Чему учат нас басни Крылова? Сочинение на тему “Басни Крылова” Чем басни помогают нам.

Бурлият Дагирова
Исследовательская работа «Мораль в баснях И. А. Крылова»

ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и выбора темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ :

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы

1. О морали в баснях .

2. Чему учат басни Крылова .

3. О Крылове .

2. Практическая часть работы .

1. Социологический опрос, анкетирование, результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения

БИБЛИОГРАФИЯ.

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке , не теряют они своей актуальности и сейчас. Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке , не теряют они своей актуальности и сейчас.

Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

Басни Крылова покажут нам , чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять.

Актуальность данной работы заключается в том , что и сейчас есть человеческие пороки. Басни И . Крылова как никогда актуальны, потому что помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.

Они не умрут, так как в них отражается жизнь и человек, как в зеркале. Важность и актуальность рассматриваемой темы, определили выбор мною темы исследовательской работы : «Мораль в баснях И . А. Крылова » .

Поэтому цель моей работы : - показать значимость творчества И. А. Крылова и в наши дни , через мораль из его басен .

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :

1. Знать, что такое мораль .

2. Познакомиться более глубоко с баснями И . А. Крылова .

3. Определить мораль в баснях .

4. Провести анкетирование, с целью выявления степени образованности современных русских людей разных возрастных групп. Показать как басни И . Крылова помогают посмотреть на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.

Основная часть

1. Теоретический анализ исследуемой проблемы

О морали в баснях

МОРАЛЬ - Правила нравственности, а также сама нравственность.

Басни И . А. Крылова - совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.

Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора .

Законы жизни по Крылову естественны и мудры

Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества.

У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер и проказница-мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, и лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу; и косолапый мишка - добродушно-честный, неповоротливо-сильный; лев - грозно-могучий, величественно-страшный.

«Звериный маскарад» усиливает сатирический комизм басни , придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.

Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова - его басне «Квартет» .

Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших. Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том,что исполнители не так сидят :

Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та :

У нас запляшут лес и горы!

Мораль здравого смысла , житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и поныне.

Такие басни , как «Волк и ягнёнок» , «Ворона и Курица» , «Свинья под дубом» , «Волк на псарне» высмеивают нерадивость, легкомыслие, неблагодарность и тому подобные пороки и слабости людей.

Басня «Волк и ягнёнок»

Мораль басни : «у сильного всегда бессильный виноват» .

Ягнёнок в жаркий день пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк» . Подбежав к Ягнёнку, он вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись, тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом» . Но оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших оправданий,Волк прорычал : «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и поволок Ягнёнка в тёмный лес.

Басня «Ворона и Курица»

Когда Кутузов на погибель французам оставлял Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный рой» . Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать. Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и поживиться от них сырком иль косточкой.Но надежды Вороны не сбылись : когда французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.

Мораль Крылова : глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.

Басня «Ворона и Лисица»

Мораль этой басни : давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.

Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском» . Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и хитрая Лисица убежала с ним.

Басня «Волк на псарне»

Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам, попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари.Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры : предложил свою дружбу, обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Эту басню И . А. Крылов написал в момент , когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову мирные переговоры.

Басня «Ларчик»

Мораль басни : не надо видеть сложности там, где на самом деле всё просто.

К кому-то принесли от мастера красивый ларчик. Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.

Басня «Квартет»

Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка решили сыграть скрипичный квартет. Раздобыв инструменты, они «ударили в смычки, дерут, а толку нет» .Звери решили : причина в том, что они не так расселись. Несколько раз участники квартета рассаживались по-новому, однако их музыка от этого лучше не стала. «Вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь» , – сказал им пролетавший мимо Соловей.

Басня «Лягушка и Вол»

Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил – пока не лопнула.

Мораль басни : среди простых людей многие хотят походить на знатных вельмож и жить, как они – но только зря стараются.

Басня «Осёл и соловей»

Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.

, – мораль Крылова .

Басня «Синица»

Синица хвалилась, что сможет сжечь море. В морских глубинах поднялся страшный переполох. К берегу океана стали слетаться птицы, сбегаться звери из лесов и люди-гурманы – любители похлебать богатой ухи. Все предвкушали невиданное зрелище, но синица моря зажечь не смогла и со стыдом улетела.

Мораль басни : «делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» .

Басня «Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой» .

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

Басня «Свинья под Дубом»

Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть» , – сказал ей сидевший на ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы жёлуди» . «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне растут» , – проговорил Дуб.

Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза, не работая , пропела всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом» . Но лето кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил, что же делала Стрекоза летом? «Пела» , – ответила та. «Ты всё пела? это дело. Так поди же попляши» , – дал ответ Муравей.

Мораль басни «Стрекоза и Муравей»

Красавица Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью, протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и готовиться загодя

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» . Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и ныне там» .

Мораль басни «Лебедь, Щука и Рак»

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

Басня «Собачья дружба»

Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу. Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались из-за кости, что их насилу розлили водой.

И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов . «Только кинь им кость, так что твои собаки» .

Басня «Мартышка и Очки»

Мартышка к старости стала плохо видеть. Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с полдюжины.Но пользоваться Очками Мартышка не умела : она то прижимала их к темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув на людские враки, разбила Очки о камень.

Так и невежды, говорит Крылов , не зная цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.

Басня «Слон и Моська»

По улицам напоказ народу водили Слона. Маленькая собачка Моська стала лаять и бросаться на огромного зверя. Знакомая шавка принялась успокаивать Моську, говоря, что Слон даже не обращает на неё внимания. «Вот то и хорошо, что я без драки попасть могу в большие забияки! – ответила Моська. – Пусть все говорят, что я сильна, раз лаю на слона!»

Мораль басни «Слон и Моська»

Моська хотела произвести на себя впечатления, хотела поднять авторитет в глазах других собак.

Чему учат басни Крылова

Басни И . А. Крылова учат быть добрыми , умными, честными. Хотя в баснях действуют птицы , животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о людях.

Мною прочитано много басен Крылова , в которых под маской животных удачно передается быт, поведение, образ жизни, характер людей. Из его басен можно взять для себя очень много мудрого и поучительного.

Вот, например, басня «Стрекоза и Муравей» .

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Ну пела, ну плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей трудолюбивый – положительный герой во всех отношениях,но оказывается по отношению к Стрекозе жестоким :

«Я без души

Лето целое все пела? –

Ты все пела?Это дело :

Так, поди же попляши!»

Таким образом, Крылов в образе порхающей Стрекозы воплотил не просто легкомыслие и беззаботность резвушки, а выразил протест против тех людей, которые, не хотят трудиться, а хотят только веселиться и отдыхать.

Хочу, проанализировать басню «Ворона и Лисица» . В данной басне мораль предвкушает повествование :

От льстивых похвал Лисицы «вскружилась голова» , «Ворона решила спеть» , т. е. «Каркнула во все воронье горло» . Сыр выпал, и Лиса добилась результата.

Данная басня говорит о том , что не стоит поддаваться льстивым речам, потому что за ними всегда стоит желание добиться какой-либо выгоды в пользу льстеца. Лисица хорошо понимает, что сыр ей силой не отнять и поэтому она решается выманить его у Вороны хитро и говорит, «так сладко» . И Ворона попадается на эту лесть!

Меня привлекает творчество баснописца тем , что автор – рассказчик всегда находится рядом со своими персонажами, а не над нами. Даже когда его герои делают явные глупости, автор впрямую не осуждает их, а лишь показывает нелепости их поведения. Но это не значит, что Крылов сочувствует всем своим

героям. Он поддерживает простых людей, живущих в мире естественных ценностей. Сочувствуют своим персонажам, не приукрашивает их.

О Крылове

Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова , одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка» .

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова . За сорок лет им было написано более двухсот басен.

Басни Крылова - способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.

Слово в баснях Крылова - средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали .

Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

2. Практическая часть работы .

2.1. Социологический опрос, анкетирование

Я провёла социологический опрос среди учащихся 5-8 классов.Задавала им следующие вопросы :

1. Какие басни И . А. Крылова вы знаете ?

2. Какие басни вам нравятся ?

4. Для чего служит мораль ?

И получила следующие результаты :

1. Басни И . А. Крылова знают 85%

3. Басни нравятся 74% учащихся

4.93% учащихся считают, что мораль служит для раскрытия основной мысли.

Так же я провела социологический опрос среди технического персонала, работников столовой МКОУ СОШ и среди жителей Карамахи.

Были заданы следующие вопросы :

1. Знакомы ли вы с творчеством И. А. Крылова ?

2. Сможете ли вы определить мораль басен И . А. Крылова ?

3. Живёте ли вы законами жизни по Крылову ? Законы жизни по Крылову естественны и мудры , он презирает искусственность и корысть.

На 1 вопрос были получены 100% положительные ответы. Мораль басен И . А. Крылова могут определить 60% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка. Однако следует отметить, что басни любят и помнят , но презирают искусственность и корысть не многие.

Анкета «Мораль басен И . А. Крылова »

Среди учащихся 5-11 классов было проведено анкетирование, в котором было предложено определить басни по морали .

1. Определите басни И . А. Крылова по морали .

1. «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок» )

2. Мораль Крылова : глупый человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп. («Ворона и Курица» )

3. Мораль этой басни : давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца. («Ворона и Лисица» )

4. Эту басню И . А. Крылов написал в момент , когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал предложить Кутузову мирные переговоры. («Волк на псарне» )

5. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и Петух» )

6. А, вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. («Квартет» )

7. А ларчик просто открывался. («Ларчик» )

8.«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» .(«Лебедь, Щука и Рак» )

8. «Избави, бог, и нас от этаких судей» («Осёл и соловей» )

9. Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под Дубом» )

10. Ты всё пела? Это дело! Так пойди же попляши. («Стрекоза и муравей» )

2. Считаете ли вы, что басни И . А. Крылова помогут избавиться от наших недостатков?

Были получены следующие результаты :

Класс Определили мораль басни Помогут избавиться от недостатков

5-е классы 28% 50%

6-е классы 28% 50%

7-е классы 52% 65%

8-е классы 34% 40%

9-е классы 60% 35%

10 класс 75% 70%

11 класс 90% 80%

Результаты анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна : басни любят и помнят , но мораль определяют не все .

Заключение

Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

Крылов живет среди нас , «как живой с живыми говоря» .

Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы ценим его крыловскую , жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.

Мораль , она же нравственное заключение в баснях , всегда несут в себе некий смысл, и из текста видно, что прислушиваться к басням нужно , т. к. ошибки и поступки героев влекли за собой различного характера последствия, и мы, прислушавшишь, в будущем можем не допустить той же ошибки.

Мораль басен Крылова заключается : не надо быть ленивым, нужно быть трудолюбивым и добрым!

Выводы, предложения

Данное исследование показало , что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно читают басни И . А. Крылова школьники ,чем представители старшего поколения.

Знание басен и умение определять мораль уберегут от ошибок , они сделают нас лучше, они научат нас быть добрыми и трудолюбивыми.

Проведенная работа позволяет мне сделать следующие выводы :

По итогам проделанной работы выдвигаю следующие предложения :

2. Научиться определять мораль басен И . А. Крылова .

3. Провести диспут среди учащихся «Как мораль помогает избавиться от недостатков?»

Литература

1. Гаспаров М. Л., Античная литературная басня . – М. : Наука, 1971.

2. Коровин В. И. Басни Ивана Крылова – М ., 1997

3. Крылов И . А. Басни – М ., 1996

4. Крылов И . А. Басни М . : Детская литература, 1985

5. Эзоп. Античная басня . Басни Эзоповского сборника.

Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животные, насекомые и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей».

Итак, каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню «Демьянова похлебка», понимаешь: история, которую рассказывает автор, совсем не о конкретных Демьяне и Фоке и не о похлебке и чрезмерной гостеприимности. Демьян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют добрые следствия. Неумение работать совместно, беспокоясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни — «И только воз и ныне там» — стал крылатым выражением. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, надо хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих соучастников. Иначе выйдет из того дела «только мучение».

Невежд разоблачает И. А. Крылов в басне «Обезьяна и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажей басни: не способны понять какое-то явление, они возражают или запрещают его. Немало действующих лиц басен И. А. Крылова будто пришли из народных сказок. Их «характеры» хорошо известны, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность. Лисица — персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда надо изобразить хитрость, лукавость. В басне «Ворона и Лисица» именно ухищрения помогают лисице завладеть куском сыра. Но басня осуждает не лукавость и ухищрения, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, лишь бы только они были приятными. Итак, басни И. А. Крылова разоблачают разные недостатки человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в древности, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Езопа и Крылова. Езоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Езопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между носителями определенных черт или разных жизненных позиций. В басне «Вовка и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Вовка — силу. Мораль вытекает из самого сказа: справедливая защита не имеет силы для тех, кто задался совершать несправедливость. В отличие от Езопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали «В сильном бессильный виновный завсегда…».

У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся будто свидетелями всего, что происходит с героями. В начале басни Ягненок не пугается Вовки, ведь он никому ничем не шкодит и не поднимает установленных правил. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Вовка, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка ощущается чувство собственного достоинства. На какой-то миг читателям даже кажется, что это Ягненок загнал Вовку в глухой угол, так как хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого совсем не вытекает, что после встречи с Вовкой, Ягненок останется неповрежденным. В самый раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше бесит Вовку. В конце концов, своевольному хищнику надоедает выискивать вину своей жертвы и он показывает свою сущность. Последние слова басни: «Сказал — и в темный лес Вовка поволок Ягненка» — вместе с тем ожидаемое и неожиданное. Читатель с самого начала знал, что так должно было произойти, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненок все же доведет свою невиновность.

Итак, в баснях Езопа и Крылова общим есть сюжет, персонажи и даже мораль. Басня Езопа написана прозой, а Крылова стихами. Но, по моему мнению, самое главное, что отличает эти две басни — это самое читательское восприятие произведений. Басня Езопа обращена, так сказать, к уму читателя. А басня Крылова — к его сердцу.

Сочинение на тему Чему учит нас басня

Другие сочинения по теме:

  1. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих...
  2. Определить время, когда возникшая басня, невозможно. Скорее за все, она зародилась во времена создания мифов. В седую давность с помощью...
  3. Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как...
  4. На вторую половину XIX века приходится период наиболее активного творчества Леонида Глебова. Глебов известен нам, прежде всего, как баснописец. Басня...
  5. Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка...
  6. Народность произведений Крылова можно проследить и на языке его басен. Достаточно сопоставить, сколько пословиц он включил в текст басен и...
  7. Басня — это небольшое прозаическое или стихотворное произведение аллегорического содержания и поучительного характера, один из древнейших жанров литературы. Еще в...
  8. Сочинение по произведениям великого русского баснописца Крылова. Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают...
  9. Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и...
  10. Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно...
  11. Леонид Глебов был кротким человеком и глубоким лириком в душе. На его басни, стихи и загадки откликаются и взрослые, и...
  12. Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники....
  13. Басня — небольшое аллегорическое (большей частью написанный стихами) произведение с ярко подчеркнутой дидактической тенденцией. Это краткий рассказ о каком-то одном...
  14. Басня — это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Ведущая мысль...

Прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» - стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

Почему мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей. Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными. На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. "Ворона и лисица " показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит. Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра. Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет », показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом » В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Прелесть басен Крылова.

Иван Андреевич Крылов является самым известным баснописцем во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями еще в раннем детстве. На баснях Крылова выросли и воспитались не мало поколений.

Немного из биографии Крылова .

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец - не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу.
После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Сочинение о баснях Крылова - 5 класс

Вариант 1

Знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений - это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.

Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.

Пересказывать Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное - понять, для чего они были написаны. Мое мнение - для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.

В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль - честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное - уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть - одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.

Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Сравнение басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука»

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне Квартет поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.

Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,

Да косолапый Мишка;

Затеяли сыграть квартет

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей народ понимает необходимое условие слаженной игры квартета работы Государственного совета профессионализм:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,

Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне Лебедь, Рак и Щука. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен. У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Крылов подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как , . В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством в этом секрет их долголетия.

Что осуждается в баснях Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца, знакомы каждому. Крылов стал классиком еще при жизни - его басни были высоко оценены современниками.

Крылов был настоящим мастером слова: он писал свои басни кратко, доходчиво, очень выразительным, но вместе с тем простым и понятным языком.

Как и основоположник жанра басни Эзоп, и Лафонтен, французский баснописец, живший в 17 веке, Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки и недостатки. Животные, выступающие действующими лицами в баснях Крылова, воплощают в себе человеческие качества, и автор в иносказательной манере осуждает пороки людей и общества.

Например, в баснях “Свинья под дубом”, “Петух и жемчужное зерно”, “Мартышка и очки” автор высмеивает невежество. В баснях “Квартет” и “Музыканты” - некомпетентность тех, кто берется не за свое дело. В басне “Слон и Моська” - хвастовство. В басне “Ворона и Лисица” - лесть и глупость…

А вот в басне “Волк и Ягненок” Крылорв осуждает тиранию и произвол властей. Недаром первая строка этой басни - “У сильного всегда бессильный виноват”.

Многие строки басен Крылова с годами превратились в пословицы и поговорки, например: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”, Басни Крылова, которым уже больше века, остаются удивительно современными и в 21‑м веке.

Общечеловеческий смысл басен И. А. Крылова

Произведения великого русского баснописца И. А. Крылова принесли ему не только известность, но и народную любовь. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие недостатки и пороки общества, выступает против несправедливости и беззакония.

В басне «Осел и соловей» Осел выступает не только в роли слушателя, но и судьи для маленького лесного певца. Мы-то прекрасно знаем, что глупое и упрямое животное слишком далеко от искусства, чтобы суметь по достоинству оценить мастерское соловьиное исполнение, но у Осла на этот счет свое мнение:

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился.

Нам становится смешно, потому что каждый из нас хотя бы однажды встречался с людьми, которые пытаются судить о том, в чем совершенно не разбираются.

В басне «Щука» И. А. Крылов с юмором обличает сильных мира сего, которые всегда готовы выгородить друг друга («рука руку моет»). Разбойницу Щуку за все совершенные ею в пруду преступления решают «предать позорной казни». Лиса-Прокурор, которой Щука «снабжала рыбный стол», предлагает судьям утопить виновную в реке, на что те по невежеству соглашаются.

Однако не во всех баснях злые и коварные хитрецы обманывают честных простофиль. Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, ждала совсем другая участь. На волчью хитрость нашелся мудрый ответ опытного Ловчего:

… обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Мастерство Крылова-баснописца проявляется не только в выборе идей и сюжетов для своих произведений, но и в афо­ристичности языка, близости его к разговорной народной речи. Поэтому немудрено, что многие фразы и выражения настолько точно отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем.

Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова”

Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич Кры­лов выступает как обличитель пороков самодержавно-крепостнической России. Причём жало его сатиры на­правлено как против недостатков, присущих отдельным людям, так и против общественных явлений, тормозящих развитие страны по пути прогресса.

Примером первой группы басен может служить «Зер­кало и Обезьяна».

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, - говорит, кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа…»

Под Мартышкой подразумеваются люди, которые видят недостатки других, а своих собственных не замеча­ют, даже если перед ними поставить зеркало. Уроком та­ким людям служит ответ Мишки:

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Однако мораль басни оказывается шире её непосред­ственного содержания. В ней И. А. Крылов указывает на такой общественный порок, как взятки:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

Как пример произведений второй группы можно привести басню И. А. Крылова «Щука». В ней содержится острая политическая сатира на судебную систему царской России.

На Щуку подан в суд донос,

Что от неё житья в пруде не стало;

Улик представлен целый воз…

Но в роли Прокурора на суде выступила Лиса. Однако:

…слух между народа шёл,

Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол…

Хитрая Лиса предлагает вынести прудовой хищнице, на первый взгляд, суровую меру наказания:

Повесить мало, я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно -

Так утопить её в реке. - «Прекрасно!» -

Кричат судьи. На том решили все согласно.

И Щуку бросили - в реку!

То есть на деле, при видимости наказания, преступнице предоставили возможность и дальше вершить свои воровские делишки. Только теперь уже не в пру­де, а в реке.

Я думаю, что сатирические басни И. А. Крылова не потеряли своего значения и в наши дни.

У сильного всегда бессильный виноват

Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова - жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.

Сравнивая две басни И. Крылова: “Волк и Ягненок” и “Ворона и Лисица”, можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказан­ность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, “делу дать хотя законный вид и толк”, начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Яг­ненка, который силе может про­тивопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба - быть съеденным. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, - прерывает Волк все возражения Ягнен­ка и утаскивает его в темный лес.

В басне “Ворона и Лисица” сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности - высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждой своей методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: “что за шейка, что за глазки!” Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько довер­чивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.

Н. В. писал, что басни И. Крылова - “подлинная книга народной мудрости”. На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.

«Басни Крылова» - сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера - басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” - злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Басня - один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», - не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд - всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых - Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери - помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.

Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости

Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.

Мораль для малышей и взрослых

Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:

  • Достойное отношение к жизни и обществу;
  • Нравственные ценности в поведении;
  • Собственные недостатки.

После прочтения басни мировоззрение претерпевает изменения. Автор умело показывает, как комичны пороки человечества. Читатель, узнавший себя в героях произведения, критически относится к собственной персоне.

Короткие произведения с глубоким смыслом

Все предметы в произведениях Крылова имеют особое значение. В басне «Зеркало и обезьяна» автор наделяет зеркало свойствами провокатора. Оно отражает истинную суть событий. Нужно стремиться к исправлению собственного поведения, а не критиковать окружающих. Это единственный путь для улучшения мира. Произведения помогают глубоко изучить русский язык. Они содержат.