Малая молчановка дом 8. Львы на молчановке

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Дом М. Лермонтова на Молчановке - уникальное место: единственное здание в Москве, которое «помнит» поэта. Вместе с бабушкой Елизаветой Арсеньевой он переехал сюда в августе 1829 г. и прожил здесь около трех лет. Особняк купчихи Ф. Черновой - типичный образец архитектуры Москвы, заново отстроенный после : одноэтажное здание с мезонином, усадебным двором и хозяйственными деревянными постройками (кухней, людской избой, конюшней, каретным сараем, ледником и амбаром). Именно здесь великий русский поэт написал более половины всех своих стихотворений!

Дом-музей М. Ю. Лермонтова предлагает экспозицию и выставки, посвященные жизни поэта в Москве. Музей был открыт в этих стенах в 1981 г. благодаря усилиям известного литературоведа Ираклия Андроникова. Само здание чудом сохранилось: в 1960-е гг. через этот старый московский район прошла огромная магистраль - Калининский проспект (в наше время - Новый Арбат), в связи с чем многие исторические места XVIII–XIX вв. были безвозвратно утрачены. Но Андроников вовремя заметил этот дом и добился его сохранения.

Сокровища музея

Следующий зал - комната Елизаветы Арсеньевой (1773–1845; урожденной Столыпиной), бабушки поэта. Старинный дворянский род Столыпиных был известен в России с XVI века, его потомком был и знаменитый государственный деятель П. А. Столыпин). Судьба Елизаветы Алексеевны была трагической: она рано потеряла мужа, потом - единственную дочь, а после - и единственного внука, о котором говорила: «Он один – свет очей моих, все мое блаженство в нем».

На одной из стен комнаты можно увидеть портрет семилетнего Миши, который бабушка постоянно возила с собой. Уже в детстве внешность Лермонтова притягивала современников. Он был приземист, невысок ростом, а также, по словам художника М. Е. Меликова, «обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».

На одной из стен комнаты можно увидеть портрет семилетнего Миши, который бабушка постоянно возила с собой. Уже в детстве внешность Лермонтова притягивала современников. Он был приземист, невысок и, по словам художника М. Меликова, «обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».

В этой комнате также находится акварель «Испанец с кинжалом». Лермонтов считал, что его предки были родом из Испании. Это вдохновило поэта на создание первой драмы «Испанцы», а позже на стене дома Лопухина Лермонтов нарисовал портрет своего мифического предка. Поэт полагал, что основатель его рода - герцог Лерма - родился в Испании, а позже бежал от мавров в Шотландию. В экспозиции представлен герб рода Лермонтовых, на самом деле происходящего из .

В Москве поэт учился сначала в Благородном пансионе, а затем в университете. На письменном столе «Курс математики» Безу, альманах «Цефей» 1829 г., в котором С. Раичем были изданы произведения воспитанников пансиона, устав учебного заведения, прошение Лермонтова о принятии в Московский университет.

В следующих помещениях - Большой и Малой гостиных - воссоздана обстановка лермонтовского времени. Малая гостиная, отделанная в стиле ампир, - самое уютное помещение в доме. Здесь часто собирались родственники, соседи, друзья поэта по пансиону и университету.

Будучи в Москве, Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову. Это юношеское увлечение отразилось в цикле стихотворений 1830 г. На черновике стихотворения «Стансы» можно увидеть изображение профиля Сушковой, сделанное самим поэтом.

Гораздо более серьезным было чувство Лермонтова к Варваре Лопухиной. Подаренный ей поэтом автопортрет - наиболее достоверное его изображение. На нем Михаил Юрьевич предстает в форме Нижегородского полка на фоне гор Кавказа.

Комната Лермонтова располагается в мезонине. Отдыхая от московской суеты, поэт закрывался в ней, размышлял, читал, работал над новыми произведениями. К моменту отъезда из Москвы в 1832 году он написал более 250 стихотворений, 17 поэм и три драмы.

Эта комната погружает нас в мир поэта, здесь представлены портреты его кумиров, Байрона и , а также бюст Наполеона. На книжных полках — сочинения Пушкина, Шекспира, Шиллера, книги по философии, сочинения современных ему писателей. Лермонтов собрал в Москве богатую библиотеку. Он постоянно читал и гордился своим собранием книг.