Понятие "театрализации". Шпаргалка: Театрализация, как творческий метод в режиссуре праздничных форм светео-звуко, видео, технические средства

Прежде чем остановиться на методе театрализации как таковом необходимо сделать небольшое вступление, относительно понятия театр, его происхождения и сущности.

«Театр - (от греч. theatron - место для зрелищ - зрелище) - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой… Произведение театрального искусства - спектакль - создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете - балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте - режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника» [БЭС – С.]. В России развитию театра как вида искусства способствовали школьные, а также домашние театральные представления. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определённую роль в появлении профессионального театра.

Школьные театры, появившиеся в XVII – XVIII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. В XIX в. огромную роль в воспитании и образовании детей играют театры, созданные в гимназиях, кадетских корпусах, воспитательных домах. Популярен был и крестьянский театр для детей. В европейских странах традиция театра для детей связана с рождественскими постановками игровых действий на библейские и фольклорные сюжеты [Бояджиев 1954, 576].

Жизнь театру дают массовые религиозные обряды и зрелища, требующие перевоплощения, принятия на себя другой роли, проще говоря, игры. А что как не игра издревле было одним из основных способов обучения и социализации ребенка.

И здесь мы должны перейти к рассмотрению феномена театра, точнее театрализации в образовательном процессе. Один из педагогических словарей дает следующее определение: «Театрализация в обучении - инсценировки разно жанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами» [Коджаспирова, Коджаспиров, 2003]

Однако на наш взгляд, ограничивать театральную деятельность в образовании исключительно рамками вне учебной деятельности было бы неправильно. В современной педагогике театрализация в разном объеме используется в процессе учебной деятельности на уроках, при обучении целому комплексу дисциплин, прежде всего литературе и иностранному языку.

Один из известнейших театральных педагогов К. С. Станиславский характеризовал театр следующим образом «Сильнее школы, сильнее проповеди. В школу надо еще захотеть прийти, а в театр всегда ходят, потому что развлекаться всегда хотят. В школе надо уметь запомнить то, что там узнаешь. В театре запоминать не надо - само вливается и само помнится» [Станиславский 1993, Т.5, 154]

По мнению К.С. Станиславского, театральная деятельность – средство для социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна для них. «Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов... формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,… но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе» [Станиславский 1993, Т. 9, 123]

С точки зрения психологии игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Общая психология 2008, 126]. Любая игра предполагает наличие определенной роли, однако особенное место собственно «роли» отводится именно в театральной игре. Театральная роль предполагает заданные пьесой текст, поведенческую парадигму, место и время действия. Именно наличие заранее оговоренных условий позволяет использовать театральную игру при обучении определенным знаниям, умениям, навыкам.

В 1960-е годы ученые-методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского необходим педагогам и психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций. Иными словами, учитель должен владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей (как, впрочем, и взрослых, что доказывает советский опыт создания любительских театров), помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии.

1. Развитие коммуникативных качеств личности;

2. Воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

3. Нравственное воспитание;

4. Художественное воспитание и образование детей;



5. Формирование эстетического вкуса;

6. Создание положительного эмоционального настроя,

7. Решение конфликтных ситуаций через игру.

Кроме того, необходимо отметить, что обучающийся в рамках метода театрализации становится актером, то есть самостоятельным действующим лицом. Он, конечно, находится в определенных рамках, однако внутри них он совершенно свободен и действует автономно и инициативно. Одной из главных целей современной педагогики является формирование инициативной творческой личности, способной к принятию решений и самообучению, поэтому игровые методы и метод театрализации становятся всё более популярными в современной педагогике.

Рассмотрим историю развития театральной деятельности в рамках педагогики.

Основателем театральной деятельности в России является духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик и придворный педагог царя Алексея Михайловича Тишайшего Симеон Полоцкий. Помимо организованной при дворе по царскому приказу «театральной храмины» театральной деятельностью занимались и в основанной Симеоном Полоцким школе. Школьный театр был театром дидактическим, тем более что сам составлял часть учебной программы. Он выполнял важную общественную функцию морального и политического воспитания зрителей, распространял идеи раннего просвещения о пользе наук, представлял на сцене примеры истинного патриотизма, чутко реагировал на современные общественные события. В ХVII - первой половине XVIII в. школьный театр был одним из ведущих видов искусства сцены. [Софронова, 1983 С.4]

Как мы уже писали выше, традиция учебного театра продолжала существовать и в последующие века. Однако после октябрьской революции 1917 года в России театр уходит из школы. Он возвращается туда только в конце 30-х годов. Необходимо отметить, что в советский период детские театры были лишь частью внеучебной программы. И, соответственно, данная методика не включалась в образовательные программы. Только в конце 80-х годов XX века интерес к театральной педагогике был возрожден. В педагогических вузах даже появляются специальные театральные предметы. Возвращается театральная лексика. Молодые специалисты применяют знания на специальных театрализованных занятиях. [Сердюк 2006, 25]

На современном этапе развития педагогической науки и практики преподаватели вновь обращаются к театрализации в разных формах. Театрализация (драматизация) и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов - в форме ролевых и деловых игр, творческих экзаменов и т.д.

Прежде чем обратиться к методике театрализации (драматизации) рассмотрим определения этих терминов.

«Театрализация - Приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. Театрализация романа» [Толковый словарь Ушакова 2012].

«Драматизация - Действие по глаголу драматизировать. Драматизация рассказа Чехова "Хирургия". Приемы драматизации литературных произведений в школе (педаг.)» [Толковый словарь Ушакова 2012].

«Драматизировать 1. Переложить (перелагать) какое-нибудь произведение в драматическую форму. 2. Представить (представлять), разыграть (разыгрывать) что-нибудь в лицах [Толковый словарь Ушакова 2012].

Как мы видим, в качестве педагогического термина Д.Н. Ушаков использует слово «драматизация», однако на современном этапе педагоги - исследователи чаще используют слово театрализация (поскольку оно имеет более широкое значение). Термин «драматизация» сегодня тесно связан с исполнением роли либо театральным представлением, «театрализация» же включает в себя, помимо собственно спектакля комплекс различного рода игр. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать данный термин как основной для исследуемой нами методики.

Необходимой реальностью современного учебного процесса становится навыки концентрации, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, и многое другое всё это делает нужным освоение самого принципа игры.

На современном этапе театрализация превращается в один из дидактических приемов, используемых при освоении материала планомерно (на каждом занятии или с четкой периодичностью). Особенно эта тенденция заметна при преподавании творческих учебных дисциплин либо при обучении студентов творческих специальностей.

Новые цели, которые ставит перед собой современное образование, вызывают повышенный интерес педагогов к интерактивным технологиям в обучении. Одной из таких технологий и является использование ролевых, деловых и театрализованных игр. Прежде всего, образованный человек должен быть самостоятельным, инициативным, активным в профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть способен к самообучению и генерированию нового знания. Все эти установки могут быть воплощены в жизнь, когда обучаемый пробует себя в роли актера.

Сегодня метод театрализации активно используется на всех уровнях образования, как за рубежом, так и России. На каждом этапе образования прием театрализации используется в разных объемах, разными средствами и служит для достижения различных задач.

Театрализованная деятельность на раннем этапе развития позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка. Среди задач театральной педагогики в дошкольных и внешкольных учреждениях можно отметить:

1.воспитание творческой направленности личности;

2.развитие творческого воображения;

3. формирование ассоциативного мышления.

4. развитие речи

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Актерская игра способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая способности к адаптации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию успешности, что чрезвычайно важно для развития гармоничной личности.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им литературного произведения. Участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства коллектива, партнёрства.

В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

В процессе участия в театрализованных играх ребенок педагог может способствовать развитию речи ребенка. Игра помогает развивать речевое дыхание, чёткую дикцию и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, а также пополнять словарный запас (путем произнесения скороговорок, заучивания пословиц, стихов, сказок и рассказов).

Следующим этапом образования является обучение в школе. Здесь у педагога появляются новые задачи, как общие, так и частные, связанные со спецификой преподаваемой дисциплины.

Главной задачей является, конечно, усвоение школьниками материала изучаемой дисциплины. Однако для достижения этой цели преподаватели учебных дисциплин, принадлежащих к разным научным отраслям, используют различные методы и приемы обучения.

Прием театрализации нашел наиболее широкое применение в преподавании гуманитарных дисциплин. Истории, литературы, иностранных языков. Именно оказавшись на месте исторического деятеля, литературного персонажа или представителя иной культуры ученик способен наиболее полно отрефлексировать изучаемый материал. Сыграв роль можно в полной мере определить, осознать и принять мотивы тех или иных действий, ощутить особенности психологии и образа мыслей чужой эпохи или культуры.

Драматизация охватывает разные аспекты художественной деятельности: выбор репертуара, создание сценариев, сценическую речь, сценическое движение, изготовление костюмов, декораций, реквизита и т.д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования у обучаемых этических и эстетических ценностей.

Профессиональное образование предполагает усвоение знаний, умений и навыков, необходимых в практической профессиональной деятельности. Высшее образование предполагает также развитие творчески активной личности с широким кругозором.

Поэтому современная педагогика ставит задачу освоения студентами определенных образовательных компетенций.

В. В. Вартанова выделяет целый комплекс компетенций, развитию которых способствует театральная деятельность в педагогике (для профессионального образования):

«Театральная деятельность:

Способствует высвобождению внутренних ресурсов личности и соединению профессиональных знаний с речевой культурой и возможность быть понятым и услышанным в полной мере;

Способствует формированию автономности студентов;

Развивает умение управлять своими видениями, держать во внимании воображаемый объект, общаться с ним, эмоционально реагируя на образы представления и воображения;

Развивает выразительность, мимику, пластику, интонацию;

Развивает выразительные способности;

Развивает двигательные функции и идеомоторную координацию;

Развивает образное мышление;

Развивает творческое воображение;

Развивает способности мыслить действенными и событийными категориями;

Развивает способность к выявлению осведомленности в области смежных профессий;

Развивает умение управлять своим эмоциональным состоянием;

Снимает мышечные и психологические зажимы;

Помогает овладению навыков: правильного дыхания, голосообразования, четкой дикции, литературного произношения и законов логики речи;

Развивает умение передавать собственное позитивное отношение к окружающим;

Развивает способность к позитивному оцениванию своих склонностей и возможностей». [Вартанова 2008, 1-2]

Далее необходимо рассмотреть классификацию форм театрализации, используемую в педагогической науке. Для театрализованных представлений и иных форм педагогической театрализации обычно применяют термин театрализованные игры (речь идет о дошкольном и школьном образовании)

Исследователь Л.В. Артёмова выделяет 2 группы театрализованных игр – драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях обучаемый самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, то есть выполняет функцию актера. Если они разыгрываются в форме классического театра (на сцене с декорациями и костюмами) либо в форме массового зрелища - их называют театрализациями (таким образом, в данной классификации термины драматизация и театрализация разделены по признаку массовости). «Виды драматизации:

Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Ролевые диалоги на основе текста;

Инсценировки произведений;

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки» [Артемова 1990, 24 ].

В режиссёрской игре ребёнок не исполняет роль, а выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Подобные игры чаще применяются в работе с детьми младшего возраста и воплощаются средствами кукольного театра.

Согласно другой классификации театрализация (драматизация) подразделяется на конкретные формы:

1.Ролевые игры (игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия);

2. Инсценировки малых форм (небольшие сказки и рассказы, части произведений, театрализованные стихи)

3.Инсценировка – спектакль (постановка драматического произведения, литературной или литературно-музыкальной программы). [Охотникова2014, 2]

По нашему мнению данная классификация более применима на всех образовательных этапах. Кроме того, она подразделяет театральные и игровые методы в педагогике. Поэтому в дальнейшем мы будем опираться на неё.

Вышеуказанные формы служат разным целям, используются на разных этапах обучения самостоятельно. Вместе с тем при постановке спектакля ролевые диалоги и инсценировки отдельных сцен могут быть этапами подготовки большой итоговой работы.

Несомненно, важным элементом успешного применения метода театрализации является правильная организация процесса обучения.

Наиболее важной частью здесь является работа педагога. Прежде всего, он должен обладать необходимыми при данном творческом подходе артистическими качествами. В случае организации в школе, дошкольном или внешкольном образовательном учреждении специального детского педагогического театра, возможно даже привлечение специальных педагогов. Это связано с тем, что у воспитателя (учителя) может не быть навыков для профессиональных занятий по развитию сценической пластики и речи, музыкальных способностей.

Если преподаватель использует метод театрализации как часть основного образовательного процесса, в услугах узких профессионалов нет необходимости. Однако в этом случае, на самого педагога ложатся обязанности сценариста и режиссера, он должен направлять деятельность учеников по освоению текста и формированию образа. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Немаловажным аспектом театральной педагогики является её универсальное воздействие на всех участников образовательного процесса.

Демократичный характер занятий, проходящих в игровой форме, позволяет и ученикам и преподавателям сформировать устойчивость к стрессу, развить творческую активность. Педагоги, также приобретают режиссёрские качества, развивают в себе артистичность, способность заинтересовать детей изучаемым материалом. Речь преподавателя становится образной, он активнее использует «говорящие» жесты, мимику, движения, интонации.

Подводя итоги, необходимо отметить, что метод театрализации в зарубежной и отечественной педагогике имеет богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации детей (игре и имитации), применяется на различных этапах образования, в разных формах реализации. Использование данного метода отвечает целям и задачам современной педагогики в целом и её отдельных отраслей.

Организация: ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Аннотация: Статья посвящена описанию метода выражения творческих способностей – театрализации, который выступает как способ адаптации младших школьников после детского сада. Описана роль театрализации на уроке, показана связь данного метода с педагогикой и психологией, выявлены принципы урока, построенного на театрализованной деятельности. Особое внимание уделяется видам и формам театрализации.

Ключевые слова: театрализация, творческие способности, педагогическая методика обучения в начальной школе, принципы реализации метода на уроке, младший школьный возраст.

Школа это новый этап в становление личности ребёнка. Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный. Смена привычного на новое. Выход из зоны комфорта вызывает чувство тревожности у большинства взрослых людей, что же говорить о ребёнке. Поэтому не удивительно, что он испытывает эмоциональный дискомфорт, связанный с неточными представлениями о требованиях учителя, об условиях обучения, о нормах поведения в классе.

Часто можно встретить инертность в отношении учебы от ученика. Он выполняет все задания, может даже быстро и правильно решает всё, но инициативы от него «не добьёшься» и полученный материал такой ребенок забудет через пару занятий. Учитель не может заставить ребенка быть внимательным, активным и самостоятельным на уроке. Он может только сделать серьёзное обучение интересным: зажигать, завлекать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимание, самоутверждение. В этом учителю помогут: уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – театрализации, уроки – импровизации, в том числе театрализованные игры. Всё это способствует акклиматизации в новых школьных формах деятельности детей.

Самые эффективные способы, который наглядно и эмоционально передаст знания и опыт, являются различные формы театральной деятельности. Роль, примеряемая ребенком, помогает прожить вымышленную ситуацию по-настоящему, как в жизни. Театр помогает ребенку открыто проявлять себя во всех сферах жизни. Не редко театр помогает открыть в детях новые грани, которые были скрыты от всего общества.

Именно театрализованная деятельность является мостиком между дошкольным миром и школьной действительностью. Она является тем неугасающим источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Театральная деятельность помогает ребенку раскрепоститься, передать свои личные творческие замыслы, получить удовлетворение от деятельности. Всё раскрывает личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал. У ребенка есть шанс выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театрализованная деятельность разрешает многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

Развитием коммуникативных качеств;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Уроки, построенные на театрализованной деятельности, расширяют возможности обучения детей, позволяют длительное время удерживать внимание ребенка. Такое занятие строится на принципах:

Постоянная обратная связь;

Диалогизация образовательного процесса;

Оптимизация развития (активная стимуляция);

Эмоциональный подъем;

Добровольное участие (свобода выбора);

Погружение в проблему;

Свободное пространство, гармонизация развития.

Театрализованная деятельность является одним из самых результативных методов выражения творческих способностей. В ней каждый может открыть для себя что-то своё. Однако в театре одним из главных аспектов является деликатность в общении. Если в классе не будет гармонии в диалогической речи, нельзя будет построить стройный и грамотный урок. Поэтому главное для учителя установить связь между детьми, ведь чуткость и деликатность в общении между учениками, в их поведении – это те качества личности, в формировании которых нужны особые педагогические усилия.

На сегодняшний день существует большое количество средств, приемов, методов по развитию воображения на уроках. Важное место среди них занимает театрализованная деятельность. Ведь квинтэссенция данного метода состоит в переплетении звуков, цвета, мелодии, которые помогают раскрыть образ с разных сторон.

Театрализация является сложным творческим методом, который может проявляться в различных видах:

Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

Ролевые диалоги на основе текста;

Инсценировка произведений;

Постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Также многообразны и театральные формы:

Настольный театр;

Театр картинок;

Кукольный театр;

Пальчиковый театр;

Мимический театр;

Театр пластики и жеста и пр.

Одна из самых общедоступных, массовых и полезных для первоклассников форм в школах является пальчиковый театр.

Пальчиковый театр помогает развивать мелкую моторику рук, что активизирует деятельность детского мозга и психику.

Кольцов М.М. пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

Бехтерев В. М. и Кольцов М.М. в своих исследованиях доказали: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому регулярные упражнения для пальцев рук содействуют подвижности и гибкости детских рук, у ребенка исчезают скованность движений, нервные зажимы, что существенно облегчает у первоклассника приобретение навыков письма. При помощи театрализованного действа упражнения для пальцев приобретают веселый, радостный, легкий характер, дети выполняют все упражнения без труда.

В настоящее время существует великое множество средств, приемов, методов по развитию воображения на уроках. Однако из всего данного нам многообразия нужно выбрать такие, которые будут наиболее эффективными по применению к младшим школьникам.

Список литературы:

  1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах / Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. - М. - 1967. - С. 222.
  2. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2007. –№18. – С.27-38.
  3. Бучковская, И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста / И.В. Бучковская // Журнал Пермский педагогический журнал. – 2013. - № 4. – С.2-7.

Заплатникова Валерия Сергеевна – студент, Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого, Россия.

Научный руководитель: Романов Владимир Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования , Россия.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.

Что значит театрализовать материал?
Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
1. организация сцен. действия, зримое раскрытие драматургического конфликта;
2. создание художественного образа представления. Вот почему основа театра – пьеса, а основа театрализации – сценарий;

СЦЕНАРИЙ – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.

СУЩЕСТВУЮТ 2 СТОРОНЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ:

1. СЦЕНАРНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ:

1). Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2). Театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

ВИДЫ СЦЕНАРИЕВ:

Компилированный
Оригинальный
Смешанный

(Литература: Борисов с.14, Шилов «Сценарное мастерство» с.4-6, Рубб А.)

Важным резервом перестройки идеологической, политико-воспитательной работы является усиление эмоционального воздействия ее форм, снятие помпезности, парадной шумихи и словесной трескотни, присущих ей многие годы. Суть такой постановки вопроса заключена в том, что истина прочно усваивается тогда, когда она пережита, а не просто преподана.

В связи с этим возрастает роль театрализации как творческого, социально-педагогического метода идеологической, политико-воспитательной работы, особенность которого состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни государства, трудового коллектива, личности.

Однако, несмотря на возрастающую роль театрализации и место, которое занимают театрализованные формы в празднично-обрядовом действии, можно констатировать, что ее теория разработана слабо. Сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследовано ее место во всех сферах идеологической работы, возможности, границы и принципы использования. В свою очередь неразработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на деятельности практиков.

Наиболее распространенной ошибкой практиков, обусловленной чисто эмпирическим подходом к театрализации, является ее понимание как привнесение художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в празднично-обрядовое действие. Таким образом она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя, по существу, лишь более сложную ее разновидность.

Другой часто встречающейся в практике ошибкой является механический подход к театрализации, понимание ее в качестве универсального метода, присущего всей художественно-массовой работе. Это приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования. Именно подход к театрализации как всеобъемлющему универсальному методу, присущему всей художественно-массовой работе, ведет к возникновению фальши, антихудожественности. Складывается ситуация, когда празднично-обрядовое действие входит в противоречие с бездумно используемым применительно к нему методом театрализации, делая его примитивным.

Появившаяся на рубеже 70-х годов страсть к «тотальной» театрализации была рождена довольно поверхностным пониманием социальных потребностей советского человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала музыка, к месту и не к месту с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления артистов И художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. К сожалению, этот путь стал основой художественно-массовой работы в годы застоя. Именно в эти годы, изучая общественное мнение о театрализованных праздниках и обрядах, автор неоднократно фиксировал негативное отношение к ним по мотивам «чрезвычайной громкости», «невозможности активного участия».

Думается, сегодня настало время, учитывая накопленный опыт, еще раз серьезно осмыслить особенности метода театрализации. И в первую очередь следует понять, что театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна конкретная аудитория, как с созданным ею образом этого события, так и с его художественной интерпретацией.

Такая двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими осмысления необыденного значения того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Тем самым театрализация предстает не как обычный прием педагогического воздействия на массы, который можно использовать всегда и всюду, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка жизненного материала, и как особая организация поведения и действия массы людей.

Сценарист и режиссер массового действия - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое действие воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает праздник в специфический способ обработки социальной информации.

Однако было бы неверно сводить театрализацию преимущественно к художественному осмыслению, в частности к созданию организаторами массового праздника художественных образов, отражающих значимые, ценные для человека жизненные события и факты. Здесь как раз и таится опасность сведения массового праздника к зрелищу. Эстетическая ценность события стимулирует социальную активность личности и позволяет превратить любое празднично-обрядовое действие по поводу этого события в организованное проявление самодеятельности массой его участников.

Итак, механическое толкование театрализации как внесения в ту или иную форму массового действия художественности и документальности связано с пониманием этого метода лишь как специфического способа обработки и организации материала в отрыве от организации деятельности самой массы. Наоборот, организация театрализованного действия массы, не подкрепленная соответствующей сценарной художественно-публицистической основой, лишает это действие реальной почвы.

Правильность понимания метода театрализации как основы художественно-массовой работы подтверждает вся история развития нашего государства. О педагогическом значении театрализации писал на заре Советской власти А. В. Луначарский, утверждавший, что театрализация жизненного материала «возможна и применима в работе среди взрослых именно в известном «педагогическом смысле», так как она помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию» 1 . В записке, предваряющей сценарий массового действия на празднике III Интернационала, А. В. Луначарский, анализируя этот сценарий К. А. Марджанова, излагает, по существу, свое понимание театрализации. По его мнению, сценарий выгодно отличается от многих других тем, что это не действие отдельных актеров, не специально разученная пантомима, не формальные перемещения разноцветно одетой массы, а, именно, массовое действие, сценарно выстроенное и художественно оформленное 2 .

Анализ работ П. М. Керженцева, А. И. Пиотровского, Г. А. Авлова 3 и других показывает, что театрализация рассматривалась ими не только как особый способ художественной организации агитационно-пропагандистского материала, а главным образом как способ организации с помощью художественных средств собственной деятельности масс. Мысль о том, что активная деятельность масс является основополагающим моментом театрализации как специфичного, отличного от театра метода политико-просветительной работы, разделяло большинство теоретиков и практиков 20-х годов.

Однако уже в те годы метод театрализации пытались порой сделать универсальным, превратить его в самоцель и беспочвенную игру, так как использовали применительно к любой жизненной ситуации, любой массовой форме. Тем самым стиралась грань между жизнью и театром, что особенно заметно в концепции Н. Н. Евреинова, который считал, что «только поскольку жизнь становится для человека театром, «театром для себя», только постольку она является подлинно живой, деятельной, личной жизнью» 4 . В этих взглядах просматриваются пролеткультовские идеи о подмене театра вычлененным из жизни пролетарским искусством.

В дальнейшем театрализация заняла ведущее место в праздничном действии. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества, формированию коллективизма.

Важным этапом в развитии научного понимания метода театрализации стали дискуссии теоретиков и практиков, развернувшиеся на страницах журнала «Культурно-просветительная работа» в конце 70-х годов, итоги которой подводил автор данной книги 5 , а также всесторонний анализ проблемы в ряде научных исследований 6 . Одним из результатов этого стал вывод, что главной воспитательной целью театрализации является создание на основе эмоциональной реакции на те или иные явления, события общественной жизни стереотипа их восприятия. Эти социальные эмоционально окрашенные образные стереотипы способны оказывать определенное влияние на сознание людей. Они представляют собой простейшие элементы общественной классовой психологии и чрезвычайно важны, так как придают общественному сознанию эмоциональную силу, энтузиазм, активно формируют чувства солидарности и интернационализма, сочувствия угнетенным, неприятия отрицательных явлений, бытующих в нашей жизни.

Однако при всей своей эмоциональной силе и воспитательных возможностях социально-эстетические стереотипы составляют лишь один из элементов общественной классовой психологии, занимающей свое место в комплексе идеологического воздействия. Важнейшее социально-политическое требование к применению стереотипов в воспитании состоит именно в сочетании эмоционально-образного воздействия, актуализирующегося в сценарно-режиссерском замысле, с более глубоким идеологическим отражением действительности на содержательной событийной основе. Разрыв между эмоционально-образным и информационно-содержательным является питательной средой для манипулирования - широко распространенного в буржуазном мире антипода театрализации.

Наиболее четкое толкование манипулирование получило в теории стереотипов У. Липпмана, доказавшего особую роль «эмоциональных и иррациональных факторов, которые глубоко проникли в процесс формирования общественного мнения» 7 . По мнению У. Липпмана, с помощью стереотипа можно вызвать заранее предусмотренную реакцию на ту или иную информацию. При этом главное значение имеет не содержание информации, а сам факт - информационный сигнал, который служит одновременно сигналом к нужной реакции. Концепция иллюзорных стереотипов сводит искусство пропаганды к умению так подобрать и выстроить факты, чтобы они обострили эмоцию до высшей степени интенсивности, вызывая нужное ответное поведение без аргумента. Именно такую цель и преследует теория «манипулирования».

Критикуя буржуазные теории «стереотипизации» и «манипулирования», мы не должны забывать, что капиталистическая пропаганда накопила большой методический опыт «внедрения», «привязки» идеологии, который также требует серьезного критического анализа, тем более что в этом опыте есть много пограничного с театрализацией, и даже термин этот в ходу у буржуазной пропаганды. Так, один из теоретиков «новых левых» Т. Роззак точно заметил, что «отказ от обычной политики в пользу театрализации нужен опять-таки для политики, но такой, которая внешне не похожа на политику и которой поэтому труднее противостоять средствами обыкновенной психической и социальной защиты» 8 .

В современном капиталистическом обществе заметным явлением стала трансформация реальной общественно-политической жизни в театрализованные формы. По мнению исследователя буржуазной массовой культуры А, И. Кукаркина, «подобная театрализация как своеобразный способ отрицания ценностей эмпирического и рационального познания действительности нашла в США за последние годы множество конкретных проявлений, будь то выступление кандидата в президенты или съезды республиканской и демократической партии» 9 . В двух этих событиях политической жизни США наиболее очевидно широкое использование эмоционально-художественных средств психологического воздействия на личность. И чем сильнее размах политической борьбы и необходимость давления на личность, тем более яркое, красочное театрализованное действие - «политическое шоу» стараются выстроить его организаторы. Важнейшими стимуляторами неосознанного вовлечения человека в политику выступают здесь флаг, музыка, лозунг, социальный персонаж, и частности президент. Широко используются песенки-заставки, игровые сцены, карнавальные игры, шествия по улицам и площадям.

Такое театрализованное действие отнюдь не бессмысленно, как это может показаться на первый взгляд. Оно несет в себе активный пропагандистский заряд. Вовлекая зрителей, казалось бы, в бесхитростную карнавальную игру, театрализованное действие вовлекает их в политику. При этом действие превращается в зрелище, а сама политика с помощью театрализации подается как веселое развлечение.

Мы видим, что манипулирование представляет собой метод социально-психологического воздействия на массы. В отличие от него театрализация - социально-художественная деятельность самой массы. Разумеется, в театрализованном празднике всегда присутствует организационное начало. Он планируется, как и всякая педагогическая акция, но программа организаторов выступает не самоцелью, а стимулом самодеятельности масс. Именно стимулом, а не сутью, как при манипулировании. Что же касается собственно социально-художественной деятельности участников театрализованного праздника, то она представляет собой не спонтанное действие под влиянием внешних раздражителей, а осознанную активность, вызванную содержанием того или иного реального события.

К сожалению, разрыв между эмоционально-образным и информационно-содержательным началом театрализации стал и у нас в стране начиная с конца 30-х годов питательной средой для манипулирования. В эти годы аудитория зачастую рассматривалась в качестве пассивного объекта массовой пропаганды. При этом тщательно учитывались психологические и физиологические аспекты процесса восприятия, в котором особо выделялась подсознательная сторона психической деятельности человека. Именно на нее и делался пропагандистский упор. Тем самым из средства выражения социальных потребностей личности театрализация превращалась порой в средство наступления на личность, позволяющее манипулировать сознанием масс. Вот почему необходимо хорошо понимать, что термин «театрализация» не адекватен тому же термину, обозначающему манипулирование массами с помощью средств театрализации.

Мы видим, что понимание метода театрализации в современном мире чрезвычайно широко. Однако воспитательный эффект его использования целиком зависит от того, в чьих руках находится этот метод, с какой целью применяется. Именно на этом и хочется заострить внимание читателей.

(спец.). Приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. Театрализация романа.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ" в других словарях:

    театрализация - и, ж. Переработка литературного произведения для театра, для сцены. Театрализация романа. МАС 2. Самыми известными инсценировками романа А. Фадеева Разгром на протяжении почти тридцати лет были пьесы (или театрализации, как их называли в 1930… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Приспосабливание, переделывание Словарь русских синонимов. театрализация сущ., кол во синонимов: 2 переделывание (20) … Словарь синонимов

    ТЕАТРАЛИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный; сов. и несов., что. Приспособить (соблять) или переделать (лывать) для представления в театре 1. Театрализованная повесть. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ж. Приспособление произведения для представления в театре [театр I 1.], придание ему театральных свойств. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Театрализация, театрализации, театрализации, театрализаций, театрализации, театрализациям, театрализацию, театрализации, театрализацией, театрализациею, театрализациями, театрализации, театрализациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… … Формы слов

    театрализация - театрализ ация, и … Русский орфографический словарь

    театрализация - (1 ж), Р., Д., Пр. театрализа/ции … Орфографический словарь русского языка

    См. Театрализовать … Энциклопедический словарь

    театрализация - см. театрализовать; и; ж. Театрализа/ция романа. Театрализа/ция кантаты. Приёмы театрализации … Словарь многих выражений

    театрализация - театр/ал/из/аци/я [й/а] … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Театрализация цирка , С. М. Макаров. В настоящей книге впервые исследуется проблема "театрализации цирка" от истоков театрального и циркового искусства до настоящего времени. Ранее считалось, что идея театрализации цирка…
  • Театрализация цирка , Макаров С.М.. В настоящей книге впервые исследуется проблема "театрализации цирка" от истоков театрального и циркового искусства до настоящего времени. Ранее считалось, что идея театрализации цирка…