Рождение средневековой европы. Варварские народы Европы Становление средневековой европейской цивилизации


Проверка полученных знаний: 1.Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными»? 2. Перечислить признаки государства, каковы причины возникновения первых государств? 3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? 4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в греческих полисах? 5. Каковы особенности образования эллинистических государств? 6. Что являлось основой экономики Римского государства?


ЗАДАНИЕ 1.Закончить предложение: 1.Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира,были… ОХОТА И СОБИРАТЕЛЬСТВО 2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется… НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 3. Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, привели к возникновению … ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4. На Востоке сложилась особая форма государства-… ДЕСПОТИЯ 5. Государства, возникшие на территории Греции в 8-7в.в. до н.э., назывались… ПОЛИСЫ


6. В Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты как … -ВЛАСТЬ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, -ВЫБОРНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, -РАВЕНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, -УВАЖЕНИЕ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Задание 2. Выполнить тест.Выполнить


Падение Западной Римской империи. III в. н.э.- Римская империя переживает КРИЗИС землевладельцы пытались найти выход из экономического кризиса сдавали в аренду небольшие участки земли разорившимся земледельцам и городским беднякам – т.н. колоны наделяли рабов участками земли с домами – т.н. «рабы с хижинами» Вперед


Основные причины кризиса Римской империи: Рабство - тормоз для развития экономики. Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн. Натиск варварских племен. Ослабление центральной власти. Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения. Назад




476 г. - падение Западной Римской империи; г. – возникновение Франкского королевства; г. – битва при Пуатье; г. - образование Франкской империи; г. - Венденский договор; 8433 г. – гибель империй Карла Великого Хлодвига, Карла Мартелл, карла Великого. Основные даты и события




Влияние античности Влияние варварских народов Политическая жизнь Культура Влияние античности и варварских народов на Средневековье Система налогообложения, элементы государственного аппарата. Государственная почтовая служба. Идея Империи как мирового государства. Нормы Римского права. Романизация. Римский образ жизни. Градостроительство: планировка городов – в центре площадь, улицы пересекаются под прямым углом. Архитектура: методы и приемы античности – колонны, арка, купол, цемент и каменная кладка. Латинский язык: основа современных европейских языков романской группы. Средневековая письменность, судопроизводство, государственные документы, служба в католических храмах, наука и образование осуществлялись на латыни. Народные собрания, на которых избирались короли; решались вопросы о войне и мире; осуществлялся раздел добычи; проводились наказания виновных. Дружина – основа рыцарского войска в Средневековье. Обычное право на основе старинных обычаев Общинный образ жизни населения. Основные ценности – свобода и достоинство, символом которых было обладание оружием


Причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья Единственная организованная сила в масштабах всей Европы Хранительница культуры, защитница ценностей порядка и милосердия Единственный центр грамотности и помощница варварских королей в управлении государством Объединительная сила для враждующих варварских государств


Вывод Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.


Ответить на вопросы: Выделить главную причину Великого переселения народов. Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи? В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени? Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?





Вопросы для закрепления нового материала: 1. Что привело мир варваров в движение? 2. Почему именно германцы разрушили Западную Римскую империю? 3. Какие германские племена внесли свою «лепту» в падение империи? 4. Какие королевства на обломках Великой империи создали варвары? 5. За что Теодориха назвали Великим? 6. Почему его достижения оказались непрочными? 7. Покажите на карте варварские государства. 8. Что особенного в образовании государства у франков? 9. Что определило выбор веры франками?


Домашнее задание Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом. Читать пересказывать § 1. Устно ответить на вопросы стр



Средневековая Европа возникла на руинах Римской империи не сра-зу, а на протяжении нескольких столетий. Она образовалась в результа-те нашествия варварских племен, и прежде всего германских. Эти на-шествия завершили продолжительный процесс объединения римского и варварского миров.

Как смогли соединиться эти не похожие между собой миры, что и привело к появлению европейского средневековья?

За несколько веков до гибели Римская империя начала приходить в упадок, численность ее населения сокращалась. Коренных жителей на Апеннинском полуострове становилось меньше, чем чужаков — галлов, германцев и других племен. Новопоселенцы не воспринимали культуру греков и римлян. Усиливалась варваризация общества, что оказалось для Рима более опасным, чем вражеские нападения. Люди становились более грубыми, их взгляды на жизнь — более примитивными. Если в бытность свою римляне жили, следуя законам предков, то новые поколения стали морально опускаться, стремясь лишь к богатству и развлечениям. Распространение «чужих» рели-гий ослабляло старую веру. Вместе с тем усилива-лось влияние христианства. Вначале государствен-ная власть запрещала веру Христову, но, в конце концов, образумилась и в 313 г. провозгласила сво-боду вероисповеданий. Еще через 12 лет верхушка духовенства на собрании в Никее приняла символ веры — краткое изложение христианского вероуче-ния. Начиная с императора Константина, римские властители исповедовали христианство. С тех пор между государством и церковью воцарились мир и согласие. Победа христианства означала заме-ну старого мировоззрения новым, воспринятым и средневековой Европой.

В империи нарастал хозяйственный кризис. Сокращалось произво-дство, обесценивались деньги, замирала торговля. Недостаток рабов послужил причиной упадка больших рабовладельческих хозяйств — латифундий. Рабы работали неохотно, кое-как, поэтому в сельском хозяйстве все больше использовалась работа колонов и прикрепленных к земле крестьян. Процесс замены рабского труда крестьянским завер-шился позднее, уже в средние века.

Изменялось также политическое устройство Римской империи. Государственная власть становилась деспотичной. Бывшие граждане превращались в безвольных подданных жестокого императора. Власть убивала в римлянах чувство ответственности за судьбу государства. Дошло до того, что они уже не хотели служить в армии. Императоры были вынуждены набирать в войско наемников-варваров, которые и подавно были равнодушны к судьбе Рима. Варваризация армии стала одной из основных причин упадка и гибели Римской империи.

Рим, таким образом, оказался не в состоянии выдержать натиск вра-жески настроенных к нему варварских племен, с которыми он столетия-ми воевал. Набеги многочисленных племен кельтов, германцев, славян, фракийцев и сарматов ускорили гибель этого исполинского государства. Материал с сайта

Особую роль в уничтожении Западной Римской империи сыграли гер-манцы. Римский историк Корнелий Тацит описал их людьми рослыми, голубоглазыми, русыми, решительными, выносливыми и терпеливыми.

Германские племена франков, англов, лангобардов, вандалов, вест-готов (западных готов), остготов (восточных готов), бургундов и других занимались больше скотоводством, чем земледелием: не хва-тало пахотных земель. Они селились в основном небольшими хутора-ми, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга. Жили германцы общинами, тем не менее уже делились на богатых и бедных, знатных и простых. Использовали работу подневольных людей, кото-рых иногда отпускали на волю или усыновляли. Хотя в германских семьях главенствовали мужчины, к женщинам относились с большим уважением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • зарождение средневековой европы

Урок № 4. Рождение феодальной Европы

Цели урока по линиям развития личности.

1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов средневековой истории сформировать представление об изменениях в хозяйстве, политике, общественных отношениях раннего Средневековья. Учить использовать понятия: феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство в решении познавательных задач.

3 ЛР. Историческое мышление.

Проследить взаимосвязь между развитием общества и изменениями в политике и хозяйстве.

4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для осознания положительных и отрицательных явлений во взаимодействии различных частей феодального общества.

Обязательный минимум содержания:

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Используется документ, § 2 на с. 41.

Прочитайте вопросы перед справочными сведениями.

Представьте ситуацию: вы видите, что по дороге едет машина богатого человека или кортеж машин с «мигалками», сопровождающий высокопоставленного чиновника. Увидев их, ты снимаешь шапку, падаешь на колени? 2

Сравни своё утверждение с тем, что можно было увидеть в средневековой Европе. Давайте прочтём справочные материалы.

Какое наблюдается противоречие?

Какой вопрос нам надо решить?

Мы будем говорить о рождении нового общества. Оно называется феодальным.

Сейчас мы объяснить не можем, потому что нам не хватает знаний.

В чём особенности феодального общества?

Учащиеся читают вопросы.

Предлагают свои версии ответов на вопрос . 2

Учащийся читает справочные материалы, с. 41. 1 2

Средневековые люди неравны. 5

Почему в средневековом обществе люди были неравны между собой?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Какие у вас будут предположения решения проблемы? В чём могут выразиться отличия нового общества?2

Предлагают свои версии . 2

III. Актуализация знаний.

Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3

Жизнь любого человеческого общества можно представить в виде четырёх связанных друг с другом частей. О таком делении мы говорили с вами на первых уроках. Откройте с. 9. В схеме найдите, на какие основные части делится жизнь первобытного общества и цивилизации (можно обратиться к словарю в конце учебника). 6

Вспомни то, что знаешь.

На доске рисуем схему.

Средневековое общество

Одну часть схемы мы сможем заполнить уже сейчас. Вспомните, какую роль после нашествия варваров стала играть религия в жизни людей? Удалось ли сохранить грамотность и искусство античности? Ученики выполняют задание 1, 2 в тетради, с. 13, один ученик у доски выполняет 6.

По итогам выполнения заданий провести алгоритм самооценки 4 . ТОУУ

Власть, культура, хозяйство, деление общества на части. 3

Какие изменения произойдут во всех четырёх частях жизни общества?

Религия стала основой жизни людей. Искусство античности было забыто. Стало мало грамотных (заполняется часть круга «культура»).

Ученики заполняют схему.

IV. Планирование деятельности.

Чтобы объяснить причины возникновения феодальных отношений, что нам нужно сделать? 2 3

Если мы говорим о рождении нового общества в Средневековье, то что нам нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Мы продолжим заполнять схему. Туда мы будем вписывать изменения, произошедшие в обществе.

Предлагают версии . 2 3

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Давайте прочитаем отрывок из разговора в средневековой усадьбе господина. Определите, как в Средневековье свободные люди становились зависимыми крестьянами.

Текст на с. 41 42 (первый абзац) читают под руководством учителя, используя метод продуктивного чтения, разделив материал между несколькими учениками. Текст читают от лица современников средневековых событий. 4 1 2 4 5

Какое разделение произошло в средневековом обществе?

Как становились зависимыми крестьянами?

Внутри группы крупных землевладельцев тоже произошло разделение. Его историки называют феодальной лестницей.

По п. 2 «Клянусь тебе служить!» заполните схему задания 4 Р.Т., с. 14.

Ученики выполняют задание.

Составив феодальную лестницу, впишите в схему на с. 13 недостающие понятия. Какие её части мы можем заполнить?

Как меняются отношения в обществе?

Фиксируем на доске на схеме.

В раздел «Деление общества» – феодальная лестница и зависимые крестьяне.

Можно ли сказать, что власть полностью была сосредоточена в руках короля?

Так кому же принадлежала власть?

Продолжим заполнять схему на доске и в

рабочей тетради.

Фиксируем на доске на схеме.

В раздел «Политика, власть» – власть крупных землевладельцев.

Рассмотрим иллюстрацию на с. 46 «Феодальное владение рыцаря XI века». Какие изменения произошли со времён Древнего Рима?

Скажите, за счёт чего жил рыцарь?

Да, по рисунку видно, что всё, что было необходимо для жизни, производилось в каждом хозяйстве – феодальном или крестьянском. Такой тип хозяйства называют натуральным.

Какую часть схемы мы можем заполнить теперь?

Фиксируем на доске на схеме.

В раздел «Хозяйство» – натуральное хозяйство, барщина и оброк.

Все части схемы «Феодальное общество» у нас оказались заполнены. 4 6

Произошло разделение населения Западной Европы на крупных землевладельцев и зависимых крестьян.

Богатые римские жители разорены из-за нашествия варваров, они нанимаются к новым хозяевам за полученную землю. Рабы получили землю, но за неё должны 5 дней работать на господина. Бедность, нужда гонят людей влезать в долговую зависимость.

Феодальная лестница

король

герцоги и графы

бароны и рыцари

Вассал обязан:

являться с оружием по зову господина;

давать деньги на выкуп господина (в случае плена).

Сеньор обязан:

защищать вассала от врагов;

заботиться о вдове и детях.

Феод –

Сеньор –

Вассал –

Деление на группы.

В обществе появляются феодальная лестница и зависимые крестьяне (вписывают в раздел «Деление общества» ).

Так сказать нельзя, т.к. крупные феодалы старались действовать независимо от короля в своих владениях.

Землевладельческой знати (вписывается в раздел «Политика» ).

Появились новые обязанности: оброк и барщина, нет торговли, всё производят на месте.

Рыцарь жил за счёт оброка и барщины. Оброк – часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.

Барщина бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца.

В раздел «Хозяйство» на схеме на с. 13 рабочей тетради вписывается – натуральное хозяйство, барщина, оброк.

VI. Выражение решения проблемы.

Есть у вас версии, предположения для ответа на наш главный учебный вопрос? 2

Предлагают различные версии .

VII. Применение нового знания.

На странице 15 в рабочей тетради урок № 4: соедините стрелками понятия и их определения. 1 3

Обсудите в парах. Чем, на ваш взгляд, плохи и чем хороши феодальные отношения сеньоров и вассалов? Приведите аргументы «за» и «против», подтверждая каждый из них аргументами. 1 3 1 2

Выполняют задание . 1 3

Обсуждение в парах и обобщение информации для представления готового ответа.

VIII. Домашнее задание.

Землевладельческая знать всё больше и больше будет уходить из-под контроля короля. Начнётся новый этап развития цивилизации. О том, что и почему произойдёт, вы прочитаете дома в § 3, ответите на вопросы перед §. Выучить определения: феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство, феодальные отношения .

© ООО «Баласс», 2013 Страница 6

РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Рождение средневековой Европы

1 . Римский и варварский миры в середине I тысячелетия

Крах Римской империи, на развалинах которой зародилась средневековая Европа, стал следствием длительного упадка экономики. Приходили в запустение земледелие и ремесла, земля не обрабатывалась, власть императоров постепенно ослаблялось.

Кризис углублялся, и в духовной жизни Римского государства. Вместе с уничтожением гражданских свобод произошел моральный упадок римского общества. На смену язычеству пришло христианство, которое стало приобретать характер государственной религии.

Упадок и некогда непобедима римская армия. Она превратилась в малорухливу военную массу, поколениями проживала в укрепленных лагерях вдоль границ империи. Армия потеряла высокие боевые навыки знаменитых римских легионов и за своим вооружением и военной тактикой почти не отличалась от ополчений варваров.

Воин-варвар

Каменные столбы Калланіша

Соотношение сил между Римской империей и варварской периферией постепенно менялось в пользу варваров. Особенно большую роль в судьбе поздней Римской империи сыграли ее северные соседи - германские племена. Германцы впервые попали в поле зрения римлян И ст. к н. е. Римляне поначалу приняли их за галлов (кельтов), однако в конце И в. н. е. выдающийся римский 14 историк Корнелий Тацит довольно четко определяет германцев как особую группу племен.

Германцы тогда жили общиной на территории между реками Рейном, Одером и Дунаем. Основные средства для жизни получали, занимаясь скотоводством. Скот у германцев была главным богатством и использовалась как мерило стоимости. Кроме того, они занимались земледелием, которое с V века. приобретает первостепенное значение. Для обработки земли германцы использовали легкий плуг или рало. Они сеяли лен, овес, просо, пшеницу, ячмень, выращивали огородные культуры, в частности капусту и салат. Представители германских племен вели торговлю с римлянами.

Историческая изюминка

Сына и преемника Константина Великого императора Констанция, который прибыл в IV ст. в Рим из Константинополя, поразил внешний вид жителей Вечного города: здесь почти не было людей, одетых в традиционные тоги. Рим был наполнен выходцами с Востока - египтянами, сирийцами, иудеями, чаще всего случались германцы. Удивительно, но даже коренные римляне почему-то пытались подражать одежду и поведение тех, кого на протяжении многих веков сами же презрительно называли варварами, то есть теми, кто не владел даже «человеческим» языком, а произносил лишь непонятные фразы вроде «вар-вар».

Постепенно под влиянием внутренних факторов и римского общественного строя у германцев начала расти имущественное неравенство. Среди свободных членов общины отличаются знатные люди. Общественное расслоение было частично обусловлено появлением рабов из пленных. Однако германцы наделяли рабов участками земли и, подобно римских колонов, предоставляли возможность самостоятельно вести Хозяйство. Это была патриархальная форма рабства, которая со временем превратилась в один из видов феодальной зависимости.

Важные дела германцы обсуждали на народных собраниях, которые назывались тинг. На них присутствовали все взрослые мужчины, которые носили оружие. Народные собрания избирали совет старейшин, решала, прежде всего, судебные дела.. Были у германцев также конунги (будущие короли) и военные вожди.

Главную боевую силу германцев составляли военные жены. Дружинники находились в полной зависимости от своих военных вождей: клялись им в верности, получали от них оружие, коней, часть добычи.

В IV - V вв. в политическом строе германцев происходили важные изменения. Они объединились в крупные военно-племенные союзы, получили свои наименования по названиям господствующих племен. Так возникают германские народности алеманнов, баваров, франков, саксов, тюрінгів и др. Из числа дружинников выделилась Ящик св. Колумбы (VI в.). Племена скоттов брали ящик в битвы как талисман так называемая служилая знать. Она начала сплачиваться вокруг конунга, вытеснять из его окружения племенных старейшин и все активнее влиять на его действия. Одновременно укреплялась и власть конунгов.

Орнамент - типичный признак искусства варваров - использовался в памятниках времен христианизации варварских племен

Крест св. Мартина. Шотландия. VII -VIII вв.

Важную роль в становлении государственности сыграло распространение христианства среди германцев. В IV ст. епископ Ульфіла обративший в христианство готов. Для этого ему пришлось перевести Библию на готском языке и создать для своей новой паствы письменность на основе греческого алфавита.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

И ст. Римский историк Корнелий Тацит о германцах

Племена, которые населяют Германию, испокон веков составляют самобытный народ, который сохранил первозданную чистоту и похож лишь на себя самого... Германцы поразительно похожи между собой: голубые глаза, находчивый взгляд, русые волосы, крепкое телосложение...

Королей германцы выбирают по знатностью, вождей - за победой. Однако и короли не наделены в них неограниченной властью, вседозволенностью. Вожди решительные, имеют достоинство, сражаются всегда впереди войска и этим вызывают уважение. Однако ни наказывать, ни заковывать, ни налагать телесное наказание не позволяется никому, кроме жрецов... Менее значительные дела рассматриваются на совете старейшин, а дела поважнее обсуждаются всеми...

На народных собраниях избирают также старейшин, которые творят суд по округам и поселках...

В бою постыдно вождю уступить кому-либо в доблести, не менее постыдно дружине не уподобиться доблести вождя. А выйти живым из боя, в котором погиб вождь, - бесчестье и позор на всю жизнь; защищать его, совершать отважные поступки, думая только о славе, - первейшая их обязанность: вожди сражаются ради победы, дружинники - за своего вождя... От щедрот своего вождя дружинники ждут себе и боевого коня, и окровавленной, победной фрамегт копья). Вместо платы у них - еда и обильное угощение на пирах. Возможности для подобного расточительства возникают лишь войны и грабежи...