Музыкальный образ снегурочки в пьесе островского презентация. Презентация по литературе на тему «А.Н
Презентация по слайдам
Текст слайда: А.Н. Островский. История создания пьесы «Снегурочка». А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы. Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.
Текст слайда: Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Цели и задачи: знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы; выявить фольклорные источники пьесы; раскрыть особенности конфликта пьесы.
Текст слайда: Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки. Сказки бывают народные и литературные. Сказка как жанр литературы.
Текст слайда: «Снегурочка» и русская литературная сказка. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.
Текст слайда: Фольклорные источники «Снегурочки». Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу») Выполнить тест
Текст слайда: Проблемные вопросы. Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза? Что за конфликт обозначен уже в прологе?
Текст слайда: Особенности конфликта пьесы. В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый - столкновение противоположных природных явлений -Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй - собственное устройство царства берендеев.
Текст слайда: «Снегурочка» и русский национальный театр
Слайд №10
Текст слайда: Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу. Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту». Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.
Слайд №11
Текст слайда: В.М. Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка». В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка». В.М. Васнецов, близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870-1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов - нашей русской природы и человека…»
Слайд №12
Текст слайда: Царство берендеев и царь Берендей в пьесе. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение к традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются. В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
Слайд №13
Текст слайда: За основу презентации урока взята презентация «А.Н.Островский. «Снегурочка» (Вводный урок.10 класс)» учителя русского языка и литературы Аннинской средней общеобразовательной школы №1 Коноваловой Н.И. из хранилища методических материалов Воронежского регионального центра дистанционного образования.. http://www.voronezh.rcde.ru/method/works2004/anna.htm Назад в проект
Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.
«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…
К.С.Станиславский
Островский Александр Николаевич
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).
В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.
- раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.
- “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.
1 группа. «Берендеи».
Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
Русская пословица.
2 группа. «Снегурочка».
- Пусть гибну я, любви одно
мгновенье
- Дороже мне годов тоски и
А.Н. Островский.
3 группа. «Лель».
- Через красивое - к человечному.
В. А. Сухомлинский.
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Многослойность
- многожанровость
- вечные сюжеты
- синтез
- нравственность
- конфликт
- Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
- Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.
Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.
- Брусила и берендеи – робята.
Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.
Причина всех несчастий страны берендеев -
в людском эгоизме, в потере людского родства,
в утрате любви и чувства красоты:
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте.
В этих словах мудрого царя раскрывается
глубинный смысл пьесы, где этическая
красота человека определяется
взаимосвязью с природой и другими
А заключительные слова Берендея:
«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.
Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.
Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
новое
- «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.
- В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.
В.М.Васнецов Берендеевка
Н.Рерих Ярилина долина
Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное
драматургом в 1867 году
В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».
В.М.Васнецов Весна-Красна
Н.Рерих Дед-Мороз
В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое
целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и
Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта
перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.
- Специальное:
1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.
Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.
2. Многожанровое произведение.
Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,
пьесы – маски.
3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.
- 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.
5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.
6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.
Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Известное:
- «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
- Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
- Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
- Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
- « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
- В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
- Новое:
- берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в
южнорусских степях.
2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.
Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.
3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.
1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.
1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.
4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.
6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
известное
специальное
Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.
новое
многослойное произведение.
берендеи
древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,
драма.
многожанровое произведение.
Феерия
праздничное сказочное представление
пьеса-маска
объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
вечный сюжет русского
фольклора
1862 год собиратель И.А. Худяков
1826-1871 А.Н.Афанасьев
сборник «Русские народные сказки»
1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»
исследовал сказку.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
сказочное царство берендеев
мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))
С интез реального и фантастического
Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).
Снегурочка- Богиня любви Лада.
Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».
1.Противоборство
Холода и Тепла,
два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.
Мороза и Ярилы.
конфликт в области нравственных отношений:
2. царство
богатство- бедность,
берендеев- Мизгирь
любовь- холод.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор
- П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе
Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.
Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».
Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец
- А эта поэма «Снегурочка»-
лучшее, что есть.
Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.
Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор
- «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»
«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».
Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.
- 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
- 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
- 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.
Домашнее задание
- Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).
«Снегурочка», пьеса-сказка А.Н.Островского, 1873
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Конец зимы. Берендеев посад.
Снегурочка – дочь Весны и Мороза. Ей 15 лет.
- Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят. Мирная встреча переходит в cпop.
Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Приёмными родителями Снегурочки стали бездетные старики – Бобыль и Бобылиха.
Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой:
- названые родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.
- Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки.
В покоях царя Берендея Мы узнаём: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.
-
Слайд 9
Слайд 10
Римский-Корсаков.Опера «Снегурочка».
Понимание красоты пьесы пришло к композитору не сразу.Царство берендеев ему показалось странным. «В зиму 1879-1880 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту».Римский-Корсаков написал оперу всего за два с половиной месяца летом 1880 года.
Слайд 11
В.М.Васнецов. Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка».
В.М.Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка»- лучшее,что есть.Молитва русская и мудрость,мудрость пророка». В.М.Васнецов,близкий по духу творчества Островскому, определил характерную для художников 1870-1880 годов задачу: «…с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов- нашей русской природы и человека…»
Слайд 12
Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.
Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени». Здесь пренебрежение к традициям и законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются. В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
Слайд 13
За основу презентации урока взята презентация «А.Н.Островский. «Снегурочка» (Вводный урок.10 класс)» учителя русского языка и литературы Аннинской средней общеобразовательной школы №1 Коноваловой Н.И. из хранилища методических материалов Воронежского регионального центра дистанционного образования.. http://www.voronezh.rcde.ru/method/works2004/anna.htm Назад в проект
Слайд 1
А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над созданием пьесы весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. В 1900 году состоялись по крайней мере четыре постановки пьесы.Но настоящий успех пьеса имела лишь на сцене Московского Художественного театра.
Слайд 2
Тема урока: Герои пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка». Фольклорная основа произведения.
Цели и задачи: знать особенности драматического рода литературы, сказки как жанра литературы; выявить фольклорные источники пьесы; раскрыть особенности конфликта пьесы.
Слайд 3
Сказка как жанр литературы.
Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа, ее создавшего. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Помимо объявления ценностей сказка еще претендует на поучение, однако в отличие от просто излагаемой морали (как иной раз бывает, когда рассерженные взрослые отчитывают детей) в сказочном повествовании всегда приводится обоснование, почему так надо или не надо поступать (то есть содержит запрет на какие-либо действия героев), и к чему в конечном счете могут привести эти поступки. Сказки бывают народные и литературные.
Слайд 4
«Снегурочка»и русская литературная сказка.
Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен,он нашел свое отражение в творчестве В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова.Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму.
Слайд 5
Фольклорные источники «Снегурочки».
Фольклор – 1. Народное творчество. 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Источником сказки Островского стали «Русские народные сказки» А.Н.Афанасьева(1826-1871), а также его труды по русской мифологии («Поэтические воззрения славян на природу») Выполнить тест
Слайд 6
Проблемные вопросы.
Что во взглядах Снегурочки и её поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза? Что за конфликт обозначен уже в прологе?
Слайд 7
Особенности конфликта пьесы.
В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Первый-столкновение противоположных природных явлений-Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Второй- собственное устройство царства берендеев.
Слайд 8
«Снегурочка» и русский национальный театр
Посмотреть все слайды