Бельская Л. Л

«Начнём же, братия, эту повесть от старого
Владимира до нынешнего Игоря, который
укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и,
исполненный ратного духа, повёл свои храбрые полки
на землю половецкую за землю Русскую»
(«Слово о полку Игореве»).

План.

  1. Вступление: историко-литературная справка о «Слове».
  2. Характеристика Игоря и описание похода.
  • Выступление русского войска в поход.
  • Мужество Игоря.
  • Его патриотизм.
  • Вступление на землю половецкую.
  • Победа русских в первый день.
  • Грозная сеча на другой день:
    а) сражение и поражение русских,
    б) благородство Игоря.
  • Политическое легкомыслие и честолюбие Игоря.
  • Заключение: выражение основной идеи произведения в образе Игоря и описании похода.
  • Героическая поэма «Слово о полку Игореве» - ценный памятник русской художественной литературы. В нём рассказывается о походе новгород-северского князя Игоря на половцев и о поражении русских в этом походе. Главным героем поэмы является организатор похода князь Игорь. В 1185 году в Новгороде князь Игорь собрал своё войско, чтобы идти в поход на половцев. Перед самым выступлением началось затмение солнца. Игорь обратился к дружинникам с призывом дойти до великого Дона или сложить свои головы. Поведение Игоря перед походом говорит о его храбрости. «Братия и дружина! - сказал он. - Лучше быть убитыми, чем полонёнными». Дурные предзнаменования не пугают Игоря. Он остаётся верен своему делу. Смелость его показана на протяжении всего произведения. Киевский князь Святослав, например, говорит, что сердце Игоря выковано из твёрдого булата и закалено в мужестве.

    Но Игорь был не только храбрецом, которому битва доставляет удовольствие. Эта черта средневекового рыцаря ему чужда. Игорю дорога цель похода, предпринятого на «землю половецкую за землю русскую». Он любит свою родину, он патриот Русской земли.

    Воины Игоря, соединившись с дружиной его брата Всеволода, перешли границу. Далеко за курганом осталась Русская земля. Природа предостерегает смельчаков на каждом шагу: волки накликают грозу, орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на красные щиты. На другой день русские смяли половецкие полки, захватили много пленных и богатую добычу. Далеко зашло храброе русское войско. А на помощь половцам уже бежит Гзак серым волком.

    На следующий день кровавая заря поднялась рано. Половцы идут со всех сторон: и от моря, и от Дона, и из степи. Они окружили дружину Игоря. С утра до вечера, с вечера до рассвета длилась грозная битва. Автор «Слова» так описывает её:

    Тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили, а сами полегли за Русскую землю.

    Войско Игоря было разбито, а сам он попал в плен. В этом бою проявилось благородство Игоря. Князь мог бы с частью войска убежать, однако он «заворачивает полки ведь жаль ему милого брата Всеволода!»

    В тяжёлом поражении русских виноват сам Игорь. Он хотел один с небольшой дружиной победить опасного врага. В этом оказалось его честолюбие и легкомыслие. С полным основанием киевский князь Святослав бросает упрёк Игорю и его брату: «Но вы сказали: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».

    «Слово о полку Игореве» это патриотичный памятник нашей истории, который повествует о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. Несмотря на неудачный исход сражения с половцами, произведение несет в себе оптимистичные начала и надежду на светлое будущее, некоторый призыв на единение князей и защиту целостности земли русской.

    Цель похода, увы, не основательная, князем движет тщеславие и слепые амбиции, от того он и организовывает нападение небольшим войском на целую армию половцев. Ослепленный вожделенным признанием, Игорь наступает один без поддержки других князей, что влечет не только поражение, но и смерть его брата Всеволода .­ Отдельное место в «Слове» занимает мать-природа, которая путем знамений пытается указать князю на тщетность его действий, которые он к сожалению игнорирует.

    Однако, здесь важна не цель похода, а его последствия и урок, который выносит князь Игорь после провального сражения. Во время пребывания в плену у хана Кончака, князь находит в себе мужество признать, что вся его политика провальная, а междоусобные войны лишь ослабляют государство Русское. Игорю становится стыдно и горько за свое отношение к простому народу, за чувство честолюбия, ослепившее его и повлекшее за собой смерть невинных людей.

    В 912 году. Отношение к этой личности со стороны историков неоднозначное. Однако это не уменьшает его достижения. Даже потерпев неудачу в 1 Византийском походе, он не опустил рук, а последовательно довел дело до конца.

    Правящий длительное время Олег, заставил уважать Киевскую Русь. После его смерти, вставший на престол Игорь, решил продолжать прежнюю политику. Однако это было не так просто, поскольку молодой князь еще не успел завоевать достаточного авторитета. Достичь этого можно было только решительными походами.

    Основные походы князя Игоря представлены в таблице.

    Поход на Каспий

    Этот поход еще замышлял Олег, но смерть помешала его планам. Исполнил их Игорь, правда, неудачно. Чтобы попасть на территорию прикаспийских народов пришлось пешком пройти до Тавриды и в Херсонесе сесть на 50 кораблей. Пройдя через Киммерийский пролив и Хазарское море, суда вышли к устью Танаиса. Дальше лежала территория Хазарии. Для получения разрешения на проход, было заключено с ними соглашение, на основании которого половина будущей добычи должно было быть отдано на обратном пути.

    Поход сложился удачно, прикаспийские народы были разорены. Однако дальше начались неприятности. Хазары не захотели довольствоваться половинным состоянием и потребовали всю добычу. В итоге завязалось кровопролитное сражение. 5000 русичам противостояло 15000 войско мусульман. Потеряв в битве 4000 тыс ратников, Игорю удалось спастись. Сначала он на корабле поднялся вверх по Волге, а затем остальной путь прошел пешком. Уцелевшая часть добычи не окупила все затраты похода.

    Усмирение древлян

    Платившие дань Руси древляне, не видели в новом князе большой силы. Чтобы освободиться от такой зависимости народность взбунтовалась. Требовалось срочно принимать меры. Это поход князя Игоря. произошел в 914 году. Мятеж был жестоко подавлен. В результате древляне не избавились от дани. Более того, поборы значительно возросли. В дальнейшем с их стороны больше бунты не возобновлялись.

    Борьба с печенегами

    Печенеги, будучи кочевой народностью, проживала в степях Евразии. Засуха конца IХ века заставила их переместиться в западные районы, где они совершали набеги на оседлые поселения. Не стала исключением и Киевская Русь. Наскоки голодающих кочевников вызывали разорения и гибель людей, защищавших свое имущество.

    Согласно записям «Повести временных лет» реакция князя Игоря наступила в 920 году. Причем это был именно поход, а не защита от набегов. К сожалению, летописи об этом событии не сохранились до наших времен. Однако последующие факты говорят об удачном исходе похода.

    В течение последующих 2 поколений со стороны печенегов не было проявлено никакой агрессии, а ведь места их проживания были всего в 1 дневном переходе.

    Противостояние с Византией

    Важным этапом в жизни Игоря были походы на Византию. После смерти Олега византийское государство перестало выплачивать дань Киевской Руси, посчитав себя свободной от прежних обязательств. Для возврата поступления в казну прежних доходов потребовалось совершать 2 похода.

    Первый поход на Византию

    Состоялся он в 941 году. Ему предшествовала серьезная подготовка. Если в свое время Олег смог выставить в своем походе на Византию 2000 кораблей, то сейчас была собрана флотилия из 10000 единиц.

    Путь судов лежал сначала через Днепр, а потом по Черному морю. Подойдя к Константинополю, часть войска была переправлена на сушу. Однако со стороны Византии то же полным ходом шла подготовка. На суше завязался бой, в котором греки одержали победу.

    Следующее сражение состоялось на море. Перекрыв пролив, на встречу русичам вышла византийская эскадра. Подойдя на нужное расстояние, греки применили новинку, под названием «греческий огонь». Эта смесь, состоящая из нефти, селитры, серы смолы и ряда других компонентов, поджигала все на своем пути, к чему прикасалась. Она не тухла в воде.

    Противостоять этому русичи не могли, им пришлось покинуть место сражения и вернуться в Киев.

    Второй поход на Византию

    Второй поход состоялся через 2 года. На этот раз Игорь в союзники взял наемные отряды, где присутствовали кроме русичей и варягов народности:

    • поляне;
    • словены;
    • кривичи;
    • печенеги;
    • тиверцы.

    Выступившая армия была больше, чем та, что принимала участие в первом походе. Движение одновременно шло по морю и суше. Заранее предупрежденный соперник не решился вступить в бой. Начались переговоры.

    После недолгих колебаний со стороны князя Игоря был заключен мирный договор. Возможно, этому способствовало настроение в войске. Условия были составлены идентичные прежним договоренностям.

    В результате второго похода на Византию без кровопролития была достигнута основная цель: возложена былая дань на греческое государство .

    Результаты военной деятельности князя Игоря

    Подводя итоги походов князя Игоря, следует отметить, что не всегда все складывалось удачно. Победы чередовались с поражениями. Однако нельзя отнять, что Игорь постоянно стремился наполнить казну, искренне желая процветания Киевской Руси.

    "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

    Тема: "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

    Цель урока : повторение и закрепление знаний; раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.

    Оборудование: музыкальный проигрыватель, портреты Бородина, Фаворского, гравюры Фаворского.

    Ход урока

    I. Слово учителя.

    Общение со “Словом” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово” - юность русской литературы , юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” . И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

    2. Проверка домашнего задания:(компьютерная презентация)

    Ответы на вопросы теста

    Тест к повести «Слово о полку Игореве»

    1.Какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?

    а) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;

    б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святославом в 1184 году;

    в) поход против половцев Владимира Мономаха;

    г) междоусобные распри южнорусских князей

    2. Главной идеей «Слова о полку Игореве» является:

    а) прославление подвига Игоря;

    б) осуждение похода Игоря;

    в) страстный призыв к русским князьям о единении;

    г) слава киевскому князю Святославу

    3. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

    а) Ефросинья Ярославна, жена Игоря;

    б) Святослав, князь Киевский;

    в) Всеволод, брат Игоря;

    г) сам князь Игорь

    4. Укажите, чем заканчивается (в сюжетном плане) «Слово о полку Игореве»:

    а) смертью Игоря и его дружины;

    б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;

    в) Игорь остается в плену;

    г) казнью Игоря

    5. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово о полку Игореве»

    б) лирика;

    г) лиро-эпика

    б) Всеволод;

    в) Святослав; г) Ярославна

    Ответы на вопросы викторины

    Вопросы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»

    1. С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

    3. С кем сравнивается легендарный певец Боян в процессе творчества: «аще кому хотяше песнь творити, то…»

    4. Точен ли перевод: «мысь» - это мысль?

    5. С кем отправился в поход князь Игорь?

    6. Как князь Игорь определяет цель своего похода: «испить…»? Что обозначает это выражение?

    7. Какие половецкие ханы упоминаются в «Слове…»?

    8. Узнаем ли мы, как зовут дочь Кончака?

    9. Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землей, звучит в «Слове…»?

    10. На берегу какой реки потерпел поражение князь Игорь?

    12. Какое «слово» произносит киевский князь Святослав?

    13. Какие силы природы заклинает Ярославна, прося вернуть ей любимого, помочь ее «ладе»?

    14. Кто помог князю бежать из плена?

    15. Герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры.

    17. Кем и когда был найден один из списков «Слова…» Какова была его дальнейшая судьба?

    18. Какие поэтические переводы «Слова…» вам известны?

    19. Какие музыкальные и живописные произведения на сюжеты «Слова…» вы можете назвать?

    Ответы к тесту по повести «Слово о полку Игореве»: 1 а) 2 в) 3 б) 4 б) 5 а) 6 в)

    Ответы к викторине по повести «Слово о полку Игореве»

    1. « Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославлича?»

    2. Бояна – легендарного русского певца.

    3. Придерживаться действительных событий (однако сам обращается к вымыслу, сон Святослава)

    4. «…растекашется мысью по древу, серым волком по земли, сизым орлом под небесами» («мысь» переводится то как мысль, то как белка)

    5. С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом

    6. «…шеломом Дону2. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы.

    7. Гзак и Кончак

    8. Нет, ханы называют ее «красной девицей»

    9. «О Русская земля, ты уже за холмом1»

    10. Каялы – от глагола «каяти» (оплакивать, жалеть).

    11. С пахотой и жатвой, с пиром, с грозой

    12. «Золотое слово, со слезами смешанное»

    13. Ветер, Днепр и солнце: первый покровительствует половцам, последнее – русским, а Днепр Словутич – пограничная славянская река (у Пушкина королевич Елисей обращается к ветру, солнцу и месяцу)

    14. Половчанин Овлур

    15. Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, «одинокой кукушкой рано утром кукует»

    17. Собирателем древних рукописей -Пушкиным в 90-х годах 19 в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 году

    18. В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого. И. Шкляревского, В. Сосноры

    19. Бородина «Князь Игорь» Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами», В. Перова «Плач Ярославны», К Васильева «Ярославна», В. Шварца «Боян»

    3. Индивидуальный ответ

    К ИССЛЕДОВАНИЯМ ПО "СЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

    В исследованиях загадок, связанных с древней рукописью "Слово о полку Игореве", принимали участие многие энтузиасты-любители древней истории нашей страны, включая Мусина-Пушкина, Сулукадзева и др. С 70-х годов XX в. до наших дней на общественных началах работает "Музей Слова о полку Игореве", где выступают писатели, поэты, учёные и другие с результатами своих исследований по проблемам "Слова…" и истории наших народов. Неоднократно организовывались поездки по местам следования полков Игоря в поисках районов битв и захоронений погибших воинов. О результатах исследований в печати публиковались статьи, книги, как отечественных, так и зарубежных исследователей, включая и китайских.
    Вместе с коллегами мне удалось установить, что по пути следования к месту основной битвы полки Игоря неоднократно вступали в мелки битвы с половцами. Было установлено, что основания битва полков Игоря с участием конных и пеших воинов произошла между хуторами Верхний и Нижний Яблоневские, в 45 км южнее станицы Вёшенская и в 10 км южнее р. Чир (бывшая река Каяла). Район битвы простирался вдоль водораздела 5 х 2,5 км на пересечённой местности с малыми и большими оврагами. Братские могилы до 1990 г. оставались забытыми и не раскопанными. До XX в. эти земли не распахивались. По территории и количеству погибших эта битва сравнима с Ледовым побоищем Александра Невского и Куликовской битвой.

    Византия, подталкивая на этот поход Игоря, преследовала свои политические и экономические цели: расширение территории христианского влияния Византии, и установление контроля над сухопутными и водными торговыми путями в бассейне Дона и Волги. Для решения этих задач Игорь хотел для начала захватить ставку (столицу) половцев, которая находилась в 10 км южнее современной станицы Советская на западном берегу р. Чир.
    Ставка имела вокруг естественные преграды в виде крутых берегов реки и глубоких оврагов, отходящих от Чира в западном направлении. Здесь находились крупный культовый центр со святилищами, где проводились важные торжества, а также каменные сооружения, подземные ходы с хранилищами, курганные захоронения, некрополи. В этих местах археологи найдут подтверждение сказанному выше.
    В ставке половцев князь Игорь оказался через некоторое время после его пленения в кратковременной битве к востоку от Матвеева Кургана, что севернее Таганрога. Сюда он примчался с конной ратью через густо заселённую половецкую степь, стремясь отвлечь на себя всё внимание половцев, в то время как его основные войска шли мимо Россоши по водоразделу к половецкой ставке на р. Каяла в излучину Дона. В тексте "Слова…" говорится, что Игорь хотел одолеть половцев некой хитростью, в то время когда основные войска половцев ушли на Константинополь. Предки донских казаков пресекли княжескую хитрость. (Кстати, в этих местах славянские народы жили с первых веков новой эры.)
    В "Слове…" говорится, что киевские князья-рюриковичи давно устремляли свои взоры "…до кур Тмутороканя" половецкого Дона. Слово "кур", это сокращённое слово "курень", употребляемое на Дону. Слово "курень" имеет широкое толкование. Это и шалаш, и дом с хозяйственными строениями, и хутор из нескольких дворов. Арабский учёный Рашид ад Дин писал, что когда войска делают остановку, они устанавливают телеги кольцом вокруг войска для защиты от внезапного нападения и от проникновения чужих. Это построение называется "куренем". В Запорожской Сечи большой курень состоял из 38 меньших куреней с их строениями. Половецкая Ставка - это тоже был курень (кур) с основным штабом, казной, культовым центром, с естественными преградами от нападений. Подобными центрами, включающими военные объекты, интересовались и в древности, и в наше время. Известно, что в бассейне реки Дон с древних времён существовали города. Имелись они и при половцах в разных местах. В том числе в районе излучины Дона у Цимлянского водохранилища и севернее от него, где обнаруживаются многочисленные катакомбы, подземные ходы, курганные и иные захоронения. У станицы Кременская находились город и усыпальницы амазонских правительниц. Несколько южнее, недалеко от станицы Зимовейской был захоронен и половецкий хан Кончак, хотя родился он на Кубанской земле в районе Тихорецкой-Белая Глина. Во второй половине XII в. он смог создать мощное объединение степных народов, включая славян, русов, тюрков.
    Историкам известно, что в VIII в. н. э. было три крупных славянских государства: Артания, Славия и Кыявия. Артания простиралась от северного подножья Кавказа до верхнего течения Волги и от Брянских лесов до Оренбургских степей Южного Урала. В состав Артании входило и Тмутороканское княжество, которое простиралось от излучин Дона и Волги до степей Северного Кавказа (Кубани и Ставрополья). С годами реальные границы княжества сократились и приблизились к Дону и Азовскому морю, закрепившись на Таманском полуострове. Но в обиходе Тмутороканью продолжал называться вольнолюбивый Дон и Приазовская Кубань, с тьмой тороков и сёдел.
    Исторические бури событий за последние 800 лет многое поменяли на карте нашей страны. Река Итиль (Ра) стала Волгой, а Каяла стала р. Чир. Изменились названия городов и населённых пунктов, а многие разрушены до основания (гг. Серкел (Саркел), Шурукан, Сугров, Валин, Чешвлюев и другие).
    Хотелось бы сообщить некоторые сведения о князе Игоре. Игорь Святославич (1150-1202) был князем Новгород-Северским с 1178 г., а Черниговским - с 1199 г. Он был участником многих феодальных войн и походов. В 1185 г. организовал неудачный поход на своих дружественных соседей-половцев, что отражено в прекрасном древнеславянском произведении "Слово о полку Игореве". Исследования позволили установить, что князь Игорь был захоронен в 12 км севернее г. Новгород-Северский у с. Мамекино. Его первая жена захоронена у с. Пушкари над р. Десна, что в 22 км от Новгород-Северского. Вторая жена - Евпраксия Ярославна - захоронена около 1242 г. у с. Духново, западнее г. Трубчевска. Странный разброс семейных захоронений.
    Некоторые архивные материалы князя Игоря могут сохраниться в подземных двухъярусных хранилищах его усадьбы у с. Новосёлки, что северо-восточнее Чернигова. Там могут быть ответы на многие вопросы "Слова…", в том числе и карты похода. Половецкие архивы должны находиться на северо-западе Турции у г. Кешан, в районе последнего пристанища половецких правителей (у их потомков).
    До настоящего времени остаётся не выявленным авторство рукописи "Слова…". Наши исследования показывают, что рукопись появилась после смерти Игоря. Как и конструктор автоматического оружия генерал, мы тоже считаем, что одним из авторов являлся тысяцкий Рагуил. Оказывается, что Рагуил привлёк к написанию произведения талантливого барда из рода жрецов, которому было около 40 лет. Рагуил жил и захоронен восточнее г. Любич в с. Павловка, а бард жил в соседнем селе Берёзово, в котором и захоронен. Третьим автором был приближенный Игоря и Ярославны, захороненный у с. Духново недалеко от могилы Ярославны, к западу от Трубчевска, Брянской области . В исследованиях, при уточнении ряда проблемных вопросов. Использовались экстрасенсорные и ясновидческие способности одарённых специалистов. В ряде стран такие специалисты иногда принимают участие в исследованиях в области физики, химии и других областях знаний (см. книгу Ш. Карагулла "Прорыв к творчеству". Сантана, Минск, 1992).
    В тексте рукописи "Слова…" до сих пор остаются не расшифрованными отдельные слова и выражения. Например, не ясен смысл, вложенный в слово "Каяла". Считается, что "Каяла" является составным словом.
    Согласно египетской мифологии и древних славян, живших в излучине Дона, "КА" является одним из элементов, составляющих человеческую сущность. КА включает олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их мужества. Считалось, что КА определяет судьбу человека при жизни и после смерти. Любопытно, что один из притоков р. Чир носит название "Царица". Здесь были поселения амазонок, их могилы, усыпальницы их цариц. Здесь ранее жили свободолюбивые и мужественные народы. "ЯЛ" - это гребень горы, перевал, холмистая местность. Название "Каяла" олицетворяло дух этого края и его народа. Река Чир и в наши дни шумлива в период её полноводья, находясь в крутых берегах.
    В наше время одноимённое название имеют реки в границах бывшего СССР и за границей. Каялы - в Оренбургской обл . и в Азербайджане (несколько рек), Киялы - в Турции, Андижанской, Ферганской, Северо-Казахстанской, Нахичеванской областях. Иногда эти названия встречаются в сочетании с другими словами "Киялы-Чех" и т. д.
    Половцы в основном вели осёдлый образ жизни. Они имели поселения и города с культовыми и торговыми центрами, сухопутный и водный транспорт . В 1185 г. помимо обычного оружия против воинов Игоря они использовали особый огонь, который бросали в пламенном роге. В то время у половцев имелось три вида секретного оружия: жидкое, морское (для кораблей) и самовозгорающееся (подобно загадочному греческому огню). Важную роль этот "огонь" сыграл в разгроме конной группы кн. Игоря севернее Таганрога, где его пленили. В этом направлении Игорь планировал захватить важный торговый и стратегический город половцев, находившийся на правом рукаве устья Дона. Здесь имеются следы этого города.

    В рукописи "Слова…" имеется название загадочной птицы "зегзицы". Зегзица - это водоплавающая птица, крупнее дикой утки, камышового цвета и с большой аурой (энергополем). На территории Украины она истреблена. В настоящее время этот вид птицы сохранился в Индии, Таиланде, Шри Ланке. Размер зегзицы по корпусу: до 40 см по высоте, а по длине с клювом и хвостом - до 70 см. Несколькими тайнами "Слова…" стало меньше.

    4. “Слово” в литературе.

    Сообщение учителя

    “Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”), В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о Блока и в произведениях И. Бунина. Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв, “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. Выразительное чтение наизусть отрывка из цикла А. Блока о России “На поле Куликовом”.

    Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных. “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.

    5. Чтение статьи учебника «Слово в литературе»

    6. Выразительное чтение стихотворений (см. учебник)

    7. «Слово» в музыке.

    1) Первый ученик делает сообщение об.

    “Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

    “Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

    “Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

    Так говорили современники, и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии , и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой

    “К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория… страшно отвлекали Бородина от его великого дела” (критик Стасов)

    “Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии” (Менделеев)

    И все таки, как много он сделал!

    42 научные работы , ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

    Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.

    Учитель : Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

    2) Второй ученик рассказывает о работе над оперой “Князь Игорь”.

    Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

    Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России . Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

    Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

    3) Третий ученик раскрывает идейное содержание оперы

    Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.

    Это была борьба двух эпох, культуры и варварства , передового и отсталого - та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей.

    Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

    Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

    У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

    4) Четвертый ученик рассказывает об образах оперы.

    Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека.

    Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

    С честью пасть иль врагов победить

    И с честью вернуться.

    Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославный”.

    …Ярославна рано плачет на стене, причитая…

    В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы.

    Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии

    В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

    Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

    8. «Слово» в живописи

    Учитель : благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.

    1) Первый ученик рассказывает о декорациях Рериха к опере “Князь Игорь”.

    Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина. Пели Шаляпин, Смирнов. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бенуа, Коровина, Рериха.

    “Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.

    Его дружно поддержали другие известные мастера. Жак Бланш восторгался: “Я желал бы бывать в “Шатле” каждый вечер именно ради этих красок, чтобы насыщать ими своё зрение”.

    В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина

    Тот же Жак Бланш писал газете “Фигаро”: “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

    Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В. Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

    В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

    Учитель : “Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.

    2) Сообщения учащихся о гравюрах Фаворского

    В. А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.

    Когда художник берётся иллюстрировать совершенное художественное литературное произведение, то одной из самых трудных задач, стоящих перед художником книги, является передача стиля литературной вещи в оформлении. И с этой задачей художник справился.

    Фаворский замечательно прочитал “Слово”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

    Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

    Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.

    Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

    Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

    Полечу кукушкою по Дунаю,
    омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле.

    Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

    Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена! Нам дороги бородатые предки, с достоинством посылающие привет князю. А чудные ребятишки, взапуски бегущие встретить недавних пленников!

    О гравюрах хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”

    Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом.

    Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли.

    Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Как заметил, “слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа”.

    Работа с гравюрами Фаворского. Задание : подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.

    Учитель : Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”, картину Перова “Плач Ярославны”, “Вещее затмение” Максимова. Особенно знаменита картина В. М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

    3) Сообщение учащегося о картине.

    Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

    Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки “Слова”:

    Пали полки Игоревы.
    Тут кровавого вина недостало,
    Тут пир окончили храбрые русские,|
    Сватов напоили и сами полегли
    За землю Русскую.

    Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

    Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

    По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

    Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”

    9. Заключительное слово учителя.

    На одном греческом надгробии читаются следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

    С этими словами необходимо поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

    Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы . Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

    Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.

    Используемая литература.

    1. Д. Лихачёв. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы” - Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967г.

    2. П. Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.

    3. М. Ильин, Е. Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”- М.: Правда,1989 г.

    4. М. Третьякова “Русская музыка 19 века” - М.: Просвещение, 1976г.

    5. “Слово о полку Игореве” в гравюрах – М.: Искусство, 1987 г.

    6. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

    7. Абас-, учитель русского языка и литературы Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

    До 912 года Киевской Русью правил князь Олег от имени Игоря, поскольку последний был еще совсем юным. Будучи от природы и воспитания скромным, Игорь уважительно относился к старшим и не смел предъявлять свои права на престол при жизни Олега, который за свои дела окружил свое имя ореолом славы. Князь Олег одобрил выбор жены для будущего правителя. Киевский князь Игорь женился в 903 году на простой девушке – Ольге, жившей вблизи Пскова.

    Начало правления

    После того, как умер Олег, Игорь стал полноправным князем Руси. Его правление началось войной. В это время племя древлян решило выйти из-под власти Киева и началось восстание. Новый правитель жестоко покарал восставших, нанеся им сокрушительное поражение. Этим сражением начались многочисленные походы князя Игоря. Результатом похода на древлян стала безоговорочная победа Руси, которая на правах победителя потребовала с восставших дополнительную дань. Следующие походы были направлены на противостояние с печенегами, которые, изгнав из Урала племена Угорцев, продолжили свое продвижение на Запад. Печенеги, в борьбе с Киевской Русью, заняли низовья реки Днепр, тем самым перекрывая торговые возможности Руси, поскольку именно через Днепр проходил путь из варяг в греки. Походы, которые проводил князь Игорь, против половцев осуществлялись попеременным успехом.

    Походы на Византию

    Несмотря на продолжающееся противостояние с половцами, новой войны продолжаются. В 941 году Игорь объявляет войну Византии, тем самым продолжая внешнюю политику предшественников. Причиной же новой войны послужило то, что после смерти Олега Византия посчитала себя свободной от предыдущих обязательств и перестала выполнять условия мирного договора. Поход на Византию был поистине выдающимся. Впервые столь большая армия надвигалась на греков. Киевский правитель взял с собой около 10 000 кораблей, если верить летописцам, что в 5 раз больше того войска, с которым одержал победу Олег. Но на этот раз русским не удалось застать греков врасплох, те успели собрать большое войско и первую битву на суше выиграли. В результате русичами было решено выиграть войну морскими сражениями. Но и этого не получилось. Византийские корабли при помощи специальной зажигательной смеси начали жечь русские суда с помощью нефти. Русские войны были просто поражены этим оружием и восприняли его, как небесное. Армии пришлось вернуться в Киев.

    Через два года, в 943 году, князь Игорь организует новый поход на Византию. На этот раз армия была еще больше. Помимо русского войска были приглашены наемные отряды, которые состояли из печенегов и варяг. Войско двинулось к Византии по морю и по суше. Новые походы обещали быть успешными. Но внезапной атаки не получилось. Представители города Херсонес успели доложить византийскому императору, что новое многочисленное русское войско надвигается на Константинополь. На этот раз греки решили избежать сражения и предложили новый мирный договор. Киевский князь Игорь, посовещавшись со своей дружиной, принял условия мирного договора, которые были идентичны с условиями договора, подписанного византийцами с Олегом. На этом византийские походы были завершены.

    Конец правления князя Игоря

    Согласно записям в летописях, в ноябре 945 года Игорь собрал дружину и двинулся к древлянам для сбора дани. Собрав дань, он отпустил большую часть войска и с небольшой дружиной отправился в город Искоростень . Целью этого визита было требование дани лично для себя. Древляне были возмущены и задумали убийство. Вооружив войско, они двинулись в путь навстречу князю с его дружиной. Так произошло убийство киевского правителя. Его тело было погребено недалеко от Искоростеня. По легенде убийство отличалось крайней жестокостью. Его привязали по рукам и ногам к склоненным деревьям. Затем деревья отпустили… Так завершилось правление князя Игоря…