Коучинг кто такой одаренный ребёнок. Коучинг талантливые и одаренные дети
г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49
Коучинг для учителей
Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/
Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15. |
|||
Тема занятия: | Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися. |
||
Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися |
|||
Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми; Ознакомить с типами одаренности учащихся; Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися; |
|||
Ожидаемый результат обучения: | Учитель должен: Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения; Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении; Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня. |
||
Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики. |
|||
Ход занятия |
|||
Разминка: | Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты |
||
на группы: | Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте). |
||
Ход занятия: |
|||
Погружение в тему | Видео – ролик «Одаренные дети». Задание 1 Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения: Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению». Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности». Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности». Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания. По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам: Каких детей можно называть одаренными? Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым? | ||
Групповая | Задание 2 . Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?» Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости. 1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости; 2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости; 3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости. Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы) | ||
Индивидуальная работа | Задание 3 «Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися» Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1. Обсуждение ситуацию: 1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия. 2. Составьте образ ученика. 3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Заслушиваются результаты работы, подводится итог. | ||
Домашнее задание Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза | |||
Рефлексия: | Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле» / очень позитивный/ Лист рефлексии/приложение 4/: Была ли польза от работы лично вам, другим? Заполнить листочками стикерами «+», «-» | ||
Презентация, маркеры, постеры, стикеры Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета. |
Приложение 1
Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.
Ситуация «Красные кони на синей траве».
Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.
Приложение 2
Используемая литература:
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г
3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»
Приложение 3
Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».
Приложение 4
Лист рефлексии
1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
2. Что было главным открытием для вас?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Что больше всего понравилось?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Что нужно учесть коучеру на будущее?
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?
_________________________________________________________
Коучинг занятие
№ п\пТема занятий « Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
1 Общие цели Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
2 Ожидаемый результат Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
3 Материалы и оборудование Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий Время Действия преподавателя и действия участников коучинга Орг момент
Создание коллоборативной среды 5мин Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы 10мин Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция 7мин Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1 10мин Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка 3мин Задание 2 10мин Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Видеоролик Задание 3 Итог 5мин Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь 5мин Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей
Результат обучения
Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов).
Ключевые идеи
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
Задания
Разминка: Тренинг Упражнение «Бабочки» Задание 1 Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».
Задание 1.1 Эксперимент. Отметьте качества, которые нравятся в учениках и не нравится.
Задание 2: Видеоролик «Учитель» (притча).
Задание 3.
Задание 4. (групповая работа)
Задание 5. по одарённости.
Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия. Таблица Чиксентмихайна + калифорнийский сэндвич
Ход занятия.
Разминка. Упражнение «Бабочки»
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком.
Задание 1
А) Расположить карточки по степени важности сверху вниз. «Качества хорошего учащегося».
Сравните с качествами идеального учащегося, по мнению учителей из пяти стран.
С какими странами наши мнения совпадают?
Б) Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий.
Занятый исключительно своими делами.
Быстро, “на лету” схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Как Вы считаете, может ли ребёнок с такой характеристикой быть одарённым?
А если эти характеристики не нравятся Вам? (дискуссия педагогов)
Задание 2. Видеоролик «Учитель» (притча)
Одаренные дети
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
У маленьких учеников
Спросил художников Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну. Кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле,
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?
В.Берестов
Задание 3. Анкета «Как распознать одарённость». Заполнить анкету на одного из учеников.
Одаренные дети - дети, признанные образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Способности таких детей относятся ко всем сферам интеллектуальной деятельности.
Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей,в которых человек может достичь больших успехов.
Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.
Дарование – то же, что талант : 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование,
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант,
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка. (групповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости.
1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ)
3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич
Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
Безмятежная . Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
Итак, если посмотреть на проблему одаренных детей в контексте образовательных сред, то понятно, что в догматической среде они просто не смогут развиваться, она для них смерть. В безмятежной- одаренность не получит развития. В карьерной -легко только честолюбивым детям. Таким образом, лишь творческая среда отвечает требованиям развития одаренности.
Для педагогов, работающими с одаренными детьми, учитывать, что фактором, зависящим от педагога, является обеспечение дальнейшего развития, создание благоприятных условий для развития одаренности.
Основная образовательная цель, провозглашенная в новых образовательных стандартах-это создание условий для реализации человека. Можно высказать много критики по поводу того, как идут реформы, но стратегическая линия не вызывает сомнений в ее верности и соответствии духу времени. Поэтому вопрос взаимодействия педагога и одаренного ребенка нужно рассматривать в широком контексте.
Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс).
Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативноесамовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
4. Научное понимание одарённости.
Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А.Люблинская, А.И.Макарова и др.). В последние годы наука значительно продвинулась в изучении детской одарённости. Исследователи всё больше убеждаются, что отождествление одарённости с высоким уровнем развития мышления неправомерно. Интеллект не существует сам по себе. А успешность, достижения часто зависят от эмоционального настроя, чувств, интересов, потребностей, воли, упорства и много другого, что относится к личностным особенностям человека. Многие исследователи считают, что одарённость – это особый склад личности.
Сильное стремление к познанию способствует накоплению знаний, быстрому развитию мышления и речи в дошкольном возрасте. Ребёнок развивается с опережением. Эти особенности выделяются как показатели детской одарённости.
Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций, что сопровождается положительными эмоциями (радость от познания). Эта потребность не насыщаема: чем больше ребёнок знает, тем больше хочет узнавать. У одарённого ребёнка познавательная потребность может преобладать над другими потребностями: ради новой книги, занятия, дающего возможность узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от сладостей, от прогулки и сна. Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком дарования на этапе дошкольного детства.
Могут ли бурная фантазия, развитое воображение, интересные детские суждения, рисунки, поделки и многие другие творческие проявления свидетельствовать об одарённости?
Расположенность к творчеству выступает отличительной чертой детского возраста, в том числе и дошкольного, и это вызывало всегда интерес у исследователей детских дарований.
В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Более выраженные творческие проявления наряду с более высокой восприимчивостью к учению большинство специалистов в настоящее время признают как основные показатели одарённости ребёнка.
Проблемы одарённых детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Виды одарённости
Музыкальное дарование. С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.
Художественная одарённость. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.
Математическая и шахматная одарённость. Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.
Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных композиций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.
Литературное дарование. Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость . Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии
Литература:
1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.
Ожидаемый результат:
Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Целевая аудитория: учителя
Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.
Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.
Этапы работы | Деятельность участников | |||
Подготовительно-организационный. Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии. создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии; обеспечить быстрое включение участников в работу. беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд). Деление на группы. | Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии. Формулирование темы занятия Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей Давайте приступим. Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...». Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные. | Просмотр видеоролика Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную работу на занятии. Объединившись по группам, садятся. | Видеоролик 4 летний вундеркинд Карточки с буквами |
|
Основная часть. Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей. Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров | Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся? Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». Теоретический материал Объяснение. 1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика 2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними 3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними. 4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе. Наблюдение за работой групп. Наблюдаю, слушаю защиту проектов | Мозговой штурм. Незаконченное предложение Талант – это … Спикер группы отвечает на вопрос. Просмотр презентации Просмотр видеоролика Работа в группах Обсуждение Группы представляют свои проекты. |
| Листы с предложениями Видеоролик «Одаренные дети» Постеры, маркеры |
Заключительный этап. Методы и формы: индивидуальная работа | Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах. Плодотворной Вам работы и до новых встреч! | рефлексия Просмотр видеоролика |
|
Видеоролик «Талантливые дети» |
Список интернет – ресурсов
http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind
http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM
http://go. mail. ru/search_video
Приложение 1
Мозговой штурм.
Незаконченное предложение
Талант – это …
Способным и талантливым ученикам в учебе …
Одаренным быть легко, потому что…
Гениальными становятся ученики, если…
Приложение 2
Презентация «Работа с одаренными детьми.»
Видеоролик «Одаренные дети»
Видеоролик «4 летний вундеркинд»
Видеоролик «Талантливые дети»