Сценарий классного часа (Бородинская битва). Внеклассное мероприятие "по следам бородинского сражения" Сценарий утренника посвящ бородинскому сражению

С 6 сентября в Кировской библиотеке работает историко-патриотическая выставка «Есть имена, и есть такие даты», приуроченная к годовщине Бородинского сражения.

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось 7 сентября при селе Бородино, близ города Можайска, в 124 километрах от Москвы.

На выставке представлена информация о ходе битвы, численности нашей армии и противника, перегруппировках сил на поле боя, о главнокомандующих Барклае де Толли, Багратионе и Кутузове, внесших огромный вклад в исход сражения.

Читатели могут выбрать книги о героических страницах истории нашей Родины: исторические энциклопедии, биографии полководцев и военачальников, произведения художественной литературы.

«Ведь были схватки боевые» - под таким названием в Центральной районной библиотеке работает книжная выставка, посвященная 205-летию Бородинского сражения.

Читатели познакомятся с событиями Отечественной войны 1812 года, с прославленными героями М. Кутузовым, П. Багратионом, Н. Раевским, Д. Давыдовым, Н. Дуровой и многими другими.

7 сентября в Районной детской библиотеке для читателей состоялся час истории «И помнит вся Россия про день Бородина».

Дети с интересом слушали и смотрели видео-презентацию о французском императоре Наполеоне I Бонапарте, армия которого без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. О тяжелых кровопролитных боях наших войск против захватчиков. О великом русском полководце Кутузове Михаиле Илларионовиче, генерале Багратионе Петре Ивановиче, отважном кавалеристе Денисе Давыдове и первой в русской армии женщине-офицере Надежде Дуровой.

Ребятам был показан фильм «Аты - баты», в ходе которого они узнали о памятниках героям Отечественной войны 1812 года.

Библиотекарь провела обзор книг о Бородинском сражении и предложила ребятам взять эти героические и познавательные произведения для домашнего чтения.

На книжной выставке «Бородино и его герои» в ниманию читателей Кильдеевской библиотеки представлены справочники и энциклопедии, документальные очерки и литературные произведения о событиях войны 1812 года и главном сражении - битве под Бородино. Центральное место на выставке заняла книга М.Ю. Лермонтова «Бородино», которая в этом году отметила свой юбилей- 180 лет.

Библиотекарь Октябрьской библиотеки Гузель Азизова провела со своими юными читателями информационный час «Здесь, на полях Бородина…».

В ходе мероприятия ребята узнали о том, что Бородинская битва – это одно из самых главных событий российской истории, познакомились с такими фамилиями как Михаил Кутузов, Наполеон Бонапарт, виртуально посетили Бородинскую панораму, побывали на «поле русской славы» 1812 года. Оказалось, что многие из ребят знают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и читали его наизусть для своих одноклассников.

Тема мероприятия: Путешествие в прошлое «200-лет Бородино»

Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению.

Задачи:

1. Знакомство с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одной из ярких битв этой войны; с героями этой войны.

2. Развивать умение рассуждать, развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация « Отечественная война 1812 года», доска и мел, карточки с основными датами, листочки со словами пословиц, рисунки детей о Бородино.

Место проведения: кабинет

Форма проведения: эвристическая беседа

Продолжительность: 40 минут

Организаторы: воспитатель, учащиеся

Участники: учащиеся 2 класса

Структура мероприятия:

Орг. Момент – 1 мин.

Сообщение темы урока – 2 мин.

Выступление учащихся -22 мин.

Физкультминутка – 2 мин.

Игры « Собери военный мундир», «Найти и обезвредить» -7-10 мин.

Итог урока – 3 мин.

Ход мероприятия.

— «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Орг.момент.

Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о мужестве, о героизме наших воинах, говорили , что такое отвага и патриотизм. А сегодня вы узнаете, о том, что Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему при­ходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство снова возрождалось. К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, за­хватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

— Ребята, когда Вы слышите словосочетание «Отечественная война», что Вы себе представляете? (Великую Отечественную войну 1941-1945 г.)

— Но в истории нашей стран ы есть еще одна Отечественная война, которая тоже оставила след не только в истории России, но и истории всего мира. Это Отечественная война 1812 года. (Слайд 1)

— В этом году исполняется 200 лет со дня Бородинского сражения. (Слайд 2) И сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. И побеседуем о героизме наших воинов, которые самоотверженно защищали нашу Родину от врагов.

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Об Отечественной войне 1812 года .

Грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию. Император Франции Наполеон (слайд 3) мечтал о мировом господстве

Наполеон Бонапарт — человек необычной судьбы. Он родился на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее»- заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Он даже приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

— 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в Россию. Громадная армия перешла границу. Кроме французов, в армии Наполеона были итальянцы, поляки, немцы, испанцы. Первое крупное сражение произошло у города Смоленска (Слайд 4)

— Силы были не равны, русским войскам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве. (Слайд 5)

— Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом, пользующийся доверием солдат. Император Александр I назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова. (Слайд 6)

— Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в армии во времена царствования Екатерины II. Он служил под командованием А.В. Суворова. Не раз жизнь Кутузова была в опасности. Пулей был выбит глаз, прострелена шея. Наполеон называл Кутузова «старой лисой» за его умение перехитрить противника. Умер Михаил Илларионович в 1813 году заграницей, во время похода русской армии.

А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В. Суворова. «Служба службой, а отдых по расписанию», я предлагаю вам от­дохнуть.

Физкультминутка

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.

— Итак, Кутузова назначили главнокомандующим. Солдаты обрадовались: «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов решил дать главное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. И оно произошло 26 августа 1812 года и длилось целый день! (Слайд 7)

Великий русский поэт и писатель М.Лермонтов писал в своем стихотворении «Бородино»: (Слайд 8):

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

Уж двести лет с тех пор прошло,

А помним как вчера.

Великое сражение при Бородино

В умах и сердцах всегда.

Герои нашего Отечества

Кутузов, Раевский, Багратион

Спасли вы человечество

От наполеоновских оков.

А сколько безымянных героев

На поле полегло тогда.

Гордится ими Россия!

Во славу Отчизны «Ура!».

— Ни одной такой долгой и трудной битвы не было у Наполеона, хотя к этому времени он завоевал со своим войском много стран. Русские войны стояли насмерть. Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона. (Слайд 9)

— Около шести часов они сдерживали натиск врага. Багратион был смертельно ранен. Жестокие бои шли за Курганную высоту. На ней находилась наша русская батарея. Здесь сражались солдаты под командованием Николая Николаевича Раевского. (Слайд 10)

Поздно вечером бой был закончен. Огромные потери понесли обе стороны. Все готовились к новому сражению, но Кутузов приказал отступить к Москве. Разведка донесла, что у Наполеона есть войска, не участвовавшие в Бородинском сражении. Кутузов решил отдать Москву без боя. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия», — сказал Кутузов. И оказался прав.

— Взяв Москву Наполеон понял, что это не победа. Всюду действовали партизаны. Они перехватывали обозы с продовольствием, нападали на французов. Особенно прославились отряды славного гусара Дениса Давыдова. (Слайд 11)

Отряды Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника, перехватывали обозы, брали пленных. Но никогда не допускали жестокости по отношению к врагу.

— Многие французские солдаты болели, страдали от голода. Сильный пожар уничтожил многие здания в Москве, жить было негде. И войска Наполеона покинули город. (Слайд 12)

— Окрепшая русская армия преградила Наполеону путь к отступлению у Малоярославца. Наполеон был вынужден отступать по той разоренной дороге, по которой его войска вторглись в Россию. В середине декабря захватчиков изгнали с территории России.

— Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: « Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Тогда же было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.

МУНДИР - официальная форменная одежда, соответствующая титулам и визуально их выражающая. Вместе с орденами мундиры являются наиболее заметным признаком эпохи.

Военные мундиры во всех странах возникли ранее всех прочих. Они служили напоминанием о боевой доблести, чести и высоком чувстве воинского товарищества. При этом военные мундиры отличались большим разнообразием фасонов и цветов, в зависимости от рода войск или даже того или иного полка. Особенно разнообразными были мундиры в кавалерии.

Работа в группах. Составление пословицы:

Первое в жизни — честно служить Отчизне

Родина — мать, умей за неё постоять.

«Найти и обезвредить». От команды вызывается по одному участнику. Каждый участник рисует на доске портрет своего шпиона в таком порядке: окружность головы, нос, уши, глаза, волосы, рот . Затем участники меняются местами, стараются запомнить портрет шпиона и, после того, как им будут завязаны глаза, необходимо обезвредить шпиона, т. е. стереть с доски, в следующем порядке: волосы, рот, левое ухо, нос, правое ухо, правый глаз, левый глаз .

Итог.

— Ребята, почему войну 1812 года называют Отечественной? (Потому что сражались все люди нашей страны, старались делать все, что могли.)

— Где и когда произошло главное сражение в ходе этой войны? (26 августа у села Бородино.)

— Что Вы запомнили о Кутузове?

— Каких героев Отечественной войны вы запомнили?

В память об Отечественной 1812 года народ увековечил имена героев.

В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.

После кровопролитных сражений воины возвращались домой с наградами и орденами, ну а дома они конечно же устраивали балы, на балах как вы знаете они танцевали танцы (Какие танцы вы знаете?) Полонез, Полька, Мазурка.

Рефлексия.

Итог:

— В старших классах вы будете более подробно изучать историю России, узнаете о ходе этой войны, ее героях. Надеюсь, что Вы запомните Бородинскую битву как образец самоотверженности русских людей, как образец любви к своей Родине.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром... К 205 летию Бородинской битвы.

Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км к западу от Москвы.

Бородинская битва 1812 года - сражение, продлившееся всего один день, однако сохранившееся в истории планеты среди самых важных мировых событий. Этот удар Наполеон предпринял, рассчитывая быстро покорить Российскую Империю, но его планам не суждено было сбыться. Считается, что именно битва при Бородино стала первым этапом падения знаменитого завоевателя. Что же известно о сражении, которое прославил в своем известном произведении Лермонтов?

Бородинская битва 1812 года: предыстория.

Это было время, когда войска Бонапарта уже успели подчинить себе почти всю континентальную Европу, власть императора распространилась даже на Африку. Сам он подчеркивал в разговорах с приближенными, что для того, чтобы заполучить мировое господство, ему осталось приобрести лишь контроль над русскими землями. Для покорения российской территории он собрал войско, численность которого составила приблизительно 600 тысяч человек. Армия стремительно продвигалась вглубь государства. Однако солдаты Наполеона один за другим гибли под ударом крестьянских ополчений, их здоровье ухудшалось, ввиду непривычно тяжелого климата и плохого питания. Тем не менее продвижение войска продолжалось, целью французов была столица. Кровопролитная Бородинская битва 1812 года стала частью тактики, которую использовали русские полководцы. Они ослабляли вражескую армию незначительными сражениями, выжидая время для решающего удара. Бородинская битва 1812 года фактически представляла собой цепочку, состоящую из нескольких столкновений с французскими войсками, обернувшихся огромными потерями с двух сторон. Первой оказалась схватка за село Бородино, которое находится примерно в 125 км от Москвы. Со стороны России в ней участвовали егерские полки де Толли, со стороны врага - корпус Богарне. Бородинская битва 1812 года была в разгаре, когда состоялось сражение за Багратионовы флеши. В ней участвовали 15 дивизий французских маршалов и две русских, управляемых Воронцовым и Неверовским. На данном этапе Багратион получил тяжелую рану, что вынудило его поручить командование Коновницыну.

Сражение, начавшееся 26 августа (7 сентября) в половине шестого утра, продолжалось менее суток. Безусловно, оно оказалось в числе наиболее кровавых среди всех непродолжительных битв. Ни для кого не секрет, как много жизней унесла Отечественная война 1812. Бородинская битва внесла свою кровавую лепту. Точное число убитых историкам установить не удалось, называют 80-100 тыс. погибших с обеих сторон. Подсчет показывает, что каждую минуту на тот свет отправлялось не менее сотни солдат. Множеству полководцев подарила заслуженную славу Отечественная война 1812 г. Бородинская битва, конечно же, увековечила такого человека, как Кутузов. Кстати, Михаил Илларионович в то время еще не был седым старцем, у которого не открывается один глаз. На момент сражения он еще оставался энергичным, хоть и стареющим человеком, и не надевал свою фирменную повязку. Разумеется, Кутузов оказался не единственным героем, которого прославило Бородино. Вместе с ним в историю вошли Багратион, Раевский, де Толли. Интересно, что последний из них не пользовался авторитетом в войсках, хоть и являлся автором гениальной идеи выставить против вражеской армии партизанские силы. Если верить легенде, во время Бородинского сражения генерал три раза терял коней, которые погибали под шквалом снарядов и пуль, однако сам остался невредимым. За кем осталась победа пожалуй, этот вопрос остается основной интригой кровопролитного сражения, так как обе участвовавшие в нем стороны имеют собственное мнение на этот счет. Французские историки убеждены, что великую победу в тот день одержали войска Наполеона. Российские ученые настаивают на обратном, их теорию в свое время поддержал и Александр Первый, провозгласивший Бородинскую битву абсолютной победой России. Кстати, именно после него Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала. Известно, что Бонапарт остался не удовлетворенным отчетами, которые предоставили его военачальники. Число отбитых у русских орудий оказалось минимальным, так же как и количество пленных, которых отступавшая армия забирала с собой. Считается, что завоеватель был окончательно подавлен моральным духом противника. Что почитать о Бородинской битве Масштабное сражение, начавшееся 7 сентября под селом Бородино, на протяжении двух веков вдохновляло писателей, поэтов, художников, а затем и режиссеров, освещавших его в своих произведениях. Можно вспомнить и картину «Гусарская баллада», и знаменитое стихотворение Лермонтова:

«Бородино»

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Стихотворение было написано в 1837 году. Это первое произведение Лермонтова, напечатанное по воле автора и с его ведома. Стихотворение является откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Бородинский бой
Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаются посредством своеобразного поэтического языка, о котором В. Г. Белинский писал: «... в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии»
Также Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел», — писал Белинский, утверждая, что «тоска по жизни» связывает «Бородино» с целым рядом стихотворений Лермонтова, полных «энергии и благородного негодования»

Лев Толстой называл стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира»

Классный час, посвященный Дню воинской славы России

Цели: расширить представление детей об Отечественной войне 1812 г.; формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Подготовительная работа с детьми: распределить роли среди детей: Наполеон, М. Кутузов, репортеры (2 ученика). Чтобы обеспечить всех участников текстами, достаточно сделать 1 ксерокопию соответствующих страниц сценария.

Оформление:

Выставить фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М. Кутузова, картины В. Верещагина («На большой дороге. Отступление. Бегство», «В атаку», «Не замай, дай подойти!» и др.);

План классного часа

I. Вступительное слово «Русское поле».

II. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле».

III. Информационный блок «Наполеон и М. Кутузов - анкеты полководцев».

IV. Репортаж с поля боя:

1. Багратионовы флеши.

2. Батарея Раевского.

3. Чья победа?

V. Работа в группах по теме «Загадка русской души».

VI. Игра «Предсказание для Наполеона».

VII. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Русское поле»

Классный руководитель. Русское поле... Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений...

Жестокое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел...

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом его величия.

На одном из таких полей мы сегодня побываем.

II. Интерактивная беседа по теме «Гиганты на Бородинском поле»

Классный руководитель. На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». А день этой битвы - 8 сентября - стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве будет идти речь?

(Дети высказывают свои предположения.)

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, М. Кутузов и Наполеон.)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран к началу Отечественной войны 1812 г.? Примерные ответы детей:

Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

Франция переживала подъем.

В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

Классный руководитель. А что можно сказать о России?

Примерные ответы детей:

Россия была отсталой страной.

Только по территории можно было назвать ее великой.

Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Классный руководитель. Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и М. Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

III. Информационный блок «Наполеон и Кутузов - анкеты полководцев»

Классный руководитель. Представим себе, что и Наполеону, и М. Кутузову приходится отвечать на вопросы анкеты.

За Наполеона нам сегодня будет отвечать (имя, фамилия).

(Ученик выходит к доске, становится в позу Наполеона.)

Ну а за М. Кутузова ответит (имя, фамилия).

(Ученик, исполняющий роль М. Кутузова, выходит к доске и садится на стул.)

Итак, анкета. Первый вопрос: возраст.

Наполеон. 43 года.

Кутузов. 67 лет.

Классный руководитель. Вопрос второй: происхождение.

Наполеон. Родился в семье мелкого корсиканского дворянина.

Кутузов. Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Классный руководитель. Третий: образование и карьера.

Наполеон. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование - все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет - императором Франции.

Кутузов. Окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Классный руководитель. Вопрос четвертый: отношение к солдатам.

Наполеон. Для меня солдаты - и свои, и чужие - это пешки на шахматной доске. Я, признаться, никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию я ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не менее я никогда не сожалел о погибших.

Кутузов. Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат. Вот, получается, и сохранил - и армию, и Россию.

Классный руководитель. Отношение к власти и славе.

Наполеон. «Еще три года, и я господин всего света». Я стремился к мировому господству. Я упивался своей славой.

Кутузов. Я не стремился к власти и к чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца.

Классный руководитель. Итак, Наполеон и М. Кутузов - два гиганта - столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы - вся Европа уже лежала у его ног. Он, сын мелкого дворянина, сделал головокружительную карьеру - вознесся на самую вершину власти, стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет. И в самом деле, он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение буквально сломило моральный дух Наполеона и его армии.

IV. Репортаж с поля боя

Классный руководитель. Бородинское поле, 124 км до Москвы. Здесь в августе 1812 г. выстроились две армии. Силы были приблизительно равными (читает): русские - 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы - 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 г., когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения. Репортаж с поля боя проведут (имена, фамилии).

Багратионовы флеши

Репортер 1. Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон восемь раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длилась целый час! Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

Батарея Раевского

Репортер 2. Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление - батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Н. Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чья победа?

Репортер 1. Французы не узнавали своего императора. Война была его стихией. Но здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

Репортер 2. Ночью бой затих, а наутро посчитали убитых и раненых. Потери были огромны. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Репортер 1. «Битвой гигантов» назвал это сражение Наполеон. Он говорил, что в битве под Москвой французы «показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».

Репортер 2. На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

V. Работа в группах по теме «Загадка русской души»

Классный руководитель. Ребята, вы, наверное, слышали выражение «загадочная русская душа». Наполеон завоевал пол-Европы, разрушил старые феодальные государства. Везде народ встречал его как избавителя, который принес свободу и прогресс. Везде его армия пополнялась представителями завоеванных народов, которые готовы были умереть за императора Франции.

В том, что его также встретят в дикой, отсталой России, Наполеон не сомневался. Уж крестьянам-то он точно даровал бы освобождение от крепостной неволи! И вдруг такое бешеное, отчаянное сопротивление, такая потрясающая и необъяснимая для него храбрость. Половина русской армии полегла на Бородинском поле. Солдаты, офицеры, генералы, старые молодые бились до последней капли крови. А ведь у них были родные, матери, жены, дети, любимые. Невозможно с точки зрения здравого смысла и выгоды объяснить поступки русских людей во время Отечественной войны 1812 г. Давайте попробуем объяснить эту загадку русской души. Чтобы больше успеть разделимся на группы. Задания для групп записаны на доске.

Первая группа ответит на вопрос: «Почему эти загадочные русские солдаты и офицеры боролись и умирали на Бородинском поле вместо того, чтобы перейти в армию Наполеона и сделать там хорошую карьеру?»

Вторая группа найдет ответ на вопрос: «Почему загадочные русские крестьяне вместо того, чтобы приветствовать своего освободителя Наполеона, взяли топоры и вилы и пошли на незваных гостей, чтобы выдворить их из России?»

Третья группа ответит на вопрос: «Почему загадочные почетные граждане Москвы не пришли на поклон к Наполеону и не предложили ему ключей от столицы, как это было во всех завоеванных им странах?»

Четвертая группа даст ответ на вопрос: «Почему эти загадочные жители Москвы оставили город, бросили дома, хозяйство, ценные вещи? Ведь они могли бы, как жители всех завоеванных Наполеоном столиц, неплохо заработать на армии завоевателей - предоставлять им квартиры, продукты, вино, развлечения?»

Примерные ответы детей...

Первой группы:

Они помнили завет Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

Они не хотели, чтобы ими командовали французы - это было унизительно.

У них была своя национальная гордость и достоинство.

Они хотели доказать, что русский солдат непобедим.

Солдаты и офицеры выполняли свой воинский долг - ведь они давали присягу царю.

Второй группы:

Французы разорили их дома, грабили, вели себя как захватчики. И крестьяне решили им отомстить, когда французы бежали из Москвы по той же дороге.

Французы несли в Россию чужую культуру, крестьяне не хотели ее принимать.

Для крестьян французы были прежде всего захватчиками. А с захватчиками на Руси всегда поступали одинаково - прогоняли.

Они были патриотами, любили свою землю, защищали ее, как их деды и прадеды.

Третьей группы:

Никто не хотел покоряться Наполеону, унижаться перед ним. Все знали, что все равно его прогонят.

Дать ключи Наполеону, значит, предать своего царя, свою страну.

Почетные граждане Москвы были патриотами - любили Родину.

Четвертой группы:

Они были патриотами. Любовь к Родине для них была важнее денежной выгоды.

Москвичи были уверены, что Наполеона прогонят и они вернутся в свои дома.

Если бы кто-то остался ради денег, его бы все презирали.

Остаться в Москве было равносильно предательству.

Если бы они остались, солдаты Наполеона смогли бы зимовать в Москве, а без жителей солдаты быстро одичали, и Наполеон понял, что нужно им побыстрее убираться из России.

Классный руководитель. Сейчас Россия переживает нелегкие времена. Есть люди, которые с завистью глядят на Европу и говорят, что если бы мы в 1941 г. сдались фашистам, мы бы тоже жили как Германия. Как вы думаете, что бы ответили им участники Бородинского сражения?

Примерные ответы детей:

Эти люди просто не любят своей страны. Их нельзя назвать патриотами.

Те, кто сдался, были бы рабами у фашистов, остальные были бы уничтожены в концлагерях.

Не нужно завидовать другим странам, нужно наводить порядок у себя дома.

Никогда Россия не сдавалась, берите пример со своих предков.

Вы можете и сдаться, но умирать за свободу потом придется вашим детям и внукам.

VI. Игра «Предсказание для Наполеона»

Классный руководитель. В нашем репортаже мы оставили Наполеона на Бородинском поле в растерянности и размышлениях. Что принесла ему эта битва - победу или поражение? И что ждет его армию в этой загадочной северной стране? Тогда, 8 августа 1812 г., Наполеон ничего не знал. Если бы мы оказались там, мы бы так хорошо предсказали все последующие события - ведь не зря же мы учили историю.

Предлагаю вам поиграть в игру «Предсказание для Наполеона». Три команды (по рядам) попытаются составить прогноз для Наполеона. Нужно предсказать в хронологической последовательности события, которые с ним произойдут после Бородинского сражения. Победит команда, предсказавшая больше событий. Счет всем предсказаниям будет вести на доске (имя, фамилия).

(Ученик выходит к доске, чертит простую таблицу.)

Классный руководитель. А оценивать правильность прогнозов будет сам Наполеон. Он и решит, в какой команде лучшие знатоки истории.

(Ученик, играющий роль Наполеона, выходит к доске.)

Итак, слушаем ваши прогнозы.

(Учитель по очереди дает слово каждому ряду. Если у команды нет варианта, слово передается следующей команде.)

Примерные ответы детей:

Русская армия отступит и сдаст Москву.

Жители покинут столицу.

Наполеон будет стоять на Поклонной горе и ждать делегацию с ключами от Москвы.

Ключей он не дождется.

Его армия войдет в Москву и начнет грабить богатые дома.

В Москве запылают пожары,

Французская армия превратится в сброд.

Он будет предлагать М. Кутузову перемирие, но не получит ответа.

Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину.

Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади.

Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами.

На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны.

По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обыкновенным русским мужикам.

Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей - это все, что осталось от 600-тысячной армии.

Против него восстанут все завоеванные им народы.

Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Классный руководитель. Все события перечислены. В какой же команде собрались лучшие знатоки истории?

(Наполеон называет команду.)

Спасибо командам за точный прогноз. Мне кажется, если бы Наполеон познакомился с вашим прогнозом в 1812 г., он бы ни за что не пошел на Россию.

VII. Заключительное слово «Мемориал двух Отечественных»

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле - это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно-исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежегодно проводится военно-исторический фестиваль.

Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы.

Цель этого фестиваля - увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 г.

VIII. Подведение итогов (рефлексий)

Классный руководитель. Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа? Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Примерные ответы детей:

Почувствовала гордость за своих предков, которые проучили французов.

Очень жалко было наших солдат и офицеров, которые погибали на Бородинском поле. Им так не хотелось умирать.

Возмущение. Наполеон захотел стать властелином мира, и сколько человеческих жизней он положил ради этой цели.

Уважение к памяти защитников России. Огромная благодарность.

О событиях прошлого нужно говорить, нужно изучать историю битв, чтобы понимать, какой ценой достался нам каждый кусочек земли в России.

Нужно знать историю войн, чтобы понять цену мирной жизни.

,

посвящённый 205-летию Бородинской битвы.

Звучит военный марш.

Ведущий 1 : Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы собрались здесь накануне . В этот день мы поздравляем всех защитников нашей Родины, настоящих и будущих. Это тех, кто носит погоны, тех, кто носил их когда–то или будет носить их в будущем. День защитника Отечества - это всенародный праздник, который выражает наше отношение к героям страны, к защитникам нашей Родины.

Ведущий 2: 23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.

Ведущий1: А давайте оглянемся на два века назад. И для этого есть причина.

В августе 2017 году исполнится 205 лет со дня Бородинской битвы, величайшей битвы Отечественной войны 1812 года.

В российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины.

Ведущий2: Навсегда вошли в имена Михаила Илларионовича Кутузова, Петра Ивановича Багратиона, Михаила Богдановича Барклай-де-Толли, Николая Николаевича Раевского, Алексея Петровича Ермолова, Дениса Васильевича Давыдова и многих других героев.

Ведущий1: Сегодня мы проводим военно-спортивную игру, посвященную 205-летию Бородинского сражения. Каждому из Вас придется пройти сложные испытания. Вы проявите себя меткими гренадерами, как храбрые партизаны пройдете полосу препятствий, как настоящие санитары окажете помощь раненым, вывозя их с поля боя, и в конце Вы должны будете отыскать пакет с секретом. А на каждом этапе соревнований Вас будут встречать бравые гусары.

Ведущий2 :Но сначала в честь этой великой даты и во славу наших героев мы произведем салют.. Для каждой команды будет произведен отдельный залп салюта. Ваша задача собрать разлетевшиеся мячи в ящик за максимально короткое время. Разрешается приносить только по одному мячу в ящик, а потом снова бежать за другим. И так, мы производим первый залп салюта. Салют!!! Ура!!! (На слово «Салют» подбрасываются вверх мячи).

1 конкурс: « Перевозка раненых».

Ведущий 1: Почти 205 лет прошло со дня Бородинского сражения. А знают ли сегодняшние мальчишки и девчонки что-нибудь об этом времени. Вот это мы сейчас и проверим.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Вопрос: Как называется поле, на котором проходило сражение 1812г.?

Ответы детей: Бородинское поле

Ведущий2: В любом сражении всегда бывают раненые, и на Бородинском поле их было много. В этом конкурсе нужно перенести раненых. По команде первые участники несут «раненого» до стойки, огибают ее, возвращаются обратно и передают эстафету следующему и т. д. Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

2 конкурс «Меткие гренадеры».

Ведущий1:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Кто командовал русской ? Назовите героев Отечественной войны 1812г.

Участники выстраиваются в шеренгу вдоль стартовой линии, у них в руках мячи (один в правой руке, другой - в левой). В 6-ти метрах от них, параллельно стартовой линии, ставятся кегли. По команде «Пли» участники бросают мячи Далее считают оставшиеся кегли. Команда, сбившая больше всех кеглей, считается победившей.

3 конкурс «Храбрые партизаны» (Полоса препятствий)

Ведущий2: Такие качества как смелость, выносливость, ловкость, находчивость пригодятся солдату всегда. А уж партизану они просто необходимы. В войне 1812г. с французами большую помощь оказывали партизаны. Они воевали в лесах, устраивали засады врагам, но им приходилось преодолевать много препятствий на своем пути.

Вот и Вы сейчас, как настоящие партизаны, пройдете полосу препятствий.

Команды выстраиваются колоннами к стартовой линии. По сигналу они бегут по скамейке, пролезают под дугой, перебераются через «болото», бегут «змейкой» вокруг конусов и возвращаются обратно, выполняя все действия в обратном порядке, и передают эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

4 конкурс: «Обстрел повозки с орудием».

Ведущий1: Вопрос; «Кто командовал французов?»

Представьте, что это повозка с орудием. Вы не должны допустить, чтобы она попала на поле боя. Надо точно прицелиться и попасть в движущуюся мишень. Начинаем артобстрел по повозке с орудием.

У детей в руках по 2 мяча (один в правой руке, другой - в левой). Параллельно шеренге детей на расстоянии 3-4 метров от них двигается пустой ящик, который тянет за веревку учитель. Дети должны забросить мячи в ящик. Подсчитывается количество мячей в ящике.

5 конкурс «Найти пакет с секретом».

Ведущий2: (загадывает загадки) военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было …… (войны)

Можешь ты солдатом стать.

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота-

Ждет тебя, солдат,…… (пехота)

На спортивной площадке конусами выделяются участки, где закапываются в снег пакеты с доносом. Командам нужно найти пакет и передать его главнокомандующему. Кто быстрее выполнит задание, тот и победит.

Сбор команд на стартовой площадке.

Ведущий1: Вот и закончилась наша военно-спортивная игра. Вы успешно прошли все испытания и показали, какие вы сильные, ловкие, меткие, дружные и смелые.

До свидания!

(Под звуки военного марша учащиеся уходят с площадки).