Подготовка к первому полету в космос. Критерии отбора и подготовка космических туристов к полету

Герой России, летчик-космонавт Анатолий Иванишин о том, как исполнить свою мечту, если не всё получается с первого раза (спойлер - нужно попробовать ещё раз), и о том, как заниматься спортом в космосе.

Анатолий Иванишин

В детстве я не думал о том, чтобы стать космонавтом - хотел быть лётчиком, мечтал летать. Это моё любимое дело, и оно остаётся таковым до сих пор. Поэтому после школы решил поступать в авиационное училище. Но в первый раз не получилось - не прошёл медкомиссию по зрению. Целый год занимался специальными упражнениями для глаз, чтобы поступить со второй попытки. И поступил.

В космонавты тоже попал не с первого раза. Но здесь помешало уже не зрение - мешал рост. Оказался высоковат - 1 метр 82 сантиметра. Таких высоких в космонавты не брали. Ограничения сняли только через несколько лет. Я всё это время не терял надежды на то, что когда-нибудь всё-таки полечу в космос. Попробовал пройти комиссию снова. И всё получилось.

25 секунд невесомости

Подготовка космонавта к полёту может растянуться надолго. Даже последний этап, когда ты уже готовишься в составе экипажа, с которым должен лететь, занимает около двух с половиной лет. На Земле у космонавта формально обычный восьмичасовой рабочий день. Но мне этого недостаточно. Всем недостаточно, я думаю. Очень многое нужно изучить, ко многому подготовиться. Системы управления, основы навигации, подготовка к работе на МКС и проведению экспериментов (мы ведь учимся даже делать заборы крови для анализов у самих себя - я однажды на МКС только раза с шестого смог это сделать). Отработка навыков поведения на космическом корабле и космической станции. Английский язык должен быть на высоком уровне, чтобы ты мог беспрепятственно общаться с космонавтами из других стран. Физическая подготовка, конечно. Я всегда много занимался спортом: лёгкая атлетика, плавание, парашютный спорт - больше 500 прыжков с парашютом. У космонавта к общим физическим нагрузкам добавляются ещё и специализированные тренировки. Например, подготовка к пребыванию в невесомости. Создать условия невесомости на Земле можно, например, на специально приспособленном для этого самолёте Ил-76 МДК. Состояние свободного полета в нём достигается за счёт движения самолёта по особой траектории и длится примерно 25 секунд. За один полёт такой режим невесомости можно выполнить около десяти раз. При этом внутри самолёта абсолютно безопасно - все стены обиты мягкими материалами.

Специальные тренировки разработаны и на случай внештатных ситуаций при приземлении. Космонавты учатся, что делать, если спускаемый аппарат приземлился на воду, как выживать в диких условиях и суметь дождаться спасателей даже в очень холодную погоду.

Когда находился на МКС, очень много тренировался, чтобы мышцы работали. Но ощущения при возвращении на Землю всё равно такие, как будто заново учишься ходить.

Звёздная велодорожка и горячие полотенца

Фото Анатолия Иванишина, сделанные с борта МКС

Во время адаптации к невесомости человек испытывает космическую болезнь. Причина в том, что наш вестибулярный аппарат не приспособлен к пребыванию в таком состоянии. Симптомы космической болезни похожи на морскую болезнь - тошнота, головокружение, головная боль. Интенсивность ощущений различная в каждом конкретном случае. Кому-то приходится прибегать к медикаментам, я, например, справлялся сам. Вестибулярный аппарат долго привыкает и к возвращению на Землю. Раньше, когда я видел, что после приземления люди едва могут ступить два шага, думал, что они недостаточно тренировались, пока были на МКС, и теперь их подводят мышцы. Поэтому сам я, когда находился на Международной космической станции, к тренировкам подходил очень серьёзно - занимался много. Но ощущения при возвращении на Землю всё равно такие, как будто заново учишься ходить. И ничего с этим не сделаешь.

В первый раз я провёл в космосе 165 суток, во второй - 115. Это довольно много. Когда космонавт долго пребывает в состоянии невесомости, ему необходимо заниматься спортом по несколько часов в день , иначе мышцы не получают достаточной нагрузки. На МКС есть беговая дорожка. Чтобы заниматься на ней, нужно зафиксировать себя специальными ремнями - иначе вы будете просто перебирать ногами в воздухе. Крепления же помогают получить от тренировки эффект, похожий на тренировку на Земле. Есть велотренажёр. А в американском сегменте есть ещё и силовой тренажёр-трансформер, приспособленный сразу для нескольких видов упражнений: жимов, тяг, приседаний. Одно из них очень коварное - подъём на носки. Там перед выполнением необходимо определённым образом закрепить штангу. Все об этом периодически забывают, конечно. Не помогает даже наклейка с предупреждением на самом тренажёре. Я как-то тоже забыл. Ох, много сил потратил, когда потом оттуда выбирался. И ведь на помощь никого не позовёшь - вентиляция очень шумная, а станция большая, размером с футбольное поле. Пришлось справляться самому.

Занятия на силовом тренажере МКС

На заключительных этапах полета мы делаем дополнительные упражнения. Например, где-то за месяц до возвращения на Землю, космонавты периодически надевают на себя особое приспособление: оно похоже на штаны и называется «Чибис». Это специальный нагрузочный костюм, в котором создаётся разрежение, чтобы обеспечить отток крови к ногам. Так мы постепенно привыкаем к земным условиям.

Ещё один «костюм» называется «Пингвин». Он нагружает скелет человека. Для чего это? В условиях невесомости с позвоночника снимается вся нагрузка, естественные изгибы выпрямляются, позвоночник вытягивается. И человек в космосе растёт - может прибавить 5-6 сантиметров. Это не очень хорошо, особенно учитывая, что скафандр и специальное сиденье для космического корабля, в котором космонавт будет возвращаться на Землю, изготовлено по индивидуальным меркам. Когда мы носим «Пингвин», специальные резиновые тяги нагружают позвоночник и постепенно возвращают космонавта к его обычным параметрам.

Конечно, перед стартом космонавты напряжены. Да, все нештатные ситуации отработаны, всё готово. Но волнение всё равно есть - это же не на такси на работу съездить.

Душ после тренировки? Можно, конечно. Только как такового душа на МКС нет. Есть мыло, шампуни и полотенце, которое пропитывают горячей водой. Это полотенце и заменяет нам ванну.

Сконцентрироваться на работе, чтобы не бояться

Меня спрашивают, что я почувствовал, когда впервые увидел Землю из иллюминатора космического корабля. А я отвечаю, что любоваться было некогда. В первые часы полёта очень много работы. Да и наблюдать Землю из иллюминатора корабля не рекомендуется - это только усилит космическую болезнь. Со станции, конечно, смотрел. Особенно на родной Иркутск. Много фотографировал во время первой экспедиции. Но я не очень впечатлительный человек. И думаю, что для космонавта это скорее плюс, чем минус. Космос оставляет мало возможностей для эмоций - слишком много работы. Я мечтал о том, что прилечу на МКС и прочитаю там книжку, но даже на это времени не оказалось. Высыпался там легко - после пятичасового сна чувствовал себя бодрым. Но даже когда вставал рано, казалось, что время течёт слишком быстро из-за того, как много было дел.

Ответ на вопрос, кому первым лететь в космос, у Главного конструктора ОКБ-1 («Особого конструкторского бюро № 1») Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергея Павловича Королёва и его сподвижников сомнений не вызывал. Это должны быть лётчики реактивной истребительной авиации. С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились кандидаты: люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст - примерно 30 лет, рост - не более 170 сантиметров, вес - до 68 - 70 килограммов.

Отбор кандидатов для первых полётов в космос проводился по специальным («совершенно секретным») постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшим 5 января и 22 мая 1959 года.

В мае 59-го по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрия Фёдоровича Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».

К концу года из трёх тысяч кандидатов «пройти комиссию по теме №6» (так в документах именовался отбор) удалось двадцати лётчикам, которые и составили первый отряд космонавтов.

После проверки каждого строжайшей медицинской комиссией, в распоряжении которой были по тем временам самые современные аппаратура и методы, окончательное решение о зачислении в отряд принимало командование ВВС.

11 января 1960 года был подписан приказ о создании Центра подготовки космонавтов (ЦПК). В марте приказом Главкома ВВС была организована в/ч 26266. Начались теоретические занятия и парашютная подготовка. Среди космонавтов день 7 марта 1960 года считается днём рождения отряда космонавтов.

Первый отряд составили: Иван Аникеев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валерий Быковский, Валентин Варламов, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин, Анатолий Карташов, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Марс Рафиков, Герман Титов, Валентин Филатьев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин.

Имена двенадцати из них теперь известны во всём мире. Остальные лётчики по разным причинам космонавтами не стали.

Первый заместитель Сергея Королёва Борис Черток пишет в воспоминаниях: «...впервые увидев возможных космонавтов, я был разочарован. Они запомнились мне молодыми, похожими друг на друга и не очень серьёзными лейтенантами <...> Если бы нам тогда сказали, что через несколько лет эти мальчики один за другим станут Героями, а некоторые даже генералами, я бы ответил, что такое возможно только во время войны...»

Летом 1960 года определилась небольшая группа - шесть человек - для ускоренной подготовки к первым полётам. В неё вошли Варламов, Гагарин, Карташов, Николаев, Попович и Титов. Эта шестёрка получила приоритет на тренировках и доступ к первому тренажёру «Востока». Остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе.

Инструктором-методистом первой группы космонавтов был заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай:

Вскоре, после тренировок на центрифуге с 8-кратной перегрузкой, из группы был отчислен по медицинским показателям Анатолий Карташов. У него после испытаний произошёл множественный, точечный разрыв капилляров. Нелепая случайность выбила из первых и Валентина Варламова - он получил травму позвоночника (перелом шейного позвонка) во время купания в подмосковных Медвежьих озёрах.

Вместо Карташова был введён Григорий Нелюбов, вместо Варламова Валерий Быковский. Судьба Нелюбова сложилась трагично. Хороший лётчик, спортсмен, человек, отличающийся живостью и быстротой реакции, природным обаянием, он был как бы вторым дублёром первого космонавта. Он вместе с Гагариным в одном автобусе отправился на стартовую позицию и провожал его до самой ракеты. Но за дисциплинарное нарушение вскоре его отчислили из отряда и направили в одну из частей ВВС на Дальнем Востоке.

Григорий пережил острый душевный кризис, а в начале 1966 года погиб при несчастном случае на железной дороге.

За три недели до гагаринского старта отряд космонавтов потерял своего самого молодого товарища - 23 марта 1961 года во время тренировки в сурдобарокамере в результате возникшего пожара (в атмосфере пониженного давления с избыточным содержанием кислорода) погиб 24-летний Валентин Бондаренко.

Потери были подчас очень горькие. Но то случалось на Земле. До 1967 года космос не унёс ни одной человеческой жизни...

До самого старта все шесть космонавтов ударной группы в напряженном ритме продолжали тренировки.

Из записки Д.Ф.Устинова, Р.Я.Малиновского, К.Н.Руднева, М.В.Келдыша, С.П.Королёва и других (всего 16 подписей) в ЦК КПСС, направленной 10 сентября 1960 года. «О подготовке к запуску космического корабля "Восток" с человеком на борту»:

«Успешный запуск, полёт в космическом пространстве и приземление космического корабля (объекта "Восток-1") 19 августа 1960 года по новому ставят вопрос о сроках осуществления полёта человека в космическом пространстве.

Анализ данных телеметрических измерений показывает возможность создания нормальных жизненных условий для существования человека при космическом полёте.

Применение, наряду с автоматическим управлением полёта космического корабля, отдельных элементов пилотирования находящимся на космическом корабле астронавтом повышает надежность полёта и посадки корабля.

Проработка намеченных технических решений даёт возможность создать космический корабль (объект "Восток-3 А") и решить вопрос о полёте человека в космическом пространстве на этом объекте в 1960 году...

Для обеспечения первого полёта человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надёжности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области.

Исходя из этого, нами вносятся следующие предложения по плану работ в области освоения космического пространства на ближайший период:

1. С 20 сентября по 8 октября 1960 года осуществить запуск межпланетной станции в район Марса (по этому вопросу в ЦК КПСС представлен отдельный доклад).

2. После пуска одного-двух объектов "Восток-1" в октябре - ноябре месяцах и двух объектов "Восток-3 А" в ноябре - декабре месяцах осуществить полёт человека в космическом пространстве на объекте "Восток-3 А" в декабре 1960 года.

Работы по подготовке ракеты-носителя и объекта "Восток-3 А" для полёта человека начать немедленно.

Подготовку пилотов-астронавтов завершить к 1 декабря 1960 года, включая тренировку на объекте "Восток-3А" в наземных условиях...»

11 октября 1960 года под грифом «Совершенно секретно. Особой важности» вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Оно называлось «Об объекте "Восток-3 А"» и содержало такие строки:

«Принять предложение Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике, Государственного комитета Совета Министров СССР по радиоэлектронике, Министерства обороны СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике и Академии наук СССР, рассмотренное и одобренное Комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, о подготовке и запуске космического корабля (объекта "Восток-3 А") с человеком в декабре 1960 года, считая его задачей особого значения...»

Но намеченные Партией и Правительством сроки отодвигались...

В эти дни наставник космонавтов Николай Петрович Каманин (заместитель начальника боевой подготовки ВВС) в своём секретном дневнике сделает записи:

«Сегодня, 17 января комиссия под моим председательством начала приём выпускных экзаменов у первой шестерки слушателей-космонавтов, подготовленных в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС. Это первые в нашей стране выпускные экзамены космонавтов. Проходили они в филиале ЛИИ и были засняты на кинопленку.

Каждый слушатель-космонавт занимал место в кабине действующего макета космического корабля "Восток-3 А" и в течение 40-50 минут докладывал комиссии о назначении корабля, его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от посадки в кабину корабля на старте и до приземления в районе посадки. Во время доклада экзаменуемого и после доклада члены комиссии задавали вопросы. Особое внимание комиссией уделялось умению космонавта ориентировать корабль перед включением ТДУ (тормозной двигательной установки), знанию и умению пользоваться аппаратурой, обеспечивающей жизнедеятельность космонавта, действиям космонавта после приземления в пустынной местности и на воду.

Все слушатели показали хорошие знания космического корабля и условий его полёта. Гагарин, Титов, Николаев и Попович получили оценки "отлично", а Нелюбов и Быковский - "хорошо".

18 января. Сегодня комиссия в том же составе продолжила свою работу, но уже в ЦПК. Каждый слушатель вынимал экзаменационный билет и после 20-минутной подготовки отвечал на три вопроса, записанные в билете. Сумма всех вопросов в билетах полностью охватывала объём пройденного за 9 месяцев курса обучения. После ответов на вопросы билета каждому слушателю задавалось еще 3-5 дополнительных вопросов.

Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, медицинские книжки и оценки слушателей по учебным дисциплинам, комиссия единогласно решила всем слушателям поставить общую отличную оценку и записала в акте: "Экзаменуемые подготовлены для полёта на космическом корабле "Восток-3А", комиссия рекомендует следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович." После окончания экзаменов в присутствии членов комиссии я объявил результаты экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учёбе и в космических полётах.

В эти дни у меня часто возникали вопросы: "Кто из этой шестерки войдет в историю, как первый человек, совершивший космический полёт? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку?" На эти вопросы пока нет ответов, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ролью космонавта. В марте-апреле 1961 года состоится первый полёт человека в космос. Есть полная уверенность, что корабль выйдет на орбиту, но нет ещё гарантии безопасной посадки... До полёта человека будет ещё два запуска кораблей с манекенами, будем надеяться, что они оба приземлятся отлично.

Все шестеро космонавтов - отличные парни. О Гагарине, Титове и Нелюбове сказать нечего - они не имеют отклонений от эталона космонавта...».

Дневниковые записи Николая Каманина: «16 марта. Тремя самолётами Ил-14 в 6:00 по московскому времени вылетели на полигон. Один самолёт полетел прямо в Тюра-Там (на Байконур), а два других сначала полетели в Куйбышев. Там мы облетели район штатного приземления корабля и космонавта. В моём самолёте были Гагарин, Нелюбов и Попович. В другом самолёте с генералом Гореглядом находились Титов, Быковский и Николаев. Район посадки космонавтам понравился: в основном хорошо заснеженные поля, все водоёмы подо льдом, лишь немного леса на севере да коварные для парашютистов и средств поиска - Жигулевские горы.

На отдых разместились в санатории Приволжского военного округа ВВС на берегу Волги, играли в пинг-понг, шахматы и бильярд... Космонавты чувствуют себя хорошо, бодры, веселы и как всегда очень жизнерадостны. Юрий Гагарин - первый кандидат на полёт - почему-то бледнее и молчаливее других. Его не совсем обычное состояние, по-видимому, можно объяснить тем, что 7 марта у него родилась вторая дочь, и только вчера он привёз жену домой из больницы. Наверное, прощание с семьей было нелегким, и это тяготит его».

29 марта Госкомиссия под председательством Константина Руднева заслушала предложение Сергея Королёва о запуске корабля «Восток» с человеком на борту.

В тот же день вечером в Кремле состоялось заседание ВПК (Военно-промышленной комиссии), на котором заслушали предложение Королёва о полёте человека в космос. Заседание проводил Дмитрий Устинов. Получив заверения о готовности каждой системы, он сформулировал решение: «Принять предложение главных конструкторов...». Таким образом, его, Устинова, следует считать первым из высокопоставленных государственных руководителей, кто дал «зелёный свет» полёту человека в космос.

«...к настоящему времени закончены все необходимые работы по обеспечению полёта человека в космическое пространство.

С этой целью был проведён большой объём научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ как в наземных, так и в лётных условиях.

Результатом работ является создание космического корабля-спутника "Восток-3 А", предназначенного для полёта человека.

Корабль, его системы, аппаратура и агрегаты прошли все стадии наземной и лётной отработки как автономно, так и в комплексе с ракетой-носителем.

В лётных условиях были проверены система вывода на орбиту, системы, обеспечивающие жизнедеятельность человека в герметической кабине корабля, системы ориентации и торможения, спуска с орбиты и возвращения на Землю спускаемого аппарата и космонавта и отработка поисково-спасательных средств.

Всего было проведено семь пусков кораблей-спутников "Восток": пять пусков объектов "Восток-1" и два пуска объектов "Восток-3 А".

Из пяти пусков кораблей спутников "Восток-1" три были удовлетворительными и дали большой материал для обеспечения в дальнейшем нормальных полётов космических кораблей.

Два последующих пуска кораблей-спутников "Восток-3 А", конструкция которых полностью соответствует конструкции кораблей, предназначенных для полёта человека, прошли успешно. Отработано взаимодействие технических средств Ракетных войск, Военно-Воздушных Сил, Военно-Морского и Морского флотов, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Противовоздушной обороны страны для обеспечения системы обнаружения и поиска космонавта.

Одновременно велась подготовка космонавтов. Для этого по специальной программе в условиях, максимально имитирующих условия полёта, проводились всесторонние тренировки космонавтов.

Результаты проведённых работ по отработке конструкции корабля-спутника, средств спуска на Землю, тренировки космонавтов позволяют в настоящее время осуществить первый полёт человека в космическое пространство.

Для этого подготовлены два корабля-спутника "Восток-3 А". Первый корабль находится на полигоне, а второй подготавливается к отправке.

К полёту подготовлены шесть космонавтов.

Запуск корабля-спутника с человеком будет произведён на один оборот вокруг Земли с посадкой на территории Советского Союза на линии Ростов - Куйбышев - Пермь.

В герметической кабине корабля-спутника будут находиться средства обеспечения жизнедеятельности космонавта (система регенерации воздуха, десятидневный запас пищи и воды и др.), пульт пилота, средства ручного управления посадкой корабля, регистрирующая и другая аппаратура, а также средства двухсторонней радиотелефонной связи космонавта с Землей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Кроме того, в кабине корабля-спутника установлена телевизионная аппаратура для наблюдения за космонавтом в пределах прямой видимости корабля с территории Советского Союза.

При выбранной орбите корабля-спутника, в случае отказа системы посадки корабля на Землю, обеспечивается спуск корабля за счёт естественного торможения в атмосфере в течение 2 - 7 суток, с приземлением между северной и южной широтами 65°.

В случае вынужденной посадки на иностранной территории или спасения космонавта иностранным судном космонавт имеет соответствующие инструкции.

Кроме десятисуточного запаса пищи и воды в кабине космонавт снабжен носимым аварийным запасом пищи и воды, рассчитанным на 3 суток, а также средствами радиосвязи и передатчиком системы "Пеленг", по сигналам которого будет определяться место приземления космонавта...

В сообщениях ТАСС кораблю-спутнику предлагается присвоить название "Восток"».

Государственная комиссия предписала пуск космического корабля провести по готовности в период с 10 по 20 апреля.

К этому времени в группе космонавтов обозначились два лидера - Юрий Гагарин и Герман Титов.

3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущёв. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

4 апреля Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Константин Андреевич Вершинин подписал удостоверения пилотов-космонавтов Юрию Гагарину, Герману Титову и Григорию Нелюбову.

«Всё последнее время и сейчас, когда я пишу эти строки, меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полёт, Гагарина или Титова? И тот, и другой - отличные кандидаты, но в последние дни я всё больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него. Титов все упражнения и тренировки выполняет более чётко, отточено и никогда не говорит лишних слов. А вот Гагарин высказывал сомнение необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, во время облёта района посадки, наблюдая оголённую, обледенелую землю, он со вздохом сказал: "Да, здесь можно крепко приложиться". Во время одной из бесед с космонавтами, когда я рекомендовал им пройти катапультирование с самолёта, Гагарин отнёсся к этому предложению довольно неохотно.

Титов обладает более сильным характером. Единственное, что меня удерживает от решения в пользу Титова - это необходимость иметь более сильного космонавта на суточный полёт. Второй полёт на шестнадцать витков будет бесспорно труднее первого одновиткового полёта. Но первый полёт и имя первого космонавта человечество не забудет никогда, а второй и последующие забудутся так же легко, как забываются очередные рекорды.

Итак, кто же - Гагарин или Титов? У меня есть ещё несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2-3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества»...

В этот же день - 5 апреля - Николай Петрович Каманин вместе с космонавтами, а также начальником Центра подготовки космонавтов полковником медицинской службы Евгением Анатольевичем Карповым, врачами и кинооператорами вылетели на Байконур, где их встречали Сергей Королёв и руководители космодрома.

Утром следующего дня туда прилетел Константин Николаевич Руднев, председатель Государственной комиссии.

В это время - в первой половине дня 6 апреля Сергей Королёв проводил Совет главных конструкторов. Совещание поначалу носило чисто технический характер, обсуждались вопросы предстартовой подготовки ракеты-носителя и корабля. Затем перешли к составлению полётного задания первому космонавту. Особых споров не было, документ получился лаконичным.

6 апреля. Николай Каманин: «Я весь день наблюдал за Гагариным: мы вместе обедали, ужинали и возвращались в автобусе. Сегодня он держится молодцом - в его поведении я не заметил ни одного штриха, который не соответствовал бы обстановке. Спокойствие, уверенность и твердые знания - вот его характеристика за день».

8 апреля состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток». Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С.П.Королёвым и Н.П.Каманиным: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180 - 230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в «узком» составе и утвердила предложение Каманина: допустить в полёт Гагарина, а Титова иметь в запасе. Теперь это кажется смехотворным, но тогда, в 1961 году, Госкомиссия со всей серьёзностью постановила, что при публикации результатов полёта и регистрации его в качестве мирового рекорда «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе»

В апреле 1961 года мир так и не узнал, откуда стартовал Гагарин и какая ракета вывела его в космос...

10 апреля Николай Каманин записал в своём дневнике: «В 11 часов в павильоне на берегу Сырдарьи состоялась встреча с космонавтами. В очень простой, дружественной обстановке Руднев, Москаленко, Королёв встретились с Гагариным, Титовым, Нелюбовым, Поповичем, Николаевым и Быковским. Встреча началась с выступления Королёва. Он сказал: "Не прошло и четырёх лет с момента запуска первого спутника Земли, а мы уже готовы к первому полёту человека в космос. Здесь присутствуют шестеро космонавтов, каждый из них готов совершить первый полёт. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят другие - уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей "Восток". В следующем году мы будем иметь двух- или трёхместный корабль "Север". Я думаю, что присутствующие здесь космонавты не откажут нам в просьбе "вывести" и нас на космические орбиты. Мы уверены - полёт готовился обстоятельно, тщательно и пройдёт успешно. Успеха вам, Юрий Алексеевич!"

Примерно в том же духе выступили я и полковник Е.А.Карпов - начальник ЦПК ВВС. Затем выступили Гагарин, Титов и Нелюбов. Они поблагодарили за доверие, выразили твёрдую уверенность в успехе первого космического полёта и напомнили о необходимости готовить следующие, более сложные полёты в космос. Встреча была тёплой, задушевной. Умудрённые жизненным и профессиональным опытом маршал, генералы и Главный конструктор Королёв, как родных сыновей, напутствовали космонавтов на совершение величайшего в мире подвига».

Вечером 10 апреля в зале монтажного корпуса на 2-й площадке космодрома в торжественной обстановке и в большой тесноте (в помещении собралось более 70 человек), при ослеплявшей подсветке для фотокиносъёмки, состоялось заседание Государственной комиссии. Все говорили чётко, коротко и торжественно - только для кино- и звукозаписи. Все решения уже были приняты на закрытом заседании. Николаем Каманиным был оглашён экипаж «Востока»: Юрий Гагарин - основной командир корабля, Герман Титов - в качестве запасного (термин «дублёр» тогда еще не вошёл в обиход).

Этот единственный хроникальный фильм о заседании Государственной комиссии рассекретили и разрешили к открытой демонстрации только десять лет спустя...

«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!

Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее, я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества - коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать.

Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо та никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В.П.Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать.

Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-крепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин»

Так всё же, почему именно Юрий Алексеевич Гагарин стал основным командиром корабля? Об этом сказано и написано за полвека немало...

Сергей Королёв «положил глаз» на Гагарина при первом знакомстве ещё с «двадцаткой» лётчиков, прошедших отбор в космонавты. Несколько позднее, когда будущие космонавты приехали на смотрины корабля в конструкторское бюро, Главный конструктор подвёл их к одному из металлических шаров и спросил: «Думаю, желающие посидеть найдутся?» Наступила пауза. Молчание прервал Гагарин: «Разрешите, Сергей Павлович?» Получив «добро», он шагнул к люку, затем остановился, быстро снял ботинки и, оставшись в носках, ловко забрался в кабину. От Королёва это не ускользнуло. «Вот так разуваются, входя в дом, в русских деревнях», - скажет он некоторое время спустя...

«Говорят, что у Титова до конца дней так и осталось чувство неудовлетворения, что первым всё же полетел не он», - пишет в книге «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной» Валерий Хайрюзов, - «Поскольку именно Титову пришлось стоять на одних весах с Гагариным, когда решался вопрос, он или Юрий. Много позже, на одном из выступлений, 12 апреля он назовёт одновременно и радостным и «чёрным» днём своей биографии. В своей книге Герман мельком обронил, что когда они играли в хоккей, то ему доставляло особое удовольствие забрасывать шайбу в ворота, которые защищал Гагарин...»

Впечатление Алексея Леонова о первой встрече с Юрием Гагариным, состоявшейся в 1959 году в одном из московских госпиталей (во время медицинского обследования лётчиков, проходивших отбор в отряд космонавтов):

О Юрии Гагарине вспоминает участник первой группы космонавтов Борис Волынов:

Вот ещё несколько фрагментов аудиозаписей интервью космонавтов, в которых рассказывается о Юрии Алексеевиче Гагарине:

А это выдержка из документа, который многие годы был известен лишь узкому кругу специалистов - аттестации Юрия Алексеевича, написанной, как это ни странно для того времени и ситуации, далеко не казённым стилем (документ из архива Научно-исследовательского центра космической документации СССР): «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, дух к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово - работать.

На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятно, потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделён беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!» Скромен. Смущается, когда «пересолит» в своих шутках.

Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели некоторые его друзья. Отношения с женщиной нежные, товарищеские».

Похожую по положительному заряду характеристику имел каждый из членов отряда. И все же какая-нибудь малость, не сильно заметное «чуть-чуть» перевешивали чашу весов в пользу этого симпатичного парня, о котором потом говорили: «Нам здорово повезло с первым космонавтом!»

BiF продолжает цикл публикаций о том, как выглядел мир в прошлом. В этом выпуске - архивные снимки, запечатлевшие первые подготовки к полёту в космос.

Подготовить человека к полёту в космос - задача не из лёгких даже сейчас, когда развивается космический туризм, а НАСА готовит пилотируемую высадку на Марс. Но как тренировали астронавтов более 50 лет назад, когда в космосе ещё никто не бывал?

Отбор кандидатов

Искать кандидатов начали среди лётчиков. Сначала на обследование пригласили около 1 500 человек, а к осени 1959 года, после многочисленных проверок и медицинских осмотров, выбрали 20 слушателей-космонавтов.

Кандидату в космонавты нужно было чётко знать свои обязанности и довести их исполнение до разумного автоматизма, уметь быстро решать внезапно возникающие задачи и, помимо крепкого здоровья, иметь запас резервных физических способностей, вспоминает руководитель Центра подготовки космонавтов (ЦПК) Евгений Карпов. Из-за нехватки данных о том, как именно повлияет полёт на живой организм, медики решили провести сверхотбор. Так они страховали себя от провала всей космической операции. Особых профессиональных качеств тогда не выделяли, потому что профессия космонавта была совершенно новой.

Особенно учёных волновал вопрос психологический. Как будет чувствовать себя человек, который добровольно выбросил себя в пустоту без кислорода, куда прежде никто не отправлялся? Автор книги «Обратная сторона космонавтики» Мэри Роуч пишет , что советские психиатры боялись приступа шизофрении у космонавтов. Они опасались, что Гагарин может лишиться рассудка и саботировать важный полёт: «Опасения были настолько серьёзны, что до взлёта капсулы „Восток“ всё ручное управление в ней было заблокировано. А что если что-то пойдёт не так, связь оборвётся и пилоту придётся взять управление в свои руки? Учёные подумали и об этом: перед отлётом Гагарину передали запечатанный конверт с секретной комбинацией разблокировки панели управления».

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_05.jpg", "alt": "", "text": "Во время лётной подготовки. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_14.jpg", "alt": "", "text": "Общефизическая подготовка. Юрий Гагарин. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_01.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка на батуте. Валентина Терешкова. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

На земле, в воде и в воздухе

Советские специалисты решили оттолкнуться от очевидного - готовить кандидатов в условиях, максимально приближенных к космическим. В созданном в январе 1960 года ЦПК проводили учебно-тренировочные полёты на самолётах, парашютные прыжки, «подъёмы» в барокамерах, проверки в термокамерах, исследования в сурдокамере («башне тишины» - звукоизолированном помещении размером 2,5 × 2,5 м), катапультирования, вестибулярные исследования и тренировки, вращения на центрифуге, полёты в невесомости и углублённые медицинские обследования. Помимо общетехнических дисциплин, курсов по астрономии и геофизике, космонавты посещали уроки киносъёмки.

Самыми неприятными были вестибулярные тренировки на вращающихся креслах, которые тренировали устойчивость космонавтов к тошноте. Невесомость вызывает у человека сенсорный конфликт: если резко повернуть голову, организм воспримет это как быстрый подъём или прыжок. Как пишет Роуч, «в космосе тошнота означает гораздо больше, нежели просто неприятную ситуацию. Недееспособный член космического экипажа обходится компании дороже, чем какой бы то ни было другой больничный лист в мире».

Космонавтов туго привязывали ремнями, не давая возможности свободно двигаться. В целях безопасности на орбите им предстояло работать только в скафандре, будучи крепко прижатыми к катапультируемому креслу.

В 1960 году кандидаты готовились к полёту на кораблях-спутниках «Восток». При этом необходимого оборудования для обучения не было совсем или его задерживали на производстве. «Будущего лётчика начинают готовить к самостоятельным полётам на реальном самолёте, вначале находящемся на земле, а затем в летающем экземпляре под управлением опытного инструктора. У нас же тогда космический корабль в том варианте, в котором он предназначался для полёта с человеком, ещё только создавался», - вспоминает Евгений Карпов.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_11.jpg", "alt": "", "text": "Участник программы «Восток-2» Герман Титов во время практического курса по фотографии. 1961 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_12.jpg", "alt": "", "text": "Участник программ «Восток-5» и «Восток-6» Валерий Быковский во время парашютной тренировки. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_09.jpg", "alt": "", "text": "Валентина Терешкова в барокамере. 1963 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_07.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка по радиосвязи. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

После 1961 года для космонавтов утвердили три обязательные тренировки в полноразмерном макете корабля: первая - в скафандре, когда кандидат выполнял план трёхсуточного полёта, вторая - такая же, но без скафандра. Третья тренировка представляла собой демонстрацию навыков ручного управления кораблём в аварийном режиме перед посадкой.

Космонавтов туго привязывали ремнями, не давая возможности свободно двигаться. В целях безопасности на орбите им предстояло работать только в скафандре, будучи крепко прижатыми к катапультируемому креслу. «Тогда боялись, что космонавт, выскользнув в невесомости из кресла, не сможет вернуться в него перед посадкой, - вспоминает подполковник Василий Лесников, более 20 лет прослуживший в ЦПК. - Такие условия были у Юрия Гагарина и Германа Титова, который сутки не отделялся от своего кресла. Ныло тело от лямок, неприятно влияла невесомость, а он не имел права покинуть своё место».

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_13.jpg", "alt": "", "text": "Геогрий Береговой в симуляторе спутника «Союз». 1967 год. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_06.jpg", "alt": "", "text": "В скафандре во время приёма пищи. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_10.jpg", "alt": "", "text": "Юрий Гагарин и Валентина Терешкова во время тренировки по радиосвязи. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_03.jpg", "alt": "", "text": "Подготовка к факторам космического полёта. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

После Гагарина

Уже после первого полёта в космос проявились недоработки первого медицинского отбора. Врачи отдавали предпочтение невысоким кандидатам, чтобы те помещались в катапультируемое кресло. Но на длину рук никто не обращал внимания. В результате Ивану Аникееву, самому низкорослому из космонавтов, приходилось труднее всех - в пристёгнутом положении он не мог дотянуться до приборной доски. Чтобы решить эту проблему, инженеры придумали механическую ручку-удлинитель, с помощью которой можно было дотянуться до кнопок и переключателей.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_04.jpg", "alt": "", "text": "Тренировка в корабле. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

Поведение во время тренировки сказывалось на результатах отбора: нужно было соблюдать баланс между активностью и чрезмерным спокойствием - за крайности кандидатов исключали из программы. Всего по программе «Восток» в ЦПК было подготовлено 25 человек, из которых шесть совершили космический полёт.

Сейчас полёты на орбиту Земли перестали быть чем-то сверхъестественным. Влияния невесомости и других условий в космосе на человека подробно изучены - настал черёд других задач. С 2007 по 2011 год в Московском институте медико-биологических проблем РАН находился имитатор экспедиции к Марсу под названием «Марс-500». Там проводили психологические эксперименты, призванные дать ответ на вопрос, что произойдёт с членами экипажа в закрытом помещении в отсутствие частной жизни, при недостатке сна и однообразной пище. Теперь, когда полёты планируются не на пару часов или дней, а на многие месяцы, такие опыты имеют приоритетное значение.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_08.jpg", "alt": "", "text": "Медицинское обследование. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/06/cosmonaut_02.jpg", "alt": "", "text": "Общефизическая подготовка. Валентина Терешкова. Из архива Федерального космического агентства (Роскосмос)."}

Универсальный солдат

Идеальное здоровье, устойчивая психика, сверхвыносливость, волевой характер, стремление учиться новому и трудолюбие – таковы были основные критерии при отборе первых советских космонавтов. Кандидаты старше 30 лет, ростом выше 175 сантиметров и весом более 72 килограммов, не допускались до «кастинга».

По словам первого начальника Центра подготовки космонавтов Евгения Карпова, претенденты проходили «сверхотбор» - организм кандидатов заставляли работать «на пределе», определяя заложенный в нем «запас прочности». Полет Гагарина помог избавиться от многих страхов, которые «преследовали» ученых. Постепенно были смягчены требования к кандидатам. Сергей Королев считал, что «медицина» и «программы для кроликов» тормозят реализацию поставленных космических задач. Было снято требование «низкорослости» и возрастные ограничения (например, Михаил Корниенко впервые полетел в космос в 50-летнем возрасте), зато появился новый «параметр» – свободное владение английским.

Ученье – свет!

Современная система подготовки и та, что существовала в самом начале, отличаются разительно. Мощность и масса советских кораблей позволяли надежно дублировать системы управления, расположенные на борту, поэтому от кандидатов не требовали совершенных умений пилотирования. С большим вниманием относились к желанию космонавтов следовать лозунгу «Учиться, учиться и еще раз учиться», а также их умениям адаптироваться к новым, зачастую очень непростым, условиям. Первые кандидаты во время общекосмической подготовки изучали не так много: ракетно-космическую технику, основы космической медицины, астрономию, геофизику, астронавигацию, устройство и принципы управления кораблем. Будущие космонавты осваивали фотодело и киносъемку. С усложнением космической техники и расширением перечня работ, которые космонавты должны выполнять на орбите, расширился и объем программы подготовки. Сегодня кандидатам приходится держать экзамен по ста с лишним предметам, а затем еще и госэкзамен, после которого им присваивается квалификация «космонавт-исследователь» или «космонавт-испытатель».

Круги «ада»

Современный отбор кандидатов включает три этапа. На первом - проверку осуществляют компетентные органы. Жирную точку в карьере «звездного» претендента могут поставить «нелады» с законом, в том числе самые незначительные нарушения, например, неоплаченный штраф ГИБДД. Тщательно изучается личное дело, психологическое состояние претендента, который может быть снят с «дистанции», например, с формулировкой «сомнительный моральный облик». Далее две независимые комиссии проводят доскональный медицинский осмотр. Из 350 заявок после первой медкомиссии остается 200, после второй – всего 50. Затем кандидаты сдают экзамены по общеобразовательным предметам (математике, физике, русскому языку) и специальным: проверяются знания устройства корабля и систем его управления, этапы полета и др. Методички и пособия, по которым готовятся кандидаты, нельзя переписывать, фотографировать или брать «на вынос». Только заучивание, и это при том, что объемы информации, которую необходимо освоить, огромны.

От теории – к практике

После успешной сдачи теоретического экзамена начинается непосредственная подготовка, в результате которой будущие космонавты оттачивают умения и навыки. И если вначале упор делался на медико-биологическую подготовку, то сегодня больше внимания уделяется специальной подготовке. Тренировки на центрифуге позволяют повысить способности организма противостоять перегрузкам, «кресло Барани» и «качели Хилова» помогают подготовиться к пребыванию в невесомости и тренируют вестибулярный аппарат. Тренировки в антиортоположении позволяют легче справляться с приливом крови к головному мозгу, который вызывает невесомость.

Баро- и термо-

Для того чтобы определить, насколько организм готов к атмосферным изменениям, в первую очередь, к кислородному голоданию, космонавтов тренируют в барокамере: поднимают на высоту до 5 тысяч метров без кислородной маски. Это тренировка особенно пригодится во время возникновения нештатных, аварийных ситуаций, когда снижается содержание кислорода и резко «скачет» давление. В термокамере проверяют способность космонавта выдерживать высокие температуры, в том числе устраивают так называемые «отсидки» - пять сеансов при повышенной температуре, но с нарастающими временными интервалами от получаса до 70 минут. С увеличением работ, которые космонавт должен выполнять в открытом космосе, роль тренировок в термокамере возросла: современные скафандры с терморегулированием не всегда готовы защитить организм от неблагоприятных воздействий.

Кстати, о скафандрах – все они российского производства. Для полетов используются скафандры «Сокол», для выхода в открытый космос – «Орлан». Российские скафандры можно надеть без посторонней помощи – и это выгодно отличает их, например, от американских.

Сенсорная депривация

Психику космонавтов тренируют в сурдокамере, где основные органы чувств человека искусственно лишают внешних «раздражителей». Отправляя первых покорителей в космос, ученые изрядно волновались за их психическое состояние: было до конца непонятно, как поведут себя органы чувств при кардинальной «смене обстановки». Замкнутое пространство, осознание оторванности от Земли – серьезная психологическая нагрузка, которая усугубляется непреходящим стрессом от ожидания опасности. Методика пребывания в сурдокамере менялась неоднократно. Сначала космонавтов помещали в атмосферу с чистым кислородом при пониженном давлении, но гибель в сурдокамере Валентина Бондаренко заставила проводить тренировки при нормальной атмосфере. Космонавтам то разрешали, то запрещали брать с собой книги, то уменьшали, то увеличивали время «отсидки».

Всего и помногу

Все технические средства для тренировок можно разделить на две большие группы. К первой, «экзогенным тренажерам», относят устройства, на которых моделируют перегрузки, невесомость, «скачки» давления и прочие - например, гидролаборатории, различные камеры и гимнастические снаряды (батут, лопинг). Ко второй большой группе относятся тренаёеры, на которых отрабатываются навыки управления кораблем на всех этапах полёта: вывод на орбиту, ориентация по Солнцу, планетам и данным служб, расположенных на Земле, сближение, стыковка и расстыковка корабля, реализация специальных задач, предусмотренных программой. Главное отличие космонавта от летчика в том, что последний имеет возможность после изучения теории и учебы на тренажерах провести тренировочной полет с инструктором и только после контрольного полета ему доверят самолет. У космонавта первый полет проходит самостоятельно, поэтому на наземных тренажерах стараются сформировать максимально приближенный к реальным условиям «образ полета»: идентичный интерьер кабины, «реальная» картинка в иллюминаторе, агрегаты и устройства «шумят» как настоящие. Спровоцировать стресс – уже сложнее, но и с этим в Центре подготовки космонавтов справляются.

Олег Артемьев. Фото: сайт/Александр Авилов

Полеты в космос – это работа. Сложная, требующая большой выдержки, усердия и обширных знаний. Иногда от начала обучения до назначения в экипаж на МКС проходит не два или три года, а десять лет. На Земле космонавты постоянно учатся, сдают экзамены, изучают новую технику.. А. Гагарина и узнал у Олега Артемьева, совершившего один полет на станцию, о том, что происходит в сурдокамере и для чего решают задачи, не раскрывая парашюта.

ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

– Прежде чем начать свой путь в космос, человек должен попасть в отряд космонавтов. Какие качества важны для претендента?

– Сейчас претендентов старше 33 лет не берут. Человек должен быть здоровым, иметь способность к обучению, терпение и хорошую память. Нужно окончить высшее учебное заведение, желательно авиационное училище или технический вуз – МГТУ имени Баумана, МАИ, МИФИ. Среди российских космонавтов много выпускников авиационных училищ (Качинского высшего военного авиационного училища летчиков, Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. С.И. Грицевца, Оренбургского военного авиационного Краснознаменного училища летчиков им. И.С. Полбина и других), МАИ, Бауманки, МГУ.

– А гуманитариев в космонавты берут?

– Сейчас да. Раньше был отраслевой набор – космонавты приходили из Министерства обороны, РКК "Энергия", где производят корабли. В Институте медико-биологических проблем отряд космонавтов состоял из трех человек, по одному космонавту было из РКЦ "Прогресс", где строят ракеты, и Центра имени М.В. Хруничева. В 2012 году был объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов Роскосмоса. Тогда в отряд зачислили восемь человек разных специальностей. Половина – гуманитарии.

– После того как претендент успешно прошел все этапы отбора – медкомиссию, технический экзамен и тест по физкультуре, – он зачисляется в отряд космонавтов Роскосмоса как кандидат в космонавты-испытатели. У него начинается общая космическая подготовка (ОКП). Длится она от полутора до двух лет. Учеба идет практически круглосуточно.

ОКП КАНДИДАТОВ В КОСМОНАВТЫ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОДГОТОВКУ:

  • по бортовым системам и оборудованию пилотируемых космических аппаратов (ПКА);
  • к выполнению научно-прикладных исследований и экспериментов на ПКА;
  • к внекорабельной деятельности (ВКД);
  • к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;
  • медико-биологическую подготовку;
  • специальную летную подготовку;
  • парашютную подготовку;
  • физическую подготовку;
  • гуманитарную подготовку
  • .

    В тренажере "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    В конце этого этапа сдается Государственный экзамен, целью которого является определение уровня подготовки кандидатов в космонавты по результатам ОКП. Принимает его комиссия, в которой более 100 человек с разных предприятий (ЦПК имени Ю.А.Гагарина, РКК "Энергия", Институт медико-биологических проблем РАН, Центр имени В.М. Хруничева). Это тест не только на знания, но и на умение держать психологический удар.

    После успешной сдачи кандидату присваивается звание "космонавт-испытатель"

    – После общей космической подготовки сразу начинаются тренировки к полету на станцию?

    – Следующий этап – подготовка в группах специализации и совершенствования. Она длится три года. За это время нужно сдать около 150 экзаменов и зачетов и итоговый экзамен в конце обучения, который действует три года. Если в течение этого времени человека не назначили в экипаж, приходится пересдавать, потому что техника совершенствуется. Бывает, что через год приходится сдавать экзамен заново, потому что что-то изменилось.

    Наконец наступает момент, когда тебя назначают в экипаж. Это может случиться и через два, и через три года. У меня прошло девять лет. Есть и те, кто по 16 лет готовился. В истории российской космонавтики таких примера два – подготовка Валерия Полякова и Сергея Ревина длилась 16 лет.

    Если космонавта назначили в экипаж, то наступает третий этап – подготовка в составе экипажа. Она начинается примерно за полтора-два года до полета.

    В космосе проходит четвертый этап – поддержание профессиональных навыков в полете. Когда ты спускаешься, этот этап продолжается во время реабилитации, которая длится полгода. Сколько летаешь, столько и восстанавливаешься.

    После полугодовой реабилитации назначается главная медицинская комиссия. От ее результатов зависит, попадешь ли ты вновь на второй этап, в группу совершенствования. Если тебя признали годным, то ты снова занимаешься в группах, снова сдаешь экзамены, проходишь курсы выживания, психологическую подготовку.

    В это же время ты выступаешь как эксперт. Например я недавно ездил в РКК "Энергия", где мы испытывали новую ручку управления спуском корабля "Союз". После возвращения на Землю я участвую в испытании новой техники, модернизации старой и жду назначения в полет. По тем планам, которые есть, он состоится в 2019 году.

    – Что лично вам больше всего нравится в подготовке космонавта?

    – Самое любимое – испытание новой техники: поездки на "Энергию", общение с конструкторами, инженерами. У космонавта, слетавшего в космос, есть определенные знания и навыки, которые могут пригодиться на Земле. Например я пришел в отряд космонавтов из РКК "Энергия". Можно сказать, что я летал не просто удовлетворить свою мечту, а понять, как там все работает, как факторы космического полета действуют на корабли и станцию.

    Теперь я понимаю, какими должны быть станция и корабль. Цель ведь не просто слетать и выйти в открытый космос, а долететь до Луны, Марса. Я, конечно, не уверен, что сам туда попаду, но мои знания и опыт помогут это сделать другим.

    Тренажеры транспортных пилотируемых кораблей "Союз". Фото: сайт/Александр Авилов

    – Вы сказали, что космонавт за время обучения сдает около 150 экзаменов. Допускаются ли пересдачи?

    – Лучше сдавать с первого раза. Но разные ситуации бывают в жизни – заболел ребенок, отключили свет в ночь перед экзаменом, случилась трагедия в семье. Это бывает редко, но пересдать дают.

    – Есть ли различия в обучении мужчин и женщин?

    – По техническим дисциплинам никаких поблажек нет. Быть может послабления есть при сдаче физкультурных тестов, но они абсолютно минимальны и составляют 30 процентов по сравнению с нормативами мужчин. К примеру, мужчинам до 30 лет нужно 14 раз подтянуться, а женщинам в таком же возрасте – 14 раз отжаться в упоре лежа.

    Кстати, эти дисциплины похожи на нормы ГТО, которые сейчас возобновили. Если сдаешь первую ступень, то этого достаточно, чтобы пройти наши физкультурные тесты.

    КТО ЛЕТИТ НА МКС

    – Экипаж, который готовят к полету на МКС, как правило, состоит из наших космонавтов и американских, европейских или японских астронавтов. Как ведется преподавание? Какой основной язык?

    – В Центре подготовки космонавтов в Звездном городке американцы, японцы и европейцы изучают русский язык, у них есть специальные часы для этого. В основном изучают именно технический язык. Но при необходимости иностранного астронавта сопровождает на тренировках переводчик. В Хьюстоне, Кельне или Цукубе подготовка российских космонавтов ведется на английском языке, и на занятиях присутствует наш переводчик.

    Комплекс тренажеров российского сегмента МКС. Фото: сайт/Александр Авилов

    – Как формируется экипаж будущей экспедиции?

    – Назначение в полет зависит не только от знаний, но и от физической готовности космонавта – должна быть пройдена медкомиссия, сданы все экзамены.

    Сейчас в отряде 37 космонавтов. Тебя назначают в экипаж, когда приходит очередь. Но у нас еще действует правило, что в экипаже один космонавт должен быть опытный, уже летавший. И к нему уже назначают перворазника.

    – Как экипаж подбирают по психологической совместимости?

    – В процессе подготовки, учебы наши психологи оценивают умение работать в коллективе и стараются назначать совместимых людей. Но бывает по-разному. Бывало даже, что снимали космонавтов прямо перед полетом, но было очень давно.

    – Сейчас все полеты осуществляются на "Союзе", где место строго ограничено. Есть ли в связи с этим критерии отбора в экипаж?

    – У нас лимит по весу. Максимум – 90 килограммов. Если вес человека превышает это значение, то надо садиться на диету, или тебя снимут с экипажа. По росту ограничение – 190 сантиметров. Но на самом деле важен рост в положении сидя – он не должен превышать 99 сантиметров.

    ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО И ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

    – Экспедиция на станцию в среднем продолжается полгода. Как готовят к длительному пребыванию в замкнутом пространстве?

    – Дело не только в замкнутом пространстве, а в том, что человек постоянно находится в маленьком коллективе. У нас есть такой предмет – психология малых групп, где рассказывают, как вести себя, предотвращать конфликты, первым протягивать руку.

    К замкнутому пространству готовят в сурдокамере. Это такое помещение, бочка, куда не проникает свет или звук извне. В сурдокамеру сажают на пять суток, трое из которых ты не спишь. Это так называемый режим непрерывной деятельности.

    У тебя есть только лампочка, приборы, компьютер и тесты, которые надо выполнять. Это могут быть и задания на свободную тему – например, надо сделать репортаж ровно на две минуты, но не смотря на часы. Психологи оценивают тебя в режиме онлайн, смотрят не разговариваешь ли ты с кем-то, потому что на вторые-третьи сутки без сна могут привидеться всякие чудища или животных с себя начинают снимать. Это один из самых сложных экспериментов. Если ты прошел его, то идешь дальше, а если нет – могут списать.

    – Вы участвовали в программе "Марс-500", во время которой приходилось долго находиться в замкнутом пространстве. Помог ли вам этот опыт на МКС?

    – Этот эксперимент помог мне в ожидании собственного космического полета, поскольку путь к нему у меня занял 11 лет. Я занимался этой программой с 2006 по 2008 год. У нас было три изоляционных эксперимента. Работа творческая, в чем-то сравнима с теми испытаниями, которые проходят в РКК "Энергия" с новой техникой.

    Большинство экспериментов, проведенных в рамках этой программы, мы потом повторяли на МКС. Такая дополнительная подготовка получилась

    – Как космонавтов готовят к экстремальным и нештатным ситуациям?

    – Такие ситуации, как разгерметизация, неисправность систем скафандра отрабатываются на тренажере "Выход-2". К выходу в открытый космос готовят и в гидролаборатории. Устранение неполадок доводится до автоматизма.

    Но перед началом занятий на тренажерах из космонавта делают человека хладнокровного. Для этого проводят специальную парашютную подготовку (СППК). Она представляет собой прыжки с вертолета или самолета, примерно с высоты 4,5 километра.

    После того как ты вышел из люка, тебе надо стабилизироваться и, не раскрывая парашюта, решать задачи, которые записаны у тебя на планшете. Вместе с этим надо провести репортаж на свободную тему – рассказать о том, что видишь вокруг. Помимо этого нужно следить за высотой и на высоте 1200 метров открыть парашют.

    Фотогалерея

    Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 12

    Когда человек прыгает первый раз, репортаж не получается, только одни звуки. Но с каждым прыжком страх замещается уверенностью. На 30-40-й прыжок ты уже решаешь все задачи, выполняешь все репортажи.

    Обычно у нас три такие парашютные подготовки. В конце них у тебя уже нет страха как такового. К любой ситуации подходишь с трезвым умом.

    – Как готовят к выходу в открытый космос?

    – Это самая интересная и опасная работа. Готовят к ней, как я уже сказал, в гидролаборатории, где создается так называемая гидроневесомость – это когда скафандр преобретает нулевую плавучесть, то есть не тонет и не всплывает. Работаешь в скафандре на макете станции, размещенной в гидробассейне, отрабатываешь все операции, которые только могут быть в космосе – штатные и нештатные.

    Затем идет тренажер "Выход-2", где ты учишься работать со скафандром, устранять неисправности, экономить свои силы, – выход бывает по шесть-семь часов, и тебе надо в течение этого времени оставаться работоспособным, уметь вернуться и если что, забрать товарища. Затем теоретическая подготовка и экзамены.

    Во время парашютной подготовки есть такой элемент тренировки работы в открытом космосе: во время полета на вертолете необходимо перемещаться по его опорам.

    – Вы тоже выходили в открытый космос. Какие были первые ощущения?

    – Я ждал этого, мечтал о выходе в открытый космос. До того как пошел в отряд, я работал в отделе внекорабельной деятельности в РКК "Энергия", как раз готовил космонавтов и модули к работе в открытом пространстве.

    Когда я открыл люк, сперва был ступор. Но не из-за страха. Бездна за бортом как бы притягивает. Выходят обычно в темноте, не на рассвете. Открываешь люк и ничего не видишь. Первое ощущение – не видишь водолазов, которые помогают в гидролаборатории. А тут только ты и твой товарищ.

    Мой первый выход продлился более семи часов, был довольно тяжелым. Во второй раз сделали все за пять часов. В этом году исполнилось 50 лет со дня первого выхода в открытый космос. И до сих пор эта работа остается самой рискованной, интересной и притягательной.

    – К жизни на станции есть особая подготовка, например, к питанию на борту?

    – Перед полетом проводится дегустация. Ты выбираешь более чем из 300 блюд, чем хочешь питаться на станции. Сейчас в тюбиках только мед, горчица и приправы типа кетчупа. Еще есть консервы. Остальное – сублимированная пища в пакетиках, как макароны быстрого приготовления Готовят, в основном, заправлять еду: делаешь в упаковке маленькое отверстие, через трубочку заливаешь горячей водой и ждешь пока приготовится.

    Аппарат для заправки еды. Фото: сайт/Александр Авилов

    У нас 16-суточное меню, то есть те блюда, которые ты ел сегодня, повторятся только через 16 дней. В меню есть и борщ, и макароны, и различное мясо. Самое вкусное – творог с орехами и сушеное мясо: говядина, конина, оленина.

    – Как питаются экипажи из разных стран?

    – Есть российский сегмент и американский. У нас свое меню, у них свое. Но дегустацию мы проводим друг у друга и можем выбрать блюда, которые понравились больше. На станции обмениваемся.

    – Есть ли запреты для космонавтов? Например, нельзя носить пирсинг или делать татуировки.

    – Знаю, что многих ребят не взяли из-за татуировок. Пирсинга ни у кого не видел. Он опасен для работы на корабле в невесомости. Им можно зацепиться за что-нибудь. Даже обручальное кольцо опасно носить. Все лишнее на теле не приветствуется.

    – Почему татуировки запрещены? Считается, что это – повреждения кожи и медики не пропускают?

    – В основном психологи не пропускают. Татуировка – это психологический момент. Считается, что нормальный человек невыводимые вещи себе на тело наносить не будет.

    – Когда экипаж готов, какие обязательные традиции соблюдаются перед стартом?

    – Их очень много. Некоторые еще от Гагарина пошли. Например, сохраняется традиция, когда основной и дублирующие экипажи летят разными самолетами, едут разными автобусами на Байконуре. Традиция никогда не говорить "последний", а всегда говорить "крайний". Смотреть перед полетом фильм "Белое солнце пустыни".

    – Почему именно этот фильм?

    – Исторически сложилось. Когда "Белое солнце пустыни" только вышло в прокат, его показали космонавтам. Сперва одному экипажу, потом другому. А третий не стал смотреть, и его сняли с полета. То же и у американцев было – постоянно откладывали старт. Как только посмотрели фильм – старт состоялся.

    Наверное, можно было бы отменить традицию и корабли бы нормально стартовали. Но она хороша тем, что в просмотре участвуют семьи, которые приезжают к космонавтам за три дня до старта. Лишняя возможность пообщаться с родными.

    – Если бы я пришел и полетел через год или два, то был бы восторг. А когда ты 11 лет готовишься, то знаешь, что тебя ждет.

    Конечно, Земля красива. Все свободное время ты тратишь на то, чтобы понаблюдать за ней. Но такого "вау, я в космосе", не было.

    Была мечта выйти в открытый космос, а затем вернуться и либо самому, либо кому-то помочь долететь до Луны или Марса.