Бой между Sydney и Kormoran. Лёгкие крейсера типа «Сидней Великая океанская дорога

ТАИНСТВЕННАЯ ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА «СИДНЕЙ»

19 ноября 1941 года на закате дня возле берегов Западной Австралии в коротком, но кровопролитном сражении погибли овеянный славой австралийский крейсер «Сидней» и немецкий рейдер «Корморан». Но если экипаж последнего уцелел практически целиком, то 645 членам команды «Сиднея» спастись не удалось.

Как могло случиться, что с «Сиднея» никто не остался в живых? - задался вопросом журналист В. Лукницкий. - Как «Корморан», переоборудованный из торгового судна в военный корабль, смог потопить столь крупный крейсер? Почему официальные власти Великобритании, Австралии и США засекретили все документы, относящиеся к происшедшему?

Эти вопросы и раньше волновали многих историков. Британское правительство отказалось предать гласности телеграммы, которыми обменялись Черчилль и Рузвельт 26 ноября 1941 года в связи с гибелью «Сиднея». Эти документы могли бы стать последними штрихами к картине, старательно собранной из маленьких исторических лоскутков английским писателем Монтгомери. Его отец, штурман «Сиднея», погиб в том сражении. В 1973 году Монтгомери получил возможность ознакомиться с официальным отчётом британского адмиралтейства об этом событии. В нём было столько нелепых вопросов, что он решил предпринять собственное расследование.

Писатель получил доступ к рассекреченным документам, среди которых - протоколы допросов оставшихся в живых членов команды «Корморана», которые добрались до Австралии и затем содержались в лагере для военнопленных. Он разыскал и расспросил многих из них, проживающих в то время в Германии. Его поразило то, что многие опасались говорить с ним откровенно и избегали многих вопросов.

Таким образом, официальные каналы получения информации оказались для Монтгомери закрытыми, и он пришёл к выводу: над всем этим возведена завеса строжайшей секретности. И писатель узнал почему.

«Корморан» заметил крейсер «Сидней» в 17 часов. Первым сообщением акустиков в тот злополучный ноябрьский день было: это крупный корабль. Затем командиру немецкого рейдера Детмеру доставили более точную информацию: это крейсер. Положение «Корморана» оказалось безнадёжным. Дальность орудий главного калибра «Сиднея» составляла свыше 100 кабельтовых (более 18,5 километра), что позволяло ему находиться вне досягаемости огня немцев. Детмер видел единственное спасение в «камуфляже и неожиданном огне из всех орудий с близкого расстояния». Так записано в его отчёте. Но хотя «Корморан» шёл под норвежским флагом, эта уловка могла быть моментально раскрыта, как только на «Сиднее» проверили бы список кораблей, находящихся в этом районе. Детмер приказал радисту передать в эфир сигнал, предупреждающий о появлении в этой зоне подозрительного судна. Эти искажённые данные должны были внушить командиру «Сиднея» Барнетту, что неприятель находится где-то в стороне, а не поблизости. Затем команда «Корморана» имитировала пожар у себя на судне. В 17 часов 30 минут на «Сиднее» ещё считали, что перед ними находится обычное торговое судно под норвежским флагом. Оно еле-еле передвигалось и, по всей вероятности, терпело бедствие, так как передавало сигнал SOS.

Барнетт приказал приготовить к полёту морской самолёт «Вальрус» для поисков мнимого неприятеля. Затем передумал, когда увидел нарастающее облако дыма от немецкого рейдера. «Корморану» был подан сигнал идти на сближение. Полчаса спустя «Сидней» лёг в дрейф, остановил машины и начал готовить шлюпки для оказания помощи. У «норвежцев», решил командир, можно получить информацию о неприятельском корабле.

Он представлял собой идеальную мишень. Крейсер стоял, повернувшись бортом к «Корморану», на расстоянии всего 1100 метров. Барнетт был настолько уверен, что перед ним пострадавшее судно, что разрешил даже кокам выйти на палубу. Именно этого и ждали на «Корморане». Немецкий рейдер выпустил две торпеды, которые попали в цель, затем дал несколько залпов из всех орудий и пулемётов. Снаряды снесли рулевую рубку, вызвали пожары в кормовом отсеке и на куски разнесли самолёт «Вальрус». Когда на крейсере увидели, что на корме противника, окутанного клубами дыма, на смену норвежскому флагу взвился немецкий флаг, пустили в ход орудия главного калибра. «Сидней» сделал несколько залпов. В результате прямых попаданий в машинное отделение «Корморан» запылал, как бумажный склад, а его орудия были выведены из строя. Команда рейдера просигналила, что сдаётся. Перегруженные шлюпки, отбиваясь от огня, стали двигаться в направлении австралийского корабля в надежде, что их подберут.

И тут кто-то нанёс внезапный и страшный удар по «Сиднею» в него попала торпеда. Корабль переломился и исчез в пучине. Кто выпустил эту торпеду? Монтгомери утверждает совершенно определённо: японская подводная лодка, которая вышла в этот рейс специально для встречи с «Кормораном». Другими словами, Япония была тесно связана с фашистами задолго до нападения на Пёрл-Харбор. Ни один член команды «Сиднея» не спасся, так как с субмарины безжалостно расстреливали всех подряд, дабы никто не смог сообщить о её участии в сражении. Этот факт, по мнению Монтгомери, и может объяснить, почему члены команды немецкого рейдера на допросах давали путаные, двусмысленные ответы. Некоторые из них признавались, что боятся раскрыть всю подоплёку тех событий.

Но зачем Лондон окутывает завесой секретности эту историю? Потому, считает Монтгомери, что Черчилль и Рузвельт тоже замешаны в ней. Командование австралийским флотом подозревало с самого начала, что «Сидней» потопила японская подводная лодка, и направило эту информацию в британское адмиралтейство. Об этом узнал Черчилль. Известие пришло для него в критический момент. Англичане и американцы в то время вели тайные переговоры с Токио, в ходе которых добивались заключения с Японией временного пакта о нейтралитете.

В августе 2009 года военное ведомство Австралии обнародовало доклад, посвященный самой громкой катастрофе в истории Военно-морских сил страны - гибели крейсера "Сидней", гордости флота времен Второй мировой войны. Причина, по которой корабль вместе с экипажем из 645 человек в ноябре 1941 года проиграл сражение уступавшему по всем параметрам немецкому рейдеру "Корморан", долгое время не давала покоя не только австралийцам, но и всем, кто интересовался военно-морской тематикой. Ответ на этот вопрос попытался дать комиссар министерства обороны Теренс Коул (Terence Cole), начавший свое расследование в марте 2008 года, когда в ста милях от австралийского побережья были обнаружены остовы обоих кораблей.

Достоверно известно, что пропажу "Сиднея" австралийское военно-морское руководство обнаружило 21 ноября 1941 года, когда активных боевых действий в регионе еще не велось. За десять дней до этого он вышел из порта в западноавстралийском городе Фримантл для сопровождения транспорта с грузом. Благополучно прибыв в назначенный район Индийского океана, "Сидней" сдал подопечного под охрану другого корабля и лег на обратный курс. Домой крейсер ждали 20 ноября, однако во Фримантл он так и не вернулся. С "Сиднеем" пытались связаться с помощью самых мощных радиостанций, посылали на его поиски самолеты, но это не принесло результатов.

Лишь спустя несколько дней военные узнали, что на побережье Шарк Бэй в Западной Австралии стали высаживаться немцы, которые без сопротивления сдавались в плен. Некоторых из них подобрали сторожевые корабли у побережья. Вскоре выяснилось, что это были члены экипажа рейдера "Корморан", затонувшего в ходе вооруженного столкновения с "Сиднеем". От пленных же стало известно, что австралийский крейсер тоже погиб. С немецкого корабля спаслись 317 человек из 397, а вот из экипажа "Сиднея" в 645 человек выжить не удалось никому.

До сих пор , состоявшегося 19 ноября 1941 года, были известны только со слов пленных немцев. Особых причин не доверять им не было, хотя австралийских офицеров, проводивших допросы, в то время больше интересовало не то, как погиб "Сидней", а какова тактика действий немецких рейдеров вообще и какие меры следует предпринять, чтобы пресечь их дальнейшие вылазки. Тем не менее спрашивали они и о случившемся с крейсером.

Спасшиеся немецкие моряки попадали в руки австралийцев разрозненными группами, и допрашивали их так же порознь. Показания разных групп не противоречили друг другу, и при этом все пленные утверждали, что перед тем, как покинуть тонущий "Корморан", они не успели получить от его капитана Теодора Детмерса (также попавшего в плен) никаких инструкций относительно единой версии, которой следовало бы придерживаться на допросах.

Вспомогательный крейсер "Корморан". Фото из Федерального архива Германии.

Детмерс и его подчиненные рассказали, что, заметив "Сидней" и оценив его мощь, они решили немедленно покинуть этот район и сделали все, чтобы избежать встречи с крейсером. Немецкий рейдер, расставлявший мины в австралийской береговой зоне, был закамуфлирован под голландское торговое судно "Страат Малакка" и решался охотиться исключительно на торговые же суда союзников, с которыми мог легко расправиться. Вступать в открытый бой с кораблем противника, значительно превосходившим его в классе и вооружении, "Корморан" не желал.

Однако, по словам немцев, "Сидней" пустился за ними в погоню и, используя преимущество в ходе, через час догнал. С австралийского крейсера постоянно запрашивали мнимого голландца, добиваясь, чтобы он идентифицировал себя. Детмерс тянул, сколько мог, но получив требование сообщить свой секретный код, которого он, разумеется, не знал, понял, что оттягивать неизбежное бесполезно. Немецкий экипаж получил приказ откинуть камуфляжные щиты, скрывавшие артиллерийские установки, и сменить голландский флаг на флаг ВМС Германии. Через несколько секунд грянул первый залп.

Официально главной причиной гибели "Сиднея" считается то, что, затянув с безуспешными переговорами, крейсер сблизился с замаскированным немецким рейдером на критически близкое расстояние - около километра - и подставил ему борт, двигаясь параллельным курсом. Это свело на нет все преимущества "Сиднея": после первых же немецких выстрелов и торпедных атак крейсер получил критические повреждения (а его капитан, видимо, был убит), и хотя австралийские моряки успели обстрелять "Корморан", поразив его машинное отделение и вызвав на корабле противника сильный пожар, их судьба была решена.

Капитан "Сиднея" Джозеф Бернет. Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, на протяжении десятилетий австралийская общественность не могла удовлетвориться этой версией. На это были две главные причины. Во-первых, все, что было известно о гибели "Сиднея", было известно со слов противника. Во-вторых, если события развивались именно так, как сообщили на допросах Детмерс и его подчиненные, это означало, что капитан "Сиднея" Джозеф Бернет (Joseph Burnett) то ли проявил недопустимую беспечность, то ли совершил непоправимую глупость, но в любом случае повел себя не так, как требовала его репутация опытного и надежного офицера.

За годы, прошедшие с ноября 1941 года, накопилось множество версий, которые пытались объяснить гибель "Сиднея" иначе, чем гласило официальное заключение. Они не были подкреплены ничем, кроме домыслов, но отчасти снимали ответственность с Бернета и представляли случившееся результатом вражеского коварства и нарушения правил ведения морской войны. Вот некоторые из них: "Корморан" шел под норвежским флагом; капитан "Корморана" понял, что опознан как противник, и, прежде чем открыть огонь, выкинул белый флаг; с "Корморана" запросили срочную помощь - якобы в связи с технической поломкой или необходимостью доставить на борт врача; "Корморан" установил дымовую завесу, и "Сидней" двигался вслепую; на "Корморане" знали секретный код "Страат Малакка"; "Корморан" открыл огонь до того, как поднял немецкий флаг; и даже - в ход боя вмешалась японская подводная лодка, которая и потопила "Сидней".

Словом, австралийцы требовали правды, и в марте 2008 года в ходе выполнения специальной программы, утвержденной правительством страны, были найдены останки двух кораблей. После этого к работе приступила комиссия Теренса Коула, которая не только изучила множество архивных документов, но и встретилась с немецкими ветеранами, чтобы еще раз восстановить ход событий. Через полтора года комиссия представила отчет, в общей сложности занимающий полторы тысячи страниц . Однако выводы Коула и его коллег оказались неутешительны для ущемленной национальной гордости австралийцев.

В докладе Коула приводятся данные визуального осмотра корпусов "Сиднея" и "Корморана", проведенного после обнаружения их останков. В целом они соответствуют тому описанию боя, которое привели немецкие военнопленные. На корпусе "Сиднея" эксперты насчитали 86 пробоин от 150-миллиметровых орудий, которыми был вооружен "Корморан", а также обнаружили пробоину в носовой части от торпедной атаки. Кроме того, носовая часть "Сиднея", где располагались орудия главного калибра и взлетная площадка для самолета, была обстреляна из 37-миллиметровых пушек и 20-миллиметровых зенитных пулеметов немецкого рейдера. Уже после погружения крейсера под воду нос отделился от основного корпуса и лежит теперь на дне примерно в полукилометре от него. Надстройки и палуба "Сиднея", кроме того, пострадали от сильного пожара. Эксперты сделали вывод, что до 70 процентов экипажа австралийского корабля были убиты во время боя, а остальные задохнулись в дыму или утонули, потому что все средства для спасения были уничтожены немецким огнем.

Корпус "Корморана" был найден в 12 морских милях от останков "Сиднея". Передняя его часть почти не пострадала от артиллерийского огня, а причиной гибели рейдера, судя по всему, стал взрыв склада мин, вызванный пожаром в кормовой части, что соответствует описанию немцев.

Координаты, где были обнаружены останки кораблей, примерно соответствуют данным, которые в 1941 году сообщил капитан Детмерс. Характер пробоин от снарядов в корпусе "Сиднея" позволяет установить, что крейсер был поражен с близкого расстояния - не более 1000-1500 метров, что в терминах морского боя считается стрельбой прямой наводкой.

В своем докладе Коул пишет, что еще в июле 1941 года австралийский военный флот получил специальную инструкцию, каким образом нужно действовать, если замеченное в море торговое судно ведет себя необычно, как вражеский рейдер. Согласно этому документу, сначала экипаж должен был определить, выглядит ли судно "безвредным" или "подозрительным". В обоих случаях полагалось приблизиться к нему на такое расстояние, чтобы различить название. Если это был зарубежный, а не британский торговец, капитану также рекомендовалось выяснить порты его отправки и назначения.

Чтобы обменяться условным сигналами с помощью флагов или фонарей, военный корабль должен был подойти ближе к предполагаемому торговому судну. Если оно казалось "подозрительным", капитан должен был отдать приказ своему экипажу заступить на боевые посты, а также держаться не ближе чем в 7-8 морских милях от него. Такого расстояния было бы достаточно, чтобы держать предполагаемый рейдер под прицелом и одновременно находиться вне досягаемости его орудий.

По мнению комиссии Коула, главной ошибкой австралийского капитана стало то, что он изначально классифицировал "голландское судно" как "безвредное". Из-за этого крейсер подошел к рейдеру на недопустимо опасное расстояние, причем экипаж "Сиднея" в тот момент не был готов к бою.

Коул также отмечает, что Бернет располагал информацией, согласно которой в этом районе мог находиться немецкий рейдер. В то же время, он не получал данных о том, что поблизости могло проходить голландское торговое судно.

Почему же опытный капитан "Сиднея" проигнорировал эти и другие факты, допустив ошибку, которая привела к гибели крейсера и всего экипажа? Эксперт считает, что этого мы уже не узнаем никогда, но ошибка, тем не менее, налицо и отрицать этот факт австралийцам бессмысленно.

По данным Коула, после того как "Сидней" начал приближаться "Корморану", произошло еще несколько показательных событий, которые должны были усилить подозрения капитана Бернета.

В частности, в то время как экипаж австралийского крейсера пытался разглядеть условные сигналы, которые показывали ему с борта "голландского судна", оно развернулось против солнца таким образом, чтобы понять их было еще сложнее. Фактически немцы спровоцировали "Сидней" на то, чтобы тот подошел к ним как можно ближе.

Экипаж "Корморана" не мог вовремя и точно ответить на запрос об условном буквенном коде "Страат Малакка", который австралийские моряки подавали дневным сигнальным прожектором с расстояния около семи миль. "Корморан" также посылал радиосигнал на частоте, которую, по оценкам эксперта, точно должен был слышать "Сидней". И этот сигнал не совсем точно соответствовал правилам. Однако Бернет почему-то не придал этому значения.

Пока австралийский крейсер приближался к "голландцу", двигаясь на протяжении часа против солнца и как будто не замечая, что тот или игнорирует условные запросы или отвечает на них неправильно, капитан Бернет решил подготовить к вылету находившийся на борту самолет Walrus, но позже отказался от этого намерения. Немцы с борта своего корабля видели, как самолет начал прогревать мотор, но затем остановил его.

Почему это произошло - также непонятно. Но, считает Коул, подготовка самолета к разведывательному вылету свидетельствует о том, что у австралийского капитана все-таки возникли какие-то сомнения по поводу "безвредности" голландца.

Затопленный "Сидней". Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, отмечается в докладе, очевидно, что "Корморан" действительно до последнего пытался избежать столкновения с "Сиднеем" и лишь вынужденно вступил в бой, который длился не более получаса. В итоге оба корабля оказались на дне моря, хотя большинству членов экипажа немецкого рейдера и удалось спастись.

Комиссия Теренса Коула также постаралась изучить накопившиеся со времен Второй мировой войны предположения о том, по какой причине экипаж "Сиднея" погиб весь до единого человека. Некоторые из этих версий, как утверждают исследователи, были специально сфабрикованы в тот или иной период разными людьми. Отдельная история связана с японскими подводными лодками, якобы участвовавшими в затоплении "Сиднея". В частности, утверждалось, что удалось найти японского подводника, который потопил австралийский корабль. Существовала версия, что выживших после сражения членов экипажа добила все та же субмарина. Наконец, утверждалось, что пережившие гибель "Сиднея" австралийские моряки попали в японский плен. Но ни для одной из этих и других "сенсационных" версий эксперты подтверждений так и не нашли.

19 ноября 1941 года в Тихом океане встретились замаскированный под торговое судно немецкий рейдер «Корморан» и австралийский крейсер «Сидней». Корабли вступили в бой, и в результате полученных повреждений оба затонули. Немцам повезло гораздо больше, так как большая часть экипажа сумела спастись на шлюпках, а вот из 645 австралийцев не выжил никто, часть из них погибла во время боя, другие утонули вместе с судном. Долгое время гибель крейсера, имевшего колоссальные преимущества, оставалась загадкой, однако, морские археологи сумели найти ответ на этот вопрос.

Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

«Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина - 171,4 метра, водоизмещение - девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

«Сидней» в Сиднейской бухте

Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение - 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

Рейдер «Корморан»

19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал - название торгового судна Straat Malakka - и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

«Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

Обувь моряков на морском дне

Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

Оторванная носовая часть «Сиднея»

Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

Анемоны на обломках «Корморана»

На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

«Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

Шлюпка и баркас «Сиднея»

Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев - это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

Экипаж «Сиднея»

Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» - в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

Орудие «Корморана»

Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

Корма «Сиднея»

Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

Часть каюты капитана «Сиднея»

Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Sydney-class light cruisers

Лёгкий крейсер «Хобарт»
Проект
Страна
Основные характеристики
Водоизмещение 6830…7105 (стандартное),
8815…9090 т (полное)
Длина 161,5/171,4 м
Ширина 17,3 м
Осадка 5,6-5,8 м
Бронирование Пояс - 76 мм;
траверзы - 32 мм;
палуба - 32 мм;
погреба - до 89 мм;
башни - 25 мм;
барбеты - 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность 72 500 л. с. (53,3 МВт)
Скорость хода 32,5 узла (60,19 км/ч)
Дальность плавания 7000 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 570 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 152-мм/50,
4 × 2 - 102-мм/45
(«Сидней» - 4 × 1)
Зенитная артиллерия 3 × 4 - 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение Два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
1 гидросамолёт (На «Перте» авиационного вооружения не было)

Лёгкие крейсера типа «Сидней» - тип лёгких крейсеров Военно-морских сил Австралии времён Второй мировой войны. Всего построено 3 корабля: «Сидней » (Sydney ), «Хобарт» (Hobart ), «Перт» (Perth ). Являлись усовершенствованной версией британских лёгких крейсеров типа «Линдер ». В процессе постройки «Фаэтон» был передан Королевскому Австралийскому флоту и переименован в «Сидней». В отличие от систершипов, он строился на частном предприятии и был укомплектован первым, благодаря чему корабли проекта «Улучшенный „Линдер“» называют типом «Сидней».

Единственные современные лёгкие крейсера австралийского флота во Второй мировой войне.

История создания

По предложению главного механика флота было внедрено эшелонное расположение силовой установки. Чередование машинных и котельных отделений позволяло избавиться от опасности одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишало корабль хода. Такая компоновка внедрялась в большинстве зарубежных флотов. Её применили на крейсерах типа «Аретьюза», и в начале 1932 г. Адмиралтейство распорядилось переработать соответствующим образом проект «Линдера».

Конструкция

Лёгкий крейсер «Сидней»

Проект являлся переработкой проекта «Линдера». Эскиз был готов в июле 1932 года. При тех же основных параметрах (вооружении, бронировании, скорости и дальности плавания) водоизмещение возросло до 7250 т. Главные были в составе и размещении силовой установки. Число, тип и мощность турбин не изменились, но вместо шести котлов осталось четыре повышенной паропроизводительности. Они располагались в двух котельных отделениях а результату новые корабли стали двухтрубными. В носовом КО котлы стояли побортно, а в кормовом - тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов. Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче, а благодаря усовершенствованной конструкции крейсерских турбин улучшилась экономичность, запас топлива тоже увеличился - всё это дало прирост дальности плавания.

Как и у «линдеров», стандартное водоизмещение всех крейсеров оказалось меньше проектного («Эмфайон» - 7040 т, «Аполло» - 7003 т, «Сидней» - 7198 т).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка состояла из четырёх турбозубчатых агрегатов Парсонса и четырёх трёхколлекторных паровых котлов Адмиралтейского типа. Все котлы имели пароперегреватели, подогреватели топлива и воздуха. Схема - эшелонная; котлы расположены попарно в двух котельных отделениях, в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, в кормовом тандемом, чтобы освободить пространство под коридоры внешних гребных валов, ТЗА - в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах - 24,61 кг/см² (24,29 атм.), температура - 343°С . Каждая группа котлов работала на свои турбины. По сравнению с «Линдером», энергетическая установка стала на 110 т легче. Общая длина машинно-котельных отделений возросла на 2,7 м и достигла 57,3 м. Как следствие, на 2,36 м выросли длина корпуса между перпендикулярами и наибольшая длина. В июле 1935 года «Сидней» вышел на испытания. На предварительных пробах он показал 32,137 узла при водоизмещении 8138 т, а затем на мерной миле у мыса Сент-Эббс развил 33,05 уз. при водоизмещении 7105 т и мощности машин 72 340 л. с.

Представители

Модернизации

«Сидней». Вплоть до своей гибели крейсер не проходил никаких серьезных модернизаций.

«Хобарт». В октябре 1942 года демонтировали катапульту; установлены два четырёхствольных «пом-пома», одиннадцать одинарных «эрликонов», радары типов 279, 272, 282, 283, 284 и 285.

Во время ремонта боевых повреждений (август 1943 - январь 1945 года) сняли девять одинарных «эрликонов» (два оставшиеся переставили на новое место) и их заменили на три спаренных 40-мм установки «Хаземайер/Бофорс» Mk.IV (два на носовой надстройке и один на юте), пять 40-мм «бофорсов» в одинарных установках Mk.HI и два спаренных «эрликона». В общей сложности легкое зенитное вооружение состояло из восьми 40-мм/40, одиннадцати 40-мм/56 и четырёх 20-мм/65 автоматов. Передние 102-мм башни перенесены с кормовой надстройки на срез полубака. Вместо прежнего зенитного директора установлено два новых на нижнем ярусе носовой надстройки. Радары типов 279, 272 и 284 сняты, установлены новые типов 281 В, 276, 277 и американские SG-1 и FC-1. Для сохранения остойчивости в мае 1943 года в трюм уложили 175 т балласта, из которых позже было оставлено всего 75 т.

После войны с крейсера сняли башню «X», смонтировав на её месте два счетверённых 40-мм «бофорса». Между 1953 и 1956 годами «Хобарт» прошёл переоборудование в учебный корабль.

«Перт». В апреле 1940 г. во время ремонта в Сиднее установлена 53-футовая катапульта, которую в феврале 1941 г. в Александрии сняли, смонтировав на её месте четырёхствольный 40-мм «пом-пом» с поврежденного крейсера «Ливерпуль». Тогда же, или чуть позже на топе грот мачты появилась антенна РЛС типа 286.

19 июля 1941 г., перед возвращением корабля в Австралию, «пом-пом» демонтировали, а вместо него переставили 53-футовую катапульту с «Эйджекса». Тогда же установили четыре 20-мм «эрликона» (два на башнях «В» и «X», ещё двумя заменили зенитные пулемёты на носовой надстройке, тогда как кормовой пулемёт сохранился).

Примечания

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910-2005. - Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др . Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. - London, Arms & Armour, 1995.
  • Smithn P.C. Dominy J.R . Cruisers in Action 1939-1945. - London: William Kimber, 1981.

Ссылки

HMAS Sydney - лёгкий крейсер типа «Чатам» Королевского австралийского военно-морского флота, известный победой в бою со знаменитым рейдером «Эмден».Заложен 11 февраля 1911 года на верфи фирмы London and Glasgow Engineering Company,

спущен на воду 29 августа 1912 года и в 1913 году вошёл в состав австралийского флота.
19 сентября «Сидней» прибыл в Австралию.

Основные характеристики:

Водоизмещение нормальное 5400 т, полное 6000 т.
Длина 139,6 м.
Ширина 14,9 м.
Осадка 4,9 м.
Бронирование пояс - 51 мм; палуба - 38-12,7 мм.
Двигатели 4 ПТ Parsons.
Мощность 25 000 л. с. (18,4 МВт).
Скорость хода 25,5 узлов (47,2 км/ч).
Экипаж 475 человек.

Вооружение:

Артиллерия 8 × 1 - 152-мм/45, 4 × 1 - 47-мм.
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 Sopwith Pup (с 1918 года).

С началом Первой мировой войны крейсер принял активное участие в захвате германских колоний в Тихом океане и защите морских коммуникаций Антанты. В октябре 1914 года «Сидней» занимался конвоированием транспортов с АНЗАК.

1 ноября 1914 года, во время сопровождения «Сиднеем» очередного конвоя совместно с крейсером «Мельбурн», командир отряда капитан 1 ранга М. Л. Силвер получил радиограмму с острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, сообщающую о появлении подозрительного корабля на горизонте. Предполагая, что этим кораблём может быть германский рейдер, Силвер приказал «Сиднею» развести пары и полным ходом идти к Кокосовым островам.

Бой у Кокосовых островов

В 9:15 с «Сиднея» заметили впереди землю, а потом, почти сразу, дым, который оказался «Эмденом», идущим навстречу. В 9:40 противники открыли огонь с большой дистанции, причём слабейший «Эмден» накрыл австралийский корабль третьим залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика.
«Сидней» немного задержался с определением дистанции и пристрелкой, но на двадцатой минуте боя немецкий крейсер начал получать попадания, а к 10:20 потерял переднюю трубу; также были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. Командир «Сиднея» капитан Глоссоп старался держать дистанцию, чтобы использовать преимущества своих более дальнобойных и тяжёлых орудий.
В 11 часов избитый «Эмден» прекратил огонь и начал движение к берегу. В это время на горизонте появился германский угольщик «Бьюреск», и «Сидней» пустился за ним в погоню.

После потопления угольщика, австралийский крейсер вернулся к сидящему на мели «Эмдену» и предложил сдаться; не получив ответа, капитан Глоссоп приказал открыть огонь, но через пять минут «Эмден» спустил флаг и капитулировал. Потери «Сиднея» в бою составили 3 убитых и 8 раненых.

Дальнейшая служба

В 1915 году «Сидней» был переведён на европейский театр военных действий и оставался там до окончания войны.

В 1922 году крейсер совершил ряд визитов в порты США. В 1929 году он был разобран на металл.