Дислексия как исправить. Дисграфия и дислексия у младших школьников, коррекция и упражнения

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.

Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.

По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.

Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии

В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.

Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая

Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.

Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая

Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.

Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.

Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).

На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.

Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.

Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.

Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.

Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение

Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.

Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

Л.Б. Ульянцева - учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;

Е.Б. Плетнева - учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разрабо­тана в целях оказания логопедической помощи ученикам на­чальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Про­грамма опирается на понимание сложной психофизиологиче­ской структуры процесса чтения в норме и особенностей усвое­ния этого навыка детьми и составлена в соответствии с государ­ственным стандартом по чтению в начальной школе и в соот­ветствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Вы­готским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

Системы коррекционной работы на фонетическом, лекси­ческом и синтаксическом уровнях, предложенные в рабо­тах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудряв­цевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;

Система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;

Система психологических упражнений и заданий, предло­женных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;

Система заданий, направленных на совершенствование дик­ции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьни­ками по проблемам становления навыка чтения.

Программы предполагают определение тематики содержа­ния коррекционно-развивающих занятий для получения поло­жительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-раз­вивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методи­ческой работы с родителями и специалистами образователь­ных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной

базовой программе и имеющими следующие особенности про­цесса чтения:

Временная затянутость ступеней становления навыка чте­ния и трудность перехода на более высокую ступень;

Наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

Замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внима­ния, пространственных представлений, расстройства движе­ний глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока: диагно­стика; формирование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения; коррекция несовершенного на­выка чтения; совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенно­сти и уровень речевого развития каждого ребенка, более глу­боко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное ис­пользование разделов программы. Каждый раздел можно ис­пользовать автономно, варьируя количество занятий на его ус­воение.

Общая продолжительность занятий по программе может

составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нару­шения.

Прием на занятия осуществляется по результатам прове­денного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:

Единство диагностики, коррекции и развития;

Онтогенетический подход;

Деятельностный характера занятий;

Совместное обучение с родителями;

Доступность;

Дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:

Совершенствование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения;

Коррекция несовершенного навыка чтения;

Совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивиду­ально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занима­тельного, игрового материала, наглядно-практических мето­дов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семь­ей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного логопедического обсле­дования и состояния навыка чтения на заключительном тести­ровании.

Всякое положительное изменение в состоянии сформиро­ванное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.

Способность к самостоятельной организации своей дея­тельности;

Способность осуществлять контроль над собственным чте­нием;

Умение использовать полученные навыки в новых условиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Диагностика

Исследование

Исследование:

Отраженная речь;

Карточки с рече­

состояния устной речи

звукопроизношенин; фонематическою восприятия;

Ответы на вопро­сы;

вым материалом; предметные и

звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

Выделение зву­ков из слогов,

сюжетные кар­тинки;

словарного запаса;

Серия сюжетных

развития связной речи

Деление слов на

картинок

Пересказ текста

Исследование состояния пись­менной речи

Выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок)

Работа с буква­ми разрезной азбуки; запись букв под диктовку; диктант; списывание букв и текста (с печат­

Разрезная азбука; тексты для спи­сывания; тексты диктан­тов; тексты для чте­ния; тексты с пропу­

ного и рукопис­ного);

щенными окон­чаниями;

Чтение текста

Два коротких

текста одинако­

Чтение коротких текстов про себя

вого уровня сложности

Исследование состояния нерече­вых психических функций

Исследование состояния: зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения);

Корректурная проба «Догони и поймай букву»;

Таблицы коррек­турной пробы;

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Исследование

Слуховых функций (внимания,

Ифа «Запомни

Табличка с 10

состояния нерече­

вых психических

Зрительно-моторной координа­

«Числовая пира­

И зображен ие

числовой пира­

Графомоторных навыков;

Рисование доро­

Состояния природного темпа дея­

жек, лабиринтов,

Бумага, каранда­

тельности;

стрелок, схем;

Исследование качеств личности

Анализ состояния

Образцы пись­

навыка письма;

менных работ

теппикг-тест; на­

блюдение за ре­

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения

Совершенствова­ние восприятия

Развитие избирательности вос­приятия; обучение восприятию текста с

Цветовая марки­ровка букв, сло­гов, слов;

Карточки со словами и пред­ложениями с

учетом отдельных элементов на фоне целого;

Вычеркивание заданных букв

выделенными черным и крас­

Расширение поля зрения;

из текста;

ным цветом

Развитие зрительно-простран­ственной ориентировки и зри­тельно-моторной координации

Деление на слоги; игра «Что вок­руг?»; числовые и бук­

слогами; тексты; таблицы; карточки «Пи­

венные пирами­ды, таблицы; складывание узоров; дорисовывание

рамиды» ей ни

ка ша\

Кубики Кооса, Никитина

рисунков, штри­ховка, лабирин­ты, дорожки

Дидактические игры (настоль-но-печатные)

Совершенствова­ние внимания

Развитие зрительного и слухового внимания;

Путешествие по лабиринтам;

Лабиринты; карточки с бес­

Концентрации и устойчивости;

Переписывание

смысленными

Расширение объема внимания;

бессмысленных

Карточки с

Запоминание и

изображением

рисование по

предметов;

памяти предме­

Речевой матери­

тов с нескольки­

ми деталями;

Тексты арифме­

Произнесение

тических дик­

слов, предложе­

ний в заданном

Карточки с рече­

темпе, громкос­

вым материа­

ти, с различной

эмоциональной

Таблицы с циф­

окраской;

Запоминание и

4Х4,Х5 разной

запись по памя­

сложности;

ти бессмыслен­

Карточки с

ных слов, зна­

предложениями;

комых слов и

Числовые табли­

предложений;

цы 4Х4, 5Х5 с

Отыскание на

пропущенными

квадратных таб­

лицах разной

Буквенные тек­

сложности цифр

в порядке возра­

Числовые табли­

Чтение предло­

Бело-черные

жений с одно­

временным слу­

ховым зашумле-

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Совершенствова­

Развитие распределения, пере­

Вычисление из

Буквенные тек­

ние внимания

ключения внимания

числовых таб­

лиц отсутствую­

Числовые табли­

щих чисел;

Нахождение в

рядах букв це­

лых слов;

Расстановка чи­

сел в возрастаю­

щем порядке;

Отыскивание в

таблицах чер­

ных и белых чи­

сел по порядку

Совершенствова­

Тренировка зрительной памяти;

Составление фи­

Картинки;

ние памяти

Тренировка оперативной памяти

гур из палочек; запоминание

Произвольные изображения;

изображенных

Тексты предло­

предметов;

Зарисовывание

произвольных

изображений

Чтение и запо­

минание пред­

ложений разной

Палочки;

Совершенствова­

Тренировка способности созда­

Мысленное

Слова и словосо­

ние мышления

вать мыслительный образ;

представление

Тренировка способности устанав­

различных обра­

Ряды картинок;

ливать логические связи между

зов и состояний;

Анализ и уста­

новление логич­

ных и нелогич­

ных ассоциаций;

Представление

текстов зритель­

ными образами

Совершенствова­

Создание положительной само­

Рисование эмо­

Шкалы оценок;

ние эмоциональ­

оценки при совершенствовании

циональных со­

Экран результа­

но-волевой сферы

навыка чтения;

Оценивание ребенком собствен­

Самооценка по

ной скорости чтения;

Оценивание собственного настро­

ения на занятии;

Оценивание достигнутых на заня­

тии результатов

Коррекция несовершенно

о навыка чтения

Развитие языково­

Развитие анализа структуры

Определение

Тексты без точек;

го анализа и

предложения;

границ предло­

Предметные и

жения в тексте

сюжетные кар­

без точек;

Придумывание

Карточки со

предложений по

картинке, с за­

Схемы предло­

данным словом;

Придумывание

Тексты предло­

предложений по

опорным словам;

Карточки со

Работа с дефор-

слогами, слова­

мированным

ми, буквами;

предложением;

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Развитие языково­

Развитие слогового анализа и

Составление гра­

Фишки, схемы;

го анализа и

фических схем

Карточки и схе­

Развитие сложных форм фонема­

предложений и

мы слов различ­

тического анализа и синтеза

предложений по

ной слоговой и

звуковой струк­

Определение ме­

ста заданного

слова в предло­

Выделение глас­

ных из слога,

Анализ и синтез

слогов с помо­

щью фишек;

Составление сло­

гов и слов из раз­

резной азбуки;

Определение ко­

личества, после­

довательности

звуков в словах,

с опорой и без

опоры на вспо-

могательные

средства

Развитие морфо­

Дифференциация грамматиче­

Упражнения на

Карточки с раз­

логической

ских значении;

дифференциа­

личными вида­

системы языка

Совершенствование навыков сло­

цию частей

ми упражнений;

воизменения существительных,

Географическая

прилагательных, глаголов;

Игра «Кругосвет­

Дифференциация ед. и мн. числа;

ное путеше­

Перфокарты с

Закрепление беспредложных кон­

ствие» (закреп­

пропущенными

струкций;

окончаниями

Закрепление предложно-падеж-

одушевленно­

имен существи­

ных конструкций;

сти-неодушев­

тельных, прила­

Согласование прилагательных с

ленности суще­

гательных

существительными в ед. и мн.

ствительных);

Карточки с од­

числе в различных падежах;

Практические

нокоренными

Согласование глаголов с суще­

упражнения по

ствительными в числе и роде; дифференциация глаголов совер­шенного и несовершенного вида;

определению рода, числа, па­дежа существи­

Картинки; изографы;

Совершенствование навыков сло­вообразования уменьшительно-

тельного, при­лагательного;

Карточки с де­формированны­

ласкательных форм имен суще­

времени, вида

ми словами

ствительных, прилагательных от

существительных, глаголов с

Упражнения,

приставками

игры на согласо­

вание различных

частей речи;

Подбор род­

ственных слов;

Игра «Назови

ласково»;

Работа с дефор-

мированным

Работа с изогра­

Игра «Составь

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Совершенствова­

Совершенствование умений

Составление

Карточки с

ние синтаксиче­ской структуры речи

составлять двусоставные распро­страненные предложения; слож­ные предложения

двусоставных предложений по опорным сло­вам, картинкам;

опорными сло­вами; картинки; схемы

Упражнения на

распространение

предложений;

Упражнения на

составление

сложных пред­ложений при

помощи сочи­

нительных и

подчинитель­

ных союзов;

Работа со схема­

Совершенствова­ние лексической

Работа над расширением, уточне­нием и систематизацией словаря

Упражнения на подбор слов по

Картинки по различным лек­

стороны речи

лексическим те­мам, антонимов, синонимов, гла­

сическим темам; тексты без на­званий;

голов и прилага­

Словари

тельных к суще­ствительным (и наоборот), на­

званий к тексту

(и наоборот)

Совершенствова­

Работа над пониманием прочитан­

Ответы на воп­

Предметные и

ние семантической

ных: слов, предложений, текстов

росы по прочи­

сюжетные кнр-

стороны речи

танному тексту;

Подбор картинок

Тексты (неокон­

Работа с дефор­

ченные, дефор­

мированными

мированные);

текстами; пере­

Карточки со

словами, пред­

Придумывание

ложениями

начала и конца

Совершенствование навыка чтения

Обучение технике

Поэтапное обучение технике чте­

Чтение слогов

Слоговые и сло­

чтения (способ,

ния (послоговое, целыми слова­

(прямых, обрат­

весные таблицы,

четкая дикция

ми, синтаксического);

ных, со стечени­

столбики;

правильность, вы­

Чтение слогов, слов и предложе­

ем согласных);

Предложения и

разительность)

ний с использованием различных

Чтение слов раз­

методических приемов для увели­

личной буквен­

«пирамидки» и

чения скорости чтения;

ной наполняе-

«лесенки» слов;

Работа над дикцией, артикуляци­

Тексты диалогов

ей и орфографической правиль­

Чтение предло­

ностью чтения;

жений, тестов;

Развитие навыка правильной рас­

Упражнения по

становки логического ударения;

чтению «по кру­

Выработка правильной интона­

гу», «молния»,

ции, соблюдение логических

«буксир»;

пауз; использование различных

Чтение хоровое;

приемов при чтении с целью:

Чтение «лесенок»

борьбы с регрессиями,

и «пирамидок»;

борьбы с неправильной анти­

Чтение чистогово-

ципацией,

рок, скорогово­

совершенствования правиль­

рок, слов одина­

ной антиципации

ковой и различ­

ной структуры;

Окончание

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Обучение технике

Исправление

чтения (способ,

ударения в сло­

темп, четкая

дикция правиль­

Чтение индиви­

ность, выразитель­

дуальное и по

Чтение с «око­

шечком» (ле­

вым, правым),

«решеткой»;

Чтение несура­

Родители первоклассников сталкиваются с множеством проблем в связи с началом учебной деятельности своего малыша. Это касается не только материальных и временных затрат на подготовку к школе, но и часто выявления довольно неприятных отклонений в развитии ребёнка, которые сказываются на его успеваемости. В числе таких нарушений значится и дислексия. Каковы особенности отклонения у младших школьников и поддаётся ли это коррекции с помощью упражнений?

Что такое дислексия

Этих талантливых людей объединяет не только известность, они - дислектики

Дислексия – это своего рода сбой в работе мозга, который характеризуется неспособностью ребёнка находить различия в графических образах некоторых букв, цифр и знаков. Впервые этот термин появился в 1887 году, когда офтальмолог Р. Берлин, наблюдавший двух маленьких пациентов, установил, что они по своим интеллектуальным способностям опережают сверстников, а вот к чтению и письму оказываются неспособны. С этого времени началось исследование причин данного расстройства. В настоящий момент говорить о точных предпосылках дислексии учёные не берутся, однако наиболее правомочной оказывается гипотеза о генетической предрасположенности к данному заболеванию. Причём недуг передаётся по мужской линии и, вероятнее всего, связан с отклонениями в строении Y -хромосомы.

Это интересно. По данным современной статистики, около 5-10% людей на земле – дислектики. Среди них много известных людей: например, учёный Альберт Энштейн, царь Пётр I, миллиардер Стив Джобс, мультипликатор Уолт Дисней, режиссёр Стивен Спилберг и актёр Том Круз.

Симптомы и виды

Ребёнок-дислектик внешне ничем не отличается от своих сверстников

Нарушение внимания, расстройство в восприятии звуков и слов, или, одним словом, дислексия может быть диагностировано лишь с началом учебной деятельности. До этого момента малыш только начинает узнавать буквы, звуки, поэтому абсолютно естественно, что у него возникают определённые трудности с этими понятиями. И лишь к 7-8 годам педагоги и родители могут заметить устойчивые признаки дислексии:

  • трудности с чтением;
  • восприятие букв, цифр в зеркальном отражении;
  • «прыгающие» по странице тетради буквы;
  • неспособность отличать схожие по написанию буквы («р» и «ь», «н» и «п»);
  • сложность с запоминанием прочитанного, вплоть до полного непонимания смысла предложения или текста;
  • перестановка букв местами в рамках одного слова («все» и «вес»);
  • ребёнок не договаривает окончания в словах;
  • плохая память – неспособность запомнить даже короткое стихотворение;
  • трудности с различением понятий «лево» и «право»;
  • нежелание рисовать и трудности с начертанием даже коротких ровных линий;
  • проблемы с мелкой моторикой, когда ребёнок не умеет завязывать шнурки, роняет ложку, вилку;
  • сопутствующие физиологические проблемы (например, часто малыш знает цифры и буквы, но при необходимости посчитать или прочитать его начинает тошнить, появляется головная боль).

Кстати, некоторые учёные считают, что один из первых признаков дислексии проявляется ещё в грудничковом возрасте. А именно: те дети, которые не ползали до того, как самостоятельно пошли, более предрасположены к расстройству речевой деятельности. Но это не стопроцентная предпосылка.

Различают несколько видов дислексии, в зависимости от проявления расстройства:

  • фонематическая (путаница со словами, различающимися одной буквой – пила-липа);
  • механическая (ребёнок бегло читает, но не может связать смысл одних слов с другими, соответственно, не способен пересказать прочитанное);
  • аграматическая (трудности с согласованием числа и рода: «большОЙ проблемА»)
  • оптическая (смешение букв с похожими элементами);
  • мнестическая (малыш не может определить букву, которой принадлежит тот или иной звук).

Диагностика нарушения

Определить вид дислексии можно только с помощью специальных тестов

Диагностировать расстройство речевой деятельности достоверно можно только с помощью генетического анализа. Для этого проводится тест, который предполагает исследование гена DCDC2 – именно он ответственен за проявление дислексии. Если же говорить о диагностике дислексии на симптоматическом уровне, то, безусловно, родителей должен насторожить факт того, что малыш отстаёт в речевом развитии. В этом случае необходимо обязательно проконсультироваться с логопедом, неврологом и психологом.

Упражнения для коррекции у младших школьников

Рисование с малышами - один из способов определить и скорректировать нарушение чтения и письма

Коррекция дислексии проводится с помощью специальных упражнений. А вот медикаментозное лечение имеет совершенно недоказанную эффективность, поэтому не назначается. Главное требование лечения дислексии – своевременное начало работы над исправлением нарушений в развитии видов речевой деятельности. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее даётся коррекция. Вот почему в подростковом возрасте исправить отклонения практически нереально.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);
  • Чтение слов наоборот;
  • Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);
  • Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);
  • Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);
  • Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);
  • «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;
  • «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;
  • «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;
  • «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.
  • «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);
  • «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;
  • «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);
  • «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);
  • «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).
  • «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.
  • «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза.

Профилактика заболевания

Под дислексией понимается речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном интеллекте и слухе.

Главной проблемой становится неспособность освоить буквы, умение читать слоги, слова, предложения и тексты. Часто неправильное прочтение слов ведёт к непониманию смысла

Эти проблемы создают серьёзные препятствия для школьного обучения ребёнка, так как для решения задач, выполнения проверочных заданий необходимо умение правильно и быстро читать. Расстройства чтения возникают вследствие несформированности высших психических функций, задействованных в данном процессе.

Нарушение чтения устраняет конкретный специалист - логопед. Рассмотрим, что такое дислексия у детей, какие виды и признаки этого нарушения речи можно выявить самостоятельно.

Симптомы дислексии

Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.

Характерными проявлениями дислексии являются следующие:

  1. Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
  2. Побуквенное чтение - неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
  3. Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
  4. Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
  5. Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например, красивуя книга, встала солнышко, дети гулял), нарушение падежных окончаний (на деревах) и другие.

Чтобы проверить ребёнка на предмет наличия этого нарушения речи, достаточно пройти логопедическое обследование, которое очень похоже на тестирование. Его может провести любой хороший логопед.

Нередко вместе с дислексией диагностируется дисграфия (стойкие и специфические орфографические ошибки на письме), хотя эти проблемы могут возникать и в отдельных случаях изолированно друг от друга.

Есть мнение, что дислексия - это психическое заболевание. Оно в корне неверно, как и термин лечение дислексии. С точки зрения психологии, при дислексии нарушены или частично недоразвиты психические функции, необходимые для осуществления процесса чтения.

В процессе чтения дети быстро устают, с трудом воспринимают прочитанное на слух. Психоэмоциональное состояние дислексика находится в угнетённом состоянии из-за осознания своего дефекта.

Может диагностироваться нарушение мелкой и крупной моторики, ребёнок плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Если дислексия не связана с умственной усталостью, она может диагностироваться на фоне достаточного или высокого уровня интеллектуального развития малышей.

Причины дислексии

Причины возникновения дислексии разнообразны - они бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.

Дислексические расстройства часто вызваны органическим повреждением речевых центров коры головного мозга, задействованных в организации чтения, отставаниями в созревании этих участков мозга, неправильной их работой. Трудности чтения нередко спровоцированы продолжительными соматическими болезнями детей раннего возраста.

Отдельное место в появлении расстройства занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем. Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье.

Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.

В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.

По сути, существуют две глобальных причины дислексии: врождённая и приобретённая. По данным исследований специалистов, в её появлении большую роль играет наследственность - да, дислексия передаётся по наследству.

Частая этиология дислексии:

  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • Преждевременная отслойка плаценты;
  • Желтуха у новорождённых;
  • Гемолитическая болезнь плода;
  • Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
  • Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
  • Последствия черепно-мозговой травмы;
  • Органическое поражение речевых зон головного мозга.

Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы.

Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней мы расскажем чуть ниже.

Виды дислексии

Нарушение речи можно классифицировать по нескольким типам. Классификация по ведущим проявлениям:

  1. Вербальная форма – отмечаются трудности с прочтением слов.
  2. Литеральная форма – возникают проблемы с усвоением букв (литер).

Также производится классификация по дефектным механизмам процесса чтения и симптомам. Так выделяют шесть форм дислексии:

Фонематическая

Нарушены процессы синтеза и анализа, восприятия фонем. Нарушение характеризуется побуквенным чтением, ребёнок заменяет или смешивает между собой глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки, добавляет, пропускает и переставляет звуки и слоги (вместо пишет – пищит, вместо бабочка – папочка, лопата – лотапа, утка – тука). Он может пропускать согласные при их стечении (марка - мара), вставлять лишние гласные там, где они не предусмотрены (легла – легала).

При коррекции фонематической дислексии логопед развивает у ребёнка все стороны речи, а также память, внимание, речевое мышление. Дислексик учится проводить звукобуквенный и звукослоговой анализ слов.

Семантическая

Семантическая дислексия проявляется в не сформированном слоговом синтезе: ребёнок имеет бедный словарь, не может усвоить синтаксические связи в предложении. Чтение носит «механический» характер, читающий может иметь хорошую технику чтения, но не понимает смысла прочитанного. Он не устанавливает между словами никакой связи, воспринимая их, как набор отдельных слов.

То же самое происходит со сложением слогов в слово – ребёнок не может узнать слово, воспринимает его, как набор слогов или звуков. Встречается у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР), минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

При семантической форме речевого нарушения наполняют лексикон младшего школьника, помогают ему освоить грамматику родного языка, слоговой синтез.

Аграмматическая

Недоразвит грамматический строй речи, ребёнок при чтении допускает ошибки в согласовании слов по родам, падежам и числам, сохраняя их на письме и в обычной речи, неправильно читает части слова (суффиксы, приставки, окончания), неверно согласует слова в предложениях (у магазинах, пять дятла, лесное поляна, выпала листва).

Коррекция аграмматической дислексии включает в себя формирование правильных норм языка, умения образовывать и изменять слова. При мнестической дислексии формируют зрительный гнозис, слухозвуковую память.

Мнестическая

При мнестической дислексии нарушена речевая память, ребёнок с трудом соотносит букву и звук друг с другом, не запоминает их. Вследствие этого он смещает и заменяет буквы при чтении, сокращает количество букв в слове, не может воспроизвести 3–5 последовательно произнесённых звуков или слогов.

Оптическая

Читающий заменяет или смешивает похожие между собой буквы (п-д, б-д, з-в), при чтении соскальзывает со строчки на строчку. Может проявляться «зеркальным чтением» букв справа налево.

Тактильная

Тактильная дислексия встречается у слабовидящих и незрячих людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля, соскальзывают со строки на строку, при пересказе искажают смысл прочитанного. Если ребёнок страдает от тактильного типа, у него развивают ориентирование в пространстве, тактильное восприятие предметов и схем.

Устная речь детей с дислексией часто далека от идеала, имеет множество грамматических ошибок, дефекты звукопроизношения, в ней встречаются несвязанные между собой высказывания, неправильно употреблённые слова.

Прогноз дислексии при органическом поражении головного мозга – требуется усердная коррекционная работа по формированию выпавших этапов процесса чтения.

Если дислексия у младших школьников вызвана педагогической запущенностью, билингвизмом, ранним обучением чтению, дефицитом речевого общения, можно рассчитывать на полную коррекцию дефекта при совместной работе родителей ребёнка с логопедом, психологом.

Диагностика дислексии

Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания - выявить проблему удаётся не сразу.

При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.

Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:

  • анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
  • успеваемость по русскому языку;
  • состояние органов артикуляции;
  • степень развития мелкой моторики;
  • сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
  • состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
  • уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
  • состояние анализа и синтеза речи;
  • уровень сформированности зрительного распознавания букв;
  • состояние ориентировки в пространстве.

В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Коррекция дислексии

Помимо негативного воздействия на успеваемость школьника, дислексия отрицательно влияет на становление его личности. Затруднения при освоении чтения способны спровоцировать появление таких свойств личности, как неуверенность в себе, стеснительность, тревожность, мнительность, замкнутость либо, агрессию, раздражённость, негативизм. Поэтому, особая роль принадлежит раннему обнаружению и коррекции этого нарушения.

Если обратиться к логопеду при обнаружении первых признаков дислексии, можно минимизировать её проявления. Чем позже будет проводиться коррекционная работа, тем больше времени потребуется на устранение данного нарушения.

Для устранения нарушения чтения необходима единая система коррекционного воздействия, так как очень часто дисграфия, дислексия, дизорфография существуют не изолированно, а чаще всего сопровождают друг друга.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Развитие и совершенствование фонематического восприятия (умение выделять заданные звуки, различать близкие по звучанию звуки, например: с-ц, ч-щ, р-л), не только в устной речи, но и в письменной. Данная работа проводится с участием речедвигательного анализатора, поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа над звукопроизношением;
  2. Работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, сформировать правильное дыхание, автоматизировать звуки в связных высказываниях, научить различать близкие по звучанию звуки;
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами данной работы являются: выделение из текста предложений, из предложения - слов, из слов - слогов и звуков, такой анализ сопровождается составлением различных схем, упрощающих понимание основных терминов русского языка;
  4. В коррекционной работе большое значение придаётся развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти. Для этого рекомендуются различные задания и дидактические игры. Например: «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Сад-огород», «Заполни фигуры буквами», «Собери животное», «Подбери по форме» и т.д.
  5. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи; знакомство с различными способами словообразования и словоизменения. Развитие и дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи на основе овладения предложениями различных синтаксических конструкций: простыми и сложными.
  6. Совершенствование связной речи, работа над предложением, как основной речевой единицей. Обращаем внимание на знаки препинания, что активизирует ученика на правильную интонацию при чтении. С разными интонациями можно читать одно и то же предложение. Прочитать текст по-разному, например: медленно – как черепашка, трусливо – как зайка, певуче – как птичка, громко – как медведь и другие виды работы.

Существует несколько методов коррекции дислексии у школьников. Наиболее популярными являются метод Рональда Дейвиса и методика А.Н. Корнева.

Метод Рональда Дейвиса

Рональдом Д. Дейвисом разработал метод устранения дислексии и открыл первую клинику по проблемам чтения.

Уникальность метода состоит в том, что он помогает дислексику научиться контролировать проявления дезориентации или отсутствия внимания, научает воспринимать самые трудные и сложно написанные символы и слова, а затем переводить их в воображении в образы, благодаря чему заполняются пропуски в восприятии.

Метод основан на визуальном, а не вербальном мышлении. Он содержит три основных этапа:

  1. Обучение «контролированию» алфавита и языковых знаков, например: путём вылепливания их из пластилина. Когда ребёнок самостоятельно лепит буквы, он осязает их, представляет их образ, что улучшает его почерк.
  2. Обучение «контролированию» абстрактных слов, образ которые у дислексика отсутствуют.
  3. Формирование навыка последовательности и понимания в процессе чтения.

Метод Дейвиса не просто обучает письменной речи, он формирует навыки самоорганизации: развивает чувство времени, порядка и длительности, учит концентрироваться.

Методика А.Н. Корнева

Она называется «Коррекция стойкой неспособности овладения чтением и письмом» и используется для коррекции дислексии у младших школьников.

Методика нацелена на раннее выявление недостаточной сформированности процессов, необходимых для освоения школьной программы, речевого развития детей. Ho эти тесты часто применяются педагогами при организации работы с дислексиками.

Упражнения по коррекции дислексии

Обучение письменной речи - это самый сложный период школьного обучения. Число школьников, допускающих множественные специфические ошибки, постоянно увеличивается. Часто эти ошибки связываются взрослыми с рассеянностью.

Специальная работа по преодолению дислексии строится на выполнении специальных упражнений, нацеленных на становление всех речевых сторон. Помимо этого, упражнения воздействуют на развитие мелкой моторики, психических процессов, а также нормализуют эмоционально-волевую сферу. Они формируют зачатки для верного становления письменной речи, повышают уровень общего развития, обогащают словарь, совершенствуют языковое чутьё.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения тренируют фонематический слух, восприятие, память. Они формируют умение вычленять заданную фонему из слова, определять их количество в словах, навык подбора слов с заданным числом фонем.

Дифференцировать оппозиционные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки. Различение осуществляются по такому алгоритму: послушать, произнести, различить, записать. На этапе проговаривания слогов нужно подключить кинестетический анализатор, например: на звонкие фонемы поднимать руку, а на глухие опускать.

Определять звонкость звуков. После усвоения различия в артикуляции звонких и глухих фонем, готовятся таблички с их условным обозначением. На одной нужно нарисовать треугольник, на другой нарисовать кружок. ребёнку предлагается послушать слова, определить, на какой звук они начинаются, поднять подходящую карточку. После устной отработки слова записываются или в два столбика, или только с глухими согласными, или только со звонкими согласными.

Назвать слово, отличающееся от других. Различение на слух близких по акустическим параметрам фонем, точное повторение всех слов с ними.

Игры с мячом. Они нацелены на формирование фонематических процессов, общей и мелкой моторики, на пространственную ориентировку, регуляцию целенаправленных движений, совершенствование меткости, ловкости. Благодаря им активизируются внимание, нормализуется поведенческая сфера:

  1. «Мне известно много слов». Ребёнку нужно произнести несколько слов на определённую тему или начинающихся с конкретного звука, при проговаривании каждого слова можно использовать мяч, стучать им об пол при произнесении.
  2. «Всезнайка». Взрослый задаёт вопрос, передавая мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос развёрнутой фразой. Все слова в ответе начинаются с одного определённого звука.
  3. «Счетовод». Взрослый говорит слово, кидает мяч. Ребёнку нужно поймать мяч, посчитать число звуков в слове и сказать слово, содержащее аналогичное число фонем, бросив мяч обратно.

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Упражнения, развивающие артикуляционную чёткость, дыхание, голос влияют на успешность усвоения школьного материала. Они строятся на проговаривании скороговорок, ритмических текстов, стихотворений, подразумевают точное повторение услышанного, позволяют прочувствовать речевой ритм и темп.

Недостаточная активность артикуляторных органов, точность выполнения заданных укладов, нарушенное дыхание приводят к трудностям обучения. Работа по развитию речевого аппарата содержит упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики. Выработка верного выдоха оптимизирует работу кровеносной системы, благоприятно влияет на работу всего организма.

Плавное дыхание позволяет расслабиться и сконцентрировать внимание. Дыхательный ритм - единственный из ритмов тела, который человек способен осознанно контролировать и активно регулировать. Дыхательные упражнения можно выполнять на любом этапе занятия. К ним относятся игра на духовых музыкальных инструментах, пускание мыльных пузырей, имитирование естественных процессов: сосания, зевания, кашля.

Отдельное место в развитии артикуляторных органов принадлежит работе над скороговорками. Она решает множество задач: совершенствование фонематических процессов, уточнение артикуляционного уклада фонем, отработку артикуляционной чёткости, длительного, правильного выдоха, развитие памяти, ликвидацию боязни проговаривания сложных слов, обеспечение положительного психологического настроя. Она позволяет уловить речевой ритм, темп, содействует повышению скорости как устной, так и письменной речи.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения, развивающие моторику рук, способны улучшить эмоциональное состояние, развивают память, речь. Для формирования мелкой моторики можно применять массаж, пальчиковую гимнастику, игры, штриховку, лепку, рисование. Оригами так же подойдёт:


Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Для развивающей работы над зрительными процессами хорошо подходит выполнение корректурных проб. Они необходимы для коррекции зрительного внимания, восприятия, создания визуального образа буквы.

  • «Муха». В центре квадрата, разбитого на ячейки, изображается муха. Взрослый диктует пути её перемещения, например, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т. д. Вначале ребёнок передвигает пальцем по клеткам, затем мысленно представляет её передвижение. На завершающем этапе ребёнок с закрытыми глазами должен представить путь и сказать, в какой клетке нужно остановиться.
  • «Вверх ногами». Лист с напечатанным текстом разворачивается на несколько градусов. Ребёнок должен прочитать текст не поворачивая головы.
  • «Узнай с полубуквы». Верхняя либо нижняя половина строки прикрывается белым листом бумаги или заклеивается часть строки, ребёнок должен прочитать предложение. Эта проба формирует визуальный образ букв, умение быстро прочитывать одно или одновременно несколько слов.
  • «Хромой текст». ребёнку предлагается прочитать предложения, которые напечатаны двумя шрифтами. Объяснить смысл их. Отметить специфику написания. Прочитать, что изображено печатным шрифтом, а что курсивом. Списать слова, напечатанные одинаковым шрифтом. Прочитать получившееся предложение.

Методы профилактики

Профилактикой дислексии следует заниматься задолго до начала школьного обучения. Предупреждение намного лучше лечения.

Что делать? Ведущий приём – игры на развитие мышления, памяти, внимания. Часть из них мы описали выше. Важно предоставить ребёнку как можно больше разных образов – изображений предметов, схем, букв в виде красочных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции можно проводить в домашних условиях.

Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать шерстяной ниткой на бархатной бумаге, счётными палочками на столе. Все эти образы откладываются в детском подсознании, и формируется представление о букве, наполняется словарный запас.

Очень полезно чаще читать ребёнку вслух, даже если он сам начал читать. Лексикон, употребление ярких эпитетов, правильное построение фраз, согласование слов в предложениях, - всему этому дети учатся, слушая лучшие произведения художественной литературы.

Чтобы у детей не страдала успеваемость, они не испытывали психологический дискомфорт, нужно как можно раньше начинать профилактику и коррекцию дислексии. Это самый лучший вариант как помочь ребёнку обойти стороной этот неприятный диагноз.

Таким образом, дислексия является нарушением письменной речи, а именно, процесса чтения. Наиболее часто она содержится в составе сложных нервно-психических и речевых нарушений. Но стойкие расстройства процесса чтения встречаются и у лиц с сохранным интеллектом, нормально развитой устной речью, ненарушенными зрительным и слуховым анализаторами, имеющих недоразвитость отдельных психических процессов.

Дислексия чаще бывает у школьников, но иногда она возникает у взрослых людей. Своевременное выявление нарушения, правильно организованная работа специалистов по её коррекции позволяют добиться полного устранения данного нарушения.