Политические лидеры развивающихся стран. Типология стран: экономически развитые страны и развивающиеся страны

Роль политического лидера в развитии экономики государ­ства можно считать одной из центральных. Очень точно ее оценил известный французский политолог Жан Блондель: "Современным политическим лидерам не приходится выбирать: осуществлять политику постоянного развития своих стран или нет; они должны проводить только такую политику, иначе им не удержаться на посту". (Блондель Жан. Политическое лидерство. М., 1992. С. 130).

Лидер-"знаменосец" -

Лидер- "служитель " их

Лидер-торговец"

Лидер- "пожарный "

Здесь важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего политические лидеры в своей политической деятельности соче­тают элементы каждого из перечисленных типов лидеров.

Итак, на особенности политического поведения того или иного политического лидера оказывают влияние различные факторы: черты характера, ситуация, последователи (избиратели).Экономическая тема (во всех ее аспектах) находится в центре внимания современного политического лидера во все периоды его пребывания у власти. Более того, еще до вхождения во власть, во время предвыборной избирательной кампании будущий поли­тический лидер выступает с программой, которую он в случае его избрания обязан реализовать. Центральное место в ней занимают вопросы роста благосостояния страны (области, штата, округа).

Экономическая программа лидера общенационального масштаба (президент, премьер-министр) отличается, как правило, новаторством, творчеством, масштабностью поставленных задач, смелостью и вместе с тем обоснованием изыскания ресурсов для воплощения ее в жизнь.

В данном отношении впечатляет восьмилетний срок прези­дентства Рональда Рейгана. Его экономическая программа была столь оригинальной и специфической, что вошла в историю как "рейганомика". Возможность решения выдвигаемых этой про­граммой задач многим, даже экономистам с большим опытом казалась нереальной. А предполагала она решение в комплексе таких проблем (резкое уменьшение темпов роста инфляции и уровня безработицы, ликвидация дефицита федерального бюджета), которые, как показывала практика прошлого, одновре­менно решить просто невозможно. Однако программа в основном была успешно реализована.

Чем дальше в прошлое уходит "рейганомика", тем больше поражают воображение не только ее смелость, неординарность, но и тщательная продуманность. Достаточно обратить внимание на такую, например, деталь: программа Р. Рейгана предполагала резкое снижение уровня налогообложения. Расчет был прост:

снижение налогов должно было стимулировать подъем произ­водства. Соответственно, снизившиеся в первое время из-за сокращения налогов поступления в бюджет должны были в недалеком будущем компенсироваться возрастающим масштабом этих поступлений в условиях производственного оживления и подъема. Но как пережить период сократившихся поступлений в бюджет финансовых средств? И это было продумано. Смелое и неожиданное решение: депозитные ставки были повышены до невиданного для США уровня - 21% (в среднем было не более 6-8%), и тогда капиталы хлынули в американские банки из всех стран капиталистического мира. Тем самым США безбедно пережили время до того момента, когда начал проявлять себя положительный рост производства в связи с сокращением налого- вых поступлений в бюджет. Таких примеров можно привести немало.

Экономическая роль политических лидеров интенсивно проявляется и в ходе всего срока их пребывания у власти. Например, американские президенты разрабатывают и представ­ляют на рассмотрение конгресса специальные ежегодные послания. Центральная их тема - состояние экономики страны.

Выше речь шла о политических лидерах рационального типа (по терминологии Макса Вебера), то есть избранных демо­кратическим путем. Однако экономическим проблемам оказывают внимание также и лидеры харизматического и традиционного типа. Однако по понятным причинам (им не грозит переизбрание) они не стремятся уделять первостепенное внимание экономике;

данной сферой занимаются лишь постольку, поскольку это необходимо в конкретных условиях той или иной страны.

7. Современные тенденции в развитии политического лидерства

В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд новых тенденций. Масштабные стрессовые ситуации для огромного множества людей, которые принес с собой XX век, и коренные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, породили глобальные проблемы, бро­сающие вызов человеческой цивилизации. Данные обстоятельства предъявили новые, повышенные требования к политическим лидерам. Резко возросла их ответственность за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Это - первая масштабная тенденция, которую следует подчеркнуть. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составляющую общемирового, глобального процесса. Понимание этой новой тенденции и ее учет в проводимом курсе отличают политиков высокого уровня. Примеры хорошо известны.

Другая важная тенденция в развитии политического лидер­ства - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. В свое время (30-е годы XX в.) в США весьма популяр­ным был Фрэнсис Туансхэнд. Известно, что в настоящее время в США государственные и частные пенсионные фонды являются неотъемлемой частью системы социальной защиты населения. Это экономически мощный институт в американской экономике. Финансовые средства, которыми они располагают, приближаются к активам американских коммерческих банков. А впервые идею создания общенационального пенсионного фонда для людей старше 60 лет выдвинул именно американец Фрэнсис Таунсхэнд. Он не просто разработал план создания такого фонда, но и приложил огромные усилия для его пропаганды, возглавил целое движение в поддержку данного плана, стал его лидером. Это движение реально помогло президенту страны Франклину Рузвельту в осуществлении программы социального страхования.

Можно назвать и другие имена неформальных лидеров. Но самым выдающимся неформальным лидером XX века является наш соотечественник Андрей Сахаров. Роберт Такер называет его политическим лидером нового типа. Выдающийся ученый с обще­мировой известностью, академик А. Сахаров, осознав масштабы катастрофы, грозящей человечеству в случае атомной войны, выступил с меморандумом к правительствам и народам мира. Он стал известен во многих странах мира как борец за права человека, поднял эту проблему на уровень глобальной задачи . Пример академика А. Сахарова показывает, что, не имея возможности контролировать государственную политику, неформальный политический лидер может играть весьма значительную роль в развитии политических процессов.

Третьей новой важной тенденцией в развитии политического лидерства в последние десятилетия является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Особенно это отличает политических лидеров демократических государств. Развитие данной тенденции обусловлено многими обстоятельствами. Главное из них заключается в том, что рост благосостояния нации, связанный с активностью того или иного политического лидера, - наиболее зримый показатель для признания политического деятеля как политического лидера. Другое обстоятельство связано с огромными временными рамками политической активности (например, известно, что президент США выбирается на 4 года). Высокий экономический результат, рост благосостояния нации - самый прочный фундамент для надежды быть избранным еще на один срок.

Четвертая тенденция, которую отмечает американский политолог Роберт Такер, - это уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев, таких, например, как Наполеон. Причин очень много. Среди них:

так называемые пределы политического лидерства, которые резко ограничивают "свободу деятельности политика"; разделение властей, сравнительно короткие сроки пребывания у власти (конституционные и правовые нормы) и др. Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются в периоды глубоких кризисов. "Свое время" необходимо было и для де Голля, и для Уинстона Черчилля. Кризисные периоды - это война и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады произ­водства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду данные, типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена: новая мировая война грозит самому существованию человечества в силу возможного исполь­зования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научи­лись их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры-герои, а такие полити­ческие лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопас­ность, рост благосостояния народа и права человека.

По мере сокращения в мире недемократических режимов и соответственно становления новых демократических государств обнаруживает свое самостоятельное действие пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера. Уменьшаются сроки пребывания у власти. Но дело не только в этом. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей. Пример современной России в этом отноше­нии весьма показателен - и в части сокращения сроков пребы­вания на вершине пирамиды политической власти, и в части ограниченности властных функций. Хотя президент страны и наделен очень большими полномочиями, становлению автори-таризма существенно препятствуют другие ветви власти (Федеральное собрание, Верховый суд).

Таковы современные тенденции в развитии политического лидерства. В заключение данного параграфа следует подчеркнуть, что для оценки действительной роли политического лидера необходимо время. Лишь с течением времени определяется подлинная значимость политического лидера. И в качестве примера - вновь о Франклине Рузвельте: истинное величие его история смогла оценить лишь через много десятилетий.

8. Современные теории политического лидерства

Поскольку данная тема привлекает широкое внимание политологов во всем мире, теорий политического лидерства в целом и касающихся отдельных аспектов данной проблемы очень много. Мы остановимся на трех из них.

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Например, американский ученый Богардус считает, что лидером человек становится благодаря таким качествам, как энергия, ум, характер. Лидер лишь раскры­вает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером. Особенно бурный всплеск в развитии данной теории отмечался в США в середине XX века (Смит, Бэрд). Выделяются также такие качества, как юмор, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание , общительность, такт, уверенность.

Очевидно, что политическому лидеру необходимы многие качества, в том числе и заложенные в нем природой. Но профессиональным политиком его делают не только комбинация и сочетание различных качеств и черт, но и особенности политической ситуации.

Ситуационная концепция. Ее авторы - американские полито­логи В. Даль, В. Фидлер, Т. Хинтон. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, которое вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может использовать. Вспомним прекрасный пример из Отечественной войны 1812 года, когда именно подобным образом повел себя полководец М. Кутузов. Все великие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив.

В разработанных американскими политологами теориях представлена концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик, среди которых главное место отведено личностным чертам самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров. Это образные, метафорические типы: "знаменосец", "служитель", "торговец" и "пожарный".

Лидер-"знаменосец" - это крупный стратег. Он формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы не оказывают на него прак­тически никакого влияния (например, К. Маркс, В.И. Ленин).

Лидер-"служитель " ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера-"знаменосца" он не сам формулирует задачи в соот­ветствии с собственным видением политических реалий, а именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые стано­вятся для лидера-служителя" центральными. Примером могут быть Р. Рейган, Г. Коль.

Лидер-торговец" как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков - в особом характере их взаимоотношений с избира­телями. Важное значение приобретает способность такого лидера убеждать, а также та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки.

Лидер-"пожарный " занимается "тушением пожаров", то есть реагирует главным образом на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями. Лидеры-"пожарные" активно откликаются на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы. Их действия определяются именно насущными требованиями момента.

Здесь важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего политические лидеры в своей политической деятельности соче­тают элементы каждого из перечисленных типов лидеров.

Итак, на особенности политического поведения того или иного политического лидера оказывают влияние различные факторы: черты характера, ситуация, последователи (избиратели).

политическая элита .

В данной главе мы продолжаем тему политической власти. Уже было подчеркнуто, сколь велика в системе властных отно­шений роль политического лидера - главы государства, как много он может сделать для политической и экономической стабили­зации страны, ее безопасности, для повышения благосостояния народа. Однако известная поговорка "один в поле - не воин", несомненно, уместна и в данном случае. Без своего штаба, команды помощников, советников, экспертов и целой системы законодательных и исполнительных структур политический лидер не в состоянии осуществлять политическое руководство общест­вом. Для этого требуется особый институт - политическая элита. Она составляет мощнейшую основу становления и функцио­нирования политической власти, участвует в разработке и прове­дении в жизнь политических программ, экономических и право­вых реформ и во многом другом.

1. Понятие "политическая элита"

Известно, что любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране полити­ческую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осущест­вляется. Для характеристики управляющих употребляются разные понятия, но наиболее распространенным является "элита".

Понятие "элита" происходит от латинского "eligere" (отбирать) и французского "elite" (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначаются группы людей, имеющих высокое поло­жение в обществе, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия "политическая элита" и "властвующая элита" не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие "властвующая элита" включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит. Таким образом, политическая элита - это лишь часть властвующей элиты.

Второй момент: в отличие от всех других групп, составля­ющих властвующую (правящую) элиту, политическая элита непосредственно участвует в осуществлении политической власти .

Это обстоятельство дает нам основание поставить вопросы, связанные с политической элитой, в центр главы. Разумеется, тема властвующей элиты, в частности взаимосвязь экономической и политической элит, также будут рассмотрена.

Итак, политическая элита - это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготов­ленные к участию в разработке и реализации политических про­грамм, в выработке стратегии общественного развития. Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с "политическим руководством", "управля­ющими структурами", "центрами принятия решений", "централь­ными звеньями политической системы".

Проходят годы. Персональный состав политической элиты меняется, однако ее должностная структура остается практически неизменной. Политическая элита современных государств пред­ставлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министрами, министрами, руководителями законодательных и исполнительных органов, депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами властных структур в автономиях, краях, областях, высшим дипломатическим корпусом и др.

В свое время в ряде западных государств (в том числе в США, Великобритании, ФРГ) был проведен анализ состава политиче­ской элиты. Он показал, что наиболее активный возраст входящих в нее лиц - 50-65 лет; от 60 до 80% закончили одно-два высших учебных заведения; подавляющая часть - крупные собственники.

По имеющимся оценкам, в разных странах численность поли­тической элиты не превышает 2-4 тысяч человек, то есть это весьма узкий и немногочисленный слой . Наш великий соотече­ственник, историк и философ Н.А. Бердяев справедливо заметил:

"С сотворения мира всегда, как правило, правит и будет править меньшинство, а не большинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархии и для республики, для эпох реакционных и для эпох революционных. Из управления меньшинства нет выхода... Одно меньшинство сменяется другим меньшинством". Это действительно так. Утверждать обратное - значит игнорировать исторический опыт и факты современной жизни. Там, где есть государство, есть и политическая элита.

Общество делится на властвующих и подвластных, на прини­мающих решения и исполняющих. Все, казалось бы, ясно, кроме одного: почему политическая элита столь необходима, что, без нее не может нормально функционировать государство? Какова природа этого социального явления? Наша задача - ответить на поставленные вопросы.

Неизбежность деления общества на управляющих и управляемых обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.

1. Выделение в процессе длительной эволюции обществен­ного разделения труда в качестве особого вида профессиональной деятельности управленческого труда, требующего особой, специ­альной подготовки, компетентности, особых знаний и способ­ностей. Человеческое общество имеет многовековые традиции разделения умственного и физического труда, управленческой и исполнительской деятельности.

2. С точки зрения необходимости управления обществом не­избежно его социальное деление на руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых. Иерархичность социальной"органи­зации проявляется в господстве одних людей и подчинении других.

3. Становлению политической элиты способствует сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процес­сами. Принцип организации приводит к возникновению иерархии власти, появлению профессиональных политиков, ориентирован­ных на политическую карьеру. Политическая власть всегда осуще­ствляется как власть одной социальной группы над другой.

4. Формирование политической элиты стимулируется сопря­женностью высокого статуса управленческой деятельности с воз­можностью получения различного рода материальных и мораль­ных привилегий, почета, славы.

5. Вместе с тем существует отчужденность большинства граж­дан от власти и политики вследствие существования естественного неравенства людей по их умственным, психологическим, нрав­ственным и организаторским качествам и способностям к управ­ленческой деятельности. Ведь не все способны управлять крупно­масштабными организациями. У большинства простых людей отсутствует интерес и желание участвовать в политических процессах. Именно неспособность большинства граждан к управлению заставляет доверять эту функцию политическим руководителям, политикам-профессионалам.

Таким образом, в основе деления общества на политическую элиту и массы лежат объективные факторы политического, соци­ального и экономического характера.

Политическая элита - это группа людей , обладающая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различаются следующие виды, или уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной вла­сти, ведущих политических партий, политических фракций в пар­ламенте). Это численно достаточно ограниченный круг людей (100-200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей.

Средняя политическая элита формируется из огромного коли­чества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) - это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления.

Политический лидер является ведущей политической фи­гурой - главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро­сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен­
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.
На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами ли­дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что­
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным воз­можностям, находит оптимальные политические решения.
Политический лидер стремится укреплять связь влас­ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес­печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей­ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выпол­нение программных задач. При этом большое значение при­
обретает координация деятельности государственных орга­нов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодейст­вия между ними в процессе движения к намеченной цели.
Политический лидер заботится о единстве своей орга­низации, о сплочении сторонников.
Призвание общенационального лидера - охранять об­щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен­денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол­
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, органи­заций, звеньев государственной власти. Его задача - под­держивать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.
Политический лидер представляет интересы опреде­ленной общественной группы в отношениях с другими груп­пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу­ществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый поли­тик. Политический лидер должен обладать многими качест­вами, при отсутствии которых его деятельность не будет ус­пешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. По­следователи ждут от лидера честности, верности обществен­ному долгу, заботы об общественном благе и справедливос­ти. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется боль­шее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции разви­тия общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументиро­ванно противостоять другим мнениям, политическая муд­рость, большая гибкость, умение маневрировать между по­лярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:
основные политические убеждения лидера;
политический стиль лидера;
мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;
реакция лидера на давление и стресс;
обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;
предшествующий политический опыт лидера;
политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image - образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.


У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую »

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего »

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой »

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.

, 1.Понятие о лесных ресурсах, их классификация..docx , СОЧ 4 класс.docx , Общий психологический практикум..docx .

Глава 2 Политическая жизнь современного общества

15. Политическая система и политический режим

(к § 15 «Политическая система и политический режим»)

Текст. Русский философ Иван Александрович Ильин (1882-1954) о тоталитарном режиме.

<...> Что же такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса , ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

Ильин А. И. О тоталитарном режиме / А. И. Ильин // Антология мировой политической мысли. В 5 т. - М.: Мысль, 1997. - Т. 4. - С. 672.

Вопросы и задания. 1) Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, какой из научных подходов к рассмотрению политического режима прослеживается в документе. Ответ поясните. 2) Как организована власть при тоталитарном режиме? 3) Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ. 4) В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 5) Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тоталитарном режиме , дополните его характеристику, приведенную в документе. 6) Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима.


  • «Политическая система представляет собой совокуп-
ность институтов (законодательные, исполнительные, судебные органы власти), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества».

2.2. Есть ли ошибки в приведенном ниже тексте? Если да, то исправьте их.


  • К структурам «входа» политической системы относятся: политические партии, группы давления, органы правосудия. Структурами «выходов» политической системы являются профсоюзы, творческие союзы, чиновнический аппарат, министерства.

3.


    1. Ученые отмечают, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается около ста государств, в которых установился авторитарный политический режим. Объясните, почему авторитаризм получил широкое распространение в современном мире. В чем его опасность?

    2. В современной России осуществляются процессы реформирования политической системы: укрепление исполнительной вертикали государственной власти, модернизация избирательной системы, преобразования государственной службы и др. Опираясь на системный подход к рассмотрению политической сферы , а также материалы средств массовой информации, определите другие, не менее важные направления политических реформ. Ответ поясните.

    3. Многие политические лидеры, особенно современных развивающихся стран, пытаются обосновать свои политические решения традиционными для населения религиозными установками. Объясните почему. Используйте в ответе знания о подсистемах политической системы и их взаимосвязи.

4.


    1. Книга рекордов Гиннесса (1978) поместила Мао Цзэдуна (Китай) на 1-е место в категории «массовые убийства» - свыше 29 млн человек. В результате репрессий при Муссолини в Италии погибло 224 тыс., в Камбодже при красных кхмерах - более 2 млн, в СССР в период сталинских чисток - 20-25 млн, при режиме Гитлера в Германии - 17 млн человек.

Какие выводы вытекают из приведенных данных? Ответ поясните.


    1. В современной Великобритании отсутствует официальный текст конституции. Однако традиции, обычаи и ритуалы имеют такое сильное влияние в этой стране, что английское правительство считает себя связанным ими и придерживается их в своей повседневной деятельности. Значимость какой из подсистем политической системы иллюстрирует приведенный факт? Ответ поясните. Какие еще элементы, наряду с названными, включает эта подсистема?

    1. В 1969 г. президент Франции Ш. де Голль был вынужден уйти в отставку после того , как граждане не поддержали на общенациональном референдуме проект его реформы местного самоуправления. Связь между какими явлениями политической системы прослеживается в приведенном историческом факте? Аргументируйте ответ.

    2. В стране Z функционирует политическая система, в которой поступающие на «входе» требования не учитываются властями. Выскажите предположение, к каким результатам может привести игнорирование требований граждан. Ответ поясните.

    3. Преподаватель политологии предложил студентам назвать явления окружающей среды, оказывающие влияние на политическую систему. Были названы: экономика, культура, социальная структура данного общества, его народонаселение, политические системы других стран, международные институты, природная сфера, международная экологическая система. Какие из перечисленных явлений относятся к внутренней , а какие к внешней среде политической системы? Дополните обе группы явлений, опираясь на изученный материал параграфа.

    4. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Первый утверждает, что политическая система - это относительно замкнутое, автономное целое. Второй, напротив, подчеркивает, что политическая система не имеет четко очерченных границ, ибо она тесно связана с окружающей средой. Кто из участников спора прав? Аргументируйте ответ.

Современные политологи расходятся во взглядах на вопрос о том, как в Советском Союзе произошел переход от тоталитарной политической системы к системе авторитарной. Одни полагают, что это произошло в 1960х гг, во время хрущевской «оттепели». Другие называют более поздний период , а именно 1970-е гг., т. е. период «застоя», когда значительно ослаб идеологический контроль. А что по этому поводу думаете вы?

Аргументируйте свой ответ.


    1. Политические реформы в современной России: цели и их реализация (по материалам периодической печати).

    1. Возможности международной информационной сети Интернет в усилении коммуникативных связей политической системы с обществом.

    1. «Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности и нравы людей» (Томас Гоббс (1588- 1679), английский философ).

    2. «Тотальная преданность возможна только тогда, когда идейная верность пуста» (Ханна Арендт (1906- 1975), немецко-американский философ).

Поинтересуйтесь у своих знакомых, что они знают о тоталитаризме в нашей стране. Оцените их высказывания с позиций современного научного знания.

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой -- унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния: богатство, позволяющее ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Само определение политического лидерства как власти, осуществляемой с тем, чтобы побудить членов нации к действиям, показывает, что власть лидеров способна, по самой своей природе, сплотить граждан для совместных усилий по улучшению состояния дел в обществе.

В то же время, очевидно, что результаты деятельности лидеров могут быть хорошими или плохими. Поэтому необходим анализ того, в какой мере и при каких условиях лидерство приносит те или иные результаты.

Вопрос о результатах деятельности лидеров непосредственно связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж.Блондель, “лидеры - это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать”. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. - М.: Российская академия управления, 1992,

И все же мы в состоянии наблюдать в реальной жизни, что лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера и методов их действий.

Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о " решающей роли народных масс ". Из этого можно сделать вывод что роль политического лидера является " вторичной ". Следовательно в " социалистическом " обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К.Черненко и многих других.

История нам ясно показывает, какими были политические лидеры во времена СССР.

А теперь мы рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному лидеру.

Д. Киндер выделял такие черты, как компетентность (куда он включал знание, ум, назначение хороших советников и сильное лидерство) и доверие .

Отечественный исследователь Б. Макаренко отмечает, что существует два необходимых качества, предъявляемые к политику:

  • · способность понимать (куда он включает ум, образованность, кругозор, опыт)
  • · гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону). Макаренко Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения //Вестник РОПЦ, 1996, 2.

Г.Горин, в своей работе отмечает, что «идеал российского национального лидера - личность авторитарного типа, использующая аппарат власти для решения общенациональных задач». Горин Г. Национальные лидеры России //Власть 1999, 5. С.28. Отечественный исследователь И.Ирхин считает, что россиянам нужен лидер-боец, способный строго наказать чиновника, пожурить народ и позаботиться о нем, характеризующийся немногословностью и образностью речи. Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблема теории и психологии политики. М., 1996. С. 121.

Необходимо отметить, что образ политика оценивается не только по позитивным чертам. Негативные черты тоже принимаются во внимание: жажда власти, слабость, вовлечение в ненужную войну, нестабильность, эгоизм, опрометчивость.

Итак, какими же качествами должен обладать современный политический лидер? Из всего выше перечисленного можно назвать следующие качества:

  • · способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.
  • · инновационность, то есть способность постоянно выдвигать
  • · новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.). Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
  • · политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни " мелкая ", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни " сверх -
  • · крупная ", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.
  • · чувство политического времени.
  • · В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: " Быть политиком - значит своевременно принимать меры ".

Так же одной из важнейших черт политического лидера в глазах избирателей является стремление жить заботами людей и воспринимать их как свои собственные. А одним из существенных недостатков - является стремление политика исключительно к личной выгоде. Вятр Е. Социология политических отношений./Е. Вярт. - М.: 1979. - с. 285.

Еще одна черта, которая воспринимается некоторыми аналитиками как недостаток, - отсутствие твердой линии и постоянные метания. Так, например, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже сторонники президента не могут точно определить его политические взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой». С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является - гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики. Кувалдин В. Президентство в контексте российских реформ // Россия политическая. М., 1998. С. 32. Можно согласиться с точкой зрения Лапкина, что вопрос о том, какие же именно качества политиков приводят к успеху, скорее остается открытым.

Среди особенностей осуществления политического лидерства в современной России следует выделить:

  • 1) Отсутствие в России до последнего времени действительно общенационального лидера, имеющего широкое признание и способного выдвинуть программу, выражающую интересы большинства общества - это связано, прежде всего, с отсутствием в самом обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции;
  • 2) Очевидное преобладание в российской политике лидеров харизматического либо смешанного традиционно - харизматического типа над лидерами легально - бюрократического типа. Причина этого явления - веками формировавшиеся в России авторитарно - монархические традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян «голосовать сердцем»);
  • 3) Как следствие - ведущая роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей популистского толка (В. Жириновский, Ю. Лужков). Для такого лидера характерны стремление продемонстрировать обществу свою силу («я - царь», «я - хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям, раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить;
  • 4) Более чем существенный разрыв между образами политиков, формируемыми СМИ, и реальным характером и результатами их деятельности;
  • 5) Как следствие этого - наличие в российской политике большого числа «сказочных героев», т.е. деятелей, образ которых не подкрепляется реальными поступками и делами;
  • 6) Стремление многих российских политических лидеров выступать сразу в нескольких социальных ролях - например глава КПРФ Г. Зюганов - коммуниста, верного идеям Октября и принципам интернационализма, и одновременно - русского патриота - державника. Причиной этого «совмещения» ролей является желание ведущих политиков привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей, и одновременно учет ими того обстоятельства, что в сознании многих россиян имеет место смешение элементов («компот») самых разных идеологий - социализма, великодержавного патриотизма, демократии, и т.п. В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве.

Эти тенденции -- институциализация и профессионализация лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

  • · Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
  • · Профессионализация. Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.