Как найти своё призвание. Классный час на тему "как найти свое призвание" Интеллектуальная игра как найти свое призвание

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Краснояровская СОШ»

Методическая разработка

интеллектуальная игра

«Как найти своё призвание»

Разработал: Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Краснояровская СОШ» Т. Г. Логинова

2016 год

Пояснительная записка

Мероприятие предназначено для детей среднего школьного возраста. Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, воспитателями пришкольных интернатов.

Актуальность

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач учащихся.

В условиях модернизации Российского образования приоритетным является формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие.

Игра, являясь естественной формой обучения, стимулирует познавательную активность учащихся. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта. Игра дает учащимся возможность получить знания в доступной форме и на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде.

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

Направленность, возможности применения разработки:

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено:

    В среднем звене в качестве внеклассного мероприятия

    В качестве воспитательного мероприятия

Краткая аннотация:

Интеллектуальная игра содержит разные категории вопросов - серьёзных и не очень. Будет интересна школьникам среднего звена, которые все ещё любят играть. Позволит им проявить свои знания, смекалку, чувство юмора.

Интеллектуальная игра проходит в два этапа:

1. первый тур проходит среди всех команд и является отборочным во второй тур.

2. второй тур проходит в форме интеллектуального телешоу «Своя игра» для 2 команд, набравших наибольшее количество баллов в 1-ом этапе. Члены команд, не прошедших во второй этап, выступают в качестве зрителей, а также могут принять участие в «Своей игре» в индивидуальном зачете.

Цель:

создание условий для формирования у учащихся представлений о мире профессий.

Задачи:

    Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности учащихся;

    Создать условия для осознания учащимися ценности и важности профессий;

    Формировать представления о профессиях;

    Познакомить с многообразием мира профессий;

    Воспитывать уважительное отношение к людям труда и трудовой деятельности.

Предварительная подготовка:

    Беседы, подбор материала.

    Приготовление атрибутов к мероприятию

    Формирование команд, предложены названия, выбраны капитаны.

    Даны командам домашние задания.

    Оборудован зал: места для зрителей и гостей – по периметру зала, в центре зала – два стола и стулья.

    Выбрано жюри.

Оборудование:

    Плакат с названием игры,

    бейджи для капитанов,

    таблички с названиями команд,

    табличка для жюри,

    плакат с правилами поведения на игре,

    плакат с указаниями оценки заданий,

    конверты с мозаикой,

    карточки с буквами К, Р, Ф, П,

    ручки, листы бумаги,

    карточки для конкурса «Угадай профессию» - плотник, пилот, жонглёр, штукатур, доярка, швея, врач, шофёр,

    мешок, в мешке лежат: эл. лампочка, ручка с красной пастой, поварешка, расчёска, катушка ниток,

    черный ящик,

    ложка,

    карточки для конкурса «Кто, что делает?»

    карточки с пословицами,

    схема «ХОЧУ, МОГУ, НАДО»,

    конфеты для игры со зрителями, сладкие призы.

Ход мероприятия

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Жизнь разнообразна - кто посмеет спорить с нами?

Жизнь прекрасна тем, что можно многое свершить!

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённое, солнце достать

И подарить его людям!

Красивые слова. Вы со мной согласны?

Многим из вас, скоро предстоит начинать самостоятельную, взрослую жизнь. Всё изменится в вашей жизни, каждый выберет для себя свою дорогу. Будет хорошо всем, если эти слова, о том, что нужно жить не только для себя, но и для людей которые рядом с вами - вы будете помнить всегда.

Много хочется сказать в напутствие. Жизнь очень сложна и непонятна. Человек всю свою жизнь ищет ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем?

И в то же время всё прекрасно и интересно, если ты живёшь по принципу: - каждое дело творчески, а иначе зачем?

У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание идти вперед. Все это поможет вам выполнить задания нашей конкурсной программы «В мире профессий», и еще на один шаг войти в этот мир.

Здесь вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

    Представление команд

    Правила игры

Прежде чем начать нашу интеллектуальную игру я хочу познакомить вас с правилами поведения на игре.

(знакомство с правилами, прописаны на плакате)

Правила поведения на игре:

    Будьте внимательны, задание нужно выслушивать до конца.

    Все предложенные задания обсуждаются всеми членами команды, а ответ дает капитан.

    В случае, когда на задание одной команды отвечает участник другой команды, жюри лишает одного балла команду, член которой позволил себе эту несдержанность

    Если кто – то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, ведущий принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.

    Будьте вежливы и терпимы, за создание конфликтной ситуации с команды снимается один балл.

Вся игра будет состоять из конкурсов, игр и загадок. Цель команд заключается в том, чтобы набрать как можно больше баллов. Команда, набравшая по итогам большее количество баллов, становится победителем.

Будьте внимательны, дружны в команде и тактичны в поведении!

    Представление жюри

С правилами игры мы познакомились, а сейчас разрешите представить вам жюри (называются фамилии и имена).

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

За правильный ответ – 1 балл;

задание выполнено очень удачно – 5 баллов;

Задание выполнено удачно – 4 балла;

Задание выполнено не совсем удачно – 2-3 балла.

Есть 4 критерия работы по призванию (работы, которая вам очень нравится):

  1. Время пролетает. Решили доделать дело за 5 минут – сделали, встали со стула и поняли, что прошло 3 часа.
  2. Вас не понимают и ругают за ваше занятие . Чем ты занимаешься? Почему так поздно приходишь? Может, ты найдешь нормальную работу? Это все несерьезно!
  3. От делания повышается количество энергии . Вы просто работаете и вам хорошо. Если при этом вы еще и результатов добиваетесь, то мотивация поднимается в сотни раз. А если вы при этом еще и зарабатываете серьезно, то вы вообще потеряны для общества.
  4. У вас спрашивают совета . Просят помочь, задают вопросы, «садятся на уши» и настойчиво рассказывают о проблемах, спрашивают, что вы можете посоветовать.

Мой стоматолог рассказывал мне, что в театре однажды встретил своего клиента, который поздоровался и сразу после приветствия открыл рот и попросил посмотреть, что там с пятеркой наверху.

Найти свое призвание в жизни и следовать ему – это путь к счастью и обеспеченной жизни одновременно.

Но так ли просто его найти?

Что мешает найти призвание

Задавая людям вопрос: «Чем бы вы занимались, если бы финансовые вопросы были решены?» можно получить много интересных и нестандартных ответов. Очень редко эти ответы совпадают с текущей работой.

Что обычно отвечают на вопрос: «Почему не займетесь тем, что вам нравится?»

  • У меня опыта нет.
  • Вакансий в городе мало (кто-то говорит, что надо в Москву ехать).
  • На этом денег не заработаешь.
  • В нашей стране это никому не нужно.
  • Для этого нужно второе высшее образование получить.
  • Если у меня не получится? Если я не справлюсь??
  • Я не могу, мне семью кормить надо.

Страхи и неуверенность приводят к тому, что люди не могут найти свое призвание и любимую работу. Они работают на ненавистной работе (по привычке) и не хотят попробовать ничего нового. А если не пробовать и не начинать ничего нового, то изменить собственную жизнь невозможно.

Есть еще одна проблема в поиске призвания – сравнение себя с другими . В 99% случаев хотеть то, что у соседа или то, что пишут в модных журналах – это означает отказ от вашей настоящей жизни.

Люди, которые нашли свое призвание, не сравнивали себя с другими.

Один начинающий художник приехал в США, чтобы заниматься творчеством и писать картины. В это время он разговаривал со своим знакомым, давно живущим в Америке. У них был примерно следующий диалог.
— Чем ты занимаешься?


— 50 долларов за штуку.
— За сколько??? Может, ты займешься чем-то нормальным? У нас в Америке много хорошей работы.
— Нет, нет, я занимаюсь своим делом.

Ровно через 5 лет состоялся подобный диалог.

— Чем ты занимаетесь?
— Я занимаюсь своим делом. Я пишу картины.
— За сколько ты продаешь свои картины?
— 50 000 долларов за штуку.
— !!!

Этот пример говорит еще об одной важной вещи – о последовательности в достижении своих целей . Если вы решили что-то попробовать или освоить какой-либо навык, отведите себе достаточно количество времени, чтобы первые неудачи не остановили вас.

Что такое дело жизни

Существует одна простая, но в то же время сложная, мысль – дело всей вашей жизни лежит на поверхности . Чтобы найти призвание в жизни нужно лишь внимательно посмотреть на себя. То, что вы делаете легко, быстро и с удовольствием – это то, что вы делаете каждый день.

Как найти свое призвание и дело жизни?

По сути, методика очень проста – нужно посмотреть на все три сферы вашей личности и найти то дело, которое удовлетворит все стороны вашего Я.

Вам понадобится – бумага, ручка, свободное время, отключенный телефон, скайп и все соц.сети.

Черты характера

Что такое черта характера? Это то, что вам нравится делать и то, что вы уже делаете. Это не обязательно должно у вас хорошо получаться.

Или вы очень эмоциональны. Когда-то это вам на руку, когда-то наоборот. Но вы такие и это ваша черта личности.

Задание

Найдите и выпишите более 30 своих черт характера.

  • Что любите делать? Как себя проявляете? Какие вы?
  • Что окружающие видят в вас? Можете попросить ваших знакомых и друзей описать вас 7 прилагательными. Это поможет вам узнать взгляд на вас со стороны.

Интересы, умения и способности

Это то, что вы умеете и любите делать. Водите машину, встречаете гостей, умело накрываете на стол, оформляете витрины, хорошо катаетесь на велосипеде, у вас каллиграфический почерк, вы бухгалтер, ладите с техникой или наоборот вас любят животные и так далее.

Сюда же относятся интересные занятия и ваши желания. Вам нравится сплавляться на байдарках, вы хотите научиться водить мотоцикл, планируете начать рисовать, хотите обучать людей, начать делать сайты или что-то еще.

Задание

Выпишите более 30 своих умений, способностей и интересов.

  • Что вы умеете? Чем нравится заниматься?
  • Чем интересуетесь? Чему хотите научиться?
  • Что любили делать в детстве?
  • О чем у вас спрашивают совета? Что ценят в вас окружающие?

Как найти призвание

Сначала нужно сказать одну важную вещь:

Не путайте призвание c профессией. Бухгалтер, продавец, кондитер или программист – это не призвание, а профессия, через которую вы реализуете свое призвание.

Чтобы найти свое призвание, нужно обратить внимание на несколько вещей.

1. Вам что-то не нравится в этом мире и вам хочется это исправить. Вы постоянно замечаете некоторые несовершенства.

Например, известный дизайнер Артемий Лебедев, мягко говоря, не в восторге от дизайна в России. Своими руками он это менял и меняет и, судя по его текущим делам, собирается делать это и дальше.

Лебедев не доволен дизайном вывески:

Какие изъяны в этом мире замечаете вы?

2. Вам нравится делать то, что вы делаете. Вам нравится даже в том случае, если результат труда никому не нужен. Иначе говоря, вы не можете не делать это.

Что это для вас?

3. Вы делаете это и для себя и для других.

Ваше дело направлено на других людей. Вам хочется им помочь, вам хочется сделать мир лучше для них.

Что вам хочется дать людям? Что вам сделать для них? Как вы хотите изменить мир?

Задание

Развернуто и подробно ответьте на вопросы.

  • Какие изъяны и несовершенства в этом мире замечаете вы?
  • Что вы уже делаете и не можете не делать?
  • Что вам хочется дать людям? Что вам будет приятно сделать для людей?
  • Как вы хотите изменить мир? Что хотите улучшить?

Сценарий внеклассного мероприятия для 9-10 классов

Автор: Шпакова Юлия Николаевна, воспитатель
Место работы: КГАОУ «Краевая школа – интернат по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики», г. Железногорск Красноярского края

Час общения «Как найти своё призвание?»

«Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать»
(Конфуций)

Цель: помочь учащимся осознанно подойти к определению своего призвания и выбору будущей профессии;
Задачи:
1)сформировать установку на самопознание, самоопределение;
2) развивать способность видеть перспективу своей будущей жизни;
3) воспитывать культуру общения, сотрудничества и взаимодействия учащихся.

Оборудование: листы бумаги А4, ручки, карандаши, фломастеры или маркеры, картинки с изображениями мусорного ведра и чемодана, стикеры.
Участники: педагог – воспитатель, двое ведущих из числа учащихся, учащиеся 9-10 классов.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Упражнение «Круг приветствия».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить важную сейчас для вас тему. А для начала давайте встанем в круг, чтобы поприветствовать друг друга и настроиться на позитивную и плодотворную работу. Я сейчас подойду к любому из вас и пожму руку со словами «Здравствуй, (имя), я очень рада тебя видеть!». Тот участник, к которому я обращусь, в свою очередь, должен будет повернуться к своему соседу справа, пожать ему руку и сказать что-нибудь приятное в качестве приветствия.
II. Вступительное слово.
Ведущий 1: Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти свое призвание». Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом. Нет ничего хуже, чем ежедневно делать то, что тебе не нравится, постоянно испытывать дискомфорт и угнетённое состояние. С призванием, как и с любовью, - жизнь человека, попавшего в свою стихию, качественно меняется в лучшую сторону.
Ведущий 2: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать» - так говорил великий китайский мыслитель и философ Конфуций. Некоторые люди могут проявлять неординарные способности во многих сферах и для них вопрос «как найти свое призвание?» особенно актуален.
Воспитатель: А как вы понимаете, что такое призвание? (учащимся предоставляется возможность самим поразмышлять над этим понятием, затем выслушиваются ответы).
III. Содержание понятия «призвание».
Ведущий 1: Очень точно определяет значение слова «призвание» Кен Робинсон – автор книг и эксперт в области образования и инноваций. Он трактует это понятие как точку соприкосновения природных способностей человека и его личных предпочтений, т.е. призвание человека – это гармония интеллекта и таланта, сочетание способностей и страсти.
Ведущий 2: Если ещё проще – это когда дело, которым занимается человек, у него отлично получается и безумно ему нравится. Часто для того, чтобы мы смогли обнаружить свои таланты, нам необходимо признание или положительная оценка других людей – общественное мнение, т.е. признание – это позитивная оценка нашей деятельности, общественное уважение, успех, популярность.
Воспитатель: Как вы считаете, призвание есть у каждого? (Выслушиваются ответы учащихся). Безусловно, не у каждого призвание выражено в равной степени. Кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого.
А как вы думаете, как человеку найти свое признание? Что для этого необходимо? (возможные ответы учащихся - прислушиваться к собственным интересам, изучать и развивать свои склонности и способности, самосовершенствоваться). Сейчас хочу предложить Вам выполнить практическое задание.
IV. Практическая часть. Упражнение «Познаю себя».
Всем учащимся раздаются карандаши и бумага. Воспитатель дает задание: «10 раз ответьте на вопросы: «Кто я?», «Какой я». При этом необходимо использовать характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я». После того, как дети закончат выполнение этого задания, обсуждение какими чаще дети бывают, какие качества редко проявляются, что вышло на первый план при выполнении задания. В заключение учащиеся отвечают на вопрос «Легко ли было описывать себя?»
V. Содержание понятий «профессия», «профессиональная деятельность». Обсуждение с учащимися.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, профессия, профессиональная деятельность и призвание – всегда ли они совпадают в жизни? (Выслушиваются ответы). Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать определения этих понятий.
Ведущий 1: Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие «профессия», имеющее несколько определений:
- Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Ведущий 2: Синонимами к слову «профессия» являются следующие слова: дело, занятие, деятельность, род занятий, специальность, ремесло, профиль, работа, квалификация, звание, призвание. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал.
VI. Постановка проблемы и пути ее решения.
Воспитатель: Ребята, можете теперь более точно ответить на вопрос: «Совпадают ли в жизни призвание и профессия?», зная, что составляет понятия «призвание», «профессия» и «профессиональная деятельность»? Какие шаги, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы узнать и выявить, в чём твое призвание, и как это призвание соотнести с будущей профессией? (Выслушиваются ответы учащихся).
Ведущий 1: Ответы на эти вопросы давно интересуют психологов и социологов. И каждый разрабатывает свою концепцию, методики, опросники и тесты, пытаясь помочь людям в этом нелегком выборе своего жизненного пути. Одним из таких инструментов является тест на определение типа личности, разработанный американским профессором Джоном Генри Голландом. Он позволяет выявить взаимосвязь между особенностями характера человека и предпочитаемыми профессиями.
Ведущий 2: Джон Голланд считал, что поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности. Таких типов, согласно Джону Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Этот тест позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями.

VII. Мозговой штурм «Карта будущего».
Воспитатель: Как же всё-таки найти своё призвание? Как сделать так, чтобы ваши таланты, задатки и способности были реализованы в будущей профессии? Предлагаю сейчас разбиться на группы по 3-4 человека провести мозговой штурм. Для этого я раздаю каждой группе по листу ватмана, цветные карандаши, фломастеры. Предварительно в группах обсуждаете, что нужно сделать, чтобы определить, узнать, в чем ваше призвание, кто может вам в этом помочь, какие ваши шаги будут на пути к своему призванию, и представить всё это в виде карты. Это будет ваша «Карта будущего». Как она будет выглядеть, зависит от вас.
VIII. Заключительная часть, рефлексия. Упражнение «Чемодан».
Воспитатель: Как вы могли заметить, призвание – это один из синонимов слова «профессия» и это значит, что в силах человека сделать так, чтобы призвание совпало с профессией, с его профессиональной деятельностью. Для этого необходимо осознать, что Ваше будущее зависит от каждого из Вас. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру «Чемодан». На доске я поместила два изображения – «мусорное ведро» и «чемодан». Возьмите стикеры и напишите на них, что вам сегодня понравилось и было полезным, и что не понравилось и, как вы считаете, вам не пригодится. На чемодан приклейте то, что вы возьмёте с собой полезного с нашей встречи, а в мусорное ведро можно поместить то, что является лишним и ненужным.
Спасибо за работу!

Источники:
1. А. Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе. – М.: Изд-во «ОЛМА-пресс», 2010.
2. К. Робинсон. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. Электронная библиотека e-libra.ru
3. Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.

Ощущение растерянности может возникнуть и в 20 лет, и в 50. В один момент вдруг понимаешь - дальше я так не могу. Мы знаем, как не хватает поддержки в этот непростой период, поэтому сделали подборку советов из лучших книг по саморазвитию. Узнайте, как найти свое призвание и сделать первый шаг навстречу делу всей жизни.

Не ищите призвания

Поиск призвания можно начать… с отказа от идеи найти дело всей жизни! Не тратьте годы на самокопание и поиск одного правильного ответа - настоящего призвания, закодированного где-то в глубинах вашего ума. Иначе вы рискуете надолго потеряться в этом лабиринте.

Чтобы сделать первый шаг, не нужно точно знать, «оно или не оно». Первый шаг - это просто к чему-то приблизиться, к чему-то интересному для вас. Елена Резанова, автор книги «Никогда-нибудь» , называет это активным приближением. Пойти учиться, что-то попробовать, узнать о чем-то больше, выйти за пределы привычной сферы обитания, включиться в интересные профессиональные тусовки.

Для этого не нужно принимать большое Решение. Не нужно ничего бросать. И выбирать одно-единственное направление не нужно.

Выходите из режима «никогда-нибудь»

Жил-был мальчик, мечтал стать космонавтом (режиссером, каскадером, врачом, капитаном…), окончил школу, поступил в университет, нашел приличную работу… и больше с ним ничего интересного не происходило. Печальная сказка, правда?

Не откладывайте свои мечты.

Но на любой стадии отложенности мы можем принять решение остановить этот сценарий развития событий.

Оглянитесь

Мечты замученных работой людей часто похожи: путешествия, отшельничество, ноутбуки под пальмами… Эти картинки витают в воздухе, и мы подхватываем их, как вирус. Пытаемся искать себя подальше от места, где потеряли.

Но чтобы изменить жизнь, не обязательно отправляться в дальние дали. Оглянитесь. Где в вашей сфере решаются самые ? Что вы не пробовали? Почему когда-то выбрали это дело?

Расширьте круг интересов

Бывает, когда работа абсолютно не нравится и нужно начинать подыскивать другие варианты. Но что делать, если у вас нет никаких интересов и вы не знаете, чего хотите? В этом случае придется побыть исследователем и первооткрывателем.

Проведите разведку: а что еще бывает? Хотя бы раз в неделю погружайтесь в новую тему: слушайте разные лекции в интернете, ходите на тренинги и мастер-классы, просматривайте информацию. Начните с каких-нибудь образовательных сайтов. Пробуйте все подряд, ведь вы пока не знаете, какая область может вас заинтересовать. На этом этапе не нужно выбирать дело всей жизни. Ваша задача - вынырнуть из профессионального туннеля и максимально расширить кругозор.

Разведка займет от трех месяцев до года. Конечно, перемен хочется прямо сейчас, но придется немного подождать. Когда у вас появится список альтернативных занятий, вы сможете выбрать то, что вам действительно интересно.

Вспомните детство

В первые годы жизни ваша истинная природа проявлялась особенно ярко и непосредственно, уверена автор книги «Между надо и хочу» Эль Луна. Попробуйте вспомнить, каким вы были в детстве: фантазером или прагматиком, одиночкой или душой компании? Как вы проводили каникулы? Кем вы хотели стать, когда вырастете?

Поговорите с кем-то из родственников, полистайте старые фотоальбомы - возможно, вы обнаружите какую-то важную, давно забытую информацию о вашем «я». В раннем возрасте мы мечтали без оглядки на моду, чей-то неудачный опыт или финансовое положение.

В детских замыслах, еще не подверженных «цензуре», есть то, чего нам так не хватает в реальности: четкое, искреннее желание что-то сделать.

Так в прошлом можно разглядеть первоначальный импульс нашего призвания и применить это знание в настоящем.

Начните с любого маленького действия

Один парень решил преодолеть «паралич действия» и начал по утрам и вечерам тщательно чистить зубы, рассказывает автор дилогии «100 способов изменить жизнь» Лариса Парфентьева. К тому моменту, как он принял это решение, его жизнь уже дошла до дна: разрушенный бизнес и разрушенная семья.


Преодолеть паралич действия помогут и книги.

Делайте зарядку, медитируйте, читайте книги по утрам или хотя бы заправляйте постель. Одно маленькое дисциплинирующее действие способно поменять всё.

Сделайте упражнение от Барбары Шер

Казалось бы, мы все должны знать, к чему у нас есть талант. Но это не так. Вспомните, сколько раз вы упивались или восхищались: жирафом, алым цветом, большой машиной, свежим ветром - и замечали, что окружающие не разделяют вашего порыва? Неудивительно. Все, что нам в радость, указывает на скрытый талант.

Что вы любите - подбирать цвета, играть с собаками, узнавать новые культуры? Необязательно становиться дизайнером, заводчиком собак или этнологом. Но когда вы поймете, что привлекает вас в этих профессиях, будет легче найти занятие по душе.

Возьмите блокнот и выполните упражнение от Барбары Шер из книги «Давно пора!» .

1. Окиньте взглядом три этапа своей жизни: детство, юность и первые взрослые годы. Записывайте все, что вам нравилось: гладить кошку, слушать сказки, чувство свободы.

3. А теперь просмотрите записи и запишите все, что бросилось вам в глаза. Вскоре вы увидите: все, что вы любили, к чему вас когда-либо тянуло, имеет под собой очень веский личный мотив.

Зачем все это? Поверьте, исполнение мечты лечит душу намного успешнее, чем ее анализ.

Выберите партнера

Не хватайтесь за тряпку и не сортируйте вещи. Не надо убивать все выходные на генеральную уборку. Просто подойдите к своему столу и уберите с него все важные документы в надежное место: паспорт, водительские права, налоговую декларацию. Если на столе есть старые журналы и черновики - выбросите их или пусть они дальше валяются на том же месте. Не пытайтесь упорядочить фотографии или книги. Вы можете сложить их в коробку. Не важно, будут ли они в альбомах или на полках - вы всегда знаете где их найти. Дайте себе слово выкидывать 10 предметов каждый месяц. Скоро вы почувствуйте, что ваш дом стал светлее и просторнее, а свободного времени больше.

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки

После нескольких молодежных встреч можно проверить насколько ребята узнали друг друга. Раздайте каждому листок бумаги и попросите каждого написать о себе 4 вещи, о которых немногие знают. Например:

У меня есть собака и попугай.

Я люблю играть в шахматы.

Я очень хочу купить компьютер.

Я собираюсь стать агрономом.

Лгун - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: 5-8 человек
Дополнительно: бланки с вопросами, ручки

Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

Самое далеко место, где мне удалось побывать, это - ...

В детстве мне запрещали делать..., а я все равно делал.

Мое хобби - ...

Когда я был маленький, я мечтал стать...

Самое большое достижение в моей жизни это - ...

У меня есть одна плохая привычка - ...

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным.

Прыжок без парашюта - психологическая игра

Количество игроков: девять
Дополнительно: стул

Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет "прыгающим". Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его.

Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет крепко держаться друг за друга.

5 шагов - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: доска и мел или ручки и бумага

Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже - совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулирова­ла группа, выписывается на доске (или на листочке).

Ведущий предлагает группе определить, что за вооб­ражаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характери­стики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успевае­мость в школе, материальное положение и социальный ста­тус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

Психологическая игра для выявления лидера

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Для этого участники делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, создается дух соревнования.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

Поиск выгоды - психологическая игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию из числа предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда вашего города). Далее каждой группе дается задание пред­ставить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, пер­спективы, выгоды и т.д.

После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участ­никам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безо­пасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник мо­жет удовлетворить в выбранной профессии?

Потребность:

Каким способом удовлетворяется?

Эстафета чувств - психологическая игра для взрослых

Поступь профессионала - психологическая игра

Звездный час - психологическая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет

Участники рассаживаются в круг и совместно опреде­ляют, какой профессиональный стереотип (или социаль­ный стереотип) они будут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном стереотипе типичного “бар­мена”.