Химия. Вводный урок по химии Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках химии с применением интерактивных методов

Конспект урока химии. Знакомство с предметом

Предмет : химия
Класс : 8
Тип урока: комбинированный

Тема «Предмет и задачи химии».

Цель : формирование первоначальных понятий о веществах, их свойствах, превращениях веществ.

Задачи.
Образовательные:
- сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений.
- сформировать умения и навыки практического характера:
проведение лабораторных работ
Развивающие:
- развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни
- развивать эмоциональные качества и чувства учащихся
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения. Осуществлять связь с другими предметами;
- развивать речь, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
- развивать умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Планируемые результаты .
Предметные:
Ученик должен знать:
основные понятия: вещество, свойства, предмет химия

Уметь:
определять тела по признакам, предполагать вещества, из которых они могут быть изготовлены.
правильно проводить процесс растворения

Основные понятия : вещество, свойства, предмет химия.
Межпредметные связи: природоведение, физика.

Используемые ресурсы.
Учебник: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Жегин А.Ю. «Химия 8 класс». - М.; Вентана-Граф, 2012
Учебное электронное издание «Образовательная коллекция. 8-9 класс» Химия. Базовый уровень, - М.: Просвещение, 2007
Натуральные объекты.
Вещества: вода, поваренная соль, сахарный песок, речной песок, сода, древесные опилки, гранулы полиэтилена, концентрированная серная кислота.
Коллекции синтетических и натуральных веществ.
Лабораторная посуда: химические стаканы, стеклянные палочки

Формы урока: фронтальная, парная

Технология: урок усвоения новых знаний

А. Организационный момент 6 мин

1). Приветствие.
Деятельность учителя.
Использует компьютер. 2 мин информация с диска: музыка, аплодисменты, звучит слово «химия».

Деятельность учащихся.
Настрой на рабочий лад

2). Знакомство.
Деятельность учителя.
Учитель представляется, говорит об особенностях кабинета: наличие вытяжного шкафа, аптечки, закреплённые пары, особенный стол учителя.
Деятельность учащихся
Слушают, смотрят

3). Краткая информация об УМК.
Деятельность учителя
Демонстрирует бумажные издания, используемые при изучении предмета.
Учебник: «Химия 8 класс». Автор: Кузнецова Н.Е.
Задачник по химии. 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
Рабочая тетрадь. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для практических работ. 8 класс к учебнику Н.Е.Кузнецовой. Гара Н.Н
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ. 8 класс
Деятельность учащихся.
Смотрят. Сравнивают с пробретённым УМК

4). Техника безопасности в кабинете химии.
Деятельность учителя.
Использует компьютер.
Слайд: Основные правила в кабинете химии:
1). Каждый ученик сидит на закреплённом месте. Пересаживаться без разрешения учителя нельзя.
2). Нельзя брать и использовать предметы без разрешения учителя
3). В случае любой непредвиденной ситуации надо обратиться к учителю или лаборанту.
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают.

5). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Обращает внимание учеников на страницы учебника. / стр 12 параграф 1 Кузнецова Н Химия 8/
Деятельность учащихся.
Работают с учебником. Находят текст: «Общие правила работы в кабинете химии». Фиксируют количество прописанных правил
Б. Изучение нового материала. Время: 30 мин

1). Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует слайд с заданием, управляет действиями ученика.
- На вашем столе находится поднос, на котором есть тела и вещества. Проведите классификацию.
Деятельность учащихся.
Ученики раскладывают имеющийся на подносе набор на 2 группы: вещества, тела
Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.
Объясняют осуществлённый процесс

2). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Проводит фронтальную беседу с классом.
- По каким признакам вы отделили тела от веществ?
- Учебник стр 6 параграф 1 вопрос в начале параграфа: «Чем тела отличаются друг от друга?»
- Из каких веществ изготовлены тела?
- Проведите классификацию веществ.
- По каким признакам можно разделить вещества на группы?
Учитель обращается к страницам учебника с вопросом:
-Что подразумевается под фразой «свойства вещества»? /учебник Стр 5 ∫1 /
-Используя информацию, изложенную на стр 6 учебника, приведите пример веществ, вредных для окружающей среды?
Деятельность учащихся.
Осмысленно читают, находят ответы на вопросы.

3) Лабораторный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует процесс растворения. Проговаривает правила техники безопасности при проведении процесса:
Обе руки на столе, стакан стоит на столе.
Нерабочая рука держит стакан, рабочая стеклянной палочкой мешает.
Деятельность учащихся.
Смотрят. Слушают. Далее работают парами: проведение лабораторного опыта по растворению веществ в воде.
Определяют признак. Вещества могут быть растворимые и нерастворимые в воде.
Соль, сахар, сода – растворимы в воде. Речной песок, полиэтилен – нет.

4). Работа с коллекцией
Деятельность учащихся.
Предлагает учащимся рассмотреть образцы веществ и определить признак деления их на 2 группы.
Деятельность учащихся.
Работают с коллекцией.
Выделяют признак: происхождение вещества.

5). Демонстрационный опыт
Деятельность учителя.
Демонстрирует опыт: концентрированная серная кислота + сахарный песок, речной песок.
Задаёт вопрос:
- Прокомментируйте наблюдаемые явления, попробуйте сделать вывод по опыту.
Деятельность учащихся.
Наблюдают, сравнивают. Делают вывод.
- В первом случае наблюдали изменение вещества / Изменился цвет. Увеличился объём. Появился запах, выделилась теплота/. Во втором случае превращений не наблюдали.

6). Работа с учебником
Деятельность учителя.
Учитель, задавая вопрос: «Что изучает наука химия?», обращает внимание учащихся к страницам учебника / Стр 5 учебник, параграф 1 /
Деятельность учащихся.
Осознанно читают, выбирают ответ на вопрос, делают запись в тетрадь.

7). Демонстрация слайда
Деятельность учителя.
Учитель включает фрагмент из электронной коллекции на странице «Из истории возникновения химии»
Деятельность учащихся.
Ученики смотрят, слушают.

8. Закрепление нового материала . Время: 6 мин
1. Устный опрос с разминкой
Деятельность учителя.
Работает за компьютером. Обращает внимание учащихся на экран.
Вся информация по заданию вынесена на слайд.
Учитель называет тела и вещества: капрон, платок, молоко, вода, сосулька, ваза, олово, линейка

Деятельность учащихся.
Если произносится название вещества, ученики встают. Если - тела, продолжают сидеть

Учитель произносит вещества в разном агрегатном состоянии при нормальных условиях: кислород, вода, спирт, речной песок, озон, глина, бензин, мрамор.

Деятельность учащихся.
Если вещество газ - ученик поднимает 2 руки. Вещество – жидкое -1 руку. Твёрдое вещество – рука не поднимается.

Учитель называет вещества безопасные и опасные для окружающей среды: углекислый газ, кислород, вода, бензин, пластмасса, керосин, речной песок

Деятельность учащихся.
Опасные вещества - ученики приседают. Безопасные вещества - ученики встают

Г. Контроль. Время: 5 мин.

Работа с тестом.
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд с вопросами теста
1). В кабинете химии: А) можно выполнять работу без указаний учителя
Б) нельзя пересаживаться без разрешения учителя

А) верно только утверждение А
б) верно только утверждение Б
в) оба утверждения верны
г) оба утверждения неверны

2). Вещество – зто:
а) оловянный солдатик
б) капрон
в) нить
г) кувшин

3). Агрегатное состояние воды:
а) жидкое
б) твёрдое
в) газообразное
г) любое

4). Вещество, хорошо растворимое в воде:
а) кислород
б) сода
в) подсолнечное масло
г) крахмал

5). Химия изучает:
а) тела и их свойства
б) вещества
в) вещества и их свойства веществ
г) вещества, свойства и превращения веществ

Деятельность учащихся.
Ученики осознанно читают, анализируют, выбирают правильный ответ

2. Самоконтроль.
Деятельность учителя.
Демонстрирует следующий слайд с правильными ответами
1-б, 2-б, 3-г, 4-б, 5- г.

Деятельность учащихся.
Ученики осуществляют самоконтроль. Корректируют полученные знания

Д. Рефлексия. Время: 4 мин

1).«Телеграмма».
Деятельность учителя.
Учитель предлагает ученикам написать телеграмму. «Телеграмма» - краткая запись самого важного, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте.
Деятельность учащихся.
Ученик отправляет и получает «телеграмму

Деятельность учителя.
Ученикам – непоседам предлагает разгадать ребусы.

Деятельность учащихся.
Разгадывают ребусы.

Деятельность учителя.
Осуществляет контроль, проходя по классу.

2). Запись домашнего задания
Деятельность учителя.
Учитель демонстрирует слайд.
параграф 1 стр 5-7 учить.
Вопрос 103 стр 7 устно,
вопрос 4.
Составьте коллекцию 7-8 экземпляров

Деятельность учащихся.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.

8 класс

Урок 1

«Предмет химии»

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3 ) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

3. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Так что же такое - химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.

Задание:

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка, пробирка, авторучка

  1. О каких веществах можно сказать:

А) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, t кип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?

Б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

Свойства − это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?

Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами –

в одном только бесцветные прозрачные жидкости,

в другом только белые твердые вещества,

в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Демонстрация

Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Сванте Аррениус.

Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорация мясников заседает рядом!”

На работе.

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Угадай - что?”

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов.

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Д/з: §- 1стр. 13 №3,4


Урок химии в 8 классе

(вводный урок презентация)

Знакомьтесь: Химия!

Учитель химии

Загирова Ирина Николаевна

2014 год

Урок №1

(Вводный урок – презентация)

«Химия имеет неотразимую привлекательность

благодаря огромной, безграничной власти, которую

она дарует тем, кто её познаёт.»

У. Коллинз

Тема: «Знакомьтесь: Химия!»

Цель:

Развивать познавательный интерес у учащихся 8-го класса к предмету химии .

Задачи:

    познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;

    актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;

    развивать аналитические способности учащихся.

Оборудование.

Тематические стенгазеты, карточки с формулами

веществ и химических реакций, химические стаканы,

плоскодонные колбы, кувшин из тёмного стекла, спички,

сухое горючее, демонстрационный столик, тигельные

щипцы, носовой платок, фарфоровый тигель, коллекции металлов и пластмасс.

Вещества.

Свежеприготовленные растворы иодида калия и ацетата свинца,

фенолфталеин, кальцинированная сода, гидросульфат натрия,

этанол, таблетки норсульфазола, дихромат аммония.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Сегодня ваше первое знакомство с этой удивительной наукой. А презентацию проведут ученики 9-го класса. Они расскажут вам об истории развития науки химии, покажут много интересных опытов, а в конце урока, ответив на вопросы викторины, вы сможете приобрести входные билеты в экспресс, который помчит вас по широким просторам планеты Химия – 8.

II . Изучение нового материала. Демонстрация опытов.
Первый ведущий

В 8-м классе вы начинаете изучать новый для вас предмет химию - науку о веществах и их превращениях. Все вещества окружающие нас, состоят из химических элементов, которых сейчас насчитывается более 110. Соединяясь, атомы разных элементов, образуют более двадцати миллионов веществ.

Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далёкие предки, ценили необычайную твёрдость кремния и использовали его для изготовления оружия и орудий труда. Некоторые вещества вы уже знаете: железо, алюминий, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы и другие (демонстрация коллекций металлов, пластмасс). Не только вещества на Земле, но и вся Вселенная состоит из одних и тех же элементов, которые учёные открыли один за другим на нашей планете.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах. А сегодня мы хотим кратко познакомить вас с историей развития химии.

Учащиеся

Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:

1. Предалхимический период: до III в. н.э.

В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.

2. Алхимический период: III – XVII вв.

Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.

3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.

В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.

4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.

Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.

Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.

6. Современный период: с начала XX века по настоящее время.

В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной способности вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.

Второй ведущий

Химия зародилась в Египте. Название « химия » происходит от слова хеми, или хума (чёрный), которым древние египтяне называли свою страну. Таким образом, слово «химия» означает египетское искусство, которое имело дело с разными минералами и металлами. Химия считалась божественной наукой, находилась в руках жрецов и скрывалась от непосвящённых. Арабы прибавили к слову «химия» характерную для арабского языка приставку «ал». Появился термин «алхимия» и «алхимик». Сейчас алхимией называется период развития химии с IV по XVI вв. н.э.

Исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня» якобы способного превращать любой металл в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они для них получали золото. Посмотрите, как работали алхимики.

Алхимик

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото.

В одном химическом стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в химический стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-жёлтого цвета (показ карточки с химической реакцией).

2 KI + Pb (CH 3 COO ) 2 = PbI 2 + 2 KCH 3 COO

На последующих уроках мы узнаем, что обозначают такие записи уравнений химических реакций.

Третий ведущий

Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото. Алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах. Но науку запретить нельзя. Учёные отбросили от слова «алхимия» приставку «ал» и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.

Сегодня продукты химического производства занимают главенствующее положение в нашей повседневной жизни. Химические исследования проводятся в лабораториях НИИ, на заводах, фабриках и т.д. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория.

Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Первый лаборант

- Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп».

Для проведения опыта используют четыре химических стакана и кувшин из тёмного стекла. В первом химическом стакане находится фенолфталеин, во втором - карбонат натрия, в четвёртом – гидросульфат натрия, в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.

В кувшине из тёмного стекла находится обыкновенная вода, нальём её в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельём обратно в кувшин, последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальём опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду.

Кажется, это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – раствор с щелочной средой. При их смешивание образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного раствора с кислотной средой. Кислота нейтрализовала щёлочь, и раствор обесцветился.

Назовите химические вещества, которые использовались при проведении этого опыта.

Второй лаборант

- Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт «Фараоновы змеи»)

Описание опыта

Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Первый лаборант

- Платок носовой теперь в руки возьму, сначала водой ключевой намочу и пламенем спички его подожгу.

(Демонстрируется опыт «Несгораемый платок»)

Описание опыта

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

C 2 H 5 OH + 3 O 2 = 2 CO 2 + 3 H 2 O

Назовите вещество, которое поддерживает процессы горения и дыхания. Что вы знаете о свойствах этого вещества?

Второй лаборант

- В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется «Вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

(Звучит музыка, демонстрируется опыт.)

Описание опыта

В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III ). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается вулкан горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома(III ). Если погасить свет, создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы (показ карточки с химической реакцией).

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4 H 2 O

(Оксид хрома(III ) соберите и сохраните для других опытов).

Учитель

Вот сколько интересных химических превращений вам пришлось наблюдать сегодня на уроке.

О химической реакции можно судить по её признакам – изменению цвета веществ, появлению запаха, выпадению осадка, выделению света и тепла, образованию газообразного вещества.

- Какие признаки химических реакций вы можете назвать в продемонстрированных опытах?

III . Викторина для учащихся
Учитель

- Ну, что, ребята, покорила вас своими чудесами химия? А теперь и вы постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут являться как бы входными билетами для вас в удивительный мир веществ и превращений.

Вопросы викторины

    Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

    В воде не тонет, в огне не горит, существует только при температуре ниже ноля градусов. (Лёд)

    Назовите жидкий при комнатной температуре металл. (Ртуть)

    Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать вам могут дети

Ведь он зовётся – …. Кислород

5) Живу известный в мире, В тринадцатой квартире. Я мягкий, лёгкий, ковкий, Сверкаю в упаковке. (Алюминий )

6) Газ этот образуется при грозовых разрядах. Есть он в бору сосновом, где дышится легко.

И привкуса в воде совсем не оставляет, За то дезинфицирует её он хорошо. (Озон )

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

Какие химические вещества вы можете теперь назвать?

IV . Подведение итогов урока
Учитель:

Мои помощники доказали вам, что химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.

Но химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.

В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами постепенно будем покорять планету – Химия 8, которой сможем завладеть только с помощью своих знаний.

Желаю вам успехов на этом трудном, но интересном пути! В добрый путь!

V . Домашнее задание

    По учебнику: Предисловие. Введение. Глава 1. §1 Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.

Подготовить сообщения (по желанию) по истории химии: «Химические познания древних народов», «Алхимия», «Иатрохимия», «Практическая химия в древней Руси».

В статье в научно-популярной форме рассказывается об элементе Периодической системы с порядковым номером 47 – серебре. Приводятся сведения и факты, которые будут интересны широкому кругу читателей.
Опубликовано: 24.12.2019

Конференция и конкурсы исследовательских работ как условие формирования внутренней мотивации к деятельности учащихся в условиях современной школы

Организация и проведение конференции и конкурсов исследовательских работ является, с одной стороны, эффективной формой профессионального роста преподавателей (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов). С другой стороны, конференции и конкурсы стимулируют развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников, формируют их коммуникативные умения. Таким образом, введение обучающихся в подобную кон

Опубликовано: 19.12.2019

мастер класс «Развитие умений смыслового чтения на уроках химии»

В работе раскрывается методический подход развития умений смыслового чтения, описываются эффективные приемы, способствующие развитию умений.
Опубликовано: 15.12.2019

Органические кислоты

Разработки классических и нестандартных уроков начальной, средней и старшей школы. Цель: систематизировать знания о номенклатуре, классификации и свойствах органических кислот, их роли в повседневной жизни человека. Задачи: Образовательные: выработать представление о наличие общих химических свойств кислот. Развивающие: развить умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент, работать со справочной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюда

Опубликовано: 10.12.2019

Конспект урока по химии на тему:"Алюминий - переходный элемент. Получение, свойства и применение" составлен для общеобразовательного уровня освоения программы. Особенностью урока является нацеленность на формирование у обучающихся надпредметного умения – ассоциативного мышления через составление ментальной карты знаний по теме.
Опубликовано: 07.12.2019

Данная дидактическая разработка может быть использована в качестве проверки усвоенных знаний по теме "Реакции ионного обмена", а также осуществляет дополнительную проверку по теме "Галогены" и решению задач по теме "Массовая доля вещества в растворе". Работа состоит из 12 вариантов, среди которых есть задания для обучающихся со средним уровнем знаний и задания повышенного уровня.

Опубликовано: 07.12.2019

Урок «Силикатная промышленность» разработан для учащихся 9 класса, изучающих химию в гуманитарной гимназии на базовом уровне. Урок ставит задачу воспитания у учащихся осознания ценности науки и творчества, активности и заинтересованности в познании окружающего мира, умения применять полученные знания на практике; умения ориентироваться в мире профессий, понимания учащимися значения профессиональной деятельности человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Групповая работа не урок

Опубликовано: 06.12.2019

Технология модерации как фактор мотивации обучающихся и педагога на уроках химии в контексте ФГОС ООО и СОО

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие УУД, включающих познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, направленные на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, важно развитие каждого ребенка, включении всех обучающихся в образовательный процесс, доступность содержания образования для каждого ребенка, обеспечение разноуровневого обучения. Применение технологии модерации в процессе обучения

Опубликовано: 04.12.2019

Интерактивная метапредметная игра «Крестики-Нолики»

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей фундаментального ядра образования. В предлагаемой игре участвует две команды по 5-7 человек. Команда, выигр

Опубликовано: 29.11.2019

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках химии с применением интерактивных методов

В статье отображается сущность интерактивных технологий, где главным мотивом служит проблемное обучение, которое побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности и созданию на уроке атмосферы сотрудничества и доброжелательности.Изложены критерии метода.
Опубликовано: 29.11.2019

Окислительно-восстановительные реакции

Урок химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции» предназначен для учащихся 8-х классов. На уроке раскрываются основные понятия об окислительно-восстановительных реакциях: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.Рассматривается запись уравнений овр и первоначальное знакомство с методом электронного баланса. Раскрывается многообразие данной группы реакций в окружающем нас мире и их роль.

Опубликовано: 29.11.2019

Внеурочное мероприятие «ЭкоБиоХимик» (web-квест)

Разработка районного конкурса в форме Web- квеста. Данная форма конкурса стала традиционной. Квест создается с помощью сервисов Web 2.0, а также Google- сервисов. Квест позволяет не только, познакомиться с работами учеников из разных населенных пунктов, но и способствует формированию знаний о родном крае в рамках химии, биологии и экологии.
Опубликовано: 28.11.2019

Класс: 10 класс Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления Основная технология: технология проблемного обучения Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе системно-деятельностного подхода. Раздел химии «Углеводороды. Природные источники углеводородов». Тема урока: «Нефть». Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о нефти; Задачи: Образователь

Опубликовано: 28.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Опубликовано: 27.11.2019

Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии через прием «Черный ящик»

Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знании, повышает интерес к предмету. В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», уместно вписывается на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике?», они включены в работу, в ходе которой у них формируе

Эта увлекательная химия

Первый урок химии 8 класс

Полюбить химию с первого урока…

Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока.

Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу, викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединение учащихся).

Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.

Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленных целей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самое удобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна быть разработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса к предмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия, экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточки с вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

Ответы учащихся.

3. Информация.

Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продукт министерства образования, http://www.shkola.edu.ru).

Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), в котором даны версии перевода слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.

За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.

Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория” (mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Рассказ сопровождается демонстрацией опыта учителем. Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Воры в библиотеке.

Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”

На работе.

Р.Вуд
(1868–1955)

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

Н.Н.Зинин
(1812–1880)

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Учитель. Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Учитель. Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Что в черном ящике?”

Класс делится на команды по 4 человека.

Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Информация сопровождается компьютерной презентацией, слайды которой иллюстрированы фотографиями, видеофрагментами, флеш-анимациями и др.

Нанотехнологии: сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов (http://www.aif.ru).

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1997; Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995; Природа, 2007, № 3; Там же, 2006, № 5; Наука и жизнь, 1994, № 8; Кожанова Э.А. Как я провожу урок-игру. Химия в школе, 1995, № 6, с. 21.

И н т е р н е т - р е с у р с ы