Юлиан бромлей. Юлиан Владимирович Бромлей: биография

Юлиан Владимирович Бромлей родился в 1921 году в Москве (Moscow). Отец его, В.С. Сергеев, был довольно известным историком, профессором античной истории.

Окончив в 1939 году школу, Юлиан поступил на факультет физики в Московский Университет (МГУ), однако в том же году его призвали в армию.

Когда началась Великая Отечественная, Бромлей трудился механиком на военном аэродроме неподалеку от Бреста. Пройдя всю войну, дойдя с Советской армией до Берлина, и успев за это время стать коммунистом, членом ВКП (б), Бромлей получил несколько боевых наград.

Вернувшись, он продолжил учебу, однако теперь он пошел уже на исторический факультет того же МГУ. Специализировался Юлиан в истории южных славян.

Окончив учебу в 1950 году, Юлиан Владимирович начал работать в Институте славяноведения Академии Наук СССР.

Позднее он стал сотрудником Отделения истории АН СССР.

Кандидатскую Бромлей защитил в 1956 году, а в 1965 году стал доктором наук.

Через год, в 1966 году Бромлей был назначается директором Института этнографии АН СССР.

Лучшие дня

В 1966 году его избрали членом-корреспондентом, в 1976-м он стал действительным членом Академии наук СССР.

Главным предметом научной деятельности Бромлея были этнография и история европейского феодализма. До сих пор большой интерес вызывают его исследования в области установления и развития феодализма в Хорватии. Так, Бромлей произвел весьма серьезные и глубокие исследования процессов этнического развития в эпоху первобытнообщинного строя. Именно Бромлей дал новое определение понятию "этнос". Несмотря на то, что взгляды академика Бромлея часто подвергаются критике, он до сих пор считается одним из самых влиятельных и уважаемых специалистов в области исторической этнографии.

Под руководством Бромлея вышла 20-томная энциклопедия "Страны и народы".

Среди других заметных и значительных трудов академика – вышедшая в 1973-м "Этнос и этнография"; "Современные проблемы этнографии", опубликованная в 1981 году; "Этносоциальные процессы: теория, история, современность" и "Очерки теории этноса" вышедшие в 1987 году.

Ю. В Бромлей - дважды лауреат Государственной премии СССР.

Бромлей был известен и за пределами СССР, являясь вице-президентом Международного союза антропологов и этнологов; вице-президентом Международного общества этнологии и фольклора Европы; членом исполкома Всемирной организации научных работников. Его также избрали членом целого ряда зарубежных научных обществ - Македонской академии наук, Американской антропологической ассоциации, Венгерского этнографического общества.

Скончался Юлиан Владимирович Бромлей 5 июня 1990 года, похоронен ученый на Новодевичьем кладбище.

Большое значение для превращения советской этнографии в подлинно теоретическую научную дисциплину имели труды Ю. В. Бромлея. В работах конца 1960-1970-х гг. он обосновал определение понятия "этнос", исследовал роль этнической эндогамии как механизма поддержания целостности этноса, рассматривал проблемы исторической типологии этнических общностей, выявлял иерархическую структуру этноса, а также разрабатывал проблемы соотношения этнографии со смежными дисциплинами. Он предложил в качестве основного критерия для выделения предметной области этнографии рассмотрение "компонентов этноса сквозь призму выполнения ими этнических функций".

Биографическая справка

Юлиан Владимирович Бромлей (1921-1990), родился в семье историка В. С. Сергеева. В 1939 г. поступил на физический факультет МГУ, в том же году был призван в армию, поскольку отсрочка для студентов была отменена. Начало войны встретил авиамехаником на военном аэродроме вблизи Бреста. Вернувшись с фронта в 1945 г., поступил на исторический факультет МГУ, закончил его в 1950 г. С 1950 г. - сотрудник Института славяноведения АН СССР, затем - Отделения истории АН СССР. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1965 г. - докторскую. В январе 1966 г. был назначен директором Института этнографии АН СССР.

Работы: "Этнос и этнография" (1973), "Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории" (1981), "Очерки теории этноса" (1983); "Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов" (1988) и др. Под его редакцией вышли в свет двадцатитомная энциклопедия "Страны и народы" (1978-1985) и университетский учебник по этнографии (1982).

Ю. В. Бромлей обосновал дуалистическую концепцию этноса. Он считал, что в этносе по-разному сочетаются две группы характеристик.

С одной стороны, это так называемые собственно этнические свойства и характеристики: этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание. Такое самосознание, как правило, закрепляется в этнониме - самоназвании этноса. С другой стороны, это свойства и характеристики, которые рассматриваются, прежде всего, как условия формирования и бытия собственно этнических сторон: природно-географическо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.

Именно в силу такого деления этнос и получает, по мнению Ю. В. Бромлея, двойственную (дуалистическую) природу. Выявляются в связи с этим и два смысла этноса: узкий и широкий. Этнос в узком смысле обозначается как этникос ; его содержание составляют "собственно этнические" характеристики. Этнос в широком смысле обозначается понятием "этносоциальный организм" (ЭСО). Таким образом, этнос представляет собой взаимодействующее единство собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования. В качестве эмпирического приложения такого понимания этноса зачастую приводят в пример украинцев: все украинцы, которые проживают в мире - это этникос, а украинцы, проживающие в пределах Республики Украины, представляют собой этносоциальный организм.

"Заслугой автора дуалистической концепции можно считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как о главнейшем объекте изучения этнологической науки, а во-вторых, то, что именно этот ученый предпринял одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса" .

Разрабатывались также альтернативные (но отношению к концепции Ю. В. Бромлея) подходы к пониманию этноса: биологизаторская по своей направленности концепция этноса Л. Н. Гумилева, информационная концепция Н. Н. Чебоксарова и С. А. Арутюнова, компонентная теория В. В. Пименова.

Завершающий период развития советской этнографии. 1970-1980-е гг. охарактеризовались возникновением и развитием некоторых новых научных дисциплин, которые непосредственно взаимодействуют с этнографией, - этнодемографии и этногеографии (С. И. Брук, В. И. Козлов) , этносоциологии (Ю. В. Арутюнян, О. И. Шкаратан, Л. М. Дробижева и др.) , этнической ономастики (В. А. Никонов) . На завершающем этапе развития советской этнографии (вплоть до 1991 г.) на страницах журнала "Советская этнография" были развернуты дискуссии по проблемам теории культурной традиции, этнической психологии, социально-экономической терминологии в понятийном аппарате этнографической науки, методики полевых исследований, исторической типологии этнических общностей и т.д.

В этот период получили развитие исследования национальных и межнациональных отношений. Широкое освещение получили этнические аспекты национальных отношений в СССР. Фактически стало развертываться научное направление "теория наций и национальных отношений", которое ближе к этнологии, чем к этнографии. Поэтому в конце 1980-х гг. Институт этнографии был преобразован в Институт этиологии и антропологии РАН.

На страницах журнала "Советская этнография" были развернуты широкие дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии этнологической науки. Рассматривались проблемы социально-экономической терминологии в понятийном аппарате этнографической теории, особенности методики полевых исследований, обсуждались проблемы теории культурной традиции, этнической психологии, исторической типологии этнических общностей и др.

(Документ)

  • Бромлей Ю.В. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины (Документ)
  • Курсовая работа - Оценка влияния крупных промышленных предприятий на экологические системы города (Курсовая)
  • n13.htm

    Перейти

    002 - параметры в начале книги - издательства

    kom -Комментарии.

    kons1 - Конспект

    lit - Список литературы.

    page - Данные о страницах

    pril - Приложение.

    pril2 - Приложение дополнительное.

    prim - Примечание

    PU - Предметный указатель.

    Slov – Словарь

    UI - Указатель имен.

    za - Данные типографии, в конце книги.

    zz - Аннотация

    zzz - Запас

    Ю.В. Бромлей Р Г Подольный



    От авторов Вторая природа»

    Сын культуры Путешествие вокруг себя Определение культуры Культура как система Человечество составляют народы Многообразие культуры неисчерпаемо Задачи и решения

    «В поте лица своего...»

    Искатели пищи

    По природе и хозяйство

    Не брать, а производить

    Домашние - из диких

    Пища наша

    Власть над расстояниями

    Торговля - это мир

    Человек защищается

    Поселение

    Третья линия защиты

    Исследовательский рефлекс

    Знаки и значения

    Миф и его наследство

    Боги рождаются на земле

    Что есть искусство?

    Путь науки

    «Приручение» пространства

    и времени



    Строй жизни

    На барщине истории

    Ради порядка

    Обычай и закон

    «Свои» и «чужие»

    Правила простые и сложные

    Мы нужны друг другу

    Любовь и семья

    Гимн женщине Любовь, брак, семья

    Чтобы знать и уметь

    А ведь когда-то. Появление проблемы Орудие культуры - школа

    Людям необходим отдых

    Борьба за досуг Как мы отдыхаем Человек играющий

    Культура и экология

    Двойное воздействие Глобальная проблема Есть ли выход? Экология и демография Культурная экология

    Наше общее сокровище

    Культурные герои

    Творцы истории

    Все более единая, все более

    многогранная

    Традиции - для будущего




    ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

    Издательство политической литературы


    00.htm - glava01

    ОТ АВТОРОВ

    В этой книге речь пойдет о культуре, единой, многообразной и противоречивой, о ее развитии в пространстве и во времени. А культура - в широком смысле слова - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии.

    Культуру обогащают, умножают в поле, у мольберта, за станком, за пишущей машинкой; повседневный труд сливается в ней с подвигами героев и прозрениями гениев.

    Это лестница, по которой наши далекие предки поднялись от животного к Человеку. Лестница, которую человечество неустанно строит - трудно, страстно, в печали и радости. И культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас.

    Люди, таким образом, являются создателями культуры и одновременно - ее созданиями. Поэтому мы и выбрали для книги ко многому обязывающее название «Создано человечеством».

    Разумеется, рассматривая

    культуру как особое явление в жизни общества, не следует забывать, что она в конечном счете определяется социально-экономическими факторами. Важнейшие черты культуры (прежде всего идейное содержание) обусловлены ее принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. Соответственно культура в классовом обществе носит классовый характер. Особенно четко это проявляется в классово антагонистических обществах, в частности на стадии капитализма, когда классовая борьба достигает своего апогея. В каждой буржуазной нации возникают и развиваются, по словам В. И. Ленина, две национальные культуры - культура, обслуживающая интересы господствующего класса, и культура демократии, пролетариата (см.: Ленин. В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 129-130).

    Авторы понимают, что вопрос о функциях культуры, о происхождении и распространении на планете всего созданного человечеством - это тема поистине неисчерпаемая и ее систематическое освещение могло бы составить сотни, если не тысячи, томов. Готовя эту книгу; мы видели свою задачу прежде всего в том, чтобы показать на конкретных живых и убедительных примерах, что, несмотря на все свое многообразие, культура человечества едина и развивается по общим законам.

    Читатель не должен рассчитывать, что он найдет в этой книге хотя бы краткое изложение всех относящихся к теме проблем; мы хотим показать ему образ культуры, складывающейся из действий и знаний миллионов людей - в сотнях стран и за многие тысячи лет,


    помочь ему ощутить свою причастность к мировой культуре, осознать свое место в общем деле всего человечества, общем постоянно нарастающем итоге труда и борьбы всех народов земли.

    Такое реальное представление о мировой культуре в прошлом и настоящем противостоит религиозным концепциям, которые изображают культурно-исторический процесс в превратном виде, связывая его с божественным провидением. Утверждение научных взглядов на культуру играет важную роль в формировании цельного материалистического мировоззрения. И конечно, в наши дни, когда культура человечества, его цивилизация находится под угрозой полного исчезновения в огне мирового термоядерного пожара, представляется особенно существенным осознание всеми людьми ее единства и неповторимости.

    00.htm - glava02

    «ВТОРАЯ ПРИРОДА»

    Чтобы существовать, человеческое общество ведет с природной средой обмен веществом, энергией и информацией. Этот обмен имеет два основных вида. Первый из них характеризуется непосредственным использованием человеком природных ресурсов: воздуха, воды, различных видов растений и животных, минералов и т. п. В основе этого вида материальных отношений с природой лежат присущие человеческому организму физиологические потребности. Второй вид материальных отношений человека с природной средой целиком опосредствован его целенаправленной активностью - трудом. Суть этих отношений состоит в том, что люди создают то, чего нет в природе в готовом виде, «при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определенным человеческим потребностям» (Маркс К... Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 51). Такой целенаправленный способ активного взаимоотношения с природой присущ только человеку, а точнее - человеческому обществу.

    Результат этого воздействия - появление «очеловеченной» природы, в том числе и природы самого человека. Эта «вторая природа», созданная трудом и знанием, и есть, как считал великий пролетарский писатель М. Горький, «культура в точном и подлинном смысле этого слова».

    И масштабы этой «второй природы» с ходом истории человечества постоянно и неуклонно возрастают.

    Есть в археологии понятие - культурный слой. Так именуют ученые слой земли, содержащий следы деятельности человека. В пещерах, где жили первобытные люди, на месте древнейших стоянок человека находят исследователи каменные орудия, золу, кости животных, черепки посуды, украшения и др. Эти находки позволяют восстановить картину производственной и духовной жизни человеческих коллективов в глубокой древности.

    Ныне культурный слой покрывает почти всю планету. В любой точке земного шара, вплоть до Антарктиды, можно найти следы деятельности человека, и, к сожалению, не всегда те, какими мы можем гордиться.

    Культура выходит и в космос: созданные человеком внеземные станции, ракеты, летящие к Марсу, Венере, Юпитеру, приборы, которые исследуют эти планеты, радиоволны, мчащиеся к дальним окраинам Солнечной системы и к звездам.

    Оставим сейчас в стороне ущерб, который люди своей деятельностью часто наносят природе. Человечество, судя по всему, уже спохватилось и объявило борьбу с собственным неправильным отношением к окружающей среде.

    Созидательные возможности человечества растут с каждым днем. Человеческий разум является единственной силой, способной познать и обуздать все остальные силы природы. Им человечество противопоставляет свое достояние, свое детище - культуру.

    Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

    Н. ЗАБОЛОЦКИЙ

    00.htm - glava03

    Сын культуры

    Во взаимодействие с природной средой человек вступает не обособленно, не как Робинзон-одиночка, а как общественное существо, связанное определенными, прежде всего производственными, отношениями е другими членами сообщества. «Чтобы производить,- подчеркивал К. Маркс,- люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе...» {Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 441). Поэтому характер отношения людей к природе в конечном счете определяется господствующим в данном обществе способом производства.

    Становление человечества происходило далеко не в тепличных условиях. И древние предки современных людей могли существовать, лишь опираясь друг на друга, объединяясь сначала в первобытное стадо, потом в род и племя. Им было очень трудно, но не одиноко.

    История становления человеческого общества была и остается не только увлекательной


    областью познания, но и ареной острой идеологической борьбы. Как произошел скачок от биологического к социальному: самопроизвольно, спонтанно, в результате внутренней эволюции или же благодаря некой внешней, высшей силе? Являются ли такие институты классового общества, как частная собственность, моногамная семья, классы и государства, изначальными и непреходящими или же, возникнув на определенной ступени исторического развития, выполнив свою социальную функцию, отомрут вместе с породившими их условиями? Совершенно очевидно, что все эти вопросы имеют первостепенное мировоззренческое значение. Именно поэтому основоположники научного коммунизма уделяли немалое внимание созданию целостной концепции истории первобытного общества, составляющей неотъемлемую часть марксистской теории всемирно-исторического процесса. Марксизм открыл главное условие, обеспечившее преодоление грани, отделяющей человека от животного. Этим основным условием человеческой жизни является труд.

    Когда же произошел скачок от животного к человеку?

    Антропологическая сенсация середины XX века - находка в Танзании, в Олдовейском ущелье, английским археологом Луисом Лики останков так называемого гомо хабилиса - человека умелого - произвела поистине переворот в представлении о времени возникновения рода человеческого. Теперь, когда материалы, собранные в Олдовейском ущелье, уже достаточно хорошо изучены десятками специалистов, можно считать установленным, что

    древнейшим существом, изготовлявшим орудия при помощи орудий, был не питекантроп, а «гомо хабилис». А это значит, что возраст человечества удлинился, и весьма значительно. Впрочем, вокруг характеристик «людей умелых» до сих пор идут споры, и некоторые специалисты видят в них предлюдей, начиная род человеческий все же с питекантропов. Но 70-е годы принесли новые антропологические открытия, в том числе и находки питекантропов, позволяющие, видимо, существенно удревнить и их возраст - примерно до двух миллионов лет. Словом, есть достаточные основания считать, что человечество значительно старше, чем предполагали до недавнего времени.

    Об огромном значении трудовой деятельности в развитии человечества от «гомо хабилиса» и питекантропа к Гомо сапиенсу - человеку современного вида наглядно свидетельствует тот факт, что этот процесс сопровождался постепенным совершенствованием орудий и техники их изготовления. Да и сами морфологические (физические) изменения наших предков были неразрывно связаны с развитием трудовой деятельности: усовершенствовалась кисть руки, увеличивался объем и усложнялись структуры мозга. Последнее имеет особо важное значение в становлении человека современного вида. Ведь материальное производство требует особой формы отражения действительности, отсутствующей у животных,- предварительного создания мысленных моделей, образов вещей, которые предстоит изготовить.

    Человеку не достается от предков ни умение строить


    дома, как пчеле, ни умение рыть норы, как барсуку. Поразительно мал у людей запас врожденных, безусловных рефлексов по сравнению с любым млекопитающим. Зато человек наделен фантастическим умением приобретать рефлексы условные, накапливать информацию. Человеческий мозг обладает неограниченной способностью к познанию окружающего мира и самого человека; он помогает людям осознать, как можно использовать природу и приспосабливать ее для своих нужд. Ничто не дается человеку легко, само собой, без труда. Именно благодаря труду он стал тем, что он есть - Человеком разумным, создателем цивилизации, культуры.

    Несколько миллионов лет продолжается развитие мозга человека и совершенствуются орудия его труда. Какой из этих двух неразрывно связанных процессов шел быстрее?

    Насколько можно судить по антропологическим и археологическим данным, вначале темпы развития мозга и орудий труда были примерно одинаковы. Иногда, на отдельных временных отрезках, совершенствование мозга даже словно бы шло быстрее, чем совершенствование орудий, которые создавал предчеловек. Известно, что» в течение сотен тысячелетий на территории обширнейших регионов каменная техника менялась очень мало, качественное улучшение орудий - незначительно, но мозг создателей орудий отнюдь не стоял на месте. Такое развитие мозга, возможно, и не требовалось для изготовления примитивных орудий, но для расширения их применения в сложных природных условиях оно было,

    очевидно, необходимо. Впрочем, эволюция не знает целей, и выражение «для чего» в данном случае - только удобный оборот речи.

    Мозг развивался не потому, что этого хотели его обладатели. И не потому, что некто (скажем, бог) заботился о таком развитии человека. Просто люди с более совершенным мозгом добывали лучшую пищу и в большем количестве, легче избегали опасностей и т. д.

    После возникновения Гомо сапиенса (около сорока тысяч лет назад) мозг перестает изменяться сколько-нибудь значительно, зато орудия улучшаются невиданными прежде темпами, которые продолжают расти и в наши дни. Человек должен был все в большей мере приспосабливаться не только к природе, но и к делу своих собственных рук, к своему созданию - культуре, в том числе к задаваемым ею новым нормам общественной жизни. И культура, а не одна лишь природа поставила перед ним категорическое требование: становись умней, внимательней и собранней,учись и запоминай, иначе не выживешь. В этом смысле о человечестве можно сказать, что оно само сделало себя венцом эволюции.

    В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего.

    СОФОКЛ

    Превратившись в подлинного царя природы, человек стал быстрее менять условия своего существования, чем меняла их вокруг него природа. Но теперь человечеству стало особенно необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к себе. И одним из важнейших


    достижений человечества было возникновение взаимопомощи, дружбы и товарищества. При раскопках находят останки первобытных людей, которые были когда-то искалечены и после этого прожили десятки лет. Среди животных такой калека был бы обречен. А люди его спасли, выходили, заботились о нем. Естественный отбор теперь играл все меньшую и меньшую роль, касаясь в основном таких вещей, как сопротивляемость той или иной болезни, способность переносить прямые солнечные лучи или холод и т. п.

    Может возникнуть вопрос: зачем кроманьонцу, жившему десятки тысячелетий назад, был нужен мозг, ничем не отличавшийся от мозга современного человека, живущего в сложном мире, владеющего письменностью, создавшего науку, дотянувшуюся до звезд?

    А дело здесь в том, что любой взрослый член первобытного общества должен был помнить буквально все, что знала его община о растениях и животных данной местности, все или почти все, что рассказывали ему с детства о прошлом рода и племени, о духах и тотемах, об окрестных землях и населяющих их племенах и т. д. Не последнее место в этой огромной совокупности информации занимали сведения о сложнейших родственных связях с сородичами - ведь форму таких связей в роде принимают почти все отношения социально-производственного характера между людьми.

    Современный же человек должен хранить в памяти лишь чрезвычайно малую долю общего информационного запаса

    своего общества, причем с каждым годом, по мере того как растет этот запас, все меньшую. Как утверждают специалисты, значительная часть клеток коры головного мозга, ответственной за мышление, современным человеком не используется. Может быть, это запас для аварийных случаев, а может, эти нейроны все же каким-то образом участвуют в мышлении и доставшийся нам от кроманьонца резерв еще пригодится в будущем. Тем не менее умственное развитие человечества и соответственно каждого отдельного человека как члена развивающегося общества продолжается. Потому что «разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу»,- писал Энгельс (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 545). А наше умение изменять природу продолжает расти. И человек учится все в большей степени использовать свой разум, опираясь на растущее культурное наследство.

    В рассказе о культуре мы обращаемся к материалам прежде всего исторических дисциплин и хотим, чтобы читатели отдавали себе отчет не только в многогранности этих наук, но и в их глубине и широте.

    За каждым из нас прошлое человечества и родного народа, история пронизывает наши поступки и мысли, диктует многие привычки и пристрастия, задает образ жизни, профессию, восприятие мира, история стоит и за именем каждого из нас.


    00.htm - glava04

    Путешествие вокруг себя

    Предположим, читатель и читательница, вас зовут Павел Александрович Кузнецов и Лидия Владимировна Меркулова.

    Простые, привычные для русских имена и отчества, распространенные фамилии. Но имя Павел пришло во многие языки мира из древней и ныне мертвой латыни, где оно означало «маленький». Александр - имя греческое, переводится как «защитник мужей».

    Александрович - отчество. По отчеству принято звать людей далеко не всюду. Англичане, французы, немцы и многие другие обходятся без отчества. А есть народы, у которых не только сына зовут по отцу, но и отца по сыну.

    Кузнецов - одна из самых популярных фамилий не только в России. Типичная английская фамилия Смит, типичная немецкая фамилия Шмидт, эстонская Сепп - все это в переводе на русский язык «Кузнецовы». Профессия кузнеца была очень важной, часто передавалась по наследству (а у многих народов в древности, да кое-где и теперь кузнецы образуют настоящие кланы, только члены определенных семей допускаются к такому необходимому, трудному, а часто и считающемуся священным ремеслу), поэтому понятно, откуда взялось столько Кузнецовых у сотен народов.

    Впрочем, само появление у человека фамилии - дело не очень давних времен. Первыми обзавелись фамилиями представители знатных родов, позже и все остальные.

    В имени Лидия сохранилось до наших дней название древней страны, лежавшей на территории нынешней Западной Турции. Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Кир сокрушил Лидийское царство - а имя живет. Можно добавить, что называть Лидиями девочек в России стали только в XIX веке. Ведь и на имена есть мода. Однако приход и уход такой моды (как и моды в одежде) имеет свои причины. Большое внимание русского общества к истории, в том числе древней,- одна из причин появления и распространения в России имени Лидия.

    А вот отец ваш назван был в честь Владимира (владей миром) - одного из первых древнерусских князей. Что же касается, Лидия Владимировна, вашей фамилии, то, заглянув в книгу Юрия Федосюка «Русские фамилии», мы узнаем о ней следующее: «Эти чисто русские фамилии, как ни странно, восходят к древнеримскому богу, покровителю торговли, Меркурию, изображаемому с крылышками на ногах. Древние римляне часто называли своих сыновей Меркуриями. Один из таких Меркуриев пострадал в III веке за христианскую веру и был объявлен церковью великомучеником. В честь него Меркурием был наречен монах, ставший в XIII веке смоленским епископом," а уж в память последнего тысячи простых русских крестьянских ребят были крещены Меркуриями; в просторечии их переиначивали в Меркулов, иногда же называли Меркушами».

    Все, что мы едим и пьем, чем постоянно пользуемся в обиходе, тоже, конечно, имеет свою историю.


    К примеру, вы, Лидия Владимировна, готовите утром завтрак: завариваете кофе, мажете хлеб маслом, режете помидоры, делаете салат, поливаете его майонезом, ставите на стол...

    Кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло начали изготовлять в Древнем Египте, там же замесили первый дрожжевой хлеб. Помидоры - пришельцы из Южной Америки. Майонез распространился почти по всему миру из Франции.

    И все вокруг нас, что создано людьми, появилось впервые в разные эпохи - и в разных странах.

    Сборная «стенка» для книг сделана из дерева, служащего человеку материалом для различных изделий уже миллионы лет. Печатные книги существуют с XV века, когда в Германии появился первый печатный станок.

    Бумаге, сделанной из размельченного дерева, более двух тысяч лет. Впервые такая бумага была изготовлена в Китае. Алфавиту, которым печатают русские книги, около тысячи лет (считается, что он изобретен просветителями Кириллом и Мефодием, подданными Византии, а по происхождению-славянами). Последним серьезным реформам этот алфавит подвергся в 1918 году, уже совсем мелкие поправки в русское правописание введены всего несколько лет назад.

    Русский алфавит создан с использованием древнегреческого, древнегреческий (почти трехтысячелетней давности) - на основе еще более древнего финикийского, а к тому, в свою очередь, вела долгая дорога от слогового письма и иерогли-

    фики, создававшихся в обширном районе древнейших цивилизаций, прежде всего в Египте и Шумере.

    В «стенке» есть запирающиеся отделения. Ключик, поворачиваясь в замочке, заставляет выдвигаться скобу... Жители древнегреческих городов закрывали свои дома схожими приспособлениями.

    Стенной шкаф пришел в европейские города совсем недавно из Японии, где это - традиционная мебель.

    Водопроводный кран венчает собой целую вереницу труб разной толщины, связывающую квартиру с источником питьевой воды. Водопроводом пользовались уже в третьем тысячелетии до нашей эры на Крите, потом - в Древнем Риме, в средневековом Новгороде.

    Столу почти столько же тысячелетий, сколько насчитывает человеческая цивилизация. И в основе своей он не изменился: у него всегда, как правило, было четыре ножки и делался он почти всегда и везде из дерева.

    Стул гораздо моложе стола. В России он получил широкое распространение совсем недавно (крестьяне вплоть до XX века предпочитали лавки), в Средней Азии-еще позже (в последние десятилетия).

    До сих пор для многих арабов, японцев, индийцев сидеть на полу, на циновках, подушках или коврах, гораздо удобнее, чем на стуле.

    Трон-стул был заведомо почетным седалищем. Может быть, поэтому, а не только из-за предоставляемых им удобств стул совершил триумфальное шествие по многим странам мира, побеждая и лавки и по


    душки, хотя и не победил их до

    Огонь над газовой плитой в кухне - прямой потомок пламени древнего очага.

    Телевизору лишь около полувека; радиоприемник-постарше, ему больше восьмидесяти. А вот кухонной полке - многие тысячи лет.

    Керамическая ваза для цветов на этой полке - ее ровесница; фарфоровым чашкам - двадцать веков, прозрачным граненым стаканам - лет триста, фаянсовым чашкам - многие сотни лет; а само слово «фаянс» произошло от названия итальянского города, славившегося производством высококачественных керамических изделий.

    Словом, путешествуя по собственной квартире, мы можем побывать в разных странах и в разных эпохах, потому что многое в нашей повседневной культуре связано с прошлым и нашей собственной страны, и иных земель. Изучая всемирную историю, знакомясь с жизнью Египта времен фараонов, греческими мифами, ходом римских завоеваний, мы познаем не только историю человечества, но, по существу, собственное прошлое и настоящее - итог истории всего человечества.

    Тот, кто хочет понять настоящее, должен понять прошлое, питающее его.

    Ты не почитай себя стоящим Только здесь вот, в сущем, в настоящем, А вообрази себя идущим По границе прошлого с грядущим.

    Л. МАРТЫНОВ

    00.htm - glava05

    Определение культуры

    Мы сегодня, несомненно, знаем и можем больше, чем наши предки. И прежде всего потому, что постоянно надстраиваем этажи на возведенном уже до нас здании культуры. Не случайно на особую важность освоения культурного наследия прошлого указывал еще в первые годы Советской власти Владимир Ильич Ленин.

    Но что же следует понимать под словом «культура»? Договориться об этом ученым до конца и по всем пунктам до сих пор так и не удалось. Сто шестьдесят четыре определения понятия «культура» насчитали четверть века назад в научных работах американские ученые А. Кребер и К. Клакхон! (Заметим, впрочем, что подсчет этот отнюдь не исчерпывающий.)

    Пытаясь навести порядок в таком великом множестве формулировок, Кребер и Клакхон разбили их на десять групп. Познакомиться с некоторыми из них, как нам кажется, и поучительно и любопытно.

    В первую группу включены все описательные определения (вот одно из них, для примера: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований).

    Во вторую - те определения, которые объявляют культуру связанной прежде всего с традициями, с социальным наследием общества (культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни).

    Определения третьей группы подчеркивают значение для культуры правил, организующих определенный образ жизни.


    В особую группу входят те определения, согласно которым культура есть способ приспособления общества к природной среде и экономическим потребностям.

    Отдельную группу составляют определения, обращающие главное внимание на то, что культура - продукт деятельности людей. Для некоторых ученых главное в культуре - способ ее передачи («внебиологическое наследование») или то, что ее получают при обучении и воспитании. Для других культура - поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических слов, действий и подражаний. Для третьих - смысл культуры в том, что она противостоит природе, борется с ней, подчиняет ее себе...

    Вот какова амплитуда разночтений термина! Но почти каждое из определений включает в качестве основы деятельность людей, выделяя при этом не случайные, а действительно объективно важные и необходимо присущие культуре черты.

    Мы говорим в этой книге о культуре в широком смысле слова. Вот одна из трактовок ее, приведенная в коллективной монографии «Основы марксистско-ленинской теории культуры» (М., 1976): «Культура- это осуществляемая в сферах материального и духовного производства активная творческая деятельность людей (индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в целом) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, обмениваются и потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей, опредмечивающих творческую

    деятельность людей». Или, как предлагает один из авторов данной книги, еще шире: культура - это все созданные разумом и руками людей условия, средства и механизмы их жизнедеятельности. При этом имеются в виду искусственная среда существования людей, орудия их деятельности, а также умения, знания, представления о жизненных ценностях, выражающиеся в целенаправленных действиях.

    Обратите внимание на эпитет «целенаправленных». Человек - единственное существо на земле, способное осознавать цели своих действий. Вспомните замечание К. Маркса, что даже «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189).

    00.htm - glava06

    Культура как система

    Итак, что только не включается в понятие «культура»! Одежда и книги, сигареты и прокатные станы, симфония и железнодорожные мосты - все это создано человечеством и, следовательно, все это культура. Но эта фантастических размеров «коллекция» отнюдь не хаотическое нагромождение случайных продуктов человеческой деятельности. Составляющие ее элементы связаны между собой.

    При огромном многообразии культур разных народов на нашей планете часто можно по отдельным мелким деталям воссоздать достаточно полную картину культуры того или иного народа в целом. Вот ле


    жит, скажем, за музейной витриной всего один предмет - костяной гарпун с отверстием у рукояти. Что можно сказать об обществе, членам которого он когда-то служил главным охотничьим орудием? Раз материалом для его создания послужила кость, похоже, здесь еще не умели добывать и обрабатывать металлы. А коли так, то можно примерно определить ступень социального развития этого общества - оно было доклассовым или раннеклассовым, с ярко выраженными чертами родового строя. Знали здесь, кроме гарпунов, ножи и копья, а может быть, даже луки со стрелами. В охотничьей добыче весомую долю составляли морские животные: отверстие в рукояти гарпуна обычно служит для продевания в него длинного ремня, а такой ремень нужен в том случае, когда даже раненая добыча способна двигаться быстрее охотника.

    Археологи, обнаруживающие и изучающие следы давно исчезнувших с лица земли обществ, часто занимаются восстановлением по немногим дошедшим до нас предметам всей культуры. Найден обожженный глиняный черепок? Значит, люди, которые пользовались этим сосудом, преодолели один из важных исторических барьеров: керамику, то есть предметы из глины, начинают изготовлять, как правило, после освоения земледелия. Ко времени появления керамики обычно главным оружием на охоте и в межплеменных столкновениях уже является лук; возможно, хотя совсем не обязательно, что рядом с керамикой окажется и предмет из металла.

    Подобная взаимосвязь компонентов культуры особенно наглядно проступает в случае

    изменения одного из них. Вот пример из истории Новой Гвинеи. Стоило появиться там железному топору, как местные жители, папуасы, оценили по достоинству его преимущества перед топором каменным. Теперь мужчины одной семьи могли справиться с таким трудным делом, как вырубка лесного участка под будущее поле, а раньше для этого требовались усилия целой общины. Но такое изменение в производительных силах привело очень скоро к кризису общины, поскольку исчезла прямая заинтересованность всех общинников в ее существовании.

    Одним словом, все составные части культуры связаны между собой. Имеет место, например, взаимосвязь между типом хозяйства и характером религиозных верований. С типом хозяйства связаны также некоторые характерные черты воспитания детей. Так, по наблюдениям отдельных исследователей, чем важнее роль охоты в культуре бесписьменных народов, тем меньше строгости в воспитании детей.

    Особо подчеркивая связь между характером средств производства и господствующими общественными отношениями, К. Маркс писал: «Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 133).

    Наличие различных внутренних взаимосвязей между частями и элементами культуры позволяет рассматривать ее как целостную систему. Однако следует иметь в виду, что такого рода связи большей частью весьма гибки и оставляют многим даже важнейшим чертам


    культуры значительную свободу. Говоря о явлениях духовной культуры, нужно особо подчеркнуть, что они образуют в своем развитии сложные опосредованные связи с материальными основами жизни и в то же время характеризуются по отношению к последним относительной самостоятельностью. В силу этого характерные черты основных этапов духовной истории человечества не предстают как целиком детерминированные материальным производством - они результат сложного взаимодействия многочисленных факторов. Но самостоятельность духовной культуры все же имеет границы, которые определяются социальными отношениями, существующими в обществе, традициями, признанными жизненными и моральными ценностями, политическими принципами и т. д.

    В сфере политической надстройки такая относительная самостоятельность проявляется в том, что, скажем, рабовладельческое государство могло быть по политическому устройству монархией, аристократической или демократической республикой - как и государство феодальное и капиталистическое.

    С той же стороной дела связано разнообразие религий, «обслуживающих» эксплуататорские общества. В эпоху развития рабовладельческого строя на Востоке, в Индии, победил буддизм, причем в роли религии большой части населения он выступал на Индостанском полуострове сравнительно недолго - всего несколько столетий, а затем был потеснен другими верованиями, прежде всего индуизмом и мусульманством. В Европе в сходных условиях восторжествовало

    христианство - и господствует там до сих пор. Стоит заметить, что из Индии с III века до н. э. посылали массу буддистских миссионеров в Восточное Средиземноморье - но они успеха там не имели. Точно так же христианские миссионеры не смогли обратить в свою веру сколько-нибудь значительное число индийцев. А большая часть японцев сохранила на протяжении рабовладельческого и феодального периодов и до эпохи капитализма включительно древнюю национальную религию - синтоизм, правда, временами сочетая его в той или иной мере с буддизмом и другими религиями иностранного происхождения.

    Широкий спектр форм мы видим и в способах, которыми правящий класс обеспечивает свое господство.

    В Индии огромную роль играла кастовая структура общества; в Европе при рабовладении и при феодализме придавали особо важное значение знатности происхождения, то есть древности рода прежде всего, а ключом к власти обычно служило владение землей; в Китае развитых каст не было, аристократия имела меньше силы, а вся земля считалась принадлежащей верховному суверену - императору.

    Однако при всем богатстве конкретных форм каждое из классовых обществ проходит в своем развитии одни и те же главные стадии - рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (иногда «пропуская» ту или иную из них в силу влияния исторического опыта стоящих на более высокой ступени общественного развития соседей). Но такого рода общее в историческом развитии стран и народов - закономерную сме


    ну социально-экономических формаций - далеко не всегда легко разглядеть. Эти общие законы развития человечества были, как известно, открыты К. Марксом и Ф. Энгельсом, создавшими материалистическую теорию истории на основе анализа огромного конкретного материала, который был собран исследователями за много столетий.

    Системность отдельных народов, культур, вместе составляющих общую культуру человечества, хорошо видна не только при сравнении обществ, располагающихся на одних и тех же ступенях общественного развития» Чрезвычайно интересно и полезно оказывается рассмотреть внутри отдельных культур те их черты, которые связаны с конкретными естественными, природными условиями и повторяются почти всюду, где эти условия сходны.

    Особенно хорошо видна взаимозависимость черт культуры и общая связь их со средой у народов, живущих в сложных природных условиях - в тундре или высоко в горах.

    Далеко друг от друга лежат Швейцария и Непал. Их истории никогда не пересекались. Жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам, говорят на совсем несхожих языках, находятся на разных уровнях развития. Но обе эти страны - горные. И в жизни обитателей высокогорных районов обоих государств исследователи видят множество общих черт.

    И тут и там от пастушьих домиков на высокогорных лугах извилистые тропы ведут к де-

    2 Ю. В. Бромлей, Р. Г. Подольный

    ревням, расположенным на пологих склонах. И тут и там сады примыкают к двухэтажным домам с двухскатными дощатыми крышами, в которых люди живут на втором этаже, а первый этаж - для скота. И тут и там оконные рамы покрывают сложным резным узором. И у швейцарских горцев, и у непальцев большая часть жизни протекает на кухне, где стоят массивные столы и дымят открытые очаги.

    Очень схожи и способы ведения хозяйства. У каждой семьи есть небольшие поля и покосы у самой деревни, а кроме того, более отдаленные участки земли на горных склонах. Но сами высокогорные леса и альпийские луга находятся в Непале, а частично и в Швейцарии в собственности деревни. Такое сходство легко понять. Похожи земли - похожи и способы землепользования. Но сходство в образе жизни идет много дальше.

    У шерпов Непала решения по всем важнейшим вопросам принимаются на общем собрании деревни, и у швейцарцев так было еще сравнительно недавно. В число подобных вопросов входит, например, когда, сколько скота и на какие пастбища гнать, когда и что сеять, где заготовлять лес.

    И, как почти у всех, горных народов - особо подчеркнутое уважение к старшим и строжайшая дисциплина.

    Поразительный ряд совпадений демонстрируют нам праздники и будни, искусство и быт горцев разных частей света. Например, немало общих черт в хозяйстве и быту можно отыскать у жителей не только Гималаев и Альп, но и Анд в Америке, Тибета и Памира в Азии, Пиренеев и Кавказа в Европе.


    Сходство культур различных горных народов в значительной мере объясняется тем, что имеется не так уж много вариантов культурного приспособления к суровым условиям существования в горах и отличаются эти варианты друг от друга не слишком сильно.

    Взаимосвязь элементов культуры в горных районах относительно жестка, но она, пусть в более мягкой форме, существует и в обществах, возникших на любых других территориях.

    Словом, получается достаточно четкая последовательность: люди разных народов, принадлежащие к разным расам, нередко возделывающие разные сельскохозяйственные культуры и ухаживающие за разными домашними животными, создают, несмотря на это, однотипные системы хозяйства и быта, а шире - культуры, если живут в однотипных природных условиях; особенно это заметно, когда народы находятся на примерно одинаковых ступенях общественного развития.

    В целом же общие черты, имеющиеся в культуре разных народов, могут быть обусловлены самыми разнообразными факторами: общностью уровня их социально-экономического развития, сходством природной среды, традициями и т. д. В то же время культура чрезвычайно многолика, по-своему самобытна у каждого народа.

    00.htm - glava07

    Человечество составляют народы

    Человечество состоит из народов. Или, точнее, человечество составляют народы. Русские и японцы, кубинцы и египтяне, цыгане и кечуа и многие, многие

    другие. Человечество в этническом отношении так богато, что даже не знает точного числа составляющих его наций, народностей и племен. Известно только, что их тысячи - больших и малых, многомиллионных и насчитывающих лишь несколько сотен человек. Народов, развитие которых подчиняется, при всех их различиях, одним и тем же историческим законам.

    Так что же объединяет людей в единый народ? Или скажем иначе: какие черты должны быть общими у людей, составляющих один народ? В качестве таковых ученые справедливо называют общий язык и общую территорию, единство хозяйственной жизни, единую культуру, особый национальный характер и т. п.

    Все это верно, каждый из перечисленных признаков народа чрезвычайно важен... И по каждому из них можно найти народ-исключение.

    Общий язык мы назвали в первую очередь. Но англичане и англоавстралийцы, например, говорят на одном языке - английском. На нем же говорят жители Соединенных Штатов Америки и.большая часть канадцев, и население острова Ямайка в Центральной Америке, и новозеландцы, и огромное большинство ирландцев и шотландцев.

    В нашей стране отдельные группы единого мордовского народа говорят сейчас, по существу, на трех разных языках: часть на мокшанском языке, часть на языке эрзя, остальные, оставаясь мордвинами, развивают теперь собственную национальную культуру, пользуясь русским языком, который успел для них стать единственным и родным. Многие карелы тоже говорят и пишут по-русски.


    А бывают еще более поразительные ситуации. Сегодняшние ирландцы говорят на английском языке, и лишь немногие из них продолжают пользоваться тем гэльским языком, на котором все ирландцы говорили лет триста назад. И все-таки это один и тот же народ!

    Несмотря на все имеющиеся исключения, язык, по мнению огромного большинства специалистов, занимает важнейшее место среди основных признаков народа. Ведь совсем не обязательно, чтобы он был уникален именно для данного народа. Гораздо важнее, чтобы язык обеспечивал свободный обмен информацией между всеми представителями народа. А это может осуществляться не только при помощи одного, но и нескольких языков (при условии, что в последнем случае хотя бы часть населения по крайней мере двуязычна).

    Народ непременно формируется на какой-то определенной территории. Но земли, занятые тем или другим народом, с течением времени порою расширяются, а порою сужаются. Русские сейчас населяют площадь гораздо большую, чем пятьсот лет назад. Народ может на протяжении своей истории даже менять территорию. Калмыки всего лишь четыре века назад жили в Центральной Азии, а теперь они обитают в Нижнем Поволжье. Венгерский народ за последние полторы тысячи лет сменил три, четыре, а возможно, и пять территорий расселения.

    Иногда в качестве основного фактора, объединяющего людей, указывают на общность их культуры и быта. Но нередко у совершенно разных народов наблюдается сходство в бытовой культуре и образе жизни.

    Карелы строят такие же дома, как русские северяне, носят такую же одежду, обрабатывают землю такими же орудиями, но это - отдельный народ.

    Все эти «исключения», представляя собой, как правило, результат взаимодействия народов, не дают основания отрицать значимость всех перечисленных выше признаков. Дело в том, что народ, этнос, характеризуется не каким-то одним из этих признаков - только языком, только общей территорией, только общей культурой и т. п., а их совокупностью.

    Народ - лишь одна из форм этнических общностей. Одна, но, в общем, главная, это - основное звено в этнической иерархии. Внутри него самого могут выделяться группы людей, отличающиеся некоторыми особенностями языка, духовной культуры и быта. У нас на берегах Белого моря живут поморы, на Дону - донские казаки. И те и другие, бесспорно, русские, но у них есть свои особенности и в говоре и в быте (вспомните хоть «Тихий Дон» М. Шолохова, прекрасные северные рассказы и сказки Б. Шергина). И сами поморы, и казаки знают о своих особенностях, осознают себя как особые общности внутри русского народа.

    Константин Паустовский воспел Мещеру и ее людей. А русская Мещера - это тоже этническая группа русского народа, здесь долго держались отличия в жилище, одежде, в говоре.

    Ученые называют такого рода группы субэтносами; их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное, «особое» имя. Но бывает, что этнографы отчетливо видят особенности населения несколь-


    ких районов, а само это население их не осознает. Подобные группы принято называть этнографическими.

    В последние десятилетия многие такие отличия у русских, как и у других народов, почти исчезли.

    Сами народы входят в более крупные общности этнического характера. Русский народ - один из восточнославянских. Восточное славянство - часть славянства в целом. Кроме того, русский народ вошел неотъемлемой составной частью в новую историческую общность, сформировавшуюся на территории нашей страны за годы, прошедшие с Октябрьской революции,- советский народ, который характеризуется прежде всего идейно-политическим единством, общностью экономики, социально-классовой структуры, образа жизни, культуры.

    Всякий этнос - историко-культурная общность. Но не всякая культурно-историческая общность - этнос. Есть общие историко-культурные черты в образе жизни последователей каждой из трех мировых религий, то есть отдельно христиан, буддистов, мусульман. Отчетливо видны на «культурной карте мира», например, латиноамериканская или восточно-индокитайская историко-культурные общности, охватывающие каждая многие народы.

    Нередко говорят особо о европейской или европейско-североамериканской культуре, о культуре Африки «южнее Сахары» и т. д. И при этом, конечно, каждый раз имеют в виду именно определенные историко-культурные общности. Различны бывают в таких случаях и корни взаимосвязи, и степень близости культуры народов, но сами взаимосвязь

    и общность достаточно ощутимы.

    В каждый момент истории взаимопересечение огромного числа культурных общностей образует сложную сеть.

    И эта-то сложность тоже обеспечивает земной культуре единство и многообразие.

    00.htm - glava08

    Многообразие культуры неисчерпаемо

    Культуры отдельных народов - скажем точнее, этнические культуры - отличаются друг от друга постольку, поскольку у разных народов действия, направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей, выполняются часто по-разному.

    Мы с вами садимся на стул и за стол, пользуемся во время еды ножом, вилкой, ложась спать, кладем голову на подушку... Все это для нас настолько привычно и естественно, что, кажется, по-иному и быть не может. Но еще недавно японец, например, в обыденной жизни за едой приседал на корточки, а у многих других восточных народов принято во время еды сидеть на ковре; ест японец с помощью двух палочек. Малаец, например, укладываясь спать, подставляет себе под шею деревянную скамеечку своеобразной формы, а некоторые индийцы подкладывают под колени мягкий валик; южноамериканский индеец спит в гамаке...

    Есть, спать, расслабить мышцы, чтобы отдохнуть,- все это чисто биологические как будто


    действия, свойственные всем млекопитающим, а не одному лишь человеку. Строя на фундаменте биологии свою культуру, человек нашел множество способов совершать действия, по сути как будто одинаковые. Удовлетворение биологических потребностей обрело социокультурную форму. А точнее, не форму, а формы.

    Вернемся на минуту к тому, какую позу принимают люди за едой или беседой. Европейцу трудно без привычки сидеть по-турецки больше нескольких минут, как и сидеть на корточках по-японски. Жительнице Европы покажется нелепым и неудобным подолгу стоять на коленях - японка же к этому привыкла. И наоборот, в Японии с трудом привился европейский обычай сидеть на стуле. Впрочем, присесть на корточки, или встать на колени, или сесть по-турецки, пусть ненадолго, может, наверное, представитель любого народа. Но вот английский миссионер и путешественник Брайант никак не мог принять характерную для южноафриканских зулу «сидячую позу». Между тем у самой полной и неуклюжей зулуски такая поза выглядела естественной и непринужденной.

    И не меньше дивятся англичане, русские или французы привычке зулу отдыхать, стоя на одной ноге и упираясь в ее колено пяткой второй ноги.

    Этническое своеобразие проявляется, как уже было сказано, в частности, в том, как люди работают, какими орудиями пользуются, какие жилища, одежду, еду предпочитают.

    Польский и русский кузнец придавали в старину разную форму обыкновенному топору. Лопата, и та может иметь этнические отличия.

    Русские крестьяне в прошлом в почти любых условиях по традиции строили срубные дома из дерева. К этому стремились даже при переселении в районы, где нет леса. В тундре срубы возводили из плавника - бревен, прибитых к берегу моря или реки. Переселенцы из Центральной России в южном Казахстане, Узбекистане, на Кубани поначалу подолгу жили в землянках, чтобы накопить денег на постройку жилища из дерева, которое приходилось привозить с Урала. На юге Украины русские крестьяне-переселенцы постепенно и далеко не везде перешли под влиянием украинцев на новый строительный материал - глину.

    До революции на Кавказе многие народы, живя в очень сходных условиях, сооружали дома из разного материала и разной архитектуры. Балкарцы, например, строили каменные одноэтажные дома, осетины, чеченцы и ингуши - двух- и трехэтажные, карачаевцы и балкарцы Баксанского ущелья - деревянные дома. Это притом, что, вообще говоря, жилища людей, живущих в сходных природных условиях, обычно имеют немало общих черт.

    Русские северяне в деревнях традиционно ставят дом к улице торцом; русские южане располагают его вдоль улицы.

    Украинский воз, в который большей частью запрягают волов, сильно отличается от русской телеги, которую везет лошадь. А традиционная латышская телега, в которую также впрягают лошадь, тем не менее кое-чем отличается от русской.

    Когда-то у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было почти безошибочно сказать, из какой местности происходит


    человек. По одежде русской крестьянки начала XIX века нередко можно было с точностью до конкретного селения определить ее родину. До сих пор у некоторых народов Индокитая по женской одежде можно узнать, откуда родом ее обладательница. Сейчас одежда разных народов становится все более однотипной, теряет свой этнический характер. Пиджак и брюки у мужчин, юбка, кофточка, платье, брючный костюм у женщин - это сейчас обычная одежда в подавляющем большинстве стран мира. Однако национальные костюмы часто сохраняются как одежда для традиционных праздников.

    Национальные особенности находят выражение и в пище, и в способе ее приготовления.

    В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. В Абхазии роль хлеба играет круто сваренная кукурузная каша - абыста. Русский студень - специально охлаждаемое блюдо - становится на Кавказе горячим блюдом хаши.

    Лишь с конца XVII века начали проникать в Европу чай и кофе. Но приготовление и способ потребления этих напитков у жителей разных европейских стран имеют свои особенности. Во Франции и Югославии, скажем, чая пьют сравнительно немного. В Латвии, Литве, Эстонии и Армении кофе «на душу населения» пьют куда больше, чем в других союзных республиках нашей страны. Англичане пьют чай, как правило, с молоком...

    Илья Эренбург, объездивший множество стран мира, зорко подмечал проявления национальных особенностей в обычаях и поведении представителей разных народов. «Европейцы,- писал он,- здороваясь, протягивают для пожатия руку,

    что способно не только удивить, но и оттолкнуть китайца, японца или индийца (пожать руку чужого человека!). Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами «дорогой сэр», если даже в письме он упрекает своего конкурента в мошенничестве. Христиане-мужчины, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, а в Китае - белый.

    Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В пекинской гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским - ширма не позволяла войти прямо, в Китае это связано с преданием о том, что черт идет напрямик. Русский черт, напротив, лукав и заходит всегда сбоку, по кривой («лукавый» и произведено от «лука», «излучина», «дуга»). Мы говорим детям, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке, в Китае же к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается,- правила вежливости требуют показать, что ты сыт».

    Каждому народу присущие ему черты культуры представляются обыкновенными, естественными, нередко даже единственно правильными. Но его представителями особенности поведения и быта, обычнейшие поступки людей другого народа


    могут восприниматься как странные, более того, порою даже невероятные.

    Индийца удивляет, как это у европейцев жена называет мужа по имени в присутствии его матери и смеет обращаться к нему без ее разрешения. Болгары в знак согласия покачивают головою из стороны в сторону, а в знак отрицания - кивают. У народности ашанти в Гане зять не имеет права разговаривать с тещей.

    Однажды шведский путешественник Эрик Лундквист ужинал вместе с папуасским вождем на Новой Гвинее после охоты. Обглодав до половины очередную косточку дичи, швед передает ее папуасу, а тот - обгладывает дочиста. Европеец, друг Лундквиста, возмущен до глубины души: «Ты обращаешься с ним как с собакой! Швырять ему кости! Это же унизительно для него. А еще сам постоянно проповедуешь, что мы должны обращаться с чернокожими по-человечески, так, словно они белые...»

    Но Лундквист как раз соблюдал обычаи папуасов, вел себя с вождем, как подобало в этом племени вести себя с другом: делился своей едой. Иная манера поведения могла бы, при всей добропорядочности невежественного европейца, вызвать озлобление у папуасов.

    Как тут не вспомнить суждения Мишеля Монтеня, философа-гуманиста XVI века, который, размышляя над бытом недавно открытых европейцами народов Америки, писал: «...в этих народах, согласно тому, что мне рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого ме


    рила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны».

    Различны у народов даже представления о расстоянии, на котором следует вести беседу. Латиноамериканцы часто находят, что североамериканец, с которым они разговаривают, держится холодно и отчужденно. Такое мнение нередко возникает только потому, что североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, когда латиноамериканцы считают, что подошли достаточно близко, чтобы заговорить. Для североамериканца удобное расстояние при разговоре - 75 см, тогда как для латиноамериканца это слишком далеко.

    Этнически своеобразным очень часто становится и отправление религиозных обрядов, причем совсем не обязательно, чтобы это своеобразие воспринималось как проявление сектантства.

    Различны у народов мира представления о красоте. Древним сарматам, обитателям наших южных степей, решительно не нравилась, например, естественная форма головы. И они изменяли ее в соответствии со своими представлениями о красоте. При раскопках в этом ареале ученые находят удивительные черепа, у которых нет положенного каждому человеку почти вертикального лба. Вместо этого линия профиля здесь «ложится» почти горизонтально и голова приобретает совершенно фантастическую форму.

    Сарматы не были единственными в своем роде. У инков, чью мощную цивилизацию разрушили в Перу конкистадоры испанца Писарро, головы словно


    делились на две части, связанные перемычкой.

    Как это делалось? Дело в том, что у ребенка кости черепа так мягки, что послушно принимают любую форму, которую им хотят придать. Инки перетягивали голову младенца специальной повязкой.

    Нас удивляет, что где-то еще держится (или до недавних пор держался) обычай дырявить нос, чтобы продеть через него украшение. Но ведь мы принимаем как должное, когда женщины прокалывают мочки

    ушей, чтобы носить серьги.

    У некоторых бушменских, малайских, маорийских племен в прошлом родители стремились сделать носы своих детей как можно более приплюснутыми, искусственно прижимая их. Нечто противоположное этому обычаю, а именно вытягивание носов, было очень популярно во Франции еще в XVI в. Идеальным казался там большой орлиный нос, матери и няньки считали своим долгом заботиться о том, чтобы он был у их воспитанников «налицо».








    Иногда представления о красоте оказываются тесно связанными с социальными факторами. Длинные ногти на пальцах, к примеру, даже среди цивилизованных народов нередко служат признаком того, что обладатель их не занимается физическим трудом. В Китае и прилегающих к нему странах в прошлом ногтям давали расти до чудовищной длины, и это служило признаком благородного происхождения, и порою аристократы носили особые серебряные футляры для защиты своих ногтей или, может быть, для того, чтобы показать, насколько они у них длинные В других случаях ногти отращивались как знак того, что носитель их посвятил жизнь религии и не занимается никакой мирской работой.

    Во многих местах считали, что короткая шея некрасива. В Грузии долго держался обычай укладывать ребенка в колыбель так, чтобы голова оказывалась несколько нижe плеч. От этого шея становилась длиннее. В Восточной Африке живут племена, у которых шея женщин искусственно доводится до фантастической длины в несколько десятков сантиметров с помощью специальных колец, которые надеваются на шею ребенка и количество которых увеличивают с каждым годом.

    Очень многие обычаи такого искусственного воздействия на формы человеческого тела зависят от образа жизни народа.

    В памятниках античного искусства отразилось представление древних греков о прекрасном.

    Прямые ноги, например, считаются красивыми далеко не везде. Людям кочевых скотоводческих племен кажутся гораздо привлекательнее кривые ноги, плотнее охватывающие лошадь. И в старинной калмыцкой колыбели есть специальная деталь в форме воронки, раздвигающая колени ребенка. Буряты долго клали с той же целью в колыбель между ног ребенка, у коленей, комки кожи или просто тряпки.

    Чего не сделает мать, чтобы ее ребенок вырос красивым!


    Древние греки, предпочитавшие, наоборот, прямые ноги, изобрели особый прибор, якобы поддерживавший эту прямизну.

    Обычай велит аборигенам Новой Зеландии, маори, бить детей по коленкам. Считается, что от этого ноги будут прямее. Заботятся об этом и аборигены Австралии, и многие другие народы.

    Можно еще вспомнить старинный китайский обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли длиннее 8- 10 см, и выбивание части зубов в детстве или при достижении совершеннолетия у некоторых племен Океании.

    А вот что пишет этнограф Р. В. Кинжалов о некоторых обычаях народа майя в древней Мексике: «Молодая мать, желая, чтобы ее дочь выросла красивой, с помощью других более опытных женщин несколько дней привязывала две плоские дощечки ко лбу и затылку новорожденной. Благодаря этому лоб ребенка приобретает вид плоской, отступающей назад поверхности, что считается очень красивым. С подобной же целью к волосам девочки на уровне глаз подвешивается маленький шарик из каучука. Глаза ребенка будут следить за прыгающим при каждом его движении шариком, и девочка вырастет косоглазой. А косоглазие тоже один из необходимейших, по понятиям древних майя, признаков красоты» (Этнографы рассказывают. Сборник. М., 1978, с. 56.).

    Европейцы и африканцы, жители Западной и Южной Азии считают красивыми большие глаза, которые воспевались и воспеваются поэтами. А вот среди народов Восточной Азии на этот счет имеется свое мне

    ние. Китайские послы при дворе русской императрицы Анны Иоанновны особо восторгались внешностью царевны Елизаветы, будущей императрицы. И заявили в цветистом восточном стиле, что она просто губила бы людей своей красотой, будь ее глаза поменьше да поуже.

    Черты, характеризующие тот или иной народ, находят особо яркое выражение в народном творчестве. Некоторые народы обладают уникальными видами искусства. В качестве примера можно привести здесь выдавливание зубами узоров на бересте у хантов и манси.

    Не только народные, но и региональные особенности находят выражение в песнях и танцах, в музыкальных инструментах. А как самобытно и ярко прикладное искусство разных народов!

    В профессиональном искусстве разных стран тоже проявляется этническое своеобразие. Мало того, в XIX и особенно в XX веке по мере увеличения в культуре удельного веса профессионального искусства его роль как области проявления этнических особенностей все более возрастает. Но национальное искусство - лишь часть самобытной культуры народов мира. Этнически особенное присуще и другим сферам их жизни.

    Как это славно - осязать и видеть то, что тебе внове! Каждое различие в вещах и людях делает богаче жизнь... Но послушайте, ведь эту многогранность творят народы - ну, конечно, еще и природа, история... но ведь и то и другое слито в народе... всякую несхожесть стоит полюбить по одному тому, что она делает богаче жизнь. Пускай же нас объединит все, что нас разделяет!

    К. ЧАПЕК


    Каждый из нас, как представитель своего народа,- носитель огромного комплекса характерных для него культурных особенностей. Они, естественно, не передаются биологически по наследству. Мы перенимаем их большей частью еще в детстве, у родителей и других взрослых, у сверстников.

    Принадлежность человека к тому или иному народу определяется обстоятельствами его рождения, происхождения, но главное - воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался.

    Американские социологи установили, что, скажем, английский профессор (то есть человек, говорящий на том же языке, что и американцы) может прожить в США лет 5-10, а то и больше и все-таки не освоиться до конца со многими деталями местного быта, не станет американцем. Между тем полуграмотный сын итальянских эмигрантов, говорящий порою с сильным сицилийским акцентом, успевает, как правило, к десяти годам «выучиться на американца». Профессор ведет себя еще как англичанин, а мальчик - как американец.

    В США было проведено детальное этнографическое обследование большой группы американцев китайского происхождения, уже несколько поколений которых проживают в США. Поскольку обследование проводили этнографы, они, естественно, сосредоточили свое внимание на особенностях этой этнической группы в американском обществе. И все же окончательный вывод гласил: это просто обычные американцы.

    Кажущееся фантастическим многообразие человеческих

    обычаев, привычек и особенностей поведения в разных странах - лишь наиболее заметное при первом же знакомстве проявление многообразия человеческой культуры. В рамках единых для всей планеты общих законов исторического развития люди создали сотни и тысячи разновидностей образа жизни. Меняя мир, люди приспосабливаются и к нему, и к его изменениям, они ищут и находят свои дороги к будущему.

    Каждый из народов мира - это грандиозное испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек и обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы зовем национальной культурой.

    Национальные, этнические особенности этого образа жизни - результат конкретных исторических деталей развития каждого народа, отражение специфики взаимодействия этого народа с окружающей географической средой и с другими народами.

    00.htm - glava09

    Задачи и решения

    В пространстве и времени, на пяти континентах и в течение многих тысячелетий, развивалась культура человечества - посмотрим же на нее теперь попристальнее, на то, какие задачи она выполняет, каким требованиям отвечает.

    «Культуру во всем ее многообразии можно рассматривать как совокупность ответов - удачных и неудачных - на фундаментальные потребности человека, человеческих групп, личностей, возникающие в сфере общественного бытия людей и в


    сфере их общественного сознания, порожденного этим бытием»,- пишет советский философ Э. В. Соколов.

    И многочисленные функции культуры служат удовлетворению этих потребностей.

    А какие у нас с вами потребности?

    Прежде всего физико-биологические, самые простые: есть, спать, быть здоровыми, продолжать свой род. Они есть и у животных. Однако удовлетворение человеком этих жизненно необходимых (витальных) потребностей имеет существенные особенности, обусловленные «второй природой» - культурой.

    Преобразование человеком способов удовлетворения биологических потребностей имеет столь глубокий характер, что это дало возможность Марксу заметить: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» {Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 28).

    Подобная трансформация способов удовлетворения жизненных потребностей наглядно проявляется и при выполнении «второй природой» защитных функций: она согревает человека в самый жестокий мороз, прикрывает его крышей от дождя, предлагает теплую печку или жаркий радиатор батареи, одевает его тело в кафтан, халат, тогу, платье, увенчивая дело своих рук ушанкой или шляпкой. Все это можно назвать культурой первичного жизнеобеспечения.

    Есть у культуры значительнейшая и важнейшая задача - преобразование мира. Она отве


    чает тем потребностям человека, каких нет ни у одного другого существа, воплощаясь прежде всего в производстве материальных благ, орудий и средств производства.

    Люди нуждаются в общении между собой. И, соответственно, культура обеспечивает присущие только им средства общения.

    Всякое общество может существовать только при соблюдении его членами определенных правил поведения и быта. Нет коллектива без норм, регулирующих его жизнь, нет сколько-нибудь развитого общества без системы управления самим обществом и его экономической базой - производством. И регулирование взаимоотношений людей тоже обеспечивает культура.

    Род человеческий должен продолжаться! И, быть может, наиболее яркое проявление степени развития культуры - преображение, которое пережила на протяжении истории человечества любовь. Инстинкт продолжения рода, свойственный всем живым существам, стал высоким чувством, пронизанным духовностью, чувством, в котором так наглядно выражают себя высшие, истинно человеческие свойства личности.

    Воспроизводство рода человеческого теснейшим образом связано с необходимостью воспитания новых поколений людей. А само воспитание - важнейшая функция любого общества, так как именно оно обеспечивает преемственность в развитии культуры.

    Отдых - тоже потребность человека, биологическая в своей основе, но в существенной степени она обеспечивается средствами культуры.


    И есть еще такая чисто человеческая потребность, нами, людьми, обретенная сотни тысяч лет назад,- потребность в познании мира, в объяснении его. Исследовательский рефлекс далеких предков обратился у людей в ходе общественного развития в истинную страсть к познанию. Можно сказать, что и этому обязаны своим возникновением наука и искусство.

    У нас появились и развиваются быстрыми темпами потребности слушать музыку, читать книги, смотреть картины, иногда изображающие сотни раз виденные «в натуре» пейзажи, ходить в театр и кино и т. д.

    Человек открыл человечество, познал человечность, осмыслил свое место в истории, стал бороться за создание справедливого общества, и все это было удовлетворением высших потребностей, рожденных развитием культуры.

    Явления культуры многогранны, способны поворачиваться к человеку разными сторонами. Пушкинского «Евгения Онегина» можно читать, заново познавая мир его героев, а можно, вероятно, и просто для того, чтобы отдохнуть, отвлечься от насущных забот. Этот роман в стихах учит любви и воспитывает, дает прикоснуться к истории быта, истории мыслей и чувств... и познакомиться с конкретной любовной историей. Гомеровские гимны богам - религиозные по своей первоначальной функции произведения, но мало кто вспомнит об этом, наслаждаясь «звуком умолкнувшей эллинской речи». И написанные Бахом для церковной службы сочинения мы сейчас тоже по большей части не воспринимаем как религиозные. Наука стала ныне могучей производительной силой, а ведь

    в прошлом известны периоды, когда естественные науки были не столько сопряжены с решением практических задач, сколько служили для состоятельных людей развлечением в часы досуга.

    Одним словом, нетрудно убедиться, сколь многогранно каждое явление культуры, как часто любое из них может выполнять несколько задач, служить удовлетворению многих потребностей, материальных и духовных. При этом в культуре, оказывается, возможно выделить отдельные сферы, широкие области, в каждой из которых удовлетворяется прежде всего та или иная конкретная группа потребностей человека. Соответственно этим сферам мы и разбиваем наш дальнейший рассказ на главы.

    По Энгельсу, человек в процессе любого исследования неизбежно разрывает естественные или исторические связи явлений: «Чтобы познавать эти частности, мы вынуждены вырывать их из их естественной или исторической связи и исследовать каждую в отдельности по ее свойствам, по ее особым причинам и следствиям и т. д.» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 20).

    Вот и нам сейчас придется, чтобы продолжить рассказ о культуре человечества, вырывать «частности» этой великой общей проблемы и рассказывать о каждой из них в отдельности. Правда, это будут очень крупные и широкие «частности».

    И начнем мы с того, как человек осваивал мир, развивал хозяйственную сторону культуры - прежде всего затем, чтобы удовлетворить самую первую, простую и естественную потребность всякого живого существа - потребность в пище.


      - (1921 90) российский историк и этнограф, академик АН СССР (1976). Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Государственные премии СССР (1981, 1987) … Большой Энциклопедический словарь

      - (р. 21.2.1921, Москва), советский историк, специалист по средневековой истории Хорватии, член корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1944. Окончил исторический факультет Московского университета (1950). Доктор исторических наук (1965). В 1952… … Большая советская энциклопедия

      - (1921 1990), историк и этнограф, академик АН СССР (1976). Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Государственная премия СССР (1981, 1987). * * * БРОМЛЕЙ Юлиан Владимирович БРОМЛЕЙ Юлиан Владимирович (1921… … Энциклопедический словарь

      Род. 1921, ум. 1990. Ученый историк и этнограф, специалист по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму, автор научных трудов. Действительный член АН СССР с 1976 г. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1981, 1987) … Большая биографическая энциклопедия

      - (21 февраля 1921 4 июня 1990) российский историк и этнограф, академик АН СССР (1976). Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Автор теории этноса, в которой этнос предстаёт как социальный организм (в… … Википедия

      Юлиан Владимирович Бромлей (21 февраля 1921 4 июня 1990) российский историк и этнограф, академик АН СССР (1976). Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Автор теории этноса, в которой этнос предстаёт как… … Википедия

      Юлиан Владимирович Бромлей (21 февраля 1921 4 июня 1990) российский историк и этнограф, академик АН СССР (1976). Основные труды по теоретическим проблемам этнографии и европейскому феодализму. Автор теории этноса, в которой этнос предстаёт как… … Википедия

    Юлиан Владимирович Бромлей (21 февраля 1921 года, Москва - 4 июня 1990 года, Москва) - советский историк и этнограф. Доктор исторических наук (1965), профессор. Академик АН СССР (23.12.1976, чл.-корр. 1966). Участник Великой Отечественной войны

    Лауреат Государственной премии СССР (1979, 1987).

    Биография

    Ю. В. Бромлей родился в семье историка В. С. Сергеева (1883-1941, носил фамилию матери). Внук известного театрального деятеля К. С. Станиславского. После окончания школы в 1939 году поступил на физический факультет МГУ, но в том же году был призван в армию (отсрочка для студентов была отменена). Начало войны встретил авиамехаником на военном аэродроме вблизи Бреста.

    На фронте вступил в ВКП(б) (1944).

    Вернувшись с фронта в 1945 году, поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1950 году и стал сотрудником Института славяноведения АН СССР. Позже перешёл на работу в Отделение истории АН СССР. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1965 году - докторскую. В январе 1966 года был назначен директором Института этнографии АН СССР.

    Научная деятельность

    Автор многочисленных статей и книг в области этнографии и смежных наук. Основоположник дуалистической концепции этноса, Ю. В. Бромлей был противником пассионарной теории Л. Н. Гумилёва. В частности Бромлей критиковал статью Гумилёва «Биография научной теории, или Автонекролог»

    Если судьба олигофренов действительно во многом (хотя далеко не полностью) предопределена генетически, то вопрос о деклассированных элементах гораздо сложнее. Если исходить из того, что они результат генетически унаследованного свойства меньше абсорбировать энергию, то неизбежно окажется, будто их социальный статус предопределен от рождения. Между тем подобное «натуралистское» обоснование классового неравенства уже давно исчезло из арсенала даже самых рьяных зарубежных поборников этого неравенства.

    Основные труды

    • Бромлей Ю. В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии: из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в. (1959)
    • Бромлей Ю. В. Становление феодализма в Хорватии: к изучению процессов классообразования у славян (1963)
    • Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» // Расы и народы (1971)
    • Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973
    • Бромлей Ю. В. О предмете культурной-социальной антропологии и этнографии в трактовке англо-американских и советских ученых (опыт сравнительного анализа) // Этнография за рубежом. - М.: Наука, 1979
    • Бромлей Ю. В., Крюков М. В. Этнография: место в системе наук, школы, методы // Советская этнография, 1987, № 3.
    • Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. - М., 1981
    • Этнография / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. - М., 1982
    • Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983
    • Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. - М.: Наука, 1987
    • Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М.: Наука, 1988
    • Бромлей Ю. В.(отв. ред.) История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. - М.: Наука, 1983. - 432с.
    • Бромлей Ю. В.(отв. ред.) История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. - М.: Наука, 1986. - 574 с.
    • Бромлей Ю. В.(отв. ред.) История первобытного общества. Эпоха классообразования. - М.: Наука, 1988. - 568 с.

    Под редакцией Ю. В. Бромлея вышли в свет двадцатитомная энциклопедия «Страны и народы» (1978-1985) и университетский учебник по этнографии (1982). В соавторстве с Р. Г. Подольным учёным были написаны научно-популярные работы «Создано человечеством» (1984) и «Человечество - это народы» (1990).