Есенин с зарядка главные герои. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти. Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно. Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства:

Только мне не плачется – на душе светло.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта:

Вот такой, какой есть,
Никому ни в чем не уважу.
Золотую плету я песнь
А лицо иногда в саже.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,
Я очень болен
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким
«Русь»

Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

Черная, потом пропахшая выть,
Как мне тебя не ласкать, не любить?

Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой - лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия.

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»:

Там где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом:

Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить.

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти. Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта... И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно. Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства:

Только мне не плачется – на душе светло.

Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта:

Вот такой, какой есть,

Никому ни в чем не уважу.

Золотую плету я песнь

А лицо иногда в саже.

Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу:

Друг мой, друг мой,

Я очень болен

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким

Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

Черная, потом пропахшая выть,

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой - лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия.

Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом.

Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленочек маленький матки

Зеленое вымя сосет.

Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу,

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом:

Не губить пришли мы в мире,

А любить и верить.


Поделиться в социальных сетях!

Сочинение

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина.

Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен.

Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит:

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это — его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души.

Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников:

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами. Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом».

Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни. Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления:

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни.

Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Другие сочинения по этому произведению

«Есенинская поэзия согревает нас…» (по поэтическому творчеству С. Есенина)

«Мои стихи -- моя биография», -- писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути -- и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта.

Лирический герой его ранней поэзии -- веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Излюбленным образом поэта становится образ пастуха, который чувствует себя дома среди лесов и полей:

Я пастух -- мои палаты

Межи зыбистых полей .

Тема бродяжничества, странничества также привлекает поэта в этот период творчества. Его герой стремится обойти вселенную, чтобы напитать душу «березовым молоком» матери-земли, воспевая ее в проникновенных стихах-молитвах:

Как прохожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

Ранняя любовная лирика поэта отличается откровенно языческой чувственностью, для которой не существует никаких запретов. Позже, по мере духовного взросления поэта, в ней звучат уже нотки печали, а в зрелый период творчества любовь предстает перед ним как неумолимая, роковая и грозная сила («Персидские мотивы»).

Переломом в поэзии Есенина становится 1916 год, когда поэт, наивный и неискушенный, окунается в атмосферу большого города с его головокружительными контрастами, соблазнами славы и власти, хмелем предреволюционного брожения умов. Поэт ощущает себя пророком новой религии:

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей, --

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

В его стихах все чаще встречаются картины зари -- символа обновления:

Верю, завтра рано

Чуть забрезжит свет

Новый над туманом

Вспыхнет Назарет.

Есенин наделяет своего героя титанической силой и мощью, он суров, деятелен и активен по контрасту с баловнем родной природы в ранних стихах поэта. Революцию Есенин воспринимает восторженно:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь --

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Революция для него -- обновляющая, освобождающая, созидающая стихия:

Не губить пришли в мир,

А любить и верить.

В стране происходят разительные перемены, но это, увы, не тот светлый, лазурный мир, не «мужицкий рай», к которому с детства так тянуло Есенина. К поэту приходит разочарование в идеалах революции, он чувствует, что перестает понимать свой народ, а народ -- его: «Без меня будут юноши петь, / Не меня будут старцы слушать».

Есенин ощущает, что он чужд новой России. Именно в этот период он пишет свой знаменитый цикл стихов «Москва кабацкая». Лирический герой -- гуляка и хулиган, прячущий за беспечностью и удалью растущую тоску и отчаяние. В вине, разгуле он ищет забвения, в его стихах все чаще звучит предчувствие безвременной кончины, появляются мотивы ностальгии. Смена времен года символизирует для него трагический путь одинокого заблудившегося странника в мире, который перестал быть родным и понятным.

Лирический герой мучительно переживает этот разлад, его душа -- «вся в крови». Прежняя тема бродяжничества наполняется иными, трагическими мотивами -- отчужденности и неприкаянности. Ему некуда идти, у него уже нет дома, нет родины:

Да, теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Разлад в его душе усугубляется. Критическое отношение к себе, отчаяние и недовольство собой приводят к тому, что в его стихах появляется чувство отстраненности по отношению к себе и своему творчеству. Появляется тема двойничества, которая достигает своего апогея в поэме «Черный человек», написанной уже в конце жизни:

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, --

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

В конце жизни лирический герой сливается с автором. Поэт предчувствует свою гибель. Итогом его творчества становятся такие

стихотворения, как «Не жалею, не зову, не плачу», «До свиданья, друг мой, до свиданья». В этом прощании поэта слышится полная покорность судьбе. Былой бунтарь смиряется и раскрывает объятия смерти. Она не страшит его, ибо это -- желанный отдых от мучительных раздумий, сомнений и неизбежных ошибок, сопутствующих жизни.

1. Образ поэта,
2. Образ лирического героя.
3. «Похабник я и скандалист».

Я последний поэт деревни...
С. А. Есенин

«Хрупкий девятнадцатилетний крестьянский юноша с вольно вьющимися золотыми кудрями, в белой рубашке, высоких сапогах, сразу уже одним милым доверчиво-добрым, детски-чистым своим обликом властно приковал к себе все взгляды» — так писали о С. А. Есенине «Петроградские ведомости». «Деланно-залихватское треньканье на балалайке, игра на гармошке и подлинно русские захватывающие голоса» — так воспринял увиденное им выступление Есенина и Н. А. Клюева М. А. Волошин. Идея обрядиться в Костюмы и стилизация под крестьян принадлежала Клюеву, имевшему большое влияние на Есенина. Воспринималось это зрителями неоднозначно. «В лаптях и в рубахе с какими-то вышивками и крестиками... он мне показался опереточным, бутафорским», — говорил В. В. Маяковский. М. Горький ассоциировал «кудрявенького и светлого, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором» Есенина со «слащавенькими открытками Самокиш-Садковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом». Продолжив развивать в своем творчестве крестьянскую тему, позже Есенин избавился от бутафорских сапог и лаптей, но деревня вплелась в его творчество как органичное продолжение его самого.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит, —

признавался он в 1912 году. Лирический герой Есенина похож на него самого: «голубая кофта, синие глаза», «буйство глаз и половодье чувств». Главная черта лирического героя ранних стихов — это гармоничность. Он связан своими корнями с природой, с деревней, ее укладом. Русская деревня, русская природа — в каждом стихотворении поэта. Он воспевает свой родной край, свою отчизну. Самое естественное желание для него — раствориться в природе, затеряться в ней.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных...

Крестьянская Русь для героя лирики Есенина — мать, поэтому, обращаясь к матери, он всегда обращается к родине, и наоборот. Ностальгические нотки проскальзывают в его стихах о красотах родной природы, о крестьянской избе, когда он становится жителем города. Языческое одушевление, очеловечивание деревьев и животных смешано в творчестве Есенина с христианством. Родина для него — богоматерь, богородица, а он — богомолец.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

Проза деревенской жизни в творчестве Есенина превратилась в поэзию. Вековая крестьянская изба с предметами, привычными и обычными для любого крестьянина, стала в его стихах святым очагом. Последним, что связывало с деревней поэта с крестьянскими корнями, ведущего городскую жизнь. Город — железный, ради которого он «без возврата покинул родные поля», подавляет героя, чувствующего разлад с собой. Он уже ушел из деревни и еще не сжился с городом. Есенин ищет идеал. Он не может принять обновленную революцией Россию, хотя и осознает необходимость перемен. Прославляя Русь, он создает некую страну Инонию, в которой живут духовно преображенные люди. Это преображенная Русь, все с теми же нивами и хатами, без которых не мыслил себя Есенин. Деревня остается идиллической в его стихах. Раздираемый трагическим противоречием и тоской по гибнущей деревне, он осознает себя «последним поэтом деревни», все его стихи — это обращения к матери и родине.

Для себя поэт создает образ «уличного повесы», «московского озорного гуляки», «похабника и скандалиста», «хулигана», который скандалит «для того, чтобы ярче гореть».

Плюйся, ветер, охапками листьев —
Я такой же, как ты, хулиган...
...Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Стихийность и искренность в кабацкой лирике поэта, бравада его героя — напускная. Он не может преодолеть кризис, в который загнало его одиночество в новом мире.

— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.

Поэт чувствовал свою ненужность. «В своей стране я словно иностранец», — писал Есенин. Это отчуждение усиливалось все больше и больше.

Мой горький, буйный стих
Для всех других —
Как смертная отрава...

Все чаще стал звучать в стихах мотив смерти:

Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,
Были синие глаза, да теперь поблекли...
...В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Путь лирического героя у Есенина во многом совпал с путем автора. Противоречия заканчиваются трагедией. К лирическому герою приходит Черный Человек, к автору — отчаяние и смерть. С угасанием деревни угасает и ее поэт.