Психология памяти (1200,00 руб.). Психология памяти Тема докторской диссертации

Л. В. Черемошкина Психология памяти Издание второе, исправленное и дополненное Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Москва 2009 1 УДК 159.953(075.8) ББК 88.3я73 Ч46 Р е ц е н з е н т ы: доктор психологических наук, профессор Д. Б. Богоявленская; доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин Черемошкина Л. В. <...> Ч46 Психология памяти : Учеб. пособие для студентов вузов / Черемош" кина Л. <...> Память и довольно часто мнемические способности , несмотря на более чем столетнюю историю экспериментальной психологии памяти и тысячелетнюю общефилософскую историю, определяются через фун кцию. <...> Кроме того, память и мнемические способности характеризуют ся, как правило, через необходимость сохранять прошлое, тем самым явно упрощается сущность мнемической функции и ее место в системе психического. <...> Исследования психологических механизмов памяти и мнемичес ких способностей в силу непроработанности указанных положений сво дятся или к исследованию результативнопроцессуальной стороны ин дивидуальных особенностей памяти, или к изучению степени выраженности (представленности) видов памяти в общей картине мне мических процессов. <...> Процессуальный анализ сводится, как правило, к констата ции разной успешности выполнения тестов, соответствующих уровням обработки запоминаемого материала , или уровням хранения восприни маемой информации. <...> 7. И наконец, исследования развития памяти и мнемических спо собностей отличаются смешением понятий «память» и «мнемические способности » и рассматривают генезис мнемических способностей как увеличение возможностей запоминания, сохранения и воспроизведения без содержательного анализа их психологических механизмов. <...> Указанные тенденции современного состояния данной области зна ний обусловили необходимость изучения <...>

Психология_памяти._2-е_изд.,_испр._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_УМО._(1).pdf

Л. В. Черемошкина Психология памяти Издание второе, исправленное и дополненное Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Москва 2009 1

Стр.1

УДК 159.953(075.8) ББК 88.3я73 Ч46 Рецензент ы: доктор психологических наук, профессор Д. Б. Богоявленская; доктор психологических наук, профессор Ю. М. Забродин Черемошкина Л. В. Ч46 Психология памяти: Учеб. пособие для студентов вузов / Черемош кина Л. В.- 2е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. -319 с. ISBN 978–5–7567–0550–8 Изложенные в книге закономерности функционирования и разви тия памяти позволят читателю понять: как и почему информация запо минается; в силу каких, внешних и внутренних, факторов происходит за бывание. Процессы забывания подробно анализируются на основе результатов уникального эксперимента. В настоящем издании воспроиз ведение (припоминание, воспоминание) исследуется как процесс транс формации оригинала, обусловленный осознаваемыми и неосознаваемыми причинами. В книге содержится полное изложение методики диагности ки мнемических способностей. Для психологов, педагогов, информатиков и всех специалистов, деятельность которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей и всех интересующихся психологией памяти. УДК 159.953(075.8) ББК 88.3я73 ISBN 978–5–7567–0550–8 © Черемошкина Л. В., 2009 © Оформление. ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2009 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru 2

Стр.2

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ко 2му изданию............................................................................................ 3 Предисловие.............................................................................................................................. 4 Глава 1. Краткая история экспериментального изучения памяти....... 6 1.1. Понятие «память» ..................................................................................................... 6 1.2. Происхождение памяти.........................................................................................17 1.3. Исследование психологических механизмов памяти.................................25 1.4. Проблема строения памяти..................................................................................36 Глава 2. Память и мнемические способности.................................................45 2.1. Проблема понятия «способности» в психологии........................................45 2.2. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности» ..........57 2.3. Проблема закономерности в психологии.......................................................66 2.4. Собственно психологические закономерности функционирования памяти и мнемических способностей...............................................................79 2.5. Проблема метода в психологии мнемических способностей...................94 Глава 3. Функциональные механизмы мнемических способностей........................................................................................ 108 3.1. Понятие функциональных механизмов мнемических способностей............................................................................... 108 3.2. Психофизиологические исследования функциональных механизмов мнемических способностей...................................................... 112 3.3. Исследование функциональных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности.......................................................................................................... 120 3.4. Функциональные механизмы мнемических способностей по результатам психологических исследований............................................. 133 3.5. Информационный принцип работы мозга и функциональные механизмы мнемических способностей....................................................... 143 Глава 4. Операционные механизмы мнемических способностей..... 151 4.1. Понятие операционных механизмов мнемических способностей............................................................................... 151 4.2. Виды операционных механизмов мнемических способностей............ 162 4.3. Исследование операционных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности.......................................................................................................... 173 4.4. Проблема происхождения операционных механизмов мнемических способностей............................................................................... 188 4.5. Операционные механизмы и проблема типического в мнемических способностях........................................................................... 213 4.6. Структура и феноменология типа мнемических способностей........... 229 317

Стр.317

Глава 5. Психология регулирующих механизмов мнемических способностей........................................................................................ 240 5.1. Понятие регулирующих механизмов мнемических способностей..... 240 5.2. Строение регулирующих механизмов мнемических способностей.......................................................................................................... 251 5.3. Исследование регулирующих механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности............................................................................... 260 5.4. Регулирующие механизмы как основания субъективноличностных закономерностей функционирования мнемических способностей............................................................................... 276 5.5. Развитие мнемических способностей........................................................... 285 Приложение. Методика диагностики мнемических способностей....... 297 Библиография........................................................................................................ 307 318

В пособии впервые описываются собственно психологические: закономерности функционирования памяти и мнемические способности. Изложенный материал позволит читателю понять, как и почему информация запоминается, забывается или припоминается.

Происхождение и строение мнемических способностей излагаются с привлечением обширного экспериментального материала.

Для студентов факультетов психологии, психологов-практиков, всех интересующихся проблемами памяти.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Рекомендовано Советом по психологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Серия: «Высшее образование».

М.: Издательский центр «Академия», 2002.

ISBN 5-7695-0924-4

Количество страниц: 368.

  • 3 Введение
  • 8 Глава 1. Краткая история экспериментального изучения памяти
    • 8 1.1. Понятие «память»
    • 20 1.2. Происхождение памяти
    • 27 1.3. Исследование психологических механизмов памяти
    • 39 1.4. Проблема строения памяти
  • 48 Глава 2. Память и мнемические способности
    • 48 2.1. Проблема понятия «способности» в психологии
    • 62 2.2. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности»
    • 72 2.3. Проблема закономерности в психологии
    • 84 2.4. Собственно психологические закономерности функционирования памяти и мнемических способностей
    • 99 2.5. Проблема метода в психологии мнемических способностей
      • 99 2.5.1. Основные требования к методам изучения мнемических способностей
      • 103 2.5.2. Метод развертывания мнемической деятельности
  • 116 Глава 3. Функциональные механизмы мнемических способностей
    • 116 3.1. Понятие функциональных механизмов мнемических способностей
    • 121 3.2. Психофизиологические исследования функциональных механизмов мнемических способностей
    • 130 3.3. Исследование функциональных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 147 3.4. Функциональные механизмы мнемических способностей по результатам психологических исследований
    • 157 3.5. Информационный принцип работы мозга и функциональные механизмы мнемических способностей
  • 165 Глава 4. Операционные механизмы мнемических способностей
    • 165 4.1. Понятие операционных механизмов мнемических способностей
    • 176 4.2. Виды операционных механизмов мнемических способностей
    • 188 4.3. Исследование операционных механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 207 4.4. Проблема происхождения операционных механизмов мнемических способностей
    • 242 4.5. Операционные механизмы и проблема типического в мнемических способностях
      • 246 4.3.1. Исследование оснований типологии мнемических способностей
      • 250 4.5.2. Зависимость уровня функционирования операционных механизмов мнемических способностей от эффективности функциональных и операционных механизмов
      • 251 4.5.3. Взаимосвязи уровней познавательной активности мнемических способностей с показателями интеллекта по методике Д. Векслера
      • 254 4.5.4. Исследование взаимосвязей уровни функционирования операционных механизмов мнемических способностей с когнитивными стилями
    • 259 4.6. Структура и феноменология типа мнемических способностей
  • 271 Глава 5. Психология регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 271 5.1. Понятие регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 286 5.2. Строение регулирующих механизмов мнемических способностей
    • 296 5.3. Исследование регулирующих механизмов мнемических способностей с помощью метода развертывания мнемической деятельности
    • 313 5.4. Регулирующие механизмы как основания субъективно-личностных закономерностей функционирования мнемических способностей
    • 338 5.5. Развитие мнемических способностей
  • 351 Библиография
  • 367 Оглавление

Скачать:

Л. В. Черемошкина
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
.. %».
ДЕТЕЙ
Популярное пособие для родителей и педагогов
ЯРОСЛАВЛЬ «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ* 1996
Л. В. Черемошкина
Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 с., ил.
Предлагаемая книга направлена на развитие памяти детей разного возраста, от дошкольников до подростков. В книге содержатся игры, "задания и упражнения, применение которых не требует дополнительной подготовки и специального образования. Книга может быть рекомендована родителям, педагогам, воспитателям.
ISBN 5-7707-0007-9 © * Академия развития», 1996
© Черемошкина JI. В., 1996 © Художники Душин М., Куров В., 1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
Что такое память?..............................5
I. Дети дошкольного возраст® ....................17
§ 1. Особенности развития памяти детей
от 3 до 7 лет............. ...............19
§ 2. Игры, задания и упражнения для
развития памяти детей от 3 до 7 лет 22 § 3. Диагностика уровня развития памяти
дошкольников.............................45
Диагностика природной памяти. ... 45 Диагностика культурной памяти.... 47
II. Дети младшего школьного возраста (7-10
лет)...........................................49
§ 1. Особенности памяти детей 7-10 лет. 51 § 2. Игры, задания и упражнения для
развития памяти детей 7-10 лет. . . 54 § 3. Диагностика уровня развития памяти
младшего школьника.......................83
Диагностика природной памяти. ... 83 Диагностика культурной памяти. ... 85
III. Подростки (11-15 лет) ........................87
§ 1. Особенности памяти подростков. ... 89
§ 2. Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков......................92
§ 3. Диагностика уровня развития памяти
подростков...........................146
Диагностика природной памяти. . . 146
Диагностика культурной памяти. . . 150
Как помочь детям учить уроки (вместо заключения) ...............................154
Приложение................................161
Литература....................................237
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной.
s
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, ося зательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная
или в ербал ьная память), память на образы (образная), память нк движения (двигатель-ная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же предлагаемой книги заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей.
Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.)
1 >