Присоединение пскова к московскому государству. Присоединение Пскова Василием III (1510) Присоединение псковской земли к российскому государству

1. Псков и Москва в первой половине XV века

Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних - в 1510 г., но связи между Псковом и Москвой сложились гораздо раньше, еще в XIV в. из Московской летописи мы знаем, что в 1380г. на Куликовом поле в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем.

В 1399г. Андрей Ольгердович отказался от княжения в Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, великому князю московскому Василию I , с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.

Сближение Пскова с Москвой было вызвано экономическими и политическими обстоятельствами того времени. Между двумя государствами в XV в. развивалась торговля и происходил обмен мастерами-специалистами. Более важной причиной сближения была политическая заинтересованность обоих государств в союзе. Московские князья вели упорную борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе им было выгодно иметь Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг., когда литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, поддержка со стороны Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями и отстоять свою независимость.

До середины XV в. союз Пскова с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам присылали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. Бывали случаи, когда новые князья приглашались не из Москвы, а из других русских княжеств, даже из Литвы. Принимая военную помощь Москвы, псковские бояре в то же время не считали себя связанными с нею неразрывным союзом. В 1456г., во время войны между Новгородом и Москвой, псковичи поддержали своего «старшего брата» и послали полки против войска московского князя Василия II. Это было ошибкой. Василий II без особого труда разбил военные силы своих противников. Новгород вынужден был согласиться на тяжёлый и унизительный для него мир. Псковские бояре просили у великого князя прощения и признали его верховную власть.

2. Установление зависимости Пскова от Москвы

С середины XV в. в обращениях псковского вече к московским князьям стала употребляться формула: «вотчина великого князя, псковичи, добровольные люди». Эта формула довольно точно определяла отношения между Псковом и Москвой на их новом этапе. Вотчиной называлось наследственное владение князя или боярина. Московские князья стремились превратить Псков в свою вотчину. Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной великих князей, но неизменно подчеркивали, что они «добровольные люди», что подчиняются они по своей воле и могут, если захотят, выйти из подчинения. Однако после войны 1456г. зависимость Пскова от Москвы стала быстро расти.

В 1461 г. Василий II прислал Пскову князя Владимира, которого не просили и не хотели. По сути дела это был уже московский наместник в Пскове. Псковичам пришлось смириться и принять неугодного им князя, но в 1462г., когда умер Василий II, Владимир был немедленно изгнан. Псковский летописец сообщает, что на вече «некоторые невежественные люди» даже спихнули его со степени.

После изгнания неугодного им Владимира псковичам пришлось вновь обратиться за князем к Москве. Существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому великому князю Ивану III были отправлены послами псковские посадники. Иван III был тот самый князь, который позднее объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя «государем всея Руси». Желая наказать псковичей за непокорность, Иван III три дня продержал псковских послов в сенях великокняжеского дворца, отказываясь их принять. Но ссориться с Псковом в то время ему было невыгодно: Москве предстояла еще долгая и трудная борьба с боярским Новгородом. Поэтому Иван III дал псковичам того князя, которого они просили. Но отношения между Псковом и Москвой с этого времени стали меняться. Московские наместники забирали себе всё большую власть в Псковской республике. В 1467г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. Расширились и судебные полномочия князей. В 1483г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах, составил новую «смердью грамоту». Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало народное восстание, продолжавшееся три года. Восставшие требовали восстановления прежних законов и отъезда Ярослава из Пскова. Но выгнать князя они не решились и только посылали послов к Ивану III с просьбой восстановить «старину», отозвать Ярослава Оболенского и дать им нового князя. Иван III на эти просьбы отвечал отказом и требовал, чтобы псковичи признали свою вину и подчинились московскому наместнику. Восставшим не удалось добиться успеха. Но и Иван III принял к сведению сопротивление псковичей и не настаивал до поры до времени на дальнейшем увеличении своей власти в Пскове.

В области внешней политики к концу XV в. Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его войнах с Литвой и Ливонским орденом, то теперь войны вело Московское княжество, а псковичи посылали свои полки в войско великого князя. Мирные договоры заключал теперь великий князь на тех условиях, которые были ему выгодны.

3. Присоединение Пскова к Москве

К началу XVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками самостоятельности Пскова.

В 1509г. в Псков был послан наместник - князь Иван Михайлович Репня-Оболенский. Он приехал тайно, не явился, как это было до сих пор принято, на вече и не принес ему присяги. Новый наместник отказался признавать псковские законы и не считался с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, словом, вёл себя не как князь вольного Пскова, а как обычный городской наместник «государя всея Руси». Поведение Репни удивило и встревожило псковичей, особенно посадников и бояр. Они решили жаловаться на него великому князю. Василий III в это время приехал в Новгород будто бы для того, чтобы проверить деятельность своих бояр в этом уже давно подчинённом Москве городе. На самом же деле он подготавливал присоединение Пскова. На случай возможного сопротивления псковичей из Москвы было приведено довольно большое войско.

Узнав, что великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня в свою очередь поехал к Василию III жаловаться на псковичей. Псковских послов Василий не принял, но приказал им передать, что разберёт их жалобы позднее, 6 января (все даты приводятся по старому стилю), а до этого времени предложил всем недовольным ехать со своими челобитными в Новгород. Когда это стало известно в Пскове, в Новгород потянулись сотни жалобщиков. Посадники и бояре жаловались на Репню-Оболенского, обвиняя его в нарушении псковских законов и обычаев. Простые люди ехали жаловаться на притеснения со стороны бояр и посадников. Между самими боярами согласия тоже не было, и они жаловались друг на друга. Хотя Василий III и не принимал жалобщиков, он знал от своих бояр их челобитные. Великому князю стало ясно, что внутри псковского общества существуют острые противоречия и ему нечего опасаться единодушного и сплочённого отпора псковичей.

Когда наступил день 6 января 1510 г., псковских посадников и бояр (в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова) пригласили в кремль, в Грановитую палату. Псковичи-простолюдины остались ждать во дворе. Бояре Василия III объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя. После этого все были арестованы и помещены в темницу.

Простым псковичам было приказано оставаться в Новгороде, и они были расселены по домам новгородцев.

Через несколько дней из Новгорода выехал посол Василия III Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, служивший еще Ивану III и выполнявший разнообразные поручения великих князей. 12 января он прибыл в Псков. По случаю его прибытия было созвано вече, и Третьяк, поднявшись на степень, объявил собравшимся волю Василия III. Он закончил свою речь угрозой: если вече не согласится с требованием великого князя, он придёт сюда с большим войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. В смятении и страхе выслушали псковичи московского посла. Они просили у него разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Третьяк разрешил.

Какой, наверное, тревожной была в Пскове эта ночь с 12 на 13 января 1510 года! Кое-кто считал необходимым отвергнуть требование Василия III , запереться в городе и оказать сопротивление великому князю. Большинство же понимало бесполезность и ненужность сопротивления. Без своих военных руководителей - посадников и бояр, арестованных в Новгороде, - псковичи не смогли бы организовать оборону. Но даже если бы и удалось это сделать, само существование Пскова без Москвы и московской помощи теперь было немыслимым. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу.

Рано утром 13 января в последний раз зазвонил вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ. Они принимали все требования Василия III и подчинялись его воле. Третьяк сразу приказал снять вечевой колокол - символ псковской независимости.

Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.

24 января в Псков приехал сам Василий III . У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошёл в Троицкий собор, где отслужил благодарственный молебен. Епископ, служивший молебен, поздравил его «со взятием Пскова».

4. Изменения в жизни Псковской земли после присоединения к Москве

Василий III поспешил закрепить свою мирную победу над Псковом. Прежде всего он позаботился о том, чтобы удалить из города своих возможных противников. Все бояре, ещё оставшиеся в Пскове, были в течение 24 часов высланы из него. Боярские вотчины были отобраны в пользу государя. Богатые псковские купцы вместе с семьями тоже были отправлены в Москву. С территории Среднего города - центральной части Пскова - были выселены все псковичи. Торг был перенесён на территорию Окольного города. Из Крома было вывезено имущество бояр и купцов, которое там хранилось. Кром и Довмонтов город перешли в распоряжение великого князя и церкви. На смену псковским боярам из Москвы и Новгорода были присланы московские дворяне. Их расселили в Среднем городе и дали им в поместья часть земли, отобранной у бояр. Около трехсот московских купцов было переселено в Псков. Они также поселились в Среднем городе. Таким образом, верхушка псковского общества полностью переменилась, теперь её составляли дворяне и купцы - выходцы из Московской земли.

Изменилась и система управления Псковской землёй. Псковом теперь управляли два великокняжеских наместника из числа знатных московских бояр. Им принадлежала административная, военная и судебная власть. В пригороды направлялось по одному наместнику. Помощниками наместников были дьяки, тоже присылаемые из Москвы. Псковская судная грамота была заменена новой грамотой, данной Василием III. Впрочем, новая грамота сохраняла на первых порах многие из старых судебных законов Пскова. В Псковской земле была введена московская система налогов, более тяжёлая для населения, чем старая псковская. Совершенной новостью для псковичей было введение торговых пошлин, которых до сих пор Псков не знал.

Василий III всё же сохранил незначительные остатки псковской самостоятельности. Псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всегородную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения. В Пскове сохранился денежный двор, где до 1626г. чеканили монету.

Так Псковская земля была включена в состав Русского централизованного государства.

Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству // Псковский край в истории России. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков, 2001. - С.20-25.

Юношеские исторические чтения (февраль 2010 года, историко-краеведческая библиотека им.И.И.Василева).

2.1 ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПСКОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.


Величавая псковская республика доживала последние дни. Псков уже не мог обороняться от Ливанского ордена, постоянно нападавшего на его земли, и делал это только с помощью московских войск. Присланный из Москвы князь вместе с псковским вечем управлял всеми делами города и его владений.

После разорения Вольного города Новгорода, Псков, удачно стоявший на литовско-ливанском порубежье, стал крупнейшим торговым и ремесленным центром. По летописным сведениям 1510 года, только в одной части Пскова – Среднем городе – насчитывалось 6500 дворов. Псковское весьма многочисленное купечество вело успешные торговые дела не только с прибалтийскими странами.

Псковскую операцию Василий III начал с замены в городе своего наместника, отправив туда князя Ивана Репню-Оболенского. Псковский летописец так характеризовал его: "И бысть той князь лют до людей".

В городе начались конфликты между великокняжеским наместником и местным боярством, а также "черным людом". Псковское вече отправило в Новгород челобитчиков – там находился великий князь с немалой военной силой.

Государь действовал решительно. Выборные лица города и челобитчики были взяты под стражу. Василий III потребовал от Пскова снять вечевой колокол, упразднить выборные должности и принять от него двух наместников. Псковичи, помня о судьбе Новгорода, подчинились ультиматуму. На рассвете 13 января 1510 года вечевой колокол был сброшен на землю. Псковичи, "на колокол смотря, плакати по своей сторине и по своей воле".

Из Пскова в Москву и другие города выселили 300 наиболее богатых купеческих семейств. На их место прибыло 300 купеческих семейств из московских городов. Конфискованные вотчины раздали великокняжеским служивым людям. Псковичей изгнали из Среднего города, где "запустело" полторы тысячи дворов. Там поселили тысячу новгородских помещиков.

Вхождение Псковской республики в состав Московского государства прошло безболезненно, без пролития крови, как и при решении вопроса о Вольном городе Новгороде. Дальнейшее экономическое развитие Пскова было успешным. Завершение территориального собирания северо-восточной Руси превратило Московское княжество в национальное великорусское государство. Это положительно сказалось на хозяйственном развитии западных русских земель. Оживилась торговля, великая река Волга превращалась с каждым годом во все более оживленный судоходный путь.


БОРЬБА ЗА СМОЛЕНСК.

Оставалась еще одна государственная проблема огромной важности. Древнерусский город Смоленск продолжал оставаться владением Великого княжества Литовского. Через Смоленск шла прямая дорога на Москву, Минск и Вильно. Помимо стратегического значения, смоленщина была еще и богатой землей. Пенька из Смоленска вывозилась во многие европейские страны.

В 1506 году умер бездетный великий литовский князь Александр Казимирович. Василий III , действую через сестру Елену Ивановну, попытался использовать шанс занять неожиданно освободившийся престол свояка. Однако реальных оснований у него не оказалась. Борьбу за великое княжество в Литве повели и Михаил Глинский, поддержанный братьями, и брат умершего Александра Казимировича – Сигизмунд, поддержанный католической церковью.

Победил последний, и в январе 1507 года состоялась коронация Сигизмунда I. Для Москвы он стал теперь опасным противником, являясь одновременно и польским королем, и великим князем литовским. Война не заставила себя ждать – уже в марте того же года посольство Сигизмунда I потребовало от восточного соседа возвращения Северных земель, которые отошли к нему в результате последних войн. Король Польши, получив отказ, начал войну против Руси в союзе с Ливанским орденом, Крымским и Казанским ханствами.

Ответом на это стало вооруженное выступление в Литве против Сигизмунда I князей братьев Глинских – Михаила, Василия, Ивана и Андрея, сторонников Москвы. Восставшие заняли города Мозырь и Клетцк, осадили Житомир и Овруч. Однако начавшееся движение белорусского и украинского крестьянства этих областей за воссоединение с православным русским народом, оттолкнуло от Глинских многих поддерживающих их шляхтичей. Братья не смогли взять Минск и Слуцк.

Василий III не медлил с военными действиями. Теперь у него был воевода, которого он удостоил титулом "воеводы Московского", исполняющего должность главнокомандующего войсками государства. Им стал победитель литовской армии на реке Ведрошь – князь Даниил Щеня, основатель славного рода Щенятевых.

Вместе с воеводой Яковом Захарьиным, Щеня осаждает крепость Оршу. Однако артиллерийский обстрел не разрушил городские укрепления. Большое войско Сигизмунда I успело вовремя выйти к Днепру напротив города. Десять дней противники стояли друг перед другом на противоположных берегах реки. Тем не менее, крымская конница стала вторгаться в южные области владений Василия III. Щеня отводит от Орши русские полки к Вязьме и вскоре стремительным рейдом захватывает город Торопец.

В конце 1508 года Литва начала мирные переговоры, в начале следующего года заканчивающиеся договором, по которому король признавал за Москвою Северщину. Князья Глинские, присягнув на верную службу русскому государю, двинулись на Русь. Военные действия показали, что ее войско еще не готово к борьбе за Смоленск. Требовались мощные пушки, способные разрушать каменные стены и башни.

Весной 1512 года, русские войска отразили поход пяти сыновей крымского хана Менгли-Гирея на города Белев, Одоев, Козельск и Алексин, а затем и на Рязань. Было установлено, что крымчаков "наводил" на московские земли Сигизмунд I.

Осенью 1512 года польский король посадил в темницу вдову брата Александра – Елену Ивановну, где она вскоре умерла. Василий III Иванович послал Сигизмунду I "разметные грамоты" с объявлением войны. Великий князь вместе с братьями во главе русского войска осадил Смоленск. Взять первоклассную крепость того времени не удалось из-за недостатка осадной артиллерии и действий крымских отрядов в тылу.

Летом 1513 года начался второй поход на Смоленск. Теперь удалось сильными "сторожами"-заставами – обезопасить себя от нападений со стороны Крыма. В русском войске насчитывалось около двух тысяч пищалей. Больше месяца длились безуспешные попытки овладеть крепостью на берегах Днепра. Сильный литовский гарнизон отразил все приступы. В ходе одного из них полегло 2 тысяч русских ратников. Был отбит и ночной штурм Смоленска.

Шесть недель продолжалась осада крепости. Видя тщетность военных усилий, Василий III приказал отойти от Смоленска. Но уже в феврале 1514 года принимается решение о третьем походе на Смоленск. Однако осуществить его удалось только в конце лета. Русские полки стояли в готовности отразить нападение крымского хана в Туле и рубежах по рекам Оке и Угре.

Польский король и великий литовский князь тоже длительно готовился к борьбе за Смоленск. Сейм принимает решение о найме семи тысяч польских пехотинцев-жолнеров. Вводится поголовный налог для покрытия военных расходов: грош – с крестьянина, два гроша – со знатных людей и злотый – с урядника.

Король Сигизмунд I очень надеялся на неприступность смоленской твердыни. Он писал: "Крепость мощна благодаря самой реке, болотам, а также благодаря человеческому искусству, благодаря бойницам из дубовых брусьев, уложенных срубом в виде четырехугольников, набитых глиной изнутри и снаружи; окружена она рвом и столь высоким валом, что едва видны верхушки зданий, а сами укрепления не могут быть разбиты ни выстрелами из орудий, ни таранами, да и не подрыться под них, не разрушить или сжечь при помощи мин, огня или серы".


ВОССОЕДИНЕНИЕ СМОЛЕНСКА С ОТЧИЗНОЙ.

В третьем Смоленском походе общие силы русской рати насчитывали около 80 тысяч человек. Польские хронисты называют количество орудий, из которых обстреливалась крепость – от 140 и даже 300! Для осадных орудий укреплялись мосты через реки или строились новые.

29 июля 1514 года смоленскую крепость начали обстреливать из "большого наряда" – тяжелой артиллерии. То там, то здесь стали рушиться участки крепостной стены. Чтобы мешать осажденным их восстанавливать, образовавшиеся бреши день и ночь обстреливали русские "пищальники". В городе начались пожары. Уже на второй день бомбардировки смоленский гарнизон вкинул белый флаг.

С присоединением Смоленщины все русские земли оказались объединенными вокруг Москвы. Новая граница с Великим княжеством Литовским держалась весь XVI век. Теперь внеполитическая ситуация на западном порубежье изменилась в пользу Руси.

В память о взятии древнего Смоленска, Василий III Иванович в 1524 году за две версты от Москвы, на месте бывшего Саввина монастыря, построил Новодевичий монастырь. Там самодержец "всея Руси" отметил возвращение Смоленщины в состав Русского государства. В 1525 году иконостас нового монастыря украсила знаменитая икона Смоленской Богородицы, списанная в 1456 году при Василии II Темном с древней иконы, названной Одигитрия (Путеводительница) и установленной в смоленском храме, построенном еще Владимиром Мономахом в 1101 году.


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАСИЛИЯ III.

Трудно переоценить значение эпохи Ивана III во внешнеполитической истории России. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской подсистемы государств. Западное направление становится, и притом надолго – ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества, особенности курса Казимира Старого были прекрасно использованы московским правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северная земля перешли под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий – правовых и экономических – участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общества.

После свержения зависимости от Большой Орды и ее окончательной ликвидации Россия объективно становится сильнейшим государством в бассейне Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу. Рождавшееся Российское государство прочно вошло в сложную систему международных отношений.

Продолжая внешнеполитическую линию отца, Василий III в 1516-1517 годах непрерывно ведет переговоры с Данией, Тевтонским орденом, Османской империей, Казанью и Крымским ханством. Москва активно искала пути примирения с воинственными союзниками и искала союзников против них. Руси удалось заключить с Данией договор, направленный против польского и шведского королевств.

В 1517 году император Максимилиан направил в Москву посла Сигизмунда фон Герберштейна, оставившего после себя большой труд в Московии. Империя решила стать посредником в мирных переговорах Руси и Литвы, предлагая вернуть Руси Смоленск. Василий III Иванович решительно отверг такое предложение.

Король Сигизмунд I попытался в ходе переговоров оказать силовое давление на Русь. Отправив посольство в Москву, он сам во главе армии двинулся на Псковщину. Попытка взять штурмом пограничный город Опочку не удалась, а подоспевшая русская рать наголову разбила литовцев. Только получив известие о победе, государь "всея Руси" начал мирные переговоры с королевскими послами.

Весной 1519 года заключается мирный союз с Крымским ханством против короля Сигизмунда I и "Ахматовых детей". Хан Мухаммед-Гирей на время избрал для набегов север. Летом того же года его сын Богатырь-Салтан с 40-тысячным войско совершил набег на Волынь, опустошив районы Люблина и Лобова, разбив 20-тысячное войско короля под Соколом у Буга.

Одновременно русские войска развернули боевые действия в центральной Белоруссии. Взяв много пленных, они в конце года отошли к Вязьме. Однако король не желал подписывать с Москвою мирный договор на ее условиях – камнем преткновения оставался Смоленск. Ввязавшийся в войну против Польши Тевтонский орден был разбит.

Вскоре отношения между Москвой и Крымом резко ухудшились. В декабре 1518 года умер казанский царь Мухаммед-Эмин, и Василий III посадил на его трон царевича Шигалея. Тем самым Казанское ханство становилось московским протекторатом, что стало прямым вызовом Крымскому ханству, претендовавшему на роль лидера среди остатков Большой Орды. К тому же Шигалей был из рода астраханских ханов, врагов крымских.

Шигалей не долго продержался на престоле – по характеру он оказался злобным человеком и бездарным властителем. Против него ополчилась казанская знать и весной 1521 года прогнала его из столицы.

Хан Мухаммед-Гирей посадил на казанский трон брата Сагиба-Гирея. Московский воевода был ограблен, выслан из Казани, а многие из его слуг перебиты.


ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III.

Последние годы правления великого князя Василия III Ивановича прошли в спокойной обстановке для государства. Руси не грозила новая военная опасность со стороны Польши и Литвы, Швеции. Да и Крымское ханство, со своими внутренними проблемами, серьезно не угрожало. Лишь южные русские границы тревожили небольшие разбойные отряды, которые легко разбивала порубежная стража.

Беспокоило государя только Казанское ханство с его внутренними неурядицами. В 1532 году там произошел очередной государственный переворот. Династию Гиреев, пришедшую в Казань из Крыма, отстранили от власти. К ней пришел московский ставленник – хан Джан-Али.

Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о чем постоянно указывал своим наместникам.

Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам, всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в те годы.

При Василии III продолжает развиваться градостроительство, возведения православных храмов. Итальянец Фиораванти строит в Москве, по образцу Успенского собора во Владимире, кремлевский Успенский собор, который становится главной святыней Московской Руси. Собор будет образом для русских мастеров храмового дела на многие десятилетия.

При Василии III завершается постройка Кремля – в 1515 году возводится стена вдоль реки Неглинной. Московский Кремль превращается в одну из лучших крепостей Европы. Являясь резиденцией монарха, Кремль становится символом Российского государства вплоть до наших дней.

Во время правления Василия III Ивановича русские летописцы изменили стиль писания. Они стали соблюдать должное почтение к фигуре самодержца. Теперь они уже не выражали в летописях сомнения в мудрости государя и не обличали трусость правителей на поле брани. Может быть, именно поэтому до нас не дошли развернутые характеристики отца Ивана Грозного, и особенно те, что касались его личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Можно утверждать, что это был человек незаурядных способностей. Вся его государственная деятельность на протяжении трети столетия свидетельствует, что великий московский князь был трезвым и осторожным политиком. При нем заметно возрос престиж Русского государства в Европе. Причем там теперь считались не только с его военной силой, но и с торговым потенциалом, людскими и земельными ресурсами. В Москву потянулись ученые иноземцы, видя здесь хорошую перспективу для деятельности.

Вместе с тем Василий III Иванович являл собой вероломного и честолюбивого правителя. Он всеми средствами добивался сосредоточения полноты государственной власти на объединенных русских землях в собственных руках с тем, чтобы передать эту власть законному наследнику, продолжателю великокняжеской династии. В этом монарх преуспел, хотя и удалось ему такое с превеликим трудом.

В оправдание Василия III можно сказать следующее. В средствах достижения поставленной цели он мало чем отличался от других государей Европы и Востока. Тогда все средства оправдывали цель, и в борьбе за власть не щадили родных братьев.

В пятьдесят три года самодержец вторично стал отцом. Великая княгиня Елена 30 октября 1532 года родила сына, которого нарекли Юрием. Позднее выяснилось, что ребенок родился неполноценным – "не смышлен и прост и на все добро не строен". Однако отцу об этом не суждено было узнать.

На охоте под Волоколамском у государя "всея Руси" открылся смертельный недуг. Случилось это в конце сентября 1533 года. Болезнь поразила Василия III во время переезда из Троице-Сергиева монастыря на Волок. Несмотря на все принятые меры, недуг быстро прогрессировал.

Вернувшись в столицу, больной великий князь собрал близких себе людей для обсуждения вопроса государственной важности – составления посмертного завещания. Это был любимый младший брат Андрей, Михаил Захарьин, главный обличитель Максима Грека на церковном соборе, бояре, князь Василий Шуйский и Михаил Воронцов, казначей Петр Головин и первый великокняжеский любимец дворецкий Иван Шигана-Поджамн. С ними государь держал совет о своем великом княжении, о малолетнем сыне-наследнике – "понеже сын его млад", и "како строиться царству после него".

Последние дни жизни Василия III Ивановича показали, что его смерть послужит сигналом к борьбе за власть в боярской верхушке, которую самодержец давно отстранил от решения важнейших государственных вопросов. Эта борьба началась уже при утверждении именного состава опекунского совета при Иване IV.

Умирающий Василий III Иванович не без причин опасался, что бояре, не забывшее его опал и тюремных "сидений" в "железе", не пощадят малолетнего наследника и вдовую великую княгиню. Поэтому в круг опекунов вводятся еще три человека: известный неукротимым нравом князь Михаил Глинский, князь Иван Шуйский, брат Василия Шуйского, и Михаил Тучков-Морозов, племянник Михаила Захарьина. Уже в самом составе предстояло вести смертельную борьбу за место великокняжеского трона и за сам трон.

В ночь с 3 на 4 декабря 1533 года великий московский князь Василий III Иванович скончался в Кремлевском дворце в возрасте 54 лет. Новой главой Русского государства стал трехлетний Иван IV Васильевич.

В ту ночь для истории государства Российского ушел из жизни "последний собиратель земли Русской".



Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. М., 1996 г. стр. 46.

см. там же, стр. 51.

см. там же, стр. 52.

Заичкин И.А. Русская история. М., 1992 г. стр. 102.

Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., "Проспект" , 1999 г.. стр. 67

Творогов О.В. Древняя Русь. С-П.. 1994 г. стр. 118.

Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989 г. стр. 62.

см. там же, стр. 63.


Список литературы:


Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989г.

Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков. М., 1993г.

Заичкин И.А. Русская история. М., 1992 г.

Зуев М.Н. История России. М.,1995Г.

Выводов. Приводим выше две монеты Василия 1 с изображением конного сокольника и печать князя Патрикеева, конца этого столетия, с таким же гербом. Подвигаясь в развитии различных отраслей техники, Москва при Василии 1 пыталась усилить себя и в военном отношении еще новою крепостью. Наряду с каменным Кремлем, с его "забралами градными, вратами железными и стрельницами, замыслиша в 1394 году...

Предали и продали Родину. Они должны в первую очередь получить по морде. Недаром говорят: бей своих, чтобы чужие боялись". Главный же враг, по мнению Дмитрия Дмитриевича, это интернационализм, "являющийся прибежищем политических шлюх". В 1989 г. Васильев развернул активную борьбу против избрания народными депутатами СССР представителей, по его терминологии, "желтых" сил: Д.Гранина, Е.Яковлева, В. ...

И Сына и Святого Духа,» воздавал славословие Святому Духу наравне с Отцом и Сыном, приписывал Святому Духу освятительную и совершительную силу. Он говорит, что Святой Дух «восполняет многохвальную блаженную Троицу» , он называет Его «божественным Духом» , но тем не менее ни разу не сказал в этом пневматологическом трактате: «Дух Святый есть Бог». Это не небрежность и не случайность, а...

2. Присоединение Пскова

Важная историческая задача объединения Великой Руси был в основном, решена в царствование Ивана III. Однако проблем оставалось еще немало. Нужно было распространить поместную систему, а для этого требовалось больше земли. Что касается религиозной жизни, то, несмотря на поражение Нила Сорского на соборе 1503 г., дебаты между защитниками монастырских прав на землю, известными теперь как иосифляне, и заволжскими отшельниками (которых часто называли нестяжателями), продолжались Ересь жидовствующих, хотя и была вне закона, все еще имела многих последователей.

С точки зрения национальной политики удельное сопротивление единодержавной власти во времена царствования Ивана III еще не было полностью сломлено. Когда Василий взошел на трон, город Псков все еще пользовался широкой автономией, а половина Рязанского княжества была номинально независимой. На западе еще не была окончательно решена судьба Северской земли и других приграничных регионов, срок пребывания которых под властью великого князя московского, определенный шестилетним перемирием между Литвой и Москвой, заключенным в 1503 г., истекал. Русские князья на этих спорных территориях дали клятву вассальной верности великому князю московскому, но не стали его боярами. Город Смоленск оставался под литовским контролем.

К концу царствования Ивана III в Великом княжестве Московском не осталось удельных князей, за исключением племянника Ивана III, князя Федора Волоцкого. Однако под влиянием семейной традиции Иван III в своем завещании определил по уделу для каждого из младших братьев Василия. Долей Василия были шестьдесят шесть городов против тридцати, предназначенных всем его четырем братьям, вместе взятым. Что касается последних, то Юрий стал князем Дмитрова, Дмитрий – князем Углича, Семен – князем Калуги и Андрей – князем Старицы (на прежней Тверской земле). Иван повелел, чтобы доля каждого из младших братьев, если кто-либо из них умрет, не оставив после себя сына, была возвращена Василию в качестве выморочного имущества. Никто из младших братьев не получил права чеканить монету. Все они были лишены возможности завязывать дипломатические отношения с иностранными державами. Представляется, что Иван III использовал любую возможность, чтобы предотвратить возрождение удельных традиций. Однако со временем между Василием III и его тремя младшими братьями возникли раздоры.

Следует вспомнить, что во время династического кризиса 1497-1499 гг. псковичи были на стороне внука Ивана III – Дмитрия. Когда Иван III назначил в 1499 г. Василия великим князем псковским, псковичи не пожелали признавать его власти. После смерти Ивана III Псков признал сюзеренитет Василия без какого-либо открытого протеста. Василий направил в Псков князя Петра Великого-Шестунова в качестве своего наместника. Однако надолго оставлять Псков вольным городом Василий III не собирался.

15 февраля 1509 г. внук Ивана III Дмитрий умер в своем поместье, куда он был водворен. Хотя у Дмитрия едва ли был шанс, возвратиться к власти, его смерть сделала положение Василия роли правителя Руси более прочным, нежели раньше. Согласно Герберштейну, «пока Дмитрий был жив, Гавриил [т.е. Василий] действовал как регент».275 Правомерность заявления Герберштейна сомнительна, но возможно, таковым было и отношение псковиче к правлению Василия. Во всяком случае, лишь после смерти Дмитрия Василий решился нанести удар.

Василий III был мстительным по природе и не простил псковичам их отказа признать его в качестве их князя в 1499 г. Тем менее, причины, побуждавшие его подчинить Псков были скор политического, нежели личного характера. Псковская автономия препятствовала централизации русской армии и судопроизводства.

Хотя псковичи нуждались в московской военной помощи, что бы противостоять немцам, они не были связаны с Москвой какими либо долгосрочным договором о совместных действиях против ее врагов. Единственными недругами Пскова в то время были ливонские немцы, и псковичи охотно пользовались, в случае необходимости, поддержкой Москвы. Но когда Иван III нуждался в помощи псковичей в столкновениях с Новгородом, Швецией или Литвой, он всякий раз вынужден был направлять в Псков особого посланника для ведения переговоров о заключении конкретного союза, имеющего силу только на время данной кампании. Псковское вече обычно одобряло такие договоры, но само определяло количество солдат, которых следовало навербовать, а также количество снаряжения и продовольствия. Псковское ополчение не было не подготовлено и экипировано для долгих и далеких походов, и, за исключением войн против немцев, псковичи принимали участие в подобных кампаниях без особого энтузиазма. Их армия была отдельным воинским соединением, а не составной частью великорусской армии.

Что касается судопроизводства, то псковские суды наполовину из состояли из судей, назначенных вечем, и наполовину – из судей, назначенных князем псковским (т.е. великим князем московским). Судебные гонорары делились поровну между городом и князем. При такой системе великий князь московский не мог реально контролировать рассмотрение дел псковскими судами. С финансовой точки зрения доход от судопроизводства существенно пополнял казну русских князей и городов, и многие московские чиновники, так же как и сам великий князь, стремились прибрать к рукам псковские судебные гонорары, чтобы легким путем улучшить финансовое положение Москвы. Еще одним важным источником московского государственного дохода была тамга (таможенные пошлины). В Пскове брали налог с торговли и не собирали тамгу. Если бы Псков подчинился Москве, это правило можно было бы отменить.

Разрабатывая план присоединения Пскова, Василий III и его главный советник по этому вопросу, дьяк Василий Третьяк Долматов, опирались на опыт присоединения Новгорода Иваном III. Следует вспомнить, что Долматов был помощником Ивана III в новгородских делах в 1477-1478 гг. Как и в случае с Новгородом, Долматов рассчитывал полностью удалить из города семьи представителей высших классов. На том тайно и порешили. Добиться этого можно было, сыграв на разногласиях между высшим и низшим слоями населения, которые не были столь острыми, как в Новгороде, но тем не менее все же имели место.

Первым ходом Василия в этой игре было смещение его наместника в Пскове князя Петра Шуйского, с которым псковичи были в хороших отношениях, и замена его князем Репня-Оболенским (родоначальником князей Репниных). Следуя наставлениям Василия III, князь Репня не стал предварительно сообщать псковским властям о своем прибытии (он приехал в Псков летом 1509 г.); псковичи вынуждены были принять его без официальных церемоний, что позволило Репне не чувствовать себя обязанным придерживаться псковских традиций. Псковский летописец отмечает, что Репня с псковским народом был жесток. Он сурово расправлялся с горожанами из высших сословий и поощрял жалобы простых людей на бояр и городских чиновников.

26 октября 1509 г. Василий III прибыл в Новгород со своим братом Андреем (князем Старицким) и боярами.276 Как только псковичи узнали о этом, они отправили в Новгород своих посланников, чтобы высказать Василию свои обиды на князя Репню. Посланники вручили Василию небольшую сумму денег (150 новгородских рублей) в качестве дара города своему сюзерену. Дар был милостиво принят, и посланникам сказали, что великий князь готов позволить псковичам изложить ему их жалобы в присутствии Репни, и если окажется, что Репня виновен, великий князь готов наказать его.

В скором времени Репня был вызван в Новгород. Между тем псковское вече посоветовало горожанам, имевшим какие-либо жалобы на жестокого градоначальника, идти в Новгород, что бы просить у великого князя справедливости. Однако многие псковичи проявили готовность обвинять в различных притеснениях не Репню, а своих собственных чиновников. Один псковский городской голова даже решил пойти к Василию с жалобой на другого голову.

Таким образом, Василий III оказался в положении судьи в только между князем Репней и городом Псковом, но и между двумя псковскими конфликтующими группами. Единство псковского общественного мнения было разрушено. Василий объявил, что он будет рассматривать жалобы в день Крещения, 5 января 1510 г. К этому времени все высшие чиновники города Пскова, а также наиболее видные псковские бояре и купцы и многие простые псковские люди собрались в Новгороде. Все были приглашены посетить традиционную церемонию водосвятия утром крещенского дня. Вслед за этим псковичам было указано явиться во дворец великого князя. Простые люди должны были ждать во дворе; знать были приглашена в зал дворца. Когда вся знать собралась там, вошли бояре великого князя и объявили: «Вы арестованы волей Божьей и великого князя Василия Ивановича Всея Руси». Простые люди были переданы под охрану новгородских властей.

Об этом вскоре, благодаря одному псковскому купцу, узнали в Пскове. Купец ехал в Новгород, но по пути был предупрежден новгородцами и сразу повернул обратно. Ужас охватил людей. Сразу же собралось вече. Некоторые псковичи хотели поднять восстание против Василия. Другие возражали, говоря, что Псков связан клятвой верности великому князю. Третьи напоминали народу о том, что они остались без большинства должностных лиц, и что организовать новое правительство будет трудно. Наконец было решено направить особого посланника к Василию III, чтобы молить великого князя о милосердии. Отвечая на мольбу посланника, Василий отправил в Псков Третьяка Долматова, чтобы тот сообщил, что великий князь готов вернуть свое благорасположение Пскову, но с двумя условиями. Во-первых, вече должно было быть упразднено и вечевой колокол снят; во-вторых, отныне Псковом будут править два великокняжеских наместника. Под этим подразумевалось, что Псков больше не будет отдельным государством с собственным управлением. Долматов предупредил псковичей, что если они отвергнут эти условия, то великий князь пойдет на Псков войной. Если же они их примут, великий князь проявит к ним свое расположение и нанесет визит, чтобы выразить свое почтение собору Святой Троицы.

Псковичи были ошеломлены. «Не проливали слез только дети», – отмечает летописец. И он патетически вопрошает: «Почему сердце не вырвалось из груди?». Все было напрасно. Псковичи попросили один день, чтобы обсудить условия Василия III. Им дали его. На следующий день псковичи приняли неизбежное. Они, однако, напомнили князю, что хранили свою клятву верности и упрекнули его в том, что он свою не сдержал. Псковичи сказали, что они принимают свою судьбу как Божье наказание, намекая, что и великого князя может когда-нибудь настигнуть кара Божья. 13 января 1510 г. вечевой колокол был снят с колокольни собора Святой Троицы. Народ плакал над утратой символа его свободы. В ту же ночь колокол был отправлен кораблем в Новгород, и сам Долматов сопровождал его.

Визит Василия III в Псков был назначен на четверг, 24 января. Утром этого дня московский епископ Вассиан Коломенский приехал в город и от имени великого князя запретил псковскому духовенству встречать Василия III перед стенами города, как они намеревались. Вероятно, великий князь опасался, что духовенство воспользуется своим традиционным правом просить за притесненных. Миряне встретили Василия в двух милях от города. Василий III, согласно обычному в таких случаях ритуалу, справился об их здоровье; они ответили: «Не беспокойся о нашем здоровье, лишь бы ты, наш государь, был в добром здравии». Когда Василий вошел в собор Святой Троицы, епископ Вассиан поздравил его с присоединением Пскова, что псковичи посчитали новым оскорблением. Затем было объявлено, что всех горожан ждут в следующее воскресение в княжеском дворце, где великий князь выкажет им свою благосклонность. В то роковое воскресение знать пригласили в палаты, а простолюдинов попросили остаться во дворе. Первых взяли под стражу, последним оставили свободу и с" что великий князь выдаст им особую грамоту о правах.

Тех, кого захватили, той ночью отправили вместе с семьями в Москву; им было позволено взять с собой немного пожитков. Те, кто поплатился свободой еще в Новгороде, уже были высланы, и теперь их семьи должны были присоединиться к ним в их новом месте проживания. Всего из Пскова было выслано триста семей, и такое же количество московских семей прибыло им на замену.

Однако это было только началом переселения. После изгнания группы верхов псковского общества, семьи представителей среднего класса были выселены из своих домов в центральной части города, которые затем заняли московиты. Таким образом у псковичей среднего класса было отнято 6500 усадеб. Неясно, все ли из них были отправлены в Московию, или кому-то разрешили строить новые дома за пределами города. Во всяком случае, замысел Василия III с помощью этих безжалостных мер был осуществлен, и ведущий слой псковского общества лишился своей власти. Остатки среднего сословия, как и низшие слои, стали, с точки зрения политической, аморфной массой, и от них уже можно было не ожидать какого-либо противостояния.

«Так погибла слава Пскова», – отмечает летописец. Чувства псковичей были выражены в поэтическом «Плаче о городе Пскове», написанном неизвестным автором в традициях «Слова о полку Игореве» XII века. Фрагменты этой повести были включены в Псковскую летопись:

"– О, великий Псков, знаменитый среди городов, почему ты скорбишь, почему ты плачешь?

– Как же мне не скорбеть, не плакать? Многокрылый орел со многими когтями налетел на меня. Бог позволил ему, в наказание за наши грехи, вырвать из меня мой Ливанский кедр [т.е. «мою силу»], оставить нашу землю опустошенной, разрушить наш город, взять в плен наших людей, разорить наши рынки и отправить наших отцов и нашу родню [в дальние земли], где никто из них никогда не был раньше".

В отчаянии некоторые из псковичей рассматривали происшедшую катастрофу как приближение Антихриста. В одной из редакции Псковской летолиси277 мы обнаруживаем знаменательное толкование одного из положений Откровения Иоанна Богослова. Там читаем: «И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» («Откровение», 17; 10-11). Псковский писатель объясняет, что «на Руси шестое царство называется Скифией. Оно есть шестое, а затем приходит седьмое; а восьмое – это Антихрист. <...> Увы! Да избавит нас Господь наш Иисус Христос от зла и от вечной муки и дарует нам вечное блаженство». Похоже, летописец считал представителем седьмого царства, то есть – предшественником Антихриста, Василия III.

Василий III провел в Пскове четыре недели и издал новую грамоту, как и обещал простым людям. Ее текст не сохранился, но из рассказа летописца мы можем вывести, что ее суть заключалась в отмене старых псковских законов и введении московских. Помимо того, грамота, вероятно, содержала определенные гарантии налогоплательщикам, поскольку в ней был установлен точный размер платежей. Должностные лица должны были придерживаться этой нормы и не имели права требовать денег сверх предписанного. Такого же типа была грамота Василия III, выданная крестьянам Переяславской земли (1506 г.).278

Наместники великого князя (оба – видные московские бояре) и двое дьяков (одним из них был Мисюрь-Мунехин) были поставлены править Псковом. В помощь им было назначено двенадцать московских и двенадцать псковских старост. В Псков были вызваны московские «гости» (финансисты), чтобы организовать сбор тамги. В городе был размещен гарнизон из 1 000 «боярских сынов» и 500 новгородских пищальников. Новым московским должностным лицам, видимо, были даны указания проводить в Пскове безжалостную политику, чтобы полностью подчинить псковичей. «И эти наместники, и их чиновники выпили много псковской крови», – отмечает летопись. Жителям бывшего вольного города сначала приходилось туго из-за незнания московских законов. Когда они жаловались на непосильные штрафы и аресты, московские чиновники насмешливо отвечали: «Уймитесь! Это ваша новая грамота». Согласно летописцу, большинство иностранцев, которые прежде жили в Пскове, вернулись в свои родные земли. «Остались одни псковичи. [Куда они могли уйти?] Земля не разверзалась под ними, и улететь они не могли».

Единственный способ, которым псковичи могли облегчить свое положение – это, согласно традиции, попросить вступиться за них церковные власти. Вообще-то псковичи могли бы обратиться за помощью к архиепископу новгородскому (к чьей епархии принадлежал Псков), но новгородский епископский престол с 1509 г. пустовал.279 Поэтому псковичи обратились к настоятелю Елеазарова монастыря в Пскове монаху Филофею, человеку образованному и высокоуважаемому.

Чтобы утешить псковичей, Филофей написал им и посоветовал сносить свои несчастья в духе христианской покорности Провидению. Он сказал, что и святые страдали, что это кара Божья прошлые грехи людей, и что им следует молить Всевышнего прощении.280

Одновременно Филофей направил письмо великому князю Василию III, в котором, прямо или косвенно, однако, без специального упоминания Пскова, поднял ряд вопросов, касающихся псковских дел.281 Я думаю, что прежде чем написать это письмо, Филофей проконсультировался с дьяком Мисюрь-Мунехиным. Мунехин не мог одобрять беспричинную жестокость нового режима в Пскове и, возможно, нуждался в поддержке Филофея для осуществления своих планов улучшения положения несчастных псковичей. Скорее всего, Мунехин взялся сам доставить письмо Филофея великому князю вместе со своим собственным докладом.

В своем письме Василию III Филофей обсуждал, в первую очередь, три вопроса: (1) вакансия («вдовство») Новгородского епископского престола; (2) неправильный способ совершения некоторыми людьми крестного знамения; (3) содомию. Филофей объяснял Василию III, что медлить с назначением новгородского епископа – значит наносить серьезный удар по единству церкви; он убеждал великого князя как можно скорее исправить это положение. Филофей говорил об этом в общих чертах, но, несомненно, имел в виду интересы Пскова и псковской церкви, которая осталась без защиты архиепископа.

Остальные две темы письма Филофея (способ, которым совершается крестное знамение, и содомия), вероятно, также имели не которое отношение к псковским делам. Я склоняюсь к мысли о том, что некоторые московские должностные лица, притеснявшие псковичей, обвинялись в содомии, а также в том, что неправильно крестились. Мунехин, конечно, прекрасно знал как держатся в Пскове москвичи; рассуждения Филофея о серьезности грехов, совершаемых ими, могли помочь ему убедить великого князя в необходимости устранить этих людей.

В своем «трактате» о грехах Филофей, снова не упоминая конкретно псковичей, умолял великого князя проявить милосердие к угнетенным: "Обрати скупость свою в щедрость и жестокость в милосердие; утешь плачущих, которые причитают и днем и ночью;

избавь угнетенных от руки угнетателей". И несомненно намекая на то, что псковичей лишили имущества, он предостерегает великого князя: "Не полагайся на золото и славу, которые достаются здесь на земле и остаются на земле. Мудрый Соломон сказал: «Назначение богатств и золота не в том, чтобы хранить их в сундуках, но в применении их для помощи нуждающихся».282

В заключение Филофей просил простить его за то, что осмелился писать, и указал, что после падения Константинополя великий князь московский – единственный оставшийся православный христианский правитель на земле, и поэтому у него особая ответственность и обязанности по отношению к православной христианской церкви. Именно в этом письме и в этой связи Филофей впервые сформулировал свою знаменитую теорию «Третьего Рима». Василий проигнорировал мольбу Филофея о том, чтобы положить конец «вдовству» новгородской епархии. С другой стороны, Василий «проявил милосердие» к Пскову и удалил своих жестоких наместников, заменив их двумя благожелательными людьми – князем Петром Великим-Шестуновым283 (прежним князем-наместником Пскова) и князем Семеном Курбским (1511 г.). Дьяки остались при своих должностях, и Мисюрь-Мунехин взял теперь управление Псковом в свои крепкие и опытные руки. Народ почувствовал себя легче и безопаснее. Многие псковичи вернулись в город, вновь появились иностранцы, и город снова стал процветающим. Но это был уже не прежний Псков. Как говорил Герберштейн, «самые благородные и гуманные обычаи псковичей были заменены более бесчестными обычаями московитов. Честность, прямота и искренность псковичей в деловых отношениях была таковой, что все многословие, рассчитанное на то, чтобы обмануть покупателя, было исключено. Они были нацелены на саму торговлю без лишних слов».284 Утверждение Герберштейна, несомненно, основано на сведениях, полученных им от немецких купцов. Последние должно быть, нашли московитов более хитрыми дельцами, чем когда-либо были псковичи. Кроме того, псковичи были знакомы с немецкими обычаями и традициями в ведении дел, в то время москвичи – нет.

Однако влияние псковских традиций и близость города к западу были таковы, что с течением времени манеры потомков московичей, поселившихся в Пскове, постепенно «псковизировались». Псковский народ в конце XVI и на протяжении XVII века являл собой свидетельство несколько иного духа, чем обычный московский. Они были более независимы по отношению к властям.

Из книги История России в рассказах для детей автора

Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года Василий Иоаннович, став наследником своего знаменитого отца, старался во всем подражать ему, и хотя не имел от природы великих способностей, но усердные старания никогда не остаются напрасны: история

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Покорение Пскова и окончательное уничтожение уделов 1505-1523 годы Василий Иоаннович, сделавшись наследником знаменитого отца своего, старался во всем подражать ему, и хотя он не имел от природы великих способностей его, но усердные старания никогда не остаются напрасными:

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Оборона Пскова от Стефана Батория Копил-то король, копил силушку,Копил-то он, собака, двенадцать лет,Накопил-то он силушки – сметы нет,Много, сметы нет, сорок тысяч полков.Накоплёмши он силы, на Русь пошел,Он на Русь пошел, на три города,На три города, на три стольныеНа

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Взятие Пскова (1510 год) В 1510 году был взят Псков, оставив отчаяннейший и пронзительный средневековый текст о том, как добровольно происходило это «добровольное» присоединение.«В год 7018 (1510), месяца октября в 26 день, на память святого Дмитрия, великий князь Василий Иванович

автора

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Отношения Пскова к Новгороду, князьям и землям

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Описание Великого Новгорода и Пскова

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Общественная жизнь и нравы Великого Новгорода и

Из книги Взятие Казани и другие войны Ивана Грозного автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Глава 20. Оборона Пскова В 1581 г. в ответ на очередные оскорбления Иван Грозный написал Баторию большое послание - очень не похожее на предыдущие. Да и вообще в нем оказалось много такого, что было совершенно необычным для царя. Он детально и обоснованно перечислил все

Из книги Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом автора Автор неизвестен

ЗАПИСКА ТРЕХ РАЗВЕДЧИЦ ИЗ ГЕСТАПОВСКОЙ ТЮРЬМЫ ГОРОДА ПСКОВА 17 октября 1942 г.Сегодня 17 октября 1942 года. Больше месяца сидим в этой одиночке. Нас трое. Мы честно выполнили свой долг перед Родиной. За это нас истязают фашисты. Что бы они ни делали, мы погибнем честно, как в

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Распад Ордена. Сложение антимосковской коалиции и осада Пскова Война началась на редкость успешно: страна была ослаблена раздорами между Орденом, епископами и независимыми городами, а также религиозной борьбой католиков с протестантами. Крепости сдавались одна за

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

115. ОСАДА ПСКОВА ПОЛЬСКИМ КОРОЛЕМ СТЕФАНОМ БАТОРИЕМ Мужественная оборона Пскова в, 1581 г. от полчищ польского короля Стефана Батория была переломным моментом в последние годы Ливонской войны. Войска Стефана Батория состояли из лучших наемных солдат, набранных в

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Падение Пскова и других уделов Самым важным делом Василия Ивановича было уничтожение последних уделов.Очередь была за Псковом. Уже Иван Васильевич приучил Псков к повиновению, забрал его в руки; но все же там держались еще вечевые порядки. Василий Иванович назначил туда

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Падение Пскова и других уделов» Уделы – см. примечание к рассказу «Уничтожение уделов».Рязанская область была присоединена к Москве (1517) – окончательно это произошло летом 1521 г.Северская земля – область в верховьях рек Сейм, Псел, Северский Донец,

Из книги Беларуская дзяржава Вялікае княства Літоўскае автора Ермаловіч Мікола

Аднаўленне полацкай палітыкі ў адносінах да Пскова i Ноўгарада Раней ужо гаварылася аб паступовым узвышэнні Полацкай зямлі ў новай дзяржаве, якое пачалося з 80-х гадоў XIII ст. і знайшло яскравае выяўленне пры Гедзіміне. Менавіта інтарэсы Полацка найперш і вызначалі

Из книги Старажытная Беларусь. Віленскі перыяд автора Ермаловіч Мікола

Аднаўленне Полацкай палітыкі ў адносінах да Пскова і Ноўгарада Раней ужо гаварылася аб паступовым узвышэнні Поладкай зямлі ў новай дзяржаве, якое пачалося з 80-х гг. XIII ст. і знайшло яскравае выяўленне пры Гедзіміне. Менавіта інтарэсы Полацка найперш і вызначалі

Фото: «Вече во Пскове» - картина Виктора Васнецова

Псковско-московские отношения

Первые прямые контакты Пскова и Москвы относятся к концу XIV века. Так, в 1380 году, во время Куликовской битвы, в войске Дмитрия Донского находился отряд, присланный на помощь из Северной республики. Этим формированием командовал князь Андрей Ольгердович. Когда он отрекся от престола в 1399 году, к сыну Дмитрия Донского, Василию I, прибыло посольство с просьбой прислать им правителя из Москвы. Эта просьба была удовлетворена, и с тех пор республика и княжество находились в тесном политическом союзе.

Присоединение Пскова к Москве носило постепенный характер. На протяжении всего XV века между городами укреплялись торговые и дипломатические связи. Однако формально республика оставалась независимой. Московские назначенцы, прибывавшие на север, давали клятву верности Пскову.

Жители города только однажды пошли на прямой конфликт с великим князем. Произошло это в 1456 году, когда Василий II воевал с Новгородом. Республика поддержала своего «старшего брата», однако объединенное войско двух земель было разбито московской дружиной. После этого псковские бояре вновь пришли на поклон в Кремль, прося прощения за свое ослушание.

фото: Борис Чориков. Князья и бояре вызываются возвратить Василию Тёмному великокняжеский престол, 1446 год

Усиление княжеского влияния

Приграничный город нуждался в помощи великих князей из-за иноземной опасности – в первую очередь Литвы. Правитель этой страны Витовт дважды объявлял войну Пскову. Однако объединенная русская армия всякий раз давала отпор врагу. Именно из-за опасности иностранной интервенции присоединение Пскова к Москве становилось неизбежным.

В 1478 году великий князь Иван III окончательно лишил Новгород независимости. «Старший брат» Пскова, похожий на него культурно и политически, остался без символа своей свободы – вечевого колокола. Случилось это из-за того, что местная аристократия, не желая оставаться в вассальном положении, пошла на сближение с польско-литовским королем. Иван III справедливо принял этот поступок за измену и пошел на Новгород войной.

Присоединение Пскова к Москве произошло бы еще раньше, если бы жители города пошли на конфликт со своим патроном. Но они оставались лояльными к великому князю. Иван III, для которого была важна законность собственных действий, при жизни так и не нашел формально справедливого повода лишить независимости последний оплот республиканского строя на Руси. Эта миссия легла на плечи его сына - Василия III, наследовавшего трон в 1505 году.


фото: Фигура Ивана Великого на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. У его ног (слева направо) поверженные литовец, татарин и балтийский немец

Важность Пскова

К началу XVI века эпоха политической раздробленности Руси осталась в прошлом. Многолетнее правление Василия III по праву считается логическим продолжением правления его отца - Ивана III. Оба великих князя успешно присоединяли к своей державе все новые русские земли, создавая единое национальное государство. Этот процесс ускорился из-за польско-литовской угрозы на западе, а также опустошительных набегов татар на востоке и юге.

Псков в это время был лакомым куском для своих соседей. Город оставался важным и богатым торговым центром, где оставляли свои деньги ливонские и немецкие купцы. Местные рынки притягивали европейских покупателей своими уникальными товарами, особенно ценной северной пушниной. После того как Новгород был присоединен к Москве, Псков разбогател еще больше, потому что зарубежные торговцы предпочитали вести свои дела в городе, пользовавшемся хоть какой-то формальной независимостью. Кроме того, здесь не было пошлин, как в городах Московского княжества.


События накануне присоединения

В 1509 году Василий III отправил в Псков нового наместника. Им стал Иван Репня-Оболенский. Поведение чужака не на шутку встревожило жителей города. Наместник не советовался с вече, не обращал внимания на мнение местной аристократии, сам вершил суд. Фактически он вел себя так, словно был представителем князя в глубокой московской провинции.

Псковичи решили жаловаться на назначенца Василию Ивановичу. Русская история полна восстаниями и народными недовольствами, однако на этот раз конфликт не обернулся вооруженным противостоянием. К этому времени Псков уже был слишком зависимым от Москвы, чтобы обладать достаточными силами для восстания против князя. Кроме того, жителям города было не к кому обращаться. Новгород уже почти тридцать лет являлся частью единого Русского государства, а польский король не хотел идти войной на Василия.


фото: Новгородский торг. Картина А. Васнецова, 1909

Суд Василия

Великий князь в это время прибыл в Новгород, якобы чтобы проверить деятельность собственных бояр в этом важном торговом центре. Но подспудно Василий III поехал на север, чтобы окончательно оставить в прошлом псковскую независимость. За ним шло крупное московское войско, которое понадобилось бы в случае открытого вооруженного неповиновения.

Псковская аристократия послала князю посольство, прося уладить конфликт между вече и самовольным наместником. В свою очередь, Репня-Оболенский также поехал в Новгород, чтобы доказать свою правоту перед Василием Ивановичем. Московский правитель не принял бояр, но зато отправил гонца в Псков с предложением всем жителям города приехать на княжеский суд. В Новгород потянулись сотни жалобщиков, недовольных своей жизнью. Крестьяне ругали бояр, аристократы доносили друг на друга. Василий, поняв, насколько велик раскол в псковском обществе, решил завершить присоединение Пскова к Москве. 1510 год стал последним в истории независимости этого города.


Новгородская ловушка

Больше всего Василий боялся, что народ и аристократия единым фронтом выступят против его воли. Но споры между псковичами показали, что опасаться было нечего. В установленный день посадники и представители богатейших семейств республики прибыли на княжеский прием. Василий объявил о том, что настало время отменить прежний политический строй. Вече должно было быть уничтожено, а колокол, объявлявший о начале народных собраний, приказали снять. Немногие запротестовавшие бояре тут же были арестованы и отправлены в темницу.

В то же время князь велел расселить в Новгороде тех простых горожан, которые прибыли к нему с челобитными. Это был ловкий прием, который помог завершить присоединение Пскова к Москве. Год за годом самые активные жители республики оставались изолированными в княжеских владениях. Это лишило Псков лидеров, которые могли бы возглавить восстание против Василия. Схожая стратегия была применена его отцом - Иваном III, когда тот покорял Новгородскую республику.


Конец псковского вече

На последнее псковское вече из Новгорода отправился московский дьяк Третьяк Долматов. Он был опытным дипломатом, помогавшим великим князьям выходить из щекотливых ситуаций. Посланец появился в городе через несколько дней после того, как Василий III арестовал почти всю местную аристократию.

На вече дьяк объявил о решении великого князя. Псковичи получили ультиматум - подчиниться или встать на путь войны с Москвой. Жители попросили ночь на раздумье, а на следующее утро приняли все требования Василия Ивановича. Сразу же был снят вечевой колокол. Его в качестве ценного трофея увезли в один из московских монастырей. Через несколько дней в морозное январское утро в покоренный город прибыл сам великий князь. Этот визит завершил присоединение Пскова к Москве. Дата события (1510 год) стала днем, когда последняя русская средневековая республика потеряла независимость.


Последствия присоединения

В последующие месяцы Василий Иванович делал все, чтобы закрепить свою победу. Из Пскова выселили все влиятельные семейства. Это были родовитые бояре, а также богатые купцы. Вместо них в город были посланы специально отобранные преданные князю москвичи, ставшие местной элитой. Прежний титул посадника окончательно отменили - на его место пришел полностью подчиненный Кремлю наместник.

В собственность государя перешли главные достопримечательности города - храмы и крепость. Наместники были олицетворением судебной, военной и административной власти. Помогали им дьяки, также присылаемые из Москвы. Судная грамота Пскова (свод правил, по которым судили местных преступников) стала недействительной. Ее заменил аналогичный документ, принятый в остальных провинциях объединенного государства.


Для жителей города присоединение Пскова к Москве при князе Василии III больше всего отразилось в величине налогов. Они стали заметно больше. Кроме того, в городе были введены торговые пошлины, которых там до этого никогда не существовало.

Псков в составе России

Центральная власть запретила все прежние законы, которые хоть как-то отличали Псков от любого другого уезда. Однако Московское княжество в 16 веке сохраняло иллюзорную самоуправляемость города. Например, жители имели право избирать старост, которые защищали их интересы перед наместником. Кроме того, в Пскове сохранился монетный двор.


Однако фактически с 1510 года город окончательно стал частью единой державы со столицей в Москве. В дальнейшем русская история была полна событиями, ставшими испытаниями для Пскова. Например, во время Ливонской войны, при сыне Василия Иване Грозном, приграничный город осаждался польским войском. Но он выстоял и остался неотъемлемой частью России.