответ : Дюймовочка

7. он носил черную бархатную шубку, был очень богат и учен. Ответ : Крот.

Вопросы ко 2 команде :

1. «Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни кротости». Ответ : Снежная королева.

2. Тарелка с водой была для нее целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. Ответ : Дюймовочка.

3. «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его величие». Ответ : Гадкий утенок.

4. Они долго летали над крышей, вытягивая свои гибкие шеи и хлопая крыльями, но никто их не слышал и не видел. Так и пришлось им улететь дальше, не повидав своей сестры. Ответ : Дикие лебеди.

5. Вот бы мне такую жену! – подумал он, - да только она, наверное знатного рода. Вон в каком дворце живет. А мой дом простая коробка. Нет, ей там не место. Но познакомиться с ней все же не мешает.

6. Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками…Ответ : портные из сказки «Новый наряд короля»

7. Всю ночь они плели сетку из гибкой ивовой коры и тростника. Сетка вышла большая и прочная, и братья положили в нее свою сестрицу. Ответ : Дикие лебеди

Вопросы к 3 команде :

1. К кому привез Герду северный олень? Ответ : к старой финке

2. Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. – Здравствуй, император! Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня? Ответ : Свинопас.

3. Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь теперь он был богачом… Ответ : Солдат из сказки «Огниво»

4. Терпеть не могу, когда хнычут! Теперь ты должна радоваться. Вот тебе еще два хлеба и окорок, чтобы тебе не пришлось голодать! Ответ : Разбойница из «Снежной королевы» .

5. Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не остается на земле … Ответ : Снежная королева

6. Она все танцевала и танцевала, хотя каждый раз, как ноги ее касались земли, ей было так больно, как будто она ступала по острым ножам.

Конкурс 2. Из какой сказки эти вещи ?

1. Горшочек из сказки «Свинопас» .

2. Санки из сказки «Снежная королева» .

3. Горошина из сказки «Принцесса на горошине» .

Конкурс 3. Расшифруйте героев и назовите сказку

Конкурс 4. Составить слова из слова «Дюймовочка»

Ответ : дюйм, ода, мочка, вода, овод, кочка, дочка, дом, мода, мойва, очко, ком и др.

Конкурс 5. Узнай по части целое.

Вопросы к 1 команде .

Солнце, снег, санки, зеркало, ворон, олень, дружба

Дворец, семья, жаба, крапива, пещера, мачеха-ведьма, терпение, любовь, молчание

Яйцо, презрение, бегство, страдания, одиночество, лебедь, восторг

Карета, ливень, стук, перины, горошина, свадьба

Старая колдунья, ячменное зерно, скорлупка грецкого ореха, жаба, майский жук, полевая мышь, свадьба

Вопросы ко 2 команде :

Море, любовь, принц, шторм, ведьма, волосы, боль, счастье, свадьба, морская пена

Солдат, дорога, доброта, принцесса, сон, золото, тюрьма, собака, свадьба

День рождения, маленький мальчик, подарок, дворец из картона, танцовщица, плавание, рыба, огонь

Осколок зеркала, поцелуи, ледяное сердце, вечность, поиски, северный олень, любовь

11 братьев, счастливое детство, смерть, сок грецкого ореха, озеро, одиночество, поиски, пещера, охота

Вопросы к 3 команде :

Ласточка, пещера, зима, крот, побег, свобода, любовь

Мечты, страдания, ведьма, молчание, боль, любовь, сестры, самопожертвование

25, мальчик, картонный дворец, танцовщица, любовь, чертик, падение, лодка, водяная крыса

Принц, поиски невесты, разочарование, неожиданная встреча, дождь, 20 тюфяков, свадьба

Король, новые наряды, ткачи, обман, страх, сомнения, позор

Конкурс 6. Блиц-опрос.

По одному вопросу команде . В случае, если не смогли ответить на вопрос, вопрос переходит следующей команде .

1. Из чего вязала рубашки Элиза своим братьям? Ответ : из крапивы

2. От кого убегала Дюймовочка? Ответ : от жаб

3. Какое слово должен был составить Кай? Ответ : вечность

4. Что просила Дюймовочка у полевой мыши? Ответ : кусочек ячменного зернышка.

5. Во что превратились три жабы, которые прыгнули к Элизе? Ответ : в маки.

6. Что отдала Русалочка Ведьме за напиток? Ответ : свой голос

7. Кто проглотил оловянного солдатика? Ответ : рыба

8. Что положила старая королева на доски? Ответ : горошина. 20 тюфяков и 20 перин.

9. Сколько лет было Русалочке, когда она впервые всплыла на поверхность? Ответ : 15 лет.

10. Какую клятву дала Элиза, чтобы спасти своих братьев? Ответ : обет молчания.

11. Сколько рубашек из крапивы связала Элиза? Ответ : 11,5

12. Кого спросила Герда? Ты маленькое ясное солнышко! – сказала ему Герда . – Скажи, не знаешь ли ты где мне искать моего названого братца? Ответ : одуванчик.

13. Как эльфы прозвали Дюймовочку? Ответ : Майя.

14. Что потребовал свинопас у принцессы за трещотку? Ответ : 10 поцелуев.

15. Сколько в день съедала Дюймовочка? Ответ : половина ячменного зернышка.

16. В какой сказке молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели сжечь на костре? Ответ : Дикие лебеди.

17. Куда почти каждый вечер приплывала Русалочка? Ответ : к замку принца и каждый вечер любовалась им.

18. Где брала крапиву Элиза? Ответ : на кладбище

19. Как появилась на свет Дюймовочка? Ответ : из ячменного зернышка.

20. Зачем жабы украли Дюймовочку? Ответ : захотели жениться.

21. Что было у Русалочки в ее подводном уголке? Ответ : статуя мраморного мальчика, клумба из красных цветов в форме солнца и тд.

22. Что попало в глаз Каю? Ответ : осколок зеркала.

23. Кого спасла Русалочка? Ответ : Принца.

24. Что требовали портные для своей работы? Ответ : тончайшего шелку и чистейшего золота.

25. Сколько времени пролежала ласточка в пещере?

Ответ : 6 месяцев

26. О чем просила Дюймовочка ласточку? Ответ : забрать с собой в теплые края.

27. В какую страну увезла Кая Снежная Королева? Ответ : в Лапландию.

28. Почему принцессе спалось плохо? Ответ : спала на горошине.

29. Что увидела Русалочка, когда впервые поднялась на поверхность? Ответ : корабль.

30. Что делало Кая нечувствительным к холоду? Ответ : поцелуи Снежной королевы.

31. Во что превратилась Русалочка? Ответ : в морскую пену

32. Сколько тюфяков и перин было положено на горошину, чтобы узнать, настоящая ли принцесса постучалась однажды в ворота короля? Ответ : 20 тюфяков и 20 перин.

33. Назовите сказку , которая начинается и заканчивается на одну ту же букву. Ответ : Огниво, Свинопас.

34. Что требовала водяная крыса у оловянного солдатика? Ответ : паспорт

35. Сколько сестер было у Русалочки? Ответ : 5

36. Чем отличался оловянный солдатик от своих братьев? Ответ : тем, что у него не было одной ноги.

37. Зачем нужен Кай Снежной Королеве? Ответ : она хотела сделать его наследником.

38. Почему плакала Дюймовочка? Ответ : не хотела замуж за жабу?

39. А из какой сказки эти строчки ?

«Много-много лет назад, жил-был на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения. На каждый час дня у него было своё особое платье?» Ответ : Новый наряд короля

40. Кто был виновен в том, что Элизу схватили и бросили в темницу? Ответ : советник короля

Конкурс лидеров.

Собрать капитанов команд.

Не ответили на вопрос, вопрос автоматически переходит к следующему капитану.

1. Сколько было братьев у Элизы? 11

2. Сколько оловянных солдатиков было в наборе? 25

3. Кто посмел сказать королю , что он голый? ребенок

4. Назовите маму оловянных солдатиков? Оловянная ложка

5. Кто охранял сундуки с медью и серебром? Три собаки

6. Как погиб оловянный солдатик? В печи

7. Что осталось от оловянного солдатика и танцовщицы? Маленькое оловянное сердечко и обгоревшая розетка.

письменная викторина.

Ответы.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно?
    • пару коньков;
    • лыжи;
    • санки.
  2. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:
    • из жемчуга;
    • из янтаря;
    • из кораллов.
  3. Что свинопас менял на поцелуи принцессы:
    • дудочку и кувшинчик;
    • розу и соловья;
    • горшочек и трещотку.
  4. На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»:
    • на шкуре;
    • на рыбе;
    • на льдине.
  5. Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»:
    • шапочка;
    • шубка;
    • муфта.


II. Сколько...

  1. Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине?
    - 11
  2. Сколько сестер было у Русалочки?
    - 5
  3. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
    - 25
  4. Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»?
    - 25
  5. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
    - 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина
  6. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы?
    - 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)


III. Угадай героя по описанию:

  1. Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
    - Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  2. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
    - Снежная королева
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
    - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  4. Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
    - Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  5. Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
    - Оле-Лукойе
  6. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
    - Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»


IV. Кто кому говорит эти слова:

  1. «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»
    Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
  2. «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?»
    - Трубочист - пастушке
  3. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!»
    Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  4. «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!»
    Крыса – оловянному солдатику
  5. «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!».
    Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  6. «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!»
    Курица - гадкому утёнку
  7. «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
    Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева»
  8. «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели».
    Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  9. «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!»
    Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
  10. «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!»
    Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»


В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.


VI. Внимательный читатель. Вопросики, трудные и не очень:

  1. Кому было присвоено особое звание: первый певец императорского ночного столика с левой стороны?
    – Искусственному соловью
  2. В какой сказке наградой за обман послужили рыцарский крест в петлицу и придворное звание?
    – В сказке «Новое платье короля»
  3. Главы какой сказки носят название дней недели?
    – «Оле-Лукойе»
  4. Героиня какой сказки говорит: «А почему у нас нет бессмертной души? Я отдала бы все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо!»
    - «Русалочка»
  5. В сказке «Снежная королева» ворона говорит Герде: «Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим» - «А мне кажется, что за нами кто-то идёт»,- сказала Герда. Кто шёл за ними?
    - Сны
  6. Какое место, по мнению андерсеновской ели, самое лучшее на земле?
    - Лес, где светит солнышко и поют птички
  7. В какой сказке Андерсена поленья пустили корни и ростки и появился благоухающий куст, весь усыпанный красными розами?
    – В сказке «Дикие лебеди»
  8. В какой сказке Андерсена за свадебным столом вместе в другими гостями сидели три собаки?
    – В сказке «Огниво»


VII. Рассуждалки и самые интересные рассуждения наших читателей

  1. Как ты думаешь, почему Герде удалось победить могущественную Снежную королеву?
    - В сказках добро всегда побеждает зло. И маленькой Герде очень нужно было спасти Кая. Она не побоялась ни опасного путешествия, ни голода, ни самой Снежной королевы. Такие смелые сердца всегда побеждают! (Павлов Коля, 2кл); Герда теплом своего сердца смогла растопить холод Снежной королевы (Лутиков Олег, 2 кл.); Потому что Герда – добрая, верная, смелая, терпеливая и мужественная. О себе она не думает, потому она и победила. С Божьей помощью (Герда постоянно молилась). Добро побеждает зло. (Горышнева Тамара, 3 кл.)
  2. Какая сказка Андерсена кажется тебе самой красивой? Почему?
    - «Русалочка». Героиня поняла, что хочет жить среди людей. Она полюбила человеческий мир и принца, ради которого превратилась в морскую пену. В конце я не сдержала слёз и, думаю, что каждый плачет в конце этой красивой сказки! (Султанова Яна, 5 кл.)
    - «Стойкий оловянный солдатик». Здесь такие замечательные солдатики, такая красивая танцовщица, такой чудесный замок из картона! Много волшебства и красоты! (Павлов Коля, 2 кл.); Потому что в этой сказке очень красивая история о любви и очень трогательный конец! (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - «Дикие лебеди». Потому что она романтичная и очень хорошая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - «Гадкий утёнок». Самая справедливая сказка. Утенок много страдал, но не жаловался на своё горе и поэтому получил награду - стал прекрасным лебедем! Очень красивый конец! (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - «Снежная королева». Это сказка о том, как Герда от своей любви к Каю решилась на тяжёлые поиски, когда Кая унесла Снежная королева. (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
  3. Охарактеризуй 3-х героев из 3-х сказок Андерсена тремя словами. Например, солдат из сказки «Огниво» - смелый, предприимчивый, находчивый.
    - Дюймовочка: заботливая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); нежная, заботливая, терпеливая (Горышнева Тамара, 3 кл.); решительная, отважная, храбрая (Тихомирова Вика, 4 кл.); маленькая, красивая, милая (Коробкова Даша, 5 кл.); маленькая, добрая, красивая (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
    - Русалочка: любящая, мечтательная, ранимая (Султанова Яна, 5 кл.); любящая, самоотверженная, романтичная (Лутиков Олег, 2 кл.);
    - Герда: смелая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); смелая, любящая, решительная (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); добрая, любящая, смелая (Лутиков Олег, 2 кл.); хорошая, отчаянная, весёлая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - Оловянный солдатик: храбрый, влюблённый, мечтательный (Павлов Коля, 2 кл); верный, стойкий, влюблённый (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Король из сказки «Новое платье короля»: модник, глупый, тщеславный (Павлов Ваня, 2 кл.);
    - Свинопас: гордый, остроумный, мастеровитый (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Оле-Лукойе: сказочный, добрый, смешной (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Снежная королева: злая, плохая, ледяная (Леонова Юля, 2 кл.); жестокая, бездушная, умная (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Девочка из сказки «Девочка со спичками»: бедненькая, голодная, мечтательная (Павлов Ваня, 2 кл.)
    - Маленький Клаус: добрый, находчивый, хороший (Леонова Юля, 2 кл.).

Ольга Смирнова
Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена

Цель :

1. Обобщить знания детей о сказках Х . К. Андерсена .

2. Формировать интерес к литературе.

3. Формировать оценку таких понятий как добро и зло.

4. Поощрять стремления поддерживать разговор детей о книгах.

5. Обогащать словарь детей.

6. Совершенствовать умения драматизировать сказку , выразительно передавая образы героев.

7. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Задачи :

Формировать у детей умение соблюдать правила в коллективной игре;

Вырабатывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других;

Развивать интерес к информации в процессе общения.

Предварительная работа : чтение детям сказок Х . К. Андерсена , рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия:

Немного хочу напомнить о его жизни, Г. Х. Андерсен родился в Дании , в маленьком городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Первые сказки он услышал от отца . Мальчик переделывал сказки по-своему , украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их . Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве, для своего кукольного театра он сам мастерил кукол, шил костюмы из обрезков ткани.

Чего он только не переделал в юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 30 лет издает три сборника своих произведений «Сказки , рассказанные для детей » . Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве.

Сказки Андерсена изданы на 80 языках народов мира и стали близки людям разных стран, эпох и разных возрастов. Всего Андерсен написал 170 сказок .

Ведущий : И сейчас, дорогие ребята, мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут яркие и неповторимые герои Х. К. Андерсена .

Конкурс 1. «Узнай сказку по началу »

Ведущий зачитывает каждой команде по очереди начало сказки .

1. «Давно-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги». («Новый наряд короля» .)

2. «Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую». («Принцесса на горошине» .)

3. «Жила одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она старой колдунье». («Дюймовочка» .)

4. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь. («Дикие лебеди» .)

5. «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски - этому языку он выучился у своей матери». («Гадкий утенок» .)

6. «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил однажды тролль, злющий - презлющий, как сам дьявол». («Снежная королева» .)

7. «В самом глубоком месте моря стоит коралловый дворец морского царя….» (Русалочка)

8. «Шёл солдат по дороге : раз-два! Раз-два» (Огниво)

9. «Маленькому мальчику на день рождение подарили….» (Стойкий оловянный солдатик)

Конкурс 2. «Загадки»

Ведущий :

1. Хоть верь, хоть не верь :

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (Олень. «Снежная королева» .)

2. Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? (Ворона. «Снежная королева» .)

3. Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапива. «Дикие лебеди» .)

4. Удивительный ребенок :

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок. «Гадкий утенок» .)

5. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка.)

6. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видевши солнца. (Крот. «Дюймовочка» .)

7. А этот сказочный герой

Знаком с игрушечной войной

Как все - в коробочке лежал.

Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик)

8. Какое странное создание?

Она прекрасна сложена.

И в море или в океане

С волной и пеною дружна. (Русалочка)

9. Холодной льдинки злой осколок

Вонзит в сердечко малыша

Её правления век не долог,

Когда есть добрая душа (Снежная Королева)

10. Лишь сказка о серенькой птице ,

Чьи трели – чарующий звук.

Достойный в душе поселиться

Расскажет, кто истинный друг (Гадкий утенок)

Конкурс 3. «Герои сказок » (Эстафета)

Ведущий : Я буду называть вам персонажей из сказок , а вы должны сказать из какой это сказки

1. Утенок, петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот (Гадкий утенок)

2. Кай, Герда, бабушка, принц, принцесса, ворон, ворона (Снежная королева)

3. Женщина, колдунья, жаба, жук, мышь, крот, мотылек, эльфы (Дюймовочка)

4. Принцесса Элиза, лебеди-принцы, король, мачеха, старушка (Дикие лебеди)

5. Эльф, шуба, свадьба, ласточка, жаба (Дюймовочка)

6. Корабль, ведьма, хвост, море, морской царь (Русалочка)

7. Дерево, сундук, карета, принцесса, солдат (Огниво)

8. Лед, олень, розы, разбойники, сани (Снежная Королева)

9. Скорлупа, болото, крестьянин, небо, охотники (Гадкий утёнок)

Воспитатель : Все правильно! И здесь Вы справились

Подвижная игра «Солнце и Луна» .

Когда говорят «солнце» все дети танцуют, веселятся, а когда говорят «луна» дети садятся на корточки и делают вид, как будто спят.

Конкурс 4. "Узнай по предмету"

Ведущий : Я вам буду называть предмет, по которому вы должны будете назвать сказку Андерсена , а также героя, которому этот предмет принадлежит.

Зонтик ("Оле-Лукойе") .

Горошина ("Принцесса на горошине") .

Санки (Кай, "Снежная королева") .

Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”) .

Крапива ("Дикие лебеди") .

Утиное яйцо ("Гадкий утенок") .

Скорлупа грецкого ореха ("Дюймовочка") .

Очки (Крота. «Дуймовочка» ).

Конкурс 5. «Самые-самые - сказки и герои »

(Ведущий, задает вопросы)

Самая короткая сказка . («Принцесса на горошине» )

Самая грустная сказка . («Русалочка» )

Самая зимняя сказка . («Снежная королева» )

Самая смешная сказка . («Новый наряд короля» )

Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)

Самый богатый жених. (Крот)

Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)

Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок» )

Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас» ).

Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво» )

Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво» )

Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка» )

Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)

Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик» )

Конкурс 6. «Ассоциации»

Воспитатель : Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев? (воспитатель называет имя, а дети подбирают прилагательные)

1. ДЮЙМОВОЧКА - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

2. ГАДКИЙ УТЁНОК – терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – злая, коварная, расчетливая, самолюбивая, восприимчивая.

4. ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ – нежная, хрупкая, легкоранимая, восприимчивая.

Конкурс 7. «Кто потерял?»

Воспитатель называет предмет, дети называют из какой сказки этот предмет и кому он принадлежит.

1. Клубок ниток (Дюймовочка)

2. Очки (Дюймовочка, принадлежат кроту)

3. Ружье (стойкий оловянный солдатик)

4. Яйцо (Гадкий утенок)

5. Корона (Снежная королева)

6. Горошина (Принцесса на горошине)

7. Корабль (Русалочка)

Воспитатель : Молодцы

Физкультминутка «Герои сказок Андерсена »

Я девочка, Дюймовочка, на праздник к вам пришла,

(Пружинка с поочередным разведением рук в сторону)

От милой доброй ласточки привет вам принесла.

(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в стороны)

Русалка странное созданье,

(Пожимания плечами вверх-вниз)

Она прекрасно сложена,

И в синем море-океане

С волной и пеною дружна.

(Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто «выныривают» )

Солдатик, сказочный герой

Знаком с игрушечной войной.

(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны)

Как все – в коробочке лежал,

Как все – ружьё в руках держал.

(Складывают руки на груди, а затем опускают их «по швам» )

Воспитатель : Отдохнули, а теперь следующее задание

Конкурс 8. «Разгадай кроссворд»

1. С кем из героев сказки улетела в теплые края Дюймовочка? (ласточка)

2. Кто изготовил питье для Русалочки, чтобы ее хвост превратился в стройные ножки (Ведьма)

3. В сказке Огниво , В третьей комнате лежал сундук, какие монеты там были? (золотые)

4. Как звали девочку, которая спасла Кая? (Герда)

5. Что висело на плече у оловянного солдатика? (ружье)

Конкурс 9. «Проблемная ситуация»

Воспитатель начинает говорить фразу из сказки , а дети продолжают «ТО….»

1. Если бы женщина не оставила Дюймовочку у разбитого окна, то … (жаба бы не вскочила на окно и не унесла Дюймовочку) .

2. Если бы Русалочка не согласилась за помощь Ведьме отдать свой прекрасный голос, то….

3. Если бы Герда не пошла, искать Кая, чтобы ему помочь, то….

4. Если бы Принцессе не положили под постель горошину, то…

Конкурс 10. «Звери и птицы»

Угадайте, в каких сказках встречаются именно ЗВЕРИ И ПТИЦЫ.

1. Кот и курица (Гадкий утенок)

2. Олень (Снежная королева)

3. Старая знатная утка испанской породы (Гадкий утенок)

4. Полеваямышь, ласточка, крот (Дюймовочка)

5. Большая рыба (Стойкой оловянный солдатик)

6. Три собаки с большими глазами (Огниво)

Конкурс 11. «Конкурс художников»

Ведущий : Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена . А как у вас с фантазией?

Дети должны нарисовать рисунок к отрывку из сказки .