Дифференциация звуков - с графической символикой. Логопедические занятия на тему: "Дифференциация букв п—т" Предложения с буквами п т

План-конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме «Дифференциация п-т».

Тема занятия: Дифференциация согласных п-т.

Цели:

  1. Закрепить у учащихся умение различать согласные п-т в устной и письменной речи.
  2. Развивать фонематическое восприятие.
  3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  4. Развивать зрительную память, мышление, внимание, слухомоторные координации.

1. Мобилизирующий этап.

Задача : эмоциональный настрой.

Даются указания.

Ребята, пожелайте другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)

Учащиеся поочредно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- и удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня к нам на занятие пришёл Мышка-Топтыжка.

а) Сложите буквы из элементов (разрезная азбука). Какие буквы у вас получились?

Сегодня на занятии мы продолжаем учиться различать согласные п, т.

Характеристика звуков (звуковая опора т- зубы, п- губы)

Буквы (зрительная опора — п — две ножки 2 пара, т — три ножки 3 три)

б) найдите буквы п,т в рисунках и обведите по контуру букву п — зелёной пастой, т — синей.

в) работа с наждачной азбукой, определить буквы на ощупь.

3. Развитие слухоморных координаций.

Когда я постучу 2 раза, вы произнесёте слог «пу» 1 раз, а когда я постучу 3 раза — скажите слог «ти» 3 раза.

А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.

4. Дифференциация в слогах.

а) работа по слоговой таблице.

// а ы/// //а///
/// о ю// ///о//
//о а// //о///
//а е/// ///а//

  • чтение шёпотом
  • чтение цепочкой
  • выборочное чтение: 1 строчка, 2строчка

б) Игра «шифровка» (карточки «шифровки»)

Запиши слоги разными пастами: с буквой п — зелёной пастой, с буквой т — синей.

2а, 3о, 2о, 3а, 2у, 2ы, 3ы,2е, 3е

5. Дифференциация в словах.

а) прочитайте слова справа налево, заменяя цифры буквами (2-п, 3-т)

оле3, ак2ел, накара3, акйе2ок, ленме3о2, лива3со2, йын3амо3, а3енал2, 3амо3ва

Запишите слова правильно в тетрадь. Буквы подчеркните разными цветами.

Проверка.

б) Работа со словами-паронимами

  • тара — пара
  • торт — порт
  • тень — пень
  • стал — спал
  • почка — точка
  • толк — полк

Вставить подходящие по смыслу слова.

  • Мало (толка, полка) от лентяев.
  • Над столом висит (полка, толка).
  • Теплоход приходит в (порт, торт).
  • Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
  • Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей.
  • Старенький дедушка (спал, стал) на полатях.
  • Словарная работа «полати».

6. Физпауза. «Сова», «Слон».

в) «Перепутаница».

сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп

7. Дифференциация в словосочетаниях.

Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы п, т.

  • _ё_лый _латок
  • _ала_ка _уристов
  • _лохой _оступок
  • жи_ели ланеты
  • _ачка ва_ы
  • _равый бо_инок
  • у_иная охо_а

Проверка.

8. Игра «Фотоглаз».

«Лишнее слово»

9. Работа с деформированным текстом.

П…енец вс…орхнул и спря…ался за кус…ик. Над полями с…елился гус…ой …уман. Тёмная …уча …овисла над …олем. В …арке расту… с…арые то…ля.

а) чтение текста
б) вставить буквы п,т.

Итог занятия.

Климова Марина Валерьевна,
учитель-логопед
МБОУ г. Иркутска СОШ №67

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    Тема: «Звуки Т, П»

    Цель : 1.Коррекционно- образовательные задачи: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков П-Т, выделять последний согласный в слове, образовывать и употреблять существ с уменьшительно – ласкательными суффиксами , анализировать обратные слоги типа АТ, УТ, ИТ , АП, УП, ИП , продолжать учить выделять первый согласный в слове,согласованию количественных числительных 1,2,5 и существительных, пространственно-временным понятиям.

    2.Коррекционно - развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, слуховое и зрительное внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику.

    3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

    Оборудование: 2 куклы; мяч; символы звуков Т и П; предметные картинки (сноп, шуруп, бегемот,тулуп, суп, самолет, кот, кит, хвост, аист, букет); игрушки (кот, крот, бегемот, поезд, попугай, панда) на столах у детей; цифры 1,2, 5; звуковые пеналы; «Звуковая птичка» и у каждого ребенка, фланелеграф.

    Ход:

    I . Организационный момент «Назови себя ласково» - игра с мячом. Ребята, я буду называть вас по имени и бросать мяч, а вы отвечайте как вас ласково называет мама и возвращаете мяч.

    П . Сообщение темы и повторение пройденого .

    1. На занятии вы будете оценивать сами себя. Посмотрите, у вас в подставках лежат смайлики. За каждое правильно выполненное задание вы кладете одного смайлика на край стола. Если задание не удалось, смайлик не выкладываем. Назовите ласково и имена наших друзей (Толя и Поля). Какие звуки в их именах первые? Правильно, сегодня мы будем повторять звуки П и Т

    2.Какие это звуки, дайте характеристику. Звук П –согласный, твердый, глухой.

    Звук Т- согласный, твердый, глухой.

    3. Каким цветом обозначаем? Какие символы у наших звуков? (обозначаются синим цветом, пытит тесто, молоток).

    4. Почему они называются согласными?

    (Так как воздушная струя встречает на своем пути преграду).

    III . Дифференциация звуков Т П.

    1. Выделение из ряда звуков. А сейчас Поля и Толя будут произносить звуки, а вы если услышите звук П – хлопните в ладоши, а если Т – топните ногой, закрывайте глаза и начнем.

    А П У П И Т О Т П

    2 . Дифференциация слогов. Речевая зарядка.

    Ребята, что-то наши друзья спорят Поля говорит АП, а Толя АТ, давйте их помирим, я с Полей буду говорить слоги со звуком П, а вы с Толей со звуком Т.

    Воспроизведение слоговых рядов:

    АП УП ИП ОП АП-АП УП-УП ИП-ИП АП-УП-ИП

    IV . Дифференциация в словах.

    а) проговаривание названий картинок на фланелеграфе.

    б) «отбор картинок на П , Т для Поли и Толи ». На фланелеграфе у нас много картинок. Давайте выберем картинки для Поли со звуком П, а для Толи со звуком Т. (бант, лист, кот, сапоги,шапка, поезд, еж, гармошка, мяч).

    в) А теперь поиграем в игру «Закончи слово», я произношу слово без последнего звука, а вы договариваете Т или П: ко., лиф., сто., бан., бин., хло., сно., вин., пото., бале., биле., сиро., mono., хобо., гало..

    V. Игры на развитие внимания и памяти.

    «Что прибавилось?» (увеличение с 4 до 8 картинок), «Что с чем поменяли местами?» (8-10 картинок)

    VI .Звуковая птичка. Различение на слух звуков П-Т и определение места в слове.

    1) Ребята кто к нам прилетел ? (звуковая птичка), что же мы сейчас будем делать ? (находить и определять место звука в словах ). Правильно, достаньте своих птичек и внимательно слушайте слова. (Дети должны найти место звука всловах – если он в начале слова, они показывают голову птички, если в середине – туловище, если в конце - хвостик). Вы должны показать только ту часть птички, где находится звук. (Тыква, паук, салат, шуруп, билет, танк, самокат, пушка. хлоп, букет, окоп).

    VII. Физкультминутка

    Раз- два – все вставайте,

    Три-четыре – приседайте,

    Пять-шесть – повернитесь,

    Семь-восемь – улыбнитесь,

    Девять-десять – не зевайте,

    Свое место занимайте.

    VIII. «Живые звуки» (Звуковой анализ)

    А) Ребята, давайте с помощью звуковых фишек выложим слог «АТ». Кто пойдет к доске? Даниил работает у доски, все остальные индивидуально.

    Проверка работы у доски

    Сколько звуков ? Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (Т - согласный).

    Б) А теперь выложите слог АП. Какой первый звук? (А - гласный), второй ? (П - согласный). Поменяйте местами карточки и прочитайте, что получилось ? Какое слово получится, если этот слог повторить два раза? Молодцы!

    IX. Игра «Хвастунишки» Поиграем в хвастуишек. Кто скажет правильно, добавит себе еще смайлик. Яговорю предложение с одним предметом(показываю 1), а вы с цифрой, какую я покажу.

    Таня завязывает 1 бант. (2..., 5...)

    В озере плавает 1 утка (2..., 5...)

    На огороде выросла 1 тыква. (2..., 5...)

    В саду зеленеет 1 липа. (2..., 5...)

    В клетке сидит попугай. (2..., 5...)

    X. Итог . Какие звуки сравнивали? Сопоставление их. Какое задание вам понравилось? Что было сложным? Атеперь посчитаем смайлики и узнаем, кто же был самым активным на занятии.

    Игра «Подарки для Поли и Толи».

    Ребята у вас на столах стоят игрушки. Назовите их. Давайте подарим игрушки Поле и Толе. Дети дарят игрушкисо звуком П – Поле, со звуком Т – Толе.

    Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

    Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;

    Развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,

    Фонематические представления;

    Расширять лексический запас,

    Вырабатывать навыки самоконтроля.

    Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П ;

    Цветные карандаши;

    Демонстрационные картинки с буквами Б, П ;

    Игра «Эстафета»;

    Индивидуальные блиц - тесты.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Основная часть.

    1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

    1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

    2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

    Какое общее название можно дать всем этим словам?

    Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

    Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

    Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

    А в слове «бороться» и в слове «бежать»

    Слышится звонкое «Б»

    Запомните, «Б» - барабанов бой,

    А «П» - лишь капли дождя.

    Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

    1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

    Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

    Вывод . В звуках п, б

    сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

    различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

    1. Дифференциация п - б в словах (устно).

    Игра «Эстафета».

    Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

    У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

    Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

    Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

    Кто победил? С каким счётом?

    1. Анализ слов – паронимов.

    Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

    Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

    Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

    1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п , подсказывая слово, показывают нужную букву.

    Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

    1. Капусту вытащили из … (бочки)

    Листья появились из … (почки).

    1. Я холодную воду не … (пил)

    И собаку свою я не … (бил).

    1. Старик опирался на … (палку)

    Крыша опирается на … (балку)

    1. На воротах хороший … (запор)

    Вокруг дома построен … (забор)

    1. В синем море волны … (плещут)

    В синем небе звёзды … (блещут).

    1. Динамическая пауза.

    Зарядка для отличника.

    1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

    2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

    3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

    1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

    Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б , и на каком месте он стоит.

    Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

    1. Игра «Самый умный».

    Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

    Вопросы.

    Кого ловят рыболовы?

    Какое дерево имеет белую кору?

    Что ставит на зуб врач – стоматолог?

    Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

    О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

    Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

    - Ёмкость, в которой продают лимонад?

    Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

    Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

    Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

    1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п .

    III. Итог.

    О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

    Чем эти звуки похожи?

    Назовите отличительный признак звука б (п).

    Что больше всего понравилось на занятии?


    Конспект занятия в логопедической, подготовительной к школе группе

    Цели занятия:

    • Учить дифференцировать звуки Б, П в слогах, словах, фразах.
    • Упражнять в определении позиции оппозиционных звуков Б, П в словах.
    • Совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей гласной.
    • Упражнять в узнавании букв П, Б среди других, их реконструкции.
    • Закреплять навыки чтения слогов со стечением согласных, слов с пропущенной буквой.
    • Упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками.
    • Развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал:

    Касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист с недописанными и неправильно написанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки (лепестки цветов) со словами для чтения, карточки (листья деревьев) со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино.

    Раздаточный материал:

    Картонные сумочки, карточки для чтения слов с пропущенной буквой, предметные картинки со звуками П, Б.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Логопед. Поиграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.

    — Белые бараны били в барабаны

    — У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.

    Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.

    Введение в тему занятия.

    Логопед . Сегодня мы будем учиться различать звуки – П — Б.

    Логопед. Дети, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

    Дети . При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

    Повторение изученного.

    Логопед. Дети, дайте характеристику звуку Б, П.

    Дети. Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.

    Логопед. Чем отличается один звук от другого?

    Дети. Звук Б звонкий, звук П глухой.

    Логопед. Прикрепите на магнитную доску фишки, соответствующие называемым звукам (на доске в углу появляется символ звука П – синяя фишка, символ звука Б — синяя фишка с колокольчиком).

    Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

    Логопед. Поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слоги. Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? (дети проводят анализ слогов ПУ, ОП, УБ, БЫ, и.т.п.)

    Логопед. Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

    ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

    БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

    Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.

    Логопед. Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

    Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

    Запомните и повторите слово со звуком П.

    Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.

    Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

    Логопед. Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками (у детей на столах картонные сумки, предметные картинки). Вам бабушка прислала на подарки 100 рублей.

    Что хотите выбирайте,

    Но товары покупайте

    Лишь со звуком Б в названии,

    Лишь со звуком П в названии.

    Дети отбирают картинки.

    Логопед. Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

    Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

    Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

    Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

    Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.

    Логопед. Я получила по почте посылку. Догадайтесь, от кого пришла посылка, прочитав слово по первым звукам названий предметных картинок.

    Дети. Буратино.

    Логопед. Буратино прислал письмо и фотографии (читает письмо): «Ребята, послушайте моё стихотворение, рассмотрите фотографии и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.

    У Мальвины есть баранки

    Булки, бублики, буханки

    Пирожки, батоны, плюшки

    И плетенки и ватрушки,

    Курабье, бисквит, печенье

    Бутерброды, чай с вареньем».

    (по И.Лопухиной)

    Логопед . Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.

    Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.

    Слоговой анализ слов. Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

    Логопед. Буратино в своей посылке прислал картинки с изображением предметов, которые он увидел в домике Мальвины. Назовите предметы, которые могут принадлежать Мальвине (на доске выставляются картинки: бусы, кепка, бант, панама, сапоги, пушка, рубашка).

    Дети. Бусы, бант, панама, сапоги.

    Логопед. Назовите гласные в слове бант, определите количество слогов. Повторите задание со словом панама, бусы.

    Физкультминутка

    Буратино потянулся.

    Раз – нагнулся

    Два – нагнулся

    Руки в стороны развел

    Ключик видно не нашел.

    А чтоб ключик нам достать

    Нужно на носочки встать

    (В.Волина)

    Закрепление оптических представлений о буквах П, Б.

    Логопед. Найдите в кассе букву, которая соответствует звуку П, звуку Б.

    Дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками — символами звуков.

    Логопед. Буратино прислал нам лист, исписанный буквами. Он старался писать буквы, но, вероятно кое-где допустил ошибки. Правильно написанные буквы П, Б обведите красным маркером в кружок. Недописанные буквы допишите, неправильно написанные — зачеркните.

    Дети выполняют задание у доски, передавая маркер друг другу.

    Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слов и слогов с буквами П, Б, нахождение пропущенной буквы в слове.

    Логопед. Я знаю, почему буквы оказались недописанными. Мальвина учила Буратино читать и писать, но он был ленивый ученик и не очень хотел выполнять задания. А вы, ребята, любите учиться?

    Дети. Любим!

    Логопед. Прочитайте слоги, которые Мальвина написала для чтения на листочках деревьев.

    БО, ОП, УП, ПУ, БУ, УБ, СПО, УПС, УМБ, КСО, ПСУ.

    Прочитайте слова, которые Мальвина написала на лепестках цветов.

    БАНТ, БИНТ, БОТЫ, БОБЫ, БУКЕТ, КУБИКИ.

    Логопед. Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б. Что получилось? Какую букву вставили?

    Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас

    су… , ка…уста, …атон, зу…ы

    из…а, …астух, …осуда, са…оги.

    Логопед. Перед вами схема предложения.

    Составьте предложения к схеме.

    Дети. Пьеро потерял шляпу. Папа покупает букет. Буратино режет бумагу.

    Логопед. Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б.

    Логопед. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П. Б.