Билеты для подготовки к огэ по химии. Готовимся к гиа по химии

Теоретический материал к заданиям ОГЭ по химии

1.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.

Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.

Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.

Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.

Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z .

Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

2.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

По периоду

(слева направо )

По группе

(сверху вниз↓)

Заряд ядра

Число электронных слоев

Число валентных электронов

Возрастает

Не изменяется

Возрастает

Возрастает

Возрастает

Не изменяется

    Радиусы атомов

    Металлические свойства

    Восстановительные свойства

    Основные свойства оксидов и гидроксидов

Убывают

Возрастают

    Электоотрицательность

    Неметаллические свойства

    Окислительные свойства

    Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

Возрастают

Убывают


3.

Строение молекул.

Химическая связь:

ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая

Ковалентная неполярная связь образуется между одинаковыми атомами неметаллов (то есть, с одинаковым значением электроотрицательности).

Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных неметаллов (с разным значением электроотрицательности).

Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и неметаллов и в солях аммония! (NH 4 Cl , NH 4 NO 3 и т.д.)

Металлическая связь - в металлах и сплавах.

Длина связи определяется:

    радиусом атомов элементов: чем больше радиусы атомов, тем больше длина связи;

    кратностью связи (одинарная длиннее, чем двойная)

4.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов

Степень окисления – условный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения, что все связи в молекуле – ионные.

Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления.

Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления.

Валентностью называют число химических связей, которые образует атом в химическом соединении. Часто значение валентности совпадает численно со значением степени окисления.

Различия в значениях степени окисления и валентности

Степень окисления

Валентность

Простые вещества

O 0 2 H 0 2 N 0 2 F 0 2 Cl 0 2 Br 0 2 I 0 2

O II 2 H I 2 N III 2 F I 2 Cl I 2 Br I 2 I I 2

Соединения азота

HN +5 O 3

N 2 +5 O 5

N -3 H 4 Cl

HN IV O 3

N 2 IV O 5

N IV H 4 Cl (в ионе аммония)

5.

Простые и сложные вещества. Основные классы

неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

Сложные вещества – вещества, в состав которых входят атомы различных химических элементов.

Кислоты - сложные вещества , в состав которых обычно входят атомы водорода, способные замещаться на атомы металлов, и кислотный остаток: HCl , H 3 Р O 4

Основания – сложные вещества, в состав которых входят ионы металла и гидроксид-ионы ОН - : NaOH , Ca (OH ) 2

Соли средние – сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков (CaCO 3 ) . В составе кислых солей есть еще атом(-ы) водорода ( Ca ( HCO 3 ) 2 ) . В составе основных солей – гидроксид-ионы ((CuOH ) 2 CO 3 ) .

Оксиды – сложные вещества, в состав которых входят атомы двух элементов, один из которых обязательно кислород в степени окисления (-2). Оксиды классифицируются на основные, кислотные, амфотерные и несолеобразующие.

металлы со степенями окисления +3, + 4 и

Zn +2 , Be +2

    неметаллы

    металлы со степенями окисления +5, +6, +7

Оксиды CO , NO , N 2 O – являются несолеобразующими.

6.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии

Химические реакции – явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества.

Признаки протекания химической реакции – выделение света и тепла, образование осадка, газа, появление запаха, изменение цвета.

Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe +2 HCl FeCl 2 (1+2+1=4)

Классификация химических реакций

По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:

Соединения А+В = АВ

Разложения АВ = А+ В

Замещения А + ВС = АС + В

Обмена АВ + С D = AD + CB

Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.

По изменению степеней окисления химических элементов:

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР

Реакции замещения – это всегда ОВР.

Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов. !Реакции обмена всегда не ОВР.

По поглощению и выделению энергии:

    экзотермические реакции идут с выделением тепла (это все реакции горения, обмена, замещения, большинство реакций соединения);

    эндотермические реакции идут с поглощением тепла (реакции разложения)

По направлению процесса : обратимые и необратимые.

По наличию катализатора : каталитические и некаталитические.

7.

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.

Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н +

Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН -

Соли средние - электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка.

Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный

8.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода (или другое малодиссоциирующее вещество)

В ионных уравнениях в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов.

Правила составления ионных уравнений:

    составить молекулярное уравнение реакции ;

    проверить возможность протекания реакции ;

    отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);

    записать полное ионное уравнение реакции;

    вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;

    переписать сокращённое ионное уравнение.

9.

Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu , Hg , Ag , Au , Pt с кислотами не реагируют.

Но: Cu , Hg , Ag реагируют с HNO 3 конц, разбавл. , H 2 SO 4конц.

Ме ( Cu , Hg , Ag ) +

HNO 3 конц,

Ме NO 3 + NO 2 + H 2 O

HNO 3 разбавл.

Ме NO 3 + NO + H 2 O

H 2 SO 4конц.

Ме SO 4 + SO 2 + H 2 O

!!! HNO 3 конц, , H 2 SO 4конц. пассивируют Fe , Al , С r (при н.у.))

Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.

Неметаллы реагируют с металлами и между собой.

H 2 +Ca →CaH 2

N 2 + 3Ca → Ca 3 N 2

N 2 + O 2 ↔ 2 NO

S + O 2 SO 2

N 2 + 3H 2 → 2NH 3

2P + 3Cl 2 → 2PCl 3 или 2P + 5Cl 2 → 2PCl 5

Галогены

1) реагируют со щелочами:

Cl 2 + 2 NaOH NaCl + NaClO + H 2 O (в холодном растворе)

3 Cl 2 + 6 NaOH NaCl + 5 NaClO 3 + H 2 O (в горячем растворе)

2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из их галогенидов. вытесняет нижестоящий галоген из галогенида.

Cl 2 + 2 KBr Br 2 + 2 KCl , но Br 2 + KCl

3) 2 F 2 + O 2 → 2 O +2 F 2 (фторид кислорода)

4) Запомнить: 2 Fe + 3 Cl 2 → 2 Fe +3 Cl 3 и Fe + 2 HCl Fe +2 Cl 2 + H 2

Свойства металлов

Средней активности

Неактивные

Cu , Hg , Ag , Au , Pt

1. + H 2 O Me * OH + H 2 (н.у.)

2.+ неметаллы

(!2 Na + O 2 Na 2 O 2 - пероксид)

3.+ кислоты

1.+ Н 2 О ( t 0 ) → MeO + H 2

2.+ неметаллы (кроме N 2 )

3. +кислоты

4. + соль (раств.),

5. Ме 1 +Ме 2 О (если Ме 1 g , Al )

1. (только Cu , Hg )

+ О 2 (при t 0 )

2. (только Cu , Hg ) + Cl 2 (при t 0 )

3. + соль (раств.), если Ме более акт., чем в соли

10.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных

Химические свойства оксидов

Обозначим активные металлы (Me *): Li , Na , K , Rb , Cs , Fr , Ca , Sr , Ba , Ra .

Металлы, образующие амфотерные соединения, обозначим Ме А (Zn , Be , Al )

1.+ Н 2 О

2. + кислоты (Н CI и др.)

3.+ЭО

4.+ Me A O

5.+ Me A O Н

1. + кислоты (Н CI и др.)

2. +восстановители:

С, СО, Н 2 , Al

3. MgO + Э O

1.+ кислоты (Н CI и др.)

2.+ Me * O

3.+ Me * O Н

4. +восстановители:

С, СО, Н 2 , Al

5. ZnO + Э O

1.+ Н 2 О

2. + Me*O

+MgO

+ZnO

3.+ Me*O Н

4. ЭО нелетуч + Соль → ЭО летуч. + соль

Некоторые особенности: 2 Mg + SiO 2 Si + 2 MgO

4 HF + SiO 2 SiF 4 + 2 H 2 O (плавиковая кислота «плавит» стекло)

11.

Химические свойства кислот, оснований

Химические свойства КИСЛОТ:

  1. Взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: CaO + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O ZnO+2HNO 3 =Zn(NO 3 ) 2 +H 2 O

  2. Взаимодействуют с основаниями и амфотерными гидроксидами с образованием соли и воды (реакция нейтрализации):

NaOH + HCl(разб.) = NaCl + H 2 O

Zn (OH ) 2 + H 2 SO 4 = ZnSO 4 +2 H 2 O

    Взаимодействуют с солями

А) если выпадает осадок или выделяется газ:

BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2HCl

CuS + H 2 SO 4 = Cu SO 4 + H 2 S

Б) сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей (если в реакционной системе мало воды):

2K N O 3тв. + H 2 SO 4конц. =K 2 SO 4 + 2 HN O 3

    С металлами:

А) металлы, стоящие в ряду активности до водорода, вытесняют его из раствора кислоты (кроме азотной кислоты HNO 3 любой концентрации и концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 )

Б) с азотной кислотой и концентрированной серной кислотами реакция идёт иначе (см. свойства металлов)

12.

Химические свойства солей

Химические свойства СОЛЕЙ :

    Соль раств. + Соль раств. → если образуется ↓

    Соль раств. + основание раств. → если образуется ↓или (NH 3 )

    Соль . + кислота . → если образуется ↓или

    Соль раств. + Ме → если Ме более активен, чем в соли, но не Ме*

    Карбонаты, сульфиты образуют кислые соли

! CаCO 3 + CO 2 2 О → Cа(НCO 3 ) 2

6. Некоторые соли разлагаются при нагревании:
1. Карбонаты, сульфиты и силикаты(кроме щелочных металлов) CuCO
3 =CuO+CO 2

2. Нитраты (разных металлов разлагаются по-разному)

t o

MeNO 3 MeNO 2 + O 2

Li , металлов средней акт., Cu

MeNO 3 MeO + NO 2 + O 2

металлов неактивных, кроме Cu

MeNO 3 Me + NO 2 + O 2

NH 4 NO 3 → N 2 O + 2H 2 O
NH
4 NO 2 → N 2 + 2H 2 O

13.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ.

Чистые вещества и смеси

Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Смеси - это физические сочетания чистых веществ.
Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ) и неоднородными.

Разделить смеси можно, используя их физические свойства:

    Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет

    Песок и др. нерастворим в воде

    Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды

    Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки

Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:

    Работать с едкими веществами надо в перчатках

    Получение таких газов, как SO 2 , Cl 2 , NO 2 , надо проводить только под тягой

    Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне

    При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-45 0

14.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с

помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

Получение газов

Уравнение реакции получения

Проверка

Как собирать

O 2

2KMnO 4 → K 2 MnO 4 +MnO 2 +O 2 (2 2NH 4 Cl+Ca(OH) 2 → CaCl 2 +2NH 3 +2H 2 O (t 0 )

Синеет влажная лакмусовая бумажка

Примечание: Н 2 О(+) можно данный газ собирать методом вытеснения воды,

Н 2 О(-) нельзя собирать методом вытеснения воды

Лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин

Красный

Розовый

Бесцветный

Фиолетовый

Оранжевый

Бесцветный

Синий

Желтый

Малиновый

Т.е. для определения кислой среды нельзя использовать фенолфталеин!!!

Таблица определения ионов

Ag + (AgNO 3 )

Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.

Br -

Образуется желтоватый осадок

I -

Образуется желтый осадок

PO 4 3-

Образуется желтый осадок

SO 4 2-

Ba 2+ (Ba(NO 3 ) 2 )

Выпадает молочно-белый осадок, нераств. ни в кислотах, ни в щелочах

CO 3 2-

H + (HCl )

Бурное выделение газа СО 2

NH 4 +

OH - (NaOH )

Появление запаха NH 3

Fe 2+

Зеленоватый осадок↓, буреющий

Fe 3+

Бурый осадок↓

Cu 2+

Голубой ↓гелеобразный

Al 3+

Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется

Zn 2+

Ca 2+

CO 3 2- (Na 2 CO 3 )

Белый осадок CaCO 3

15.

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе

Массовая доля химического элемента в общей массе соединений равна отношению массы данного элемента к массе всего соединения (выражают в долях единицы или в процентах)

ω = n Ar (хэ)/ Mr (вещества)(×100%)

Вариант

контрольных измерительных материалов для подготовки

к государственной (итоговой) аттестации

по ХИМИИ обучающихся, освоивших

основные общеобразовательные программы основного

общего образования.

Данный тренировочный тест рассчитан для выпускников 9 классов, собирающихся сдавать ОГЭ по предмету химия.

Цель : проверка знаний по химии за курс основной школы, выявить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.

Уровень сложности : базовый, повышенный, высокий

Составитель:Самарченко Наталья Васильевна учитель химии и биологии –высшей кактегории

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, содержащих 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий. К каждому заданию (1–15) дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

(16–19) состоит из 4 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.

Часть 2 включает 3 задания (20, 21, 22), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.

Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале: 0-7 баллов – «2», 9-14 баллов «3»; 15-19 баллов «4»; 20-22 балла «5».

При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

К каждому из заданий 1–15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

1 . Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно?

2. От кислотных к амфотерным меняются свойства оксидов в ряду?

1) CaO → SiO 2 → SO 3

2) CO 2 → Al 2 O 3 → MgO

3) SO 3 → P 2 O 5 → Al 2 O 3

4) Na 2 O → MgO → Al 2 O 3

3. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

4. Такую же степень окисления, как и в SO 3 , сера имеет в соединении

5. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются?

  1. CO 2 , (NH 4) 2 S

6. К химическим явлениям относится процесс?

    Засахаривание варенья

    Образование накипи в чайнике

    Испарение воды

    Превращение воды в лед

7. 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль

    Фосфата натрия

    Нитрата алюминия

    Хлорида железа (III)

    Гидроксида кальция

8. Какое уравнение соответствует реакции обмена?

  1. 2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O

    2HCl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H 2 O

    Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

9. И натрий, и медь при комнатной температуре реагируют с

    Гидроксидом натрия

    Водородом

    Азотной кислотой

10. Химическая реакция возможна между?

    Оксидом бария и гидроксидом натрия

    Оксидом бария и водой

    Оксидом кремния и водой

    Оксидом кремния и соляной кислотой

11 . Кислород не реагирует с

    Оксидом углерода (IV)

    Сероводородом

    Оксидом фосфора (III)

    аммиаком

12. В реакцию с соляной кислотой вступает

    оксид магния

    сероводород

    сульфат бария

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Минеральная вода является чистым веществом.

Б. Духи являются смесью веществ.

1) верно только А

2 ) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Какому из веществ соответствует общая формула C n H 2 n

15. Чему равнамассовая доля кислорода в азотной кислоте?

При выполнении заданий 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.

16. В ряду химических элементов Si – P – S

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойства

Ответ: ___________.

17. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к нефти:

    Жидкость без запаха

    Не растворяется в воде

    Имеет определенную температуру кипения

    Ее компоненты служат пищей для некоторых бактерий

    Растворяется в воде

Ответ: ___________.

18. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени

окисления восстановителя в ней.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) Fe 2 O 3 + CO →Fe + CO 2

1) Э -1 → Э 0

Б) Al 2 S 3 + HNO 3 → Al 2 (SO 4) 3 + NO 2 + H 2 O

2) Э +3 → Э +2

В) HNO 2 + HI →I 2 +NO + H 2 O

3) Э +5 → Э +4

4) Э +2 → Э +4

5) Э -2 → Э +6

Ответ:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) H 2 S + O 2 →

Б) H 2 SO 3 + Na 2 O →

2) → SO 2 + H 2 O

В) H 2 SO 4 + NaOH →

3) → Na 2 SO 4 + Н 2

4)→ Na 2 SO 4 + H 2 O

5)→ Na 2 SO 3 + H 2 O

Ответ:

Часть 2

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

21.

22.

процессе его распознавания.

Система оценивания экзаменационной работы по химии

Части 1 и 2

Верное выполнение каждого задания Части 1 (1–15) оценивается1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

З адание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях 16-17 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задание ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Задание 18-19 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлено 2 соответствия из 3, оценивается в 1 балл. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

задания

ответ

задания

ответ

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно

осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте

сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2ZnS + 3O 2 = 2ZnO + 2SO 2

2) ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

3) ZnCl 2 + 2KOH = Zn(OH) 2 + 2KCl

4) Составлено сокращенное ионное уравнение для третьего превращения:

Zn +2 + 2OH - = Zn(OH) 2

Критерии оценивания

Баллы

Правильно записаны 3 уравнения реакций.

Правильно записаны 2 уравнения реакций.

Правильно записано 1 уравнение реакции.

Максимальный балл

21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) Составлено уравнение реакции:

СО 2 + Ba(OH) 2 = BaCO 3 + H 2 O

2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида бария, содержащегося в растворе:

m(Ba(OH) 2) = m (p-pa) . w/100 = 171 . 0,05 =8,55

n(Ba(OH) 2) = m(Ba(OH) 2) /M(Ba(OH) 2) = 8,55/171 = 0,05моль

3) Определен объем углекислого газа, вступившего в реакцию:

По уравнению реакции n(СО 2) = n(Ba(OH) 2) = 0,05 моль

V(СО 2) = n(СО 2) . V m = 0,05 . 22,4 = 1,12л

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное

вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и

последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.

Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

процессе его распознавания.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Определен состав вещества и записано его название:

1) CuO – оксид меди (II).

Составлены 2 уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:

2) CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

3) CuCl 2 + 2AgNO 3 → Cu(NO 3) 2 + 2AgCl ↓

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

■ Есть ли гарантия, что после занятий с вами мы сдадим ОГЭ по химии на нужный балл?

Более 80% девятиклассников, прошедших у меня полный курс подготовки к ОГЭ и регулярно выполнявших домашние задания, сдали этот экзамен на отлично! И это при том, что еще за 7-8 месяцев до экзамена многие из них не могли вспомнить формулу серной кислоты и путали таблицу растворимости с таблицей Менделеева!

■ Уже Январь, знания по химии - на нуле. Уже слишком поздно или все-таки есть шанс сдать ОГЭ?

Шанс есть, но при условии, что ученик готов серьезно работать! Меня не шокирует нулевой уровень знаний. Более того, большая часть девятиклассников готовятся к ОГЭ . Но нужно понимать, что чудес не бывает. Без активной работы ученика знания "сами собой" в голове не уложатся.

■ Подготовка к ОГЭ по химии - это очень тяжело?

Прежде всего, это очень интересно! Я не могу назвать ОГЭ по химии сложным экзаменом: предлагаемые задания достаточно стандартны, круг тем известен, критерии оценки "прозрачны" и логичны.

■ Как устроен экзамен ОГЭ по химии?

Существует два варианта ОГЭ: с экспериментальной частью и без нее. В первом варианте школьникам предлагается 23 задания, два из которых связаны с практической работой. На выполнение работы отводится 140 минут. Во втором варианте 22 задачи необходимо решить за 120 минут. 19 заданий требуют лишь краткого ответа, остальные - развернутого решения.

■ Как (технически) можно записаться на ваши занятия?

Очень просто!

  1. Позвоните мне по телефону: 8-903-280-81-91 . Звонить можно в любой день до 23.00.
  2. Мы договоримся о первой встрече для предварительного тестирования и определения уровня группы.
  3. Вы выбираете удобное для вас время занятий и размер группы (индивидуальные уроки, занятия в паре, мини - группы).
  4. Все, в назначенное время начинается работа.

В добрый путь!

А можно просто воспользоваться на этом сайте.

■ Как лучше готовиться: в группе или индивидуально?

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Занятия в группах оптимальны по соотношению цена - качество. Индивидуальные уроки допускают более гибкое расписание, более тонкую "настройку" курса под нужды конкретного ученика. После предварительного тестирования я порекомендую вам лучший вариант, но окончательный выбор - за вами!

■ Выезжаете ли вы на дом к ученикам?

Да, выезжаю. В любой район Москвы (включая районы за МКАД) и в ближнее Подмосковье. На дому у учеников можно проводить не только индивидуальные, но и групповые занятия.

■ А мы живем далеко от Москвы. Что делать?

Заниматься дистанционно. Скайп - наш лучший помощник. Дистанционные занятия ничем не отличаются от очных: та же методика, те же учебные материалы. Мой логин: repetitor2000. Обращайтесь! Проведем пробное занятие - увидите, насколько все просто!

■ Когда можно начать занятия?

В принципе, в любое время. Идеальный вариант - за год до экзамена. Но даже если до ОГЭ осталось несколько месяцев, обращайтесь! Возможно, остались свободные "окна", и я смогу предложить вам интенсивный курс. Звоните: 8-903-280-81-91!

■ Гарантирует ли хорошая подготовка к ОГЭ успешную сдачу ЕГЭ по химии в одиннадцатом классе?

Не гарантирует, но в большой степени способствует этому. Фундамент химии закладывается именно в 8-9 классах. Если школьник хорошо освоит базовые разделы химии, ему будет гораздо легче учиться в старших классах и готовиться к ЕГЭ. Если вы планируете поступление в ВУЗ с высоким уровнем требований по химии (МГУ, ведущие медицинские ВУЗы), начинать подготовку следует не за год до экзамена, а уже в 8-9 классах!

■ Насколько сильно ОГЭ-2019 по химии будет отличаться от ОГЭ-2018?

Никаких изменений не планируется. Сохраняются два варианта экзамена: с практической частью или без нее. Количество заданий, их тематика, система оценивания сохраняются такими, какими были в 2018 году.

Типовые задания по химии ОГЭ

В демонстрационном варианте огэ по химии 2018 года первые 15 заданий являются тестовыми и в ответе на вопрос необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.

Помните, вы всегда можете записаться к . У нашем учебном центре работают лучшие специалисты!

Задание 1

Атом, изображенный на рисунке, имеет 9 электронов, распределенных по двум электронным уровням, значит он находится во втором периоде таблицы Менделеева и имеет порядковый номер 9. Этот атом — фтор.

Ответ: фтор

Задание 2 в ОГЭ по химии

Неметаллические свойства увеличиваются с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне и с уменьшением числа энергетических уровней. То есть слева направо в периоде и снизу вверх в группе. Алюминий, фосфор и хлор находятся в одном периоде и расположены слева направо.

Ответ: алюминий — фосфор — хлор

Задание 3

Ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, металлическая — между металлами, ковалентная — между неметаллами. Ковалентная связь подразделяется на полярную и неполярную. Неполярная связь образуется между двумя одинаковыми атомами, как, например, в молекуле фтора F-F. А полярная образуется между разными атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности.

Ответ: ковалентная неполярная

ОГЭ по химии задание 4

В соединениях Na 3 N, NH 3 , NH 4 Cl азот имеет степень окисления -3. В HNO2 его степень окисления — +3.

Ответ: HNO 2

Задание 5

Цинк является амфотерным металлом, который образует амфотерные оксиды и гидроксиды. Поэтому ZnO — амфотерный оксид. Na 2 SO 4 — это соль, состоящая из катионаNa + и аниона SO 4 2-

Ответ: амфотерным оксидом и солью

Задание 6

Реакция между оксидом меди и водородом: CuO + H 2 = Cu + H 2 O

CuO — это порошок черного цвета, образующаяся медь будет иметь красный цвет. Таким образом, в результате реакции будет наблюдаться изменение цвета.

Ответ: изменение цвета

Задание 7 в ОГЭ по химии

Напишем уравнение диссоциации для каждого из веществ:

Н 2 SО 4 = 2Н + + SО 4 2-

1 моль серной кислоты диссоциирует на 2 иона водорода и 1 сульфат ион.

(NH 4 ) 2 S = 2NH 4 + + S 2-

1 моль сульфида аммония диссоциирует на 2 иона аммония и 1 сульфид ион.

BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl —

1 моль хлорида бария диссоциирует на 1 иона бария и 2 хлорид иона

CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-

1 моль сульфата меди диссоциирует на 1 ион меди и один сульфат ион, то есть одинаковое число молей анионов и катионов.

Ответ: CuSO 4

Задание 8

MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 = реакция не идет, т.к. не образуется газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Na 2 CO3 + CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl В результате реакции выпадает осадок

NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 + H 2 O В результате реакции выделяется газ

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 В результате реакции выпадает осадок

Ответ: NH 4 Cl и NaOH

Задание 9

Cl 2 + H 2 = 2HCl

Ca + O 2 = CaO

N 2 + H 2 O = не реагируют

Fe + S = FeS

Ответ: азот и вода

Задание 11 по химии ОГЭ

В реакцию с соляной кислотой вступает только нитрат серебра:

AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3

С нитратом бария реакция идти не будет, так как не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Соляная кислота не реагирует с металлами, находящимися в ряду напряжений металлов после водорода, с оксидом кремния реакция также не пойдет

Ответ: нитрат серебра

Задание 12

Нитрат меди не будет вступать в реакцию с хлоридом натрия и сульфатом натрия, поскольку в обеих реакциях не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение.

А сульфид натрия с нитратом меди будет реагировать по следующей схеме:

Na 2 S + Cu(NO 3 ) 2 = CuS↓ + 2NaNO 3

Ответ: только Na 2 S

Задание 13 в ОГЭ по химии

Разбитый ртутный термометр и вытекшую ртуть ни в коем случае нельзя просто так выбрасывать в мусорное ведро. Следует собрать ртуть в стеклянную банку с плотной крышкой, а стеклянный термометр упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет. А не верно.

Соли тяжелых металлов (в том числе и свинца) имеют токсичные свойства, поэтому не рекомендуется покрывать им игрушки и посуду.

Ответ: только Б

Задание 14

Окислителем в реакциях является элемент, который принимает электроны, то есть понижает степень окисления.

В первой реакции сера имеет степень окисления -2 в левой части и 0 в правой — то есть повышает степень окисления и является восстановителем.

Во второй реакции сера понижает степень окисления от 0 до -2 и является окислителем.

В третьей реакции сера понижает степень окисления от +2 до +3 и является восстановителем.

В четвертой реакции сера понижает степень окисления от 0 до +3 и является восстановителем.

Ответ: 3S + 2Al = Al 2 S 3

Задание 15 в ОГЭ по химии

Фосфат аммония — (NH 4 ) 3 PO 4

Его молярная масса — 149 г/моль

Массовая доля азота в нем = 100%*14*3/149 = 28%

Массовая доля кислорода = 100%*16*4/149 = 43%

Массовая доля фосфора = 100%*32/149 = 21%

Массовая доля водорода = 100%*1*12/149 = 8%

Ответ: 4

ОГЭ по химии 2 часть

В тестовой части в ОГЭ за 9 класс по химии задания 16-19 являются вопросами, в ответе на которые необходимо записать правильную последовательность нескольких цифр. Задания демонстрационного варианта 2018:

Задание 16

Магний и кремний располагаются в таблице Менделеева в третьем периоде, а значит имеют три электронных слоя в атомах (1) и значения их электроотрицательности меньше, чем у фосфора (4), так как фосфор находится правее в периоде и проявляет более выраженные неметаллические свойства, чем магний и кремний.

Ответ: 14

Задание 17 в ОГЭ по химии

Этанол, или этиловый спирт, имеет формулу — С 2 Н 5 ОН. В нем два атома углерода, нет двойных связей. Этанол сгорает с образованием углекислого газа и воды. 1,2,5 — не верны.

Этанол — это хорошо растворяющаяся при нормальных условиях в воде жидкость. 3 — верно.

Спирты, к которым относится этанол, вступают в реакцию замещения с щелочными металлами (4).

Ответ: 34

Задание 18

Na 2 CO 3 и Na 2 SiO 3 можно распознать с помощью кислоты:

Na 2 CO 3 + HCl = NaCl + CO 2 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + HCl = NaCl +H 2 SiO 3 ↓

K 2 CO 3 и Li 2 CO 3 можно распознать с помощью K 3 PO 4 :

K 2 CO 3 + K 3 PO 4 = реакция не идет

3Li 2 CO 3 + 2K 3 PO 4 = 2Li 3 PO 4 ↓ + 3K 2 CO 3

Na 2 SO 4 и NaOH можно распознать с помощью CuCl 2 :

Na 2 SO 4 + CuCl 2 = реакция не идет

2NaOH+ CuCl 2 =Cu(OH)2↓ + 2NaCl

Ответ: 241

ОГЭ по химии 19 задание

Сера может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой:

2H 2 SO 4(конц.) + S = 3SO 2 + 2H 2 O

И с кислородом:

S + O 2 = SO 2

Оксид цинка – амфотерный оксид, поэтому может взаимодействовать и с кислотами и с основаниями:

ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

ZnO +NaOH + H 2 O = Na 2

Хлорид алюминия может взаимодействовать с нитратом серебра и гидроксидом калия:

AlCl 3 + 3AgNO 3 + = Al(NO 3 ) 3 + 3AgCl ↓

3KOH+AlCl 3 =3KCl+Al(OH) 3 ↓

Ответ: 423

Ответ на задания 20-23/24 демонстрационного варианта по химии огэ 2018 года предполагает развернутый ответ.

Задание 20

Сначала необходимо расставить степени окисления и найти элементы, которые меняют степень окисления. Для данной реакции — это йод и сера.

Уравнения электронного баланса будут следующими:

S +6 + 8ē = S –2

Сера принимает электроны, следовательно, является окислителем

2I –1 – 2ē → I 2 0

Йод отдает электроны — является восстановителем

Затем необходимо “уравнять” электронные полуреакции, умножив первое уравнение на 4:

S +6 + 8ē = S –2 |*4

2I –1 – 2ē → I 2 0 |*1

8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

Задание 21 в ОГЭ по химии

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции:

AgNO 3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO 3

n (AgCl) = m(AgCl)/M(AgCl) = 8,61г/143,5г/моль = 0,06 моль

Количество прореагировавшего нитрата серебра по уравнению реакции равно количеству выпавшего в осадок хлорида серебра. Далее нужно найти массу нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:

m(AgNO 3 ) = n(AgNO 3 ) · M(AgNO 3 ) = 0,06 моль * 170 г/моль = 10,2 г

Массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO 3 ) = m(AgNO 3 ) / m(р-ра) = 100% * 10,2г / 170г = 6%

В первой экзаменационной модели ОГЭ 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент, задание 23 демонстрационного варианта выглядит следующим образом:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Вторая экзаменационная модель ОГЭ по химии 2018 содержит реальное экспериментальное задание и содержит задания 22 и 23. Задание 22 является теоретической частью для выполнения задания 22.

Задание 22 в ОГЭ по химии

Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Либо:

CuSO 4 → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Реакции, которые соответствуют этой схеме:

1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓

В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.

2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет: Fe 2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Задание 23

Ответ на задание 23 оценивается по двум критериям:

Критерий 1 оценивает соответствие проведенных реакций составленной в задании 22 схеме и описанию изменений, происходящими с веществами:

В результате первой реакции Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ медь красного цвета выпадает в осадок, кроме того исчезает голубая окраска раствора, характерная для CuSO 4

В результате второй реакции FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 гидроксид железа (II) выпадает в осадок серо-зелёного цвета.

Также в ответе на это задание необходимо сделать вывод о свойствах веществ и о том, какие реакции были проведены:

Первая реакция — окислительно-восстановительная реакция, в которой происходит замещение более активным металлом (железом) катиона менее активного металла (Cu 2+ ). Вторая реакция — это реакция ионного обмена между солью и щелочью, в результате которой выпадает осадок.

Критерий 2 оценивает соблюдение общепринятых правил техники безопасности при лабораторной работе: умение безопасной работы с химическим оборудованием и веществами, например, при отборе нужного количества реактива.

Задание 1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Задание 2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Задание 3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Задание 4.

Задание 5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 1

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Как определить число электронов, протонов и нейтронов в атоме?

  1. Число электронов равно порядковому номеру и числу протонов.
  2. Число нейтронов равно разности между массовым числом и порядковым номером.

Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.

  1. Порядковый номер равен числу протонов и электронов, заряду ядра.
  2. Номер А - группы равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

Максимальное число электронов на уровнях.

Максимальное число электронов на уровнях определяется по формуле N= 2· n 2 .

1 уровень – 2 электрона, 2 уровень – 8, 3 уровень - 18, 4 уровень – 32 электрона.

Особенности заполнения электронных оболочек у элементов А и В групп.

У элементов А - групп валентные (внешние) электроны заполняют последний слой, а у элементов В - групп – внешний электронный слой и частично предвнешний слой.

Степени окисления элементов в высших оксидах и летучих водородных соединениях.

Группы

VIII

С.О. в высшем оксиде = + № гр

Высший оксид

R 2 О

R 2 О 3

RО 2

R 2 О 5

RО 3

R 2 О 7

RО 4

С.О. в ЛВС = № гр - 8

ЛВС

Н 4 R

Н 3 R

Н 2 R

Строение электронных оболочек ионов.

У катиона – меньше электронов на величину заряда, у анионов - больше на величину заряда.

Например:

Сa 0 - 20 электронов, Сa2 + - 18 электронов;

S 0 – 16 электронов, S 2- - 18 электронов.

Изотопы.

Изотопы - разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число электронов и протонов, но разную массу атома (разное число нейтронов).

Например:

Элементарные частицы

Изотопы

40 Ca

42 Ca

Обязательно уметь по таблице Д.И. Менделеева определять строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов.

Предварительный просмотр:

http://mirhim.ucoz.ru

А 2. В 1.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы .

Атомный (порядковый) номер химического элемента равен числу протонов и электронов, заряду ядра.

Номер периода равен числу заполняемых электронных слоёв.

Номер группы (А) равен числу электронов на внешнем слое (валентных электронов).

Формы существования

химического элемента и их свойства

Изменения свойств

В главных подгруппах (сверху вниз)

В периодах

(слева направо)

Атомы

Заряд ядра

Увеличивается

Увеличивается

Число энергетических уровней

Увеличивается

Не изменяется = номер периода

Число электронов на внешнем уровне

Не изменяется = номеру периода

Увеличивается

Радиус атома

Увеличиваются

Уменьшается

Восстановительные свойства

Увеличиваются

Уменьшаются

Окислительные свойства

Уменьшается

Увеличиваются

Высшая положительная степень окисления

Постоянная = номеру группы

Увеличивается от +1 до +7 (+8)

Низшая степень окисления

Не изменяется =

(8-№ группы)

Увеличивается от -4 до -1

Простые вещества

Металлические свойства

Увеличивается

Уменьшаются

Неметаллические свойства

Уменьшаются

Увеличивается

Соединения элементов

Характер химических свойств высшего оксида и высшего гидроксида

Усиление основных свойств и ослабление кислотных свойств

Усиление кислотных свойств и ослабление основных свойств

Предварительный просмотр:

http://mirhim.ucoz.ru

А 4

Степень окисления и валентность химических элементов.

Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).

Правила определения степени окисления элемента в соединении:

  • С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.
  • Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.
  • Металлы имеют только положительную С.О.
  • С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.
  • С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.
  • С.О. атомов бора, алюминия +3.
  • С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).
  • С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF 2 +2 ).
  • С.О. атомов фтора всегда - 1.
  • Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.
  • Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.
  • Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.

* С.О. – степень окисления

Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.

Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп.

Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).

постоянные

переменные

ХЭ

валентность

ХЭ

валентность

H, Na, K, Ag, F

Cl, Br, I

I (III, V, VII)

Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn

Cu, Hg

II, I

Al, В

II, III

II, IV, VI

II, IV, VII

III, VI

I - V

III, V

C, Si

IV (II)

Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:

Формула

Валентности

С.О.

Структурная формула вещества

N III

N N

NF 3

N III, F I

N +3, F -1

F - N - F

NH 3

N III, Н I

N -3, Н +1

Н - N - Н

H 2 O 2

Н I, О II

Н +1, О –1

H-O-O-H

OF 2

О II, F I

О +2, F –1

F-O-F

*СО

С III, О III

С +2, О –2

Атом «С» передал в общее пользование два электрона, а более электроотрицательный атом «О» оттянул к себе два электрона:

У «С» не будет заветной восьмерки электронов на внешнем уровне – четыре своих и два общих с атомом кислорода. Атому «О» придется передать в общее пользование одну свою свободную электронную пару, т.е. выступить в роли донора. Акцептором будет атом «С».

Предварительный просмотр:

А3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь – это силы взаимодействия между атомами или группами атомов, приводящие к образованию молекул, ионов, свободных радикалов, а также ионных, атомных и металлических кристаллических решеток.

Ковалентная связь – это связь, которая образуется между атомами с одинаковой электроотрицательностью или между атомами с небольшой разницей в значениях электроотрицательности.

Ковалентная неполярная связь образуется между атомами одинаковых элементов – неметаллов. Ковалентная неполярная связь образуется, если вещество простое, например, O 2 , H 2 , N 2 .

Ковалентная полярная связь образуется между атомами разных элементов – неметаллов.

Ковалентная полярная связь образуется, если вещество сложное, например, SO 3 , H 2 O, НСl, NH 3 .

Ковалентная связь классифицируется по механизмам образования:

обменный механизм (за счёт общих электронных пар);

донорно-акцепторный (атом - донор обладает свободной электронной парой и передаёт её в общее пользование с другим атомом - акцептором, у которого имеется свободная орбиталь). Примеры: ион аммония NH 4 + , угарный газ СО.

Ионная связь образуется между атомами, сильно отличающимися по электроотрицательности. Как правило, когда соединяются атомы металлов и неметаллов. Это связь между разноименно зараженными ионами.

Чем больше разница ЭО атомов, тем связь более ионная.

Примеры: оксиды, галогениды щелочных и щелочноземельных металлов, все соли (в том числе соли аммония), все щёлочи.

Правила определения электроотрицательности по периодической таблице:

1) слева направо по периоду и снизу вверх по группе электроотрицательность атомов увеличивается;

2) самый электроотрицательный элемент – фтор, так как инертные газы имеют завершенный внешний уровень и не стремятся отдавать или принимать электроны;

3) атомы неметаллов всегда более электроотрицательны, чем атомы металлов;

4) водород имеет низкую электроотрицательность, хотя расположен в верхней части периодической таблицы.

Металлическая связь – образуется между атомами металлов за счет свободных электронов, удерживающих положительно заряженные ионы в кристаллической решетке. Это связь между положительно заряженными ионами металлов и электронами.

Вещества молекулярного строения имеют молекулярную кристаллическую решетку, немолекулярного строения – атомную, ионную или металлическую кристаллическую решетку.

Типы кристаллических решеток:

1) атомная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и неполярной связью (C, S, Si), в узлах решетки находятся атомы, эти вещества являются самыми твердыми и тугоплавкими в природе;

2) молекулярная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связями, в узлах решетки находятся молекулы, эти вещества обладают небольшой твердостью, легкоплавкие и летучие;

3) ионная кристаллическая решетка: образуется у веществ с ионной связью, в узлах решетки находятся ионы, эти вещества твердые, тугоплавкие, нелетучие, но в меньшей степени, чем вещества с атомной решеткой;

4) металлическая кристаллическая решетка: образуется у веществ с металлической связью, эти вещества обладают теплопроводностью, электропроводностью ковкостью и металлическим блеском.

Предварительный просмотр:

http://mirhim.ucoz.ru

А5. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Простые и сложные вещества.

Простые вещества образованы атомами одного химического элемента (водород Н 2 , азот N 2 , железо Fe и т.д.), сложные вещества - атомами двух и более химических элементов (вода H 2 O – состоит из двух элементов (водород, кислород), серная кислот H 2 SO 4 – образована атомами трёх химических элементов (водород, сера, кислород)).

Основные классы неорганических веществ, номенклатура.

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.

Номенклатура оксидов

Названия оксидов состоят из слов «оксид» и названия элемента в родительном падеже (с указанием в скобках степени окисления элемента римскими цифрами): CuO – оксид меди (II), N 2 O 5 – оксид азота (V).

Характер оксидов:

ХЭ

основный

амфотерный

несолеобразующий

кислотный

металл

С.О.+1,+2

С.О.+2, +3, +4

амф. Ме – Ве, Аl, Zn, Cr, Fe, Mn

С.О.+5, +6, +7

неметалл

С.О.+1,+2

(искл. Cl 2 O)

С.О.+4,+5,+6,+7

Основные оксиды образуют типичные металлы со С.О. +1, +2 (Li 2 O, MgO, СаО, CuO и др.). Основными называются оксиды, которым соответствуют основания.

Кислотные оксиды образуют неметаллы со С.О. более +2 и металлы со С.О. от +5 до +7 (SO 2 , SeO 2 , Р 2 O 5 , As 2 O 3 , СO 2 , SiO 2 , CrO 3 и Mn 2 O 7 ). Кислотными называются оксиды, которым соответствуют кислоты.

Амфотерные оксиды образованы амфотерными металлами со С.О. +2, +3, +4 (BeO, Cr 2 O 3 , ZnO, Al 2 O 3 , GeO 2 , SnO 2 и РЬО). Амфотерными называются оксиды, которые проявляют химическую двойственность.

Несолеобразующие оксиды – оксиды неметаллов со С.О.+1,+2 (СО, NO, N 2 O, SiO).

Основания (основные гидроксиды ) - сложные вещества, которые состоят из

Иона металла (или иона аммония) и гидроксогруппы (-OH).

Номенклатура оснований

После слова «гидроксид» указывают элемент и его степень окисления (если элемент проявляет постоянную степень окисления, то её можно не указывать):

КОН – гидроксид калия

Сr(OH) 2 – гидроксид хрома (II)

Основания классифицируют:

1) по растворимости в воде основания делятся на растворимые (щелочи и NH 4 OH) и нерастворимые (все остальные основания);

2) по степени диссоциации основания подразделяют на сильные (щелочи) и слабые (все остальные).

3) по кислотности, т.е. по числу гидроксогрупп, способных замещаться на кислотные остатки: на однокислотные (NaOH), двухкислотные , трехкислотные .

Кислотные гидроксиды (кислоты) - сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Кислоты классифицируют:

a) по содержанию атомов кислорода в молекуле - на бескислородные (Н C l) и кислородсодержащие (H 2 SO 4 );

б) по основности, т.е. числу атомов водорода, способных замещаться на металл - на одноосновные (HCN), двухосновные (H 2 S) и т.д.;

в) по электролитической силе - на сильные и слабые. Наиболее употребляемыми сильными кислотами являются разбавленные водные растворы HCl, HBr, HI, HNO 3 , H 2 S, HClO 4 .

Амфотерные гидроксиды образованы элементами с амфотерными свойствами.

Соли – сложные вещества, образованные атомами металлов, соединёнными с кислотными остатками.

Средние (нормальные) соли - сульфид железа(III).

Кислые соли - атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично. Они получаются при нейтрализации основания избытком кислоты. Чтобы правильно назвать кислую соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидро- или дигидро- в зависимости от числа атомов водорода, входящих в состав кислой соли.

Например, KHCO 3 – гидрокарбонат калия, КH 2 PO 4 – дигидроортофосфат калия

Нужно помнить, что кислые соли могут образовывать двух и более основные кислоты, как кислородсодержащие, так и бескислородные кислоты.

Основные соли - гидроксогруппы основания (OH ) частично замещены кислотными остатками. Чтобы назвать основную соль, необходимо к названию нормальной соли прибавить приставку гидроксо- или дигидроксо- в зависимости от числа ОН - групп, входящих в состав соли.

Например, (CuOH) 2 CO 3 - гидроксокарбонат меди (II).

Нужно помнить, что основные соли способны образовывать лишь основания, содержащие в своём составе две и более гидроксогрупп.

Двойные соли - в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами.

Смешанные соли - в их составе присутствует два различных аниона.

Гидратные соли (кристаллогидраты ) - в их состав входят молекулы кристаллизационной воды . Пример: Na 2 SO 4 ·10H 2 O.