Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина". Индивидуализация обучения (ТИО) Ю

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока

слушателя КПК « Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях »

Выполнила: Тарасова Валентина Серафимовна МБОУ «Красноузельская СОШ» Ромодановского района РМ учитель начальных классов

Предмет : Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением

Тема урока: Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель урока : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

Задачи (планируемые результаты)

Предметные :

применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; читать по ролям.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. (регулятивные УУД).

слушать и понимать речь других; задавать вопросы; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. ( коммуникативные УУД)

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование); создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения. (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

    Организационный момент

Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным?

Ответы детей.

умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные) ;

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

О чём говорят эти цифры?

1941 - 1945.

На доске фотография “Бориса Полевого”.

Кто этот человек?

Можете ли вы вязать цифры и имя?

Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? (В учебнике есть информационная справка )

Дети: Нет, он был военным корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.

Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение трёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.

Готовясь к этому уроку, я натолкнулась на письмо. Послушайте его внимательно и попробуйте определить, кто написал его.

«Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»

Его написал немецкий офицер. Как догадались?

Кому предназначалось это письмо? (Брату немецкого офицера)

О чём и о ком писал офицер?(Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.)

Вы уже догадались, кто был этот охотник и этот офицер? (Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.)

Какое настроение было у офицера в этот момент? Почему? (Он торжествовал, думая, что одержал победу.)

Дети кратко отвечают, о чем им говорят эти цифры.

Дети рассказывают, что это корреспондент, писатель.

Ответы детей.

Дети работают группами.

Рассуждение детей.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (к оммуникативные УУД )

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера,строить рассуждения(познавательные УУД )

III. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?

Дети: «Последний день Матвея Кузьмина».

Действительно. Все соединилось. 1941-1945. Борис Полевой. Последний день Матвея Кузьмина.

Кто из вас может назвать жанр этого произведения? (Документальный рассказ.)

А что означает слово «документальный»?

При работе с историческими документами, или с документальными рассказами мы часто встречаем специальные или устаревшие слова. И в этом рассказе много сносок. Как вы думаете, почему?

(В рассказе много устаревших слов, а также тех, которые мы не используем в мирной жизни.)

Ответы детей.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД )

IV. Открытие нового

Учитель читает рассказ. Дети слушают, следят по учебнику.

Представьте себе, что вы перенеслись в 1942 год. Вы главный редактор газеты “Правда” для которой Борис Полевой должен написать рассказ о героическом подвиге Матвея Кузьмина. Какое задание вы бы ему дали?

Ваше мнение мне понятно, а каким мы видим Матвея Кузьмина в начале рассказа Полевого? (Он был нелюдимым, неразговорчивым, жил на отшибе.)

Что означает слово «нелюдимый»? Подберите к этому слову синонимы.

Сколько ему было лет? (Больше 80-ти.)

Как к Матвею относились колхозники? (Они не понимали его)

формировать

совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

Ответы детей: дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник .

умение работать с текстом; умение выделять существенное (познавательные УУД );

личностные УУД ).

V. Физкультминутка

Дежурные проводят физкультминутку сами

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД )

VI . Продолжение работы с текстом

Почему фашисты предложили именно Матвею стать старостой, а потом проводником для лыжного батальона? (Потому, что он не общался с людьми, был мрачным, замкнутым, но в то же время знал все тропинки в лесу)

Как вы думаете, зачем Матвей стал торговаться с немецким офицером? (Чтобы офицер ничего не заподозрил.)

Как колхозники отнеслись к тому, что Матвей согласился стать проводником у немцев? Найдите в тексте и прочитайте.

Дети цитируют текст.

Умение работать с текстом, (познавательные УУД )

VI. Первичное закрепление

Рассмотрите иллюстративный ряд. В какой момент вы чувствуете, что Матвей изображает предателя? Когда мы видим истинное лицо этого человека и понимаем, что перед нами герой?

Каждой группе предстоит найти в тексте отрывок, соответствующий одной из иллюстраций и подумать, каким интересным способом вы могли бы представить этот отрывок классу: выразительно прочитать, прочитать по ролям, инсценировать, пересказать.

(Идёт обсуждение в группах. 1 иллюстрация – для 1 группы, 2 иллюстрация – для 2 группы и 3 иллюстрация – для 3 группы).

формировать представление об идее художественного произведения;

лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом; (коммуникативные УУД).

VIII. Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым произведением)

Достигли мы этой цели? (Да)

Оценивать правильность выполнения заданий (регулятивные УУД).

VIX. Итог урока

Прочитайте, как похоронили Матвея и постарайтесь объяснить, почему это произошло именно так. (Его похоронили как офицера, с воинскими почестями.)

И так как рассказ документальный, то и герой тоже невымышленный, а настоящий.

Удалось ли Полевому создать образ героя в этом рассказе?

Как называется поступок, совершённый Матвеем Кузьминым? (Подвиг)

Что такое подвиг?

Словарь.

формировать представление об идее художественного произведения.

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД ) .

XX. Домашнее задание.

- Предлагаю вам написать дома заметку о Матвее Кузьмине или приготовить сообщение о каком-либо Герое Советского Союза.

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; прививать уважение к людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; содействовать формированию чувства патриотизма и любви к родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цели и задачи: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку.

1.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?

Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какова главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Кто с кем воевал? Почему?

Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить фотографии картин, которые помогут нам понять, как выглядит война глазами художников.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

3. Подготовка к восприятию.

Учитель

Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.) На доске запись - 50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

Учитель

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию, кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.

Как вы понимаете слово «документальный»?

Ученик

В рассказе написано о том, что было на самом деле.

Учитель

Совершенно верно.

Борис Полевой - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги - живая правда тех военных лет. Многим читателям он известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный лётчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, а затем и ампутацию конечностей, он нашёл в себе мужество снова сесть за штурвал самолёта и продолжать борьбу с фашистами. Был снят фильм о подвиге этого человека. Я вам советую прочитать книгу Бориса Полевого «Повесть…»

В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность»

Наш рассказ - это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? (Высказывания детей)

Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

3. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

Назовите главного героя.

Матвей Кузьмин

Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

  1. Внешность.
  2. Характер.
  3. Занятия.
  4. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? 9Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет)

Подготовила выразительное чтение отрывка ____________________________________

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть - завоевать бессмертие».

Объясните, как вы понимаете.

4. Итог урока.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

5. Дома.

Книги о подвигах.с.30-31 Выразительное чтение

С п ра вочный материал.

На отшибе - в стороне.

Постой - с т оянка.

Чурается - избегает.

Ком е н датура - помещение , где располагались фашисты , кото ры е следили за наведением своих порядков в занятом ими се ле.

Ста р оста - назначенное лицо для ведения дел какого- нибудь н ебол ьш ого коллектива .

За с корузлый - шершавый , огрубевший.

Це ли на - еще не паханная , не подвергавшаяся обработке земля.

П ер едовые заставы - войска, несущие охрану.

О гн евые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск , находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжн иков незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух - старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка - льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки


«Уточняющие члены предложения» - Правильный вариант. Утром в трех километрах от города приземлился самолет. Условия обособления. Зимой, особенно в феврале, здесь дуют свирепые бураны. Тренировочные упражнения. В горах в начале июля встретились альпинисты. Утром в седьмом часу в трех километрах от города приземлился самолет. Молодая, лет двадцати, девушка ехала одна.

«ФГОС по обществознание» - Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы. Изменения в учебных планах. Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода. Структура примерной программы по обществознанию. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе.

«Текстовый редактор и текстовый процессор» - Что такое текстовый редактор и процессор? Word по привычке продолжают называть тектовым редактором. Основные функции текстовых процессоров. Основные элементы текстового документа. А также есть возможности ручной и автоматической вставки даты и времени создания документа. Более совершенной программой является WordPad, местонахождение: Пуск/ Программы/ Стандартные/ WordPad.

«Математический вечер» - Конкурс песен. Красота. Математический вечер. Древнегреческая задача. Свойства чисел. Живой арифмометр. Общий множитель. Математический курьез. Числа. Автобус. Сравнение. Конкурс капитанов. Конкурс художественной самодеятельности. Математическая рыбалка. Какие цифры скрыты здесь. Загадочный курьез.

«Связь слов в словосочетании» - Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ. Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений. В центре внимания - зависимое слово. Каша из гречки. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ. Замените словосочетание ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ. Примыкание. Главное слово оставляем без изменения. Ком снега.

«Еда» - Суши, Окорочка, Ветчина, Шашлык, Котлеты, Омлет, Стейк, Салат, Сэндвич, Суп, Барбекю, Рыба, Мясо, Рис, Колбаса, Фасоль, Спагетти, Картофель фри, Запечённая курица, Чипсы, Жареные сосиски,

МБОУ Семьянская средняя школа

«Методическая разработка урока для учащихся начальных классов»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

Б.Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

по программе УМК «Гармония»

Козырина Ольга Николаевна

МБОУ Семьянская средняя

общеобразовательная школа

учитель начальных классов

2015 год

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению

УМК «Гармония»

Тема: Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников

Задачи:

образовательные : способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение;

развивающие : содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, умению кратко и подробно характеризовать героев;

воспитательные: содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты

Личностные результаты

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

– расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– слушать и понимать речь других;

– задавать вопросы;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные результаты

– применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

– полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

– испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах.

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения, методы развития критического мыщления.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет (на случай, если возникнет необходимость, уточнить значение какого-то слова, пакет материалов для каждой группы.)

Этапы учебного занятия

1 этап. Организация класса (орг.момент);

2этап. Актуализация знаний (стадия вызова);

3этап. Постановка задачи;

4 этап. Работа по теме урока (стадия осмысления);

5 этап. Закрепление знаний (стадия рефлексия).

6 этап. Подведение итогов занятия. Сообщение о домашнем задании.

7 этап. Рефлексия.

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

Компетенции. аспекты

Результат

1. Оргмомент

У : Ребята, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным? (слайд №1)

У: Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

Умение настраивать себя на работу

3. Постановка задачи.»Стадия- вызов»

У : Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого нужно правильно собрать рассыпанные буквы и составить слова.

На доске запись:

У : Ребята, а зачем нам на уроке надо внимательно читать, понимать, рассуждать, оценивать поступки героев?

У: На доске слова написаны в два столбика, догадайтесь по какому признаку я слова разделила в два столбика? (имена существительные и прилагательные).

Давайте составим словосочетания слов подходящих по смыслу.

(Дети составляют словосочетания)

Настоящий человек, белый парус, трудный путь, майский день, горячий песок.

У: Ребята, вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?

Уч : «За доброе дело стой смело»

У : А какое словосочетание, из которых, мы составили, больше всего подходит к нашему разделу?

Уч : Настоящий человек.

У: А как вы думаете, кто такой настоящий человек?

(Учитель записывает на доске, все слова, сказанные детьми: (приём развития критического мышления)

На доске запись:

Настоящий человек

Любящий свою Родину

Готовый прийти на помощь

Хороший товарищ

Всегда достигает своей цели

Говорит вежливые слова

У: Ребята, а что нужно сделать, чтобы проверить правильно мы с вами решили, кто такой настоящий человек?

У: Молодцы! Для этого мы действительно сегодня на уроке прочитаем произведение Бориса Николаевича Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (Слайд № 2)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении с таким названием?

Уч: О том, как герой этого произведения прожил свой последний день.

У: А когда это произошло, узнаем прочитав в учебнике на странице 26 сообщение в таблице (дети читают самостоятельно)

Какое новое словосочетание, вам там встретилось?

УЧ : Документальный рассказ.

У: Как вы поняли, что такое документальный рассказ?

Уч: Это произведение, в котором описываются реальные события и люди.

У: В какое время произошла эта история?

Уч: Во время Великой Отечественной войны.

У: А кто знает, когда это было?

Уч: С 1941-1945 год.

У: Правильно ребята! 70 назад закончилась, Вторая мировая война, фашизм был побеждён. Победа в Великой Отечественной войне – великий, но печальный праздник. За эту победу заплачена очень высокая цена – жизнь пятидесяти миллионов людей (делается запись на доске: 50 000 000). Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Они считали, что немцы – это избранная нация, а люди других национальностей должны им подчиняться и работать на них. Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки воевали или трудились для победы. Наша страна больше всех сделала для победы над фашизмом, ей помогали и другие страны.

В этом году мы отмечаем большой юбилей Семидесятилетие Великой Победы!

И это произведение тоже расскажет о событие, которое произошло в годы Вов.

Проблемная задача

Умение самостоятельно ставить цель урока

4.Работа по теме урока.Стадия «осмысление»

5.Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

6.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

7.Рефлексия

Словарная работа.

У: Перед чтением текста поработаем со словами из текста. Выполним задание в тетради на странице 12-13. Нужно соединить слова с их значением. Работать будете в парах, помогая друг другу. (Проверка: фронтальная работа, прочтение слов с учителем, если значение слов непонятно, дети находят значение в сети Интернета).

На отшибе - в стороне.

Постой - стоянка.

Чурается - избегает.

Комендатура - помещение, где располагались фашисты, которые следили за наведением своих порядков в занятом ими селе.

Староста - назначенное лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива.

Заскорузлый - шершавый, огрубевший.

Целина - еще не паханная, не подвергавшаяся обработке земля.

Передовые заставы - войска, несущие охрану.

Огневые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск, находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжников незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух – старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка – льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки.

Знакомство с текстом .

Проводится в форме комбинированного чтения. Рассказ читают вслух хорошо читающие учащиеся. Учитель читает наиболее важные отрывки текста: о том, как фашисты вспомнили о Матвее Кузьмине ранней весной (весь абзац); разговор Кузьмина с немецким офицером в комендатуре; абзац, начинающийся словами: «Теряя силы...»; фрагмент, описывающий последние минуты жизни старого колхозника. Попутно с чтением объясняются и уточняются значения ещё недостаточно понятных учащимся слов.

Первичное восприятие.

У : Какое впечатление на вас оказало это произведение?

У: Подтвердились, ли наши предположения, о чем будет это произведение?

Уч: Да, в нём говорится о Матвее Кузьмине, как он провёл свой последний день жизни.

У: Работая с текстом, попробуем воссоздать портрет этого человека. Работать будете в группах, помните правила работы друг с другом.

Работа в группах . (Приём развития критического мышления - кластер ).

1 группа. Внешность.

2 группа. Характер.

3 группа. Занятия.

4 группа. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались. (слайд №3,4)

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? (Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему мальчик смог выполнить это поручение?

Какими качествами он обладал? Чему научился у своего деда

Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет?

– Как вёл себя русский колхозник в последние минуты жизни? (Он вёл себя с достоинством: помолодевшие глаза насмешливо сверкали, стоял со спокойным торжеством, издевательски бесстрашно усмехнулся в лицо фашисту, презрительно отвернулся от наведённого на него оружия, швырнул деньги в лицо офицеру, вызвал огонь на себя.) (слайд №5)

Самостоятельная работа с текстом.

    Прочитайте последние два абзаца рассказа.

    Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд № 6,7)

У: - Как прожил свой последний день Матвей Кузьмин? Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Уч: Да, потому что, он ценой своей жизни помог уничтожить немецкий батальон.

У: Давайте составим синквейн по образу главного героя: (приём развития критического мышления)

Матвей Кузьмин

Смелый, отважный

Предупредил, пожертвовал, защитил

Он совершил героический поступок

Матвей Кузьмин

Нелюдимый, мудрый.

Обманул, спас, пожертвовал

Настоящий русский человек.

У: Ребята. Давайте вернёмся к нашей записи на доске. На какой вопрос нам надо было ответить, прочитав это произведение?

Уч: Кто такой настоящий человек.

У: Давайте. Проверим, правильно мы ответили на этот вопрос. А какой он настоящий человек? (неверные ответы вычёркиваются). (приём развития критического мышления)

Уч: Настоящий человек – умный, волевой, сильный, тот, который любит свою Родину, честный, трудолюбивый, не боится трудностей, выносливый, готовый помочь и выручить товарища из беды..

У: Ребята, вот мы и получили ответ на вопрос, кто такой настоящий человек. А из вас кто нибудь, может себя назвать настоящим человеком и почему? (ответы детей)

-У: Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть – завоевать бессмертие».

У: Чему научил вас этот рассказ?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. А кто в нашем селе посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза? (слайд 8,9)

Уч : Малов Михаил Семёнович (рассказ подготовленного ученика). (слайд №10)

Родился 01.03.1914 г. в д. Нефедиха Воротынского р-на Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал столяром, шофером.

В Советской Армии с 1936 г. Окончил школу стрелков-радистов в 1937 г.

Участвуя в оказании интернациональной помощи китайскому народу в борьбе с японскими агрессорами в 1937 - 38 гг., совершил 27 боевых вылетов.

Окончил Сталинградское военно-авиационное училище летчиков в 1940 г.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир аэ 800 шап капитан Малов к июлю 1943 г. совершил 80 боевых вылетов на штурмовку важных объектов, скоплений живой силы и техники противника. На аэродромах и в воздушных боях уничтожил 12 вражеских самолетов.

08.07.43 г. в четвертом боевом вылете над целью Ил-2 капитана Малова (воздушный стрелок старшина ) был подбит зенитной артиллерией. Летчик тянул поврежденный самолет к своему аэродрому. Но мотор остановился и самолет, планируя, врезался в дубовую рощу. Когда санитарная машина с полковым врачом, техником и мотористом прибыла к месту падения самолета, Малов и Борисов были мертвы. Их похоронили на площади в г. Новый Оскол Белгородской области.

28.09.43 г. М.С.Малову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями.

В г. Новый Оскол именем Малова названа улица, в п. Воротынец установлен обелиск.

Итог урока.

-У: Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего? (слайд №11)

Закончите предложения.

“Я говорю спасибо Матвею Кузьмину и Малову Михаилу Семёновичу за то, что..”

“Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что …”

Я считаю, наш урок действительно оказался продуктивным. И “продукт” нашего урока заключается еще и в том, что вы теперь имеете в ваших душах. О чём мы должны помнить и чем гордиться? (слайд №12)

На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.

У: С каким настроением уходите с урока?

Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный

Поиск и сбор информации

Методы направленные на самостоятельную коммуникацию

Умение работать в парах (проводить взаимопроверку)

Умение высказывать свою точку зрения. Умение слушать и слышать, договариваться. Работать с дополнительны-

ми источниками

Умение работать в группах (выражать свою точку зрения)

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения.

Умение вести диалог.

Умение давать оценку своей деятельности

Уважаемые коллеги, я, Козырина Ольга Николаевна, учитель начальных классов Семьянской средней школы.

2 слайд я хочу вас познакомить с моим уроком литературного чтения в 3 классе по программе УМК «Гармония», автор учебника О.В. Кубасова. Урок по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» по счету второй урок в разделе « За доброе дело стой смело». Тип урока – урок усвоения новых знаний. Структура соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

3 слайд Всем педагогам известно, что лучший урок начинается не по звонку, а во время подготовки учителя к уроку. Я всегда вспоминаю слова Жан Жака Руссо, что скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому… Поэтому стараюсь сделать уроки интересными.

Цель и триединые задачи урока поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь. Рационально распределила время внутри отдельных структурных элементов урока.

При выборе методов, средств и приёмов обучения для достижения поставленной цели были учтены принципы, вы их видите на слайде.

5 слайд На уроке были использованы следующие методы обучения:

6 слайд Были применены разные формы познавательной деятельности, которые в ходе урока сменяли друг друга. индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту. Обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения я постараюсь доказать.

полученные знания на практике на личностно-значимом уровне.

20 слайд Подобранные задания соответствовали теме урока. Степень понимания учениками нового материала проверялась по ходу его объяснения. Разные способы контроля позволили оценить каждого ученика на уроке. Разнообразные формы работы помогли эффективно осуществить учебную деятельность.

21 слайд Урок получился интересным, эффективным и плодотворным. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.

22 слайд Разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что мотивация - это одна из самых сложных проблем, с которой приходится работать, но и самая интересная. Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и когда он сможет ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара

Методическая разработка

урока литературного чтения в 4 классе по произведению

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна

2013 г.

ЦЕЛЬ УРОКА : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

ЗАДАЧИ:

образовательные: способствовать формированию умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;

развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.

воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация, постановка цели урока.

Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)

К какому времени относится эта песня?

Почему звучит такой призыв?

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

Кто встал на защиту нашей Родины?

Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин» (слайд 5)

О ком это произведение? (слайд 6)

Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои Победы»

  1. Работа по тексту
  1. Беседа

Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

Почему сторонились его односельчане?

За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

  1. С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)
  2. Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
  3. Как вел себя Матвей с немцами?
  4. Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?
  1. Работа в группах
  1. Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

  1. Выборочное чтение
  1. Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
  2. Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)
  3. А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
  4. Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
  1. Самостоятельная работа с текстом.
  1. Прочитайте последние два абзаца рассказа.
  2. Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

V.Обобщение.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?