Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ. Л.в

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на образование. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить потребность в получении образования, адекватного уровню его развития.

Инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем отмечается необходимость построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, о создании специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидов .

Проблемы и перспективы, связанные с инклюзивным образованием, активно обсуждаются как психологами, так и педагогами. Подтверждением этому являются многочисленные научные публикации в отечественной науке (С.В. Алехина, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, И. В. Задорин, В. И. Михалюк, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова, А. С. Федоров) и зарубежной (Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L.) .

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности .

Организация инклюзивного образования заключается не только в создании технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию. Для эффективного учебно-воспитательного процесса в школе необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также создать особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах. В инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты школы - это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.

Совместная учебно-воспитательная деятельности школы и семьи создается целенаправленной, систематической работой специалистов школы, которая отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению: научная обоснованность, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

В основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их

педагогической культуры и активности в воспитании;

Педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей.

Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач. При обучении детей в условиях инклюзии родители видят необходимость образования в школе не столько для получения детьми новых знаний, сколько для социализации в обществе и коллективе сверстников.

Однако в рамках инклюзивного образования задачи школы намного шире:

‒ создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей с разными возможностями усвоения знаний;

‒ осуществлять диагностирование эффективности учебно-воспитательного процесса и социализации детей с ОВЗ на момент школьного обучения;

‒ реализовывать эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивной практики через взаимодействие таких направлений деятельности как диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего и социально-трудового;

‒ способствовать преодолению возможных нарушений эмоционально-личностной сферы посредством включение детей с ОВЗ в успешную деятельность;

‒ постепенно осуществлять повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

‒ охранять и укреплять физическое и психического здоровья детей;

‒ обеспечить социально-трудовую адаптацию школьников с ОВЗ;

‒ способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.

Реализация последней задачи в процессе организации инклюзивного образования является достаточно актуальной поскольку многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Однако родители здоровых детей не опровергают возможность создания в обычных школах специальных коррекционных классов, интеграционных мероприятий через совместные праздники и прогулки, совместное общение после занятий в кружках, секциях. .

Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы - коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, участвующим в сотрудничестве. Осуществление процесса инклюзии происходит в условиях реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ. Родителям же может быть предоставлена возможность участия в разработке, согласовании, утверждении индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Для выявления динамики развития, определения соответствия выбранных форм, методов обучения уровню развития учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса специалисты школы систематически проводят соотносительный анализ сформированности у последних знаний, умений, навыков и психофизического развития. Данная работа позволяет сделать определенные выводы: 1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность родителей во взаимодействии с ребенком; 2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия, ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития ребенка; 3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании целесообразной помощи своему ребенку; 4) полученные результаты позволяют осуществлять в нужном направлении дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

Однако при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, существует ряд проблем в его организации. Кроме нерешенных нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики, дефицита квалифицированных кадров, по-прежнему отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс инклюзии, учитывающие особенности воспитания детей в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их сверстников с нормативным темпом развития .

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь. В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации.

Актюбинская область

Каргалинский район

ГУ «Бородиновская средняя школа – детский сад»

Алмышева Жамиля Салемгиреевна, социальный педагог

Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования

Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним.

Л.Н.Толстой.

В современном образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.
С появлением в семье ребенка с ОВР увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией; со средней рациональной позицией.

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ОВР всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «родительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед собой следующие задачи:

формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка;

формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;

формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями образования;

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;

образовательные семинары и т.д.

Развитие ребенка с ОВР во многом зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. Такой ребенок требует особого ухода и окружающие должны проявлять толерантность.

Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Высокая положительная оценка со стороны педагогов школ усилий семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями служит разработке механизмов эффективного сотрудничества семьи и школы. Для этого, прежде всего, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет их мнения.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ОВР, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Дети с ОВР - часть нашего общества. Равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества. Следует помнить о том, что гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВР, – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса.

канд. псих. наук,

педагог-психолог

ГБОУ ЦПМСС «Бутово»

Что необходимо знать родителям об инклюзивном образовании

(из опыта проведения родительских собраний

в инклюзивных классах ГБОУ СОШ № 000)

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особенностями развития в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии. В Конвенции ООН о правах ребенка самыми центральными являются принципы развития каждого ребенка. Важно выделить, что если статья 23 направлена на защиту прав детей с особыми потребностями, то все остальные статьи относятся одинаково как к обычным детям, так и к детям с особенностями развития. ЮНЕСКО выступает за поддержку Равенства возможностей для людей-инвалидов. При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. При инклюзии учитываются разнообразие учеников, кроме того, учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Когда педагог планирует свой урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Индивидуальный подход к особенностям ребенка может помочь избежать пустой траты сил, средств и крушения надежд, которые слишком часто бывают последствием привычки «равнять всех под одну гребенку» в обучении . Опыт показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и учеников, бросивших школу, одновременно обеспечивая более высокие средние показатели. В этом процессе важна роль учителя, психолога, специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей пользой для себя. Инклюзивные школы порождают сообщества, ориентированные на нужды людей, в которых уважаются различия и человеческое достоинство.


Исследования показывают, что между обычными детьми и детьми с ОВЗ в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Инклюзивный класс – это место, где дети с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

Одна из важнейших задач педагогов, психологов и других сотрудников школы – научить окружающих (членов семьи, родителей других детей, всего социального окружения) принимать, уважать инвалидов, доброжелательно относиться к ним, обеспечить для них равные возможности и ценить способности этих людей, создать им систему поддержки. Известно, что для детей младшего школьного возраста важна роль взрослого. Поэтому, как будут относиться к детям с особенностями развития родители и учителя, так (вероятнее всего) будет относиться к инвалидам и ребенок.

С целью оптимизации общения с инвалидами, следует знать 10 общих правил этикета , составленных К. Мейер (Национальный Центр Доступности США):

1. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже тем, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

2. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а с подростками и старше, как с взрослыми.

3. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

4. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если Вы не поняли собеседника.

5. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему в глаза и говорите четко, хотя имейте в виде, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и не заслоняло Вас.

7. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

8. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.

9. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

10. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.


Также необходимо ознакомиться с ДЕКЛАРАЦИЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ИНВАЛИДА (Норманн КЮНК, американский активист движения в защиту прав инвалидов):

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым . Не делайте мне одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Усвоение данных правил этикета и Декларации независимости инвалида способствует формированию толерантности, гуманного отношения и адекватных установок в общении с инвалидами, они помогают правильно себя вести и не чувствовать себя неловко и скованно.

Хочется отметить, что ГБОУ СОШ № 000 предоставляет образовательные услуги детям с ОВЗ. Здесь идет реструкторизация школы в соответствии с потребностями таких детей. Подобные общеобразовательные школы являются самым эффективным методом борьбы с дискриминацией в образовании, инструментом построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей.

В заключении следует подчеркнуть:

1. Ребенок с особенностями развития имеет одинаковые для всех детей потребности.

2. Ребенок с ОВЗ, в первую очередь, - ребенок. И он должен вести жизнь, в максимальной степени приближенную к нормальной.

3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с ОВЗ воспитывались в семьях.

4. Учиться могут все дети, и каждому должна быть предоставлена возможность получить образование, какими бы тяжелыми не были нарушения в развитии. (Основные положения Концепции нормализации, которая нашла отражение в законодательстве отдельных стран и важнейших документах ООН).

Образование – это основа, на которой отдельные личности и государства строят свое будущее.

Инклюзивные школы вносят свой вклад в благосостояние мирового сообщества, создания условий для сосуществования разных культур, которые гарантируют, что будущие поколения будут жить в более безопасном, благополучном и экологически защищенном мире, что приведет к общественному, экономическому и культурному прогрессу, терпимости и международному сотрудничеству.

Список литературы

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

http://www. un. org/russian/documen/convents/childcon. htm

2. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994)

http://www. *****/docs/salamanka. pdf

3. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)

http://www. un. org/russian/documen/convents/disability. html

4. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. М., Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 2007.

5. «Социальная работа с инвалидами». М., Институт социальной работы, 1996.

«Современная семья и инклюзивное образование»

Сопровождая семью, воспитывающую ребёнка с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.

Целью такой работы с семьёй является:

  • научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями;
  • помощь близким взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды;
  • оказание помощи в поиске духовной поддержки;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • помощи в поиске адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов;
  • формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
  • оказание информационную поддержку;
  • создание программ совместной деятельность педагогов, детей и их родителей;
  • пребывание родителей на занятиях, режимных моментах в удобное для них время.

Направления, формы и методы приемлемые для работы с семьёй.

Направления работы:

Направление

Примечания

Образовательное

  • помощь родителям в обучении и воспитании,
  • помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение,
  • помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.

Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое

  • социально-психологическая поддержка и коррекцию, которая с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным

Посредническое

  • помощь в организации, координации и информировании:
  • организация заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.);
  • координация направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки
  • информирование направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Методы работы:

Метод

Убеждение

Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Наблюдение

Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.

Беседа

Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы работы:

Форма

работа с конкретной семьей

Непосредственная

  • педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
  • встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
  • интервьюирует родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
  • спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
  • отвечает на вопросы родителей;
  • наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
  • демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем;
  • родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

Опосредованная

  • информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
  • домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
  • результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (например, раз в полгода);
  • педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
  • контакты по телефону;
  • родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
  • родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
  • рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
  • родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

работа с группой родителей

Непосредственная

  • встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
  • выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
  • организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
  • организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

Опосредованная

  • предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
  • организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
  • подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
  • выдача родителям книг на дом;
  • подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
  • передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
  • организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.

Развитие контактов между семьями

  • педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;
  • организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;
  • помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
  • приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;
  • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
  • помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
  • добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.

Необходимо отметить, что форы и методы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Всегда нужно помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и семьями, только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребёнка.