Народы советского союза в борьбе с фашизмом. Народы ссср

В результате гражданской войны на месте Российской империи рождается СССР, первоначально состоявший их четырех советских республик – Российской, Украинской, Белоруской и Закавказской (причем, в двух из четырех этих республик были внутренние автономные республики). Формально каждая республика была своеобразным национальным государством, посредством какового «титульный» этнос (давший название республике) реализовал свое право на самоопределение, которого его лишало царское правительство. Украинская ССР мыслилась как государство украинского народа, белорусская – белорусского, Башкирская АССР – башкирского и т.д. (в действительности, конечно, во многом это было номинально, потому что с самого начала существования СССР власть Советов начинает подменяться властью партии и республики лишаются главнейшего свойства национального государства – политического суверенитета, пусть и ограниченного федеративным договором). Вместе с тем для русского народа большевики отдельную республику в составе СССР не предусмотрели. РСФСР была не государством русских, а своего рода СССР в миниатюре; территория этнографической Великороссии управлялась не особой русской Компартией и русским Верховным Советом как в других республиках, а центральными союзными органами. Это была сознательная позиция, которую вождь большевиков – В.И. Ульянов-Ленин не скрывал.

Большевики считали, что государством русских была Российская империя, которую они воспринимали как одну из европейских колониальных империй, угнетавших народы нашей «внутренней Азии», Закавказья, а также «братьев-славян» – украинцев и белорусов, само национальное бытие которых в имперский период отрицалось. Следовательно, по мысли большевиков, «нация-унетательница» должна быть наказана за свое «колониалистское прошлое», и лишена своего национального государства в составе СССР. Используя советскую терминологию 1920-х годов, русские были для большевиков «народом-лишенцем». Впрочем, это было лишь официальное, так сказать, идеологическое объяснение. На самом деле большую роль сыграло то, что проект русского национального государства – в форме единой и неделимой демократической «России для русских» был проектом врагов большевиков – «белых» (которые не были никакими монархистами, как их изображала советская пропаганда, а в большинстве своем представляли собой классических русских национал-либералов).

Таким образом, русские, которые исповедовали идеи национализма и, соответственно, могли составить социальную базу для элиты русской национальной республики в составе СССР, были либо уничтожены во время гражданской войны, либо эмигрировали после неё. В стране остались лишь этнические великороссы, которые себя не ощущали русской политической нацией. Одни из них – этнические русские из крестьян идентифицировали себя по сословному и региональному признаку, другие – русские пролетарии и революционная большевистская интеллигенция – по классовому и идеологическому признаку. Итак, оставшиеся в СССР политически активные этнические русские находились под сильным влиянием коммунистической идеологии и вообще не придавали большого значения национальным различиям. Они считали, что очень скоро все национальности растворятся в общечеловеческой коммуне трудящихся.

Такая самоидентификация русских по происхождению пролетариев и революционных интеллигентов (включая советских служащих и партработников) – не как членов русской нации, а как членов всемирного сообщества трудящихся, борющихся за свое освобождение, и предопределило направленность подлинного (хотя и не декларированного партией и государством) нациестроительства в СССР 1920-х годов. Фактически в тогдашнем СССР стала создаваться гражданская советская нация. Ее не следует путать с советским народом, который возник уже позже, в эпоху Сталина и был синонимом полиэтнического народонаселения СССР, союзом всех советских народов. Советская нация, как и полагается всякой нации, была культурно гомогенным образованием. Люди, входившие в ее состав, переставали быть русскими, евреями или грузинами, и становились носителями совершено иной, качественно новой национальной культуры – советской (тогда как люди, входящие в советский народ, вполне могли оставаться и оставались русскими, украинцами или узбеками, сохраняя даже языковую идентичность). В принципе советская нация была своеобразным симметричным отображением американской нации – тоже «Городом на холме, на который глядят другие народы», только не воплощением свободы, а воплощением справедливости и братства (США и ранний СССР взяли по одной составляющей девиза Французской революции). Подобно американской советская нация была сообществом, открытым для выходцев со всего мира, независимо от расового и национального происхождения (и если бы в 1920-е годы возникло понятие «афро-советский», то оно вовсе не воспринималось бы как абсурдное). Главным было признание единой системы ценностей, которые сводились к «демократическому» коммунизму 1920-х годов (в духе Ленина, Бухарина и Троцкого). Языком этой нации был русский, но однако она не была и не ощущала себя продолжением русского народа на другом этапе исторического развития (новый советский русский народ возник позже – в 1930-е- 1940-е годы со сталинской реабилитацией героев и символов русской культуры, но главное, с урбанизацией русских). В сущности, советские имели такое же отношение к русским как американцы к англичанам. Эта нация, как и американская, воспринимала себя как зародыш будущего единого человечества и свои исторические корни видела в многонародном, общечеловеческом освободительном движении (от Спартака до Ленина). Конструировалась эта нация сознательно, и ее члены вполне четко мыслили себя как советских, а не как русских, евреев или латышей (вспомним Маяковского: «у советских собственная гордость…»).

Однако проект советской гражданской русскоязычной нации так же не реализовался до конца, как и дореволюционный проект русской либеральной этнической нации (хотя советская нация никуда не исчезла и даже пережила СССР; до сих пор в Интернете есть пропагандисты советского национализма, прежде всего, это его главный идеолог А. Лазаревич) . В 1930-е годы с приходом к власти сталинской группировки в СССР были проведены судьбоносные реформы все сторон жизни общества – от армии до системы образования. В результате замысленный как плацдарм мировой революции СССР превратился в новую индивидуацию российской цивилизации со всеми ее специфическими чертами. Фактически СССР стал обществом традиционного типа, напоминающим допетровское служилое идеократическое государство, только лишь воспроизведенное на новом урбанистическом уровне. Роль монархии сыграл институт вождизма, роль религии – коммунистическая идеология, сформированная на основе вульгаризированного марксизма, но наполненная при этом интенциями русского фольклорного крестьянского православия. Были созданы и своеобразные сословия – относительно закрытые социальные группы общинного типа, имеющие строго определенные права и обязанности по отношению к государству и расположенные в соответствии с иерархическим принципом (советские сословия впервые описал социолог С. Кордонский).

Как и в любой традиционной империи, в сталинском СССР сложилось и этническое разделение труда. Каждый народ имел свое собственное предназначение («имперскую функцию»). Так некогда полукочевые народы, скажем, башкиры, превратились в крестьянские этносословия. Русский народ в империи был народом промышленных рабочих и инженерно-технических работников, а также учителей, научных работников, врачей. Русский народ выполнял прогрессорскую функцию: русских посылали в различные провинции империи для возведения заводов, фабрик, электростанций, железных дорог и т.д., и для дальнейшей работы там, а также для проведения на окраинах культурной революции, распространения просвещения, современного здравоохранения и т.п. Вследствие важности модернизационного рывка для государства все эти сословия снабжались гораздо лучше, чем, например, местные крестьяне-колхозники. Рабочие, инженеры, работники отраслевых научных учреждений имели особые пайки, право пользоваться столовыми с льготными, заниженными ценами, они в первую очередь получали жилплощадь, путевки для отдыха на южных курортах, качественное медицинское обслуживание. Таким образом положение русских на национальных окраинах империи (например, в республиках Средней Азии) было значительно лучше, чем положение местного нерусского населения. Кроме того, была традиция назначения в нацреспублики вторым секретарем обязательно русского, причем, присланного из Москвы, это также была своеобразная гарантия прав русского населения в этнически чужом окружении. Русские националисты, говорящие сегодня об угнетенном незавидном положении русских в центральной России (Нечерноземье) и о преференциях, которые за счет них даровались национальным окраинам (той же Средней Азии) не замечают этой особенности сталинской империи. Причина этого в том, что они мыслят категориями идеалистического крестьянского национализма, созданного по образцу национализма немецких романтиков. Для них русский советский народ – это крестьяне-колхозники центральной России и Сибири. Между тем реальность была иной, русский советский народ был народом рабочих, инженеров, учителей врачей, народом образованных горожан. Уже с 1930-х годов начинается стремительная урбанизация русских, все наиболее активные пассионарные представители русского крестьянства устремляются из деревень в города, получают образование в ФЗУ, техникумах и вузах и попадают в распоряжении партии и государства, которые распределяют их по всем регионам империи, туда, где существовала хозяйственная необходимость. И в этом смысле русские в сталинском СССР были одним из привилегированных этносословий. Кстати, те же самые преференции, которыми имперский центр наделял окраины, во многом доставались опять же русским, которые на этих окраинах выполняли свое прогрессорское имперское предназначение: бюджетные перечисления в Узбекистан повышали не столько благосостояние узбеков-дехкан из дальних аулов, сколько рабочих и инженеров с ташкентских заводов, а среди них большинство составляли русские.

При этом изменился сам статус русского народа: если до революции русские, будучи народом крестьянским были оседлым народом, населяющим преимущественно внутреннюю Россию, то в сталинской империи оседлыми стали бывшие кочевники и полукочевники, а русские превратились в своеобразных «индустриальных номадов», только кочующих не по своей воле, а по приказу партии и государства, политической элиты (которая, как и во всякой традиционной империи, была интернациональной, сверстанной не по этническому, а по идеологическому принципу). Возможно, поэтому в составе сталинского СССР и не возникло русской республики, ведь государство в традиционном понимании предполагает оседлый статус населения.

При этом русский народ так и остался народом, то есть совокупностью общин, только теперь не крестьянских, а промышленных, и не превратился в нацию, то есть в совокупность атомизированных граждан. Русский советский народ был тот же самый русский традиционный народ, только перенесенный из аграрного общества в индустриальное. То же касается и других советских народов – башкирского, татарского, казахского и т.д., они тоже остались почвенными, традиционными образованиями, народами, а не нациями. Конечно, они приобрели некоторые черты наций: литературные языки, национальные школы, вузы, театры, а в случае нерусских народов даже псевдогосударственые образования – союзные и автономные республики (псевдогосударственные, потому что республику делает полноценным государством не наличие собственного флага и гимна, а своя армия и органы охраны правопорядка, без которых немыслим политический суверенитет, а именно этого советские республики были лишены). Носителями их национальной культуры и самосознания стали собственные интеллигенции. Но это не превращало их в нации. Более того, само сложившееся в сталинской империи этническое разделение труда стало мощным механизмом, препятствующим эскалации национализма. Все было устроено так, что условием существования национальной культуры у того или иного советского народа было наличие империи. Нации, как мы уже говорили – феномены модернистского, индустриального общества. Уберите индустрию – станут не нужны школы, техникумы, вузы, НИИ. Перестанут воспроизводиться такие феномены городской жизни как литературный язык, литература, театр. Население отхлынет из городов в деревни и народ вернется в доиндустриальное состояние, перестанет иметь даже внешние черты нации, светского гражданского модернистского общества. А советская империя была устроена так, что индустриальный характер общества в национальных республиках поддерживал русский народ как народ-прогрессор. Поэтому всякая попытка построить нерусские национальные государства на основе советских национальных республик могла привести лишь к эмиграции русских, а значит, – к краху промышленности, аграризации общества, исчезновению механизмов воспроизводства национальных культур. Эскалация национализмов на советском пространстве была обречена на то, чтоб привести к уничтожению самих этих наций. Это и показал парад суверенитетов в 1990-х годах, причем на всем пространстве – от Узбекистана до Прибалтики. Что эстонцы, что узбеки могут оставаться нацией со всеми ее атрибутами – от литературы до театра только при условии сохранения советско-евразийской империи, в которой русский народ поддерживает в этих республиках основы индустриального общества.

Русские тоже были обречены хиреть и исчезнуть в результате крушения империи и по той же причине: крах империи означал крах промышленности, а промышленность и обслуживающие ее социальные институты – от школы до науки были коконом, в котором только и мог существовать русский советский народ.

Это и произошло в постсоветский период. Разрушение промышленности, науки, системы образования больнее всего ударило именно по русскому советскому народу. Советские предприятия общинного типа были ликвидированы, но с ними распалась, атомизировалась община в виде индустриального трудового коллектива – базовая экзистенциальная ячейка русского советского народа. За последующие постсоветские десятилетия возникает русский буржуазный национализм. Его социальная основа – это атомизированные индивиды больших городов (прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга), возникшие в результате либерально-капиталистических реформ 1990-х годов, дети и внуки русских-прогрессоров, утерявших смысл своего бытия с крахом империи. Так что господа Немцов и Каспаров, ужасающиеся появлению «русского национализма» и противопоставляющие ему светлые идеалы демократов Гайдара и Собчака, проявляют тут вопиющее непонимание происходящего: истинный отец «русского национализма» – не одиозный политик Баркашов, а именно Гайдар, усилиями которых миллионы рабочих и инженеров потеряли свои рабочие места, превратились в люмпенов или рыночных торговцев – представителей мелкой буржуазии. Это их сыновья и дочери выходят на улицы с лозунгами «Россия для русских!» и «Москва – русский город!». Национализм, то есть предпочтение этнической идентичности всем остальным – феномен буржуазной модерной культуры. Представители новых сословий постсоветской России – ФСБ, МВД, госслужбы, наделенных строго определенными правами и обязанностями, националистами быть не могут по определению, для них, как и для средневековых дворян или крестьян, корпоративная идентичность важнее, чем этническая. Сын полковника ФСБ, заканчивающий элитную московскую гимназию и готовящийся к поступлению в Академию ФСБ, не пойдет на Манежную площадь кричать «Россия для русских!». Он не чувствует свое единство с детьми киоскеров и грузчиков и тем паче безработных только на том основании, что они – русские. Он знает, что папа работает бок о бок с татарином и армянином и между ними нет никаких противоречий, потому что они объединены общим служением и потреблением общего ресурса, который государство предоставило работникам ФСБ. Национализм – удел людей, оказавшихся вне сословий, лишенными благ и привилегий, которыми государство разверстывает между сословными группами в зависимости от важности наложенного на них служения. Национализм – феномен классового, а не сословного общества. В России в результате реформ 1990-х годов появились наряду со служебными сословными группами (сословную структуру постсоветской России описал тот же Кордонский) еще и классы – прежде всего, наемные работники, пролетариат и мелкая буржуазия (крупная была задавлена режимом Путина и превращена тоже в своеобразное сословие коммерсантов, которые получают от государства привилегию – снимать прибыль с «трубы» в обмен на выплату дани государству). Именно они – мелкая буржуазия и пролетариат и объединяются сегодня в новую русскую политическую нацию под началом конструкторов этой нации – русских национал-демократов. Перспектив существования в рамках своего национального государства эта нация, конечно, не имеет, эскалация национализмов – это движение к балканизации евразийского пространства. Думается, восстановление традиционной империи сталинского типа, но естественно, с другой идеологией – единственный путь спасения русского народа и других народов бывшего СССР.

Рустем Вахитов

Литература:

1 – Сергеев С. Нация в русской истории. Цена империи АПН (Агентство политических новостей) http://www.apn.ru/publications/article21603.htm
2 – Мах Эрнест Анализы ощущений

Материалы первой всесоюзной переписи населения 1926 года, более ранней всероссийской переписи 1897 года, а также дореволюционные этнографические исследования отражали существенно большее количество народностей, чем позднейшие всесоюзные переписи 1970 и 1979 годов.

Некоторые народы были ассимилированы, другим «помогли» это сделать органы государственной власти, не включив их в очередную перепись и присоединив к большему по численности этносу.

Мишари (мещеряки)

Есть гипотеза, что этот народ ведет свое начало от летописного племени мещёра, которое, спасаясь от русской колонизации, ушло в Волжскую Болгарию (или позже в Казанское ханство). Впрочем, в точности никто не знает, как он сформировался.

Как бы то ни было, мишари чётко отделяли себя от татар. Это особенно хорошо видно по тому факту, что, живя зачастую по соседству с татарами, они не смешивались с ними этнически. Отделяли их и дореволюционные этнографы. Мишари жили спорадическими группами на обширной территории от Нижегородской губернии до Уральских гор. Большинство из них исповедовали ислам (125 тыс. в 1897 г.), были и православные (35 тыс.).

При проведении первой всесоюзной переписи населения в 1926 году мишарями назвались 242,6 тыс. человек. Однако ко времени второй переписи 1939 года мишари… исчезли. Волевым решением они были включены в состав татарского народа, поскольку диалект мишарей не обладает признаками, позволяющими выделить его в отдельный язык.

В СССР начиная с 1930-х годов национальная идентификация производилась только по лингвистическому признаку, всякие другие национальные особенности игнорировались. На примере мишарей – одного из самых многочисленных народов России – это видно отчётливо.

Переписываемые народы отвечали на это по-своему. Так, многие мишари не захотели быть записанными как татары, и поскольку практически все они владели русским языком (чаще он был их единственным, реже - вторым), стремились записаться как русские. Однако при этом этническое самосознание у мишарей было развито и сохраняется до настоящего времени.

Другие народы Поволжья и Урала

В похожей ситуации оказались кряшены – крещёные (то есть православные) татары. Жили они разбросанно, в том же обширном Волго-Уральском регионе, что и мишари. Во время переписи 1926 года кряшенами идентифицировали себя 101,4 тыс. человек.

Крупным (120 тыс. в конце XIX в.) народом были тептяри, проживавшие в основном на территории современного Башкортостана. Перепись 1926 года зафиксировала всего 27,4 тыс. тептярей. В дальнейшем они были, что называется, поделены между татарами и башкирами.

Дореволюционная этнография выделяла близкий удмуртам малый народ бесермяне (бесерманы). В 1926 году они насчитывали 10 тысяч человек. Потом их произвольно причислили к удмуртам. Это было признано на официальном уровне в 1992 году.

Сибирские татары

В соответствии с советской национальной политикой все народности, говорящие на языках, близких к татарскому, записывались как татары, без каких-либо различий. И если в отношении крымских татар этот номер не прошел, то сибирским татарам в отдельной идентичности было отказано изначально. И это несмотря на то, что до сих пор лингвисты не могут определить, является ли язык сибирских татар диалектом татарского. Большинство специалистов склонны считать, что это всё-таки отдельный язык, а также, что татары - общее название различных тюркоязычных народов.

До 1968 года при обучении татарскому языку в школах в районах Сибири, где жило значительное количество татарского населения, учитывались местные лингвистические особенности. Однако затем преподавание было унифицировано в соответствии с нормами диалекта волжских татар. Вопрос о признании сибирских татар отдельной национальностью при проведении переписей не ставился.

Шапсуги

До русского завоевания шапсуги жили вдоль всего Черноморского побережья нынешнего Краснодарского края, а также в низовье Кубани. После шапсуги остались на прежнем месте, но стали селится и среди русского населения.

Советская власть поначалу признала право шапсугского народа на самоопределение. До 1945 года в окрестностях Туапсе существовал Шапсугский национальный район (в виде двух анклавов). Численность оставшихся на Кавказе шапсугов до революции не превышала 5 тысяч, в советское время, пока они ещё учитывались в переписях, составляла 3,4 тыс. человек. В 1992 году Россия признала право на восстановление Шапсугского района, однако это решение не было реализовано.

Талыши

Первая советская перепись насчитала 77,3 тыс талышей в юго-восточной части Азербайджана, на границе с Ираном. Это народ иранского корня. Во времена мусаватистского правительства Азербайджана (1918-1920 гг.) талыши участвовали в восстании русских колонистов края, провозгласивших Муганскую советскую республику (май-июль 1919 г.). Неудивительно, что в дальнейшем, несмотря на декларируемый интернационализм, азербайджанские власти стремились к ассимиляции данного народа.

Ещё в 1939 году вторая всесоюзная перепись населения насчитала 88 тысяч талышей, но уже в 1959 году зафиксировали всего 159 человек, а из последующих переписей они просто исчезли. Правда, в настоящее время власти Азербайджана признали существование этого этноса и его право на культурную автономию.

НАРОДЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В БОРЬБЕ С ФАШИЗМОМ

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная Советская держава развалится под ударом его армий "как карточный домик". Но этого не только не произошло, а, наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.

В рядах Красной Армии с первых дней войны сражались посланцы всех народов СССР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались представители народов Поволжья и Северного Кавказа, Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей Северного Кавказа - Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33-х национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша и др.

Экономика союзных республик в годы войны. С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в переводе на военные рельсы экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из эвакуированных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены там и после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

Представители всех наций и народностей страны участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании, различных формах движения новаторов производства. Инициаторами ценных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Т. С. Мальцева и др.

Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже начали восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

Национальные движения. Война оживила национальные движения, как правило, в тех районах страны, где жесткая политика властей в пред­военные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), созданная на Украине еще в конце 20-х годов. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной Армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против советской власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной Армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в западных районах СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу разгрома Красной Армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения национальной политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Однако в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, но и все представители того или иного народа. Самой реакционной чертой сталинской национальной политики стала депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Летом 1941 г. "диверсантами и шпионами" было объявлено все не­мецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же в Сибирь были депортированы более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

В октябре 1943 г. в Казахстан и Киргизию были выселены почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тысяч балкарцев. Тогда же балкарцев, воевавших на фронте, сослали в Казахстан прямо из действующей армии.

23 февраля 1944 г. началась самая масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной Армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15-20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на станции и загрузили в товарные вагоны. Всего на восток было вывезено 516 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР. Власти старались уничтожить саму память о коренных жителях этих мест.

В апреле-мае 1944 г. из Крыма в Узбекистан были вывезены более 194 тыс. крымских татар. Вслед за ними подверглись депортации так­же армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

Потери в пути следования от голода, холода и болезней привели к огромным жертвам. В результате депортации погибло более 144 тыс. человек, в том числе половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Эти жестокие репрессии вызвали в послевоенные годы новый всплеск национальных движений.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации - вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности - советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе».

Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 - 123, а в 1989 - 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».


Советский Союз - многонациональное государство. В нем насчитывается более 100 национальностей и народностей.
При царизме многие нерусские народы и народности, населявшие Российскую империю, подвергались жестокому угнетению, подавлялось развитие их национальной культуры.
В Советском социалистическом государстве в основу национальной политики положен ленинский принцип добровольного союза наций. В результате осуществления этого принципа народы нашей страны получили возможность создать свою государственность и успешно развивать социалистическую по содержанию и национальную по форме культуру.
Значительная часть территории СССР населена славянскими народами. В 1979 г. русских, украинцев и белорусов насчитывалось около 180 млн. человек (более 74% населения страны). Самая многочисленная национальность в нашей стране - русские. Они составляют более 50% общей численности населения Советского Союза и 82,6% населения Российской Федерации. Русские представляют наиболее многочисленную группу славянского населения земного шара и выделяются не только своей численностью. Русский народ сыграл огромную роль в истории нашей Родины, в создании и сплочении в единое целое Союза Советских Социалистических Республик.
Много веков назад на Русской равнине, в междуречье Волги и Оки, сформировалось Московское государство - ядро будущей России. Отсюда русские расселялись к северу, западу, югу и востоку. Наиболее компактно русское население живет в центральных, западных и частично северных областях РСФСР. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской и Рязанской областях почти все население составляют русские. В Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке русское население достигает 80-85% общей численности населения этих районов. Русское население преобладает во всех экономических районах Российской Федерации.
В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири, помимо русских, население представлено рядом народов и народностей, которые живут в образовавшихся после Великой Октябрьской социалистической революции автономных советских социалистических республиках, автономных областях и автономных округах. К этим национальностям, проживающим в РСФСР, принадлежат относящиеся к угро-финской языковой группе удмурты, мордва и марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, чуваши и башкиры. На севере и северо-западе европейской части РСФСР живут принадлежащие к угро-финской языковой группе коми и коми-пермяки, карелы и саамы.
Северный Кавказ населяют народы чечено-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, народности Дагестана
(аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы и др.), народы тюркской группы (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы), народы иранской группы (осетины), народы адыго-абхазской языковой семьи (кабардинцы, адыгейцы, черкесы).
Национальности азиатской части РСФСР весьма разнообразны по языку, хозяйственным и культурно-бытовым навыкам. За Уральским хребтом, в среднем течении Оби и Иртыша, кроме русских и украинцев, живут ханты и манси. К северу от них - в тундровой зоне Предуралья и Зауралья - расселены ненцы. Бассейн р. Лены населяет самый значительный по численности народ северной части Сибири - якуты. В южной части Сибири живут буряты, алтайцы, шорцы, хакасы. Тувииская АССР населена преимущественно тувинцами. На крайнем северо-востоке живут чукчи и коряки, на Камчатке - ительмены, в Якутской АССР и Магаданской области - юкагиры, в нижнем течении р. Амур и на Сахалине - нивхи. В Приамурье живут нанайцы и удэгейцы. На побережье Берингова моря» на о. Врангеля и в Чукотском автономном округе расселены эскимосы, а на Командорских островах - алеуты. В условиях царизма эти народности были обречены на вымирание. В результате проведения ленинской национальной политики созданы условия для быстрого экономического и культурного развития всех народов и народностей, населяющих нашу страну.
Среди союзных республик второй по численности населения и развитии) экономики является Украинская ССР. Основное население республики - украинцы. Они составляют около 74% общей численности населения и относятся к группе восточных славян. Украинцы составляют большинство населения во всех областях республики, за исключением Крымской. Кроме того, в УССР живут русские, евреи, поляки, белорусы, молдаване, болгары, венгры и др.
В юго-западной части Советского Союза находится Молдавская ССР. Большинство населения республики - молдаване (почти 64%); там проживают также украинцы, русские, гагаузы, евреи, болгары.
В Белорусской ССР почти 80% общего числа жителей - белорусы. Белорусское население преобладает во всех областях республики, кроме отдельных районов Гродненской области, где большинство населения составляют поляки. В БССР живут также русские, украинцы и евреи.
В Прибалтийских республиках основную массу населения составляют литовцы, латыши и эстонцы. Литовцы и латыши - представители леттп-литовской, а эстонцы - финской языковой группы.
Один из многонациональных районов нашей страны - Закавказье, народы которого говорят на многих языках и наречиях.
В Закавказье самыми крупными по численности являются азербайджанцы, относящиеся к тюркской языковой группе, грузины, составляющие картвельскую лингвистическую группу, и армяне, которые составляют самостоятельную языковую группу. Здесь живут также абхазцы, русские, греки, курды и др.
Население Казахстана и Средней Азии сосредоточено в основном по долинам рек, а также в предгорьях и межгорных котловинах. По языку это народы тюркской группы, за исключением таджиков, относящихся к иранской группе.
Казахскую ССР населяют казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, белорусы, корейцы, уйгуры и дунгане. Казахи размещаются по территории республики крайне неравномерно. Они составляют большинство населения только в Кзыл-Ординской и Гурьевской областях. В общей численности населения республики казахи составляют 36%. Высокий удельный вес русских, украинцев и других национальностей в численности населения Казахстана объясняется тем, что за последние годы в Казахскую ССР прибыли трудящиеся из других братских республик для оказания помощи в освоении ее огромных природных богатств.
В пределах Узбекской ССР проживают узбеки, русские, татары, казахи, корейцы, евреи, киргизы, украинцы, туркмены. Основная масса населения республики размешена главным образом в Ферганской долине, а также по долинам Чирчика и Зеравшана.
Население Киргизской ССР составляют киргизы, русские, узбеки, украинцы, татары, таджики, уйгуры. Киргизы населяют в основном предгорные и межгорные долины.
Таджикскую ССР - типичную горную страну - населяют таджики, узбеки, русские, татары, киргизы, казахи. Основная часть таджиков живет в северной части республики, а также в Вахшской и Гиссарской межгорных долинах.
В Туркменской ССР основное население - туркмены. Здесь живут также русские, узбеки, казахи, татары, украинцы и армяне.
Все народы нашей страны равноправны и живут единой братской семьей. Они спаяны нерушимой дружбой, являющейся источником силы и могущества Советского государства. Особенно ярко проявилась дружба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, когда перед лицом смертельной опасности все народы нашей Родины еще теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, вокруг русского народа. В период развитого социализма происходят дальнейшее сближение и сплочение наций.
Последняя перепись показала значительный рост численности не только русского населения (на 8,3 млн. человек), но и других национальностей - украинцев, белорусов, узбеков, казахов и др. Значительно возросла численность башкир, калмыков, народностей Дагестана, чеченцев, карачаевцев, адыгейцев, ингушей, осетин, кабардинцев, черкесов, бурят, якутов, тувинцев и алтайцев. Происходит рост численности и малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Все советские социалистические республики, добровольно объединившиеся в Советский Союз, достигли огромных успехов в развитии своей государственности, подъеме экономики и культуры. В короткий исторический срок они ликвидировали свою вековую отсталость. Большинство республик Союза ССР по ряду народнохозяйственных показателей опередили многие промышленно развитые капиталистические страны Западной Европы.
Вместе с ростом экономики советских республик расцветала и их культура. Преподавание во многих школах этих республик ведется на родном языке, осуществляется введенное повсеместно всеобщее среднее образование. Все республики имеют крупные научные центры - академии наук, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, культурно- просветительные учреждения.

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНОСТИ СССР И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ:

  1. Тема 3. Влияние экономической безопасности региона на устойчивое развитие национальной экономической системы