Раса и расовая политика в современной бразилии. Расовая демократия Отрывок, характеризующий Расовая демократия

Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

    довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, ещё не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

    такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

    ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизации антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей.

Расовая, или этническая, демократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида.

Султанистский режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим правления подразумевает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего - военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

    идеологический абсолютизм (тоталитарный режим - это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

    единовластие одной партии - «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

    организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

    монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

    централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

    милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

(порт. Democracia racial ) - термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространенную уверенность в отсутствии расизма и расовой дискриминации в бразильском обществе. Многие специалисты утверждают, что бразильцы свободны от расовых предрассудков. Из-за этого в Бразилии раса не является фактором социальной мобильности.

Концепция расовой демократии выдвинута социологом Жилберто Фрейре в книге «Хозяева и рабы» (порт. "Casa-Grande & Senzala" ), опубликованной в 1933 году. Фрейре не использовал этот термин в книге так как придумал его позже. Его выводы проложили дорогу другим ученым, популяризующими идею расовой демократии. Фрейре выявил некоторые причины явления - близкие отношения между хозяевами и рабами в Бразилии до освобождения последних в 1888 и мягкий характер португальской колониальной политики, не разделявшей людей на строгие расовые категории. Фрейре предсказывал усиление метисации населения Бразилии, постепенное его «отбеливание» и превращение в особую высшую «мета-расу».

Со временем термин стал широко известен среди бразильцев. Расовая демократия является предметом национальной гордости, противопоставляясь расовым предрассудками, всё ещё живым в США.

Начиная с публикации Томаса Скидмора «Чёрное в белом» (англ. "Black into White" ) в 1974, ревизионистского исследования на тему расовой демократии, многие ученые критиковали утверждение о том, что Бразилия является «расовой демократией». По мнению Скидмора, расовая демократия придумана белыми бразильцами чтобы скрыть существующие формы расовой дискриминации. Майкл Хэнкард, социолог из университета Джонса Хопкинса, считает что идеология расовой демократии, продвигаемая государственными органами, препятствует принятию эффективных мер по преодолению расовой дискриминации властями, предполагая отсутствие такой дискриминации априори. Хэнкард и другие противники теории считают предсказания Фрейре об «отбеливании» бразильцев и превращении их в некую высшую расу расистскими. Он обобщил исследования других ученых о расовой дискриминации в бразильском обществе в образовании, трудоустройстве и избирательной политике. Критическую точку зрения можно кратко обобщить фразой Флорестана Фердандеса «Предрассудок об отсутствии предрассудков».

Список литературы:

1. Жилберто Фрейре. Хозяева и рабы: Исследование в развитии бразильской цивилизации (англ. The Masters and the Slaves: A Study in the Development of Brazilian Civilization . Перевод Сэмьюэла Патнэма. Беркли, издательство Калифорнийского университета. (англ.)

2. Томас Э. Скидмор. Черное в белом: раса и национальность в бразильском мышлении (англ. Black into White: Race and Nationality in Brazilian Thought ). Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1974. (англ.)

3. Майкл Хэнкард. Орфей и власть: «Мовименто негро» в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, Бразилия, 1945-1988 (англ. Orpheus and Power: The Movimento Negro of Rio de Janeiro and São Paulo, Brazil, 1945-1988 ). Принстон: издательство Принстонского университета, 1994. (англ.)

Жилберто Фрейре в книге «Хозяева и рабы» (порт. "Casa-Grande & Senzala" ), опубликованной в 1933 году . Фрейре не использовал этот термин в книге, так как придумал его позже. Его выводы проложили дорогу другим учёным, популяризующими идею расовой демократии. Фрейре определил некоторые причины явления - близкие отношения между хозяевами и рабами в Бразилии до освобождения последних в и мягкий характер португальской колониальной политики , не разделявшей людей на строгие расовые категории. Фрейре предсказывал усиление метисации населения Бразилии , постепенное его «отбеливание» и превращение в особую высшую «мета-расу».

Со временем термин стал широко известен среди бразильцев . Расовая демократия является предметом национальной гордости, противопоставляясь расовым предрассудками, всё ещё живым в США .

Критика

Начиная с публикации Томаса Скидмора «Чёрное в белом» (англ. "Black into White" ) в , ревизионистского исследования на тему расовой демократии, многие учёные критиковали утверждение о том, что Бразилия является «расовой демократией». По мнению Скидмора, расовая демократия придумана белыми бразильцами чтобы скрыть существующие формы расовой дискриминации. Майкл Хэнкард, социолог из университета Джонса Хопкинса , считает что идеология расовой демократии, продвигаемая государственными органами, препятствует принятию эффективных мер по преодолению расовой дискриминации властями, предполагая отсутствие такой дискриминации априори . Хэнкард и другие противники теории считают предсказания Фрейре об «отбеливании» бразильцев и превращении их в некую высшую расу расистскими . Он обобщил исследования других учёных о расовой дискриминации в бразильском обществе в образовании , трудоустройстве и избирательной политике . Критическую точку зрения можно кратко обобщить фразой Флорестана Фердандеса «Предрассудок об отсутствии предрассудков».

Примечания

См. также

Административное деление Бразилии

Бразилия - федеративное государство, состоящее из 26 штатов (estados) и одного федерального (столичного) округа.

Афробразильцы

Афробразильцы (порт. Pretos, Negros, Africanos, редко Afro-Brasileiros) - одна из основных групп населения современной Бразилии. Численность 12,9 млн чел или 6,9 % населения страны.

Проживают повсеместно, но наибольшая концентрация чернокожих наблюдается на северо-востоке страны, особенно в штате Баия. В второй половине XX века немало чёрных покинуло обанкротившиеся плантации и переселилось в крупные города юга страны. Самый знаменитый в мире афробразилец - футболист Пеле.

Белые бразильцы

Белые бразильцы (порт. brasileiros brancos) - одна из расовых категорий населения Бразилии, традиционно используемая при переписях населения страны. Белые бразильцы имеют преимущественно европейское происхождение и европеоидные расовые черты. Преобладают представители средиземноморского типа, также в зависимости от региона у белых бразильцев значительны примеси индейской и негритянской крови, что объясняется процессами длительной метисации во времена колониальной Бразилии и политикой расового отбеливания после достижения независимости в 1822 году. По данным переписи 2010 года, белыми себя считали 47,3 % населения страны, или около 91,1 млн человек. Белое население имеется во всех штатах страны, однако бо́льшая его часть сосредоточена в городах, а также в четырёх южных штатах страны, имеющих более прохладный субтропический климат. Белые бразильцы традиционно составляют основу среднего класса страны, а также практически всю её политическую и экономическую элиту. Следует отметить, что относительная доля белых бразильцев в стране непрерывно сокращалась с начала 1960-х годов, когда она достигла максимума - около 63 % населения. Язык - бразильский вариант португальского языка.

Бразильский вариант португальского языка

Брази́льский вариа́нт португа́льского языка́, португа́льский язык Брази́лии (порт. português do Brasil) или брази́льский португа́льский (português brasileiro), код: pt-BR - языковой вариант португальского языка, использующийся в Бразилии.

Различия между европейской формой и другими диалектами/языковыми вариантами португальского языка (европейский, африканский, азиатский) разными учёными оцениваются по-разному[как?]. В целом они невелики, хотя заметны на всех уровнях варианта, особенно в фонетическом плане. С середины XX века бразильский вариант становится преобладающим в мировой португалистике и большинство крупнотиражных научных изданий на португальском языке ориентируется именно на него, в том числе в самой Португалии. Лиссабонский вариант, тем не менее, сохраняется на территории самой Португалии, а также, в разной степени, на территории бывших колоний в Африке и Азии. Подобная ситуация во многом обусловлена демографией: население Бразилии уже превысило 200 млн человек, что почти в 20 раз больше населения Португалии (10 млн). 85 % лузофонов мира ныне проживает в Бразилии и лишь около 5 % в Португалии. Отношения между бразильским и европейским вариантами во многом напоминают ситуации в испанском и английском языках: количество носителей за пределами исходной страны происхождения языка во много раз превышает население этой страны.

Бразильцы

Бразильцы (порт. Brasileiros) - одна из самых многочисленных наций мира, составляющая основное население Бразилии. Численность около 191 млн чел. (свыше 95 % населения страны; 1970, оценка), 189 млн человек (2008, оценка). Говорят на португальском языке (отличается некоторыми особенностями). Религия - католицизм, протестантизм.

Вице-президент Бразилии

Вице-президент Бразилии (порт. Vice-presidente do Brasil) - второе по значимости должностное лицо в исполнительной власти Бразилии. Вице-президент замещает президента в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей, и занимает его пост, пока он вакантен. Первым в должность вице-президента в 1891 году Бразилии вступил Флориану Пейшоту.

С 1891 по 1964 год вице-президент Бразилии также одновременно являлся председателем Федерального Сената.

Последним на настоящий момент вице-президентом Бразилии был Мишел Темер. Он вступил в должность 1 января 2011 года, став, таким образом, 25-м вице-президентом страны. С 31 августа 2016 года, после того, как Темер занял пост Президента Бразилии, пост вакантен.

Внешняя политика Бразилии

Бразилия имеет большое политическое и экономическое влияние в Латинской Америке, также является важным игроком на мировой арене. За её внешнюю политику отвечает Министерство внешних связей.

Политика Бразилии составляет сильную конкуренцию США в отношениях с другими странами Латинской Америки.

Бразилия участвует в многосторонней дипломатии в рамках Организации американских государств и Организации Объединённых Наций, а также улучшает связи с развивающимися странами Африки и Азии.

Вторая бразильская республика

Вторая Бразильская Республика - период в истории Бразилии, длившийся с 1946 по 1964 г.

Герб Бразилии

Герб Бразилии был утверждён 15 ноября 1889 года, через 4 дня после того, как Бразилия стала республикой. Герб состоит из центральной эмблемы, обрамлённой ветвями кофейного дерева с левой стороны и табака с правой, это важные сельскохозяйственные культуры Бразилии. В голубом круге в центре изображено созвездие Южный крест. 27 звёзд возле него означают 26 штатов Бразилии и Федеральный округ. Голубая лента содержит полное официальное название государства (República Federativa do Brasil - Федеративная Республика Бразилия) в первом ряду. Во втором указана дата основания федеративной республики (15 ноября 1889 года).

Гимн Бразилии

Национальный гимн Бразилии (порт. Hino Nacional Brasileiro) в первоначальном варианте был создан 7 апреля 1832, однако не был признан официально до провозглашения республики в 1889. Декрет об утверждении гимна был подписан 29 января 1890. Современный текст гимна был утверждён 6 сентября 1922, накануне сотой годовщины провозглашения независимости Бразилии. Автор слов - Осорио Дуке Эстрада, композитор - Франсиско Мануэл да Силва.

Государственный строй Бразилии

Бразилия, как и все государства Южной Америки, - президентская республика.

Конституция Бразилии

Конституция Бразилии - основной закон Федеративной Республики Бразилия. Действующая конституция Бразилии принята 5 октября 1988 года.

Конституция Бразилии является источником правовых полномочий, лежащих в основе существования Бразилии, и закрепляет основы политической, правовой и экономической систем страны, основы правового статуса граждан Бразилии.

Население Бразилии

Основное население страны - бразильцы - одна из самых многочисленных и самых смешанных групп в мире. Общая численность около 190,7 млн чел. (2010 г., перепись).

Национальный конгресс Бразилии

Национальный конгресс (порт. Congresso Nacional do Brasil) - законодательный орган (парламент) Бразилии. Состоит из двух палат: верхней - Федерального сената (81 мест) и нижней - Палаты депутатов (513 мест). Полномочия палат распределяются согласно компетенции (см.Федеральный сенат и Палата депутатов).

Праздники Бразилии

Общенациональные праздники в Бразилии определены законами №662 (1949), №6802 (1980), №9093 (1995) и №10607 (2002). Штаты и муниципалитеты вправе устанавливать собственные праздники.

Президент Бразилии

Президе́нт Бразилии (официально Президент Федеративной Республики Бразилии или просто Президент Республики) - глава государства в Бразилии, глава исполнительной власти и главнокомандующий Вооружёнными силами Бразилии. Должность введена в 1891 году после принятия первой республиканской конституции. Первым президентом Бразилии стал Деодору да Фонсека.

Рыжебрюхий дрозд

Рыжебрюхий дрозд (лит. Turdus rufiventris) - певчая птица семейства дроздовых, распространённая в странах Южной Америки. Национальный символ Бразилии.

Спорт в Бразилии

Спорт в Бразилии широко распространен. Наиболее популярен в этой стране футбол.

В 2016 году в Рио-де-Жанейро состоялись XXXI Летние Олимпийские Игры.

Языки Бразилии

Бразилия - многоязычная страна, в которой в настоящее время говорят более чем на 175 языках, как иммигрантских, так и аборигенных. Ещё более 120 языков исчезло за последние столетия. Однако основным языком страны является португальский язык, единственный официальный язык страны. На остальных языках говорит менее двух десятых процента населения Бразилии. Тем не менее один из аборигенных языков - ньенгату - стал вторым официальным языком муниципалитета Сан-Габриел-да-Кашуэйра в штате Амазонас.

Политика
Символика

Военно-бюрократический режим

Демократический режим

Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

· социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

· социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: "Большее преступление убить насекомое, чем человека". Жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;


Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

· довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

· такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

· ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Расовая демократия (порт. Democracia racial ) - термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространенную уверенность в отсутствии расизма и расовой дискриминации в бразильском обществе. Многие специалисты утверждают, что бразильцы свободны от расовых предрассудков. Из-за этого в Бразилии раса не является фактором социальной мобильности.Концепция расовой демократии выдвинута социологом Жилберто Фрейре в книге «Хозяева и рабы» (порт. "Casa-Grande & Senzala" ), опубликованной в 1933 году. Фрейре не использовал этот термин в книге так как придумал его позже. Его выводы проложили дорогу другим ученым, популяризующими идею расовой демократии. Фрейре выявил некоторые причины явления - близкие отношения между хозяевами и рабами в Бразилии до освобождения последних в 1888 и мягкий характер португальской колониальной политики, не разделявшей людей на строгие расовые категории. Фрейре предсказывал усиление метисации населения Бразилии, постепенное его «отбеливание» и превращение в особую высшую «мета-расу». Со временем термин стал широко известен среди бразильцев. Расовая демократия является предметом национальной гордости, противопоставляясь расовым предрассудками, всё ещё живым в США.Критика Начиная с публикации Томаса Скидмора «Чёрное в белом» (англ. "Black into White" ) в 1974, ревизионистского исследования на тему расовой демократии, многие ученые критиковали утверждение о том, что Бразилия является «расовой демократией». По мнению Скидмора, расовая демократия придумана белыми бразильцами чтобы скрыть существующие формы расовой дискриминации. Майкл Хэнкард, социолог из университета Джонса Хопкинса, считает что идеология расовой демократии, продвигаемая государственными органами, препятствует принятию эффективных мер по преодолению расовой дискриминации властями, предполагая отсутствие такой дискриминации априори. Хэнкард и другие противники теории считают предсказания Фрейре об «отбеливании» бразильцев и превращении их в некую высшую расу расистскими. Он обобщил исследования других ученых о расовой дискриминации в бразильском обществе в образовании, трудоустройстве и избирательной политике. Критическую точку зрения можно кратко обобщить фразой Флорестана Фердандеса «Предрассудок об отсутствии предрассудков». Список литературы:

    Жилберто Фрейре. Хозяева и рабы: Исследование в развитии бразильской цивилизации (англ. The Masters and the Slaves: A Study in the Development of Brazilian Civilization . Перевод Сэмьюэла Патнэма. Беркли, издательство Калифорнийского университета. (англ.) Томас Э. Скидмор. Черное в белом: раса и национальность в бразильском мышлении (англ. Black into White: Race and Nationality in Brazilian Thought ). Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1974. (англ.) Майкл Хэнкард. Орфей и власть: «Мовименто негро» в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, Бразилия, 1945-1988 (англ. Orpheus and Power: The Movimento Negro of Rio de Janeiro and São Paulo, Brazil, 1945-1988 ). Принстон: издательство Принстонского университета, 1994. (англ.)