Игры в лагере на тему вокруг света. Сценарий игры-путешествия для летнего лагеря «Кругосветка


р. п. Майна

Информационная карта программы

Полное название программы

Комплексная, краткосрочная программа

детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ »

Цель и задачи программы

Создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в детском коллективе.

· раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;

· создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;

· создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка;

· укрепить физическое здоровье.

ПРОГРАММА


летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

МАОУ ДОД «Центр детского творчества»

«ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ »

(комплексная, краткосрочная)

Майна -2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях временного детского коллектива.

Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 смены (июнь). Оптимальное количество участников - 20 обучающихся.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 6-15 лет.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Это период, когда дети могут «сделать» свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться «красиво» проигрывать и побеждать.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Лагерь дает ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Пояснительная записка

«Лето – это маленькая жизнь!». Тем более для детей. Многие ребята хотят провести это время так, чтобы успеть полностью отдохнуть до следующего учебного года, обзавестись новыми друзьями, узнать много интересного, чтобы впечатлений от этих дней хватило надолго, хотя бы до следующего лета. И вообще, чтобы было весело, увлекательно, короче говоря «круто» или «здо рово».

Летний период – оптимальный для творческого развития детей. Ребята в детском оздоровительном лагере, в не принужденной обстановке, могут примерять на себя разные роли, что поможет им в дальнейшем найти свое место в жизни. А так же лето – это время, когда дети могут много и свободно общаться, тем самым расширяя рамки своего общения и социализируясь в обществе.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

В связи с этим была написана данная программа, которая называется «Вокруг света за 20 дней». Программа направлена на организацию воспитательной работы для 150 детей в лагере «Уральские камушки» на базе МКОУ ДОД «ЦДТ».

Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на принципах гуманистической педагогики:

Признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью

Уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка

Создание ситуации успеха

Уважительные отношения между взрослыми и детьми.

Программа «Вокруг света за 20 дней» предназначена для детей и подростков 6-18 лет и основана на сюжетно – ролевой игре. Программа ориентирована на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей.

Для организации работы по оздоровлению и отдыху детей активно используются услуги и возможности учреждений города.

В основу программы положены принципы преемственности, систематичности и последовательности, целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, развивающего характера деятельности – в организации деятельности, посильной для конкретной личности, стимулирование творчества и самостоятельности.

Программа является краткосрочной (срок реализации – 19 дней), комплексной (реализуется по нескольким направлениям), деятельностной (дети и педагоги – организаторы смены).

Сценарий игры-путешествия для летнего лагеря

«Кругосветка»

Описание материала: сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания. Возрастная категория – учащиеся начальных классов.

Тема. Игра – путешествие по станциям «Кругосветка».

Цель: развивать интеллектуальную сферу учащихся, смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость; воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.

Особенности формирования команд: в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название.

Условия игры.

Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.

По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.

Награждение на линейке победителей и участников.

1 станция «Животное в словах». Ребенку говорится слово, а он должен выделить из него животное:

Банка - кабан

Багаж - жаба

Колосья - лось

Кино - кони

Дудочка - удод

Осада - оса

Волна - вол

Каркас - рак

Кожух - жук

Салон - слон

Пион - пони

Зонтик - кит

2 станция «Вкусный алфавит». Алфавит напечатан на листе. На каждую букву алфавита необходимо записать фрукт, овощ или ягоду. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.

3 станция «Сказка-загадка».

Учитель читает сказку, дети внимательно слушают и дают ответ. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Пошёл однажды Незнайка погулять на луг. Загулялся, глядь – а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенёк опустилась большая серая птица.

Кто ты? – испугался Незнайка.

Птица ему ответила.

Ты птица. Но почему тогда ты летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят.

Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днём, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь. Я летаю вечером, в серых сумерках.

А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И ещё, ты летаешь бесшумно – тебя никто не услышит.

Я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я не одна такая. Так охотятся кошки и некоторые другие ночные животные.

Вопрос: Что это за птица? (Сова)

4 станция «Юмористическая сказочная викторина». Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.

1) Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2) Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)

3) Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)

4) В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

5) Назовите героиню французской сказки, которая получила имя, благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

6) Героиня, какой французской сказки чистила печки и убирала в доме? (Золушка)

7) Какой сказочный герой посеял деньги, надеясь, что из него вырастет денежное дерево? (Буратино)

8) Какая домашняя птица, героиня русской народной сказки, несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? (Курочка Ряба)

9) Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

10) Назовите имя сказочной женщины-лётчика (Баба Яга)

5 станция « Народные приметы».

Составьте из двух частей народные приметы ожидаемой погоды. Нужно соединить.

Воробьи купаются в пыли к морозу

Паук плетёт сети к ненастью

Дым столбом к дождю

Все цветы сильно пахнут к сухой погоде

Воробьи купаются в пыли к дождю.

Паук плетёт сети к сухой погоде.

Дым столбом к морозу.

Все цветы сильно пахнут к ненастью.

6 станция «5 секунд на размышление». Необходимо быстро ответить на вопросы.

1) Девочкина дочка. (Кукла)

2) Не имеющая плохой погоды. (Природа)

3) Зеленая, от которой мухи дохнут. (Тоска)

4) Прилеталки по-саврасовски и улеталки по-некрасовски. (Грачи)

5) Пиджак к подгузнику. (Распашонка)

6) Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)

7) Эпицентр бублика. (Дырка)

8) Охотница до чужих мехов. (Моль)

9) Ярмарочное приспособление, чтобы вскружить голову. (Карусель)

10) Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)

11) Последний модный звук. (Писк)

12) Часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем. (Рука)

13) Новое сооружение для задумчивого барана. (Ворота)

14) Макаронный откидыватель. (Дуршлаг)

15) Обратная сторона затылка. (Лицо)

16) Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)

17) Домашний иллюминатор. (Окно)

18) Часть лица, которую иногда вешают. (Нос)

19) Мудрое время суток. (Утро)

20) Легкий после бани. (Пар)

7 станция «Конструктор».

Дано слово:

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Необходимо образовать новые слова из букв, входящие в данное слово. Буквы можно повторять. Сколько слов составлено, столько баллов и получают.

8 станция «Аукцион чайных слов». За 5 минут написать слова, в состав которых входит слово «чай», например, слу-чай. Сколько слов написано, столько баллов получает команда.

9 станция «загадки-нескладки»

Участникам предлагается отгадать загадку.

загадки с подвохом:

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (Белка)

В малине понимает толк

Хозяин леса, бурый… (Медведь)

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит… (Дятел)

Кто не дружит с ярким светом,

Под землей зимой и летом?

Носом он изрыл весь склон.

Это просто серый… (Крот)

Кто в лесу дрожит под елкой,

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовется… (Заяц)

Этот зверь зимою спит,

Неуклюжий он на вид.

Любит ягоды и мед.

А зовется… (Медведь)

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду… (Волк)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (Свинья)

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает… (Обезьяна)

Хвост веером, на голове корона,

Нет прекрасней птицы, чем… (Павлин)

10 станция «Отгадай сказку по предмету». Учащимся говорятся предметы, они должны угадать сказку. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.

Рукавичка

Скалочка

Веретено

Горшочек

Градусник

Воздушный шарик

11 станция «хитрые задачи»

Участникам предлагается решить задачу.

Примеры задач:

Какие часы показывают точное время только два раза в сутки?

Ответ: часы, которые остановились.

Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?

Ответ: они имеют равный вес.

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

Ответ: когда дверь открыта.

Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?

Ответ: кошка.

Каких камней в море нет?

Ответ: сухих.

Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

Ответ: 1, 2 и 3.

Когда руки бывают местоимениями?

Ответ: когда они вы-мы-ты.

Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются?

Ответ: Анна, Алла.

Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Ответ: 4 минуты.

Где край света?

Ответ: там, где начинается тень.

12 станция «Пойми меня». Каждый участник получает листок с заданием. С помощью мимики и жестов изобразить то, что написано, а команда должна угадать. Сколько ситуаций угадано, столько баллов получает команда.

Человек ест мороженое.

Человек ест длинные макароны.

Месить тесто и делать пирожки.

Вдеть нитку в иголку и шить.

Жарить яичницу-глазунью.

Человек ест недожаренный шашлык.

Укладывать вещи в чемодан.

Разжигать костер.

Человек ест арбуз.

13 станция « Географическое общество».

Участникам задаются вопросы. Ответившие на вопрос получают приз.

Примеры вопросов

Сколько всего материков? (Шесть)

Какие вы знаете океаны? (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)

Где находится Бразилия? (В Латинской Америке)

Столица Франции? (Париж)

Столицей какого государства является город Брюссель? (Бельгии)

Жители этой страны называют ее Суоми, а как мы называем эту страну? (Финляндия)

Какую страну называют Страной восходящего солнца? (Японию).

Самая высокая в мире гора? (Эверест).

В какой стране находится город Сидней? (В Австралии)

Как называется нулевая параллель? (Экватор).

14 станция «Вкусовая»

необходимо отгадать загадки про фрукты. За каждую загадку с отгадкой – 1 балл.

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

(Апельсин)

Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ...

Синий мундир,

теплая подкладка,

а в середине сладко.

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень.

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок!

Яблоко И еще один я знаю

Удивительнейший фрукт,

Апельсин напоминает,

Называется - ...

(Грейпфрут)

В садочке есть плод, он сладок, как мёд,

Румян, как калач, но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой, вытянут немножко.

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

15 станция «И в сказках бывает» (отгадайте, из какой сказки эти строки)

Море пламенем горит,

Выбежал на море кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!

"Пожар! Горим! Горим!

С треском, щелканьем и громом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

С. Маршак "Кошкин дом»

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

С. Михалков "Дядя Стёпа».

И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Шарль Перро «Спящая красавица»

Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца.

Г.Х. Андерсен, «Огниво»

Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер

А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.

Лазарь Лагин «Старик Хоттабыч»

Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.

Вильгельм Гауф, «Карлик Нос»

ПРОГРАММА «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 21 ДЕНЬ»

детского оздоровительного лагеря «Радуга»

на базе СОШ п.Лыхма

(срок реализации программы 21 день)

2016 год

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

    духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

    формирование здорового и безопасного образа жизни.

Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 16 человек. Количество участников смены – 33 человек.

Цель :

Реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

Организовать систему оздоровительных мероприятий;

Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

Раскрыть творческий потенциал детей;

Развить различные формы общения в разновозрастных группах;

Расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Принципы реализуемой программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов :

    нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

    социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

    индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

    интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

    социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора .

Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

    неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

    факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

    чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

    активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

    особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

    Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

    Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

    Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

    Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты

Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка , а именно:

    умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

    обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    любящий свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Этапы реализации программы

    Подготовительный этап

Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

    подготовка методического материала для работников лагеря;

    подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;

    разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.п.).

    Организационный этап смены

Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

    встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

    формирование органов самоуправления;

    знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

    проведение инструктажей.

    Основной этап смены

Основной деятельностью третьего этапа является:

    реализация основной идеи смены;

    вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

    работа творческих мастерских.

    Заключительный этап смены

Основной идеей четвертого этапа является:

    подведение итогов смены;

    анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;

    выработка перспектив деятельности на следующий год.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

    Закон «Об образовании РФ».

    Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

    Устав СОШ п. Лыхма .

    Положение о лагере дневного пребывания.

    Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

    Инструкции по технике безопасности.

    Инструкции по организации и проведению экскурсий.

    Должностные инструкции работников.

    Санитарные книжки с отметкой о прохождении медицинского осмотра.

    Заявления от родителей.

    Акт приемки лагеря.

    Программа.

Материально-технические условия предусматривают:

    финансирование за счет средств местного бюджета;

    большой спортивный зал;

    школьная библиотека;

    столовая;

    игровая площадка;

    спортивная площадка;

    кабинеты;

    ТСО;

    художественные средства, игры настольные и др.;

    хозяйственный инвентарь;

    аудиотека, фонограммы;

    канцелярские принадлежности;

    компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, телевизор.

Кадровые условия:

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

    начальник летнего лагеря;

Кураторы отрядов:

    воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

    вожатые (из числа обучающихся).

Психолого-педагогическое сопровождение смены:

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

    консультационный

    прогностический

    практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

    Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

    Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

    Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

    Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

    1. Организационный модуль

Формы работы:

    планирование;

    подготовка к лагерной смене;

    оформление лагеря;

    подготовка материальной базы;

    распределение обязанностей;

    подготовка к сдаче приемной комиссии;

    организация питания в школьном оздоровительном лагере.

    1. Физкультурно - оздоровительный модуль

Формы работы:

    утренняя зарядка;

    встречи с медицинским работником;

    влажная уборка, проветривание;

    беседы о вредных привычках;

    организация питания воспитанников;

    спортивные праздники;

    конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни;

    экскурсии в спортивно-оздоровительный комплекс «Здоровье»;

    цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

Формы работы:

    коллективно-творческая деятельность;

    участие в районных мероприятиях;

    участие в общелагерных мероприятиях;

    работа кружка «Творческая мастерская»;

    конкурсы;

    викторины.

4. Патриотический модуль

Формы работы:

    Нравственно-экологический модуль

Формы работы:

    экскурсии в природу;

    экологический КВН;

    библиотечные часы;

    викторины, конкурсы;

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

«День знакомств»

    Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;

    Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»;

    Инструктаж по технике безопасности;

    Подвижные игры;

    Тренинг «Знакомство», «Об именах»

2.07

«День Древней Греции»

    Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;

    Спортивное мероприятие «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;

    Беседа и презентация «Родина Олимпийских игр»

    Подвижные игры на свежем воздухе;

    Конкурс «Спортивная пантомима»;

4.07

«День Мастеров»

    Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки», творческая мастерская;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

    «Завтра была война», книги о ВОВ (библиотека)

5.07

«День Детства»

    Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети Земли»

    Подвижные игры на свежем воздухе

    Познавательное мероприятие «Веселая карусель»

6.07

«День Швейцарии»

    Экологическая тропа (беседа, экскурсия)

    Беседа и презентация «Самая чистая страна в мире»

    Викторина «Зеленые страницы»

    Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг. Берегись беды, когда ты у воды»

7.07

«День Японии»

    Беседа и презентация «Самая здоровая страна в мире»;

    Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

    «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;

    Дискуссия «Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»!»

    Инструктаж по технике безопасности, оказание первой помощи.

8.07

«День ХМАО»

    Экскурсия в Казым;

    Конкурс рисунков «Моя малая родина»;

11.07

«День Сказки»

    Путешествие в страну сказок;

    «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:

Рабочий костюм Бабы-яги;

Парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка;

Спортивный костюм Кощея Бессмертного;

Зимний костюм Водяного;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

12.07

«День России»

    Конкурсная программа «Русская кудесница»;

    Конкурс рисунков «Народы России»

    Беседа и конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 года в Сочи».

13.07

«День России»

    Беседа и презентация «Великие ученые нашей страны»;

    Познавательный турнир «Умники и умницы»;

    Игра «В стране интеллектуалов»;

    Круглый стол «Остров знаний»

14.07

«День Германии»

    Беседа и презентация «Родина современного автомобиля»;

    «Безопасное колесо» познавательный турнир;

    Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГИБДД и нарисуйте новый дорожный знак;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

15.07

«День Украины»

    Беседа и презентация «Самая веселая страна»;

    Развлекательная игра «Крокодил»

    Конкурс карикатур

    Беседа «Чудесный мир птиц».

18.07

«День Италии»

    Беседа и презентация «Самая музыкальная страна»;

    Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

    Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -

В прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;

Составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);

    Подвижные игры на свежем воздухе;

Домашнее задание: «Съедобный зоопарк», изготовить из разных овощей:

Огуречного крокодила;

Картофельного медведя;

Морковную лису и т.д.;

19.07

«День Франции»

    Беседа и презентация «Страна-лакомка»;

    Игра «Гигиена питания»;

    Выставка «Съедобный зоопарк»;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

20.07

«День Хорватии»

    Беседа и презентация «Самая солнечная страна»;

    Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;

    Конкурс частушек;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

21.07

«День Норвегии»

    Беседа и презентация «Самая грибная страна»;

    Экологический конкурс «Грибной марафон»;

    «Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:

    «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;

    «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

22.07

«День России»

    Торжественная линейка «Подвигу народа – жить в веках»;

    Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне, беседа;

    Конкурс рисунков «Мой дедушка – герой!»;

    военно-патриотическая игра «Зарничка».

25.07

«День Китая и Индии»

    Беседа и презентация «Страны-художники»;

    Экскурсия в выставочный зал;

    Конкурс рисунков «Дети любят рисовать».

26.07

«День Бразилии»

    Беседа и презентация «Самая дружелюбная страна»;

    «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;

    Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:

    «Кошка – ложка – окошко – немножко»;

    «Лето – зной – веселье – вой»;

    «Стакан – банан – карман – обман».

    «Писатели и поэты о дружбе» (библиотека)

27.07

«День Карибского моря»

    Беседа и презентация «Море пиратов»;

    Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»

    Подвижные игры на свежем воздухе.

28.07

«День Расставания»

    Торжественная линейка, посвященная закрытию смены;

    «Сцена прощания» концертная программа.

    Подведение итогов.

Список используемой литературы

    «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.

    Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.

    Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001

    Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003

    Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

    И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973

    Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

    Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

    Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34 города Владимира

Программа

Летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

«Кругосветка или 21 день вокруг света»

учитель начальных классов Федосеева И.В.

(начальник лагеря);

учитель начальных классов Афанасьева И.В.

2012

Летний оздоровительный лагерь

С дневным пребыванием

«Кругосветка

или 21 день вокруг света»

Девиз лагеря :

«Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!».

Девиз программы :

«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, ко взрослым людям».

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

  1. духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  2. формирование здорового и безопасного образа жизни.

Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Цель :

реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

Организовать систему оздоровительных мероприятий;

Способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

Раскрыть творческий потенциал детей;

Развить различные формы общения в разновозрастных группах;

Расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка

С учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- организация среды, предоставляющей ребенку возможность

Для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Принципы реализуемой программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №34» осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов :

  1. нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  2. социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  3. индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  4. интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  5. социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора .

Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  3. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  4. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  5. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Прогнозируемые результаты

Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:

  1. умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  2. владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  3. обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  3. любящий свой край и свою Родину;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап

Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  3. разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №34»;
  4. подготовка методического материала для работников лагеря;
  5. подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №34»;
  6. разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
  1. Организационный этап смены

Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  1. встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  2. запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №34»;
  3. формирование органов самоуправления;
  4. знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
  5. проведение инструктажей.
  1. Основной этап смены

Основной деятельностью третьего этапа является:

  1. реализация основной идеи смены;
  2. вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
  3. работа творческих мастерских.
  1. Заключительный этап смены

Основной идеей четвертого этапа является:

  1. подведение итогов смены;
  2. анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;
  3. выработка перспектив деятельности на следующий год.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  3. Устав МБОУ «СОШ №34»
  4. Положение о лагере дневного пребывания.
  5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  6. Инструкции по правила по безопасности 1 - 5.
  7. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  8. Приказы управления образования.
  9. Должностные инструкции работников.
  10. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  11. Заявления от родителей.
  12. Акт приемки лагеря.
  13. Программа.

Материально-технические условия предусматривают:

  1. финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
  2. большой спортивный зал;
  3. школьная библиотека;
  4. столовая;
  5. игровая площадка;
  6. спортивная площадка;
  7. кабинеты;
  8. ТСО;
  9. художественные средства, игры настольные и др.;
  10. хозяйственный инвентарь;
  11. аудиотека, фонограммы;
  12. канцелярские принадлежности;
  13. компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;

Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  1. начальник летнего лагеря;
  2. учитель-дефектолог;
  3. педагог дополнительного образования;
  4. медицинский работник.

Кураторы отрядов:

  1. воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  2. вожатые (из числа обучающихся.)

Руководители творческих мастерских

  1. из числа педагогов
  1. педагог дополнительного образования.

ФИО

Должность

Федосеева И.В.

Начальник лагеря

Бысова Е.Н.

Мед. работник школы

Адаменко Н.В.

Педагог ДО

Пронина Т.В.

Руководитель кружка

«Умелые руки»

Афанасьева И.В.

Учитель-дефектолог (руководитель кружка «Занимательная информатика)

Седова С.С.

Воспитатель

Жалдак Л.Б.

Воспитатель

Герасимова Н.Н.

Руководитель кружка по ОФП

Полянских М.Н.

Воспитатель

Коржева Е.Н.

Воспитатель

Канашина А.А.

Воспитатель

Васильева Ж.А.

Воспитатель

Денисова О.Ю.

Воспитатель

Байкова И.В.

Воспитатель

Пронина Т.В.

Воспитатель

Лезова Т.И.

Техническая служащая

Психолого-педагогическое сопровождение смены

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  1. консультационный
  2. прогностический
  3. практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

  1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
  2. Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
  3. Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
  4. Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

  1. Организационный модуль

Формы работы:

  1. планирование;
  2. подготовка к лагерной смене;
  3. оформление лагеря;
  4. подготовка материальной базы;
  5. распределение обязанностей;
  6. подготовка к сдаче приемной комиссии;
  7. организация питания в школьном оздоровительном лагере.
  1. Физкультурно - оздоровительный модуль

Формы работы:

  1. утренняя зарядка;
  1. встречи с медицинским работником;
  2. влажная уборка, проветривание;
  3. беседы о вредных привычках;
  4. организация питания воспитанников;
  5. спортивные праздники;
  6. конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;
  1. туристические походы;
  2. экскурсии в спортивно-оздоровительный центр ВПОО «Милосердие и порядок»;
  3. работа спортивной секции;
  4. цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

Формы работы:

  1. коллективно-творческая деятельность;
  2. участие в городских и районных мероприятиях;
  3. участие в общелагерных мероприятиях;
  4. работа кружка «Умелые руки»;
  5. конкурсы;
  6. викторины.

4. Патриотический модуль

Формы работы:

  1. цикл экскурсий «Исторические места и достопримечательности города Владимира и Владимирской области»
  2. беседы к 400-летию со дня Отечественной войны 1812 года;
  3. торжественная линейка 22 июня;
  4. экскурсия в воинскую часть;
  5. военно-патриотическая игра «Зарничка».
  1. Нравственно-экологический модуль

Формы работы:

  1. экскурсии в природу;
  2. работа кружка «Азбука нравственности»
  3. экологический КВН;
  4. библиотечные часы;
  5. викторины, конкурсы;

Организация кружковой деятельности

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов и творческих способностей детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  1. изучение интересов детей;
  2. презентация кружков в начале смены;
  3. ознакомление детей с режимом работы кружков;
  4. самоопределение детей и запись их в кружки;
  5. деятельность ребят в кружках;
  6. текущее отражение результатов деятельности детей;
  7. подведение итогов работы кружков в конце смены.

Организация трудовой деятельности

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

  1. Освоение социально – трудовых ролей.
  2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
  3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
  4. Формирование умений и навыков самообслуживания.

Тематическое планирование

День

Мероприятие

«День знакомств»

  1. Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;
  2. Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»;
  3. Подвижные игры;
  4. Инструктаж по технике безопасности;
  5. Тренинг «Знакомство», «Об именах»

«День Спорта»

  1. Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;
  2. Спортландия «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;
  3. Посещение детской библиотеки «Права и обязанности детей»
  4. Подвижные игры на свежем воздухе;
  5. Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:

Гребцов на байдарке с рулевым;

Толкание ядра;

Прыгунов в длину;

Мастеров синхронного плавания;

«День защиты детей»

  1. Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети Земли»
  2. Подвижные игры на свежем воздухе
  3. «Веселая карусель» участие в городской развлекательной программе в парке 850- летия

«День Леса»

  1. Экологическая тропа (туристический поход)
  2. Викторина «Зеленые страницы»
  3. Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг, берегись беды, когда ты у воды»

«День Здоровья»

  1. Игра «Счастливый случай!» за здоровый образ жизни;
  2. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
  3. «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;
  4. Дискуссия «Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»!»
  5. Инструктаж по технике безопасности, оказание первой помощи (специалист ГО и ЧС)

«День Истории»

  1. Экскурсия в п. Боголюбово (церковь Покрова на Нерли)

«День Сказок»

  1. Путешествие в сказку
  2. «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:

Рабочий костюм Бабы-яги;

Парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка;

Спортивный костюм Кощея Бессмертного;

Зимний костюм Водяного;

  1. Подвижные игры на свежем воздухе;

«День ПДД»

  1. «Безопасное колесо» познавательный турнир;
  2. Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак;
  3. Подвижные игры на свежем воздухе;

«День Умников»

  1. Познавательный турнир «Умники и умницы»;
  2. Игра «В стране интеллектуалов»;
  3. Круглый стол «Остров знаний»

«День России»

  1. Конкурсная программа «Русская кудесница»;
  2. Конкурс рисунков «Герб школы»
  3. 11.30 «День России» ВПОО «Милосердие и порядок»
  4. Конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;

«День смеха»

  1. Развлекательная игра «Крокодил»
  2. Конкурс карикатур
  3. Чудесный мир птиц (детская библиотека)

«День Музыки»

  1. Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;
  2. Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -

В прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;

Составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);

  1. Подвижные игры на свежем воздухе;

«Вкусный день»

  1. Своя игра «Гигиена питания»;
  2. «Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей:

Огуречного крокодила;

Картофельного медведя;

Морковную лису и т.д.;

«День Талантов»

  1. Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;
  2. Конкурс частушек;

«День Грибника»

  1. 11.30 -Международный день спорта ВПОО «Милосердие и порядок»
  2. Экологический конкурс «Грибной марафон»;
  3. «Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:
  1. «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;
  2. «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»

«День Мастеров»

  1. Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки»;
  2. Подвижные игры на свежем воздухе;
  3. «Завтра была война» (детская библиотека)

«День Художника»

  1. Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;
  2. Экскурсия в «Патриаршие сады»

«День Памяти»

  1. Работа киноклуба «Подвигу народа – жить в веках»;
  2. Торжественная линейка

«День Дружбы»

  1. «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;
  2. Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:
  1. «Кошка – ложка – окошко – немножко»;
  2. «Лето – зной – веселье – вой»;
  3. «Стакан – банан – карман – обман».
  1. «Писатели и поэты о дружбе» (детская библиотека)

«День Сокровищ»

  1. Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»
  2. Работа киноклуба «Малахитовая шкатулка»

«День Расставания»

  1. «Сюрприз – PARTY» шоу программа к закрытию оздоровительного сезона;
  2. «Сцена прощания» концертная программа.

Мероприятия по реализации программы летнего лагеря

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

  1. совещание при директоре школы;
  2. собрание методических объединений классных руководителей;
  3. совещание ответственных за организацию занятости обучающихся в каникулярное время

март

Директор, зам. дир. по ВР, начальник летнего лагеря

Определение направлений и форм организации каникулярного времени

Апрель

Директор, зам. дир. по УВР, начальник летнего лагеря

Диагностика

Учет мнений и запросов родителей.

Учет пожеланий обучающихся по организации каникулярного времени.

Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.

Удовлетворенность работой лагерной смены.

Апрель-май

Май

Май

июнь

Педагог-психолог,

начальник лагеря,

классные руководители

начальник лагеря, классные руководители

Педагог-психолог,

Начальник лагеря,

классные руководители

Педагог-психолог,

Начальник лагеря,

классные руководители

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.

Апрель-май

Апрель-май

Май

Директор, зам. по ВР, начальник лагеря

начальник лагеря

начальник лагеря

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

Разработка плана воспитательной работы.

Оформление лагерной смены.

Подготовка к сдаче приемной комиссии.

Организация питания в городском оздоровительном лагере.

Май

начальник лагеря, воспитатели

Проведение лагерной смены

Июнь

начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря

Система контроля по реализации программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

начальник лагеря, классные рук.

Опрос детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

Опрос детей и родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатели

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.

Список используемой литературы

  1. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
  2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
  3. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
  4. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
  7. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
  8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
  9. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  10. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.