Чему должно соответствовать содержание учебно методического комплекса. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

Положение

Об учебно-методическом комплексе дисциплины

Область применения

1.1. Настоящее Положение регламентирует состав, структуру, требования к содержанию и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин каждой образовательной программы высшего образования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко». Кроме того, в Положении описаны процессы утверждения и хранения учебно-методических комплексов дисциплины.

1.2. Основными пользователями учебно-методического комплекса дисциплины являются профессорско-преподавательский состав и студенты, изучающие дисциплины кафедры.

1.3. Требования настоящего Положения обязательны для всего профессорско-преподавательского состава университета, независимо от преподаваемой дисциплины.

Общие положения

2.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины устанавливает единые требования к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, и реализуемые в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» по всем формам обучения.

2.2. Уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины, предусмотренный настоящим Положением, является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки по профессиональным образовательным программам.

Цели и задачи разработки учебно-методического комплекса дисциплины

При разработке учебно-методического комплекса по любой дисциплине должны решаться следующие задачи:

Направленность обучения на реализацию различных подходов в образовании;

Обеспечение соответствия результатов освоения учебной дисциплины образовательным стандартам и запросам работодателей;

Обеспечение высокого уровня систематизации теоретического и практического уровня освоения дисциплины;

Правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для:

Систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства;

Улучшения методического обеспечения образовательного процесса;

Повышения качества знаний обучающихся;

Оказания помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

Термины и определения

В настоящем положении использованы следующие термины и определения:

Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО)подготовки по направлению – комплекс нормативных документов, описывающих совокупность (целостность, системность) учебных дисциплин различного статуса (дисциплины гуманитарного, социально-экономического цикла, дисциплины математического и естественно-научного цикла и профессионального цикла, входящие в них дисциплины базовой, вариативной частей и дисциплин по выбору, дисциплины физической культуры, факультативные дисциплины и практики), их учебно-методическое сопровождение, включающее в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; основные виды учебной и педагогической деятельности субъектов образовательного процесса, удовлетворяющие целевым, содержательным, временным и иным характеристикам образовательного стандарта и направленных на его реализацию в конкретных условиях образовательного учреждения. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу по каждому реализуемому направлению.

Рабочая программа дисциплины (РПД) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также формы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет и др.).

Зачетная единица (зач.ед., кредит ECTS) – мера трудоемкости образовательной программы и ее составляющих. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практики). Зачетная единица равна 36 часам.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения, воспитания студентов в рамках данной дисциплины.

Компетентность – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Модуль – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько компетенций.

Результаты обучения (РО) – что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) в состоянии продемонстрировать студент по окончании обучения (сформированные компетенции).

Учебно-методические материалы (УММ)комплекс учебно-методическихматериалов по видам занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, курсовые работы (проекты) и т.д.

Фонды оценочных средств (ФОС) –комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценки компетенций на разных стадиях обучения.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. УМКД состоит из трех основных разделов: рабочей программы по учебной дисциплине; методических указаний для студента, включая материалы, раскрывающие требования и условия сдачи зачетов и экзаменов; методических рекомендаций для преподавателя.

5.2. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:

5.2.1. Титульный лист;

5.2.3. Аннотацию к учебно-методическому комплексу;

5.2.4. Рабочую программу учебной дисциплины;

5.2.5. Методические указания для студентов:

5.2.5.5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины;

5.2.5.6. Вопросы к зачёту и экзамену.

5.2.6.1. Конспекты лекций (развёрнутые планы лекций);

5.2.6.2. Комплекты презентаций к лекциям;

5.2.6.3. Комплекты дидактических материалов к проведению занятий;

5.2.6.4. Комплекты экзаменационных билетов.

Титульный лист является первой страницей учебно-методического комплекса дисциплины и содержит следующие основные реквизиты:

Название учебного заведения;

Название института / факультета;

Название кафедры;

Сведения об утверждении УМКД;

Название учебной дисциплины (по учебному плану);

Направление подготовки (специальность);

Наименование магистерской программы (для магистерских программ, реализуемых по профилям);

Специализация (для специальностей, реализуемых по специализациям);

Квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, специалист);

Форма обучения;

Состав дисциплины (общее количество часов и зач. единиц, количество лекций, практических/лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов, формы аттестации);

Город и год разработки.

Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А.

Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) учебно-методического комплекса, сведения о рассмотрении и согласовании УМКД. Оборот титульного листа оформляется в соответствии с Приложением Б.

Аннотация к УМКД оформляется по образцу (Приложение В).

Рабочая программа учебной дисциплины оформляется в соответствии с Положением о рабочей программе учебной дисциплины, принятым в ГОУ ВПО ЛНР «ЛГУ имени Тараса Шевченко».

Методические указания для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентами самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, должно включать: советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; пожелания по изучению отдельных тем курса; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса.

Методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических работ и семинарских занятий включают тематику занятий с детальным планом работы или вопросами, которые будут разбираться. Тематика практических занятий соответствует тематике теоретической части и дополняет ее. Материалы для лабораторных занятий включают задачи и упражнения, разного рода задания с представлением рекомендаций по их выполнению. Представление содержания кейсов предполагает изложение рекомендаций как по анализу рассматриваемых ситуаций, так и по их моделированию – применительно к предметной области изучаемой дисциплины. Задания могут содержать графическое представление материала (графики, диаграммы, таблицы и др.), а также аудио- и видеоматериалы, слайды и др. Материал для практических занятий представляется для каждой темы теоретической части. Необходимо наличие методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ.

· план проведения занятия с указанием последовательности рассматриваемых вопросов и тем, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме;

· теоретические положения и указания к выполнению практических/лабораторных работ;

· методику самостоятельной работы студентов;

· порядок оформления отчета по практической/лабораторной работе;

· контрольные вопросы;

· приложения к работе (таблицы, данные, необходимые для выполнения работы).

В данном разделе представляется также дидактический материал, используемый на практических занятиях. Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами.

· указания по написанию рефератов, докладов и сообщений;

· алгоритмы подготовки творческих заданий, проектов;

· советы по конспектированию, рецензированию статей и других первоисточников.

Желательно, чтобы количество заданий было больше, чем количество студентов, это позволит варьировать задания и обеспечить каждого студента индивидуальным заданием.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине включает в себя:типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

В УМКД приводятся образцы оценочных средств в виде примеров расчетно-графических работ, комплексных заданий, тематики контрольных работ, контрольных вопросов по каждой теме учебной программы и по всему курсу; образцов тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для промежуточной аттестации приводится полный перечень вопросов для подготовки к зачету или экзамену.

Критерии оценивания. Для каждого результата обучения по дисциплине определяются показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. Критерии оценивания описывают в процентах распределение оценивания (вес) разных видов учебной деятельности студента в общем итоге на протяжении семестра (для дисциплин, которые преподаются несколько семестров – на протяжении каждого семестра).

Методические рекомендации для преподавателей включают конспекты лекций (развёрнутые планы лекций); комплекты презентаций к лекциям; комплекты дидактических материалов к проведению занятий и комплекты экзаменационных билетов.

Конспекты лекций (на выбор автора: разбитые по темам полные конспекты; краткие опорные конспекты; развернутый план лекции, включающий проблемные вопросы; тезисы лекций). В данном разделе УМКД подается учебный теоретический материал, отобранный и структурированный в соответствии с рабочей программой. Название и содержание разделов, тем должно соответствовать их названиям и содержанию в рабочей программе дисциплины. Учебный материал должен в достаточной степени раскрывать содержание отдельных тем и курса в целом. После изложения учебного материала по каждой теме дается список литературы по данной теме и вопросы для самопроверки.

Структурно каждая лекция должна состоять из следующих разделов:

1. Тема лекции.

2. Цели, задачи.

3. План лекции.

4. Текстовый материал лекции (учебная информация (включая схемы, графики, рисунки, гиперссылки и т.д.); выводы по теме).

5. Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

Кроме обязательной формы представления учебной информации (текстовой), целесообразно дополнять данный компонент УМКД учебными материалами в иных формах, таких как аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа-вставки и пр.

В данный раздел УМКД желательно включать методические материалы и рекомендации для преподавателей, представляющие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы наиболее эффективно.

По желанию автора УМКД может содержать дополнительные материалы, которыепредставляют собой, например, электронную библиотеку, обеспечивающую изучение дисциплины. Учебно-методические материалы, входящие в УМКД, могут быть представлены в виде списка опубликованных авторских учебно-методических разработок по данной дисциплине: перечень учебников и учебных пособий (в т.ч. электронных); перечень методических рекомендаций к лабораторным, практическим и семинарским занятиям; перечень обучающих компьютерных программ.


Похожая информация.


Методические указания по разработке

учебно-методического комплекса дисциплины.

  1. Область применения.
  2. Определение терминов, обозначение и сокращения.
  3. Общие положения.

Цель УМКД – повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс современных технологий обучения.

Основные задачи, решаемые посредством УМКД:

Определение содержания, объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом в соответствии с ООП;

Определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;

Осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студента.

Учебно-методический комплекс составляется на основе следующих документов :

ГОС по направлению (специальности);

Базового (рабочего) учебного плана направления (специальности);

Примерной рабочей программы дисциплины, рекомендованной УМО (при ее наличии);

Инструктивного письма Минобразования России от 19.05.2000 №14-52-357/ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов»;

Приказа Минобрнауки России от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

Письмо Заместителя руководителя Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак (Учебно-методические комплексы);- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Система менеджмента качества. Требования;

Приказ Рособрнадзора №1938 от 30.09.05 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;

Приказ Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99г.);

4. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Учебно-методический комплекс (УМК) - часть основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки, совокупность учебно-методических материалов, обеспечивающих повышение качества преподавания, внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) по одной из специальностей (направлению). В состав УМК входят:

5. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ представляется рабочей программой учебной дисциплины и/или программой учебной практики по дисциплине (если она предусмотрена ООП).

Рабочая программа дисциплины (РПД) – базовый методический документ соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности, составляет основу УМК дисциплины.

РУП должна содержать:

Программа учебной практики по дисциплине* – учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цель и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – представляется учебником, учебным пособием, курсом лекций, конспектом лекций, содержащими полное или краткое изложение всех разделов и тем программы в логически выдержанной форме.

Учебник

Учебное пособие

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ представляется учебно-практическими изданиями, содержащими систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Учебно-практические издания предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными их разновидностями являются практикумы, учебные справочники, хрестоматии.

Практикум

Сборник упражнений

Сборник задач (задачник)

Сборник иностранных текстов

Лабораторный практикум

Сборник планов семинарских занятий

Сборник контрольных заданий

Учебный справочник

Хрестоматия

6. МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.

Методические указания для студентов могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов)

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов .

Материалы по системе тестирования

Материально-техническое обеспечение дисциплины (МТОД)

Инновации в преподавании дисциплины.

7. Порядок разработки УМК

I Этап:

  • разработка образовательного стандарта дисциплины, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (направлению);
  • подготовка оригиналов экзаменационных билетов;
  • разработка конспекта лекций (или курса лекций, учебника, учебного пособия);
  • разработка методических рекомендаций по выполнению СРС и методических рекомендаций по изучению дисциплины для студентов;
  • разработка материалов тестирования.

II Этап – Оформление документации УМК.

III Этап – Корректировка и утверждение материалов УМК.

8. Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины

8.1. Разработанный кафедрой УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение факультетской комиссии УМК или по качеству образования.

8.2. Факультетская комиссия УМК или комиссия по качеству образования рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу на соответствие требованиям ГОС ВПО, данного указания) и готовит внутреннюю рецензию. Протокол обсуждения и рецензия направляются на заседание УМС ЯГУ.

8.3. УМС ЯГУ рассматривает документацию УМК и сопроводительную документацию (протокол, рецензия) и готовит свое заключение. Затем вся документация по УМК направляется на согласование в методический отдел или менеджмента качества образования, где УМК присваивается регистрационный номер, и далее УМК передается на утверждение первому проректору по учебной работе.

Примечание: В случае предоставления документации УМК на присвоение грифа соответствующего учебно-методического объединения или Минобразования РФ она проходит процедуру рассмотрения через Ученый совет ЯГУ, который направляет документацию УМК на внешнее рецензирование.

8.4. После утверждения электронная версия УМК передается в методический отдел.

8.5. Твердые копии УМК в специальных папках должны храниться на кафедре-разработчике, профилирующей кафедре и в библиотеке читального зала ЯГУ.

8.6. Срок действия утвержденного УМК дисциплины определяется сроком действия ГОС по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Возможные изменения и дополнения согласуются и утверждаются в указанном выше порядке, как правило, до 30 июня текущего года. Утвержденные изменения и дополнения вводятся в действие, как правило, с 1 сентября нового учебного года.

9. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ УМК ДИСЦИПЛИНЫ:

9.1 После рассмотрения на заседание кафедры УМК проходит согласование с учебно-методической комиссией факультета, на которой читается дисциплина;

9.2. Согласование с выпускающей кафедрой (кафедрами) по специальности (направлению);

9.3. согласование с деканом факультета (деканами факультетов и руководителями структурных подразделений), где осуществляется обучение по специальности (направлению);

Если на факультете по одной специальности (направлению) есть несколько выпускающих кафедр, то УМК дисциплины проходит процедуру согласования на каждой кафедре.

Унифицированный УМК дисциплины для группы специальностей нескольких факультетов проходит согласование на каждом из факультетов (выпускающая кафедра, декан факультета).

Унифицированный УМК дисциплины для группы кафедр и структурных подразделений, ведущих подготовку по одной специальности (или группе специальностей), проходит согласование на каждом из факультетов и структурных подразделений (выпускающая кафедра, декан факультета или руководитель структурного подразделения), если иное не предусмотрено другим порядком, утвержденным отдельным распоряжением первого проректора – проректора по учебной работе.

10. Документационное обеспечение УМК

11. Контроль

1. Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой.

2. Деканаты факультетов совместно с кафедрами контролируют наличие и обеспеченность УМК студентов, обучающихся на соответствующем факультете.

1. Общие положения


1.1. Учебно-методический комплекс дисциплины является обязательной составной частью основной образовательной программы и представляет собой комплект учебной и методической документации, используемой в процессе преподавания учебной дисциплины в вузе.


1.2. УМК является базовым элементом образовательной программы и составляется по каждой учебной дисциплине. УМК предназначен для обеспечения полноты и качества учебно-методической работы по дисциплине, улучшения обеспечения студентов учебно-методической документацией, повышения эффективности управления учебным процессом и контроля его качества.


1.3. Основные принципы при формировании УМК : соответствие содержания и объема материала требованиям ГОС, образовательному стандарту в пределах часов, предусмотренных учебными планом; полнота обеспечения студентов учебно-методическими материалами по всем видам работ и заданий по дисциплине; доступность УМК для студентов.

2. Структура учебно-методического комплекса типовой УМК включает следующие материалы.

2.1. Выписку из государственного образовательного стандарта специальности, содержащую описание дисциплины.

2.2. Рабочую программу дисциплины

2.3. Перечень основной литературы (базовый учебник)

2.4. Учебно-методические пособия по:

Практическим занятиям;

Семинарским занятиям;

Лабораторным работам;

(при наличии соответствующих форм занятий в учебном плане)

2.5. Методические пособия (материалы) для организации самостоятельной работы:

Индивидуальные задания;

Расчетно-графические работы,

2.6. Материалы для контроля знаний:

Материалы для промежуточного контроля (тесты);

Материалы для итоговой аттестации (список экзаменационных вопросов)

2.7. Карту УМК дисциплины.

3.1. Рабочая программа дисциплины - нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на изучение планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятиях), содержащий также рейтинговую раскладку дисциплины и разрабатываемый по формам и правилам учебного заведения.

3.2. В качестве основной литературы (базового учебника) могут быть использованы учебник, учебное пособие, конспект лекций, выпущенные любым издательством России с соответствующим грифом, содержащие все минимально необходимые сведения, достаточные, чтобы можно было освоить дисциплину в соответствии с государственным стандартом и имеющиеся в библиотеке университета в количестве, отвечающем лицензионным и аккредитационным нормативам.

В случае, если в имеющихся в наличии изданиях отсутствуют сведения о некоторых разделах изучаемой дисциплины, то в качестве базового учебника могут быть предложены 2-3 издания, в совокупности содержащие материал, отражающий все разделы дисциплины.

3.3. Учебное пособие (конспект лекций) - учебно-теоретическое издание, как правило, частично заменяющее или дополняющее учебник и имеющее соответствующие выходные данные.

3.4. Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Разновидностями учебно-методических пособий могут быть методические рекомендации по самостоятельному изучению курса(дисциплины): методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ, подготовке к ГЭ, выполнению расчетно-графических работ и т.п..

4. Карта УМК дисциплины.

Карта составляется для полной характеристики учебно-методического обеспечения дисциплины и включает перечень всех элементов УМК, их наличие, форму и сроки представления в случае их отсутствия. Образец карты прилагается

КАРТА УМК ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ......»

Специальность (направление подготовки) …Все

Кафедра ….......

Документы, составляющие УМК

Информация

Примечание

Кейсовый вариант

Электронный вариант

Рабочая программа

На кафедре, в методкабинете университета

Базовый учебник, учебное пособие, конспект лекций (изданные)

Суслова Т.И.

Актуальные проблемы теории и практики современной культуры: Учебное пособие для вузов/ - Томск, изд-во ТУСУРа, 2004 г. - 178 с.

В библиотеке

Сборник заданий к семинарским занятиям

Файл ***.doc

на сайте кафедры

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ИНТЕРНЕТ» Шихмагомедова С.М., Магомедгаджиев Ш.М. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д. 43-а, DEVELOPMENT OF AUTOMATED EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX ON DISCIPLINE "PROGRAMMING IN THE INTERNET Shikhmagomedova S.M., MagomedgadzhievSh.M. Dagestan State University. Makhachkala,Russia(367000, Makhachkala, Gadzhiyevst, На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя тем самым и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов как неотъемлемой части учебного процесса . Информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях .В качестве таких технологий выступают электронные учебно-методические комплексы.электронный УМК это комплект учебных материалов, видеоматериалов и тестов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса. Задачами электронного УМК, его элементов (или составляющих) являются: создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативнометодических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку студентов; оптимизация подготовки и проведения занятий; обеспечение единства требований к студентам . Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций, вопросы к

2 контрольным работам, тесты, видеоуроки, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы . ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам: научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала; доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов; наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей . Как разновидность программного средства, ЭУМК должен соответствовать эргономическим и технико-технологическим требованиям:гармоническая цветовая гамма и композиция элементов обучения;удобство установки/ запуска . Учебно-методический комплекс дисциплины включает в обязательном порядке: пояснительную записку (цели и задачи курса, место в учебном процессе); рабочую программу, включающую перечень формируемых компетенций в результате освоения дисциплины (модуля); учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы); перечень рекомендованной литературы и формы контроля (контрольные вопросы); методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания); учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий; перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов; методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты); видеоматериалы . Процесс разработки электронного УМК можно разделить на несколько этапов. На первом этапе определяются цели. Второй этап создание педагогического сценария. Третий этап определение детальной структуры курса.

3 Четвертый этап создание дизайна. Пятый этап - подготовка программного обеспечения ЭУМК. Шестой этап - апробация ЭУМК Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация: традиционные алгоритмические языки; инструментальные средства общего назначения; средства мультимедиа; гипертекстовые и гипермедиа средства. Критериями выбора инструментальных программных средств и технологий создания ЭУМК могут выступать: многоплатформенность: возможность использования ЭУМК на компьютерах с различными аппаратными конфигурациями, системным программным обеспечением; простота установки/использования ЭУМК: ЭУМК не должен создавать неудобств пользователю при его использовании; невысокая ресурсоемкость: ЭУМК не должен быть требователен к ресурсам компьютера, если в этом нет крайней необходимости, выбранные инструментальные программные средства должны оптимальным образом выполнять возложенные функции; стоимость: широкий спектр современных языков программирования и авторских средств разработки, предназначенных именно для создания ЭУМК, имеет самый разнообразный ценовой диапазон. Среди инструментальных программных средств имеются и бесплатные . В соответствии с этими критериями в качестве средства разработки ЭУМК нами была выбрана программа «Dr.Explain». Данная программаотносится к разряду условнобесплатных программ и представляет собой средство для создания электронных книг, справочных материалов в формате CHM, HTML и RTF.«Dr.Explain» довольно легко устанавливается и включает в себя множество различных языков интерфейса, в том числе и русский. Интерфейс программы довольно простой и не перегруженный. Нами разработанэумк по дисциплине «Программирование в Интернет».Для решения поставленной задачи использовалась программаdr. Explain, а для создания тестов программу «Айрен».Рассмотрены состав и структуры электронного УМК по дисциплине

4 «Программирование в Интернет», разработанного в программе Dr.Explain.При запуске программы на экран выводится начальная страница электронного УМК (рис. 1). Рис.1. Окно запуска программы Слева на Рис. 1 мы видим окно поиска. Например, если мы хотим найти информацию, связанную с «HTML», надо ввести слово «HTML» в строку поиска. Результаты поиска изображены на рисунке 2. Рис. 2. Вид окна с результатами поиска по слову «HTML». Кнопка «Перейти в главное меню» отображает содержание ЭУМК (рис. 3). Он включает в себя 4 раздела: Рабочая программа дисциплины;материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины;лекции;видеоуроки. Кнопка «Начальная страница» в левом верхнем углу позволяет вернуться на начальную страницу ЭУМК.

5 Если мы зайдем в любой из разделов главного меню, то мы можем увидеть в левом верхнем углу программы кнопку «Перейти в главное меню». Рис. 3. Вид окна программы «Главное меню» Из главного меню можно открыть любой раздел ЭУМК. Если мы хотим ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Программирование в Интернет», нажимаем на соответствующую кнопку. Данный раздел содержит следующие пункты:цели освоения дисциплины;место дисциплины в структуре ООП бакалавриата;компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;структура и содержание дисциплины;рекомендации по использованию в образовательном процессе информационных технологий и их перечень;учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;материально-техническое обеспечение дисциплины.все пункты раздела «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины» изображены на рисунке 4. Рис. 4. Раздел «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины»

6 Допустим, мы решили открыть пункт «Темы практических и семинарских занятий». Нажимаем на соответствующую кнопку. Перед нами откроется содержание этого пункта 3 раздела: Раздел 1. Введение в Web-конструирование; Раздел 2. Программирование на JavaScript; Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL& PHP. Откроем Раздел 1. На экран будут выведены все темы, которые входят в этот раздел (рис. 5). Рис. 5. Окно программы при открытии пункта «Раздел 1. Введение в Webконструирование» Если мы нажмем на кнопку «Следующая страница», мы сможем просмотреть оставшуюся часть тем. Кнопка «Наверх» позволяет вернуться на один уровень вверх, т.е. в пункт «Темы практических и семинарских занятий». Данная кнопка предусмотрена и во всех остальных разделах главного меню ЭУМК. В данном электронном учебно-методическом комплексе предусмотрены следующие видеоуроки(рис. 6):«Основы CSS»;«HTML для начинающих. Фрэймы»;"HTML и CSS"; "PHP программирование"; «SQL Essential (Базовый)»;«Введение в SQL». Чтобы студенты могли проверить свои знания, в программе «Айрен» нами были разработаны тесты по следующим темам:основы CSS;Основы PHP;Основы HTML. Откроем любой из данных тестов, например, «Основы PHP». Выбираем вариант ответа, который мы считаем правильным. Нажимаем на кнопку «Ответить». Отвечаем подобным образом на все 10 вопросов, затем нажимаем кнопку «Завершить работу». При необходимости можно исправить ответ, который мы выбрали, но только перед завершением работы.нажимаем кнопку «Да», т.е. мы таким образом завершаем тест, чтоб узнать результаты.

7 Рис. 7. Вид окна «Видеоурок«PHP программирование». На экран будет выведена следующая информация: Название теста; Дата выполнения теста; Итог в процентах; Оценка; Общее количество вопросов в тесте; Сумма набранных баллов. Если мы хотим узнать, в каких вопросах мы ошиблись и какие ответы правильные, нажимаем на кнопку «Вопросы». Таким образом, разработанный нами электронный УМК позволяет студенту ознакомиться с лекциями по дисциплине «Программирование в Интернет»; проверить свои знания с помощью тестов; получить дополнительные, практические знания по дисциплине, посмотрев видеоуроки в соответствующем разделе.данный ЭУМК поможет преподавателю повысить эффективность обучения студентов. Список использованной литературы 1. Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников./ Аветисян Д.Д. М.: 2008г. 2. Адамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. / Учебное пособие. / Махачкала: Изд.-полиг.центр ДГУ, 2005.

8 3. Волегжанина И.С. Этапыразработкиэлектронногоучебно-методического комплекса / Волегжанина И.С. СПб.: 2014г. 4. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины учебного плана направления (специальности) в Дагестанском государственном университете (в редакции положения от, решение Ученого Совета ДГУ, протокол 8); _мет_ком_уч_дис.pdf. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009г. N 788 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277); %20ВПО%202010%20Пед.%20образование%20БАКАЛАВР.pdf. 6. Родин В.П. Создание электронного учебника: концепция и способы реализации: учебное пособие. / Родин В.П. Ульяновск: 2009г. 7. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза СПб.: 2012г.


«Разработка автоматизированного учебно-методического комплекса по дисциплине «Эконометрика» Автор: Юзбеков А.Т. Руководитель: Баммаева Г.А. Дагестанский Государственный Университет "Development of the

РАЗРАБОТКА ПО ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Гусейнова Д.И. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия (367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Гаджиева, д.

Разработка электронного практикума «Анализ инвестиционной деятельности предприятия» Рабаданова Р.М., Агабеков Н.Р. ФГБОУ ВПО«Дагестанский государственный университет» Махачкала, Россия Development of an

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Рабаданова Р.М., Рамазанов М.Т. Дагестанский государственный университет DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX Rabadanova R. M., Ramazanov M. T. Dagestan

Департамент образования и науки Костромской области ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» Из опыта работы Инновационные образовательные ресурсы в методическом обеспечении учебной дисциплины «Обществознание»

Министерство образования Иркутской области Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Братский педагогический колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор БПК

3. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» [Электронный ресурс]: утв. и введен в действие Минтруда России от 04.03.2014 123н. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

1 1 Общие положения 1.1 Положение о структуре и содержании учебно-методического комплекса учебной дисциплины (профессионального модуля) разработано на основании: Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ

Разработка электронного практикума «Показатели состава, структуры и использования трудовых ресурсов предприятия» Рабаданова Р.М., Алиханов М. А. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Development

1. Запуск Системы Методический центр аккредитации специалистов ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА для подготовки к первому этапу первичной аккредитации специалиста Для работы в программе

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ РЕПЕТИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА для подготовки к первому этапу первичной аккредитации специалиста 1. Запуск Системы Для работы в программе зайдите по ссылке https://selftest-mpe.mededtech.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» Руководство преподавателя по работе в системе

Методический центр аккредитации специалистов ИНСТРУКЦИЯ по проведению аудиторного тестирования с использованием банков тестовых заданий и ИС «Репетиционный экзамен» для среднего профессионального образования

Электронный УМК преподавателя О внедрении электронных дидактических средств в образовательный процесс сказано и написано не один раз. Прекрасно, когда под рукой электронный учебно-методический комплекс,

Автоматизированная обучающая система для оперативного персонала хозяйства движения «РАБОТА В СИСТЕМЕ» ЧАСТЬ 2 (ДЛЯ ОБУЧАЕМОГО) Санкт-Петербург 2010 г Содержание Введение... 4 1. Структура обучающей системы

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОНННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE КАК СРЕДСТВО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Web-технологии 1.2.1. Трудоѐмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 216 часов (6 ЗЕ) из них: лекций 18 час. лабораторных занятий

Инструкция по прохождению обучения в СДО Приспособление различных объектов городской инфраструктуры для нужд инвалидов (базовый курс) Оглавление 1. Регистрация на курс 2. Вход на сайт 3. Проверка установленного

НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи» Руководство пользователя «Академия «АйТи» 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение...3 О сервисе дистанционного обучения...3 Использование портала дистанционного обучения...4

Кондырева Н. С., Будюков А. Ю. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА На современном этапе развития образования одним из способов активизации учебной деятельности

Аннотация программы практики Наименование Виды (типы), формы и способы проведения практики Компетенции УП.01 Учебная практика Виды (типы) практики Учебная практика Формы проведения практики Изучение и

Сетевая образовательная платформа e-university Руководство наблюдателя Листов 77 2 Аннотация В настоящем документе приводится описание возможностей, которые предоставляет сетевая образовательная платформа

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТА (СЛУШАТЕЛЯ) ПО РАБОТЕ

Справка о порядке использования системы «Интернеттренажеры» при подготовке к аккредитационному тестированию студентов всех специальностей Система «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющая

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ БИЗНЕС-ПАК 7.5) И.В. Мостяева Россия, г. Рязань В условиях реформирования экономики, модернизации

1. Общие положения 1.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (УМКД) предназначено для введения единых требований к учебнометодическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы,

СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ С ЭМУЛЯТОРАМИ И МОДУЛЯТОРАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ» СМОЛЕНСК 2008 1. Наименование образовательного

1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины является обучение студентов методам разработки программ, а также структуры программного обеспечения современных информационных систем.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ.09.01 WEB-технологии Направление

РАЗРАБОТКА ПОДЛЯ АНАЛИЗА СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Ибрагимова Э.М., Магомедгаджиев Ш.М. Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

3.2.2. Тестирование для обучения и самоконтроля студентов ВУЗов (ССУЗов) Шаг 1. Вход в систему «Интернет-тренажеры в сфере образования» Перед началом тестирования в режиме «Обучение и самоконтроль» студенту

1 3 шаг. Перейдя на сайт в левом верхнем углу появится раздел «Электронное обучение» (Рисунок 2). Войти в него. Рисунок 2. 4 шаг. В форме аутентификации введите данные своей учетной записи логин и пароль

Стандарты ДГТУ на разработку методического обеспечения поддержки образовательного процесса Вед.специалист по методической работе ЦНМОиТОП Гордеева Надежда Валерьевна В соответствии с законодательством

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОСМОТРУ МАТЕРИАЛОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «Организация и осуществление государственных закупок для нужд реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ М1.2.4_Web-дизайн Направление подготовки 09.04.03 Прикладная информатика Магистерская

Инструкция по работе в системе дистанционного обучения Moodle - (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). С помощью системы Moodle слушатели получают доступ к современному электронному

Профессия педагога - одна из тех, где нельзя достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. В последние

4. Консультациия 6 6 5. Итоговая аттестация 6 6 экзамен* Итого 252 66 186 * Прием экзамена осуществляется комиссией в составе трех человек. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа «Веб-программирование

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Ростовского (г. Ростов-на-Дону) юридического института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

СОКОЛОВА М.Е., БЫСТРЮКОВ В.Ю. Россия, Самара ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет». Филиал в г. Самаре ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Системы управления базами данных Microsoft Access 2003 Приложение Microsoft Access это настольная система управления реляционными базами данных (СУБД), предназначенная для работы на автономном персональном

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» Руководство пользователя Минск, 2008 1 Общие сведения Учебно-методический

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов 3001 «Информационные системы и технологии».

Электронный учебно-методический комплекс разработан начальником учебной части - заместителем начальника учебного военного центра ННГУ, кандидатом технических наук, доцентом, полковником С.А. Рябининым

Т.Л. Жукова, С.А. Воеводина Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь е-mail: [email protected] ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ

Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций НИИ мониторинга качества образования, 2008 2018 Список сокращений ЛК личный кабинет

Сетевая образовательная платформа e-university Руководство гостевого пользователя Листов 21 2 Аннотация Настоящий документ содержит описание возможностей, предоставляемых гостевому пользователю сетевой

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» Программа повышения

УДК 004:378 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ МЕХАНИКА I» Нурмаганбетова А.Т. Казахская головная архитектурно - строительная академия, г. Алматы, Республика

Проект Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Московский архитектурный институт (государственная академия)» Положение 4.2.3

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Казахстан РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ по работе с программным обеспечением «Инструмент для

Оглавление 1. Регистрация пользователей.... 2 2. Обзор интерфейса.... 3 Личный кабинет пользователя... 3 Домашняя страница.... 4 Календарь... 4 Основное меню пользователя... 4 3. Обучение... 5 1. Регистрация

РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УЧЕТА КАССОВЫХ И БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ. Раджабкадиева П.Г., Рабаданова Р.М. Дагестанский государственный университет, Факультет информатики и информационных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций @ НИИ мониторинга качества образования, 2008 2014 Список сокращений ОО образовательная

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет

Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы Web-дизайна (Наименование дисциплины (модуля) (специалист / бакалавр) , -» 1. Цели освоения дисциплины Целью «-». задачи: - ; - ; - ; - -. Перечень планируемых

ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 3.1. Методологические основы разработки электронных

Пл -02-03-05-02-2018 Версия 02 стр 1 из10 СОДЕРЖАНИЕ Область применения 3 1. Общие положения 4 2. Основные определения 4 3. Порядок формирования электронных образовательных ресурсов 6 4. Требования к электронным

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора

Как начать обучение на сайте дистанционного обучения 1. Откройте любой браузер и в верхней строке Адрес введите адрес сайта http://cdbgk.ru Откроется главная страница сайта как на рисунке Выбираем категорию

Интернет-тренажеры в сфере образования Инструкция «Как пользоваться системой» для студентов образовательных организаций @ НИИ мониторинга качества образования, 2008 2016 Список сокращений ЛК личный кабинет

Рабочая программа учебной дисциплины «Разработка Web - приложений» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утверждѐнного приказом

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

правила оформления и издания

Москва 2007 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

правила оформления и издания

Составители:

к. и.н., доц.

к. и.н., доц.

(приложения)

Отв. редактор д. э.н., проф.

Утверждено

на заседании РИСО

2006 г. Протокол № 2

CОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………… 3

1. Состав, содержание и оформление учебно-методического

комплекса (УМК )………………………………………………………………… 4

1.1. Требования к составу УМК.…………….………………………………………. 4

1.2. Требования к оформлении. УМК………………………………………………. 7

2. Требования к содержанию документов, входящих в состав УМК и

2.1. Программа курса (спецкурса)……………………………………………………. 8

2.1.1. Общие требования………………………………………………………… 8

2.2. Тематический план………………………………………………………………. 12

2.3. Планы семинарских (практических) занятий……………………………….…..12

2.4. Планы лабораторных (практических) работ и методические

указания по их выполнению………………………………………………….14

2.5. Программа практики………………………………………………………………15

2.6. Рабочая тетрадь студента (РТС)………………………………….………………16

2.7. Система текущего и итогового контроля знаний студентов……………………17

письменных работ……………………………………………………………20

2.10. Методические указания по подготовке и оформлению

2.11. Основные требования к учебнику (учебному пособию) нового поколения…..22

2.11.1. Общие положения…………………………………………………………22

2.11.2. Общие характеристики учебника (учебного пособия)………………….23

2.11.3. Требования к структуре и содержанию учебника (учебного пособия)..24

3. Правила издания УМК …………………………………………………………………30

3.1. Общие положения………………………………………………………………….30

3.2. Правила набора текстов учебно-методических материалов

при подготовке к изданию…………………………………………………….31

Приложения:

1.Образец оформления титульного листа учебно-методического

комплекса………………………………………………………………………………..33

2. Образец оформления оборота титульного листа

учебно-методического комплекса................………………………………………34

3. Примеры формулирования предмета и целей учебного курса……………………...35

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:

· четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

· отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;

· последовательная реализация внутри - и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами специальности;

· рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;

· планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической и научной литературы , необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.


УМК адресован, прежде всего, студенту. Для него это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности её изучения, разделах и требованиях к уровню её освоения. УМК позволяет студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.

Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, закреплением учебных часов между лекциями и семинарами, системой текущего и итогового контроля и т. п.

Предлагаемые рекомендации по подготовке учебно-методического комплекса по дисциплине учебного плана образовательной программы созданы на основе анализа накопленного в РГГУ опыта этой работы и предназначены для преподавателей – разработчиков УМК. Деятельность по созданию УМК очень важна для преподавателя, поскольку в процессе работы раскрывается его творческий потенциал, на основе накопленного педагогического и методического опыта, новых знаний преподаватель вырабатывает современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации учебного материала.

1. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

1.1. Требования к составу УМК.

В состав учебно-методического комплекса (УМК) должны входить учебно-методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний студентов, предусмотренные учебным планом соответствующей специальности.

Обязательный состав документов УМК определяется учебным планом профессиональной образовательной программы, который устанавливает общий объем дисциплин в часах, виды аудиторных занятий и их объем (в часах), формы контроля знаний студентов, формы итоговой государственной аттестации, виды студенческой практики.

Рассмотрим обязательный состав УМК на примере учебных планов нескольких дисциплин:

1. Учебный план по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» включает дисциплину «Документоведение» (цикл общепрофессиональных дисциплин), общим объемом 500 часов, из них 172 часа аудиторных занятий: 70 часов лекции, 18 часов – практические занятия, 86 часов – лабораторные занятия; 3 контрольные работы , 3 теста, курсовую работу , 2 зачета и экзамен. Кроме того, предусмотрена учебная практика и государственный экзамен по этой дисциплине.

Исходя из учебного плана, в УМК должны быть включены следующие обязательные методические документы:

o программа курса;

o планы практических занятий;

o планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению;

o тематический план курса;

o контрольные работы, тесты;

o список примерных тем курсовых работ;

o система текущего и итогового контроля знаний студентов;

o программа учебной практики;

o проблематика дипломных работ;

o программа государственного экзамена.

2. Учебный план специальности «Мировая экономика» включает дисциплину «История России» (цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) общим объемом 190 часов, из них 60 часов аудиторных занятий: 40 часов – лекции, 20 часов – семинарские занятия ; 2 реферата, зачет и экзамен.

В этом случае в составе УМК должны быть следующие обязательные документы:

o программа курса;

o планы семинарских занятий;

o список источников и литературы по курсу;

o тематический план курса;

o контрольные вопросы по курсу;

o список примерных тем рефератов;

3. Учебный план специальности «Финансы и кредит» включает дисциплину «Финансовое право» (цикл дисциплин специализации) общим объемом 60 часов, из них 30 часов – аудиторные (лекции), 1 тест и зачет.

Обязательными методическими документами в этом случае должны быть следующие:

o программа курса;

o библиографический список источников и литературы по курсу;

o тематический план курса;

o контрольные вопросы по курсу;

o система текущего и итогового контроля знаний студентов.

Таким образом, в соответствии с позициями учебного плана по специальности разрабатывается необходимый минимум методического обеспечения дисциплины. Для полного методического обеспечения дисциплины в составе УМК должны быть представлены также методические материалы, организующие самостоятельную работу студентов. К ним, в первую очередь, относятся:

ü методические указания по изучению курса;

ü рабочая тетрадь студента;

ü методические указания по выполнению письменных работ (рефератов, докладов, курсовых и т. п. в зависимости от их наличия в учебном плане);

ü методические указания по подготовке дипломных работ.

В случае использования в преподавании курса раздаточного материала, наглядных пособий, современных информационных технологий и мультимедийных продуктов в УМК следует включить соответствующие перечни.

В УМК также могут входить методические материалы, необходимость которых определяется преподавателем. Например, конспект-организатор, тексты ситуации для анализа, ридеры, словари терминов и персоналий и т. п.

Таким образом, полный состав УМК включает следующие документы:

    Программу курса:

Тематические разделы;

Список источников и литературы по курсу;

Тематический план;

Контрольные вопросы по курсу.

    Планы семинарских (практических) занятий. Планы лабораторных занятий и методические указания по их выполнению2. Программу учебной (производственной) практики3. Рабочую тетрадь студента4.

· Информацию о системе текущего и итогового контроля знаний студентов и ее методическом обеспечении (тематика рефератов, докладов, курсовых работ, проблематика итоговых письменных работ).

    Методические рекомендации по изучению дисциплины (курса)*.

· Другие материалы (списки раздаточных материалов, наглядных пособий, мультимедийных продуктов, используемых в преподавании дисциплины, и т. п.).

1.2. Требования к оформлению УМК

Обязательными элементами оформления УМК (а также сборников программ курсов) являются:

Титульный лист;

Оборот титульного листа;

Предисловие.

Титульный лист содержит следующие реквизиты:

В пояснительной записке также указывается форма проведения лабораторных (практических) работ, например, деловая или ролевая игра, имитация конкретной ситуации, игровое проектирование и т. п., характеризуется лабораторная база и условия проведения работ.

Каждая лабораторная работа должна иметь четко сформулированную цель и ожидаемые результаты.

Пример формулирования целей и результатов в планах лабораторных работ.

Планы лабораторных работ по курсу «Научно-технические архивы» и методические указания по их выполнению: «Цель занятия: усвоение принципов организации попроектной системы группировки, учета, описания и хранения конструкторской документации (КД).

В результате выполнения лабораторного занятия студенты должны изучить специфику попроектной систематизации КД и выявить ее особенности; усвоить принципы систематизации документов внутри проекта; уяснить установленные государственными стандартами требования к описанию единиц хранения КД; познакомиться с правилами регистрации проектов.» (Научно-технические архивы: Учебно-методический комплекс / , . – М.: РГГУ, 2003.- С. 30).

Лабораторная работа «Общая классификация научно-технической документации» по курсу «Научно-технические архивы» включает задания: «1. Проанализируйте подборку документов. 2. Определите принадлежность каждого документа к подсистеме НТД. 3. Изучив состав и содержание подборки, отразите сведения о документах в таблице» (Научно-технические архивы: Учебно-методический комплекс / , . – М.: РГГУ, 2003.- С. 27).

Указания по выполнению заданий должны содержать описание последовательности действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах.

В каждый план лабораторной работы включаются контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, а также список источников и литературы, которые необходимо изучить студентам к занятию, перечень используемого оборудования, раздаточных материалов.

2.5. Программа практики.

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности. Программа оформляется в виде самостоятельного документа и должна соответствовать «Типовому положению о практике студентов РГГУ»6.

Структура программы предусматривает наличие:

· пояснительной записки;

· раздела «Организация практики»;

· тематических разделов;

· раздела «Требования к оформлению отчета»;

· приложений.

В пояснительной записке содержатся сведения о виде практики (учебная, производственная), факультете, курсе и дисциплине, специальности и специализации, по которым предусмотрена практика в учебном плане, ее продолжительности в календарных днях.

Здесь же формулируются общая педагогическая цель и отдельные задачи проведения практики (например, формирование у студентов первичных профессиональных навыков и приобретение навыков самостоятельной научной деятельности по избранной специальности).

В разделе «Организация практики» устанавливаются требования кафедры к руководству практикой (назначение научных руководителей, ответственных за практику, кураторов и др.) как со стороны кафедры, так и со стороны организации, где проводится практика.

Тематические разделы программы разрабатываются в соответствии с программой курса основной дисциплины и детализируют изучение ее отдельных разделов в условиях работы конкретной организации. Каждый тематический раздел должен иметь заголовок (название темы), сведения о количестве дней на ее изучение.

В тематических разделах перечисляются задания по изучению отдельных разделов дисциплины и определяются методы их выполнения.

Раздел «Требования к оформлению отчета» должен определить форму итоговой работы, представляемой студентом на кафедру после окончания практики (отчет, реферат), индивидуальную технологическую карту, публикации документов и т. д.

В разделе должны быть сформулированы требования к оформлению отчета (титульный лист, оглавление, количество разделов, объем и др.) и к его содержанию. Например, кафедра устанавливает, что в отчете содержится только описание определенного рода деятельности; или студент должен проанализировать все виды деятельности , которой он занимался, и т. д.

В приложения к программе могут быть включены: форма титульного листа отчета по практике, примерная структура текста отчета, типовой формуляр характеристики и отзыва руководителя практики от организации, формы фиксации студентом ежедневной работы (дневник практики) и т. д.

2.6. Рабочая тетрадь студента (РТС).

Рабочая тетрадь студента (РТС) является учебно-методическим пособием, целью которого является закрепление знаний, полученных на лекциях, и формирование у студентов навыков и умения самостоятельной работы с рекомендованной литературой. Его задача – упростить и ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме.

Рабочая тетрадь студента (РИС) предназначена для организации самостоятельной работы студента и контроля за ней со стороны преподавателя.

Необходимость создания РТС и ее тематика определяется кафедрой. Она бывает вызвана, например, наличием труднодоступных для студента, но очень важных для осмысления проблем дисциплины источников. Кафедра может обеспечить студенту возможность работы с этими источниками, опубликовав их в составе РТС (безусловно, с соблюдением установленных правил такой публикации), и снабдив вопросами и заданиями. Как показывает практика, формат РТС весьма удобен для решения студентами конкретных ситуаций, задач. В этом случае работа студента с РТС способствует выработке необходимых практических навыков, предусмотренных требованиями к уровню подготовки по данной дисциплине. Широко используются РТС и в организации изучения иностранных языков .

Обязательным элементом РТС является пояснительная записка . В ней указывается предназначение тетради, цели работы с ней, структура, даются указания по использованию РТС.

Пояснительная записка должна также знакомить студентов со сроками представления преподавателю заполненной РТС, критериями оценки решений и ответов, ее влиянием на итоговую оценку по дисциплине.

Каждый раздел (тема) РТС обязательно должен включать в себя методические указания к изучению раздела (темы) и выполнению заданий, а также список рекомендуемых для изучения источников и литературы.

Обязательным элементом оформления рабочей тетради студента является титульный лист , содержащий следующие реквизиты:

Название вида издания (рабочая тетрадь студента);

Принадлежность РТС – студент (ФИО), факультет, курс, группа;

Преподаватель, проверяющий РТС (ФИО).

Образец оформления титульного листа РТС см. в Приложении 9.

2.7. Система текущего и итогового контроля знаний студентов.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине выстраивается в соответствии с учебным планом образовательной программы, определяющем виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т. п.) и итогового (зачет, экзамен) контроля, и принятым в вузе Положением о контроле знаний студентов.