Введение фгос до. Введение в федеральный государственный образовательный стандарт образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
    • ФГОС начального общего образования
    • Примерная основная образовательная программа начального общего образования
    • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
    • Материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 9 июня 2012 г. № 03-470)
    • ФГОС основного общего образования
    • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
    • Примерные программы по учебным предметам
    • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Приложение к письму Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03)
    • ФГОС среднего (полного) общего образования

    Федеральный уровень:

    • Закон РФ "Об образовании "
    • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа "
    • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    • Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе
    • ФГОС НОО
    • Приказ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»
    • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "
    • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
    • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
    • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования " (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638)
    • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)
    • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

    Региональный уровень:

    • Приказ Департамента образования Ярославской области «Об утверждении плана – графика введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Ярославской области на 2011-2012 годы »
    • План – график введения федерального государственного образовательного стандарта в Ярославской области на 2011 – 2012 годы

    В сентября 2011 года школа перешла на ФГОС второго поколения (1 класс). Программа "Школа 21 век" В 2014-2015 учебном году переход на ФГОС в 5-х классах; в 2019-20 учебном году на ФГОС в 10-х классах

    УМК "Школа 21 век"

    Проект «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования (руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).

    Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

    Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

    Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

    В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

    С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности.

    Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами, (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира".

    Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

    Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХI века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

    Создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

    Разъяснены отдельные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

    Так, уделено внимание ключевым особенностям ФГОС; статусу и формату примерной основной образовательной программы (ООП); взаимосвязи ФГОС, примерной ООП общего образования, ООП и образовательной программы школы. Рассматриваются переход образовательного учреждения на ФГОС, изменения в связи с его введением, внеурочная деятельность и др.

    ФГОС включает в себя требования к структуре и результатам освоения ООП, условиям ее реализации. Это основа объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм обучения.

    Он разрабатывается поэтапно по ступеням обучения соответственно для начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящее время утверждены стандарты для начального (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

    Обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех российских образовательных учреждениях начнется с 2011/12 учебного года. Обязательное обучение по ФГОС на ступени основного общего образования - с 2015/16 учебного года; среднего (полного) общего образования - с 2020/21.

    На ФГОС можно перейти поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС (в 5 классах - начиная с 2012/13 учебного года, в 10 - с 2013/14).

    Установлены критерии готовности образовательного учреждения к такому введению, мероприятия для его обеспечения.

    Для содействия органам исполнительной власти субъектов Федерации в организации введения ФГОС создан соответствующий Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне может осуществляться с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО будет осуществлен с 01 сентября 2015 года.

    Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы - это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене - быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

    Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

    Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

    В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:
    - кадровых;
    - финансово-экономических;
    - материально-технических;
    - психолого-педагогических
    - информационно-методических.

    В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо, прежде всего, осуществить внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

    Поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образованияна 2011/15 годы», переход на ФГОС ступеней общего образования осуществляется в соответствии со следующим графиком:

    Учебный год

    Классы, переходящие на ФГОС

    2010/11

    2011/12

    2012/13

    2013/14

    2014/15

    2015/16

    2016/17

    2017/18

    2018/19

    2019/20

    2020/21

    2021/22

    Обязательное ведение ФГОС

    Введение ФГОС по мере готовности

    Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

    Введение ФГОС в образовательный процесс производится через изучение нормативно-правовой базы муниципального, федерального и регионального уровней. Кроме этого, формируется специальная рабочая группа, составляется основная программа учреждения, схема методической работы. Вместе с этим вносятся изменения в должностные инструкции, согласно требованиям по кадровому обеспечению. В качестве ключевого условия введения ФГОС выступает информирование родителей о переходе к новым стандартам.

    Рабочая группа

    Она формируется по приказу директора. Она создает план введения ФГОС. В него включаются такие вопросы, как:

    1. Изучение методических материалов.
    2. Разработка основной учебной программы.
    3. Создание рабочих проектов по предметам.
    4. Разработка программ внеурочной деятельности.
    5. Информирование родителей и обсуждение с ними новых стандартов (как будет проводиться тот или иной урок по ФГОС).
    6. Формирование мониторинговой системы для отслеживания основных результатов.
    7. Создание нормативно-правовой базы, сопровождающей введение ФГОС в школе или детском саду. Сюда входит издание посредством которых регламентируется деятельность учителей и сотрудников администрации.

    Подготовительный этап

    Введение ФГОС в ДОУ или учебном заведении среднего звена осуществляется в несколько этапов. На подготовительном этапе решается ряд ключевых задач. В частности, нормативно-правовая база учреждения дополняется локальными актами. В частности, осуществляется:

    1. Формирование Положения об учебной рабочей программе по основным предметам в соответствии с требованиями стандарта.
    2. замдиректора по УР, классного руководителя в части организации введения ФГОС.

    На подготовительном этапе проводится опрос родителей для выявления необходимости в проведении дополнительных занятий во внеурочное время. Неотъемлемым мероприятием на данной стадии является корректировка схемы методической работы. Ее основным направлением выступает изучение материалов, которыми сопровождается введение ФГОС. На основе анализа осуществляется разработка учебных программ. С родителями проводится обсуждение новой схемы, по которой будет вестись определенный урок по ФГОС. На собрании до них доводятся задачи и цели стандарта. По результатам подготовительного этапа издаются приказы, регламентирующие работу учителей, разрабатывается программа по внеурочной деятельности, утверждаются иные нормативные (локальные) акты.

    Первые затруднения

    Они возникают уже на стадии приведения нормативно-правовой базы в соответствие. На федеральном уровне были созданы документы, в которых присутствуют общие идеи и направления. Введение ФГОС затруднено отсутствием программ для конкретного учебного заведения, по конкретным предметам и внеурочной деятельности применительно к учреждению. Тем не менее эти сложности вполне преодолимы. Для этого создается рабочая группа. Ее члены должны тщательно изучить предложенный стандарт, адаптировать его к конкретному заведению. В данном случае необходимо провести глубокий анализ материалов. В соответствии с результатами разрабатывается нормативно-правовая база, модифицируются программы по внеурочной деятельности по нескольким направлениям:

    1. Общеинтеллектуальному.
    2. Спортивно-оздоровительному.
    3. Общекультурному.
    4. Социальному.
    5. Духовно-нравственному.

    Введение ФГОС кардинально меняет представление учителей о содержании учебного процесса и образовательного результата. Нововведением для многих преподавателей является такое понятие, как Учителя имеют внушительный опыт взаимодействия с учениками, они знают, как развить детей. Перестройка сформировавшихся убеждений и поступков самого преподавателя становится серьезной проблемой для администрации и коллектива.

    Методическое сопровождение

    Введение ФГОС дошкольного образования требует от администрации активных действий. У специалистов должна сформироваться стойкая мотивация к работе с использованием новых стандартов. Немаловажное значение имеет и методическая готовность педагога к введению ФГОС. Для реализации этих задач в учреждении разрабатывается блок мероприятий по сопровождению специалистов. В качестве основной цели методической работы выступает формирование модели перехода ОУ к новым стандартам, обеспечение профессиональной готовности работников через систему непрерывного развития.

    Проект

    Он считается наиболее эффективным вариантом деятельности преподавательского состава в процессе введения ФГОС. Проект обеспечивает включение каждого учителя в коллективную творческую работу по освоению нововведений. Целесообразно разработать программу организации методической деятельности в связи с введением ФГОС. Обсуждение проекта осуществляется на педагогическом совете.

    Группы учителей

    Их создание способствует повышению эффективности всей работы. Создавая группы (творческие, по интересам и пр.), необходимо обратить особое внимание на:

    • Исследование профессиональных проблем и потребностей учителей.
    • Предоставление возможности выбрать формы и способы повышения мастерства каждому преподавателю. Учителя могут добровольно участвовать в тех или иных семинарах, посещать курсы. У педагогов должна быть возможность предложить свою индивидуальную программу повышения квалификации, дистанционно в том числе.

    Формы методической деятельности

    Они могут быть дидактическими и организационными, коллективными и индивидуальными. В качестве традиционных методических форм выступают:


    Ключевые темы

    Введение ФГОС НОО сопровождается:

    1. Реализацией национальной учебной инициативы в деятельности учреждения, классного руководителя, преподавателя-предметника.
    2. Обновление технологий и содержания образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС.
    3. Ознакомление с информационно- и учебно-методическими материалами, необходимыми для эффективного решения поставленных задач.
    4. Изучением особенностей современного урока, проектно-исследовательской и внеурочной деятельности.
    5. Разработкой технологии оценивания УУД, качества обучения, подготовкой к ГИА и ЕГЭ, совершенствованием преподавания.
    6. Мониторинг воспитательного процесса, анализ его эффективности.

    Первые результаты

    Введение ФГОС НОО сопровождается масштабной работой. В качестве первых заметных изменений в деятельности учебного заведения можно отметить:

    • Заметное усиление положительной мотивации.
    • Расширение представлений о содержании стандартов.
    • Повышение методического мастерства в ходе освоения новых технологий.
    • Эффективность созданной информационно-методической базы, на основе которой осуществляется внедрение ФГОС.

    1 класс выступает в качестве переходного периода для детей младшего возраста. В этой связи необходима четкая координация деятельности учителей и воспитателей. Для ее обеспечения предусмотрено введение ФГОС в ДОУ. Уже на этом этапе должна быть сформирована четкая программа развития и обучения для каждого ребенка.

    Введение ФГОС в 5 классе

    Стандарты предусматривают новые методы оценивания учеников. Чтобы организовать систему мониторинга сформированности универсальных учебных и предметных действий, педагогический коллектив и администрация учреждения должны иметь адекватное представление об общих подходах к установлению степени освоения материала, содержании оценки, особенностях заданий, применяемых в обучении. Новые стандарты ориентируют работу на достижение качественно новых результатов и целей. Анкетирование преподавателей 5 кл. показало, что при выделении и анализе заданий, которые направлены на формирование УУД, затруднения испытывают до 40 % специалистов. При этом в оценке сформированности действий у детей сложности есть у всех учителей. Это обуславливается тем, что в течение продолжительного времени не было разработано единой диагностики предметных, личностных и метапредметных достижений. В этой связи введение ФГОС в первую очередь должно предполагать изучение содержания системы оценивания. Необходимо понять, в какой степени она стимулирует и поддерживает учеников, насколько точно будет обеспечиваться обратная связь, какова ее информативность, способна ли она включить детей в самостоятельную деятельность. В качестве основного критерия и задачи оценки выступает не освоение минимума программы, а овладение системой действий с изучаемым материалом.

    Методы анализа результатов

    При оценивании используются разные подходы. Они взаимно дополняют друг друга. В качестве наиболее популярных форм и методов выступают:


    Отдельно место среди указанных форм занимают итоговые комплексные и предметные проверочные работы. Для индивидуализации системы образования этих стандартизированных мероприятий будет недостаточно. Учителю необходимо самому научиться разрабатывать такого рода задания. Вникнув в суть схемы составления работы, педагог сможет понять, каким образом ее содержание формирует и оценивает УУД.

    Текущий мониторинг

    Он осуществляется при помощи таблицы результатов образовательного процесса. Их размещают в "Рабочем журнале преподавателя". Этот документ представляет собой блокнот для текущих записей. Его ведение необходимо для фиксирования и хранения данных о динамике развития обучающегося, которые не могут отражаться в официальном журнале. В таблицах оценки выставляются в поле того действия или умения, которое являлось основным при решении поставленной задачи. Отметки ставят по пятибальной системе. Кроме этого, в 3-й четверти проводится экспериментальный мониторинг. Его задачей является своевременное обнаружение неуспешности или успешности обучения. В зависимости от этого выстраивается дальнейшая деятельность учителя по достижению эффективности в планировании материала.

    Итоговые выводы по году

    Введение ФГОС показало актуальность концептуальных идей и прописанных путей реализации стандартов. Они востребованы в системе современного обучения. Материально-технические возможности учреждения позволяют организовать урочную и внеурочную работу эффективно и мобильно. В течение всего времени пребывания ребенка в школе он получает положительный коммуникативный опыт, возможность проявить себя творческой, активной личностью. В ходе занятий особое внимание акцентируется на проектной деятельности. Как показывает практика, дети с интересом подключаются к самостоятельному поиску информации, ее интерпретации, презентации своих работ. При посещении уроков, которые проводятся в пятых классах, отмечено, что дети стали лучше выражать свои мысли, легче реагировать на вопросы преподавателя. Они активно вступают в диалог. Дети не просто воспроизводят все, что увидели или услышали, но и рассуждают, делают выводы, обосновывают их. Введение ФГОС позволяет развить навыки самоорганизации, которая направлена на решение поставленных задач. В результате большая часть детей в состоянии адекватно оценить свою работу. Что касается учителей, то наблюдение за ними показывает, что у них сформировался определенный уровень методической готовности. Преподаватели выстраивают по-новому учебную деятельность, владеют коммуникативными инструментами, мультимедийными источниками информации.

    Отрицательные моменты

    Введение ФГОС сопровождается, как выше уже упоминалось, рядом проблем. Кроме прочего, в материально-техническом обеспечении выявлены такие недостатки, как нехватка кабинетов в здании учреждения для проведения внеурочной деятельности. Что касается информационно-методических материалов, то в этой сфере необходимо совершенствование ресурсного потенциала. Кроме того, существуют также кадровые проблемы:

    1. Устойчивая сложившаяся в предыдущие годы, еще замедляет введение ФГОС.
    2. Реализация проектной работы требует от учителя владения соответствующими технологиями и приемами в совершенстве.

    В и диагностике существуют такие проблемы, как:

    1. Отсутствие необходимых материалов для анализа усвоения метапредметной работы. Это существенно осложняет педагогическую деятельность.
    2. Недостаточная развитость мероприятий по формированию портфолио как формы оценивания учащихся. Их совершенствование необходимо проводить в сотрудничестве с родителями.

    Заключение

    Сложностей при введении ФГОС достаточно много. Однако большинство из них вполне решаемы на уровне конкретного учебного заведения. В данном случае главное - не отступать от намеченных целей. Необходимо помнить, что даже самые подробные методические материалы, современнейшее оборудование не поможет получить эффективный результат, если сами специалисты не начнут с себя. При этом даже сформированная информационная, коммуникативная, профессиональная компетенция не обеспечат реализацию задач, которые ставит стандарт. Гарантией достижения поставленных целей являются новое сознание, позиция, отношения, кардинально отличающиеся от прежних представлений об образовательном процесс.

    Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования

    С 01 сентября 2018 года гимназия является региональной апробационной площадкой по внедрению Федерального государственного образовательноно стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)

    С сентября 2018 года обучающиеся 10 класса в нашей гимназии начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам среднего общего образования.

    Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

    ФГОС ООО утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413

    Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта. Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

    При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

    • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
    • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
    • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
    • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
    • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
    • конкурентоспособности личности, общества и государства;
    • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

    В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
    Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.
    Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

    Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как:
    «Русский язык и литература»;
    «Иностранный язык»;
    «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
    «История» (или «Россия в мире»);
    «Физическая культура»;
    «Основы безопасности жизнедеятельности».

    При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
    Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы.


    В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. На второй инфографике представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.
    Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года.

    В МБОУ "Гимназия №25" реализация ФГОС СОО начнётся уже с сентября 2018 года, то есть те ребята, которые обучаются в текущем учебном году в девятом классе, станут первыми и с 5 по 11 класс будут учиться по ФГОС. Поэтому с 2017 года гимназия находится в режиме активной подготовки к этому серьезному шагу. Мы стараемся соответствовать необходимым критериям готовности, поэтому первоочередными действиями рабочей группы являются:
    разработка основной образовательной программы;
    приведение нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС;
    приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми
    квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогов и иных работников;
    определение списка учебников и учебных пособий;
    определение модели организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
    разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
    повышение квалификации педагогов;
    обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы.

    С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Минообрнауки России (раздел "ФГОС") или по следующим ссылкам:

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
    образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 года №413)

    Стандарт индивидуальных образовательгых маршрутов


    Что представляет собой Федеральный го сударственный стандарт среднего общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (СОП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

    Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

    Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

    Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре. Учебный план делится на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

    ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор.

    Главная задача школы - предоставить обучающимся качественное образование. А родители обучающегося обязаны:

    Обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность гимназии;

    Обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка ОУ и иных актов ОУ, регламентирующих её деятельность;

    Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя ОУ или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий ОУ к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования. Родители обязаны извещать руководителя ОУ или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях

    Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени среднего общего образования (10-11кл) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

    Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

    Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования:

    • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
    • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
    • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

    Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

    Что изучается с использованием ИКТ?

    Изучение биологии, физики предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

    В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке географии, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

    Что такое информационно-образовательная среда?

    Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы

    С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться на сайте