Конспект сценария воспитательного мероприятия маленькие герои большой войны. Классный час "маленькие герои большой войны" Мой милый сын, в наш дом пришла беда


Арина Мяготина, вдова красногвардейца, погибшего в гражданскую войну, жила в одном из самых бедных домов Колесниково - стареньком пятистеннике. Тяжело, очень тяжело было Арине! С трудом сводила концы с концами больная женщина, перебиваясь на небольшую пенсию.
Но вот в Колесниково организовался колхоз. Арина с радостью вступила в него. Теперь она не одна, не единоличница, не пропадет она с сыном.
Коля имел доброе сердце. Видит, как мать мается, и поэтому, как только выпадет свободная минутка, старается помочь ей. По утрам перед уходом в школу носит воду с озерца, собирает щепу на растопку, подметает двор. “Лежебокой парень не будет”,- радостно думала Арина.
Большим светлым праздником пришла в Колесниково первая колхозная весна.
В канун солнечного Первомая школу облетела радостная весть: третьеклассников будут принимать в пионеры.
В большую перемену мальчики и девочки выстроились в линейку. Всегда строгое лицо учительницы Александры Васильевны озаряла мягкая улыбка.
Перед классом стояли пять мальчиков и пять девочек, любивших, как все дети, игры и забавы. Но в этот миг они стали чуть старше, чуть взрослее.
- Я, юный пионер Союза Советских Социалистических Республик,- взволнованно начала Александра Васильевна, и детские голоса медленно повторяли за ней слова.
- ...Обещаю жить и учиться так, чтобы стать достойным гражданином своей социалистической Родины.
К каждому из десяти, стоявших плечом к плечу, подошла Александра Васильевна и повязала красный галстук.
И вот Коля - пионер!
И в этот вечер в горенке Мяготиных долго светился огонек маленькой керосиновой лампы: Коля писал письмо своему другу Мише в детский дом (он жил там два года). Он рассказывал, как сегодня его приняли в пионеры, какая хорошая у них учительница Александра Васильевна и как они ездили в ночное и ходили на экскурсию на конный завод, как они помогли колхозному конюху Кузьме Матвеевичу вырастить кавалерийскую лошадь для Красной Армии и за это сам Буденный прислал им благодарность, как они будут собирать колосья, чтобы увеличить колхозный урожай.
Каждое лето Коля организовывал пионеров на сбор колосьев в поле, выпускал стенную газету, создавал пионерские посты по охране урожая. Не раз правление колхоза премировало его, им гордились комсомольцы, ставя его в пример всей сельской детворе.
Вот только Петька Вахрушев не хотел помогать колхозу. Он говорил: “Я не обязан, я не пионер”. Вступать в пионеры Петьке не разрешал брат Иван.
- Петь!..-допытывался Коля.- А почему ты Александре Васильевне не скажешь, она поговорила бы с ним.
- Что ты? Он меня прибьет!
- А разве он тебя бьет?
- Чем ни попало... И мамка завсегда в синяках ходит.
- За что же он вас бьет?
- Да он завсегда пьяный! Кого хошь прибить может... Он и тебя...
- Меня?! - насторожился Коля, но Петька не ответил: он съежился, боязливо озираясь.
Коля знал, за что ненавидит его старший Вахрушев. Коля был ездовым в бригаде Шушарина, трудился много, старательно, честно. Как-то мальчик задержался на току и пошел домой в темноте. Он сбился с дороги, долго блуждал в лесу, набрел на заброшенную коробейникову избушку и спрятался за толстой сосной. Совсем близко, в нескольких шагах, при свете луны он увидел смутно темневшие фигуры. Прислушавшись, узнал скрипучий голос Ивана Вахрушева и хрипловатый бас Фотея Сычева.
- Как только Шушарин приехал на ток, я нарочно при всех колхозниках сказал: “Вот вороха с хлебом. Мне их сдавали без веса, и от меня принимайте на глаз”. Шушарин засмеялся. “Кабы и схотел украсть, не смог бы: в карманах, что ли, унесешь?” Я сел верхом и уехал...
- Молодец, Ванюха! А насчет телеги мы неплохо придумали. Никто не догадается, что в кустах она была схоронена...
- Хорошо ли мешки-то завязал?
- Не впервой... Ну, вот что, Иван, пора! Телегу-то заодно с хлебом продашь в Кургане, вернешься верхом, будто в больницу ездил... Ну, с богом!
Коля решил разоблачить Вахрушева и Сычева. Как-то, встретив Ивана у озерка, смело сказал ему:
- Знаю, как по ночам хлеб в колхозе воруете...
- Прикуси язык, Колька, не то худо будет! В озерке и утонуть не диво,- пригрозил Иван.
- Не запугаешь! - крикнул Коля.- Все равно вашу шайку выведу на чистую воду! О многом он передумал после встречи с Иваном у озерка. Вспомнил о своем отце. который в молодости был батраком у кулаков братьев Сычевых и погиб в борьбе за счастье народа. Коля обо всем рассказал матери.
- Мама, ты представляешь, сколько они еще наделают вреда колхозу, если не сказать о них? Ведь нельзя молчать! Арина прижала к груди голову сына.
- Хоть и страшно мне за тебя, мой мальчик, ох как страшно, а отговаривать не буду... Не было в нашем роду трусов!
Ободренный матерью, Коля сообщил о проделках Сычева и Вахрушева сельсовету, послал заметку в районную газету.
Узнали об этом враги. Зашевелилось осиное гнездо. Сычев решил расправиться со смелым пионером, который не давал им покоя. Он разработал коварный план: использовать дружбу между Колей и Петькой Вахрушевым.
Однажды Петька, наученный братом и Фотеем, уговорил Колю пойти в лес за подсолнухами.
За далекой сельской околицей, на узенькой тропке подсолнечного поля встретились два врага: тринадцатилетний пионер Коля Мяготин и наемник кулаков Иван Вахрушев. Подкравшись, как вор, Вахрушев подошел к пионеру, и Коля у самых глаз увидел черное дуло ружья, а за ним искаженное звериной ненавистью лицо Вахрушева.
- Дядя Иван! За что?
- Сам знаешь, ахтивист пионерский!
Вахрушев загородил узкую тропку и крикнул Петьке:
- Марш домой, да не оглядывайся!
Предвечернюю тишину пустынного поля разорвал выстрел берданки. Подсолнухи высыпались из детских рук.
Тяжело раненный, истекающий кровью Коля долго лежал на холодной земле. Петька, заведший его в ловушку, сбегал в деревню и сообщил брату, что Мяготин еще жив. На этот раз пришел Фотей с заряженным картечью ружьем и закончил кровавую расправу.
Это случилось 25 октября 1932 года.
Коля погиб на заре колхозного строительства. Ныне Колесниково - центр укрупненного колхоза имени Калинина, в котором объединились жители трех зауральских деревень. Золотом отливают пшеничные поля, и ветер с трудом колышет тяжелые колосья, налитые крупным спелым зерном; на тучных пастбищах пасутся стада дойных коров, табуны лошадей, отары овец; за сельской околицей благоухает фруктовый сад. Богатеет, расцветает село Колесниково. И это является лучшим памятником Коле Мяготину, отдавшему свою короткую яркую жизнь за торжество колхозного строя.

Только что окончился митинг, и по улицам села уже ехали и шли те, кому надо было немедленно явиться в воинскую часть, о военкомат. Их провожали родные и близкие. Здесь были и дети, а среди них два друга — пионеры Федя Шепель и Яша Матвиенко. Как им сейчас хотелось быть взрослыми и тоже отправиться на фронт защищать свою Родину!

— Вот, если бы разрешили! — вздыхал Яша, небольшого роста паренек, с густой черной копной волос на голове и густыми черными, почти сросшимися бровями.

— Если бы знать куда, я сам пошел бы на фронт,— сказал Федя.

Шли дни. Фронт приближался. Стали слышны разрывы артиллерийских снарядов, пулеметные очереди. Последние подразделения Советской Армии оставили Подлесное.

Село заняли фашисты. Начались аресты советских активистов и комсомольцев. Скоро по деревне пронесся слух о партизанах, которые якобы находятся здесь, в лесу. Федя и Яша каждое утро угоняли коров в лес.

Однажды, в пасмурный осенний день, Федя погнал корову один. Он шел по лесу, а сам думал, как бы связаться с партизанами и рассказать им обо всем, что творится в деревне. «Но как и где их найти?» — думал мальчик. Из разговора отца с матерью он случайно узнал, что командира партизанского отряда зовут Семеном Ивановичем Долженко.

«Буду искать!» — решил Федя и остановился у старого дуба. Осмотрелся и трижды хлестнул кнутом по воздуху. Раздались похожие на выстрелы звуки. Мальчик опять оглянулся вокруг и, подумав немного, запел:

Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой...

Вдруг из-за дуба появилось трое незнакомых людей.

— Меня, например, Борисом.

— Федя. Я хочу видеть командира отряда — Семена Ивановича,— ответил паренек.

— Многого ты захотел! Ты, брат, лучше возвращайся домой. Никакого Семена Ивановича мы не знаем.

— Я знаю, Семен Иванович здесь, в лесу, и у меня к нему есть дело, можно сказать, секретное,— настойчиво утверждал мальчик.

Партизаны улыбнулись, посмотрели друг на друга, и Борис сказал:

— Ладно, уж если ты так очень просишь...

И все трое скрылись в кустах орешника. А через несколько минут оттуда вышел высокий мужчина, одетый в теплый пиджак, с пистолетом за поясом.

Встретились взглядами. Незнакомец улыбнулся.

— Ты кто такой? — спросил он. Федя ответил вопросом:

— Это вы тот самый Семен Иванович Долженко?

— Тот самый...

— Здравствуйте. Я Федя Шепель, сын Федосея Шепеля. Живу возле самого леса. Знаю здесь каждый кустик, каждую тропинку и балочку. Хочу помогать вам бить фашистов.

— Ты бы лучше пас хорошо корову, слушал маму, а мы сами с ними справимся.

— Я и маму буду слушать, и корову хорошо пасти, и партизанам все равно буду помогать,— гордо ответил мальчик.

Командир обнял Федю и отвел в сторону. Они уселись на пень, и мальчик рассказал все, что знал, ответил на все заданные ему вопросы.

— Ладно. Ты будешь пасти корову в лесу,— и командир позвал:

— Копытин!

Из кустарника вышел Борис. Семен Иванович сказал:

— Так вот, Федосеевич, когда ты захочешь нам что-то передать, встретишься вот с этим дядей; а если дело очень важное и срочное,— то и со мной. Понял?

Командир и партизаны скрылись в кустах. Вечером Федя рассказал обо всем матери.

— Будь осторожным, сынок, а то...

— Не бойтесь, мама, все будет в порядке,— успокаивал Федя, укладываясь спать.

На следующий день мать уже не будила сына. Он поднялся сам, умылся, оделся, взял сумку с хлебом, кнут и погнал корову в лес. И так было каждый день.

Однажды ночью на улице послышалась стрельба. Отец с матерью всполошились, а Федя объяснил:

То хлопцы судили полицая Юхименко.

Федя редко сидел дома, часто ходил в село, к магазину, вертелся среди людей, прислушиваясь к разговорам.

Выполняя задания, он бывал и во дворе фашистского пособника Коробки. Здесь размещался штаб полевой жандармерии, и мальчик, как будто собирая окурки и консервные банки, присматривался к тому, что делают враги, какое имеют вооружение, из отдельных фраз и слов полицейских узнавал об их планах.

Коробка заподозрил Федю и предупредил его мать, что, если увидит мальчика еще раз во дворе, выдаст фашистам. Но Федя не испугался. Он понемногу втянул в эту работу своего самого близкого друга — Яшу. Вдвоем стало легче работать.

В 1943 году, когда Советская Армия громила фашистские войска на фронтах, партизаны тоже стали действовать активнее. И оккупанты решили уничтожить их.

После проведенных боев и удачных операций по разгрому двух вражеских гарнизонов партизаны спокойно отдыхали и занимались хозяйственными делами. Вдруг недалеко один за другим послышались четыре «выстрела» кнутом.

Тревога! — раздалась команда.

Из-за кустов появились Федя и Яша. Задыхаясь от быстрою бега, они еле могли говорить.

Фашисты обходят лес! У них много пулеметов и есть пушки. Мы едва пробрались...

Спасибо вам, дорогие друзья,— благодарили партизаны.

Мальчики сразу же покинули лагерь. Командование отрядом усилило разведку. Выбрав наиболее густой участок леса, отряд незаметно вышел из окружения, уклонившись от встречи с врагами.

Фашисты потерпели неудачу и стали более тщательно готовить новую операцию по разгрому партизанского отряда, они подтянули к Подлесному большое количество вооруженных до зубов войск.

Товарищи! — обращаясь к партизанам, сказал командир.— Во что бы то ни стало мы должны прорваться сквозь железное кольцо гитлеровцев и выйти в соседний лес. Или мы прорвемся и будем продолжать бить врага, или погибнем и бою!

— Будем драться до последнего...— ответили партизаны.

Юные разведчики Федя Шепель и Яша Матвиенко не знали, что их боевым друзьям известны замыслы фашистов. Рано утром, как только начало светать, ребята погнали коров и, проскользнув мимо вражеской заставы, скрылись в лесу. На этот раз их было четверо. Федя позвал с собой двух школьных друзей — Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Оставив их возле коров, Федя и Яша побежали искать партизан. Но отряд уже перешел на новое место.

Долго бродили ребята, и только под вечер они встретились с партизанами. Возвращаться в село было уже поздно, и мальчики остались в лесу.

Рано утром Федя и Яша срезали по несколько веток будто бы на топливо и пошли домой. В балке, недалеко от конторы лесничества, их задержали гитлеровцы. Они, как голодные звери, набросились на ребят. Один ударил Федю прикладом автомата по голове. Били и Яшу.

— Где партизаны? — добивались фашисты.

— Мы никого не знаем. Мы пасем коров. Отпустите нас,— сквозь слезы просили мальчики, пытаясь вырваться.

Но фашисты связали им руки и погнали в село. В комендатуре их стали допрашивать. Ребята молчали. Привели Ваню Коноваленко и Ваню Юрченко. Федя строго посмотрел на друзей, и они поняли: о партизанах — ни слова. На протяжении дня и ночи ребят несколько раз водили на допрос, зверски издевались над ними: выкручивали руки, били прикладами, жгли папиросами тело. Но ни один не проронил ни слова. А партизанский отряд, выдержав жестокий бой, вышел из окружения.

Узнав, что юные разведчики попали в руки гитлеровцев, командование отряда решило выручить их. На помощь отправились опытные партизаны, но было уже поздно. Фашисты вывезли четверых юных патриотов из села и в лесном урочище Плоском, под развесистыми столетними дубами, живыми закопали в землю.

Один из односельчан, случайно проезжавший в то время мимо леса, видел, как привезли туда ребят. А чуть погодя узнал голос Феди Шепеля:

— Хлопцы, не падайте духом! Нас не забудут! Смерть фашистам!

Юные патриоты не дрались с оружием в руках, но они делали все, что могли, для победы над врагом.

За отвагу и мужество, проявленные в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, Федя Шепель и Яша Матвиенко посмертно награждены медалями «Партизану Отечественной войны» II степени. Память о четырех юных героях живет и сейчас среди бывших партизан, колхозников артели «Червоний партизан», учеников Подлесненской средней школы.

Е. СИДОРЕНКО

 17 февраля 2016 года в Центральном академическом театре Российской Армии наградили лауреатов премии «Горячее сердце» . 113 ребят стали героями, из них трое - посмертно. Они не похожи на лоснящихся супергероев из голливудских фильмов. Они не проходили закалки в зонах катастроф. Многие из них пока даже не закончили школу. Они — обычные дети, перед которыми вдруг был поставлен выбор: спрятаться и закрыть глаза или…

Александра Коляда

Родилась в 1998 году. Село Бурлаки, Кемеровская область

20 июня 2015 года 17-летняя Александра Коляда возвращалась вечером домой, в село Бурлаки. Машина ехала по трассе Октябрьский — Майский, за рулем сидел друг девушки, который был на 4 года старше ее.

Около 11 часов вечера молодые люди стали свидетелями автокатастрофы: прямо перед ними фургон-рефрижератор задел бортом легковой автомобиль. Тот слетел с дорожного полотна, скатился в кювет и перевернулся. Саша попросила друга притормозить и рванулась к машине. Из лежащей вверх колесами легковушки никто не появлялся. Что делалось в салоне, кто там находился — в потемках было не разглядеть. Как Александра действовала, она не помнит. В голове была только одна мысль: поскорее высвободить водителя из ремней безопасности и оттащить его на безопасное расстояние, пока не взорвался бензобак. Мужчина был без сознания и весь в крови.

«Думала, что это всё не со мной происходит, — вспоминала Саша позже. — Как мотор выключила, не понимаю, ведь водительских прав у меня нет. Разглядывать водителя было некогда. Изо всех сил я тянула его из машины. А он был такой высокий и тяжелый!»

Виновник происшествия только тогда подошел к девушке и предложил свою помощь, когда она уже оттащила пострадавшего от вспыхнувшего автомобиля. Водитель большегруза вызвал по телефону сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Молодой спутник Александры из машины так и не вышел.


Только когда спасенный девушкой мужчина оказался в больнице, выяснилось, что она вытаскивала из потерпевшего аварию автомобиля собственного дядю, родного брата отца. В тот страшный момент Саша даже не узнала его. Да и о происшествии никто бы не узнал, поскольку она не считает свой поступок чем-то выдающимся. Подробности случившегося раскрылись на встрече с молодежью инспектора по делам несовершеннолетних. Тогда и выяснилось, что спасительницей водителя была третьекурсница Киселёвского педагогического колледжа Александра Коляда.

При каждой встрече дядя благодарит Александру за спасение. А с тем молодым человеком, который был в машине за рулем, девушка больше не общается…

Арсений Бегунов

Родился в 2008 году. Село Островное, Чукотский автономный округ

Арсений Бегунов живет в селе Островное, в Чукотском автономном округе. Ему семь лет, но уже сейчас его с полной ответственностью можно назвать очень мужественным человеком. Почему?
В весенний день 24 мая 2015 года дети села Островное, пользуясь первыми солнечными днями, с удовольствием бегали и играли на улице. Вот и возле дома, где жил Арсений, гуляли брат и сестра — Дима и Инга Ходьяло. Дети совсем еще маленькие: Диме не исполнилось и пяти лет, а Инге было чуть больше трех. Они так увлеклись игрой, что не заметили, как оказались рядом со старым фундаментом, где из-за сильных дождей образовались ямы, наполненные водой. Заигравшись, Дима нечаянно толкнул сестру. Она не смогла удержаться на ногах и упала в воду. Увидев это, брат сильно испугался и, отчаянно крича, убежал. К счастью, крики Димы услышал семилетний Арсений Бегунов, находившийся неподалеку. Несмотря на свой юный возраст, он понял, что надо срочно спасать Ингу. Мальчик не растерялся. Он осторожно спустился вниз, встал на лежащую поперек ямы доску, схватил малышку за капюшон куртки и, собрав все свои силы, вытянул ее из воды. Потом отвел испуганных детей домой, здесь их успокоили и оказали Инге необходимую помощь.

Михаил Гудков

Родился в 1997 году. Город Улан-Удэ, Республика Бурятия

Весной 2015 года Михаил Гудков, 17-летний житель города Улан-Удэ, находился дома. Переделав все дела, он уже собирался лечь спать. Но заснуть не смог: рядом в квартире громко и надрывно плакал ребенок. Миша решил зайти к соседям, постучал в дверь, но никто не открывал. Между тем детский плач не прекращался. Он толкнул дверь, и она вдруг открылась. От того, что увидел, Миша испытал настоящий шок: в холодной неприбранной квартире находился грудной ребенок, никого из взрослых рядом не было. Он подошел к малютке, дотронулся и понял, что тот очень сильно замерз и, наверное, очень голоден.

Молодому человеку сразу стало понятно, что младенца надо срочно спасать. Он укутал ребенка в одеяло и вызвал «скорую помощь». Пока дожидался приезда врачей, Михаил, чтобы хоть как-то успокоить малыша, налил в бутылочку теплую воду и напоил его.

Осмотрев ребенка, врачи «скорой помощи» приняли решение: младенцу необходима госпитализация. Но у малыша не было ни свидетельства о рождении, ни вообще каких-либо документов.

Быстро собрав вещи, Михаил принял решение ехать в больницу с грудничком. Их разместили в одной палате, и Миша ухаживал за маленьким человечком, кормил и укачивал его, пока тот не успокоился.

Пробыв с ребенком в больнице сутки, Михаил узнал, что тому всего полтора месяца, а проблемы со здоровьем у него, скорее всего, из-за проблем у матери, которая во время беременности и грудного вскармливания могла курить и злоупотреблять алкоголем. В больнице малышу помогли. Только на другой день, убедившись, что после проведенных медицинских процедур здоровью малыша уже ничего не угрожает, юноша вернулся домой.

Данил Галичин

Родился в 2001 году. Погиб в 2015 году. Город Шумиха, Курганская область

21 февраля 2015 года, в день похорон юного кадета, вместе с его родителями плакал весь город…
Данил трагически погиб, когда вместе с друзьями возвращался домой после подготовки к районной игре «Зарница». За миг до смерти он спас двух девушек, оттолкнув их в сторону от дороги, по которой мчался автомобиль-убийца. Но сам отскочить не успел.

«Мы шли немного впереди, по обочине дороги, — рассказывали девушки, которые в тот трагический вечер были вместе с Данилом. — Мы говорили о том, как будем завтра выступать… Предупредить нас о том, что сзади едет машина, он не успел. Может быть, поздно ее увидел. Он вдруг просто шагнул к нам и оттолкнул в сторону… Он был нашим другом, классным парнем, веселым таким…»

«Когда о трагедии узнали в классе, весь первый урок просто вой стоял, плакали очень сильно… Ребята и сейчас плачут», — вспоминает его классный руководитель.

Татьяна Петухова

Родилась в 1999 году. Погибла в 2015 году. Город Балей, Забайкальский край

Город Балей стоит на неглубокой и обычно спокойной реке Унде. Но после затяжных дождей уровень воды здесь сильно поднимается. В половодье река наполняет находящиеся рядом водоемы-озёра, и тогда вместо стоячей воды здесь возникает весьма ощутимое турбулентное (неоднородное) течение с завихрением.

Всё случилось воскресным днем 14 июня 2015 года. Когда после серых дождливых дней наконец-то появилось солнце, жители микрорайона Отмахово (часть города Балей, на левом берегу Унды) поспешили на бывший городской пляж, расположенный на берегу двух соединенных между собой озер. Вот и Таня с подругами отправилась сюда купаться.
Ничто не предвещало трагедии. Все — и семьи с детьми, и молодежь — просто отдыхали. В воде с удовольствием резвились дети и плавали взрос-лые. Татьяна плавала хорошо, потому и заплыла подальше, чтобы никому не мешать.

В какой-то момент, когда было уже довольно далеко от берега, она услышала крики о помощи. Маленькая девочка попала в водяную воронку и стала тонуть. Не раздумывая, девушка бросилась на помощь и тоже оказалась в этой воронке. Из последних сил Татьяне удалось ухватить девочку и выплыть на поверхность воды. Но добраться вместе с ней до берега она уже не смогла — силы были на исходе. Наконец на берегу поняли, что происходит, и поспешили на помощь. Как только Таня передала бесчувственное тело ребенка кому-то на руки, силы окончательно покинули ее…

Даниил Голубев

Родился в 2000 году. Станица Кавказская, Краснодарский край

Сентябрь 2015 года был погожим, и станичные мальчишки не упустили возможности поиграть в футбол. Когда Даниил Голубев, десятиклассник школы № 12 станицы Кавказская, с мячом в руках подошел к товарищам, он увидел жутковатую картину. Ребята стояли в оцепенении вокруг трансформаторной будки (она была рядом с футбольным полем). Внутри ее ограды в судорогах бился Дима Дмитриев, девятиклассник той же школы.

Не колеблясь ни минуты, Даниил выломал в ограде трансформаторной будки калитку и оттащил Диму на безопасное расстояние. А тот уже не дышал. Сами собой в голове Даниила всплыли знания, полученные на уроках ОБЖ. Он попытался нащупать пульс и, хотя его не было, начал делать Диме искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, одновременно давая указания своим друзьям, что еще надо сделать.

Как выяснилось, в ожидании футбольного матча Дима пролез под оградой трансформаторной буд-ки и, несмотря на предостережения, забрался на нее. То ли по неосторожности, то ли из-за беспечности он схватился рукой за один из проводов. Посыпались искры, и подросток свалился на землю.
К тому времени как приехала скорая помощь, вызванная одним из мальчишек по указанию Даниила, Дима уже начал дышать. Пока врач делал спасительную инъекцию, Даниил под ритмичный счет медработника продолжал делать другу искусственное дыхание. Когда подоспели родители Димы, скорая уже увозила его в районную больницу.

Как потом пояснили врачи, без своевременно оказанной Даниилом первой медицинской помощи спасти Диму им бы не удалось: от сильного удара током он пережил клиническую смерть…

Магомед Алабаев и Алихан Докалов

Родились в 2002 и 2001 году. Село Горагорское, Чеченская Республика

Новый микрорайон Красноярска на берегу реки Енисей. Красивые дома с подземными парковками, уютные детские площадки, на которых предусмотрено всё, чтобы дети чувствовали себя в безопас-ности. В одном из таких домов живет Вероника.

В начале августа она только что вернулась из поездки по Хакасии. Полная новых впечатлений и счастливая оттого, что ей впервые доверили гулять самостоятельно, — ведь через две недели ей исполнится 9 лет! — Вероника вышла во двор. Здесь под присмотром мам и бабушек играли в песочнице маленькие дети, в том числе пятилетняя соседка Таня. Обычно она гуляла с бабушкой, но сейчас той рядом не было. Вероника со своей подружкой стала качаться на качелях. Все были заняты своими делами, и никто не заметил, как Таня перелезла через перила, ограждающие высокую отвесную стену, под которой был въезд в подземные гаражи…

Вероника рассказывает, как увидела уже за оградой испуганные Танины глаза и побелевшие пальчики, вцепившиеся в прутья перил. В голове Вероники мелькнуло: упадет, разобьется! Не раздумывая ни секунды, она рванулась вниз по ступенькам лестницы, ведущей к гаражам. Только бы успеть! Девочка подбежала к стене, остановилась прямо под Таней и вытянула руки вверх, чтобы ее поймать. И тут пальцы малышки не выдержали, и она камнем рухнула вниз. Весь удар Вероника приняла на себя.

От обрушившейся на нее тяжести и боли девочка закричала. Подбежавшие на крик дети пытались поднять её на ноги, но безуспешно. Потом они позвали папу одного из мальчиков, и он на руках отнес Веронику домой. А Танюша вернулась с прогулки без единой царапинки. Объяснить толком, что случилось, она так и не смогла.

Свой девятый день рождения Вероника отмечала в больнице. Из-за сложного перелома ноги она пролежала там почти месяц и еще полтора месяца провела дома в гипсе. Учебный год для нее начался только со второй четверти…

Даниил Ларин и Илья Курбатов

Даниил родился в 2003 году. Погиб в 2014 году. Илья родился в Родился в 2003 году. Село Игрищи, Ивановская область


Даниил Ларин

На берегу пруда в Игрищах прогуливались две девчушки — второклассница Настя и пятиклассница Наташа. Неподалеку оказались пятиклассник Даниил и шестиклассник Илья. Стоял холодный ноябрьский день, детвора догуливала последние деньки осенних каникул, а взрослые спешили по своим делам…

Худенькая восьмилетняя Настя долго пробовала ножкой лед, потом осмелела и, несмотря на предупреждения проходивших мимо взрослых, ступила на ледяную корку и тихонько пошла к центру пруда. Но неокрепший покров вдруг треснул у нее под ногами, и девочка провалилась в холодную воду. От испуга Настя не могла кричать, она беспомощно барахталась, ломая кромку льда, и лишь раскрытые в ужасе глаза звали на помощь. Это и увидел Даниил.


Илья Курбатов

Пятиклассник, ни секунды не раздумывая, метнулся в полынью, схватил девочку и какое-то время помогал ей удерживаться на поверхности. Но тяжелая одежда тянула ко дну, лед обламывался под пальцами, полынья расширялась. Илья Курбатов, увидев, что другу никак не удается выбраться, бросился на помощь. Ему удалось схватить Настю за капюшон куртки, но Даниила он уже не видел. Наконец, Наташа, придя в себя от ступора, побежала в село за помощью. Сколько прошло минут, прежде чем взрослые прибежали к пруду и смогли подобраться к полынье, неизвестно. Для детей, сражавшихся с холодной водой, эти минуты были вечностью, и всё это время Илья изо всех сил поддерживал Настю на плаву. Ее, почти потерявшую сознание, и Илью вытащили из воды подоспевшие на помощь взрослые, но Даниила нигде не было. Потом старший брат Даниила, Александр, долго нырял в поисках младшего брата. Спасти Даниила, которому лишь месяц назад исполнилось 11 лет, не удалось.

Классный час на тему: Поклонимся великим тем годам!

Цель: формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

  • познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;
  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия.

Сегодня наш посвящен Дню Победы.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

На рассвете 1941 года наш народ услышал какая беда обрушилась на нашу страну.

Звучит запись Левитана «О начале войны»

На защиту Родины встал весь народ. (клип песни «Священная война»)

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами.

1 Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,


Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в и победил, посвящается...

2 Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните! Война - это разрушенные и сожженные города и посёлки, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Послушайте о трагедии одной из таких деревень.

(рассказ ученика о трагедии д. Матрёновки)

Самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 года. Увидев на улицах немецких солдат, жители попытались бежать, но их тут же перехватывали фашисты и заталкивали в развалины сарая. Когда набили битком, около ста человек, заперли двери, облили стены бензином и подожгли. Страшно кричали заживо горевшие люди. Один час - и все было кончено. Теперь там открыт мемориал, куда приезжают люди почтить память погибших.

Этой деревни уже нет, остался один дом. Но каждый год 20 мая съезжаются люди, чтобы вспомнить те страшные дни и почтить память заживо сожжённых и расстрелянных.

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Народ встретил войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Такими людьми были ваши прадедушки и прабабушки. Давайте узнаем их имена.

Ученик. "В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы".

Рассказы о пионерах-героях.

Миша Куприн – юный герой из села Касилова. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Выйдя из деревни, он повел фашистов в противоположную сторону. Долго водил их Миша по топким местам. Фашисты поняли, что мальчик хитрит. Озверелые, они набросились на юного героя и убили его. Так погиб Миша Куприн, пионер.

Володя Филатов – юный герой из Жуковки . За отвагу и мужество правительство наградило его орденом Красной Звезды. В партизанском отряде Володя был разведчиком. Он ходил в деревни, доставлял туда листовки, оттуда - необходимые сведения. В конце мая 1943 года фашисты повели наступление на партизан. Командир отряда послал Володю в разведку. В нескольких километрах от расположения отряда Володя заметил карателей и принял бой. Ценой собственной жизни юный партизан спас отряд от гибели. Сейчас школа, в которой учился Володя, носит его имя. А у центрального входа в школу ему установлен памятник.


Но конечно, самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.

3 Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Женщины не только трудились в тылу. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент и началось освобождение оккупированных территорий. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.

Прежде чем рассказать о тех, кто установил флаг над Рейхстагом, я расскажу вам по порядку события последних дней апреля 1945 года, которые предшествовали этому знаменательному событию. Битва за Берлин, строго говоря, началась . Операция продолжалась с этой даты по 8 мая. Целью ее было завершить разгром Германии, соединиться с союзниками, овладеть Берлином. начались бои за Рейхстаг. Одним из главных пунктов в центральном секторе берлинской обороны являлось именно это здание. Оно было окружено с трех сторон рекой Шпрее. Лишь один мост через нее оставался целым. 25 метров составляла ширина реки. Рейхстаг с четвертой стороны был прикрыт каменными зданиями, расположенными по периметру. Гитлер приказал офицерскому составу любыми средствами удержать Рейхстаг. Штурмовать его было поручено частям 79 стрелкового корпуса. Упорное сопротивление оказывали гитлеровцы, которые за каждую комнату, за каждый этаж яростно дрались. к 4 часам 30 минутам дом был очищен полностью от противника. Неоднократно предпринимали немцы яростные контратаки, поддерживаемые артиллерией и танками. Однако советскими частями были отбиты эти попытки. Водружение знамени Солдаты батальона Неустроева прорвались на крышу, прокладывая путь по одной из лестничных клеток огнем из автоматов и гранатами. Флаг над Рейхстагом водрузили теперь уже они. Особо отметились при этом два бойца. Их имена обычно называют, когда отвечают на вопрос о том, кто повесил флаг над Рейхстагом. Двумя отметившимися героями были Михаил Алексеевич Егоров и Мелитон Варламович Кантария (разведчики полка). Именно они были теми, кто воздвиг флаг над Рейхстагом. Бойцам было поручено водрузить знамя Военного совета третьей ударной армии. Они при поддержке роты Сьянова вместе с группой солдат, возглавляемых лейтенантом , 30 апреля, в 21 час 50 минут взобрались на крышу. Флаг над Рейхстагом водрузили эти советские бойцы. За героизм и умелое руководство сражением было присвоено почетное звание Героя Советского Кантария и. Однако бои на этом не закончились. Продолжение боев внутри Рейхстага Советский флаг над Рейхстагом вознесся 30 апреля, в 21 час 50 минут. Внутри Рейхстага бой продолжался до утра 1 мая с большим напряжением. Отдельные группы гитлеровцев, которые засели в подвалах здания, сопротивление не прекращали до 2 мая, пока с ними не покончили советские бойцы. В 6:30 утра 2 мая Г. Вейдлинг, генерал артиллерии сдался в плен. Он приказал остаткам войск гарнизона прекратить сопротивление. Это осуществилось в середине дня. Ликвидированы были в тот же день находящиеся юго-восточнее Берлина группировки немецких войск. Было ранено и убито в боях за Рейхстаг до 2500 солдат неприятеля. В плен захватили 2604 чел. Всего со стороны СССР потери в Берлинской операции составили 78 тысяч человек. Враг потерял около одного миллиона человек, в том числе 150 тысяч было убито. В Берлине повсюду развернуты были советские полевые кухни, угощавшие голодных берлинцев. Победа В этом же году, 3 мая, фотографии горящего Рейхстага, над которым развевалось Знамя Победы, опубликованы были в "Правде", московской газете. Поднятие флага над Рейхстагом возвестило стране о том, что враг побежден. Акт о безоговомрочной капитулямции Гермамнских вооружённых сил был подписан представителями Верховного командования , верховного командования Западных союзников и Советского Союза 7 мая в 02:41 по центральноевропейскому времени в Реймсе (Франция). Капитуляция нацистской Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 по центральноевропейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени). По требованию Сталина состоялось вторичное подписание капитуляции в ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлсхорсте. Даты официального объявления главами государств о подписании капитуляции — 8 мая в странах Европы и 9 мая в СССР — стали отмечаться в соответствующих странах как День Победы. В 1945 году, в Москве состоялся на Красной площади первый парад в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. Знамя Победы было решено привезти из Берлина на этот парад. Оно хранится и по сей день в Центральном музее Вооруженных сил. Тех, кто установил флаг над Рейхстагом, не забудут в нашей стране никогда. Имена этих героев мы вспоминаем каждый год, 9 мая, когда празднуется годовщина Победы. Именно возведение флага над Рейхстагом ознаменовало ее.

Звучит запись Левитана «О капитуляции Германии»

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут – те, кто прошёл войну.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Благодарные потомки хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам, называя улицы именами героев.

Звучит песня «День Победы»

На ваших столах лежат листы оранжевой/красной бумаги, а на плакате изображена звезда. Давайте наклеим язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней. (песня «Солнечный круг»)

Литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной…»

Слайд 2,3 (звучит музыка «Цветущий май» , дети играют)

Слайд 4 (вой сирен и бомбардировщика, дети приседают, берут винтовки)

Ученик: Слайд 6, 7

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Была земля и жёсткой и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ученик:

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства на миг опустел,

Что не вернётся радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушала война.

А седины ребячьих чёлок…

Разве этому есть цена?

Ученик:

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ученик:

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали,

Мальчишки взрослели,

И только бы жизнь начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Слайд 8

Ученик:

О подвиге юного героя из села Касилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Ученик:

Четвёртые сутки он в погребе тесном,

Где темень и холод, где сырость и плесень.

Четвёртые сутки в одной рубашонке

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветёт,

Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча, разведчика ждёт

В боях уцелевший отряд патриотов.

А ты с темнотою один на один,

Так что же ты делаешь,

Миша Куприн?

Четвёртые сутки… А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!»-

Решает разведчик израненный.

Куда же ведёшь ты их,

Миша Куприн?

Ведёт сквозь орешник и ельник,

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой …

Ну, вот и пора!

«Прощайте! Держитесь ребята!»

С врагами мальчишка один на один.

Так, что же задумал ты

Миша Куприн?

А Миша стоял - поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

«Просили в отряд провести?

Вот кусты!

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но, что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у Миши лазоревый свет…

А было мальчишке четырнадцать лет.

Ученик:

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои … Орлята Великой Отечественной войны!

Ученик:

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы,

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Ученик:

Мы никогда не забудем имена юных героев Брянщины!

Минута молчания.

Слайды 9-19 под звук метронома.

Ученик:

Прошла война, прошла страда, Слайд 20

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Ученик:

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Вижу стены, разорванный бомбами дом,

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну,

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну,

Я не знаю войны. Да зачем мне она?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали лишь о прошедшей войне.

Песня « Не забирайте солнце у детей» (Слайды 21-29)

Все вместе : Слайд 30

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колени перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто!