Барка индевор не меняла своего названия. Индевор корабль

План
Введение
1 История создания
2 Дальнейшая судьба
3 Интересные факты
4 Смотри также
5 Источники
Список литературы

Введение

Инде́вор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия, капитан Джеймс Кук, который использовал его в своей первой экспедиции на новые земли.

1. История создания

Индевор появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби, расположенном а графстве Йоркшир, где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в одном месте. Корабль принадлежал к разряду «кет-билт» – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индерор неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.

В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас и ял. Катер предназначался для поездок на берег капитана и офицеров, баркас для подвозки на корабль воды, дров и припасов. Индевор имел высокие мореходные качества и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла. «Этот корабль – хороший ходок и лёгок в управлении»., – писал Кук. Серьёзные испытания в Коралловом море, когда Индевор получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но и у Индевора были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки, предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей. Индевор также был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают навигационные таблицы. Он был первым кораблём, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек тогда как цинга в то время губила большинство мореплавателей. Обстоятельства экспедиции Кука пагубно сказались на состоянии судна. 11 июня 1772 года, после четырёхлетнего путешествия, когда «Индевор» вернулся в Лондонский порт, он представлял собой жалкое зрелище.

2. Дальнейшая судьба

Судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в «La Liberte» – «Свобода». Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.

3. Интересные факты

· Первоначально Индевор строился для перевозки угля в Уитби, но был куплен и переоснащён Королевским флотом в 1768 году.

· В честь первого корабля Джеймса Кука был назван Командный Модуль космического корабля Аполлон-15. В ходе его полета была осуществлена четвертая высадка людей на Луну.

Смотри такжеДжеймс КукВеликие географические открытия Источники

· Джеймс Кук, Москва, 2008.

· Я. М. Свет, Мореплаватель туманного Альбиона. Джеймс Кук, Москва, 1963.

Список литературы:

1. Джеймс Кук, Плавание на Индеворе в 1768-1771 годах, Москва, 2008.

Индевор (HMS Endeavour) – корабль Джеймса Кука , на котором знаменитый мореплаватель совершил свое первое кругосветное путешествие.

Барк «Индевор» сошел со стапелей в 1764 году в Йоркширском городе Уитби и носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский) . Главной миссией корабля должна была стать перевозка угля. Но в 1768 году судно было приобретено английским Адмиралтейством, затем его выбрал для своей экспедиции Джеймс Кук и переименовал в «Индевор» – «Стремление» .

«Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел прямой, широкий нос, небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам. Длина парусника составляла 36 метров, ширина чуть больше 9 метров, водоизмещение 360 тонн. Вооружение парусника состояло из 22 орудий: 10 пушек и 12 мортир на поворотных лафетах. Дополнительно для «Индевора» были построены баркас (для перевозки еды и воды) и капитанский катер.

26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления: прохождения Венеры по диску Солнца , неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс .

10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Вопреки сложившейся традиции, англичане вели себя довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Членам команды было запрещено применять насилие по отношению к аборигенам. Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная цель путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии . Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.

В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим . 11 июня 1770 года «Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. Пробоина была заткнута парусиной, корабль требовал капитального ремонта. Но так получилось, что «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с дырой в борту пришлось пройти 360 миль, чтобы обогнуть риф. Благодаря этому, было совершено еще одно открытие – обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию. Через этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где был поставлен на ремонт в порту Батавия . Несмотря на то, что на корабле никто не умер от цинги (чем так гордился Кук), в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии. Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна . За этот период на корабле от малярии и дизентерии погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 12 июля 1771 года Джеймс Кук вернулся в Англию.

В результате этой экспедиции Австралия стала Английской колонией, были так же присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор» – первый корабль, на котором была определена долгота.

Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.

В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15» . А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.

Десять лет назад Джон Лонгли, австралийский моряк и кораблестроитель, начал работу над проектом, в осуществление которого мало кто тогда верил. Построить точную копию «Индевора» — корабля Кука и повторить его кругосветное плавание.

Несколько раз нехватка денег грозила перечеркнуть все планы. Но Лонгли был одержим своей идеей и — что главное — сумел сплотить вокруг себя мастеров, готовых в тяжелые моменты работать почти бесплатно. И это поддержало корабль на плаву. В переносном — пока — смысле. Но в 1993 году в австралийском порту Фримантл корабль — «Его Величества барк «Индевор» был спущен на воду и стал на плаву в буквальном смысле. «Индевор» прошел вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии. Дело пошло на лад: австралийцы и новозеландцы знают и любят свою недолгую историю, а она началась именно с плавания Кука — два столетия назад. В Новой Зеландии, например, около 150 000 человек побывали на борту судна. Уже это позволило выровнять дела с финансами.

Существовали оригинальные чертежи «Индевора», которые были вполне пригодны для постройки нового корабля. Подлинный барк Его Величества «Индевор» был трехмачтовым угольщиком — да не прозвучит этот термин приземленно для любителей романтики. После некоторого переустройства на нем разместили научную экспедицию. Вообще, угольщики XVIII века — считай, то же самое, что сухогрузы сейчас, — были отлично построенными кораблями с плоским днищем и достаточным пространством для хранения чего бы то ни было. Что могло быть тогда лучше для снаряжения многолетней исследовательской экспедиции?

Очевидно, судно выбирал сам Джеймс Кук, а уж он в море и мореплавании разбирался досконально. Капитан Джеймс Кук, родился 27 октября 1728 года в городке Мартон в графстве Йоркшир. Познакомился с морским делом он в 19 лет, а в 27 — завербовался в Королевский военно-морской флот. Служба там была столь тяжела, что матросов, скажем, вербовали в портовых кабаках, предварительно упоив: в трезвом уме мало кто решился бы на это. По рекомендации Королевского географического общества, Кука — уже опытного и высокообразованного моряка назначили начальником кругосветной экспедиции. Британское Адмиралтейство организовало ее для изучения южной части Тихого океана. Экспедиция — первое из трех долгих плаваний капитана Кука. Результатом плаваний стали подробнейшие карты океана — от Новой Зеландии до Арктики. В 1768 году Кук вышел из порта Плимут на барке «Индевор». Барк обогнул мыс Горн, побывал на нынешнем острове Таити. Кук впервые нанес на карту лежащие к северу-западу от Таити острова. В 1769 — 1770 годах он обошел Новую Зеландию, установил, что это — два острова, а не часть материка, и составил карту обоих. Затем он открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии — естественно, объявив его британским владением под присвоенным им же именем Новый Южный Уэльс. Там он стал на якорь в бухте Ботани-Бей, названной в честь трудолюбивых экспедиционных ботаников: решение об этом также принял Кук. Потом Кук прошел на запад через пролив Торреса к Яве и, обогнув мыс Доброй Надежды, в 1771 году вернулся в Англию, чем и завершил свое первое кругосветное плавание — плавание в западном направлении на Его Величества барке «Индевор». Имя это можно перевести, как «Упорный», «Прилагающий все силы». Карты, составленные экспедицией, столь точны, что их можно использовать и в наши дни. Знаменитый капитан еще два раза отправлялся в опасные путешествия к чужим берегам. Именно Джеймс Кук первым пересек Южный полярный круг и нанес на карту побережье более северных тихоокеанских островов, включая Гавайи. Там же трагически закончилась его жизнь — вместе с четырьмя членами команды он погиб на Гавайях в 1779 году во время стычки с островитянами. Двести лет спустя, на строительство «Индевора» в австралийский Фримантл пригласили мастеров-профессионалов со всего света. Работа началась в 1987 году под руководством опытного океанского яхтсмена Джона Лонгли.

В 1990 году идея чуть не рухнула из-за финансов. Лонгли и его команда продолжали работать, как говорится, на чистом энтузиазме. В голову Лонгли пришла счастливая идея: в 1991 году учреждена была организация «Его Величества «Барк «Индевор», собравшая нужные средства: затея с плаванием перестала быть частным делом энтузиастов и приобрела характер общественного проекта.

Новый «Индевор» был спущен на воду 9 декабря 1993 года.
— Корабль просто великолепен, — рассказывает Лонгли. — Он сам обучил нас, школяров парусного флота, управлять им.
Тогдашние планы последователей Кука были очень точны.
— Мы отправимся к берегам Англии, зайдем в южноафриканские порты Дурбан, Порт-Элизабет и Кейптаун и прибудем в Лондон в марте 1997 года. На борту постоянно будут находиться 14 членов экипажа и 36 любителей. Всем им еще предстоит набраться опыта, даже тем, кто уже имел дело с морем раньше. У парусного флота — свои законы. Работа предстоит нелегкая, и условия, стало быть, жесткие. Поэтому в члены экипажа мы набираем людей молодых. Но будут с нами и четыре пассажира, как были и тогда, двести лет назад. Жить им предстоит на баке, в каютах для джентльменов. Это будут писатели или художники — когда еще им представится возможность улизнуть из нашего сумасшедшего двадцатого столетия, дабы немного попутешествовать во времени?

Достигнув Великобритании, мы посетим Грейт-Ярмут, Уитби — город, где Кук провел много лет. Потом — порты в Шотландии, включая Эдинбург и Абердин. В Портсмуте немного подремонтируемся и — в Новый Свет. Вообще-то, наш новый «Индевор» станет передвижным музеем. Капитан и экипаж будут выглядеть так, словно прибыли в порт и сошли на берег из XVIII века. Да, да: и в парике, и в треуголке, и со шпагой.

Экипаж на борту будем заменять от порта к порту. То же касается и четырех пассажиров. Есть дьявольские неудобства, к примеру, тогдашние флотские подвесные койки. У них длина — шесть футов, а мой рост - шесть футов и пять дюймов. Куда мне эти пять дюймов девать? Представляете?

Специалисты утверждают, что корабль очень сухой — нигде нет никаких щелей, куда могла бы просочиться вода. Практически все время придется корпеть над парусами — при заходе в любой порт они должны быть подняты.

Вместе с тем, между нынешним «Индевором» и его предком есть целый ряд отличий. Это касается, главным образом, древесины, некоторых материалов и металлических фитингов. Вместо традиционного вяза, дуба или ели, из которых тогда строили корабли в Англии (и изрядно повывели леса), для постройки современного «Индевора» использовали в основном твердую древесину, местных австралийских пород и ель Дугласа, привезенную из Соединенных Штатов. Железные крепления оцинкованы, а паруса сделаны из дурадона — синтетического холста. Правда, он очень похож на настоящий лен. По идее, для нового судна (Хватило бы и меньшего количества экипажа: 56 вместо 94. Но — было в судовой роли 94, так и тут будет. Что мы улучшали, естественно, так это условия проживания и питания. Те, в которых пребывали моряки XVIII века, вряд ли сейчас кто бы вынес. Не забывайте, в те времена (да и много позже) порка матросов была в порядке вещей. Так что кое от чего из прошлого пришлось — без сожаления — отказаться.

Заслуги плаваний Кука, а соответственно, Его Величества барка «Индевор» общеизвестны до мельчайших подробностей. К примеру, «Индевор» был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают недавно выпущенные навигационные таблицы. Он был первым кораблем, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек. А цинга тогда косила мореплавателей.

Но зато судьба самого старого судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком.
По одной — корабль после кругосветного плавания продали, кажется, какому-то французу-торговцу, переименовавшему барк в «La Liberte» — «Свобода». Француз, вероятно, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. Где-то в Америке легендарный барк был сильно поврежден британским кораблем; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.

Есть и другая версия, согласно которой парусник окончил свои дни на Темзе, Лонгли склонен верить в первую.
Может быть, удастся выяснить истину?
Почему бы и нет? «Индевор» значит «Упорный», и люди, плывущие на нем сейчас, прилагают к этому все силы.

Эмили Смит
Перевел с английского Михаил Курушин

Экспедиционное судно «Индевор»

Порой ничем не примечательные суда становятся знамениты именно потому, что им посчастливилось оказаться под командованием выдающегося человека. Так, парусник «Индевор» («Endeavour») навечно вошел в историю мореплавания как корабль великого мореплавателя Джеймса Кука.

В середине 1760 х гг. английское Королевское научное общество сочло необходимым организовать экспедицию в Тихий океан. Ее главной целью считалось наблюдение за ожидавшимся прохождением Венеры через меридиан – между Землей и Солнцем. Событие ожидалось 3 июля 1769 г. Формально экспедиция не имела отношения к военному флоту. Адмиралтейство лишь согласилось предоставить судно для похода в Южное полушарие. Однако ныне признано, что за официально провозглашенной задачей «притаилась» еще одна, притом основная. Расчет делался на то, что удастся обнаружить новый континент – таинственную Южную землю. Дело в том, что в то время считалось, будто в районе Южного полюса имеется огромный континент с вполне приличным умеренным климатом.

Копия «Индевора»

Для командования экспедиционным судном (и, соответственно, всей экспедицией) лорды Адмиралтейства, после некоторых сомнений, выбрали Джеймса Кука. Собственно говоря, в личных качествах, мастерстве судоводителя, таланте картографа и огромном интересе к дальним плаваниям Кука никто и не сомневался. Но отважный и опытный моряк имел один существенный «недостаток»: он происходил из простонародья. Правда, до того как Джеймс Кук поступил добровольцем на военную службу, он успел дослужиться от юнги до помощника капитана торгового судна, но для Королевского военно-морского флота – Ройял Нэви – это никакого значения не имело. Но когда стало ясно, что конкурентов на должность капитана экспедиционного судна у Кука, в общем-то, и нет, то проблему решили просто: проигнорировав все сословные предрассудки, ему присвоили звание лейтенанта.

Выбор экспедиционного судна скорее всего был обусловлен именно особенностями службы Кука на торговом флоте, когда он несколько лет проплавал на угольщике. Предназначенные для перевозки угля суда представляли собой широкие, весьма неуклюжие парусники, не способные даже при попутном ветре развивать сколько-нибудь значительную скорость. Выглядели они весьма непрезентабельно. Впрочем, по словам одного из авторов, «…для владельцев "угольщиков" эстетические нормы никакой цены не имели, они руководствовались лишь практическими соображениями: их суда должны были перевозить как можно больше угля и для этой цели оборудованы были превосходно. Кроме того, они обладали другими неожиданными свойствами. Несмотря на то, что своими обводами "угольщики" XVIII в. напоминали деревянный башмак и гроб одновременно, они прекрасно держались на воде и могли устоять в самый лютый шторм (легко представить, каково при этом приходилось их командам!), а их плоское дно и незначительная осадка позволяли подходить чуть ли не вплотную к берегу. И ко всему прочему они могли взять на борт много провианта».

Именно на бывшем «угольщике» и решили отправить экспедицию в Тихий океан. Приписанный к порту Уитби и называвшийся «Эрл оф Пемброк» трехмачтовый транспорт водоизмещением 368, 75 длинных (английских) тонны сошел на воду в июне 1764 г. Он имел достаточно широкий и тупой нос, прямую транцевую корму, весьма полные обводы и приподнятый полуют. Его длина составляла 32 м (по нижней палубе – 29, 7 м), а ширина – 8,9 м. Скорость не превышала семи узлов, зато прочность постройки и остойчивость оценивались как замечательные.

Бывший угольщик, переименованный в «Барк Индевор» (первое слово из названия вскоре выпало, и судно Кука повсеместно именуется просто «Индевор»), готовили к дальнему плаванию очень тщательно. На нем оборудовали жилые помещения, в том числе каюты, плотницкую мастерскую и кузницу, разместили большой запас парусины и канатов. На борту появились медикаменты и хирургические инструменты (по нормам того времени на «угольщике» врач не полагался), научные приборы. Среди грузов значились товары для меновой торговли и, естественно, боезапас – судно вооружили пушками небольшого калибра. Согласно записи самого Кука на момент выхода в плавание на борту «Индевора», официально числившемся 14 пушечным шлюпом, находились 94 человека, включая шестерых ученых и 13 слуг, но считается, что в список не попали три матроса и один слуга.

«Индевор» покинул Плимут 26 августа 1768 г. и взял курс на остров Мадейра, куда благополучно прибыл. Но там команда понесла первую потерю: во время отдачи якоря канат захлестнул и утащил в воду помощника штурмана, вытащили его уже бездыханным. Затем последовал переход к Рио-де-Жанейро, но там экспедицию приняли крайне настороженно и недоброжелательно. Кука и его корабль (не забудем – бывший «угольщик») сочли не представителями Ройял Нэви, а пиратами или контрабандистами. Первый помощник Хикс, отправившийся на берег, был арестован, и Куку стоило немалых трудов добиться его освобождения. Заход за водой и продовольствием растянулся почти на месяц. Зато научная деятельность экспедиции развернулась уже на этом этапе плавания – натуралисты изучали и систематизировали морских птиц, рыб, различных животных. Ботаники собирали столько новых, еще не описанных видов растений, что им приходилось без отдыха трудиться целыми днями.

Рождество встречали на пути от Рио-де-Жанейро к мысу Горн. В честь праздника команде было позволено «слегка расслабиться». Кук записал: «Вчера праздновали Рождество, и на корабле не было трезвых». Вообще, великий мореплаватель проявлял изрядную заботу о своих людях, всегда старался обеспечить моряков свежей пищей и хорошей водой, а для поддержания морального духа порой позволял матросам и морским пехотинцам «оттягиваться по полной». Однажды он высадил перепивших мореплавателей на берег и два дня терпеливо ждал, пока они придут в работоспособное состояние, причем никого за столь очевидное нарушение дисциплины не наказали. Зато «провинившимся» в борьбе за здоровье пощады не было: когда во время плавания два матроса отказались есть свежее мясо, их без лишних разговоров подвергли порке. Во всех плаваниях команды относились к своему капитану с уважением и любовью, его буквально боготворили. Впрочем, это вызывалось не только отношением Кука к людям, но и его высочайшим профессионализмом в морском деле.

13 апреля 1769 г. экспедиция прибыла на Таити. Полинезийцы встретили британцев доброжелательно, и началась подготовка к выполнению главного официального задания. Однако проведенные 3 июня наблюдения оказались не слишком удачными, что обуславливалось несовершенством приборов (ни один наблюдатель во всем мире не смог получить ожидаемых результатов). Несмотря на ряд проблем, возникших при общении белых людей с аборигенами, серьезных столкновений не происходило. Поэтому когда в августе «Индевор» покидал Таити, местные вожди и старейшины даже попытались уговорить Кука не уходить в море, а когда англичане подняли якорь и поставили паруса, многие полинезийцы не смогли сдержать слез.

Поход на юг оказался безрезультатным: дойдя до предписанного инструкцией Адмиралтейства 40° ю. ш., ничего не обнаружили. А 7 октября с «Индевора» увидели восточное побережье Новой Зеландии. Там Кук и его люди столкнулись с очень воинственными и крайне недоброжелательно настроенными по отношению к пришельцам аборигенами – маори. Произошло несколько стычек, высаживаться на берег зачастую оказывалось просто невозможно. Но это обстоятельство не помешало проведению картографических работ, о которых впоследствии говорилось: «…карта Новой Зеландии, вычерченная Куком, поражает точностью». А боевые каноэ маори при случае пришлось отгонять предупредительными выстрелами из пушек (пригодилось-таки вооружение!). Во время исследования Новой Зеландии проявились врожденные недостатки «Индевора»: его неповоротливость, низкая скорость. К тому же сильнейшие удары волн вызвали течи, днище сильно обросло. Пришлось искать подходящую бухту и заниматься приведением корабля в порядок. Затем Кук направился к берегам Австралии, юго-восточного побережья которой и достиг 19 апреля 1770 г.

Знания об этом континенте у европейцев были минимальными. О природе, населяющих неизведанные земли аборигенах, растительном и животном мире сведения практически отсутствовали. Никаких карт не имелось, о существовании Большого Барьерного рифа никто не подозревал. В результате занимавшийся изучением побережья «Индевор» вечером 11 июня налетел на риф и прочно засел на нем. Тут-то и сказалось качество постройки – несмотря на серьезные повреждения, благодаря самоотверженной работе команды и толковому руководству судно удалось стянуть на глубокую воду. А пробоина оказалась «заделана» весьма своеобразно – в ней застрял изрядный кусок коралла! Затем пострадавшее судно подвели к берегу, где и занялись исправлением повреждений. Реку, в устье которой это происходило, Кук назвал в честь своего корабля, увековечив его название на карте мира. Также Индевором был назван пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи. Кстати, покидая Австралию, Кук торжественно провозгласил ее владением британской короны, ранее он также поступил на Новой Зеландии и ряде других островов Тихого океана. Любопытно, что сам Кук свои успехи и достижения – действительно выдающиеся – оценивал весьма скромно. В рапорте, адресованном лордам Адмиралтейства, он написал: «Открытия, сделанные во время этого плавания, нельзя назвать великими!»

После захода в принадлежавшую голландцам Батавию, где многие участники экспедиции заразились различными тропическими болезнями, «Индевор» взял курс на Кейптаун, а оттуда направился к берегам Англии. 11 июня 1771 г. плавание завершилось. Джеймс Кук был произведен в новый чин и получил назначение на должность командира линейного корабля, командовал новыми экспедициями и 14 февраля 1779 г. погиб в стычке с туземцами на острове Оаху (Гавайи).

К этому времени завершилась и карьера «Индевора». После возвращения на родину судно использовали в качестве транспорта, а в 1775 г. продали частному владельцу. Переименованное в «Лорда Сэндвича», оно совершило рейс в Архангельск. В конце года его привлекли к доставке войск (наемников из Гессена) в восставшие американские колонии. В феврале 1776 г. «Лорд Сэндвич» доставил свой «живой груз» в Нью-Йорк, после чего перешел в Ньюпорт. Там его использовали в качестве плавучей тюрьмы. В августе 1778 г. британское командование решило заблокировать вход в залив Наррадансетт. С 3 по 6 августа на дно пошли 12 судов, включая и экс-«Индевор».

В конце ХХ в. в Австралии построили копию исторического корабля, до сего дня успешно бороздящую моря и океаны.

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

СУДНО ВМС США «ЛИБЕРТИ» И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА КЛАССА «КОМАР» Восьмого июня 1967 г. израильскими самолетами и торпедными катерами было атаковано и серьезно повреждено американское разведывательное судно «Либерти» (AGTR-5), ведшее разведку у побережья Египта. Тридцать членов

Из книги Последний джентльмен войны автора Лохнер Р. К.

ВТОРОЙ ЭТАП ОПЕРАЦИИ «ЖУК-ЩЕЛКУН» И АМЕРИКАНСКОЕ СУДНО «ПУЭБЛО» После инцидента с «Либерти» заместитель начальника штаба ВМС США приказал вооружить все разведывательные корабли США. 14.12.1967 г. разведывательным судам «Бэннер», «Пуэбло» и «Атакапа» перед последующими

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

УОЛКЕР И АМЕРИКАНСКОЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ СУДНО «ПУЭБЛО» Когда Джон Уолкер передал Советскому Союзу экземпляр ключей для шифровальных машин KL-47/KL-7, KL-7 являлась самой распространенной на Западе шифровальной машиной. Она использовалась во всех видах вооруженных сил США, в

Из книги На броненосце «Князь Суворов» [Десять лет из жизни русского моряка, погибшего в Цусимском бою] автора Вырубов Петр Александрович

Глава третья Грузовое судно «Хойсинг» северо-германского отделения компании «Ллойд» Грузовое судно «Хойсинг» было небольшим кораблем, принадлежавшим северо-германскому отделению компании «Ллойд». Его построили в 1901 году в «Рикмерс Шипярдс» в Гистемюнде и назвали

Из книги автора

Финикийское торговое судно Финикия – древняя страна, располагавшаяся в прибрежной полосе на территории современных Израиля, Ливана и Сирии. Она издревле известна также как Ханаан (Канаан). В отличие от многих других стран Востока Финикия представляла собой не единую

Из книги автора

«Мейфлауэр» – судно переселенцев В XVII в. в Англии порвавшие с официальной англиканской церковью протестанты стремились уйти от опеки властей и найти места, где они могли бы жить по своему разумению. Поскольку было известно, что за Атлантическим океаном в Америке имеется

Из книги автора

Из книги автора

Спасательное судно «Волхов» («Коммуна») Старейшая единица в составе отечественного флота – спасательное судно «Коммуна». Оно было заложено 11 декабря 1912 г. на Путиловском заводе, спущено на воду 17 ноября 1913 г. и в то время называлось «Волхов». Его полное водоизмещение –

Из книги автора

Научно-исследовательское судно «Витязь» Одно из самых знаменитых советских научно-исследовательских судов было построено в 1939 г. в Германии в качестве банановоза и первоначально называлось «Марс» («Mars»). Судно имело следующие основные характеристики: длина – 109,5 м,

Из книги автора

Научно-исследовательское судно «Калипсо» Когда в Сиэтле (США) 12 августа 1941 г. был заложен деревянный тральщик BYMS-26, спущенный на воду 21 марта 1942 г. и в феврале 1943 г. пополнивший состав британского Королевского флота Великобритании под обозначением J-826, никто не мог

Из книги автора

Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» Дизель-электроход «Михаил Сомов» был заложен на Херсонском судостроительном заводе 10 октября 1974 г., спущен на воду 28 февраля 1975 г., а июне вышел на испытания. Затем его передали ленинградскому ордена Ленина Арктическому и

Из книги автора

Б. Роченсальм. Учебное судно “Баян”. 20 августа 1894 г. Сегодня я получил ваше письмо от 27 июня; по ›гому вы можете судить, как исправна здешняя почта. Вы пишете, что писали уже несколько раз, но до сих пор до меня не дошло ни одного письма; весьма вероятно, что в один прекрасный

Из книги автора

II. Кронштад т. Учебное судно “Князь Пожарскй”. 23 июня 1895г. В Ревеле мы простояли около недели, причем стоянка была одна из самых веселых. С нами на рейде стоял артиллерийский отряд под флагом контр-адмирала Гильдебранта, состоявший из броненосцев “Первенец”, “Кремль”,

Из книги автора

V. Кронштадт. Учебное судно “Князь Пожарский”. 3 июня 1896г. Доехал я сюда вполне благополучно. В Севастополе я до четырех часов никуда не ходил и проболтался все время около вокзала. Наш вагон был почти пуст, и я устроился очень удобно. В Москве поезд останавливался всего на

Из книги автора

VI. Котка. Учебное судно “Князь Пожарский”. 11 июня 1896 г. Сегодня мы в два часа снимаемся с якоря и идем лавировать под парусами, конечная же цель пока не известна, вероятно, это будет Гельсингфорс. Последняя почта отправляется в 10, авралов предстоит масса, а потому спешу вам

Из книги автора

VIII. Роченсальм. Учебное судно “Воин”. 27 июня 1897г. Вчера вечером мы расстались с нашей баржей и перебрались на “Воин”, на котором послезавтра уходим в Либаву с заходом для нагрузки угля в Ревель.Мы очень быстро обжились на новом месте. Если и были какие-то пустяковинные

Его Величества Корабль «Инде́вор» (англ. HMS Endeavour - «усилие») - первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук. Этот корабль Кук использовал в своей первой экспедиции.

История создания

«Индевор» появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби для перевозки угля и назывался «Граф Пемброк». Таким образом, и Джеймс Кук и его корабль начали свою «морскую жизнь» в одном месте. Корабль принадлежал к разряду «кет-билт» - судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука «Индевор» неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал «Индевор» в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках, оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта. В Дептфорде специально для «Индевора» построили командирский катер, баркас и ял. Катер предназначался для поездок на берег капитана и офицеров, баркас для подвозки на корабль воды, дров и припасов. «Индевор» обладал хорошими мореходными качествами, и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла. «Этот корабль - хороший ходок и лёгок в управлении»", - писал Кук. Серьёзные испытания в Коралловом море, когда «Индевор» получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но и у «Индевора» были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки, предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей. «Индевор» также был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают навигационные таблицы. Он был первым кораблём, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек, тогда как цинга в то время губила большинство мореплавателей. Обстоятельства экспедиции Кука пагубно сказались на состоянии судна. 11 июня 1772 года, после четырёхлетнего путешествия, когда «Индевор» вернулся в Лондонский порт, он представлял собой жалкое зрелище.

Дальнейшая судьба

Существовали две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной - парусник окончил свои дни[как?] на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали французу-торговцу, переименовавшему его в La Liberte (рус. «Свобода»). Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке барк был сильно повреждён британским кораблём. Его останки захоронили совладельцы в Ньюпорте. Корабль был обнаружен на дне океана…