Что такое комитет министров определение по истории. Совет министров

8 сентября 1802 г. Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: «…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…"

Первоначально было учреждено восемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Первые замыслы министерской реформы относятся к XVIII веку. Коллегиальное управление центральным аппаратом некоторыми высшими государственными сановниками было признано малоэффективным уже во второй половине царствования Екатерины II.

Канцлер Никита Иванович Панин (1719-1783) предлагал разделить государственное управление между несколькими лицами, каждое из которых будет единолично отвечать перед монархом за те области управления, «кои… требуют всегдашнего поправления, частых перемен и полезных новостей».

Ещё ближе к идее министерств оказались преобразования, проведённые при Павле I («Об устройстве разных частей государственного управления»).

При сохранении коллегий были усилены элементы единоначалия в управлении государственным аппаратом. Во главе коллегий появились главные директора. Не министры, но уже очень похожие на министров по объёму прав и полномочий, они имели право личного доклада у государя по делам, относящимся к их ведению.

В тот же период создаётся и первая министерская должность - созданный в 1797 году Департамент уделов возглавляет князь А.Б. Куракин, именуемый министром удельных имений.

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны.

Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

При новом царствовании (с марта 1801 г.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н.

Новосильцев, но не все члены Негласного комитета соглашались в деталях учреждения министерств. Манифест 8 сентября 1802 года стал результатом нескольких обсуждений и согласования позиций «друзей императора» — авторов министерской реформы.

высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос-вом. Учрежден в 1802. Состоял из министров, главноуправляющих, гос. казначея, с 1810 включал пред. департамен-тов Гос. совета, с 1812 — отдельных лиц по назначению царя; на заседания приглашался обер-прокурор Синода. На рассмотрение К. м.

выносились дела, к-рые министры не могли решать из-за отсутствия законов или из-за того, что дело затрагивало интересы др. ведомств, дела по надзору за гос. аппаратом, по личному составу бюрократии. К. м. рассматривал жалобы помещиков и крестьян, давал распоряжения о наказании крестьян. С 1872 выступал как высшая цензурная инстанция. Значение К. м. особенно возросло в 80-х гг.

19 в. На должность пред. К. м., учрежденную в 1810, царь назначал наиболее опытных чиновников, занимавших министерские и др. высшие посты. В 1812-65 пред. К. м. был одновременно и пред. Гос. совета. Председатели К. м.: 1810-12 — гос. канцлер граф Н. П. Румянцев, 1812-16 — кн. Н. И. Салтыков, 1816-27 — кн. П. В. Лопухин, 1827-34 — кн. В. П. Кочубей, 1834-38 — граф Н. H. Новосильцев, 1838-1847 — кн. И. В.

Васильчиков, 1847-48 — граф В. В. Левашов, 1848-56 — кн. А. И. Чернышев, 1856-61 — кн. А. Ф. Орлов, 1861-64 — граф Д. Н. Блудов, 1864-1872 — кн. П. П. Гагарин, 1872-79 — граф П. Н. Игнатьев, 1879-81 — граф П. А. Валуев, 1881-87 — граф М. X. Рейтерн, 1887-95 — Н. X. Бунге, 1895-1903 — И. Н. Дурново, 1903-06 — граф С.

В условиях революции 1905-07 К. м. оказался архаич. учреждением и был упразднен в апр. 1906, его адм. дела распределены между Советом Министров и депутатами Гос. совета.

Лит.: Журналы К-та министров 1802-26, т. 1-2, СПБ, 1888-91; Ист. обзор деятельности К-та министров, т. 1-5, СПБ, 1902; Тельберг Г. Г., Происхождение К-та министров в России. «ЖМНП», 1907, ч. 8; Ермолов А., К-т министров в царствование Александра I, СПБ, 1891; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960. Н. П. Ерошкин. Москва.

— М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M.

был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г.

К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м.

В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета.

Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом.

Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором.

В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров.

Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И.

Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906).

ВЫСШИЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Местные административные реформы 1775-1785 гг., упраздне-ние большинства коллегий, общее реакционное направление в по-литике абсолютизма - все это вызвало значительные изменения в высшем и центральном государственном аппарате России.

Значение Совета при высочайшем дворе в этот пе-риод значительно возросло.

Он превратился в высший совещатель-ный и распорядительный орган государства по всем вопросам не только внешней, но и внутренней политики.

С осени 1773 г. по начало 1775 г. 54 раза заседал Совет, обсуж-дая мероприятия по крестьянской войне под руководством Е.

И. Пу-гачева.

Совет заслушивал и обсуждал все предполагаемые реформы госу-дарственного аппарата в 1775-1785 гг. Члены Совета заслушали в ноябре 1775 г. 28 глав «Учреждения о губерниях». Реформа мест-ного управления и суда вызвала одобрение высших сановников страны.

В первые два года правления Павла I Совет продолжал оста-ваться важнейшим органом государства. Крайние централизаторские тенденции абсолютизма Павла вскоре отразились и на Совете; число заседаний его стало падать.

В конце правления Павла Совет превратился в совещательное учреждение, рассматривавшее второ-степенные и малозначительные дела. С 21 декабря 1800 г. Совет не собирался вообще.

Местная реформа 1775 г. и связанное с ней значительное расши-рение прав и компетенции местных чиновников и учреждений вы-звали упразднение большинства коллегий, контор и канцелярий.

К концу 80-х годов сохранились только три «государственные» колле-гии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Не успела сдать дела до правления Павла I Коммерц-коллегия.

С 1782 г. как само-стоятельное центральное ведомство обособился Почтовый департамент, ранее входивший в состав Сената.

Дела упраздняемых коллегий, контор и канцелярий передавались местным учреждениям. Для руководства отдельными отраслями уп-равления в составе Сената были созданы экспедиции.

Экспедиция о государственных доходах наследовала распорядительные функции Камер- и Берг-коллегий, о государственных расходах - Штатс-кон-торы, о свидетельстве счетов - Ревизион-коллегии, о государствен-ных недоимках - Канцелярии конфискации.

В состав Сената вош-ли также штатные казначейства в Петербурге и Москве - кассы, за-ведовавшие приемом, хранением и распределением денежных средств всего государства. Остатки средств, не израсходованных государст-венными учреждениями, в течение года передавались в казначейства остаточных сумм. В ведении Сената оставались и банки.

В 1794 г. межевая экспедиция Сената была преобразована в Ме-жевой департамент, заведовавший межеванием в России и разбором

межевых тяжб.

Входя в состав Совета, все эти учреждения подчиня-лись не департаментам его, а генерал-прокурору; в его же ведении находились Почтовый департамент, Ассигнационный банк и фор-мально Тайная экспедиция.

Таким образом, генерал-прокурор превратился в своеобразного министра по делам внутреннего управления, соединяя в своем лице звание министра юстиции, финансов, государственного казначейства и государственного контроля.

С генерал-прокурором сносились наместники; ему же подчинял-ся аппарат местной прокуратуры:

Значение Сената резко упало.

Он перестал быть органом, осу-ществлявшим общее руководство государственным аппаратом и всей политикой государства; его департаменты превратились в основном в высшие судебные инстанции.

Огромный канцелярский аппарат Сената действовал вяло и нере-шительно. Генерал-прокурор имел право изъять из департамента лю-бое дело и передать его в свою канцелярию, являющуюся связующим звеном со всеми подведомственными поднадзорными учреждениями и совмещавшую в себе функции почти всех будущих министерств.

В течение 28 лет (с 1764-1792 гг.) генерал-прокурором оста-вался князь А.

А. Вяземский, пользовавшийся особым доверием Ека-терины II.

В 1796 г. Павел I провел централизацию управления государст-вом. Должности слишком самостоятельных в своих действиях на-местников были ликвидированы, а вместо них в центре восстановле-ны некоторые коллегии. Президент каждой восстановленной колле-гии был «директором над коллегией» и получил право личного до-клада царю, а также известную самостоятельность в действиях от членов коллегии. «Директора возглавляли также созданный в 1798 г.

как самостоятельное центральное учреждение Департамент водяных коммуникаций и выделившийся в том же году из сената Почтовый департамент.

Одновременно началось формирование новых ведомств; в 1797 г. казначейские экспедиции Сената были выделены из ведения генерал-прокурора и подчинены казначею графу Васильеву. Глава Коммерц-коллегии князь Гагарин стал именоваться министром.

«Учреждением о императорской фамилии» для заведования зем-лями и крестьянами, принадлежащими царской фамилии, было со-здано центральное ведомство - Департамент уделов.

Из доходов, со-бираемых Департаментом уделов, члены царской фамилии получали ежегодно денежные средства. Департамент возглавлялся министром уделов.

Возникновение должностей министров мало отражалось на цент-ральных учреждениях; их внутренняя организация и делопроизвод-ство оставались коллегиальными.

Значение Сената совершенно пало. Павел перестал интересовать-ся его делами, сносясь во всем только с генерал-прокурором.

Особое место в государственном аппарате Российской империи продолжала занимать Тайная экспедиция Сената.

Являясь структурной частью Сената, Тайная экспедиция представляла собой в эти годы вполне самостоятельное учреждение с личным докладом ее начальника Екатерине II, а затем Павлу I.

Через Тайную экспедицию прошли все крупные политические процессы последней четверти века. Важнейшую роль играла Тайная Экспедиция в расправе над вождем Крестьянской войны Е.

И. Пуга-чевым и его сподвижниками.

В процессе военного подавления Крестьянской войны летом - осенью 1774 г. были созданы секретные следственные комиссии в Оренбурге (с отделением в Яицком городке), Казани, Царицыне, Уфе и Симбирске.

В этих комиссиях, возглавляемых царскими полковни-ками и генералами, допрашивались захваченные в плен руководите-ли народного движения. Все эти секретные комиссии были связаны с Тайной экспедицией.

Осенью 1774 г. материалы всех секретных комиссий поступили в Москву, куда было переведено и «присутствие» Тайной экспеди-ции.

Часть руководителей народного движения была казнена на мес-тах, а другая переведена в Москву. В железной клетке с большой, хорошо вооруженной охраной был доставлен выданный яицкой ка-зачьей верхушкой Е.

И. Пугачев. С 4 ноября 1774 г. начались до-просы Пугачева в «присутствии» Тайной экспедиции под руковод-ством Шешковского. При допросах широко применялись пытки. До-просы Пугачева продолжались до 31 декабря.

Наконец, из Петербурга последовали царское «определение» и манифест. 10 января 1775 г. Пугачев и его сподвижники А. Пер-фильев, М. Шибаев, Т. Подуров, В. Торнов были казнены.

По реше-нию Тайной экспедиции членов семьи Пугачева заточили в Кексгольмскую крепость.

30 июня 1790 г. в Петропавловскую крепость был доставлен и за-кован в цепи автор «Путешествия из Петербурга в Москву», вели-кий дворянский революционер А.

Н. Радищев. В течение двух недель днем и ночью проходили бесконечные допросы Радищева. Руково-дивший допросами Шешковский, стремясь добиться устных и пись-менных показаний, не брезговал ничем: морил узника голодом, угро-жал, обещал прощение и т. п. Одновременно Тайная экспедиция через органы полиции разыскивала уцелевшие, проданные или по-даренные Радищевым экземпляры «Путешествия».

Петербургская палата уголовного суда приговорила А.

П. Ради-щева к смертной казни, а две высшие инстанции - Сенат и Совет при высочайшем дворе - подтвердили его. В течение двух недель А. Н. Радищев ожидал смерти. Но по случаю заключения мира со Швецией, а также по ходатайству покровительствовавшего Радище-ву вельможи А. Р. Воронцова Екатерина II 4 сентября 1790 г. заме-нила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Илимский острог.

Тайная экспедиция рассмотрела дело просветителя Н. И. Новикова, осужденного на заключение в Шлиссельбургскую крепость. В 1793 г. перед Тайной экспедицией предстал просвети-тель, сторонник республики в крестьянской вольности Ф. Кречетов, который после следствия был также заключен в Шлиссельбургскую крепость. Попал в Тайную экспедицию близкий по взглядам к Радищеву писатель В.

Пассек и т. д.

При Павле I в казематы Тайной экспедиции попадали нередко опальные вельможи, чиновники, офицеры.

Через Тайную экспедицию прошли лица всех сословий. Одни из них после следствия попадали в сырые казематы Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, другие рассылались по губернским тюрьмам, третьи высылались под надзор («присмотр») местных вла-стей.

Уже с середины века началось падение роли Кабинета.

В 1763-1764 гг. Кабинет перестал быть государственным органом, превратившись в учреждение, заведовавшее личным имуществом императрицы. В ведении Кабинета находилось хранилище личных коллекций произведений искусств Екатерины II - Эрмитаж.

Со времени правления Екатерины II ведет свое начало личная канцелярия носителя абсолютной власти; она зародилась в лице статс-секретарей, функции которых выделялись из Кабинета.

В 1763 г. «для отправления собственных ее императорского ве-личества дел» был определен особый чиновник - статс-секретарь Г. Н. Теплов, а для принятия челобитных на имя императрицы - статс-секретарь И. П. Елагин.

Впоследствии статс-секретари менялись: ими были Безбородко, Завадовский, Попов, Трощинский, Грибовский и др.

К началу 1780 г.

в канцелярии графа Безбородко сосредоточи-лись все дела, восходящие на утверждение или разрешение импера-трицы.

При Павле I личная канцелярия царя, получившая впоследствии наименование «Собственной его императорского ве-личества канцелярии», окончательно сложилась.

В нее поступали заслужившие внимания царя мемории Сената, прошения, жалобы и другие документы.

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Анализ процесса создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь

2.1 Система административно — государственного управления

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти…

Государственное управление СССР в 1941-1945 гг

2.4 Наркоматская система, как центральное звено государственного управления

Эффективно проявила себя в годы Великой Отечественной войны наркоматская система — центральное звено государственного управления.

Для обеспечения Вооруженных Сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г…

Источниковедение истории советского общества

2. Документы высших органов КПСС

Коммунистическая партия СССР являлась правящей партией.

Ее руководящая роль проявлялась в том, что решения ее высших органов (съездов, конференций и пленумов ЦК) имели директивный характер…

Княжеская власть в Древнерусском государстве и система государственного управления по «Русской правде»

2. Система государственного управления в Древнерусском государстве

Центральное управление в Древнерусском государстве олицетворяли Великий князь, боярский совет, княжеские съезды (снемы) и вече.

Каждый из этих институтов был проявлением соответственно монархической…

Колхозное право России

3.2 Система органов управления делами в колхозах

Вся система органов управления делами в колхозах строится на основе принципов колхозной демократии.

В ходе колхозного строительства эта система меняется и постепенно совершенствуется…

Образование и ликвидация Советской республики Литвы и Белоруссии

2.

Формирование и деятельность высших органов государственной власти Литовско-Белорусской СССР

Твердая позиция В. И…

Органы государственной безопасности в СССР

2. Изменение роли, структуры и функций органов безопасности в условиях перевода системы государственного управления СССР в режим военного времени

2.1 Образование НКВД СССР, его структура и функции На заседании политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1934 года после доклада И. В. Сталина было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ…

Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века

2.

Система высших и центральных органов государственного управления при Николае I

Начало Царствования Николая I было трагичным. Эти обстоятельства во многом определили отношение Николая к государственному строительству и методам управления государством.

Важными в этом плане были также личностные качества Николая I…

Реформы 90-х годов

1.2 Сущность преобразования органов государственного управления

Преобразование органов государственной власти и управления в 1992-1998 гг. носило во многом непоследовательный, неравномерный характер, обусловленный как объективными, так и субъективными причинами: министерствам, оставшимся от советских времен…

Реформы в России в ХVI веке

Глава 3.

Реорганизация центральных и местных органов управления

В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы…

Реформы государственного управления при Александре I

2.1 Реформа высших органов управления

Глава 1.

Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века

Абсолютизм в России складывался еще во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии…

Реформы государственного управления России XVIII века

Реформа центральных органов государственного управления

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром…

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II

2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II.

Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века

Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей — Вольтера, Руссо, Дидро…

Столыпинская программа модернизации России: ее реализация и последствия

3.

Реформа органов государственного управления

На рубеже XIX — XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан.

Сформировалось убеждение, что право на достойное существование — неотъемлемое право каждого…

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший совещательный и распорядительный орган при российском императоре в 1802-1906 годах. Учреждён 8(20).9.1802, одновременным созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.

В состав Комитета министров входили: министры и главноуправляющие центральных государственных учреждений (в их отсутствие в заседаниях Комитета министров участвовали их товарищи); обер-прокурор Синода (с 1835); председатели департаментов Государственного совета (с 1812, в 1810-12 - только по важным делам); главноуправляющие отделениями Собственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1880 - только главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, с 1882 - также главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией); главнокомандующий в столице (до 1825); государственный секретарь (с 1893); особо назначенные императором лица. До 1812 года в Комитете министров председательствовал император, а в его отсутствие - члены по старшинству (с 1810 - государственный канцлер), с 1812 - особо назначенный императором председатель (эта должность до 1865 являлась высшей, а затем одной из высших должностей в Российской империи). В разные периоды председатель Комитета министров являлся одновременно председателем Государственного совета (1812-65), Кавказского комитета (1865-82) и Совета министров , а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892-1905).

Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.

Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-92); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866); дела о запрете сообществ (в 1874-1905); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890) и городских дум (с 1892), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897); дела о назначении мест ссылки (с 1900).

Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872). До 1841 в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).

Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П. А. Валуеве, М. Х. Рейтерне, Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте.

После создания объединённого правительства - Совета министров Комитет министров рассматривал только текущие административные дела. Упразднён 23.4(6.5).1906 в связи с принятием Основных государственных законов 1906.

Председатели Комитета министров: Н. И. Салтыков (1812-16), П. В. Лопухин (1816-27), В. П. Кочубей (1827-34), Н. Н. Новосильцов (1834-38), И. В. Васильчиков (1838-47), В. В. Левашов (1847-48), А. И. Чернышёв (1848-56), А. Ф. Орлов (1856-61), Д. Н. Блудов (1861-64), П. П. Гагарин (1864-72), П. Н. Игнатьев (1872-79/80), П. А. Валуев (1879/80- 1881), М. Х. Рейтерн (1881-86/87), Н. Х. Бунге (1887-95), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю. Витте (1903-06).

Лит.: Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902. Т. 1-5; Лемке М. К. Комитет министров за полвека // Вестник права. 1902. Кн. 9-10. 1903. Кн. 1; Ремнев А. В. Проблема «объединенного правительства» и упразднение Комитета министров Российской империи // Исторический ежегодник. 2004. Омск, 2005.

19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

См. также в Президентской библиотеке:

Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;

Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - выс-ший со-ве-ща-тель-ный и рас-по-ря-ди-тель-ный ор-ган при российском им-пе-ра-то-ре в 1802-1906 годах.

Уч-ре-ж-дён 8(20) сентября 1802 года, од-но-вре-мен-но с соз-да-ни-ем ми-ни-стерств, для рас-смот-ре-ния дел, ре-ше-ние ко-то-рых вы-хо-ди-ло за пре-де-лы ком-пе-тен-ции отдельных ми-ни-ст-ров и тре-бо-ва-ло взаи-мо-дей-ст-вия не-сколь-ких центральных ве-домств.

В со-став Комитета министров вхо-ди-ли: ми-ни-ст-ры и глав-но-управ-ляю-щие центральных государственных уч-ре-ж-де-ний (в их от-сут-ст-вие в за-се-да-ни-ях Комитета министров уча-ст-во-ва-ли их то-ва-ри-щи); обер-про-ку-рор Си-но-да (с 1835 года); пред-се-да-те-ли де-пар-та-мен-тов Го-су-дар-ст-вен-но-го со-ве-та (с 1812 года, в 1810-1812 годах - толь-ко по важ-ным де-лам); глав-но-управ-ляю-щие от-де-ле-ния-ми Соб-ст-вен-ной Его Императорского Величества кан-це-ля-рии (с 1880 года - толь-ко глав-но-управ-ляю-щий Ве-дом-ст-вом уч-ре-ж-де-ний им-пе-рат-ри-цы Ма-рии, с 1882 года - так-же глав-но-управ-ляю-щий Собственной Его Императорского Величества кан-це-ля-ри-ей); глав-но-ко-ман-дую-щий в сто-ли-це (до 1825 года); го-су-дар-ст-вен-ный сек-ре-тарь (с 1893 года); осо-бо на-зна-чен-ные им-пе-ра-то-ром ли-ца. До 1812 года в Комитете министров пред-се-да-тель-ст-во-вал им-пера-тор, а в его от-сут-ст-вие - чле-ны по стар-шин-ст-ву (с 1810 года - государственный канц-лер), c 1812 года - осо-бо на-зна-чен-ный им-пе-ра-то-ром пред-се-да-тель (эта долж-ность до 1865 года яв-ля-лась выс-шей, а за-тем од-ной из выс-ших долж-но-стей в Российской им-пе-рии). В раз-ные пе-рио-ды пред-се-да-тель Комитета министров яв-лял-ся од-но-вре-мен-но пред-се-да-те-лем Государственного со-ве-та (1812-1865), Кав-каз-ско-го ко-ми-те-та (1865-1882) и Со-ве-та ми-ни-ст-ров , а так-же ви-це-пред-се-да-те-лем Ко-ми-те-та Си-бир-ской же-лез-ной до-ро-ги (1892-1905).

Комитет министров рас-смат-ри-вал про-ек-ты за-ко-нов и рас-по-ря-же-ний, ко-то-рые пред-по-ла-га-лось вве-сти в ви-де временных пра-вил, а так-же про-ек-ты но-вых уч-ре-ж-де-ний, ко-то-рые соз-да-ва-лись вре-мен-но и дол-жны бы-ли быть оп-ро-бо-ва-ны на прак-ти-ке. Фор-маль-но не имея пра-ва об-су-ж-дать за-ко-но-про-ек-ты, на прак-ти-ке Комитет министров не-од-но-крат-но рас-смат-ри-вал их в об-ход Государственного со-ве-та.

Ком-пе-тен-ция Комитета министров ме-ня-лась. Он вы-но-сил пред-ва-рительные за-клю-че-ния по еже-год-ным все-под-дан-ней-шим от-чё-там ми-ни-ст-ров (до 1858 года). Рас-смат-ри-вал: де-ла, ка-сав-шие-ся «об-ще-го спо-кой-ст-вия и безо-пас-но-сти», чрез-вы-чай-ных про-ис-ше-ст-вий, обес-пе-че-ния на-се-ле-ния про-до-воль-ст-ви-ем, о на-зна-че-нии чи-нов-ни-кам пен-сий и еди-но-вре-мен-ных по-со-бий в слу-ча-ях, пре-вы-шав-ших ком-пе-тен-цию отдельного ми-ни-ст-ра (с 1803 года), о на-гра-дах за слу-жеб-ные и не-слу-жеб-ные от-ли-чия (в 1804-1892 годах); выс-шие административные де-ла о рас-коль-ни-ках, ус-та-вы ак-цио-нер-ных об-ществ, не пре-ду-смат-ри-вав-шие пре-дос-тав-ле-ния им осо-бых при-ви-ле-гий (с 1811 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров и оп-ре-де-ле-ния Се-на-та о вы-го-во-рах гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским прав-ле-ни-ям (с 1816 года); де-ла по Во-енному министерству, тре-бо-вав-шие со-дей-ст-вия гражданских ве-домств или за-тра-ги-вав-шие пра-ви-ла по гражданскому управ-ле-нию (с 1830 года); де-ла по Великому княжеству Фин-лянд-ско-му, ка-сав-шие-ся других час-тей Российской им-пе-рии (с 1834 года); де-ла об из-ме-не-нии ус-та-вов и раз-ме-ров основного ка-пи-та-ла ак-цио-нер-ных об-ществ, о раз-ре-ше-нии иностранным об-ще-ст-вам про-из-во-дить свои опе-ра-ции в Рос-сии, о раз-ре-ше-нии по-строй-ки же-лез-ных до-рог и по во-про-сам их экс-плуа-та-ции (с 1858 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров о по-жерт-во-ва-ни-ях ча-ст-ных лиц, за-слу-жи-вав-ших (бла-го-да-ря раз-ме-ру или це-ли по-жерт-во-ва-ния) вни-ма-ния им-пе-ра-то-ра, а так-же об из-ме-не-нии на-зна-че-ния по-жер-т-во-ва-ния (с 1866 года); де-ла о за-пре-те со-об-ществ (в 1874-1905 годах); де-ла об объ-яв-ле-нии отдельных ме-ст-но-стей на по-ло-же-нии уси-лен-ной или чрез-вы-чай-ной ох-ра-ны (с 1881 года); спи-ски государственных долж-но-стей, не-со-вмес-ти-мых с уча-сти-ем в ча-ст-ных промышленных об-ще-ст-вах (с 1884 года); пред-став-ле-ния ми-ни-ст-ров об от-ме-не или из-ме-не-нии по-станов-ле-ний зем-ских со-б-ра-ний (с 1890 года) и го-род-ских дум (с 1892 года), не со-от-вет-ст-во-вав-ших ин-те-ре-сам на-се-ле-ния или го-су-дар-ст-ва; спи-ски долж-но-стей, ос-во-бо-ж-дав-ших от при-зы-ва на дей-ст-вительную во-енную служ-бу из за-па-са (с 1894 года); де-ла о на-зна-че-нии след-ст-вия над гу-бер-на-то-ра-ми и пре-да-нии их су-ду, а так-же об от-стра-не-нии их от долж-но-сти (с 1897 года); де-ла о на-зна-че-нии мест ссыл-ки (с 1900 года).

За-клю-че-ния Комитета министров под-ле-жа-ли ут-вер-ж-де-нию им-пе-ра-то-ра. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ли по-ста-нов-ле-ния Комитета министров по вто-ро-сте-пен-ным во-про-сам: о на-зна-че-нии пен-сий в со-от-вет-ст-вии с об-щи-ми пра-ви-ла-ми; о сло-же-нии без-на-дёж-ных не-дои-мок; о сня-тии ме-да-лей и по-чёт-ных каф-та-нов с осу-ж-дён-ных лиц, не при-над-ле-жав-ших к дво-рян-ско-му со-сло-вию; об уч-ре-ж-де-нии ак-цио-нер-ных об-ществ на точ-ном ос-но-ва-нии за-ко-на; о вы-де-ле-нии по-со-бий на-се-ле-нию, по-стра-дав-ше-му от сти-хий-ных бед-ст-вий, и др. Комитет министров имел так-же пра-во са-мо-стоя-тель-но от-кло-нять хо-да-тай-ст-ва земств (с 1867 года) и при-ос-та-нав-ли-вать рас-про-стра-не-ние книг и пе-рио-дических из-да-ний, ос-во-бо-ж-дён-ных от пред-ва-рительной цен-зу-ры (с 1872 года). До 1841 года в слу-чае от-сут-ст-вия им-пе-ра-то-ра в сто-ли-це Комитет министров ре-шал де-ла в чрез-вы-чай-ном по-ряд-ке «име-нем Его Ве-ли-че-ст-ва» (за-тем его ре-ше-ния ут-вер-жда-лись на-след-ни-ком пре-сто-ла).

Ре-аль-ная роль Комитета министров за-ви-се-ла от сте-пе-ни до-ве-рия им-пе-ра-то-ра Государственному со-ве-ту и от влия-ния и ини-циа-тив-но-сти пред-се-да-те-ля Комитета министров. Наи-боль-шее зна-че-ние он имел при им-пе-ра-то-рах Алек-сан-д-ре III и Ни-ко-лае II и при пред-се-да-те-лях П.А. Ва-луе-ве, М.Х. Рей-тер-не, Н.Х. Бун-ге и С.Ю. Вит-те.

По-сле соз-да-ния объ-е-ди-нён-но-го пра-ви-тель-ст-ва - Со-ве-та ми-ни-ст-ров (19 октября (1 ноября) 1905 года) Комитет министров рас-смат-ри-вал толь-ко те-ку-щие административные де-ла. Уп-разд-нён 23 апреля (6 мая) 1906 года в свя-зи с при-ня-ти-ем Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 года.

Пред-се-да-те-ли Комитета министров: Н.И. Сал-ты-ков (1812-1816), П.В. Ло-пу-хин (1816-1827), В.П. Ко-чу-бей (1827-1834), Н.Н. Но-во-силь-цов (1834-1838), И.В. Ва-силь-чи-ков (1838-1847), В.В. Ле-вашов (1847-1848), А.И. Чер-ны-шёв (1848-1856), А.Ф. Ор-лов (1856-1861), Д.Н. Блу-дов (1861-1864), П.П. Га-гарин (1864-1872), П.Н. Иг-нать-ев (1872-1879/80), П.А. Ва-лу-ев (1879/80-1881), М.Х. Рей-терн (1881-1886/87), Н.Х. Бун-ге (1887-1895), И.Н. Дур-но-во (1895-1903), С.Ю. Вит-те (1903-1906).

История Комитета министров

Состав Комитета министров

Высочайшим повелением 31 марта 1810 г. в состав Комитета министров, который до того состоял лишь из министров, их товарищей (заместителей) и государственного казначея, были введены, во всех важных случаях, председатели департаментов Государственного совета , а председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Румянцеву , бывшему тогда и председателем Государственного совета (до этого на заседаниях в отсутствие императора председательствовали члены Комитета министров поочередно, начиная со старшего в чине, каждый в течение 4 заседаний).

С 1812 года пост председателя Комитета превратился в самостоятельную должность, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством в Государственном Совете .

Обер-прокурор Святейшего Синода входил в Комитет с 6 декабря 1904 года, а до этого (с 1835 года) призывался в заседания только при обсуждении вероисповедных дел. Однако, обер-прокуроры фактически присутствовали в Комитете с 1865 года, так как граф Д. А. Толстой (член комитета с 1865 по 1880 годы) занимал одновременно другие министерские должности, а обер-прокурор Синода в 1880-1905 годах К. П. Победоносцев был членом Комитета по особому Высочайшему повелению.

В целом, в пореформенную эпоху членами Комитета состояли одновременно от 19 до 24 лиц.

По установившейся традиции, председательство в Комитете было последней на государственной службе почетной должностью, на которую назначались сановники, ставшие слишком старыми для исполнения многохлопотных обязанностей министра. Целый ряд председателей Комитета (прежде всего князь А. И. Чернышев , граф А. Ф. Орлов , граф Д. Н. Блудов) характеризовались современниками как «едва живые», находящиеся «в жалком состоянии» и т. п. О князе А. И. Чернышеве М. А. Корф в шутку написал в дневнике: «Посмотрите, точно живой!». Князь П. П. Гагарин умер в этой должности в возрасте 83 лет. Перемещение деятельного и влиятельного министра финансов С. Ю. Витте на пост председателя Комитета министров рассматривалось современниками (и самим Витте) как политический крах и разновидность почетной отставки; по распространенной шутке, Витте «упал вверх».

Компетенция Комитета министров

Компетенция Комитета министров имела мало общего с расхожим современным представлением о кабинете министров и его круге функций. Все министры (и главноуправляющие отдельными частями) были независимы друг от друга, отвечали за деятельность своих ведомств единолично и имели независимые доклады у императора. Комитет министров же не отвечал ни за деятельность отдельных министерств, ни за согласованность их политики. Его компетенция сложилась исторически и состояла из чрезвычайно разнородных групп вопросов, большая часть из которых была мелочными и маловажными. Детальный список предметов ведения Комитета непрерывно видоизменялся, причем общее их количество постепенно увеличивалось.

Формально, компетенция Комитета состояла из двух видов дел:

  • Текущие дела по министерскому управлению (дела, «разрешение которых превышает пределы власти, вверенной в особенности каждому министру, и требующие высочайшего разрешения» ; дела, требующие соображения различных ведомств);
  • Дела, в особенности присвоенные Комитету министров законом.

Данные нормы носили весьма общий характер, и реальный перечень дел, рассматриваемых Комитетом, складывался хаотично; только в 1905 году была сделана первая попытка систематизировать предметы ведения Комитета.

В целом, деятельность Комитета разделялась на три направления:

  • важные межведомственные вопросы государственного управления;
  • «одиозные» вопросы, которые формально находились в пределах ведения одного министерства, но за которых министры не хотели брать на себя персональную ответственность и стремились переложить её на коллегию;
  • мелочные вопросы, список которых сформировался достаточно случайным образом (прежде всего, в результате уклонения отдельных министерств от принятия на себя решения данных задач); данная группа вопросов всегда была самой многочисленной.

Наиболее важным предметом, который находился в ведении Комитета, были железнодорожные дела. Решения о предоставлении концессий для строительства железных дорог, учреждении железнодорожных компаний, гарантировании государством их акций и облигаций, выкупе железных дорог в казну и тому подобные имели, начиная с эпохи Александра II, первостепенное государственное и экономическое значение. С 1891 года Комитет рассматривал эти дела в совместных заседаниях с Департаментом экономии Государственного Совета.

Мелкие дела, загружавшие Комитет, были разнообразны и обширны.

Наиболее многочисленными были дела об индивидуальном назначении пенсии отставным чиновникам. К началу эпохи Александра II существующие ставки нормальных пенсий по государственной службе устарели и не обеспечивали пенсионерам приемлемый уровень жизни. С середины XIX века все больше и больше пенсий назначались по индивидуальным Высочайшим повелениям. В 1883 году была выработана система так называемых «усиленных» пенсий. Но и эти пенсии назначались в индивидуальном порядке, и в индивидуальном же порядке рассматривались Комитетом министров, что существенно загромождало его делопроизводство.

Второй многочисленной группой дел было рассмотрение уставов акционерных обществ. Акционерные общества, учреждение которых было отрегулировано законом в 1833 году, были утверждаемы декретно, то есть индивидуальным законом для каждого отдельного общества. В компетенцию Комитета министров входило рассмотрение всех уставов с отклонениями от требования закона, а так как сильно устаревший закон допускал только именные акции, а почти все учредители желали выпустить акции на предъявителя, Комитет к концу XIX века рассматривал почти все уставы вновь учреждаемых компаний. Количество таких дел доходило до 400 в годы наибольшей экономической активности.

Ведению Комитета подлежали дела о старообрядцах и сектанатах. С 1882 года Комитет отошёл от рассмотрения этой группы вопросов, перешедших в ведение МВД и Синода. Однако и в этой сфере компетенция была плохо очерчена законодательством - в 1894 году министр внутренних дел И. Н. Дурново провел через Комитет Положение о штунде , тем самым избежав рассмотрения вопроса в либерально настроенном Государственном Совете.

Комитет рассматривал ежегодные отчеты губернаторов, генерал-губернаторов и отчет государственного контролера по исполнению государственной росписи расходов и доходов. Как правило, обсуждение этих отчетов проходило вяло и не приводило к значимым последствием. Исключением можно считать скандал с раскрытыми Государственным контролем злоупотреблениями министра путей сообщения А. К. Кривошеина (1894 год), приведший к его увольнению.

Вытеснив из области законодательства Непременный совет , Комитет министров в сфере управления присвоил себе права Сената , оставшегося «правительствующим» только по имени.

В сфере уголовного суда Комитет министров иногда действовал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, или в качестве ревизионной инстанции, требуя к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, ещё не законченных в низших инстанциях; иногда, преимущественно в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы частных лиц на его решения. Он перестал быть органом судебной власти только в 1864 г.

Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его заключение, принятое единогласно или большинством голосов, вносилось в журнал, который представлялся на утверждение императору.

Особенностью журналов было то, что в них подробно, с приведением развернутых аргументов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если не было единогласного решения), а также и особые мнения отдельных членов Комитета (если те желали их заявить). Канцелярия Комитета составляла журналы, стараясь в максимально нейтральном тоне и как можно более содержательно изложить значимые аргументы расходящихся во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, сколько аналитическую записку, составляемую канцелярией Комитета; мнения, высказанные в заседаниях, переформулировались, а во многих случаях к ним подбирались и более удачные примеры и аргументы. Задачей журналов при расхождении мнений было не убедить императора в правоте большинства, а объективно представить ему весь диапазон высказанных суждений. Эта практика полностью совпадала практикой ведения аналогичных журналов Государственного Совета. Присоединение императора к мнению меньшинства не было редкостью.

Журнал, завершавшийся фразой "Комитет полагает: " , после которой шёл текст предлагаемого Комитетом законодательного акта, при утверждении императором приобретал силу закона под названием Высочайше утвержденного Положения Комитета министров .

Председатели

  1. Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
  2. Николай Иванович Салтыков (март 1812-сентябрь 1812)
  3. Сергей Кузьмич Вязмитинов (1812-1816)
  4. Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
  5. Виктор Павлович Кочубей (1827-1832)
  6. Николай Николаевич Новосильцев (1832-1838)
  7. Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
  8. Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
  9. Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
  10. Алексей Фёдорович Орлов (1856-1860)
  11. Дмитрий Николаевич Блудов (1861-1864)
  12. Павел Павлович Гагарин (1864-1872)
  13. Павел Николаевич Игнатьев (1872-1879)
  14. Пётр Александрович Валуев (1879-1881)
  15. Михаил Христофорович Рейтерн (1881-1886)
  16. Николай Христианович Бунге (1887-1895)
  17. Иван Николаевич Дурново (1895-1903)
  18. Сергей Юльевич Витте (16 (29) августа - 23 апреля 1906)

Литература

  • Бельдова М.В. Комитет министров // Государственность России (конец XV века - февраль 1917 года): Словарь-справочник . - М .: Наука, 1999. - Т. 2. - С. 347-352. - ISBN 5-02-008699-1 .
  • Исторический обзор деятельности Комитета Министров. - СПб. , 1902.
  • Ермолов А. Комитет министров в царствование императора Александра I. - СПб. , 1891.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Комитет министров" в других словарях:

    Высший орган Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств членов Совета Европы. Комитет министров принимает решения по поводу: программы работы Совета Европы; рекомендаций Парламентской ассамблеи; предложений… … Финансовый словарь

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых… … Политология. Словарь.

    Комитет министров - (англ. committee of ministers) в Российской империи высший законосовещательный и административный орган, учрежденный в 1802 г. Состоял из министров, главноуправляющих, гос ного казначея, председателей департаментов Гос ного совета (с 1810 г.), с… … Энциклопедия права

    В 1802 1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела распределены между Советом министров и Государственным советом … Юридический словарь

    КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - высший законосовещательный орган в Российской Империи, совещание Царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 г. при Александре I. На рассмотрение К.м. выносились проекты новых указов, постановлений и… … Юридическая энциклопедия

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей… … Большой Энциклопедический словарь

    КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, в 1802 1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также… … Русская история

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также… … Энциклопедический словарь

    I в России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются собственною властью К. С кабинетом или советом министров западноевропейских государств К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос вом. Учрежден в 1802. Состоял из министров, главноуправляющих, гос. казначея, с 1810 включал пред. департамен тов Гос. совета, с … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Исторический обзор деятельности Комитета Министров. Том IV. Комитет Министров в царствование Императора Александра Третьего (1881 г. 2 марта - 1894 г. 20 октября) , И И Тхоржевский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…