Правильная артикуляция звука «З»: как поэтапно поставить его у детей. Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "постановка звука ж" план-конспект на тему Логопед постановка звука ж

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"

  1. губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. зубы сближены;
  3. широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
  4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
  5. мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
  6. голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

После попытки произнести звук ж, логопед или воспитатель обсуждают качество звука. Если имеется расхождение с нормированным звучанием, с ребенком обсуждается, в каком именно звене была допущена ошибка, и находят на схеме проблемную операцию.

II этап работы

Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Цель . Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
Предшествующая работа . Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж.
Подготовительная работа . Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.

Упражнение «Жук жужжит»

Краткое описание
Воспитатель или логопед показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.
Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо»). Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)
Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.

Игра «Пчелки собирают мед»

Краткое описание
Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному - ромашки, другому - васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж..» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине»

Краткое описание
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Методические указания.

Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.
Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо; а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».

Примечание . Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах.

Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.

Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.

Подготовительная работа . Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной - девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной - мальчик в лыжном костюме; на предметной - пожарник, на сюжетной - горящий дом и т. д.

(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)

Игра «Кому что нужно?»

Краткое описание
Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.

Методические указания . В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.

Ульяна Матвеева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Ж]»

Логопедическое занятие

Тема занятия : Постановка звука «Ж»

Учитель - логопед : Матвеева Ульяна Александровна

Формы работы : индивидуальная

Цель занятия :

Уточнение артикуляции звука Ж , постановка звука Ж , закрепление в изолированном произношении.

Задачи занятия :

1. Образовательные :

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука Ж .

Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

Совершенствовать навыки звукового анализа .

3. Воспитательные :

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Дидактические средства : карточки-буквы, профиль артикуляции звука , предметные картинки.

Структура и содержание занятия

Этапы деятельности на занятии

Этап мотивации - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Ребенок отгадывает загадку.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. Личностные УУД

Этап актуализации знаний -Жуку захотелось с тобой поиграть.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Сказка о Веселом язычке»

1. Для губ :

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так : рот открыт : «Улыбочка» .

Рот закрыт : «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка :

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой» ,спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть) .

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д» ).

Язычок не скучал дома, потолок побелил.

«Маляры»

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы) .

Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) «часики» .

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков .

Регулятивные УУД

Этап выявления затруднений - А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок : жук, паук, птица)

Логопед читает загадку :

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

Ребенок отгадывает загадку, находит картинку отгадку.

Какой первый звук в слове «жук» ? Этот звук напоминает жужжание жука.

Ребенок определяет первый звук в слове и вместе с логопедом формулирует тему занятия : «Постановка звука Ж » .

Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Формировать интерес к учебному материалу.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Этап объяснения (добывания) нового знания - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

Постановка звука Ж .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж)

Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши .

Развитие фонематического слуха.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц Формировать умение на основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД

Закрепление во внешней речи Упражнение на развитие координации речи с движением.

У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно. Формировать умение слушать педагога.

Коммуникативные УУД

Самостоятельная работа с самопроверкой Закрепление положения органов артикуляции.

Произнесем еще раз звук Ж .

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок?

(чашечку) . Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Регулятивные УУД

Рефлексивный. Включение нового в систему знаний. - Пропой «песенку жука» :

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух . Познавательные УУД

Развитие фонематического анализа.

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/ )

Из ряда звуков : М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов : жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов : жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы :

(в начале слова)

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки : лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы : под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова , под второй схемой – Ж в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова : ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из каких элементов она состоит?

Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

А сейчас дорисуй букву Ж

Устанавливать связь между звуком и буквой . Познавательные УУД

Итог - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить?

Ребенок говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить .

Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз.

Называет букву, с которой познакомились.

Молодец. Занятие окончено .

Цель занятия:

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ : Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

8. Итог занятия.

У детей дошкольного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самое распространенное среди них нарушение произношения звуков , которое нельзя считать безобидным дефектом, ведь оно может привести к негативным последствиям для развития ребенка: затруднении при обучении чтению и письму (дислексии и дисграфии), а в дальнейшем и к снижению успеваемости по русскому языку.

Речь должна быть понятной для окружающих, а если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то могут возникнуть трудности и в общении со сверстниками и взрослыми. Такого ребенка, часто передразнивают, поэтому он отмалчивается, чувствует неуверенность в себе, что создает дополнительные психологические проблемы.

Взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, и чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Первый шаг в предупреждении таких проблем – это обращение к логопеду, который исправит речевые недостатки ребенка. Но, многих родителей как будто не волнует отсутствие в речи ребёнка звуков [ш], [ж] и в пять лет. Они считают что ребенок еще «выговорится», бывает, что родители очень заняты или, испытывают материальные затруднения (ведь логопедическая помощь стоит недешево).

Задача логопеда – помочь родителям в формировании правильного произношения звуков, рассказать о том, в каком возрасте и с чего следует начинать работу над исправлением неправильного произношения, почему и в какой последовательности, но при условии, что у вашего ребенка нет отклонений в строении речевых органов (неправильный прикус, короткая уздечка языка, отсутствие передних зубов, высокое твердое небо).

Конечно, отсутствие в речи звуков [ш], [ж] трудно не заметить. Появляются они позже свистящих ([с], [з]) звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.

Шипящие звуки сложны для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры - соревнования. Чтобы поставить и автоматизировать эти звуки в прямых и обратных слогах понадобится примерно месяц, а может и больше.

Какие бывают нарушения произношения шипящих звуков?

Что такое «сигматизм» и «парасигматизм»?

Недостаток произношения всех шипящих (ш, ж, ч, щ) называется сигматизмом.

Замещение звука другими звуками (С, Т) называется парасигматизмом

Варианты неправильного произношения звуков ш, ж.

Различают следующие виды сигматизма:

- Межзубно - боковой сигматизм - кончик языка попадает между передними зубами, а один край отрывается от коренных зубов и поэтому весь язык разворачивается набок.

- Боковой сигматизм -оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем языка и коренными зубами. Воздух устремляется в образовавшуюся щель, кончик языка упирается в небо, получается хлюпающий звук.

Губно - зубной сигматизм - губы вытягиваются вперед, верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется воздух. Слышится звук близкий к Ф . (В при произношении звука Ж.)

Щечный сигматизм -язык пассивно лежит на дне рта, воздух раздувает обе щеки.

Смягченный звук [ш] - получается при нижней артикуляции или если кончик языка приближен к передним зубам.

Носовой сигматизм (гнусавость) - мягкое небо опускается и воздух попадает в носовую полость.

1. Подготовка артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы шипящие звуки ребенок произносил правильно, надо подготовить для их появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать широкий язык к альвеолам, удерживать его в этом положении. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила:

  • Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
  • Нельзя принуждать ребенка заниматься. Нужно это делать в форме игры интересной для ребенка.
  • Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
  • избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.

Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки шипящих звуков:

1. «Накажем непослушный язычок» - язык на нижней губе и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па».

2. «Лопата» - приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он касался углов рта. Удерживать в таком положении под счет до 10. Язык неподвижен, спокоен.

3. «Прятки» - широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу.

4. «Длинный язычок» - широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.

5. «Качели» - приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка касается сначала верхней, а потом нижней губы.

6. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

7. «Чашечка» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

Проделывая эти упражнения (2 недели), ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению шипящих звуков. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

Произношение звуков при правильном варианте.

При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, имеет форму «ковша». Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, но добавляется голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании [ш].

Приемы постановки звуков [ш]и [ж].

Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [ш].

Ребенок открывает рот, делает из языка «чашечку» и прислоняет ее край к верхним резцам. Скажите, что в «чашечке» горячий чай, поэтому надо подуть. Выдох можно ощущать на приставленной ко рту ладони.

Теперь «чашечку» нужно «занести» в рот: «край чашечки» должен, не отрываясь, скользить по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Свистящий звук сначала перейдет в С, затем - в Ш. Когда услышите Ш, скажите ребенку, что так «шипит змея».

Все действия ребенок совершает по вашему беззвучному показу.

2. Постановка от звука [с]

Произнести долгий звук (с-с) или слог СА, в этот момент приподнять кончик языка ребенка с помощью шпателя или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Слышится звук Ш или ША. Обратите внимание ребенка на верхнее положение кончика языка, предложите послушать, что получилось: «Произносил СА. А что получилось?».

3. Постановка от звука [р] - нужно затормозить вибрацию кончика языка с механической помощью (шпателем) или словом «стоп!», предложить удерживать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами. На «этом месте» сказать СА и послушать, что получилось. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.

4. В исключительных случаях можно поставить нижний звук [ш], отодвинув шпателем кончик языка назад, в момент произнесения звука С - с-с.

Звук [Ж]ставится обычно от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука [З], как [ш]от [С]

Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях, текстах.

Автоматизация (закрепление) звука [ш]

1. Сначала в прямых слогах: ША - ШИ - ШЕ- ШО - ШУ

Словах: ША- шапка, шайба, шахта, шаг, шахматы, ваша, наша.

ШИ- шина, машина, мыши, уши, малыши, дыши, пиши.

ШО- шов, пушок, мешок, мышонок, большой, петушок.

ШУ- шут, шум, шуба, мишутка, ношу, пишу, шутить.

ШЕ - шея, шест, шесть, мишень, ошейник, шерсть.

Швея, шкаф, школа, шлем, шляпа, шпалы, штука, штык.

Закрепить в чистоговорках:

ША - ША- ША - наша каша хороша

ШИ -ШИ - ШИ -мыши бегут в камыши

ШУ - ШУ - ШУ -шубу я ношу

В скороговорках:

У малышки на лбу шишка.

Луша у душа мыла шею и уши.

В потешках:

Наша Мана маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

2. Затем в обратных слогах :

АШ - ИШ -ЫШ - ОШ - УШ

В словах: АШ - башня, чашка, букашка, карандаш.

ИШ - вишня, молчишь, шумишь, гудишь.

ЫШ -вышка, мышка, пышка, камыш.

ОШ -кошка, мошка, окошко, ладошка.

УШ -душ, ушки, мушка, пушка, подушка.

В чистоговорках:

АШ - АШ -АШ -шалаш

ОШ - ОШ - ОШ - грош

ЫШ - ЫШ - ЫШ - малыш

В потешках:

Мышка полем шла,

Мышка грош нашла,

Мышка шило купила,

Мышка валенки подшила.

В скороговорках:

Тимошка Тимошке

Крошит в окрошку крошки.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Сочинять чистоговорки можно совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения , и, наконец, тексты . Тексты простеньких стишков со звуком [ш], [ж] можно найти в любых детских книжках.

В заключении, хочется дать ещё один совет. Весь процесс работы над трудными звуками [ш], [ж] надо всё же координировать с логопедом.