Что открыл жан жак руссо в истории. Жан-жак руссо - биография, информация, личная жизнь

Французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма

осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг "Назад к

природе!". Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы

с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Основные

произведения: "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Об общественном договоре" (1762), "Исповедь" (1781-1788).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин Вскоре он истратил деньги и вынужден

был поступить лакеем к старой, больной аристократке Через три месяца она умерла,

и Руссо снова оказался не у дел На этот раз поиски работы были недолгими Он

нашел место лакея в аристократическом доме Позже в этом же доме работал домашним

секретарем Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно

говорить по-итальянски И все же Руссо не задержался надолго у своих

благосклонных господ Его по-прежнему тянуло странствовать, к тому же он мечтал

вновь увидеть госпожу де Варане. И эта встреча вскоре состоялась Госпожа де

Варане простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,

который надолго стал его пристанищем Здесь между Руссо и госпожой де Варане

установились близкие, сердечные отношения Но привязанность и любовь Руссо к

своей покровительнице, по-видимому, долго не приносили ему уми-

ротворения и покоя. Госпожа де Варане имела и другого возлюбленного - швейцарца

Клода Анэ. Руссо с огорчением не раз покидал свое пристанище и после новых

мытарств снова возвращался к де Варане. Только после смерти Клода Анэ между Жан

Жаком и Луизой де Варане установилась полная идиллия любви и счастья.

Де Варане сняла замок в горной долине, среди чудесной зелени, виноградников,

цветов. "В этом волшебном уголке, - вспоминал Руссо в своей "Исповеди", - я

провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные

интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал,

обществом, столь же непринужденным, как и приятным, - если только можно назвать

обществом наш тесный союз, - и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых

я стремился..."

Руссо продолжал много читать, основательно изучал философские и научные труды

Декарта, Локка, Лейбница, Мальбранша, Ньютона, Монтеня, занимался физикой,

химией, астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. И нужно сказать, что

за годы, протекшие в доме де Варане, он достиг серьезных результатов в

философии, естествознании, педагогике и других науках. В одном из писем к отцу

он так выразил суть своих научных занятий: "Я стремлюсь не только просветить ум,

но и воспитать сердце к добродетели и мудрости".

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варане ухудшились, и он вынужден

был покинуть свое многолетнее пристанище. Переехав в Лион, Руссо нашел здесь

место воспитателя детей в доме господина Мабли - главного судьи города. Но

работа домашнего воспитателя не приносила ему ни морального удовлетворения, ни

материальных благ. Через год Руссо снова вернулся к де Варане, но уже не

встретил прежнего расположения. По его словам, он почувствовал себя лишним

"возле той, для которой когда-то был всем". Разойдясь с де Варане, осенью 1741

года Руссо переехал в Париж. Первое время он серьезно рассчитывал на успех

своего изобретения - новой нотной системы. Но действительность разбила его

надежды. Изобретенная им нотозапись в цифрах, представленная в Парижскую

академию наук, не встретила одобрения, и ему вновь пришлось рассчитывать на

случайные заработки В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками

музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и

знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с

передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем,

Гриммом, Гольбахом, Д"Аламбером и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения установились у него с Дидро. Блестящий

философ, также как Руссо, увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к

свободе. Но мировоззрение у них было разное. Дидро был философом-материалистом,

атеистом, занимавшимся главным образом разработкой естественнонаучного

мировоззрения. Руссо же находился во власти идеалистических взглядов, перенося

все свое внимание на социально-политические вопросы. Но в конце 1760-х годов на

почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт,

приведший их к разрыву В "Письме к Д"Аламберу о зрелищах", касаясь и того

конфликта, Руссо писал "У меня был строгий и справедливый Аристарх; у меня его

больше нет, и я не хочу

другого; но я никогда не перестану жалеть о нем, и его не хватает еще больше

моему сердцу, чем моим сочинениям".

Находясь в крайне стесненных материальных условиях, Руссо пытался найти путь к

более обеспеченной жизни. Ему посоветовали познакомиться с дамами высшего света

и использовать их влияние. От знакомого патера-иезуита Руссо получил несколько

Дюпон, жене богатого откупщика, и другим дамам.

В 1743 году через посредство госпожи де Брольи он получил должность секретаря

французского посланника в Венеции. Около года Руссо добросовестно выполнял свои

обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и

собирал материал для книги о государственном управлении. Высокомерное и грубое

обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую

службу и вернуться в Париж

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левасеер, которая, по его

словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца

своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом

направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили

поместить детей в воспитательный дом. "Я содрогнулся перед необходимостью

поручить их этой дурно воспитанной семье, - писал он о семье Терезы Левасеер, -

ведь они были бы воспитаны ею еще хуже. Пребывание в воспитательном доме было

для них гораздо менее опасным. Вот основание принятого мной решения..."

Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим

несчастьем. Однако свидетельства самого Руссо опровергают это. В "Исповеди" он

утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением. В ней

"я нашел восполненье, в котором нуждался. Я жил со своей Терезой так же хорошо,

как жил бы с величайшим гением мира".

Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими

женщинами, что, конечно, огорчало Терезу. В особенности нелепой и обидной могла

казаться ей любовь Жан Жака к Софи Д"Удето. Эту его страстную любовь и

переселение в Эрмитаж, поближе к предмету своего глубокого увлечения, долго не

могли простить Руссо и его друзья.

Из биографии Руссо вряд ли можно сделать вывод его уравновешенности или

аскетичности. Напротив, очевидно, он был весьма эмоциональным, беспокойным,

неуравновешенным человеком. Но при этом Руссо был необыкновенно одаренной

личностью, готовой во имя добра и правды жертвовать решительно всем.

В 1752-1762 годы Руссо внес свежую струю в идейное новаторство и литературно-

художественное творчество своего времени.

Первое сочинение Руссо написал в связи с конкурсом, объявленным Ди-жонской

академией. В этой работе, которая называлась "Способствовало ли возрождение наук

и искусств улучшению нравов" (1750), Руссо впервые в истории общественной мысли

совершенно определенно говорит о расхождении между тем, что сегодня называют

научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Руссо

отмечает ряд противоречий

исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе

Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного

процесса

Другая важная мысль Руссо, которую он будет развивать в своей работе

"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и в

своем главном произведении "Об общественном договоре, или Принципы политического

права" (1762), связана с понятием отчуждения Основой отчуждения человека от

человека, заявляет Руссо, является частная собственность

Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей Но столь же важна

для справедливости, по его убеждению, свобода Свобода тесно связана с

собственностью Собственность развращает общество, утверждал Руссо, она рождает

неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком "Первый, кто напал

на мысль, огородив участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, достаточно

простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского

общества, - пишет Руссо в "Общественном договоре" - От скольких преступлений,

войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним "Не слушайте лучше

этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат

всем, а земля - никому1"

И тот же самый Руссо, как это ни парадоксально, который способен на такой

революционный гнев, утверждает, что именно собственность может гарантировать

человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и

уверенность в своих силах Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании

собственности В обществе равных между собой собственников он видит идеал

справедливого устройства общественной жизни

В своем "Общественном договоре" Руссо развивает идею, согласно которой люди

договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной

безопасности и охраны свободы граждан Но государство, согласно Руссо, из

института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем

превратилось в орган подавления и угнетения людей Наиболее откровенно этот

переход "в свое иное" происходит в монархическом абсолютистском государстве

До государственного и соответственно гражданского состояния люди жили, согласно

Руссо, в "естественном состоянии" С помощью идеи "естественного права" им

обосновывалась неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и

собственность Разговор о "естественном состоянии" становится общим местом всего

Просвещения Что касается Руссо, то, в отличие от других просветителей, он, во-

первых, не считает право собственности "естественным" правом человека, а видит в

нем продукт исторического развития, и, во-вторых, Руссо не связывает

общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием человека

Наоборот, Руссо идеализирует "ди каря" как существо, которое еще не знает

частной собственности и других достижений культуры "Дикарь", по мнению Руссо, -

это существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры

и исторического развития

Только государство, согласно Руссо, может осуществить идеалы "естественного

состояния", какими он считает идеалы Свободы, Равенства и Братства Но

государством, способным осуществить эти идеалы, у Руссо может быть только

республика

В романе "Юлия, или Новая Элоиза" впервые на грани 60-х и 70-х годов XVII века

раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви, не знающей

сословной розни и лицемерия Успех книги был беспримерным

Элоизой звали невесту средневекового философа Пьера Абеляра Элоиза стала идеалом

женской верности, человеческой естественности Именно естественное человеческое

чувство и является тем основанием, на котором должна, согласно Руссо, строиться

человеческая личность Наиболее подходящей системой воспитания является система,

которая опирается на человеческие чувства А местом, наиболее подходящим для

воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу

Руссо является основоположником так называемого "сентиментализма" Сентиментализм

ставит чувство во всех отношениях выше разума Нравственное начало в человеке,

считает Руссо, укоренено в его натуре, оно глубже, "естественнее" и

основательней, чем рассудок Оно самодостаточно и знает только один источник -

делает нас безразличными к людским страданиям Поэтому Руссо выступает против

"культуры" По сути, он первый, кто после античных авторов стал критиком культуры

асоциального прогресса Руссо был против театра и считал сценическое искусство

нарочитым и неестественным

При всей своей неприязни к официальной церкви Руссо считал, что нравственное

чувство, которое лежит в основе человеческой личности, есть по существу

религиозное чувство И без культа Верховного Существа оно недействительно Руссо -

деист Но его деизм не столько космологического, как у Вольтера, сколько

нравственного свойства И поскольку органическая нравственность есть, по Руссо,

отличительная черта народной демократии, в противоположность, в сущности,

безнравственному аристократизму, то Руссо считал атеизм аристократическим

мировоззрением

В педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо показал

порочность феодально-схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую

демократическую систему, способную формировать и выращивать трудолюбивых и

добродетельных граждан, хорошо знающих цену передовым общественным интересам

Трактат вызвал положительные отклики у Гете, Гердера и Канта А у деятеля

Французской революции М Робеспьера эта книга была в буквальном смысле настольной

Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим, экономическим,

музыкальным и другим вопросам для "Энциклопедии", редактируемой Д"Аламбером и

Дидро Интересна его статья "О политической экономии", опубликованная в 1755 году

в V томе "Энциклопедии" Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в

частности, имущественные отношения, государственное управление, общественное

воспитание В 1756 году Руссо изложил содержание обширного труда Шарля де Сен

Пьера "Рассуждение о вечном мире" В духе демократического гуманизма он подверг

тельной критике кровавые грабительские войны и выразил свое горячее стремление к

миру, к избавлению человечества от опустошительных войн и к превращению всех

народов в единую дружную семью Эта работа была опубликована посмертно, в 1781

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни достаточных средств, ни

душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские,

нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа

"Эмиль, или О воспитании" и политического трактата "Об общественном договоре"

парижский парламент стал метать громы и молнии против автора "зловредных"

произведений. Королевский суд приговорил "Эмиля", а затем и "Общественный

договор" к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от

преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но здесь, как и в Париже, его

стали преследовать. Женевское правительство также осудило "Эмиля" и

Женевской республики принял постановление о произведениях Жан Жака Руссо "Эмиль"

и "Общественный договор": "...разорвать их и сжечь... перед ратушей, как

сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, и направленные к разрушению

христианской религии и всех правительств".

Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и защиты в других

странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его разрешить поселить в

Невшателе. В то время Невшатель представлял собой небольшое княжество

Нейнбургское, находившееся под властью прусского короля. Фридрих II приказал

губернатору пойти навстречу "французскому изгнаннику".

В Невшателе Руссо прожил более двух лет. Вначале он поселился на даче Коломбе у

губернатора лорда Кейта, затем в деревне Мотье, расположенной в предгорьях в

живописной местности. В этом уединении Руссо писал сравнительно немного: первое

время он отдыхал. Но и то, что было написано в деревне Мотье в ответ на

преследования и происки женевских властей ("Письма горы", "Письмо к архиепископу

Христофору де Бомон" и др.), вызвало возмущение невшательского духовенства и

массовый протест в протестантском мире. Руссо бежал из Мотье и поселился на

острове Св Петра на Бильском озере Но и здесь правительство не оставило его в

покое Бернский сенат предложил Руссо в двадцать четыре часа покинуть остров и

область Берна.

В поисках пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург.

Однако и тут он не мог оставаться долго Тогда Руссо уговорили поехать в Англию,

куда пригласил его философ Дэвид Юм. Руссо пересек Ламанш и прибыл в Лондон. Юм

поселил его в Чезвике, в окрестности Лондона. Через некоторое время сюда

приехала и Тереза Но близость к английской столице не устраивала Руссо. После

всего пережитого он искал покоя и уединения. Это желание было удовлетворено Юмом

и его друзьями В распоряжение Руссо был предоставлен замок в Дербеншире Однако и

в английском замке ни Руссо, ни Тереза не могли найти душевного покоя их

подавляла и угнетала непривычная обстановка Без ведома Юма Руссо вскоре оставил

замок и переселился в ближайшую деревушку Вуттон, где продолжал работать

над "Исповедью". Даже здесь Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм,

вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся от него.

К таким "бывшим друзьям" Руссо относил Вольтера, который, действительно, не раз

с ожесточением выказывал свое нерасположение к Руссо.

Письма, получаемые Жан Жаком из Швейцарии, тоже поддерживали в нем

представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило

у Руссо тяжелый недуг В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и

подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в

руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил

английское убежище

Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он

вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни старались его друзья

дю Пейр, маркиз Мирабо и другие создать спокойные и безопасные для Руссо условия

жизни, но ни в имении Флери, близ Медоне, ни в замке Триэ, близ Жизора он не мог

найти покоя. Одиночество, болезненный страх внезапного нападения беспрерывно

мучили и угнетали его

Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ и отправился в путешествие по

старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он повидал своих давних знакомых и,

обуреваемый воспоминаниями, посетил могилу де Варане. И здесь, у могилы,

вспомнил все неповторимое, прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности.

Не желая покидать милые сердцу места, с которыми был связан "драгоценный период"

его жизни, Руссо поселился в маленьком городке Вургоэне, лежавшем между Лионом и

Шамбери. Вскоре приехала сюда и Тереза. Здесь ее ожидал приятный сюрприз. Руссо

решил закрепить отношения с Терезой браком.

Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил

к работе над второй половиной "Исповеди". С 1765 года он стал думать о

возвращении в Париж. "Исповедь", над которой Руссо работал в течение пяти лет,

осталась неоконченной. Желание вернуться в столицу настолько овладело им, что,

пренебрегая опасностью быть схваченным, он переехал Париж и поселился на улице

Плятриер (ныне улица Ж Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское

правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией Антуанеттой стало

воздерживаться от политических репрессий, и Руссо, к своему удовольствию, мог

свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал больших творческих планов Он занимался

главным образом самоанализом и самооправданием своих прошлых постутков. Весьма

характерны в этом отношении наряду с "Исповедью" очерк "Руссо судит Жан Жака",

диалоги и его последнее произведение - "Прогулки одинокого мечтателя". В этот

период, по мнению биографов Руссо, он уже не пытался искать выхода из

одиночества, не стремился заводить новые знакомства. Правда, он попытался

прочесть публично свою "Исповедь", но по настоянию госпожи Д"Эпинэ полиция

запретила это чтение

В "Исповеди" Руссо с поразительной откровенностью повествует о своей жизни, он

не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах Самым неожиданным для читателя

было признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить

сначала первого их ребенка, а затем и второго

О последних годах жизни Жан Жака Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-

Гольст писала "Жизнь его была распределена точно и равномерно Утренними часами

он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений Он

делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью, приготовленные таким

образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых Он

стал снова заниматься музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок

на данные тексты, он назвал этот сборник "Песни утешения в горестях моей жизни"

После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в

шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа, он до конца оставался

страстным любителем прогулок пешком"

В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо особняк в

Эрменонвиле, вблизи Парижа Переселившись в это прекрасное предместье, он

продолжал вести прежний образ жизни совершал утренние прогулки, встречался со

знакомыми и почитателями

почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал

и упал на пол Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не

приходя в сознание, скончался Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей

раны на лбу дали повод слуху, что Жан Жак Руссо покончил жизнь самоубийством

перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера

"Остров тополей" в Эрменонвиле, где он был похоронен, стал местом паломничества

У его могилы можно было встретить Марию Антуанетту, адвоката из Арраса

Максимилиана Робеспьера, при котором ее позже казнили, и будущего императора

В когорте французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712–1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.

Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы перебрал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей эпохи. В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые попадает в Париж. За его плечами остались странствия (чаще пешком) по дорогам Швейцарии, Италии, Франции. Во французской столице Ж.-Ж. Руссо знакомится с энциклопедистами и пишет по их просьбе статьи для "Энциклопедии". В дружбе и вражде с французскими просветителями протекла в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения.

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо – дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы – творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо – естественное воспитание предполагает такое изменение общества и индивида.

Проблемы воспитания заинтересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признался в особом влечении к поприщу воспитателя. Спустя пять лет Ж.-Ж. Руссо служил в Лионе у местного судьи домашним учителем. Он изложил свои опыт и взгляды в виде трактата "Проект воспитания де Сент-Мари". Работа свидетельствует о знакомстве Ж.-Ж. Руссо с педагогической мыслью Франции. В трактате нашли отражение идеи предшественников и современников Руссо, выступивших за обновление обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо резко осудил схоластическую школу, дал рекомендации относительно преподавания естественно-научных предметов. Обратившись к уже известным идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный мыслитель. Так, им переосмыслены суждения предшественников о формах обучения, авторитете наставника, сотрудничестве учителя и родителей. Автор "Проекта" счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: "...сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их".

Переломным для Ж.-Ж. Руссо оказался 1749 г. На тему, предложенную Академией Дижона, им был написан трактат "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?". Франция и Европа увидели сильного и неординарного философа и педагога. В трактате страстно обличался старый общественный уклад как противоречивший природе человека, рожденного добрым, счастливым и равноправным. Руссо резко выступил против современной ему культуры и социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен. Еще больший успех принесло Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми". В трактате доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Творческий взлет Ж.-Ж. Руссо пришелся на 1756– 1762 гг., когда он жил в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и зарабатывая на жизнь перепиской нот. В этот период им написаны "Юлия, или Новая Элоиза ", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Письма о морали", другие произведения, сделавшие знаменитым Руссо нс только во Франции, но и за ее пределами. В "Письмах о морали" поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора – следовать природе или идти наперекор ей. Такая свобода – исходное условие становления личности, одновременно благо и зло, пишет Руссо.

Руссо осуждал пороки и предрассудки общественного уклада, высказал интересные соображения относительно воспитания человеческих чувств. Так, в романе "Юлия, или Новая Элоиза" сформулирована программа так называемой сентиментальной педагогики. Герои среди прочего обсуждают и педагогические проблемы, в результате роман превращается в трактат о воспитании на началах гуманизма, бережного отношения к природе человека. В "Общественном договоре" развиты идеи происхождения и сущности государства, неотчуждаемости суверенитета народа, социальных и природных детерминант становления человека. Социально-политические и философские идеи тесно увязаны с педагогическими. Решая вопрос о достижении человеком гармонии природного (естественного) и социального (гражданского), Ж.-Ж. Руссо утверждает, что если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. Возможно и иное, когда общественная среда, хотя и несущая всегда известный ущерб естеству индивида, тем не менее может и должна формировать вторую (гражданскую) природу личности.

Главный педагогический труд Ж.-Ж. Руссо – "Эмиль, или О воспитании". Роман – своеобразная разгадка сочинений Руссо, в которых затронута педагогическая проблематика. "Эмиль" отразил общее мировоззрение Руссо, где педагогика – важная, но не единственная сфера. Руссо критически освоил и переработал достижения педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и до конца XVIII в. Руссоистская программа внятно напоминает суждения предшественников о ненасильственном воспитании, физическом воспитании и закаливании, природной доброте человека и соответствующем нравственном воспитании и т.д.

В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания ("Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, говорил об антигуманности воспитания в аристократической среде, где ребенок обычно находился под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторван от родителей.

Одновременно Руссо в духе своей теории естественного права изложил проект естественного воспитания нового человека. Герой романа – некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить парадоксальные ситуации, в которые помещает автор Эмиля. Подобный прием помогает четко отмежеваться от традиционного воспитания и обучения и одновременно более прозрачно изложить собственные педагогические воззрения. Поэтому роман менее всего следует рассматривать как практическое пособие по воспитанию.

Полагая, что естественное состояние является идеалом, Ж.-Ж. Руссо предлагает нацелить воспитание на такой идеал, сделав его естественным или природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагогу надо не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта приобретается к 25 годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость фальшивых, искусственных наказаний. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник. Естественное воспитание, по Руссо, – это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитывают детские склонности и потребности, а с другой – не упускают из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией этого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенству.

Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, предлагалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, отрочество и юность.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая нуждается с раннего детства в постоянных упражнениях.

Руссо отводил особое место физическому воспитанию как средству гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, как фактору преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, становления всего организма.

Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду. Идеи трудового воспитания и обучения Руссо носили новаторский характер. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и пр.) провозглашался незаменимым средством воспитания. Ж.-Ж. Руссо был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь. Вот почему труд занял столь важное место в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

В "Эмиле" сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания в каждом из них. Первый период – от рождения до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о здоровом физическом развитии ребенка. В противовес традициям аристократического воспитания Руссо настаивал на том, чтобы грудного ребенка кормила не наемная кормилица, а сама мать. Подробные рекомендации по уходу за детьми имели целью закаливание младенца. Руссо предостерегает от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что они могут привести к дефектам в произношении. Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми идеями и конкретными представлениями. Второй период – от появления речи до 12 лет. Главная задача воспитания в этот период – создание условий приобретения возможно более широкого круга жизненных представлений. Чтобы помочь ребенку верно воспринимать окружающие предметы и явления, Руссо предлагал комплекс упражнений по развитию зрения, слуха, осязания. Полагая, что до 12 лет ребенок не выходит из "сна разума", т.е. не созревает для того, чтобы приобретать сколько-нибудь систематическое образование, Руссо считал, что в этом возрасте следует обучать без использования книг. Ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных знаний. Нравственное воспитание рекомендовалось осуществлять преимущественно на примерах, избегая морализаторских бесед. Главную задачу наставника при нравственном воспитании ребенка до 12 лет Руссо видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскую ложь. Он показывал вред обучения грамоте и нравственным правилам, пока они не становятся потребностью человека. Преждевременные попытки нравственно наставлять приучают ребенка механически подражать старшим, лицемерить. Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет, когда дети полны сил и энергии, будучи подготовлены к некоему систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям, в первую очередь природоведению и математике. Учение должно строиться на основе личного опыта и самодеятельности. Руссо отвергал чтение детьми книг в этом возрасте. Исключение составлял "Робинзон Крузо" английского писателя Д. Дефо. Подобное предпочтение объясняется тем, что герой романа являл для Руссо идеал человека, создавшего свое благополучие собственным трудом. А это было созвучно убеждениям философа. Наконец, с 15 лет до совершеннолетия (25 лет) заканчивается формирование нравственного облика молодого человека. В эти годы он знакомится с установлениями и нравами окружающего общества. Нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает пора чтения исторических сочинений (главным образом биографий великих людей эпохи Античности), поскольку это одно их важных средств нравственного воспитания. У юноши должно вырабатываться религиозное чувство в духе деизма, никак не связанное с той или иной конфессией. Лишь позже, став вполне взрослым, человек волен выбирать вероисповедание, считал Руссо.

Созданный в тиши парижского предместья, "Эмиль" прозвучал, подобно грому, возвещая о неизбежной и скорой гибели старого уклада и воспитания. Особую ярость клерикалов и монархистов вызвало выступление Руссо против догматов любых религий и церковных организаций, в первую очередь католицизма. Началась бешеная травля Ж.-Ж. Руссо. Тотчас после выхода в свет "Эмиль" оказался под запретом. Спустя 10 дней после публикации парижский тираж сожгли на костре. Та же участь постигла амстердамский тираж первого издания "Эмиля". Против автора было возбуждено судебное разбирательство. Угроза расправы была столь велика, что Руссо писал в те дни: "Они могут лишить меня жизни, но нс свободы. Осталось достойно завершить карьеру".

Власть имущие обрушили на вольнодумца свой гнев. Парижский архиепископ вносит "Эмиля" в список богохульных книг, являющихся покушением на основы религии и государства. Римский папа предает Руссо анафеме. Не пришелся по нраву "Эмиль" многим царствующим особам. Русская императрица Екатерина II написала после прочтения романа: "Особенно не люблю я эмильевского воспитания. Не так думали в наше старое доброе время". После подобного отзыва ввоз "Эмиля" в Россию был запрещен.

Спасаясь от расправы, Руссо искал и не находил приюта в разных концах Европы. Он был вынужден бежать сначала в Швейцарию, оттуда через Германию – в Англию. Преследования, жизненные тяготы вызвали у Руссо душевное заболевание. Лишь в 1767 г., после пяти лет изгнания, под чужим именем Ж.-Ж. Руссо возвращается во Францию. Здесь он завершает свои последние труды, где вновь размышляет о воспитании и особенностях детства. Так, в трактате "Рассуждение об управлении Польшей" он говорит о содержании национального воспитания, предложив план светской общественной доступной "школы-республики".

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогические идеи Руссо необычны и радикальны для своего времени. И хотя Руссо не сумел порвать с некоторыми педагогическими предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского образования), его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания.

Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинув тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал путь совершенствования человеческой личности.

Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения. "Эмиль" породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет после появления "Эмиля" было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лег.

Уже при жизни Руссо его педагогические идеи сделались предметом пристального изучения. Многие деятели французского Просвещения приняли руссоистскую педагогику со значительными оговорками. Скептически отнеслись к ней сторонники социальной детерминации воспитания. Так, Вольтер иронизировал над естественным воспитанием как призывом "поставить человека на четвереньки". Тем не менее и он находил в педагогическом романе страниц пятьдесят, достойных, чтобы их "переплести в сафьян".

Антируссоисты избрали две схемы критики. Либо признавали известную ценность педагогических идей Руссо, а затем утверждали, что в них отсутствует система. Либо утверждали, что любая сколько-нибудь привлекательная идея Руссо заимствована. Гораздо больше, однако, было тех, кто осознал величие и перспективность педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо . Оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание: разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства, В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном автору педагогического романа обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию воздействие на личность ребенка посредством природы, педагогическое воздействие с учетом собственных естественных интересов воспитанника, его природных способностей. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета , то для Руссо воспитанный человек — это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

«Все выходит хорошим из рук Творца , все вырождается в руках человека Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».

Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.

Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывал к другому: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».


Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, те черты, которые нужны любому хорошему человеку.

Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания : природа, вещи, люди.

Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека Природа в данном контексте — это данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе.

От вещей, то есть от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов и предстоит воспитателю.

Основные даты жизни и деятельности Жан-Жака Руссо:

1712 — Жан-Жак Руссо родился в Женеве.

1728-1742 — годы познания жизни и самообразования.

1742-1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже.

1762-1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем.

1778 — дата смерти великого французского мыслителя, просветитедя, писателя и педагога.

Основные работы Жан-Жака Руссо:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза» (роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Значительный вклад в развитие педагогических идей в Европе эпохи Просвещения был сделан Дени Дидро (1713-1784), французским философом, просветителем, писателем. Учился в иезуитском колледже, получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро были сожжены по решению французского парламента за критику христианской религии и церкви в духе деизма (религиозно-философского воззрения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий). Дидро был арестован за распространение «опасных мыслей». В 1773-1774гг. посетил Россию, по предложению Екатерины II участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал «План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства».

Виднейший представитель французского материализма XVIII в., вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии, Дени Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление его личности.

Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Он высказывал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук, призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.

Не менее значимым для развития педагогической теории и практики является педагогическое наследие Клода Адриана Гельвеция (1715 - 1771 гг.), французского философа-материалиста, идеолога революционной французской буржуазии XVIII века. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. Был близок по убеждениям и научным исследованиям с Шарлем Монтескье и Вольтером, которого вся Европа воспринимала как вольнодумца, для кого-то опасного, а для кого-то - прогрессивного человека. Гельвеций во многом разделял взгляды Монтескье и Вольтера, поэтому в своем главном сочинении - «Об уме» (1758) - подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения им мира, бессмертия души. Трактат Гельвеция и он сам были преданы церковью анафеме, впоследствии книга была публично сожжена.

С точки зрения педагогической науки и практики интересны идеи Клода Гельвеция об отрицании врожденного неравенства интеллектуальных способностей человека. Различия психического и морального склада людей он объяснял, прежде всего, особенностями среды, в которой они воспитывались, поэтому указывал на необходимость совершенствования обучения и воспитания с целью создания условий для полноценного личностного развития человека и достижения общественного блага и прогресса.

Подводя итог обозрению истории развития педагогической мысли во Франции XVII - XVIII вв., можно сделать вывод о ее социальной направленности, о гуманистическом характере педагогических воззрений известных философов и педагогов этого периода.

Контрольные вопросы и задания:

1. Выделите характерные черты эпохи Просвещения, повлиявшие на характер процессов образования и воспитания в Западной Европе XVII - XVIII вв.

2. Каковы теоретические основы педагогики Я. А. Коменского? Почему этого чешского педагога считают классиком педагогики, великим педагогом?

3. Какие общепедагогические и дидактические принципы сформулировал Я.А. Коменский? Докажите их актуальность для современной школы, педагогики.

4. Охарактеризуйте цели и задачи воспитания, определенные Джоном Локком. Какие педагогические положения, разработанные этим английским философом, Вам близки и почему?

5. Почему не угасает пристальное внимание к педагогическим воззрениям Жан-Жака Руссо на протяжении вот уже третьего столетия? Назовите и охарактеризуйте основные из них.

6. Докажите, что педагогические взгляды представителей французского Просвещения носят ярко выраженный социальный и гуманистический характер.

7. Дополнительное задание (выполняется по желанию) - прочесть роман Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», сравнить хрестоматийное видение наследия великого французского просветителя с художественным осмыслением его личности и идей.

Литература:

1. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1974. - 676 с.

2. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «о человеке» / Д. Дидро // Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1975. - 604 с.

3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Изд. группа «Форуси - Инфра - М», 1998. - 272 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

5. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. - 5-е изд, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. - М.: Гардарик, 2002. - 603 с.

7. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

8. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.Ж. Руссо // Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. - М.. 1981. Т. 1.

9. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. - Мазыр, 2000. - 432с.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов.- М.: Просвещение, 1971.

11. Фейхтвангер, Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо: Роман / Л. Фейхтвангер // Пер. с нем. И. Горкиной, И. Горкина; Худож. оформ. С. Овчаренко, В. Шевченко. - Харьков: Фолио, 1995. - 399 с. - (Золотой век).

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau, 28 июня 1712 – 2 июля 1778) – французский писатель, философ и музыковед. Его считают ярким представителем эпохи Просвещения и даже называют предтечей Великой французской революции.

Детство

Жан-Жак родился 28 июня в Женеве, в многодетной и достаточно бедной семье. Первая трагедия случилась еще во время рождения ребенка: мать Жан-Жака, перенеся тяжелое заболевание во время беременности, скончалась прямо во время родов.

По заявлению многих библиографов, именно это сформировало у будущего писателя некую отрешенность от мира и ненависть к собственной личности. Отец же Руссо, несмотря на столь печальное стечение обстоятельств, души не чаял в родном сыне и всегда уделял ему намного больше времени, нежели всем остальным.

Благодаря поддержке и огромной любви отца Жан-Жак достаточно рано познакомился с миром искусства. Любящий папа выучил ребенка читать и писать, часто покупал ему детскую и даже подростковую классическую литературу и возился с малышом в каждую свободную секунду своего времени. В сыне он видел не только утешение от недавней потери, но и сильную личность, которая в дальнейшем сослужит своей стране великую службу. Впрочем, отец явно не ошибался на этот счет.

Юность

Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.

Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.

Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.

Новая жизнь вне Женевы

14 марта 1728 года Руссо решает навсегда уехать из Женевы и переселиться в католическую Савойю. В чужом городе он попадает на попечение богатой помещицы – госпоже Франсуазе Луизе де Варан, которая была известной и популярной персоной в мире магнатов и «бизнесменов». Именно благодаря ей Руссо обучается всему, что необходимо знать в светском обществе. Ему дают необходимую литературу для духовного развития и просвещения, учат, как вести себя в обществе и не показывать своего истинного происхождения. Одно время Жан-Жак даже работает у госпожи де Варан лакеем, но нахождение в её загородной резиденции быстро утомляет его и он уходит, даже не поблагодарив женщину.

Последующие два года Жан-Жак самостоятельно путешествует по Швейцарии и одновременно пишет свой трактат «Исповедь». Поскольку денег у молодого человека нет, он претерпевает чудовищные невзгоды и ночует чаще всего на улицах, но не обращает на тяготы абсолютно никакого внимания, любуясь природой и всецело посвящая себя ей.

В 1732 году он вновь возвращается к госпоже де Варан, которая стала для него чуть ли не родной матерью. По возвращении Руссо видит, что его место рядом с женщиной уже занято швейцарцем. Тем не менее это не мешает молодому таланту оставаться желанным гостем де Варан. К 1737 году покровительница уезжает на лечение в Монпелье. Не дождавшись её возвращения, Жан-Жак едет к ней на встречу, но в дороге узнает о том, что его госпожа приобрела небольшую виллу близ города Шамбери и теперь живет там вместе с новым «воспитанником» Винцинридом.

Переезд в Париж

Некоторое время Жан-Жак Руссо проживает вместе с госпожой на вилле, но, к сожалению, уже не чувствует себя так легко и свободно в её обществе. Он прекрасно понимает, что оказывается для пары «третьим лишним», поэтому спустя полгода устраивается работать домашним преподавателем в семье Мабли из Лиона. Но и там он не находит покой: образование младшего поколения проходит сложно, а «учитель» больше времени уделяет хозяйскому вину, которое он ворует по ночам в свою комнату, и хозяйской жене, которой «строит глазки». После серьезного скандала Руссо выгоняют.

Он решает перебраться в Париж и продемонстрировать там свою рукопись под названием «Рассуждение о современной музыке», по которому Жан-Жак предлагал записывать ноты цифрами для большего удобства. Его теория проваливается, а Руссо вновь становится перед фактом бедного и никчемного существования.

Французский откупщик Франкёль сжаливается над Руссо и предлагает ему должность секретаря у себя. Писатель соглашается и с этого момента становится лучшим другом семьи Франкёля. Благодаря умению красиво говорить он очаровывает публику красивыми рассказами о собственных путешествиях, половину из которых нагло придумывает. Кроме того, он даже ставит несколько вульгарных спектаклей, повествующих некоторые периоды его жизни. Но любую бестактность ему прощают за прирожденную харизму и отличные ораторские способности.

Приобретение популярности

Как-то раз, идя по улице, на глаза Руссо бросилась статья-размышление на тему о том, стало ли просвещение, культура и искусство очистительным для общества или же не принесло абсолютно никаких результатов. По словам самого Руссо, которые были позже отражены в его дневниках, после этой статьи его буквально осенило, и через пару дней в редакцию пришел ответ Жан-Жака, заключавшийся в следующем: «Просвещение вредно, и сама культура – ложь и преступление». За столь нестандартный ответ Руссо был награжден премией, а его взгляд сделал его популярным и знаменитым в том же светском обществе, которое теперь делало его своим кумиром.

Вслед за этим последовала невероятная слава и известность господина Руссо. На прием к нему стремились попасть сотни: женщины забрасывали его подарками и признаниями, а мужчины стремились пожать руку даже на улице. Не дремала и Дижонская академия – та самая, для которой была написана первая изобличительная статья. На этот раз тема касалась неравенства людей и корней его происхождения. Руссо, не долго думая, вновь пишет статью, предавая анафеме уже всё искусство и отзываясь об образовании, как о самом плохом и ненужном занятии человечества. Итог – вновь благодарность академии и овации фанатов.

Публикация романов и ссылка

В 1761 году Руссо, опьяненный своей пришедшей невероятно быстро славой, публикует три романа подряд. Первым в свет выходит «Новая Элоиза», затем «Эмиль» и «Общественный договор». Во время написания второго романа Жан-Жак догадывался, что общество не сможет понять его правильно, сочтя за предателя. Так и произошло: после выхода в свет «Эмиля» принц Конти объявляет произведение запретным, приказывая сжечь, а автора – подсудным.

Боясь расправы, писатель бежит из страны. Несмотря на то, что позднее Конти заменил суд обычной ссылкой, Руссо мерещатся костры и невероятные пытки, от которых он бежит всё дальше. Он пересекает границу и оказывается в Швейцарии, где, по собственным убеждениям, его должны понять. Но, к сожалению, правительство Швейцарии поддерживает парижскую администрацию, и романы «Эмиль» и «Общественный договор» сжигают и здесь, пытаясь арестовать их автора.

После долгих месяцев скитаний Руссо оказывается на территории прусского княжества. Здешнему правительству писатель не очень мешает, поэтому Жан-Жак впервые за долгое время может дышать спокойно. Он приспосабливается к деревенской жизни, начинает работать и знакомиться с местными женщинами, исполняя для них романсы и серенады. Там же находит себе жену Терезу и там же умирает в 1778 году.

Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. С самого детства в своей биографии Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Мать умерла при родах, а когда отец женился снова, Жан-Жака отдали учиться к нотариусу, позже – к граверу.

В марте 1728 года покинул Женеву. Дальнейшее образование получал не стабильно. Сначала учился в монастыре Турина, затем учился, работая лакеем в доме аристократов. После образование Жак Руссо получил в семинарии. Несколько лет Руссо путешествовал по Швейцарии, Франции, в основном пешком. Начал работать наставником, учителем, секретарем, но не мог найти достойного места. Между тем сочинял музыку.

Из-за материального недостатка женился, но не был счастлив в браке. Получив премию Дижонской академии в 1749 году, начал плодотворно работать, сочинять музыку, переписывать ноты. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены. Затем Руссо были написаны произведения: «Новая Элоиза» (опубликована в 1761 году), «Эмиль», «Общественный договор». За философию «Эмиля» был осужден Парижским парламентом, но сбежал в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений.

После возвращения в Женеву отношения Руссо и Вольтера обострились из-за нового произведения Руссо «Письмо о зрелищах».

В биографии Жан-Жака Руссо снова наступил период бегств: на этот раз он укрылся в Англии. Позже вернувшись во Францию, находился в тяжелом психическом состоянии. Скончался Руссо 2 июля 1778 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку