Логопедические занятия на букву ж. Конспект занятия «Звук и буква Ж» для детей старшей группы

Мария Семибокова
Конспект логопедического занятия «Звук [Ж]. Буква Ж»

Задачи.

Образовательные:.

Знакомить с буквой Ж.

Закреплять навыки печатания и чтения;

Расширять запас слов лексического словаря;

Формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

Формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;

Развивать общую и мелкую моторику;

Автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

Воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;

Воспитывать усидчивость;

Оборудование: машинка Молния Маквин, символы твердого звука, пластилин, касса букв и слогов, тетради, ручки, карточки для чтения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости на занятия приехал знаменитый гонщик Молния Маквин. Он приехал рассказать стишок. Послушаем.

Про кого рассказал нам Молния Маквин?

Какой первый звук мы слышим в слове жук?

2. Объявление темы занятия.

Произнесите звук Ж.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко поет

Вспомните характеристику звука Ж.

3. Игра “Светофор”.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку, символ звука Ж:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,частушки, снежинки.

А теперь в стихотворении:

Жук – жучок

Отвечал урок.

Вместо слов: «Журчит ручей»

Написал: «»Жучей жужжит»

4. Знакомство с буквой Ж.

Какой буквой жук обозначал звук Ж?

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце ее не растопит уже.

На что похожа буква Ж?

Лепка из пластилина буквы Ж.

Какого цвета буква Ж?

5. Физкультурная минутка: «Жук»:

На лужайке, на ромашке.

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь

И тихонько наклоняюсь.

Раз, два, три, четыре, пять закружился жук опять.

6. Работа с кассой букв.

Составление, преобразование слогов: жа – лужа – лужи.

Откройте кассу букв и слогов. Найдите букву Ж и положите ее перед собой. Найдите букву А и положите ее справа от буквы Ж. прочитайте, что получилось.

Теперь найдите и положите букву У слева от буквы Ж. Прочитайте что получилось.

Теперь превратите слог ужа в слово лужа. Что нужно делать? Прочитайте слово.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков?

Назовите согласные звуки, гласные звуки.

Сколько слогов в этом слове?

Теперь измените слово так, чтобы получилось слово лужи.

Какой звук слышите в конце слова лужи? Вы слышите ы, а писать будем и. Запомните правило: Жи пиши с буквой И.

7. Печатание букв Жж, слов в тетрадях: жук, лужи.

8. Игра “Скажи ласково”

Сапог – сапожок, пирог –, круг –, флаг –, утюг –, луг –, друг –, стог –, берег – ,творог -, снег - ….

9. Чтение слогов по карточкам.

10. Составление предложений со словом, в котором есть звук Ж.

Ребята, вспомните слова, в которых есть звук Ж и придумайте с этим словом предложение.

11. Разгадывание головоломки.

12. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

Публикации по теме:

«Звук [У] и буква У». Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У. 1 класс Цель: знакомство со звуком и образом буквы А. Задачи: 1. Развивать звуко-буквенного анализа слов. 2. Активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Р] и буква «Р» Цели занятия: 1. коррекционно-образовательная цель: познакомить детей с механизмом образования звука «р»; 2. коррекционно-развивающие цели:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «Э»; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного.

Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Коробцова Елена
«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,

цифры 1,2,5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).

2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.

Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Какой это звук?

4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.

Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши).

Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.).

Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)

6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).

7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Выкладывание буквы из семян и спичек;

Работа в кассах (домик для буквы Ж);

Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.

8. Итог занятия. Сюрпризный момент.

В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».