Кто сказал друзья прекрасен наш союз. “Друзья мои, прекрасен наш союз!” (тема дружбы в лирике А

Это стихотворение Пушкина посвящено друзьям по лицею, и, конечно, даже в названии отражена праздничная дата открытия того самого лицея лицея. До сих пор это день лицеиста в России.

Именитых (и первых) выпускников этого заведения связывала крепкая дружба. В стихотворении Александр Сергеевич о каждом говорит интересно и приятно.

Начинается стихотворение с описания осенней природы: первый мороз, унылый день, багряный закат... настроение тоски и меланхолии. Герой пьет вино, чтобы заглушить душевную боль, вспоминает юность. Теперь он живет будто в келье, хоть это богато убранная комната (с камином даже), но Пушкину в ней холодно и одиноко. Он признается, что пьет один - рядом нет ни одного друга. А так бы хотелось с кем-то поговорить по душам, помолчать, пожать сердечно руку приятелю... Но у героя только воспоминания. Его воображение зовет из прошлого друзей. В этот день как раз день их лицея. Одинокий герой задает пустоте вопросы. Например, кто из друзей сейчас тоже празднует эту дату, кто, вообще, о ней помнит. Увлекшись светской жизнью, своими заботами, они могли и забыть. Лишь бы все были живы...

И тут де поэт сам себе мысленно отвечает, что не пришел, например, его друг - Корсаков. Он будто еще жив для Пушкина: с огнем в глазах, с гитарой. На самом деле друг уже похоронен в Италии, а на его могиле нет даже ни слова на русском.

Далее вспоминается Матюшкин - мореплаватель в кругосветном путешествии. Он может быть, где угодно - в тропиках или во льдах. Пушкин желает этому беспокойному человеку счастливого пути. Его друг сохранил лицейский пыл, точно не забыл друзей.

В основном, автор не называет имен друзей. Тогда они были на слуху, теперь можно обращаться к комментариям.
Теперь строфа, где автор восхищается их крепкой дружбой, которую соединило Царское Село. Признается, что от тягот жизни хотел забыться с новыми приятелями, которые рядом, но тех лицейских друзей никто не заменит.

И далее вспоминает Пушкин друзей, которые еще ближе ему, ведь они приезжали в его ссылку. Первым прибыл Пущин. Вторым - Горчаков, с которым встретился изгнанник на проселочной дороге. И хотя их судьба давно развела, они были рады встрече. А Дельвиг появился, когда поэт почти впал в уныние, друг пробудил в нем вдохновение. Дельвиг тоже поэт, но не похож на Пушкина по темпераменту. Ему не нужны рукоплескания, он творит в тиши и для себя. Вспоминает поэт и других... и преподавателей, и основателей.

Заканчивается стихотворение оптимистично, возгласами в хвалу лицея.

Анализ стихотворения 19 октября Пушкина

Знаменитое и известное стихотворение «Девятнадцатое октября» великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича уже очень давно получило своё признание и народную славу. Стоит отметить, что это стихотворение является строфическим, и таких произведений у данного автора не много. В его создание используются восьмистишья, которые дополняются известным писательским приёмом формулой рифмовки.

Главной темой стихотворения становится тема дружбы, и она с особой полнотой и тщательностью раскрывается автором в его по-настоящему поэтически созданном шедевральном произведении «Девятнадцатое октября». Написано это произведение в тысяча восемьсот двадцать пятом году.

Так же стоит заметить, что у этого произведения есть посвящение, оно посвящено открытию лицея. Нельзя не отметить, что его самые первые строки, которые можно назвать начальными опутаны грустью, тоской, печалью. Все эти чувства вызываются образом жизни, и обстоятельствами, которые ему предшествуют.

Во время создания данного произведения Пушкин находится в ссылке, и не имеет ни какой малейшей возможности встретиться со своими друзьями, в самый знаменательный для них день. Но, несмотря на это автор старается сделать всё возможное, чтобы душой быть рядом с ними, и постараться передать им свои чувства, даже на расстоянии.

Прежде всего в те времена особо ценилась в друзьях их вера дружбе, схожесть практически всех направлений, решение прийти на помощь самую в трудную и тяжелую минуту. Это бережет в своих близких и Александр Сергеевич, который искренне благодарен своим друзьям за настоящую и нерушимую дружбу.

Так же следует отметить, что в стихотворении упомянуто несколько человек, которые так же как и автор находились в ссылке в то время. Именно благодаря своим мыслям о родных и близких, а так же благодаря этим людям Александр Сергеевич не чувствовал себя грустно и одиноко.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мне голос был. Он звал утешно…

    Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

  • Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

    Данное произведение было написано Сергеем Сениным в 1915 году, но опубликовали его только в 1919. По воспоминаниям современников автора, Есенин, читая стихотворение перед публикой, не стеснялся своих слёз, чем смешил добрую часть слушателей

  • Анализ стихотворения Перед дождем Некрасова

    Некрасов всегда довольно пренебрежительно говорил о пейзажной лирике, считая, что подобное себе могут позволить только романтические натуры, которые запросто закрывают глаза на различия между людьми и существующее неравенство

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

  • Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

    Великий писатель, романтик - Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России. Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.

Эти ежегодные встречи стали доброй традицией. Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября» , которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.

Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией. Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.

Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора. В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.

Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции. Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз» , разрушить который никто не в состоянии.

Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными» . Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут» , и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу. Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот» .

«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений. «Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен» , – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои» , «несчастный друг» , «мой брат родной по музе, по судьбам» , «мой запоздалый друг» и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?» , «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.

«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль. Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта. Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу» , и даже царя за то, что тот основал Лицей.

Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» , «Служенье муз не терпит суеты» , «Пируйте же, пока еще мы тут!»

Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
лауреат Пушкинской премии 2004 года
в странах СНГ и Балтии,
г. Минск

Друзья мои!
Прекрасен наш союз!

Царскосельский лицей.
Рис. А. Пушкина

Среди всех высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен поэт, особо выделяется талант дружбы. Дар дружбы ему был дан редкий. «Для Пушкина дружба была священной потребностью», – писал П.А. Плетнев.

Русский религиозный философ и литератор С.Н. Булгаков отмечал: «Пушкину от природы, быть может, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранял верность дружбе всю жизнь».

Особое место в душе поэта занимали друзья его юности – лицеисты; верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Суть отношений лицеистов заключалась в том, что они – союз с правами уникальной духовной близости. Это даже не дружба в обычном смысле этого слова, а нечто высшее, во всяком случае иное, необычное явление невиданного ни до того, ни после этого типа связи.

Определяющим в неразрывной связи лицеистов стало творчество Пушкина. Пять стихотворений посвятил Пушкин лицейской годовщине: 1825, 1827, 1828, 1831, 1936 годов.

Дружба для Пушкина – спасительное чувство. И оно ему часто помогало в жизненных трудностях.

Стихотворение «19 октября» 1825 года написано в ссылке, в Михайловском. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», – писал поэт. Займемся этой самой занимательной из наук.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина Электрокаминия.РУ компании КлиматПрофф. "Электрокаминия.РУ" - это не просто ответ на запрос " " поисковым системам, это - получение грамотной консультации по выбору электрокаминов, очагов для них, порталов, электропечей и аксессуаров для этой техники, это быстрая доставка приобретенного оборудования и его установка опытными и квалифицированными специалистами. В конечном итоге, "Электрокаминия.РУ" - это магазин, где есть техника и оборудование, которое поможет сделать обстановку в Вашем доме неповторимой и красивой, а атмосферу в нем - теплой и уютной. С подробной информацией об ассортименте предлагаемой продукции и ценах на нее можно ознакомиться на сайте elektrokaminiya.ru.

1-я строфа

Пылай, камин, в моей пустынной келье...

Стихотворение начинается картиной природы, полно гармонирующей с настроением поэта:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.

Для усиления выразительности этого описания используется инверсия.

Роняет лес...
Сребрит мороз...
Проглянет день...

Пушкин – первый русский поэт, который связь человека с миром природы сделал почти неразрывной. Проглянет день как будто поневоле... Как будто день тоже в ссылке, подневольный, и ему не очень-то хочется выполнять свою каждодневную функцию – проглядывать. День осенний короток; света, радости мало. В природе – то же, что и на душе поэта.

Сребрит мороз увянувшее поле. Поразительно емко слово увянувшее (поле). Возникает представление о поле с поникшей увядшей травой, подернутой серебристым инеем. Причастие увянувшее не только создает точный зрительный образ, но и придает пушкинскому описанию глубоко личный, грустный оттенок, после чего так естественны следующие строки о себе самом:

Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Обращения-повеления к камину (пылай), к вину (пролей похмелье) очень выразительны. С поэтом пока только эти неодушевленные предметы, которые могут скрасить грусть-тоску ссылки.

2-я строфа

Печален я: со мною друга нет...

Вторая строфа – «мотив невстречи», мрачное обращение на себя, на свое одиночество. Мы видим поэта в конце октября, когда «уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», когда промозгло и темно в михайловских рощах, когда и старому одиноко, а ему двадцать пять лет, и пятый год тянется ссылка, и конца ей не видно:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку...

3-я строфа

Меня друзья сегодня именуют...

Я пью один... Это выражение употреблено во 2-й строфе и повторено в 3-й. Путем повтора поэт выделяет ключевое понятие – одиночества: «Я пью один»... Но когда он говорит в 3-й строфе:

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...

то чувствуется уверенность поэта в друзьях, которые не изменили пленительной привычке встречаться в день Лицея.

Неизвестным остается только одно – все ли собрались. Именно поэтому дальше идет серия вопросов (семь в одной 3-й строфе!):

Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Неопределенно адресованные вопросы выражают различные чувства поэта – догадки, сомнения, раздумья... Но он не чувствует себя оторванным, отчужденным от друзей. В центральных строфах происходит то, о чем поэт скажет позже в стихотворении «Осень» (1833):

И тут ко мне идет незримый рой гостей...

Друзья приходят к нему в воображении, окружают его, он с ними беседует, о них рассказывает. «19 октября» – это «пир воображения». А если это пир, то должны присутствовать заздравные тосты. Поэтому 4–8-е строфы – это череда заздравных тостов.

4-я строфа

Он не пришел, кудрявый наш певец...

Но первые слова – о тех, «кто не пришел, кого меж вами нет». 4-я строфа посвящена Николаю Корсакову:

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной…

Корсаков Н.А. (1800–1820) – лицейский товарищ Пушкина, деятельный сотрудник и редактор лицейских журналов; был очень музыкален, прекрасно играл на гитаре, положил на музыку стихи Пушкина «О Делия драгая...» и «Вчера мне Маша приказала...». Умер от чахотки в Италии, написав себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

5-я и 6-я строфы

О, волн и бурь любимое дитя!

Эти две строфы Пушкина обращены к лицейскому другу Федору Матюшкину:

Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя...

Еще в Лицее Матюшкин мечтал стать моряком. Окончив курс, определился гардемарином и совершил кругосветное плавание на корабле «Камчатка»; впоследствии, став военным моряком, проделал еще несколько кругосветных плаваний, обследовал берега Восточной Сибири, где один мыс был назван его именем. Под конец жизни Матюшкин был контр-адмиралом и сенатором.

Последнее свидание Матюшкина с поэтом состоялось на лицейской годовщине 1836 года у лицейского товарища Яковлева.

В феврале 1837 года Федор Матюшкин, будучи в Севастополе, получил страшное письмо из Петербурга. Вот его ответ лицейскому однокашнику Яковлеву: «Пушкин убит! Яковлев! Как это ты допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев, Яковлев! Как ты мог это допустить. Наш круг редеет...». Слово судьба встречается в стихотворении восемь раз, но первый раз оно употреблено поэтом в строфе о Ф.Матюшкине:

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы...

Свою судьбу Пушкин тоже определяет этим словом. Вспомним:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.

7-я строфа

Друзья мои, прекрасен наш союз!

В седьмой строфе Пушкин обращается ко всем своим друзьям с общим приветствием, приобретающим характер утверждения высокого братского союза друзей-единомышленников:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Эти слова были повторены поколениями лицеистов. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду. В обращении к друзьям – уверенность в том, что они пронесут братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Почему союз лицеистов неколебим ? Потому что срастался он под сенью дружных муз, т.е. под покровом поэтического вдохновения, творчества. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством.

8-я строфа

Но горек был небратский их привет...

Эта строфа – возвращение к себе и прояснение себя:

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой...

Как будто судьба только то и делает, что все время расставляет сети, а он в них запутывается. Свою судьбу он определяет как суровую: ссылки, преследования (гоним, томим, зависим) .

В своих вынужденных скитаниях по России Пушкин очень скучал без друзей, лицейских и литературных. На юге пробовал он сойтись с новыми людьми, но с одними было ему скучно, в других, как в Александре Раевском, он разочаровался. Обратим внимание на ключевые слова, которые говорят о том, с каким чувством предался поэт новой дружбе: с трепетом; приник ласкающей главой; с мольбой печальной и мятежной; с доверчивой надеждой... душой предался нежной . И как итог всей этой открытости и нежности: «Но горек был небратский их привет». То, что характеризовало дружбу лицеистов, – святое братство – дано здесь как отрицание – не братский привет .

9-я строфа

...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил...

Пущину, Горчакову, Дельвигу – отдельная строфа (с ними была встреча).

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.

В одной строфе встречаются эти два близких по значению слова. Отрада встретить в Михайловском троих друзей души . И услада – ибо Пущин своим приездом изгнанья день печальный превратил в день Лицея.

10-я строфа

Нам разный путь судьбой назначен строгой...

Своеобразные отношения со школьной скамьи установились у Пушкина с князем А.М. Горчаковым (1798–1883) – красивым, сильным, блестящим и холодным человеком, баловнем судьбы. В лицейском послании к Горчакову поэт дал своему товарищу характеристику, похожую на пророчество:

Мой милый друг, мы входим в новый свет;
Но там удел назначен нам не равный,
И розно наш оставим в жизни след.
Тебе рукой Фортуны своенравной
Указан путь и счастливый, и славный, –
Моя стезя печальна и темна...

Действительно, князь Горчаков стал выдающимся дипломатом. Окончив Лицей по первому разряду, с золотой медалью, Горчаков определился в коллегию иностранных дел, где быстро стал продвигаться по службе и впоследствии достиг должности министра иностранных дел.

В 1825 году, будучи в отпуске, он посетил своего дядю, псковского предводителя дворянства, и повидался с Пушкиным. «Мы встретились и расстались довольно холодно, по крайней мере с моей стороны», – писал Пушкин Вяземскому. Но, несмотря на это, он посвятил несколько строк и Горчакову:

Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Отметим и здесь слово братски .

11-я и 12-я строфы

Поэт для Пушкина – особый друг, он – брат по крови, по душе . Глубоко прочувственными строками откликнулся Пушкин на приезд Дельвига весной 1825 года в Михайловское:

Эта встреча вернула поэта к жизни, к действию, к творчеству. Великодушный и независтливый, Пушкин укоряет себя и восхищается другом:

Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души...

Воспоминания о двух товарищах-поэтах – Дельвиге и Кюхельбекере – дают возможность Пушкину выразить мысль о сущности прекрасного:

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво.

13-я и 14-я строфы

Мой брат родной по музе, по судьбам...

Скажи, Вильгельм, не то ль и с ними было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Вопрос этот появляется в конце 13-й строфы. Он создает ощущение присутствия друга, как будто Вильгельм рядом и сразу ответит на этот вопрос. В михайловской ссылке Пушкин с нетерпением ждал приезда друга, с которым было связано так много юношеских воспоминаний, но они встретятся случайно только в 1827 году, когда ссыльного декабриста Кюхельбекера перевозили из одной крепости в другую. Это было их последнее свидание.

15-я строфа

Промчится год, и с вами снова я...

В награду за подвиг любви к друзьям поэту дается два дара. Первый дар – дар предвидения: «Промчится год, и я являюсь к вам!»... (В сентябре 1826 года (даже меньше, чем через год!) Пушкин был освобожден из ссылки.)

И сразу же меняется строй повествования. Сразу – обилие восклицательных интонаций, восторг, упоение. И мы с вами тоже начинаем верить в эту встречу.

16-я строфа

Наставникам, хранившим юность нашу...

Любимые наставники – Галич, Кошанский, Куницын – были люди и выдающиеся, и молодые. Исследовательница А.В. Тыркова-Вильямс справедливо замечает: «Все три профессора – Куницын, Кошанский, Галич – пережили поэта. Но ни один из них не оставил воспоминаний о нем. Они почтительно возились с немецкими и латинскими четырехстепенными поэтами, но не подумали записать, сохранить для будущих поколений память о том, как на их глазах кудрявый озорной мальчишка превратился в гениального поэта.

Зато царственно великодушный Пушкин отплатил им за все заботы величавой красотой стиха:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Не все профессора Лицея оставили большой след в духовном развитии Пушкина, но поэт ко всем без исключения обратил свои мудрые строки благодарности.

14–18-е строфы наполнены ликующей, радостной лексикой. Обилие восклицательных интонаций сочетается с повелительными формами глаголов: приди – оживи, пируйте, выпивайте, запомните, благослови, да здравствует и т.д., в которых звучат уверенность и воля.

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...

Профессор нравственных и политических наук (задумаемся над этим удивительным учебным предметом!) Александр Петрович Куницын, выступая перед лицеистами, говорил: «Люди, вступая в общество, желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты; они предлагают свои силы в распоряжение общества, но с тем только, чтобы они обращены были на общую и, следовательно, на собственную пользу».

Мировоззрение Пушкина и его друзей-декабристов складывалось под большим влиянием Куницына.

В 1821 году Куницын был смещен с занимаемой им кафедры и даже отставлен от службы по министерству народного просвещения за изданную им книгу «Естественное право», в которой, по мнению правительства, изложено «весьма вредное, противоречащее истинам христианства и клонящееся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных ученье».

Пушкин выразил свое негодование по поводу запрещения книги Куницына в «Послании к цензору» (1822), которое ходило в списках по рукам. Посылая 11 января 1835 года Куницыну свою книгу «История Пугачевского бунта», Пушкин написал в ней: «Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности».

Пушкин на всю жизнь сохранил признательность Куницыну, и в последнем стихотворении, посвященном лицейской годовщине, он снова вспоминает речь Куницына:

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

(Была пора..., 1836)

17-я строфа

Простим ему неправое гоненье...

Второй дар, который был дан Пушкину в награду за подвиг любви, – это дар прощения Александру I – гонителю:

Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Обратим внимание на эти два слова: Он человек! Вот это чисто человеческое измерение Александра более всего занимает теперь Пушкина. Пушкин как бы говорит, что все цари – глубоко несчастные люди. Они себе не принадлежат. Они думают, что там, внизу, рабы, но оказывается, что они сами – рабы молвы, сомнений и страстей . Нам остается их только пожалеть.

И уже не приходится удивляться, что в 1825 г. появляются немыслимые ранее у Пушкина слова: Простим ему неправое гоненье . Пушкин предлагает многое простить Александру I за то, что он взял Париж, он основал Лицей , как бы уравняв два этих события.

18-я строфа

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут...

Эта строфа – прикосновение к тайне вечности. Пушкин говорит о смерти спокойно, как люди, близкие к природе. Постоянная дума о смерти не оставляет в сердце его горечи, не нарушает ясности его души:

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...

Стихотворение «19 октября» 1825 года привело В.Г. Белинского в полный восторг. Он писал: «Пушкин не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады. Как истинный художник, он владел этим инстинктом истины, который указывал ему как на источник и горя, и утешения и заставлял его искать целения в той же существенности, где посетила его болезнь».

19-я строфа

Докучный гость и лишний, и чужой...

Это обращение к несчастному другу, который переживет всех и будет один праздновать день Лицея:

Судьба положила так: последним лицеистом пушкинского выпуска, которому пришлось в одиночестве отмечать годовщину Лицея, оказался А.М. Горчаков. Почему же он «несчастный друг»? Потому что лишний и чужой средь новых поколений – «докучный гость». В этой строфе поэт противопоставляет ему себя, одинокого изгнанника, но на воображаемом пире друзей (которые сегодня уж точно его именуют на брегах Невы!). Пушкин, оказывается, сегодня счастлив, так как провел день «без горя и забот». Вот он каким вышел из стихотворения – счастливым! А начало было грустным – «Я пью один...». И это ощущение счастья дали ему друзья.

«19 октября» – это стихотворение о победе воображения. Воображение поэта торжествует над явью!

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина - друга монархии,
Пушкина - друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь - с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” - спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом...” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд...”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)

19 октября - день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
19 октября”, 1827 г.)

А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием - восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд...” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)

Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд...”.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать представление о пушкинском лицее как символе человеческой верности, дружбы, полнокровной, одухотворенной юности

Эпиграф:

Благослови, ликующая муза,

А.С. Пушкин. «19 октября» 1825 года

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование: музыкальный центр, ноутбук (компьютер), видеопроектор.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Лицеисты: Вольховский Владимир, Горчаков Александр, Дельвиг Антон, Корсаков Николай, Кюхельбекер Вильгельм, Малиновский Иван, Пушкин Александр, Пущин Иван.

Ход мероприятия

Звучит Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена. На сцене полумрак, полукругом стоят столы, стулья, приготовленные для лицеистов. Зрительские места занимают школьники, учителя. На сцену выходят Ведущий 1, зажигает све чи .

ВЕДУЩИЙ 1: Былые столетия охотно…делятся с нами своими сочинениями, письмами, документами – самыми задушевными, потаенными… И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяется длинной цепью наше сегодня и их далеко. Соединяем, и сразу по цепи «бежит ток»? и становится ясным то, что именуют связью времен, и огромного исторического расстояния как не бывало, и мы уже в компании тех ребят, а они с нами. Какая хорошая вещь память, какая хорошая вещь история!

Минувший век притягивает нас –
Сегодняшнего давнее начало!
Его огонь далекий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
Далекий век, где синий воздух чист,
Где стук колес и дребезжанье дрожек,
И кружится неторопливый лист
Над гравием ухоженных дорожек!

А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горных ангелов полет…», тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать. Именно поэтому мы приглашаем нашего современника, отправится совсем недалеко – всего на два столетия назад – в первые десятилетия XIX века.

Когда октябрь на дворе,
Приди сюда, куда б ни шел ты,
Из желтых листьев – самый желтый
Здесь Александровский дворец.
Мы к детству движемся назад
И листьев золотое бремя
Припоминаем вновь, лишь время
Склоняет стрелки и закат.
Нам снятся старые игрушки,
И мы меняемся в лице.
Мы возвращаемся, как Пушкин,
В Лицей, уже пройдя Лицей.

Показ фильма о Пушкине в лицее (5’)

ВЕДУЩИЙ 1: Но это все в будущем, а пока… 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники... В детстве и юности они читали повести и легенды о греческих и римских героях, а сами еще при жизни или вскоре после смерти стали легендой, преданием... Через шесть без малого лет двадцать девять юношей обучатся, получат аттестаты... Они могли не видеться годами, но твердо знали, что есть Француз (он же смесь обезьяны с тигром, он же Пушкин), есть Дьячок (он же Мордан, он же Корф), и есть Паяс (он же Яковлев). Друг для друга они были посланцами оттуда, где все начиналось, и гарантами того, что они еще живы. Прошло 197 лет, почти два века. Но до сих пор дружба лицеистов пушкинского выпуска – это символ человеческой верности и дружбы.

ВЕДУЩИЙ 2: В долгожданный торжественный день 19 октября голос молодого профессора Александра Петровича Куницына наполнил весь зал, воцарилась необычайная тишина. Те, к кому пламенно взывал Куницын – подростки в синих мундирчиках, - они так и замерли, покоренные истинным пафосом обращенных к ним слов. Навсегда запомнилась Александру Пушкину эти минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь молодого Куницына.

Речи окончились, и воспитанников стали вызывать по списку:

Звучит Gaudeamus Igitur . Торжественно зачитывается список лицеистов, участники выходят по очереди на сцену

  • Бакунин Александр Павлович;
  • Броглио Сильверий Францевич;
  • Вольховский Владимир Дмитриевич (Суворочка);
  • Горчаков Александр Михайлович (Князь, Франт);
  • Гревениц Павел Федорович;
  • Гурьев Константин Васильевич;
  • Данзас Константин Карлович (Медведь, Кабуд);
  • Дельвиг Антон Антонович (Тося);
  • Есаков Семен Семенович;
  • Илличевский Алексей Демьянович (Олосенька);
  • Комовский Сергей Дмитриевич (Лисичка, Смола);
  • Корнилов Александр Алексеевич (Мосье);
  • Корсаков Николай Александрович;
  • Корф Модест Андреевич (Модинька, Дьячок, Мордан);
  • Костенский Константин Дмитриевич (Старик);
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович (Кюхля);
  • Ломоносов Сергей Григорьевич (Крот);
  • Малиновский Иван Васильевич (Казан);
  • Мартынов Аркадий Иванович;
  • Маслов Дмитрий Николаевич (Карамзин);
  • Матюшкин Федор Федорович (Федернелке, Плыть хочется);
  • Мясоедов Павел Николаевич (Мясожоров);
  • Пушкин Александр Сергеевич (Француз, Егоза);
  • Пущин Иван Иванович (Большой Жанно, Иван Великий);
  • Саврасов Петр Федорович (Рыжий, Рыжак);
  • Стевен Федор Христианович (Швед, Фрицка);
  • Тырков Александр Дмитриевич (Кирпичный брус);
  • Юдин Павел Михайлович;
  • Яковлев Михаил Лукьянович (Паяс).

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей. Вот о чем наш сегодняшний рассказ.

После слов ведущего лицеисты одновременно присаживаются. Звучит музыка: Вивальди «Весна» из «Времен года».

ВОЛЬХОВСКИЙ: Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка.

ВЕДУЩИЙ 1: Первый ученик. Окончил лицей с золотой медалью.

ВОЛЬХОВСКИЙ: Я был самым слабым, поэтому занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два толстых словаря. Ребята посмеивались надо мной иногда в стихах.

Суворов наш,
Ура! Марш, марш!
Кричит верхом на стуле.

ВЕДУЩИЙ 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

ГОРЧАКОВ: Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт.

ВЕДУЩИЙ 1: Министр

ДЕЛЬВИГ: Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосенька.

ВЕДУЩИЙ 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы»

ДЕЛЬВИГ: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!
Ты же под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный!

КОРСАКОВ: Корсаков Николай. 11 лет

ВЕДУЩИЙ 1: Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий! Поспеши к стране родной своей.
Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

ВЕДУЩИЙ 1: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

МАЛИНОВСКИЙ: Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак.

ВЕДУЩИЙ 1: Сын директора Лицея.

МАЛИНОВСКИЙ: Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл меня Санчо Панса.

ВЕДУЩИЙ 1: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блистательной генеральской карьеры и никогда об этом не жалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

ПУЩИН: Пущин Иван. 13 лет. Прозвище Большой Жанно, Иван Великий.

ВЕДУЩИЙ 1: С хорошими дарованиями. В общении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

ВЕДУЩИЙ 1: 14 декабря был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

ПУШКИН: Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал.
Читал украдкой Апулея,
И над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.

ВЕДУЩИЙ 1: Великий русский поэт. Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумываешься о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошел по жизни до конца. Прошел много десятилетий назад.

Лицеисты сидят полукругом, вспоминают. Музыка: Фредерик Шопен, Две мазурки, соч. 59 Allegretto .

ГОРЧАКОВ: Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний,
Промчится год, и я явлюся к вам! ...
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!

ГОРЧАКОВ: Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 – золотую. 19 октября 1880, 81, 82 года я отмечал один – последний живой лицеист.

ВОЛЬХОВСКИЙ: За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

ВЕДУЩИЙ 2: Кстати, Пушкин по этому поводу писал:


Он как душа неразделим и вечен –



И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

МАЛИНОВСКИЙ: А помните, на приемных экзаменах?

ПУЩИН: Кажется, я был не из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя №13, его №14), мне захотелось с ним особенно сойтись.

Ведущий 1: Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нем Пушкин позже напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил…

КОРСАКОВ: За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Большом зале на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй, было много гостей.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Больше всего запомнилась речь профессора Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены.

ВЕДУЩИЙ 2: Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань чести и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…

ВЕДУЩИЙ 1: После обеда забыв обо всем на свете, выбежали будущие «столпы отечества» (так назвал их в своей речи Куницын) на пустынную улицу. Со смехом и криками сражались они в снежки, радуясь зиме, свежевыпавшему снегу и временно обретенной столь милой им свободе.

ПУЩИН: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспектора, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

ГОРЧАКОВ: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.

МАЛИНОВСКИЙ: У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – еще не остров.

ПУШКИН: На четвертом этаже спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

ВОЛЬХОВСКИЙ: На каждой комнате номер.

ПУЩИН: Мы потом долго играли в числа, подписывали письма номерами. «№14 не согласен с №13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

КОРСАКОВ: В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли дядьку на часах.

ДЕЛЬВИГ: Подъем был в 6 часов утра, потом молитва, завтрак. Каждый день 7 часов уроки. Остальное прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцевание»…

1 пара исполняет танец по музыку Ричарда Клайдермана Mariage d Amour (P . de Senneville ).

После танца звучит фоном музыка: Фредерик Шопен. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А помните, как то раз профессор Кошанский предложил описать в стихах восход солнца. Заскрипели перья. Затем читали написанное. Дошла очередь до Павла Мясоедов. Он встал и прочитал:

Восход солнца.
Блеснул на западе румяный царь природы…

ПУШКИН: Это было все, что он написал… «И это всё?» - удивился Кошанский. А Илличевский, услыхав что солнце у Мясоедова восходит на западе подхватил: «Нет, не всё, - и, давясь от смеха, выпалил –

И изумленные народы
Не знают, что начать.
Ложиться спать или вставать».

ГОРЧАКОВ: А помните первый лицейский анекдот и первое лицейской прозвище?

ДЕЛЬВИГ: Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Федоровна решила узнать, хорошо ли кормят. Подойдя к Александру, спросила: «Хорош ли суп?» Корнилов, испугавшись или смутившись, отвечает по-французски: «Oui, monsieur». Так он превратился из Корнилова в «Мосье»

ВОЛЬХОВСКИЙ: Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Мартышка, Искра, Француз, смесь обезьяны с тигром.

ВЕДУЩИЙ 2: Да и сам Пушкин, как вы знаете, говорил о себе:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

ГОРЧАКОВ : В лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Звучит мелодия Ричарда Клайдермана « A comme amour » (P . de Senneville / Gilbert ).

КОРСАКОВ: Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…

ПУШКИН: «…Моё чувство к ней было непохоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел 18 часов – ах! какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!..»

В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…

ПУЩИН: В лицее о любви Пушкин писал и так:

Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима,
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима…

Звучит Maestoso

ДЕЛЬВИГ: Еще нас всегда волновала история… 1812 год…

ВОЛЬХОВСКИЙ: Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских. Генерал Николай Николаевич Раевский взял на руки сыновей своих и пошел с ними вперед… На батарею неприятеля. Он крикнул солдатам: «Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам дорогу». И батарея была взята. Сам генерал с обычной скромностью позже объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков. Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: А какой плач поднялся, когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем… Зато какое «УРА!!!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

Звучит Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21 Фредерика Шопена.

МАЛИНОВСКИЙ: И всё-таки главное наше увлечение – стихосложение. У нас в Лицее писали все, писали по любому поводу и без повода. А помните, в связи, с чем было написано вот это:

Мы недавно от печали –
Пущин, Пушкин, я, Барон,
По бокалу осушили
И Фому прогнали вон…

ПУЩИН: Ну конечно… Мы втроем захотели выпить гоголь-моголю. Ну дальше – понятно. Нас тогда наказали: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы, занесли наши фамилии в черную книгу, сместили на последнее место за столом.

ВЕДУЩИЙ 2: Забавы, шутки, розыгрыши, влюбленности… Но была и большая духовная работа. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром АлексеевичемПлетневым.

ДЕЛЬВИГ: Но наше главное достояние – дружба. Ее боготворят, ставят на первое место.

МАЛИНОВСКИЙ: Много выше карьеры.

КОРСАКОВ: Удачи.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Даже любви

ВОЛЬХОВСКИЙ: Больше о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

ВЕДУЩИЙ 2: В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

ДЕЛЬВИГ:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях славной тишины,
И уж Отечества признанье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!

ПУЩИН: Потом директор лицея Егор Антонович Энгельгардт надевает нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и мы становимся теперь «чугунники». Прозвучала прощальная лицейская клятва…

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Впереди у нас была еще вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицея, друзей, наше Отечество.

Лицеисты встают из-за стола, выходят на край сцены и, взявшись за руки, читают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина (каждый по строчке). Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Звучит Gaudeamus Igitur . Лицеисты спускаются со сцены и уходят в конец зала.

Звучит мелодия Вальс си минор, соч. 69 №2 Фредерика Шопена.

ВЕДУЩИЙ 2: И по сей день продолжается среди нынешних лицеистов традиция праздновать 19 октября – День лицея. В г. Кемерово по инициативе Амана Гумировича Тулеева в 2000 году был открыт Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности. Ребята из сельской глубинки получают там всестороннее образование по различным направлениям. Посещают музеи, театры, бассейн, спортивные секции и творческие объединения области, отдыхают в России и за рубежом.

Звучит фрагмент симфонии В.А. Моцарта «Юпитер». На фоне этой музыки Ведущий 2 произносит заключительные слова вечера.

Ведущий 1: Есть все-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть, несмотря на эпохи, разделяющие нас, есть несмотря ни на что. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым, своим не только для них, но и для нас. Иначе не сделался бы и сам Пушкин нашим вечным Лицеем, Лицеем навсегда.

В конечном счете, тут культура, та культура, без которой нет достоинства, «самостоянья» человека…

У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.

Используемая литература

  1. Анциферов Н. Пушкин в Царском Селе. Под общей ред. Влад. Бонч-Бруевича. М., Госкультпросветиздат, 1950
  2. Басина М.Я. Город поэта. Документальная повесть. Издание 2-е. Л., «Дет. лит.», 1975
  3. Классный руководитель № 3/1999
  4. Лицей. Мемориальный музей. Сост. Руденская М.П. Л., Лениздат, 1976.
  5. Руденская М.П., Руденская С.Д. Они учились с Пушкиным. Лениздат, 1976
  6. Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л.: Лениздат, 1984. – 318 с., ил. – (Б-ка молодого рабочего).
  7. Читаем, учимся, играем № 8/2006
  8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 736 с., ил.

Музыкальная партитура

  1. Gaudeamus Igitur
  2. Вивальди А. «Времена года». «Весна»
  3. Клайдерман Ричард. «A comme Amour». (P. de Senneville/Gilbert).
  4. Клайдерман Ричард. Mariage d’Amour (P. de Senneville).
  5. Моцарт Вольфганг Амадей. Симфония № 41 («Юпитер»).
  6. Шопен Фредерик. Вальс Ля бемоль мажор, соч. 69 №1 «Прощальный вальс»
  7. Шопен Фредерик. Вальс си минор, соч. 69 №2
  8. Шопен Фредерик. Две мазурки, соч. 59 Allegretto
  9. Шопен Фредерик. Larghetto из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
  10. Шопен Фредерик. Maestoso из концерта №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21