Блокировка чувств и эмоций как сделать. Механизмы психологической защиты

Что такое Мнуши?

Мнуши - (Meditative Neirorelaxation Unique Somatic Healing Interaction) - авторское название практики с-тактильной нейрорелаксации в одежде, а так же групповых занятий по данной методике.

Россия, Германия, Бельгия, Израиль, Англия, Франция, Польша, Украина, Беларусь, Канада, Шотландия, США, Египет, Таиланд, ОАЭ, Япония - вот неполный перечень стран, где уже есть свои специалисты, практикующие Мнуши.

Мнуши - это тактильная коммуникация из особого состояния и сонастройки, которое обязательно задействует психоэмоциональную обратную связь.
Иногда выглядит, как пассивная физкультурная разминка: размять плечики, помять ладонь, спинку - слово "мять", "мнушить" и легло в основу этого слова, ставшего брендом школы.
Мнуши способны за минуты вернуть человеку гармоничное ресурсное состояние и настроение.

Слово Мнуши имеет свой талисман (улитка Мнуша), и приобрело такую популярность, что часто используется, как прилагательное.
Например: "мнушное" - значит, особо доброе, внимательное, чуткое, деликатное: люди, руки, улыбки, атмосфера.

Мнуши - это не столько сами прикосновения, сколько особенный подход к сессии, которая способна творить чудеса с вашим сознанием и телом за очень короткое время.

Её можно описать, как глубокий отдых через присутствие и помощь партнёра рядом - причем как проводящего, так и принимающего, что само по себе замечательно.

Мнуши задействуют ту область человеческих взаимоотношений, которая мало проявляется в физкультуре, гимнастике, йоге: взаимопомощь, взаимовыручка, вовлечение другого человека в живительный оздоровительный процесс.

А что такое нейрорелаксация?

Нейрорелаксаци я - мягкая телесная практика психоэмоциональной коррекции, использующая социальные (поддерживающие, успокаивающие, поглаживающие) прикосновения из состояния внимания и принятия, и медленные поглаживания, стимулирующие рецепторы с-тактильной (социальной) нервной системы, гармонизирующей эмоциональность и телесность.

Нейрорелаксация успокаивающе воздействует на самые базовые системы мозга (гормонально - лимбическую и рептильную), и возвращает человеку отождествленность со своим телом, создает новые нейронные связи.

Нейрорелаксация бывает с-тактильная, энергетическая, маслом, и с помощью тех или иных предметов.

Кроме того, это не только приятное и ни с чем не сравнимое присутствие в моменте , глубокий отдых для перезагрузки сознания, но и напоминание о языке человеческого общения - через прикосновение.

Снять усталость, стресс, раздражение, депрессию можно буквально за минуты, но это ещё не всё. Нейрорелаксация способна возвращать вам красоту, здоровье, гармонию, близость родных, и… самих себя.

Мы хотели бы, что бы практики нейрорелаксации стали таким же распространённым и приятным ежедневным досугом
в семьях, как совместный ужин или разговоры о том, как прошёл день. Чтобы муж и жена, родители и дети, друзья не чурались тактильного контакта и чаще выражали заботу и любовь друг другу целительным вниманием и умелыми приёмами нейрорелаксации.

Наш организм невероятно умный: дай ему отдых, и он починит сам себя от любой недугов. Наше Тело само распознает что нам вредно, а что полезно. Отдохнув от "шума головы", мы обретаем способность чётко и ясно мыслить, начинаем по-другому смотреть на житейскую суету.
Научиться этому очень просто!

Искреннее желание нашей школы - в кратчайшие сроки дать вам полезные навыки, чтобы вы смогли приступить к практике как можно быстрее и в процессе постигнуть детали и тонкости мастерства, необходимого всем, у кого есть тело

Почему в перчатках?

Для лучшего скольжения по одежде или ткани. Все практики нейрорелаксации (кроме работы с маслом) проводятся через одежду. Но на обнаженных участках кожи (руки, шея) лучше избегать прямого прикосновения к партнёру. Так отдыхающий лучше сконцентрирован на собственных ощущениях.

Как стать релаксологом?

Размораживание чувств.

Когда человек научился не реагировать на травму: чего ему это стоит?


Если в детстве ребенку пришлось туго, и по каким-то причинам рядом не оказалось человека, который бы помог пережить эти трудности, разделив чувства и эмоции ребенка, объяснив происходящее и дав свою защиту и утешение, - ребенок вынужден блокировать в себе те чувства, пережить которые пока не имеет ресурсов.

Так возникает пресловутое "замораживание" - полное отсутствие реакции в травматических обстоятельствах. Блокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением. Например, сжать зубы и не заплакать!

Механизм блокирования чувств.

Всем известно, что горе выражается слезами. Также всем известно, что нужно сделать, чтобы не заплакать: нужно сжать зубы покрепче, напрячь мышцы вокруг глаз, и дышать как можно менее глубоко. Чем поверхностнее дыхание - тем слабее доступ к любым чувствам вообще; полная остановка дыхания, очевидно, приведет к тому, что человек вскоре уже ничего не будет чувствовать. Ибо совсем ничего не чувствуют только мертвые. Тем не менее, столкновение с непереносимыми чувствами нередко вызывает затруднения, а то и ощутимую по времени остановку дыхания: об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/и т.п.»


Вообще-то подобное напряжение призвано предохранить человека от эмоций и чувств, которые он (по каким-то причинам и часто бессознательно) считает для себя непереносимыми или недозволенными. Эти чувства часто остаются неназванными и неузнанными, и, разумеется, всегда - непережитыми, отчего как будто консервируются в теле. Но и это ещё не всё: те области тела, которые оказались напряжены для того, чтобы не дать чувствам вырваться на волю, тоже лишаются тонкой чувствительности, становятся неспособны переживать удовольствие.

Механизм этого прост. Попробуйте сжать руку в кулак и проведите им по другой руке. Обратите внимание на ощущения в сжатой руке, опишите их для себя и запомните. Было ли в этом какое-нибудь удовольствие? А теперь разожмите кулак, расслабьте руку, сделайте её мягкой - и проведите ею по тому же месту. Сравните ощущения. В каком случае удовольствия больше?

Возникновение телесных блоков

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды - то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства - есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений. Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом. Привычно напряженные желваки на скулах - это цена за то, что «мальчики не плачут». Привычно напряженные плечи, втянутая в них шея - это попытка скрыть от себя самого и не чувствовать свой страх. Напряженный живот и заблокированные бедра - плата за возможность не чувствовать сексуальное возбуждение. Ну и так далее.

Чаще всего подобные телесные блоки возникают ещё в детстве, когда сознательные возможности переживания чувств ребенком ещё слабы: когда родители не пришли на помощь, а сам справиться не можешь, «законсервировать» опасное чувство до лучших времен выглядит весьма разумной стратегией. Правда, это сказывается на развитии тела, возникает так называемый «мышечный панцирь», который привычно защищает от определенных чувств, ну да тут о выживании речь: лучше в панцире, но живым.

К счастью, в отличие от типа телосложения, который изменить невозможно (да и не нужно, это же ваши сильные качества! ими нужно пользоваться и гордиться) - от этого мышечного панциря можно избавиться, вернуть чувствительность собственному телу. Эта дорога не всегда проста, но её осилит идущий.

Изучаем собственное тело

Это упражнение лучше всего делать, например, в душе, где вы могли бы исследовать всё своё тело без помех. Включите тёплую приятную воду, и, направляя её на разные участки своего тела, исследуйте всё богатство их ощущений. Делая это, можно доброжелательно поговорить с исследуемым участком: «Я рада тебе, моя правая лопатка, привет!» - не столь важно, что конкретно вы скажете, сколько намерение. Нужно обеспечить благожелательность самоисследования, чтобы оно проходило в атмосфере доброжелательного внимания, а не злобной инспекторской проверки.

Замечайте всё, что происходит при исследовании какого-либо участка: есть ли в нем чувствительность вообще? Вы заметите, что на разных участках чувствительность разная: где-то чувствуется каждая капелька воды, а где-то только общее давление или вообще ничего не чувствуется. Замечайте, что и как конкретно ощущается: только струи душа, или, может быть - внутренняя боль, напряжение? Как прогрессируют ощущения? Возможно, возникает желание сделать какое-либо движение? Какие эмоции вы испытываете, исследуя разные участки? Где-то будет чистая незамутненная радость узнавания своего тела, а где-то вы можете почувствовать раздражение, печаль или даже страх. Возможно, при исследовании каких-то участков всплывут воспоминания, придут на ум какие-либо образы - всё это (ощущения, движения, эмоции и воспоминания/образы) можно записать по выходу из душа, создать карту своего тела.

Почему эти телесные блоки опасны? Потому что именно они являются тем самым механизмом, который в итоге может привести к психосоматическим расстройствам. Не за месяц, и даже не за год... Но если год за годом заставлять себя не чувствовать и не реагировать, то раньше или позже упорство будет вознаграждено.

Но это не та награда, за которую стоит бороться.

В переводе с английского понятие «психологическая защита» означает систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:

Устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

Трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

Возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.

Родоначальником исследования психологической защиты является З.Фрейд, который рассматривал ее как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интернализированными социальными требованиями и запретами. Его дочь, Анна Фрейд усматривала в механизмах психологической защиты и способы разрешения внешних конфликтов, способы адаптации к социальному окружению. Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

- реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

- сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

- проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

- изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации. В этом смысле альтернативой психологической защиты может быть либо реальное вмешательств в ситуацию и преобразование ее. Либо, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный, адаптивный эффект психологической защиты в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. Исследуя данный аспект психологической защиты, Д.А.Леонтьев утверждает, что при существенном конфликте, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Следовательно, психологическая защита имеет ограниченную, вспомогательную роль на определенных этапах конфликтных ситуаций, но разрешает конфликт и не преобразует личность.

- Только у покойника нет проблем…

(с) моя бабуленька

- Странно… *опа есть, а слова такого нет


В детстве нам говорили: «Не плачь. Не дуйся. Чего раскричался? Ты что злишься? Плохо! Это все плохо! Хорошие дети так себя не ведут». И мы слушались своих родителей, мы им верили. Мы хотели быть хорошими детьми, потому что: «Ах, какой ты добрый! Как же мы тебя любим!» Мы очень-очень хотели, чтобы нас любили, мы очень нуждались в их любви.


Мы послушно выполняли их инструкции. Мы твердо усвоили, что хорошие чувства это хорошо, нас за это любят и хвалят. А плохие… Плохо. Только куда девать это «плохо»? Если оно есть в нас и постоянно лезет наружу?

И мы старательно затыкали и засовывали свои чувства обратно, запихивали, законопачивали, закрывали и продолжали быть хорошими. Не выплакивали горе и боль, когда этого требовал наш организм. Когда было больно и обидно.

Мы узнали, что наш выплеск гнева расстраивает маму, маму вызывают в школу, отчитывают, ругают и она начинает плакать. Мы, абсолютно любящие дети, и мы не могли допустить, чтобы любимый человек плакал из-за нас.

Мы терпели гнев, мы сдерживали гнев. Мы терпели боль, мы держали боль в себе. Мы испытывали обиду, но не показывали ее никому, мы скрывали обиду глубоко внутри.


Мы узнали, что наши чувства это плохо. И их нельзя показывать. Они никому не нравятся и никомуне нужны. За них ругают и за них перестают любить. И мы, со своими чувствами увы, становимся не нужны.

Такие какие мы есть - не нужны. Да. Слова нет, а опа есть…
Но, позвольте вас спросить. Что живое отличает от мертвого? Отличает живое от не живого?

Верно! Способность чувствовать. Чувствовать всю гамму своих ощущений, эмоций и чувств.

Чувствовать свои чувства.

Простим наших родителей, их родители так же блуждали в страстях своих чувств и не знали, как с ними обходится. И разрешим себе быть живыми.

Итак

Я живой? - Да.
Я имею право чувствовать? - Да.
Я имею право чувствовать всю гамму чувств, что заложено во мне природой? - Да.

Родители, запрещающие выражать мне мои чувства, были неправы? - Да.
Родители живые? - Да.
Родители имеют право на ошибку? - Да.
Нет разделения на плохие или хорошие чувства? - Да.
Есть неуместность и неумение проявлять свои чувства? - Да.
В моих ли силах научится распознавать, раскрывать и исцелять чувства? - Да. Да. Да.

Потратьте на разбор ваших заблокированных чувств достаточное и необходимое количество времени (это одно из проявлений любви и заботы к самому себе).

Разморозьте, разблокируйте свои чувства. Уже можно наконец-то признать себя живым.

Я жив и имею право чувствовать.

Я чувствую итаким меня сотворила природа.

Как можно отвергать то, что было задумано и дано?

Начните с самого ужасного чувства, например, злости или гнева. Начните с того, что вам больше всего не нравится в себе. Трусость? Страх? Обидчивость?

Исцелите это чувство, просто признав , что оно у вас есть. Это 90% исцеления. Просто признать, что это чувство у вас есть. И вы не плохой, не гадкий, когда злитесь или боитесь. Вы просто живой и чувствующий.

Представьте чувство отдельным от себя существом, которое живет в вас. Путем признания, вы выказываете уважение к части себя и вы даете чувству сообщить вам, что оно хочет, к чему призывает, от чего бережет вас и что хочет сообщить.

Текст примерно следующий, но вы можете составить личное обращение к своему отвергнутому чувству:

Мой гнев. Ты есть во мне. Я признаю тебя и ты мое чувство! Моё чувство гнева.Ну, здравствуй, родной. Я сожалею, что так долго затыкал тебя в себе, не признавая тебя, как часть меня. Часть меня, которою вложил в меня создатель.То, что всегда было по природе заложено, но мной отвергалось. Гнев мой, ты есть и имеешь право быть, т.к. я живой. Иди ко мне, сообщи мне, что ты хочешь мне сказать, сообщить. Для чего ты мне и как я могу с тобой быть в гармонии?

Пройдитесь по всем своим чувствам. Послушайте, что они вам скажут. Что они всегда хотели вам сообщить. У вас будут инсайты (подробно записывайте их и это будет вам в дополнительную помощь к исцелению) когда то или иное чувство вам запретили или под влиянием обстоятельств вы его в себе подавили и купировали. Когда и при каких обстоятельствах вы узнали, что его необходимо запереть в себе и не обращать на него внимание.

***

Кстати, знаете из чего произрастает алкогольная зависимость? Одна из основных причин? Это нехватка внутренних сил пережить ту или иную эмоцию или гамму чувств. Чувства и эмоции настолько поглощают и захватывают человека, что их легче подавить и заблокировать в себе, чем прожить, прочувствовать, выразить, осознать и сделать правильные выводы.