Поэт сказал что страшно на войне. Сочинение-эссе "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" материал по литературе (11 класс) на тему

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Ю. Друнина

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твадовский

Война! Сколько боли и ужаса несёт это слово… Миллионы жизней унесла она, много горя, слёз, страданий доставила человечеству. Почти семьдесят лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Однако память народная вечно хранит воспоминания о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за счастье будущих поколений.

Утром тысяча девятьсот сорок первого года в четыре часа утра тысячи немецких орудий открыли огонь по советским пограничным заставам и прилегающим к границам населённым пунктам. Счастливая мирная жизнь со всеми её радостями и огорчениями - всё оставалось в прошлом, впереди была только война. Все, от мала до велика: взрослые и дети, мужчины и жещины - встали на защиту своей Родины.

Многие поэты и писатели в своих произведениях отобразили жестокую правду войны. Так, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» говорится о том, как на тихом разъезде несли службу бойцы - девушки зенитно- пулемётного батальона. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе с Федотом Васковым вступают в неравный бой: шестеро против шестнадцати. Героически сражаясь, девчонки гибнут одна за другой. Вся повесть наполнена антивоенным пафосом. Всем своим повествованием автор показывает, что так не должно быть. Почему девушки, которые только начали жить, должны носить оружие и шинели, убивать и учиться ненавидеть, умирать, так и не выполнив главное предназначение женщины на земле? А ведь именно тысячами жизней таких девчонок и мальчишек было заплачено за наши «тихие зори».

Война врывалась в сердца людей, призывала их на борьбу ради мира на земле, ставила перед нелёгким выбором, заставляла жертвовать самым ценным. В повести Василя Быкова говорится о двух партизанах: Сотникове и Рыбаке. Они попадают в плен. В душе Рыбака происходит надлом: он хочет жить и ради своего спасения предаёт Родину. У Сотникова иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти свой народ. Героическая смерть ради спасения других - вот единственный возможный для него путь. Сотников до последнего вздоха остаётся верным своей Родине. И как можно говорить о том, что на войне не страшно?!..

Четыре года бушевало яростное пламя войны, но и ей пришёл конец. И вновь стали восходить «тихие зори», перестали греметь канонады, не затмевает рассвета грозное пожарище войны.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»,- говорила Ю.В. Друнина. И это действительно так, ведь война - самое страшное, что может произойти в жизни человека. Мы, великий русский народ, склоняем головы перед павшими героями, которые сделали невозможное, спасли будущее нашей страны. Очень велика плата за победу… И ничего уже не исправить, остаётся только помнить и скорбить по тем, кто отдал свою жизнь ради нашего светлого будущего…

Молчанская Анастасия, 11 класс.

Учитель Масленникова Галина Владимировна

Война-страшное слово, за которым кровь, смерть, страдание,разрушенные семьи.Наше поколение знает о Великой Отечественной войне из рассказов бабушек,дедушек,учителей,из художественных и документальных фильмов, из книг,написанных людьми,сумевшие пройти все ужасы тех незабываемых лет. И все же иногда достаточно вспомнить, чтобы ощутить глубокую боль и нечеловеческую тоску о бесстрашно бросающихся под вражеские пули, о матерях и женах, чье сердце обрывалось с приходом похоронки, о бойцах, не сумевших дожить до победы.

Человек, переживший войну, никогда не забудет увиденного, услышанного, прочувствованного за это время. Многим писателям и поэтам повезло – они дошли до победы, они вернулись и в память о тех, кто вернулся,рассказали правду о той страшной войне.

...Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Эти слова принадлежат Юлии Друниной, которая со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Санитарка, на весь пехотный батальон, Ю. Друнина на себе испытала все ужасы войны.

При просмотре фильма по книге Б. Василия «А зори здесь тихие» в душе остается боль, тоска и глубокое чувство утраты. Совсем юные девушки, которые мечтали о прекрасном,хотели любить и быть счастливыми – уходя небольшим отрядом на выполнение опасного задания.Пятеро девчонок полны отваги и решимости, они готовы на жертвы и потери. А ведь как страшно осознавать, что ты можешь уже не вернуться, можешь попасть под обстрел, в плен к врагу. С горечью и со слезами на глазах в конце фильма мы узнаем, что девушки сумели остановить фашистов, но непомерно высока цена з одержанную ими победу. Они погибли, навсегда оставшись в нашей памяти, доказав, что хрупкость и нежность – то вовсе не слабость. Ведь «у войны не женское лицо…», на подвиг во имя Родины встает и мужчина, и женщина, и старик, и ребенок. Война – это горе и слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду.Многое может сделать человек, если он знает, во имя чего и за что борется.

К 70 – летию Победы в моей школе проходили беседы по литературе о Великой Отечественной войне,на одном из уроков прозвучало стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».Каждый, сидевший в классе,на мгновение оказался свидетелем той, варварской и ужасной трагедии описанной в произведении. Огромная яма, измученные женщины, испуганные дети и пьяный немецкий майор с автоматом. Все это даже представить страшно! А что ощущали эти женщины, стоя на краю ямы-смерти, зная, что вот- вот оборвется жизнь ее ребенка. Меня до сих пор не отпускает боль, которую я почувствовала, услышав его. И пусть эти безвинные жертвы не были на поле боя, не участвовали в боях – женщины совершали свой подвиг, подвиг материнства.

На литературно – музыкальном фестивале наш класс включил в свою композицию песню «Кино идет. Воюет взвод». Каждый ученик нашего класса почувствовал и представил «отвратительный вой приближающихся бомб», фонтаны взрывов, смятые каски, автоматные очереди –кромешный ад войны.

Я знаю, никакой моей вины,

В том, что другие не пришли с войны…

Достоин восхищения подвиг советского народа в великой Отечественной войне.Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах все люди.Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся н нашу свободу и счастье.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

«Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперёд.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шёл на пулемёт.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!»

Юлия Владимировна Друнина, (1924-1991), советский поэт, фронтовик.

С детства Юлия Друнина любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио. Вот так после войны вспоминала поэтесса о своих первых стихах:

«В школьные годы я была, так сказать, жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно, экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами - коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу, как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать».

В начале войны, прибавив себе год (во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась 10 мая 1924 года), шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестёр. Когда немцы стали приближаться к Москве, работала на строительстве оборонительных сооружений под Можайском. Здесь и начался военный путь поэтессы.

Из биографии Юлии Друниной:

«…во время одного из авиа налётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне - вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, - Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат - с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило».

Юлия снова в Москве и – не военнослужащая. Вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжело больного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск. Сначала поучилась в школе младших авиационных специалистов, где ей всё не нравилось. Юлия стремилась на фронт. Предъявила свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта. В 667-м стрелковом полку 218-й стрелковой дивизии медсестра Юлия Друнина была тяжело ранена.

Из биографии Юлии Друниной:

«…осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юлия не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, её признали годной к строевой службе.

Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Юлии Друниной и сквозной темой её творчества.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился. В Литературном институте в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым. Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь Елена. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учёбы в институте и закончила его только в 1952 году. Стихов в тот период не писала. Молодая семья ютилась в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь.

В 1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина всё-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развёлся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.

В 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

Многое пережила и выдержала эта «и худа, и мала» женщина. Не выдержала только девяносто первый год.

Из биографии Юлии Друниной:

«С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980-х годов. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане». Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса. В августе 1991 года (во время путча ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. В беседе с одним из депутатов объяснила свой приход желанием защитить Ельцина.

Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года. Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного киносценариста А. Каплера) и крушение общественных идеалов.

В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, - за избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

По воспоминаниям крымского политического деятеля Леонида Грача, Юлия Друнина, «как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял „москвич“, выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера».

Тематический классный час в 8 «А» классе (Кл. рук. Аминова М.М.)

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву и тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю.Друнина

Задачи классного часа:

    Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.

    Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову.

    Способствовать проявлению эмпатии, положительных эмоций, способность воспринимать неравнодушно литературное и художественное творчество.

Ход классного часа

Медленно звучит песня «Вставай страна огромная». Входит первая ведущая.

Первая ведущая:

Мы много раз видали рукопашный

В кино, ребята, только лишь в кино.

И было всем, поверьте, очень страшно.

Напоминало о прошлом нам оно.

Входит вторая Ведущая и Ведущий.

Вторая ведущая: Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки и даже старики

Первая ведущая: Сегодня мы вспоминаем тех, кто, не жалея себя, боролся с врагом. Прошло после той страшной войны 65 лет, но она живет в каждом нашем доме. В воспоминаниях наших дедушек и бабушек.

Ведущий: В фотографиях и письмах, рассказах и легендах, фильмах и книгах о войне.

Вторая ведущая: Какой была та война?

Ведущий: Целых четыре года холода и голода, погибшие родные, друзья, редкие письма из дома, болезни, госпиталя, встречи и прощания.

Первая ведущая: А еще война – это страх, страх за себя, своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в холодной землянке.

Сцена 1. Девочки в военной форме и санитарными сумками сидят у костра.

Первая девочка (обращаясь к одной из них): Ты давно на войне?

Вторая девочка: Нет. Только две недели. А ты?

Третья девочка: Я с 41-го года. В мае мне исполнилось 17 лет, а в июле я уже была на фронте.

Первая девочка: И тебе не страшно?

Третья девочка: Страшно. Очень страшно. И друзей терять больно. Но когда становится очень тяжело, я беру свою заветную тетрадку и пишу стихи…

Вторая девочка: Стихи? Ты пишешь стихи?

Третья девочка: Да, пишу. О себе, о своих друзьях, о России, которую победить никто не сможет.

Первая девочка: Прочти что-нибудь из своих стихов!

Третья девочка (читает):

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву и тысячи во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Вторая девочка: Смотри-ка, так просто и так здорово.

Вбегает мальчик в военной форме

Мальчик: Девчонки, подъем! «Мессеры» летят! Бой начинается!

Первая девочка: А зовут-то тебя как?

Третья девочка: Юля. Юля Друнина.

Вторая девочка: До встречи после войны, Юля Друнина!

Выходят мальчик и девочка военные корреспонденты.

Девочка: Окончилась война и о Юлии Друниной, выжившей на войне, узнали не только в России, но и во всем мире. Кто она такая, Юлия Друнина, написавшая такие простые, но очень верные строчки о войне?

Мальчик: Именно ей принадлежат строки:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать…

Первая ведущая: Друнина Юлия Владимировна родилась 10 мая 1924 года в Москве в семье учителя. Детство Юлии прошло в центре Москвы, она училась в школе, в которой работал учителем ее папа. Девочка очень любила читать и мечтала стать писательницей. Уже в 11 лет Юля написала первые строки.

Ведущий: Когда началась Великая Отечественная война, Юле было всего 17 лет. Она решает, что должна быть на фронте и записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в госпитале.

Вторая ведущая: Совсем скоро Юлия Друнина становится санитаркой в пехотном полку. Она выносит раненых с поля боя, делает перевязки, пишет письма от имени солдат домой. А потом - ранение, госпиталь и снова на фронт.

Ведущий: Ее фронтовые дороги очень разные. Белоруссия, Прибалтика, Дальний Восток. В 1943 году – Юлия Владимировна Друнина уже старшина медицинской службы. Фронтовые дороги знакомят ее с новыми людьми, которые становятся героями ее стихов.

Первая ведущая: В 1944 году, после тяжелой контузии, Юлия Владимировна возвращается в Москву и становится студенткой Литературного института.

Ведущий: Проходит 10и 20 лет после войны, но Юлия Владимировна не забывает войну. Она снится ей, снятся фронтовые друзья. Снятся те, кто в самые трудные годы был с ней рядом и погиб, прожив совсем мало на земле.

Сцена 2. Девочки в военной форме и с санитарными сумками сидят у костра. К ним подходит солдат в пилотке.

Солдат (обращаясь к сидящим): Что грустим? Скоро войне конец. Самое страшное позади. Мы Москву отстояли. Скоро фрицев погоним дальше на Запад.

Девочка в военной форме: Да, погоним. Только не все домой вернутся. Юля, ты маме Зины, подруги своей написала, что ее дочка погибла?

Юля: Нет, не написала. Страшное это письмо. Тяжело его писать. Зина очень любила маму, никого дороже мамы у нее не было.

Солдат: А ты попробуй в стихах написать. Я знаю, ты можешь. Твои стихи весь фронт читает.

Юля: Да, наверное, так будет лучше. Я попробую…

Ведущий: Юлия Владимировна написала это стихотворение. Оно стало памятником всем тем, кто остался лежать в земле и не вернулся с войны живым. Им, героям войны, не было страшно. Ведь они защищали Родину.

Звучит музыка «в лесу прифронтовом» три девочки в форме санинструкторов читают стихотворение «Зинка»

Первая девочка: Памяти однополчанки Героя Советского Союза Самсоновой.

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Вторая девочка:

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она - не в счет.

Первая девочка:

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Третья девочка:

Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня – она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Классный руководитель: Вот и закончился наш рассказ о женщине, которая не только воевала, но и описала в стихах, какой была та война. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»… Права была Юлия Владимировна, когда писала эти строки. На войне страшно. Но человек перестает страшиться, когда знает, что защищает свой дом, своих родных и близких людей, свою землю. Им, героям войны, мальчикам и девочкам, было очень страшно, но они сумели побороть страх и подарить нам с вами жизнь.

Нам остается только память о тех, кто никогда не сможет видеть свободу страны, добытую их собственной кровью. Это наш с вами святой долг и обязанность – помнить о них, чтить их память и радоваться жизни за всех тех, кто остался на полях войны.

Минута молчания

Просмотр фильма-презентации «Этот День Победы»

Я только раз видала рукопашный –
Раз наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно -
Тот ничего не знает о войне
Юлия Друнина

12 сентября 1941 года. Директива Ставки ВГК № 001919
Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать «Нас окружили» и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. ЕСЛИ БЫ КОМАНДИРЫ И КОМИССАРЫ ТАКИХ ДИВИЗИЙ БЫЛИ НА ВЫСОТЕ СВОЕЙ ЗАДАЧИ, паникерские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что ТВЕРДЫХ И УСТОЙЧИВЫХ КОМАНДИРОВ И КОМИССАРОВ У НАС НЕ ТАК МНОГО.

…Ставка ВГК приказывает
1.В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов, численностью не более батальона (в расчете по одной роте на полк), подчиненный командиру дивизии…
2.Задачами заградительного отряда считать ПРЯМУЮ ПОМОЩЬ КОМСОСТАВУ в поддержании и установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, ***, ПОДДЕРЖКУ честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но УВЛЕКАЕМЫХ ОБЩИМ БЕГСТВОМ.

Сталин, Шапошников
_______________________

К части фразы, замененной звездочками, вернемся ниже.

Указанные здесь заградотряды имеют наибольшую численность – по сравнению с образованными по другим основаниям. Они состоят, по существу, из тех же солдат и находятся в армейском подчинении. Судя по директиве, они действовали только на поле боя и только во время боя. Вероятно, и жили рядом – хотя некоторого напряжения в отношениях едва ли можно было избежать.

Нередко отмечались случаи, когда сами заградотряды вступали в бой. Но за это – во всяком случае, применительно к меньшим отрядам, см. ниже – чаще ругали, так как они несли тяжелые потери и теряли способность выполнять свои функции.

Осознаем спокойно и четко. Эти отряды взаимодействовали с бойцами, которые пойдут в бой и завтра, и послезавтра. Здесь слов типа дезертир, самострельщик итп. Правда, есть слово «враждебный» - но, думается, это больше касается фактического значения паники и бегства, нежели запланированных действий – те проходили бы по иным статьям.

Даже из опыта мирного времени известно, что поведение большого количества людей – не коллектив, а толпы – может приобретать новые, неблагоприятные черты. Совершаются действия, несвойственные каждому в отдельности. Так бывало после футбольных матчей, в периоды погромов и поджогов автомобилей в Западной Европе итд. Конечно, при массовых несчастных случаях, стихийных бедствиях...

Видимо, в таких ситуациях пробуждается родовая память о временах, когда человек не осознавал себя как отдельную личность, а только частью рода. Делай, как все – становится доминирующим, подавляющим волю импульсом.

Не всем, далеко не всем удается сохранить себя как самостоятельную личность в такой ситуации. Но тем ценнее роль тех, кто способен руководить – подать команду. Он один может спасти множество людей во время паники – например, тех, кого просто задавили бы в толпе. Такие личности нашлись, например, во время недавних взрывов в минском метро. Одной команды бывает достаточно для возврата к осознанию себя и ответственности за свои действия.

Такова реальность. Она связана больше с психологическими и иррациональными сторонами жизни, чем с рациональными – политикой, идеологией...То, насколько подавляется интеллект во время паники, видно из известного свойства: допустим, имеется два выхода. Если на одном написать «беги сюда», то спасется больше людей, чем если написать на другом «сюда не беги».

И, естественно, ярче всего эти особенности поведения проявятся там, где крайнее стрессовое состояние – это норма. В идеале, командиры должны быть стрессоустойчивы. Но ведь это достигается практической тренировкой – в бою. Специальных психологических тренингов тогда не было. А ведь командиров требовалось много, и были они в основном необстрелянные. Да и те, кто участвовал в Гражданской – с тех пор плотность огня, количество и мощность поражающих факторов увеличились многократно.

Тем более нельзя ожидать такой устойчивости в огненном аду от бойцов, больш8инство которых жило в селе и не то что танка – и города, и паровоза, возможно, не видели. А многие и русский язык плохо понимали.

Описано самими немцами немало случаев, когда при введении в бой Stalinorgeln – Сталинских оргАнов, т.е. катюш, немцы не только в панике бежали, но и сходили с ума.

В 60-е годы приходилось видеть фильм о психологической подготовке солдат; там предполагалось, что применение ядерного оружия парализует волю и таким образом выведет из строя до половины пехотинцев – это не считая попавших под поражающие факторы.

Несколько психологически содержательных примеров приводит в своих мемуарах Константин Ксаверьевич (подлинное отчество) Рокоссовский.

Дрогнули бойцы, побежали. Один, постарше, бежит и все спрашивает: кто подаст команду? Не дождавшись, сам подал: «Ложись! Вот там противник – огонь» И все снова вступили в бой.

Другой раз бойцы остановились и вернулись в бой, увидев стоящих в рост генералов – самого К.К.Р. и еще одного.

В начале войны считалось, что каждый боец должен иметь свой индивидуальный окоп-ячейку. Рокоссовский сам несколько часов провел в такой ячейке и увидел, что так гораздо страшнее и хуже: не видишь соседей – может, они все погибли или убежали, не можешь рассчитывать на помощь итп. И приказал рыть траншеи.

Вообще, действия пехоты в принципе массовые. И если ты бежишь вперед, а большинство – назад, то успеха таким риском и героизмом, как правило, не достичь. Погибнешь зря – это тоже влияет на психологию.

В то же время такие отходы оголяют фланги и подводят соседей.

Точно и объективно о таких явлениях сказано в книге «Волоколамское шоссе», вышедшей в середине войны. Как приходилось писать, эта книга вообще является предельно честным учебником и военной науки, и военной истории. Думаю, теперешние режиссеры, прочтя ее, отказались бы от съемок своих фильмов о войне.

Не знаю, в тему ли это – на одном из военных сборов майор, раненный в недавнем бою (еще не в тех местах, которые приходят на ум), так убеждал нас серьез изучать тактику: в бою командир дороже солдату, чем отец родной, от командира во многом зависит жизнь солдата, он обязан выполнять все его приказы, даже глупые. Но если солдаты видят, что командир бестолковый, тому грозит опасность как спереди, так и сзади – от своих. И это без всяких заградотрядов. А то, что командиры бывали всякие – увы, правда, см., например, .

Так что слова Директивы, что приходится помогать командирам – вполне реальны, хотя и звучат необычно. Как? ситуация стрессовая, и контрсигнал тоже должен быть таким Вот и стоит вместо звездочек:
не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства
При этом совсем необязательно, чтобы паникер был вражеским агентом. Таков суровый закон войны – жертвовать малым для избежания бОльших жертв.

Впрочем, по воспоминаниям многих фронтовиков, они вообще не видели заградотрядов. И стреляли в воздух, быть может, за редким исключением.

Кстати, немцы – как следует из Приказа № 227 – ввели заградотряды раньше, хотя в целом успешно наступали.

Похоже, постепенно эти отряды вернулись к обычной службе. Это видно из следующего.

Во исполнение Приказа № 227 командующий войсками Сталинградского фронта ген.-лейт. Гордов (позже замененный Рокоссовским) издал приказ от 1 августа 1942, в котором предписывалось
Командующим армий сформировать по три, иногда – пять заградотрядов по 200 человек каждый, во главе их поставить наиболее опытных в боевом отношении особистов, укомплектовать лучшими отборными бойцами и командирами из дальневосточных дивизий.
Восстановить в каждой стрелковой дивизии заградительные батальоны, сформированные по Директиве Ставки ВГК № 001919, укомплектовать лучшими достойными бойцами и командирами.

Здесь как будто наблюдается.дублирование функций – вероятно, были и различия.
_____________

Параллельно с начала войны действовали в Особые отделы, заградотряды, патрули НКВД, обеспечивающие безопасность в прифронтовой полосе. До 10 октября1941 года они задержали 657 тысяч военнослужащих, в оснонвом потерявших свои части, но и бежавших с фронта.

Более 96% были возвращены на фронт. Среди остальных выявлено полторы тысячи шпионов, 308 диверсантов, 1671 самострельщик, 8772 дезертира. Не так много, особенно если учесть, что граница между отставшими и ними была в начале войны не очень четкой.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть фашистским оккупантам!