Когда возникла коммунистическая идеология. Что такое коммунизм? Его определение, моральный кодекс, идеи, принципы

Коммунистическая идеология

Постоянным оппонентом социал-демократической политики и теории выступает коммунистическое движение. Коммунизм (от лат. communis - общий) как политическая идеология возник в середине XIX в. Он стал альтернативой и либерализму, и консерватизму. Главное его отличие от них заключается в радикализме. Коммунисты объявили своей целью уничтожение всех вариантов старого общественного строя, основанного на неравенстве, и создание нового строя, основанного на социальном равенстве. В этом состоит антиконсерватизм коммунистической идеологии.

Основоположники этой идеологии К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали ее основные принципы в работе «Манифест Коммунистической партии» (1848), которая стала руководством к действию для радикальной части европейского рабочего движения XIX - начала XX в. Радикализм этой идеологии и соответствующего ей политического течения заключался в ориентации на осуществление социальной революции с целью установления диктатуры пролетариата (неимущего класса), уничтожения с ее помощью частной собственности, социального неравенства и построения бесклассового общества, обеспечивающего свободное и всестороннее развитие каждого индивида.

В этом отношении коммунизм противостоит либерализму, утверждающему, что индивидуальная свобода основана на частной собственности. Старое государство, основанное на господстве одних классов над другими, согласно коммунистической идеологии, нужно заменить общественным самоуправлением. Демократия для коммунистов означает подчинение меньшинства (предпринимателей) большинству (трудящимся).

Если обратиться к теоретическим работам советских времен о коммунистической идеологии, то там можно прочесть о том, что эта идеология передовой части населения при социализме и Идеология подавляющей части населения при коммунизме. Экономической основой коммунистической идеологии является единая коммунистическая собственность, которая обеспечивает приоритет общественных интересов над личностными и групповыми

и отрицание эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах Основными чертами коммунистической идеологии являются: в отношении общества и личности - превалирование общественных интересов над групповыми и личными, участие своим трудом каждой личности в укреплении общества, создание обществом для всех своих членов максимальных возможностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей; в отношениях личностей - сотрудничество, взаимоуважение, взаимопомощь; в отношениях общества и личностей с природой полная компенсация наносимого природе ущерба и способствование ее развитию.

Коммунизм - идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма. Политические идеи коммунистической идеологии базируются на безграничной вере в теорию прогресса, на мессианской трактовке роли рабочего класса в обществе, на утопическом понимании природы человека, на вере в историческую неизбежность революционной замены капитализма социализмом.

Её основные принципы: уничтожение частной собственности и переход к государственной, централизованное планирование, приоритет коллективных и государственных интересов над интересами личности, руководящая роль рабочего класса и коммунистической партии в обществе.

Так, В.И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу для обеспечения общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

История XX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов коммунистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие, в конечном счете, ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемлемым оказалось негативное отношение коммунистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «несправедливость» общества, коммунисты пытались заменить их механизмами нетрудового распределения доходов, политическим регулированием экономических процессов, признавали необходимым сознательное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии коммунизма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление - над эволюционным ходом развития общества, политика - над экономикой.

Во второй половине XX в. появились различные модификации коммунистической идеологии, отличающиеся от классического коммунизма. К их числу можно отнести «еврокоммунизм», возникший в индустриальных европейских странах. Он был основан на отрицании традиционных коммунистических ценностей и критике опыта СССР и бывших социалистических стран, где коммунизм был официальной государственной идеологией.

Приверженцы этой идеологии занимали ключевые позиции в ряде крупнейших коммунистических партий Европы (французской, итальянской, испанской). Они отрицали необходимость установления диктатуры пролетариата и социалистической революции, пропагандировали реформистский (парламентский) путь перехода к социализму («врастание социализма в капитализм»), политический и идейный плюрализм, смешанную (государственно-частную) экономику. Это способствовало сближению их позиций с позициями социалистов и даже созданию «союза левых сил» во время избирательных кампаний (например, коммунистической и социалистической партий Франции в 1981 г.). Вплоть до распада СССР КПСС вела активную идеологическую борьбу с этим течением.

Распад системы социализма и уход КПСС с исторической сцены обострил проблему модернизации коммунистической доктрины. В некоторых странах коммунистические партии перестали существовать (сменили названия или были распущены), но там, где они сохранились, заметна тенденция к сближению с социал-демократией. Вместе с тем, действуют группы и партии, настроенные консервативно, то есть заявляющие о своей верности идеологии марксизма-ленинизма.

Кризис коммунистического движения и его идеологий в постсоветской России происходил на фоне бурного роста коммунистических партий и движений, разрабатывавших свои варианты коммунистической идеологии и культуры.

На протяжении 1992 г. различными новообразованными организациями коммунистической ориентации неоднократно предпринимались попытки восстановления единой компартии, однако они, как правило, не имели успеха из-за претензий каждой организации на гегемонию в объединительном процессе.

Первым такую попытку предпринял Всесоюзный комитет коммунистов во главе с С. Скворцовым. В июле 1992 г. этот комитет провел так называемый "XXIX съезд КПСС". Однако остальные коммунистические организации России решений этого съезда не признали.

Другая попытка была предпринята Союзом коммунистов, лидеры которого, собрав 46 (из более 400 членов) "старого" ЦК КПСС, провели в июне 1992 г. т.н. "пленум ЦК КПСС", чем вызвали протест со стороны прочих коммунистических организаций. На пленуме был образован "Оргкомитет ЦК КПСС", который в октябре 1992 г. созвал т.н. "XX партконференцию КПСС", а 26-27 марта 1993 г. - "XXIX съезд КПСС". Съезд утвердил новое название партии - "Союз коммунистических партий - Коммунистическая партия Советского Союза". Лидером СКП-КПСС стал бывший секретарь ЦК КПСС, член ГКЧП Олег Шенин. В мае 1993 г. КПРФ приняла решение о вхождении в СКП-КПСС на правах ассоциированного члена, а в апреле 1994 г. постановила "считать себя составной частью Союза коммунистических партий при сохранении организационной самостоятельности, про-

граммных и уставных документов". После этого пленум Совета СКП-КПСС 9-10 июля 1994 г. принял КПРФ в свои ряды.

На «политическом поле» новой России действовали различные коммунистические организации. Назовем некоторые

Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ). Среди коммунистических организаций, активно действовавших в 90-е годы XX века, была «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков ВКПБ», созданная сторонниками Нины Андреевой после роспуска КПСС на основе общества "Единство" и части "Большевистской платформы в КПСС". Учредительный съезд партии состоялся 8 ноября 1991 г.

Весной 1993 г. ВКПБ приняла участие в "воссоздании" СКПКПСС, в августе того же года участвовала в восстановлении Роскомсовета и учреждении Роскомсоюза.

Принятая на учредительном съезде (8 ноября 1991 г.) программа ВКПБ декларировала преемственность партии по отношению к ВКП(б) в том виде, в каком та существовала до середины 50-х гг. Своими программными целями партия объявила: в социально-экономической области - восстановление "господства социалистической собственности", "государственной монополии внешней торговли", "социальных прав трудящихся, гарантированных Конституцией 1977 г.", "обновление на современном научном уровне плановой системы хозяйства", "прекращение насильственной расколлективизации деревни"; в области политики и идеологии - "восстановление советского государства, выполняющего функции диктатуры пролетариата как органа власти рабочего класса". ВКПБ долгое время выступала против использования "парламентских форм борьбы" и только в начале 1994 г. допустила возможность участия в выборах в органы местного самоуправления.

Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) объединила коммунистов-ортодоксов, до августа 1991 г. группировавшихся вокруг Движения коммунистической инициативы, ставившего своей целью создание Российской компартии в составе КПСС на базе Объединенного фронта трудящихся. В ЦК

РКРП вошли В. Тюлькин, А. Сергеев, М. Попов, В. Анпилов, Ю. Терентьев, Р. Косолапое и др.

В Программном заявлении, принятом учредительным съездом РКРП (23-24 ноября 1991 г.) целями РКРП были названы "сохранение и укрепление единого государства - СССР", "сохранение и развитие созданного трудом людей единого народнохозяйственного комплекса", "обеспечение Советским государством социально-экономического развития страны, бесплатного образования, медицинского обслуживания, легко доступного для всех жилья". Данные цели, говорилось в документе, могут быть обеспечены "не парламентами буржуазного типа, а Советами трудящихся, полновластными и в политике, и в экономике".

Под руководством РКРП действовало движение "Трудовая Россия", объединяющее широкий круг приверженцев ортодоксально-коммунистических взглядов и возглавляемое руководителем Московской организации РКРП В. Анпиловым. Кроме членов РКРП, составивших большинство актива ТР, в движение входили также представители ОФТ, Союза коммунистов, ВКПБ, Российского комсомола и других коммунистических организаций.

Союз коммунистов был создан в ноябре 1991 г. на основе левого крыла "Марксистской платформы в КПСС". Его единоличным лидером вначале являлся Алексей Пригарин. В апреле 1992 г. на I съезде СК было принято решение об образовании Интернационального Союза коммунистов, в который, кроме СК, вошли также Союзы коммунистов Украины и Латвии и Коммунистическая партия трудящихся Приднестровья. (Интернациональный СК, впрочем, существовал только на бумаге.) Союз коммунистов выступил за создание экономической федерации между республиками бывшего СССР, разработку "чрезвычайного трехлетнего плана восстановления экономики", введение государственной монополии на внешнюю торговлю и пр.

Союз коммунистов явился главным инициатором создания СКП-КПСС. Под его руководством были подготовлены и проведены "Пленум ЦК КПСС" (13 июня 1992 г.), "XX конференция КПСС" (10 октября 1992 г.), "XXIX съезд КПСС" (29-30 марта 1993 г.). СК первым стал полноправным членом СКП-КПСС.

А. Пригарин был избран одним из заместителей председателя Совета СКП-КПСС, а в Политисполком Совета СКП-КПСС, кроме него, вошел также член ЦК СК С. Степанов. Члены СК участвовали в создании КПРФ (решение о выходе активистов Союза коммунистов из зюгановской компартии было принято только на II съезде СК в декабре 1993 г.), а также в воссозданном в августе 1993 г. Роскомсовете.

В качестве программных целей Союза коммунистов изначально были заявлены "социалистическое развитие общества", "ведущая роль общественной собственности на основные средства производства при использовании различных форм собственности в сфере услуг и мелкотоварного производства", "регулируемые рыночные отношения", "разумное сочетание плановых основ управления экономикой и рынка", "рынок средств производства и предметов потребления при отсутствии рынка рабочей силы и капитала", "возрождение советской власти", "создание системы народовластия, основанной на выборах по территориально-производственному принципу", "развитие самоуправления".

Российская партия коммунистов (РПК) была наименее ортодоксальной из всех "левых" компартий, входящих в Роскомсовет. Ее программа, в частности, допускает существование "ограниченной частной собственности". Вместе с тем реальная политическая практика делает РПК малоотличимой от всех прочих партий-членов РКС.

I съезд РПК (5-6 декабря 1992 г.) принял решение об участии в оргкомитете по восстановлению Компартии РСФСР, представители партии участвовали как в официальном II чрезвычайном съезде Компартии РФ, так и в "параллельном", проведенном по инициативе РКРП. Часть членов руководства РПК во главе с К). Беловым и Б. Славиным в феврале 1993 г. перешла в КПРФ. Представители РПК неоднократно заявляли, что считают себя коммунистами-реалистами" и избегают "экстремистских крайностей других коммунистических группировок".

Союз коммунистических партий (СКП-КПСС). Оргкомитет "XXIX съезда КПСС" ("Оргкомитет ЦК КПСС") был сформирован 13 июня 1992 г. на совещании 46 членов "старого" ЦК

КПСС, созванного по инициативе руководителей Союза коммунистов (в частности, председателем ОК стал член руководства СК Константин Николаев, а его заместителем - лидер СК Алексей Пригарин). 10 октября 1992 г. Оргкомитет ЦК КПСС провел "XX партконференцию КПСС", а 26-27 марта 1993 г. - "XXIX съезд КПСС". На съезде "воссозданная" партия получила новое название: Союз коммунистических партий - Коммунистическая партия Советского Союза (СКП-КПСС).

Первыми из российских компартий в СКП-КПСС в качестве полноправных членов вступили Союз коммунистов, "Большевистская платформа в КПСС" и "Ленинская платформа" Ричарда Косолапова (образована внутри РКРП в декабре 1992 г., в феврале 1993 г. перешла в КПРФ). 15 мая 1993 г. на пленуме Совета партии в СКП-КПСС были официально приняты Союз коммунистов России, Союз коммунистов Латвии, Компартия Южной Осетии. Партия коммунистов Киргизии, Компартия Эстонии, Компартия Казахстана, Компартия Таджикистана и Компартия трудящихся Приднестровья.

На правах ассоциированных членов в Союз компартий вступили РКРП, КПРФ и Союз коммунистов Украины. На пленуме Совета СКП-КПСС 9-10 июля 1994 г. в качестве полноправных членов в СКП-КПСС были приняты КПРФ, КП Украины и Объединенная коммунистическая партия Грузии. На пленуме 12 декабря 1994 г. в качестве полноправных членов в СКП-КПСС вошли Компартия Азербайджана и Компартия Узбекистана, в качестве ассоциированного - Союз рабочих Армении. На пленуме 25 марта 1995 г. - РКРП и Компартия Молдовы в качестве полноправных членов, РПК - в качестве ассоциированного.

В начале июля 1995 года была принята Программа СКПКПСС. Программными принципами были объявлены: "отказ от соглашательства с антинародными правящими режимами"; "ведущая роль государственной собственности"; объединение оппозиции на основе признания "необходимости осуществления ускоренного мобилизационного развития страны"; "стремление строить союзное государство по принципу "союз народов - федерация территорий"; "всемерная поддержка вооруженных сил и

правоохранительных органов при их действиях в интересах трудящихся"; "развитие и укрепление традиционных национальных советских духовных ценностей". Съезд заявил о невозможности приема в СКП-КПСС представителей социал-демократических организаций и сотрудничества с националистическими объединениями, которые рассматривались как "орудие провокаций спецслужб".

Роскомсоюз. Объединение "левых" ("революционных") коммунистических организаций России, противопоставляющих себя "оппортунистической" КПРФ.

Прообразом Роскомсоюза был Российский координационно-консультативный совет (Роскомсовет), созданный на состоявшейся 8-9 августа 1992 г. встрече представителей республиканских и региональных коммунистических партий, действующих на территории бывшего СССР. В задачу ему было поставлено проведение объединительной конференции коммунистов бывшего Союза. В работе Роскомсовета принимали участие представители практически всех российских партий, образовавшихся "на руинах" КПСС - не только компартий, но и Социалистической партии трудящихся. Постепенно большинство в РКС захватили представители СПТ, и Роскомсовет из оргкомитета по воссозданию КПСС превратился в инициативный комитет по воссозданию КП РСФСР. После "восстановления" КПРФ Роскомсовет прекратил свою деятельность.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) самая крупная коммунистическая (и вообще политическая) партия в Российской Федерации.

В принятом на II съезде партии (13-14 февраля 1993 г.) Политическом заявлении говорилось о приверженности КПРФ "идеям социализма и народовластия". Своими задачами КПРФ ставила "воспрепятствование капитализации страны", "прекращение насильственной приватизации". Вместе с тем в заявлении содержались такие нехарактерные для ортодоксальных коммунистов положения как "формирование планового рыночного хозяйства", "социальная направленность реформ", "оптимальное сочетание различных форм собственности", "бесплатная передача земли в бессрочное владение и пользование государственным, коллективным, фермерским и другим хозяйствам", "заключение нового межгосударственного договора между странами СНГ".

Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится «социалистичнее», а социализм - «либеральнее». Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций


Похожая информация.


Коммунизм восходящего солнца

Япония только на первый взгляд может показаться не самым подходящим местом для продолжателей дела Ленина. На самом деле компартия, основанная в Стране восходящего солнца в 1922 году, живет и здравствует, несмотря на то что большинство ее идеологических сестер давно сошли со сцены. Партия выступает за социализм и демократию, а также против «милитаризма» — стремления консерваторов изменить характер мирной послевоенной конституции и вернуть Японии армию. Сейчас де-юре собственных вооруженных сил у островного государства нет, а его силы самообороны могут участвовать лишь в боевых действиях по защите территории страны.

В прошлом году коммунисты смогли существенно укрепить свое представительство в парламенте Японии, а также в столице страны Токио. КПЯ завоевала 11 мест в верхней палате парламента, кроме того, она располагает 8 мандатами в нижней. Партия стала третьей политической силой в законодательном собрании префектуры Токио. Успех коммунистов связан с усталостью избирателя от традиционных партий, говорят эксперты.

Так, в столичное заксобрание была избрана энергичная коммунистка Йошико Кира, активный борец против атомной энергетики, за мирный характер конституции страны и против нахождения в Японии американских военных баз — все эти лозунги вызывают симпатии левых студентов и молодых профсоюзных активистов. Партийная газета «Акахата» («Красное знамя») пользуется популярностью благодаря разоблачительным репортажам о проблемах экологии и злоупотреблениях в правящих кругах. Тираж издания составляет 1,2 млн экземпляров. В КПЯ сегодня состоит более 300 тыс. человек.

Маскоты Японской коммунистической партии

www.jcp.or.jp/kakusan

Для привлечения избирателя японские коммунисты создали «няшных» героев комиксов, которые борются с американскими базами, а также ратуют за снижение налогов.

Коммунизм с богатой историей


Wikimedia Commons

Левые идеи во Франции имеют богатую историю — не случайно первые большевики объявляли себя наследниками Французской революции и Парижской коммуны. Современная Французская коммунистическая партия возникла в 1920 году. В годы нацистской оккупации французские коммунисты были активными участниками Сопротивления, после войны стали одной из ведущих политических сил страны во главе с , в честь которого в Москве назван лингвистический университет. На выборах 1969 года кандидат ФКП почти вышел во второй тур с 21% голосов.

Активным сторонником коммунистов был философ Жан-Поль Сартр, в партии состояло немало знаменитостей, в том числе супруга Владимира Высоцкого и известный композитор .

Официальную газету ФКП «Юманите» распространял даже будущий правый президент Франции . Коммунисты также выпускали журнал комиксов для детей и подростков «Пиф» о приключениях щенка и его друзей, пользовавшийся большой популярностью у французских детей.

Еще в начале нулевых это была крупнейшая компартия западного мира, представители которой входили даже в состав правительственной коалиции.

Однако первое десятилетие нового века популярность ФКП неуклонно уменьшалась, в результате чего они решились пойти на переформатирование и создание объединенного «Левого фронта», представитель которого на президентских выборах 2012 года занял четвертое место, набрав 11% — результат лучше, чем у коммунистов за четыре предыдущие кампании.

Левый коммунизм

По пути более широкой коалиции левых сил пошли и наследники ГДР из Партии демократического социализма — правопреемницы правившей в Восточной Германии Социалистической единой партии. После воссоединения страны ее прежние бонзы еще некоторое время получали неплохой процент голосов, однако их популярность постоянно снижалась. Помощь пришла от бывших однопартийцев канцлера , которые покинули ряды социал-демократов в знак протеста против размывания левой идеологии партии.

В 2007 году они создали совместный блок, получивший название «Левые» и провозгласивший своей целью «преодоление капитализма», а также строительство «демократического социализма». На последних выборах в бундестаг блок занял третье место, потеснив либералов из Свободной демократической партии, но, тем не менее, потерял 3% голосов.

В российских государственных СМИ большой популярностью пользовалось выступление председателя фракции «Левых» Грегора Гизи в этой весной, в котором он жестко раскритиковал украинскую политику Ангелы Меркель.

Коммунизм с вишенкой

HN - Matej Slavik

Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) — единственная марксистско-ленинская сила в Восточной Европе, которая и после распада социалистического блока продолжает играть значительную роль в политике страны. Ее новейшая история начиналась в крайне неблагоприятных условиях, так как в новой Чехии была проведена жесткая и последовательная люстрация бывших членов правящей КПЧ. Внутри партии произошло несколько расколов, в 2006 году была даже запрещена ее молодежная организация.

Тем не менее КПЧМ устояла, существенно приблизив свою программу к классическому еврокоммунизму, и даже взяла вместо традиционного серпа и молота новый символ — «вишенку».

Новая программа с довольно заметным смещением в антиглобалистскую риторику позволила ей постепенно набрать популярность. Как отмечает польская Gazeta Wyborcza, «за партию голосуют даже молодые, те, кто родились после 1989 года». На последних парламентских выборах в прошлом году КПЧМ получила почти 15% голосов. «Костяк избирателей состоит в основном из старшего поколения, однако ряды партии постоянно пополняются молодыми. Более того, за эту партию голосует около 3% самых молодых избирателей», — подчеркивает Gazeta Wyborcza. В настоящее время КПЧМ располагает 34 из 200 депутатских мандатов в парламенте и 182 местами в региональных заксобраниях (всего 675 депутатов).

Коммунизм в Гималаях

thehindu.com

Объединенная коммунистическая партия Непала (маоистская) — третья по влиянию политическая сила страны, которая была основана в 1994 году. Многие годы она вела партизанскую войну с монархическим правительством страны, однако в 2005 году перешла к мирному политическому процессу и организовала альянс с другими партиями. Приверженность коммунистов мирному процессу была отмечена даже , который исключил ее из списка «террористических организаций», а также признал роль ОКПН в достижении мира.


REUTERS/Rupak De Chowdhuri

Компартия Индии (марксистская) возникла после раскола «большой» Компартии на две части — ориентированную на СССР и поддерживаемую маоистским Китаем.

КПИ(м) до сих пор стоит на достаточно ортодоксальных позициях — в ее программе по-прежнему говорится о диктатуре пролетариата, а ее символ — белые серп и молот на красном фоне.

Коммунисты-марксисты имеют сильное представительство в таких небогатых штатах, как Керала и Западная Бенгалия. Всего партия насчитывает свыше 1 млн членов. С 2013 года коммунистическое правительство руководит штатом Трипура в северо-восточной части Индии.

Маоисты же по сей день призывают к вооруженной борьбе с властями в Нью-Дели и враждебными классами. Правительство Индии считает маоистов террористами. Те же пополняют свою партийную кассу в буквальном смысле опиумом для народа, торгуя опиумным маком.

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Определение коммунизма может быть сведено к тезису "Коммунистического Манифеста" Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: "Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной "монополистической формы капитализма", по выражению Шафаревича. Но известно, что эта "схожесть" ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма .

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.

Социал-демократическая концепция политической демократии основывается на принципах равенства и свободы. В ней признается существование различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев политической демократии, как свободные выборы, политический плюрализм, возможность смены правительства мирными парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.

Неудачи советского эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои марксизма-ленинизма (основоположники коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма - неомарксизм - как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма "с человеческим лицом" .

К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам :

достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;

общественная собственность на средства производства;

всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;

коммунистическое общественное самоуправление;

отношения сотрудничества и взаимопомощи;

планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм.

1 .ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3 – 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИЗМА

Что такое коммунизм?

Коммунизм-утопия?

Зарождение и развитие идеологии коммунизма

СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНИЗМА В СССР

Рождение” и “юность” коммунизма.

Кризис коммунизма в СССР.

БУДУЩЕЕ КОММУНИЗМА.

Введение в главу.

Коммунизм в жизни людей.

Коммунизму-да?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ РЕФЕРАТА

ВВЕДЕНИЕ.

Коммунизм - это идеология и система управления. Когда у власти коммунисты, проводящие свою идеологию и систему управления - это и есть коммунизм. Когда у власти капиталисты - это капитализм. Когда наверху власти Царь - это царизм.

В коммунистической политологии придумывались самые разные теоретические небылицы про коммунизм. Вначале придумали так называемые две фазы коммунизма: социализм и коммунизм . Потом коммунотеоретикам этого показалось мало. Придумали термин «военный коммунизм». При Сталине придумали понятие «полной победы коммунизма». Потом полной победы показалось мало и придумали «окончательную победу коммунизма». При Брежневе придумали «развитой социализм». Большое число историков, занимающихся изучением Коммунизма выделяет еще несколько классификаций этого понятия, выделяют временные виды коммунизма, такие как "Первобытный коммунизм", На этой стадии развития цивилизации все члены «первичных хозяйствующих ячеек» первобытной популяции охотников-собирателей находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех.

Первобытный коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития. Соответствующий ему первобытнообщинный строй по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком.. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находились в общественной собственности, предполагающей совместное использование в режиме открытого безвозмездного доступа. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми, появление идейных лидеров, военных и политических, которые использовали больше благ, чем те люди, которые работали на него., т.е. рабочий класс. С течением времени, с ходом истории появлялось и исчезало, совершенствовались большое количество идеологий, как лучше управлять государством, как лучше разделять ресурсы.



Если попытаться разобраться в чем разница между идеологиями того, прошлого времени, понять политические взгляды разных стран настоящего, то только в сравнении можно понять что же представляет собой идея коммунизма? Утопична ли идея о полностью коммунистическом государстве?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИЗМА.

ü Понятие политической идеологии.

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Политическая идеология обладает определенной спецификой. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть.

ü Уровни функционирования идеологии.

В любой политической идеологии обычно выделяют три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий .

Одни политические идеи и ценности направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни,

смене властных элит, политической модернизации.
На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.
На программно-политическом уровне политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги, которые составляют идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политической деятельности людей.
На поведенческом уровне идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, реализуются также в обыденном общественном сознании. Если бы они выражались только средствами научно-технического характера, то они были бы малодоступны массам.

ü Функции политической идеологии.

· Политическая идеология выполняет следующие основные функции:
формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции;

· обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей;

· является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей;

· обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политической культуры граждан.

Итак, политическая идеология, представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.

ü Что такое коммунизм?

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой

общенародной собственностью на средства производства, полным

социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним

развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно

развивающихся науки и техники, все источники общественного богатства

польются полным потоком, и осуществится великий принцип "От каждого -

по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это

высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников,

в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества

станет для всех первой жизненной потребностью, способности каждого

будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Естественно, существует много определений понятию “коммунизм”, смотря под каким углом его рассматривать, или как о идее, какой-то утопии, или же как о сформированной политической модели.

Рассматривая дальше коммунизм, следует помнить о различных мнениях большого количества историков об интеграции идеологий, так,например,одни считают социализм самостоятельной экономической формацией, другие – ступенькой коммунистического общества. Тоже можно сказать и о сравнении коммунизма и капитализма.Его отличие от коммунизма, что есть владельцы благ, которые не общество, а отдельные индивиды, могут заставлять других членов общества что-то делать для себя за доступ к этим благам.

ü Коммунизм-утопия? Сила любой политической идеологии определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках людей.
Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно называли идеологию "иллюзорным", "ложным сознанием", поскольку в социально-классовой направленности мышления заложена тенденция одностороннего, частичного отражения действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину социальной справедливости, обобществления средств производства, усиленного развития промышленности. Коммунизм же считается высшей стадией развития общества, при которой наступает полное обобществление собственности, равенство всех граждан. Сама идея считается утопической и никогда не воплощалась на практике. Коммунизм господствовал в эпоху неолита, когда возникала человеческая цивилизация. Так называемый первобытный коммунизм, о котором говорилось выше,оставался основой общества в сельской общине на большей части земли до конца 19 века. И это понятие о справедливости живёт в массах до сих пор. Коммунистическое общество базируется на идеалах коммуны. Это та «справедливость», когда каждый член общества трудится на благо всего общества и когда каждый член общества имеет доступ ко всем благам этого общества.

ü Зарождение и развитие идеологии коммунизма.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности.В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности.При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм. Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы.

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя.

Чтобы попытаться четче сформировать идею об коммунистической идеологии в политике, легче разобрать попытки построить коммунизм в одной, отдельно взятой стране, мне ближе СССР. СТРОИТЕЛЬСТВО КОММУНИЗМА В СССР. ü Структура коммунистического государства.

Как и любая политическая идеология, коммунизм имеет свою структуру и свои функции. Так и в коммунистической идеологии выделяют свои компоненты и уровни. Под этой структурой можно объединить строение социальной лестницы общества, схема разделения благ и структуру властей, строящиеся под общим определением "коммунизм".В нашей стране Коммунизм охватил почти весь 20 век.

Рассмотрим структуру власти, коммунистического государства на примере одной страны, которая поближе нам, и то, как родился, расцвел и умер коммунизм в СССР.

Советская (коммунистическая) власть складывалась по многим линиям.
Основные из них - государственная, деловая и партийная . Первую линию
образовывала иерархия советов разных административно-территориальных
уровней (сельский округ, район, город, область, край, республика, вся
страна). Советы состояли из центральных органов, избиравшихся на
определенный срок прямыми, всеобщими, равными выборами, а также из
сети подчиненных им невыборных учреждений, занимавшихся текущим
управлением различными сферами подвластного региона. Совокупность этих
учреждений была рабочим аппаратом советов.

ü “Рождение” и “Юность” коммунизма.

Рождение советского коммунизма началось с Октябрьской революции 1917
года. Она явилась лишь началом социальной революции, растянувшейся на
несколько десятилетий. Ударной силой и исполнителями этой революции стали
народные массы. Не просто множество граждан страны, а именно массы как
особый социальный феномен.

Сталинская система власти и управления была с самого рождения ее
двойственной. С одной стороны, это было народовластие с его системой
вождей, активистами, волюнтаризмом, призывами и прочими его атрибутами.

А с другой стороны, это была система партийно-государственной власти с ее
бюрократизмом, рутиной, профессионализмом и прочими ее атрибутами.

Характерной чертой сталинского народовластия, было то, что
вышедший из народа руководитель обращался в своей руководящей деятельности непосредственно к народным массам, игнорируя официальный государственный аппарат, но игнорируя его так, что тот служил руководителю и средством власти, и козлом отпущения дефектов власти. Народным массам государственный аппарат представляется как нечто враждебное им и как помеха их вождю-руководителю. Человеческий
материал, доставшийся от прошлого, был неадекватен новой системе по
психологии, образованию, культуре, профессиональной подготовке и опыту.
Постоянно складывались мафиозные группы. Возникали склоки, жульничество. Одним словом, сама эта система нуждалась в контроле со стороны еще какой-то системы сверхвласти, стоящей над ней. Эту функцию и взяло на себя сталинское народовластие. Не будь ее, миллионы людей, вовлеченных в государственные органы, сожрали бы все общество с потрохами, разворовали бы все, развалили бы страну. Когда партийно-государственная власть приобрела более или менее приличный вид, сталинизм как форма власти изжил себя и был отброшен. Народовластие кончилось, к великому облегчению жизни именно народа. Кульминационным пунктом этой идеологической революции стал выход в свет работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме".
Существует мнение, будто эту работу написал не сам Сталин, а кто-то другой
или другие. Возможно, что это так и было. Но если даже Сталин присвоил
чужой труд, он сыграл неизмеримо более важную роль, чем сочинение довольно примитивного, с интеллектуальной точки зрения, текста: он дал этому тексту свое имя и навязал ему огромную историческую роль.

В силу ликвидации частного предпринимательства коммунистическая власть
взяла управление деловым аспектом в свои руки. Упомянутая выше вторая
линия власти стала формально (законно) подчиненной советам. Но лишь
формально. Фактически они были во многих отношениях автономны. Между ними имело место разделение функций. Линия советов была территориальной властью, вторая же была отраслевой, в основном не считавшаяся с административно-территориальным делением страны.
Есть два аспекта управления: управление конкретным делом и управление
людьми, независимо от того, каким делом они заняты. В коммунистическом
управлении доминирует второй аспект. В условиях отсутствия частного
предпринимательства средством управления обществом становится организация масс населения в стандартные деловые коллективы, установление их статуса и обязанностей, структуры, отношений с другими коллективами и властями, их финансирования и планирования их деятельности. Обязательность труда для работоспособных граждан означает фактически прикрепление их к каким-либо
трудовым коллективам. Коллектив наделяется огромной властью над индивидом.Власть получает возможность управлять индивидами не непосредственно, на
что у нее просто не хватило бы сил, а через коллективы. Коммунистическое
управление обществом есть прежде всего управление коллективами. В
Советском Союзе сравнительно быстро выработалась детальнейшая "технология" управления такого рода как со стороны властей в отношении коллективов, так
и со стороны коллективов в отношении индивидов.
. Коммунистическое управление стремится к максимально
полному и всеобъемлющему контролю за всеми аспектами и сферами жизни
страны, включая государственность, экономику, культуру, идеологию, быт и
отдых граждан, воспитание и образование детей, медицинское обслуживание, обеспечение людей в старости, науку, спорт и т.д. Если что-то выпадает из-под контроля власти, это происходит как отклонение от принципа тотальной подконтрольности или в силу обстоятельств, а не в силу
добровольного отказа власти от этого принципа.
Советская система управления была предельно централизованной и
работала по принципам командования (сверху вниз). Такая система, как я уже писал, порождает безынициативность, бесхозяйственность, бессмысленные потери средств, застой в производительности труда и многие другие отрицательные явления, которые хорошо известны.

ü Кризис коммунизма в СССР.

Каждому типу общества свойствен свой, характерный для него тип
кризиса. Для капиталистического общества был свойствен так называемый
экономический кризис, который проявляется в перепроизводстве товаров,
избыточности капиталов и дефиците сфер их приложения. Коммунистический кризис очевидным образом отличается от него. Он заключается, коротко
говоря, в дезорганизации всего общественного организма, достигая, в конце
концов, уровня дезорганизации всей системы власти и управления. Он
охватывает все части и сферы общества, включая идеологию, экономику,
культуру, общественную психологию, нравственное состояние населения. Но
ядром его становится кризис системы власти и управления.

Важнейшую роль в созревании кризиса сыграла "холодная война", которая
по своей силе и ожесточенности может быть поставлена в один ряд с войнами"горячими". Советский Союз вынуждался на непосильные траты и на такие взаимоотношения с окружающим миром, которые истощили его силы и принесли ему репутацию "империи зла". Советское проникновение на Запад было палкой о двух концах: оно непомерно усилило западное проникновение в Советский Союз и страны его блока. Запад стал неотъемлемым фактором внутренней жизни страны, в огромной степени способствовавшим ослаблению защитных механизмов советского общества как общества коммунистического. Затем развал СССР, партии и политического строя.

БУДУЩЕЕ КОММУНИЗМА.

Так или иначе в настоящий момент в мире существуют различные модели социализма, в числе которых такие антиподы, как Швеция, Куба, Северная Корея. Воплощение подобных идей на практике зависит от историко-культурного контекста. Где пытались построить коммунизм, почему не вышло, и что же представляет собой идея коммунизма в политике, как бы вело себя коммунистическое государство во внешней политике? множество стран провозглашало себя коммунистическими, социалистическими, но по сути это были страны с тоталитарным строем, где власть держится в руках одного человека либо одной партии, чаще всего коммунистической. В принципе из идеологий коммунизма, который берет свое начало от утопий Мора и трудов Маркса и Энгельса в политическом укладе так называемых коммунистических стран ничего не осталось.