Роль производственной практики в развитии профессиональных компетенций. Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait 2

1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)

В исследовании авторы обозначили вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, предполагающей формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением на практике полученных психолого-педагогических и теоретических знаний. В статье представлены результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования педагогической практики в сфере образования.

прикладной бакалавриат

непрерывная практика

учебная практика

1.Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www..02.2015).

2.Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..01.2015).

3. Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая практика: программа и методические рекомендации.- Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2014.

4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).

5. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений [Электронный ресурс] http://lib.sportedu.ru/ (дата обращения 29.04.2015)

Реформирование экономической, социальной и других областей ориентируют педагогическую общественность на переориентацию отечественной высшей школы, позволяющую создавать условия для индивидуального развития и саморазвития студента, предполагая его вовлеченность в процесс обучения на основе свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего его уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

В описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) рекомендовано ориентироваться на трудовые действия, необходимые в профессиональной деятельности педагога, в частности - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий и т.д. Формирование данных трудовых действий невозможно без привлечения будущих педагогов к практической деятельности в образовательных организациях.

Очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога .

В нашем исследовании обозначены вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, под которой нами понимается организация образовательного процесса в системе бакалавриата педагогического направления подготовки, основывающаяся на идее индивидуализации образовательного процесса и предполагающая формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением в ней психолого-педагогических знаний и применением на практике полученных теоретических знаний.

На решение поставленных проблем направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата .

В рамках реализации проекта в подготовке студентов - будущих бакалавров педагогики уделено особое внимание организации педагогической практики.

Проблемам организации практики посвящено большое количество исследований, в которых авторы рассматривают различные ее аспекты: практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко и др.); педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностного становления (М.Н. Бурмистрова Н.Ю. Бутко, Е.Г. Саливон и др.), практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (Т.А. Крюкова, С.В. Милицина, В.И. Стенькова, Т.Г. Чешуина и др.), педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Т.М. Митрофанова, Н.В. Неводниченко и др.), педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций (С.М. Дзидоева и др.), педагогическая практика как средство профессиональной адаптации (О.В.Буданова и др.), формирование опыта профессиональной деятельности будущего учителя в период практики (Е.Н. Мокиенко, М.В. Широкова, А.Н. Саврасова, Х.А. Раджабов, А.Н. Яковлева и др.).

Сегодня в России широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей . Куликова Л.М. в своем исследовании говорит о непрерывной педагогической практике как части учебного процесса в педагогических учебных заведениях, выделяет непрерывную практику как средство овладения не только профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности .

С целью формирования у будущих бакалавров вышеуказанных трудовых действий, делается особый акцент на разработке программы прохождения учебной практики, в заданиях обязательно учитываются потребности образовательных организаций, с которыми сотрудничает вуз в рамках проведения учебной практики.

В учебном плане прикладного бакалавриата предусмотрено 6 зачетных единиц, отводимых для прохождения практики, которая включает в себя такие виды, как: учебная практика, летняя педагогическая практика, производственная педагогическая практика, научно-исследовательская работа.

  • принцип последовательность предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
  • принцип преемственности предполагает, что когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
  • принцип динамичности, то есть постепенного усложнения задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
  • принцип полифункциональности или одновременного выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-развивающей и пр.) и овладения различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.).

В 2014-2015 учебном году студенты прикладного бакалавриата обучаются на первом курсе, в соответствии с учебным планом они проходят в течение всего года учебную практику, которая направлена на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, на освоение ими трудовых действий предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата в соответствии с ФГОС, а так же профессиональным стандартом педагога.

Учебная практика проводится как в вузе, так и в образовательной организации с целью изучения опыта решения конкретных профессиональных и производственных задач в соответствии с заданиями практики.

Особенность организованной нами учебной практики в том, что часть практических занятий по некоторым дисциплинам выносятся непосредственно в школу, она проходит параллельно с изучением таких учебных дисциплин, как: «История и теория обучения и воспитания», «Естественнонаучная картина мира», «Экономика», «Социальная психология» и др. Получаемые задания реализуются в течение всей практики, результаты обсуждаются в образовательном процессе на семинарских занятиях в вузе. Учебная практика позволяет соотнести теоретические знания, полученные при изучении дисциплин образовательных модулей и сформировать навыки их практического применения.

В ходе учебной практики студенты осваивают информационно-образовательную среду школы, участвуют в ее формировании, наблюдают за организацией учебного процесса, учатся работать в команде.

Грамотная мотивация первокурсников на установочном тренинге, а также последующие усилия преподавателей по популяризации педагогической деятельности способствовали эффективному внедрению студентов в образовательный процесс начальной школы: они быстро нашли контакт со школьниками, освоились в школе, ознакомились с документацией школы и учителя и проводили воспитательные мероприятия с обучающимися.

Достижение студентами образовательных результатов диагностировалось с помощью проведенного квеста, на одной из станций которого им было необходимо их продемонстрировать при решении проблемных педагогических ситуаций, а также смоделировать некоторые ситуации, с которыми студенты встретились в процессе прохождения практики в школе.

Таким образом, учебная практика на первом курсе является звеном в непрерывной педагогической практике - в ее ходе осуществляется непрерывность в организации образовательного процесса в ВУЗе и практической деятельности студентов в образовательной организации.

Вопросы организации педагогической практики студентов в условиях бакалавриата рассматриваются нами с позиции взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в процессе обучения. Для понимания особенностей соотношения теоретического обучения и педагогической практики в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Психолого-педагогическое образование» («Учитель начальных классов») был проведен анализ ФГОС ВО, учебного плана по данному профилю который показал, что по сравнению с прошлым учебным годом 2013-2014 гг. в отношении учебной практики количество зачетных единиц составляло 3 з.е., а в учебном плане 2014- 2015г это число увеличилось в два раза, что составило 6 з.е. при том, что общий объем зачетных единиц предусмотренных по учебным дисциплинам по сравнению с прошлым годом уменьшились с 57 з.е до 55 з.е.

Как отмечает Н.Н. Калацкая, практика будущих педагогов выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую .

Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.

Обучающая функция состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.

Воспитывающая функция практики состоит в том, что у будущего выпускника формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя начальных классов, его сильные и слабые стороны.

Учебная практика бакалавров педагогики является частью их профессиональной подготовки и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих учителей начальных классов, призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно-исследовательской сфере. Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в педагогическую деятельность.

В своих рефлексивных отчетах о прохождении учебной практики некоторые студенты высказывались о том, что были не готовы к взаимодействию с детьми сразу, на первом курсе не ожидали этого, но в ходе практики сделали для себя вывод, что им удалось справиться с волнением, и все задачи практики были выполнены. Некоторые студенты выразили удивление большим количеством документации, которая существует в школе и которую надо заполнять педагогу.

В рефлексивных отчетах прослеживается то, как студенты изменяли свое отношение к практике с первого дня до ее завершения, многие, заполняя дневники практики в первые дни, писали о том, что практика на первом курсе - слишком ранее событие для них, но по завершению первого этапа приходили к выводу, что для них такой способ проведения практики был полезен и эффективен.

Около 20% студентов отметили, что формулировки трудовых действий, которыми им предстоит овладеть в ходе практики, оказались им не совсем понятными, например: Д.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; Д.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Практиканты отмечали, что, как в начале практики, так и по ее завершению, им было непросто определить у себя уровни сформированности вышеуказанных образовательных результатов.

Однако, имели место и первокурсники, которые не затруднились с самооценкой, пояснив, что заданные образовательные результаты, на их взгляд, на первом курсе не могут быть сформированы выше репродуктивного уровня и ставят перед собой целью на втором курсе достичь продуктивного, а впоследствии и конструктивного уровней.

Таким образом, в контексте непрерывной педагогической практики, роль учебной практики заключается в погружении студентов в реальный образовательный процесс в школе. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Газизова Т.В., Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ(НА ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт

(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.А. Убогова, А.В. Шашок

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Рубцовск 2014

УДК 621.311.1 (075.5)

Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.

Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ

Протокол № 7 от 5 09.2014 г.

Резензент:

профессор кафедры НТС

к.т.н., профессор

А.Н. Площаднов

1 Общие положения. 4

1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4

1.2 Цели и задачи производственной практики. 4

1.3 Сроки проведения производственной практики. 5

1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6

2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9

3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10

4. Требования к отчету студента о практике. 11

5. Обязанности студента-практиканта. 12

Форма листа задания. 13

Календарный план практики. 14

Форма титульного листа отчета о практике. 15

Общие положения

Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.

Выходные данные сборника:

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Вильданова Алия Рустамовна

зав. педагогической практикой ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж», г. Лениногорск

В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования .

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» . Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.

Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долго­временной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Основная цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профес­сиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов .

Длительный и непрерывной характер практики в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков у будущих педагогов. Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика.

Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.

Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.

В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения - практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.

Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протя­жении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.

Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятель­ностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.

Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагоги­ческой практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала.

В нашем колледже стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. Конференция является не только формой подведения итогов работы по тому или иному виду практики, но и способствует профессиональному росту путем обобщения своего опыта и опыта других практикантов. В ходе конференции студенты приобретают навык публичного выступления, учатся интегрировать теоретический и практический материал. Сообщения студентов сочетаются с рекомендациями педагогов по тому или иному вопросу. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности и специфика организации учебной практики, являющейся частью производственно-практической подготовки бакалавров педагогического образования. Определяется значение учебной практики к системе непрерывного образования и подготовки студентов, проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые необходимо решить в ходе прохождения практики. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия, методик работы, овладение профессиональными компетенциями. Дается описание этапов организации и подготовки студентов к учебной практике. Характеризуются виды деятельности, в ходе которых происходит формирование профессиональных компетенций. Определяется перечень отчетной документации, которая демонстрирует уровень освоения профессиональными знаниями, умениями и компетенциями.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, учебная практика, роль учебной практики в подготовке бакалавров.

Учебная практика студентов является ключевой составляющей частью непрерывной практики будущих бакалавров. На данной практике студент впервые самостоятельно реализует социально-педагогическую деятельность, несет ответственность не только за собственные действия и поступки, но и за жизнедеятельность временного детского объединения, а также каждого ребенка.

Учебная практика в загородных детских оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей - это активная относительно самостоятельная форма подготовки бакалавров, в ходе которой они опираются на индивидуальные педагогические маршруты и траектории, позволяющие практически оценить свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные в аудиторных условиях.

Практика ориентирует бакалавров на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних противоречий, способствуя активизации их внутренних ресурсов, личностных потенциалов в формировании профессиональной позиции.

Характерной особенностью данной практики является продвижение студента к осознанию собственной педагогической позиции, оформление профессионального мастерства студента. Учебная практика способствует повышению ответственности за проведенную работу, развитию коммуникативных и организаторских способностей, созданию условий для проведения курсовых и выпускных квалификационных исследований, ориентации в выборе будущего места работы.

Учебная практика бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» является обязательным видом учебно-воспитательной работы и организуется в соответствии с учебным планом и программой.

Целью практики является совершенствование освоенных педагогических знаний и умений студентов в условиях загородных оздоровительных летних лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей, приобретение профессионального педагогического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования, а также оценка адекватности выбранной профессии.

На данной практике студенты выступают в качестве педагогов-организаторов (вожатых) временного детского коллектива в загородных детских оздоровительных центрах или лагерях с дневным пребыванием детей.

Базами для прохождения практики традиционно являются загородные детские центры и образовательные учреждения Костромской, Ярославской и Московской областей. Для прохождения практики студенты должны владеть знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, специфики воспитательной работы с детьми, особенностей формирования коллектива. Они должны быть готовы к взаимодействию с детьми и взрослыми, планированию и проведению различных форм воспитательных мероприятий.

Разработка, апробация и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в систему начального общего образования повлекли за собой изменения и совершенствование образовательного процесса высшей школы. Содержание и структура учебной практики должны основываться на компетентностном и деятель-ностном подходах. В соответствии с компетент-ностным подходом подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» учебная практика направлена на формирование следующих компетенций: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); способность применять современные ме-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Сутягина Т.В., 2016

Место и роль учебной практики в современной профессиональной подготовке бакалавров..

тоды диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

Обязательным этапом подготовительной работы со студентами до выхода на практику является проведение установочной конференции, где определяются цели, задачи и основные результаты прохождения практики.

При подготовке к практике студентов в Институте педагогики и психологии применяются разнообразные формы работы в рамках «Школы профессионального вожатого»: лекции, практические занятия, практикумы, мастер-классы, также активная подготовка ведется в рамках практических и лабораторных занятий по дисциплине «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста». Результатом подготовительной работы является итоговое собеседование, подготовка личностного творческого портфолио, которое содержит предварительно подготовленные и оформленные методические разработки мероприятий, отрядных дел, игротеку, элементы творческих и художественных замыслов работы с детьми.

Студентам в процессе прохождения практики необходимо определить особенности воспитательной работы с определенной категорией детей и подростков. Способствовать формированию и развитию внутриколлективных отношений в группе, отряде.

Сформированность компетенций студентами демонстрируется через следующие виды деятельности:

Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7), организация и осуществление групповых форм работы с коллегами, руководителями практики и оздоровительных центров (общелагерные мероприятия, порученные заместителем директора учреждения, организация групповой воспитательной работы, проведение индивидуальных и групповых бесед, оказание помощи и поддержки воспитанникам адаптироваться в условиях учреждения, организации и т.д.).

Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3). Определение цели и задачи проведения ди-

агностики детского коллектива и личностных способностей каждого ребенка, проведение различных видов и форм диагностических мероприятий: «социометрия», самоаттестация, анкетирование, наблюдение и индивидуальные беседы. Перечень использованных диагностик студенты представляют в отчетной документации.

Умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). Разработка, в ходе практики, и реализация досуговых, развивающих и учебных программ. В отчетной документации должны содержаться методические разработки, которые представляют собой совокупность методических материалов, определяющих содержание, порядок и методы проведения мероприятий по теме или отдельным вопросам.

4) умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13). Ознакомление с нормативно-правовой базой учреждения, и использование нормативно-правовых документов для решения возникающих педагогических задач.

На различных этапах развития временного детского объединения студенты активно используют весь педагогический инструментарий воспитательной и образовательной деятельности. По итогам практики они предоставляют итоговую отчетную документацию, которая демонстрирует овладение студентами базовыми и сопутствующими компетенциями. Это отражено в следующих видах отчетной документации: характеристике о педагогической деятельности студента с места прохождения практики, составленная руководителем базы практики; дневнике организатора летнего отдыха, включающего психолого-педагогическую характеристику коллектива; методической разработке одной из форм воспитательной работы (воспитательные и организационно-педагогические цели; план подготовки, план проведения, педагогический анализ); отчет, в котором продемонстрированы умения анализировать, как собственную деятельность, так и процессы, проходившие во временном детском коллективе и лагере, определять особенности работы с детским временным коллективом и индивидуальной воспитательной работой.

На заключительной итоговой конференции студенты представляют отчеты-презентации о работе, делятся впечатлениями, обсуждают результаты практики, отмечают достоинства и неточности в собственной практической деятельности. Общая оценка деятельности студента состоит из следующих составляющих:

Надлежащая подготовка отчетной документации (своевременность выполнения всех запланированных мероприятий, аккуратность, логичность, грамотность);

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

Деятельность студента в течение практики (самостоятельность, инициативность, активность и др.);

Участие в «Фестивале лета», где студенты демонстрируют полученный опыт, знания, умения и сформированные компетенции (участие в конкурсной программе для студентов-практикантов, подготовка площадки о деятельности лагеря, участие в мастер-классах для студентов младших курсов).

По результатам работы студентов можно отметить, что у большинства студентов в результате уже сформированы умения взаимодействовать с детьми и организовывать коллективную деятельность временного коллектива, умение строить работу временного коллектива с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей, педагогической системы ЗДОЦ.

Библиографический список

1. Карпова Е.М. Роль учебной практики в процессе профессионального становления студента-бакалавра по направлению психолого-педагогического направления // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. статей / отв. ред. И.В. Фролов. -Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - 869 с.

2. Петрова М.С., Сомкина М.А. Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. -С. 155-157.

УДК 316 ; 378

Кошлаков Дмитрий Михайлович Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный технический университет [email protected], [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)

Исследуются профессиональные интересы студентов-социологов. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие студентами решения о теме своей дипломной работы. Предлагается социологический подход к анализу межотраслевых связей в тематике дипломных работ студентов. Отмечается, что в современном социально-гуманитарном знании наблюдается «сетевой поворот», который представляет собой существенное повышение исследовательского интереса к сетевой проблематике и сетевым эффектам.

Ключевые слова: граф межотраслевых связей; дипломная работа; преподавание социологии; профессиональные интересы; социология; студенты.

В Брянском государственном техническом университете (БГТУ) с 2008 г. накопился определенный опыт подготовки социологов, сложились некоторые традиции. Появилась определенная информация, которая нуждается в анализе и обобщении. Представляет актуальность проблема профессиональных интересов студентов-социологов, проявляемых ими в процессе подготовки дипломных (выпускных квалификационных) работ.

Мы исходим из достаточно общего предположения о том, что у каждого студента есть свои интересы в той профессиональной области, к деятельности в которой его готовят. Исходя из этих интересов, студент определяет тему своей дипломной работы. Естественно, что студент может руководствоваться и иными мотивами при выборе темы дипломной работы, например, представлениями о простоте той или иной отрасли социологии. Кроме того, на выбор темы диплома существенное влияние оказывают избранный научный руководитель, преподаватели, одногруппники, наличие доступа или возможность получения доступа к той

или иной социальной информации, место работы дипломанта (при наличии). Количество этих факторов можно увеличить. Однако исходим и будем исходить из того, что в теме дипломной разработки, так или иначе, находят свое отражение профессиональные интересы дипломантов. Практика и анализ показывают, что в какой-то части случаев подобное предположение согласуется с действительностью.

В любом случае дипломная работа (тем более по социологии, т.е. науке, находящейся в поле сильного притяжения естественного, социального и гуманитарного знания одновременно) принадлежит к так называемой учебно-исследовательской (учебно-научной) деятельности студента. Как следствие, это предполагает проявление дипломантом творческих наклонностей, склонностей к научно-исследовательской и аналитической деятельности, его профессиональных интересов. Важность изучения последних обусловлена тем, что профессиональные интересы студентов оказывают непосредственное влияние на качество учебного процесса, его глубину и плодотворность .

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Кошлаков Д.М., Ноздрина Н.А., 2016