Сценарий развлечения «Казаки-разбойники. Классические правила игры в казаки-разбойники Описание игры казаки разбойники краткое содержание

У нас есть телевизор и компьютер, спортивные стадионы и клубы. А чем развлекались наши предки?

Продолжаем знакомиться с русскими народными играми, такими лихими и развесёлыми, отражающими широкую славянскую душу! Следующим развлечением наших предков, попавшим под наше рассмотрение, стала игра «казаки-разбойники».

Она известна многим со школьного возраста. В каждом дворе Советского Союза дети обязательно устраивали «казачьи» и «разбойничьи» штабы. Правила её просты, и их все знают. Кажется, сказать про неё что-то новое невозможно, но всё не так просто!

История игры


Игры выполняют важную функцию в воспитании детей. Они учат общаться, строить отношения, проявлять полезные качества характера, развивают физическую силу и ловкость, фантазию и смекалку. Также некоторые игры позволяют ребёнку получить трудовые, семейно-бытовые и военные навыки. У каждого народа свои игры для детей. Их особенности складываются из менталитета людей, социального и экономического строя.

Русь всегда славилась своими умелыми и храбрыми воинами. Может оттого, что с пелёнок русские мальчишки учатся наказывать неприятеля и побеждать? Ведь славянские дети издревле упражнялись в играх, напоминающих современных «казаков-разбойников».

Есть свидетельства того, что подобные игралища устраивались среди служилых людей, стрельцов и казаков ещё в 15 веке. Для поддержания боевого духа в мирное время они тоже были не прочь поразмяться. Правда, правила старинных «казаков-разбойников» были намного строже и суровее: попавшихся «разбойников» наказывали кнутом по спине, а уходить от преследователей можно было хоть в лес, хоть в горы. И сами игрища напомнили бы нам сейчас, скорее, военные учения, чем развлечения.

Более распространенной версией считается, что игра зародилась в 16 веке. Тогда за порядком в городах следили наёмные казаки, в обязанности которых входила ловля разбойников. В пользу этого говорит название игры.

Правила

Эта игра совмещает в себе элементы пряток, догонялок, салок и ориентирования на местности. Она требует командного духа, упорства, смекалки и стратегического мышления. Слабым, несметливым и трусоватым в этой игре нет места.

Для игры выбирается большое пространство, изобилующее всевозможными «тайниками» – местами, где можно спрятаться. Играющие жеребьёвкой делятся на две равные команды, в которых избираются «атаманы». Правила и подробности обсуждаются до начала погони, а именно: содержимое тайника, способы наказания и пыток пойманных. Обычно это щекотка или крапива, но дети с фантазией могут придумать что-нибудь поинтереснее, главное – чтобы наказания не были унизительными. Потом создаются тайники – прячутся сладости, игрушки и прочие детские ценности.

«Разбойники» загадывают пароль (секретное слово, которое указывает на местоположение их тайника), а «казаки» устраивают штаб, где хранится их тайник, и где будут допрашиваться пленные.

С началом игры «разбойники» убегают, оставляя на своём пути знаки (стрелки, цветные камни). Поначалу они идут вместе, но потом всё чаще делятся. Их главная задача – запутать преследователей и не попасться в плен.

«Казаки» начинают погоню через некоторое время. Их задача – переловить всех «разбойников» и вызнать их пароль. Попавшегося противника отводят в штаб, где с ним остаётся один «казак». Таким образом, команды уменьшаются прямо пропорционально. В штабе же допрашивают и «пытают» пленных.

«Разбойники» могут напасть на штаб и вызволить своего, или попытаться захватить тайник. В таком случае игра прекращается – её выигрывают «разбойники». «Казаки» выигрывают, если они переловят всех противников или если им удавалось разгадать пароль. Содержимое тайника обычно делится между обеими командами.


В детстве это была моя любимая игра. Во дворе мы почти каждый день гонялись друг за другом. А во что вы играли в своё время?

Что такое «Казаки-разбойники»? Правила игры знакомы, конечно же, каждому из нас с самого детства. Это развлечение всегда было невероятно интересным. Играют в такие во дворе, как правило, девчонки или мальчишки в возрасте от шести до двенадцати лет. Участвуют в данной забаве шестеро (или больше) ребят. Чем больше собирается народу, тем детская игра «Казаки-разбойники» проходит веселее.

Играют, как правило, на довольно большой территории. Это может быть даже несколько соседних дворов. Чем больше территория - тем интереснее.

«Казаки-разбойники»: правила игры

Итак, с чего всё начинается? В чём суть такого развлечения, как «Казаки-разбойники»? Правила игры понять совсем несложно. Изначально участники делятся на две команды. Одни - казаки, вторые - разбойники. После этого решается, где будет находиться «темница». Туда будут сажать пойманных разбойников. Это может быть скамейка, небольшая площадка, или же просто начерченный круг.

В начале игры даётся несколько минут, чтобы подобрать шифр. Слова для игры «Казаки-разбойники» выбираются, как правило, длинные и сложные. Их должно быть сложно разгадать. После этого разбойники убегают и прячутся.

Могут они это делать всей командой, небольшими группами или по одному. При этом находиться на одном месте вовсе не обязательно. Казаки не могут подсматривать, куда их соперники убегают. Разбойники же оставляют на стенах, асфальте, заборах стрелочки, указывающие направление их движения. Однако оно может быть и ложным.

Как только отведённое разбойникам время истекает, казаки начинают их искать. Они должны поймать своих противников, применяя различные способы атаки. К примеру, можно окружить то место, где спрятались разбойники, всей командой. А можно выслеживать их и по одному. Как только разбойника находят, его догоняют и хватают. Пойманным считается игрок, которого казак «засалил». Прежде чем это произойдёт, он, естественно, должен постараться убежать от своих преследователей.

Если разбойника всё же поймали, казаки отводят его в «темницу». Здесь его можно «пытать» с целью получения секретного слова. Но его могут и выручить. Любой из незахваченных разбойников, касаясь рукой своего товарища, освобождает его из «темницы». Потому охраняет её несколько казаков. При удачном спасении разбойники убегают и могут снова прятаться. Но если их догонят - в плен отправляются оба игрока.

Продолжается игра до тех пор, пока не поймают последнего разбойника или же не будет разгадано секретное слово. После этого команды обычно меняются местами и начинают всё заново.

Подробнее о «темнице»

Итак, играем в «Казаки-разбойники». Правила игры вовсе не сложные. Но к выбору «темницы» стоит подойти очень ответственно. Это может быть дерево, куст, столб или же любой другой приметный ориентир. Лучше всего, если «темница» будет защищена от нападающих стеной или забором. Но, само собой, устраивать её в каком-либо подъезде или сарае нельзя. А тем более в овраге или подобных местах. В любом случае подходы к «темнице» должны быть достаточно удобными и открытыми. Выбирайте место для пленников не слишком большое, чтобы его было легче охранять. Однако оно должно быть достаточным для того, чтоб к концу игры в нём могли поместиться все пойманные игроки. Границы, как правило, обозначаются камнями или палками. Впрочем, проще всего начертить линию на земле. За пределы «темницы» пленные выбегать не имеют права.

Плен

В итоге место заключения найдено для того, чтобы играть в «Казаки-разбойники». Правила игры говорят о том, что человека необходимо не просто поймать, но ещё и отправить в плен. Пойманный разбойник «пересалить» остановившего его казака не может.

Ведут пленного за рукав или за руку. Вырываться при этом он не может. Тем не менее если казак по какой-либо причине соперника отпускает, тот снова становится свободным и может убегать.

Первого приведённого в «темницу» разбойника необходимо сторожить. Точно так же поступают и с другими участниками игры. Хотя бы один казак должен стоять на страже. При желании для охраны можно выделить и большее количество людей.

Сторожевой казак и атаманы

Сбежать из «темницы» довольно сложно. Ведь сторожевые казаки выбираются самые внимательные и ловкие. То есть миссия их очень почётна, как и миссия атамана. Он направляет казаков на поиски разбойников в начале игры и говорит, кому куда идти. Атаман даёт советы, но, конечно же, ещё и ловит соперников сам.

Разбойники тоже выбирают себе командира. Атаман советует своим подопечным, куда прятаться. Слабых игроков он отправляет подальше. После этого прячется сам. По возможности атаман организовывает ещё и выручку разбойников, составляя план.

Небольшие уловки

Есть и еще некоторые нюансы. «Казаки-разбойники» (игра, описание которой представлено выше) может отличаться определёнными правилами. Они оговариваются участниками заранее.

Например, если казак не уверен в том, что догонит убегающего противника, он может позвать на помощь. Тогда разбойника ловят общими силами.

Вести его в «темницу» лучше всего тем путём, где другие противники казаков обнаружены не были. Можно позвать и напарника для того, чтобы отвести пленника вдвоём.

Как игрокам облегчить условия?

Как действовать разбойникам, когда одного из них ведут в «темницу»? Если местность позволяет, можно устроить засаду. Главное, незаметно дать знать пленнику о своих намерениях.

Например, он может отвлечь казака каким-то отвлекающим вопросом, показывая в другую сторону пальцем. Пока тот будет вглядываться в указанном направлении, разбойники выскочат из засады, «засалят» пленника и убегут.

Ну а казакам лучше всего устраивать «темницу» на открытом месте. Потому выручать товарищей разбойникам довольно сложно. Зато пленники могут им в этом помочь. Если отвлечь сторожевых казаков каким-то образом, например, устроив лёгкую заварушку, подобраться к разбойникам намного легче. Атаковать «темницу» лучше всего большими силами, причём тогда, когда пленников в ней уже много.

Одним словом, «Казаки-разбойники» - игра захватывающая и интересная. Продолжается она нередко очень долго. При этом нисколько не надоедает детям, как, впрочем, и многие другие известные подвижные игры во дворе.

Современные дети проводят слишком много времени за компьютером, играя в различные стратегии, гонки и т. д. Они предпочитают иметь как можно больше виртуальных друзей, становясь более зависимыми от Интернета день за днём. Для того чтобы ваш ребёнок правильно развивался и был физически здоров, ему необходимо проводить больше времени на улице.

Игра в казаки-разбойники - отличный вариант для тех, кто ломает голову и не знает, чем отвлечь своё чадо от компьютера. Она подойдёт как для родителей, так и для детворы возрастом от 7 лет. Давайте вспомним о том, как играть в казаки-разбойники.

Общее положение

Прежде чем начнётся игра, все участники должны разбиться на две команды. Можно провести жеребьёвку, которая определит, кому достанется роль казаков, а кто будет играть в качестве разбойников. Каждая из команд должна иметь знаки отличия. Например, казаки закрепляют на плечах своеобразные погоны яркого цвета с нанесённой символикой полка, а также званием. Их нельзя снимать до окончания игры, после чего можно забрать себе в качестве сувенира.

Разбойникам выдаются головные уборы, на которые крепится повязка. Также можно использовать пиратский наглазник, чтобы создать более реалистичный образ злодея. По правилам игры в казаки-разбойники запрещается снимать атрибутику до окончания квеста.

Легенда

Для того чтобы сделать интересной для детей игру в казаки-разбойники, расскажите им легенду, которая раскрывает всю суть противостояния. Начинается она с того, что бессовестные разбойники атаковали, а затем ограбили ковчег, принадлежавший казакам. В нём находился тайник с заветом для казачьих потомков. Завладев текстом, злодеи решили уничтожить его и порвали на мелкие кусочки, раздав каждому разбойнику по одному символу (букве).

Казаки сильно рассердились, но не отчаялись и принялись ловить разбойников, чтобы собрать воедино все части завета. Собравшись с силами, они оседлали своих неудержимых коней. И не было такого места, где смогли бы спрятаться разбойники, разозлившие казаков.

Начало игры

После того как команды разбились на две группы и бросили жребий, разбойники надевают ленту на головной убор и пиратский наглазник, а также получают буквы. По правилам игры в казаки-разбойники им отводится всего 10 минут на то, чтобы надеть все реквизиты, надёжно спрятать части завета в верхнюю одежду и провести короткое совещание, на котором можно обсудить план дальнейших действий.

Казаки занимаются тем, что закрепляют свои погоны, а также выстраивают стратегию по поимке всех разбойников, грамотно распределяя роль каждого члена команды. Главная задача - поймать разбойника и отобрать у него заветную букву, являющуюся частью текста, который необходимо расшифровать. После того как все надели отличительные знаки, красная ракета объявляет о начале игры. Теперь у разбойников есть лишь 10 минут для того, чтобы найти укрытие во дворе или на детской площадке, после чего в погоню за ними бросаются казаки, которые имеют всего 50 минут на поимку всех злодеев.

Основная задача казаков заключается в том, чтобы отыскать разбойника, скрывшегося на местности. После того как злодей будет пойман, необходимо обезвредить его, сняв с головного убора повязку. Только в этом случае разбойник может считаться пойманным и не имеет права оказывать сопротивление. Стоит помнить, что правила игры в казаки-разбойники запрещают проявлять агрессию или чрезмерно грубую силу!

Как только повязка с головного убора будет снята, можно приступить к обыску, дабы найти спрятанную в верхней одежде букву. Разбойник имеет право добровольно отдать листочек, чтобы избежать пыток щекоткой. Стоит обратить внимание на то, что досмотр задержанного на месте возможен только в присутствии офицера, чьё звание не ниже подъесаула. Если же старшего по чину нет, то сопровождаемый двумя казаками разбойник конвоируется в тюрьму. Все собранные буквы необходимо доставить писарю, который сидит на поляне вместе с атаманами. Их задачей является восстановление текста. Как только погоня завершилась, а все разбойники были пойманы, заповедь трижды читается перед всеми собравшимися.

Важно! В том случае, если казаки не смогли найти заветную букву у пойманного разбойника, они могут отказаться от дальнейшего её поиска. При этом у них есть право потребовать показать спрятанный листочек, чтобы убедиться в том, что он был у арестанта. Если доказательство получено, то пленник отпускается, и ему даётся 10 минут для того, чтобы найти новое укрытие. Затем погоня продолжается. Однако если буквы у злодея нет, то это является нарушением правил игры в казаки-разбойники.

Конец игры

Через 50 минут после начала погони даётся звуковой сигнал, останавливающий игру. Все команды собираются на поляне, где будут подсчитываться баллы. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество очков, начисляемых следующим образом:

  • голубая и розовая ленточки - 5 очков;
  • красная и синяя - 20 очков;
  • оранжевая и бирюзовая - 35 очков;
  • малиновая и тёмно-синяя - 50 очков;
  • бордовая и фиолетовая - 75 очков;
  • найденная буква - 5 очков;
  • за полностью восстановленный текст завета - 500 очков.

Однако существует система штрафов за нарушение правил, таких как:

  • грубость и агрессия к любому участнику - снимается 300 очков с команды;
  • невыполнение условий игры или незначительные нарушения - команда теряет 100 очков.

Важно

Взрослым не стоит забывать об элементарных правилах безопасности. Позаботьтесь о том, чтобы по всему периметру, выбранному для игры, не было острых предметов, мусора и т. д. Теперь вы знаете, как играть в казаки-разбойники, и сможете весело провести время на улице со своими детьми.

Казаки-разбойники — игра из детства, игра-память истории нашего Отечества.

Давайте поиграем с вами в эту замечательную игру на свежем воздухе. Правила у нас классические, но будет не лишним обговорить детали.

Участники игры

Родители вместе с детьми. Возраст младших детей для участия в игре, наверно, должен быть от 7 лет (от 1 класса).

Формирование команд

Формирование команд начинается в субботу с утра 8:45-9:55 — фойе перед столовой, с 10:00-10:25 — детская площадка (на улице, на заднем дворе здания д/о). Начало игры в 10:35 .

Общие положения

Все участники игры делятся на две команды, каждая из которых по очереди играют то в роли «казаков», то в роли «разбойников». Команды, для распознавания своих среди чужих, получают «погоны» своего казачьего полка, которые отличаются цветом. На погонах обоих полков нанесены знаки отличия казачьих званий. Погоны необходимо иметь на плечах до самого конца игры, всех этапов. После игры погоны достаются на память участникам.

Жеребьевкой или поединком решается, какая из команд первой начинает в роли «казаков». После этого «разбойники» получают свои разбойничьи атрибуты — повязки на головной убор и разбойничьи повязки на один глаз — наглазник. Эти две повязки нельзя снимать до окончания срока исполнения роли «разбойников», причем повязку с головного убора могут сорвать «казаки» во время погони за вами. Об этом по порядку.

Легенда

Потерявшие честь и совесть «разбойники» выкрали у «казаков» ковчег, где хранился завет потомкам «всех казаков», разорвали по буквам его на части, раздали каждому разбойнику по одной букве, что бы уже никто не смог прочитать этот завет

Осерчали «казаки» и порешили переловить всех разбойников как «бешеных псов», собрать все буквы завета и на общем сходе прочитать всем. Как решили так и сделали. И не было такого места, где смогли бы укрыться «разбойники» от лихих казачьих коней, и слетели их буйные головы, в назидание всем тем, кто посягнул на заповеди отцов…

Продолжение правил игры:

После определения, кто первым начинает игру (жребием или поединком), команда «разбойников» получают две повязки (наглазник и ленту на головной убор) и набор пронумерованных букв. В течении 10 минут необходимо облачится (обязательно повязать ленту на головной убор и одеть наглазник на лицо) и спрятать полученную букву в своей верхней одежде(под курткой, в шапке, в брюках, в обуви и пр. — в верхней одежде). Оставшееся время следует посвятить совещанию о разбойничьих планах, о своих действиях в качестве «разбойников».

«Казаки» в это время обсуждают план своих действий по поимке разбойников и возвращения всех букв завета, сложения букв в текст. Получают шифровальный лист.

Начало игры

Начало игре дает красная ракета . С этого момента «разбойники» имеют 10 минут, для того, чтобы спрятаться на уличной территории д/о. Через 10 минут начинается ПОГОНЯ .

Погоня

Время для погони составляет 50 минут .

Правила погони таковы:

Необходимо отыскать спрятавшегося разбойника на территории д/о, догнать и обезвредить, для чего достаточно снять с его головы (головного убора) повязку разбойника (наглазник трогать не следует). «Разбойник» имеет право убегать, мешать «казакам» срывать с его головного убора ленту. Если «казакам» удалось снять ленту с головного убора «разбойника», то с этого момента «разбойник» считается пойманным. Пойманный «разбойник» не имеет право сопротивляться или убегать. Всем! ЗАПРЕЩАЕТСЯ проявлять грубость!

Теперь требуется забрать у разбойника «букву» из завета. Можно предложить добровольно отдать «украденную» букву. Если «разбойник» отказывается добровольно отдать букву, то допускается применить к нему «пытки», ну в смысле обыск с головы до ног.

ВНИМАНИЕ! Обыск пойманного «разбойника» допускается на месте поимки «разбойниками» только в присутствии старшего офицерского чина (не ниже подъесаула) или в тюрьме. В тюрьму, пойманный но отказавшийся отдать букву «разбойник», конвоируется (держа за две руки) двумя младшими чинами (казак, приказный, и пр.)

Собранные таким образом буквы возвращаются на поляну «писарю», и он вместе с «атаманами» восстанавливает текст завета. После окончания времени погони (1 час и зеленая ракета) текст заповеди трижды оглашается всем присутствующим.

ВАЖНОЕ! Если «казакам» не удалось во время обыска отыскать букву у пойманного разбойника, тогда они имеют права отказаться от поиска буквы, и объявить об этом «разбойнику», но при этом потребовать от него предъявить не найденную во время обыска букву, дабы убедиться, что буква была у «разбойника». В этой ситуации если не найденная буква была предъявлена «разбойником», то следует разбойника отпустить, вернуть ему букву, снятую ленту и дать 10 минут, чтобы спрятаться. Если буквы совсем не нашлось, это приравнивается к нарушению правил игры.

Окончание погони

Сигналом для завершения погони и срочному возврату на поляну всем участникам игры («казакам» и «разбойникам») служат: время — ровно 50 минут со времени начала погони (перед началом игры проводится сверка часов); звуковой сигнал трубы; зеленая ракета . На поляне для сбора начинает громко звучать музыка.

Подведение итогов и определение команды победителя

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков:

Очки начисляются

За голубую ленточку — 5 очков, за синюю ленточку — 20 очков, за бирюзовую — 35 очков, за темно-синюю — 50 очков, за фиолетовую — 75 очков.

За розовую ленточку — 5 очков, за красную ленточку — 20 очков, за оранжевую -35 очков, за малиновую — 50 очков, за бордовую — 75 очков.

За 1 найденную букву — 5 очков

За правильно составленный из найденных букв и троекратное озвучивание завета для всех — 500 очков.

Очки снимаются

За намеренное нарушения правил игры, грубость и неуважение к людям, а именно:

За грубость по отношению к участникам игры — 300 очков или внушение нагайкой 30 раз;

За мелкие нарушения и невыполнения основных правил — 100 очков за 1 фактический эпизод или 10 внушений нагайкой.

Казачьи чины и звания, которые используются в игре

Казак, урядник, хорунжий, сотник, есаул.

Просим всех помнить, особенно старших участников, что это всего лишь игра, забава, и всякий раз, когда вы увидите нарушение правил игры, человеческих отношений, просим вас тактично вмешаться. Если мы с вами будем все вместе приглядывать за детьми во время нашего мероприятия, то ничего плохого не может случиться. Ну и сами конечно не заигрывайтесь.

Сейчас зима, и самое неприятное, что может случиться, это потерять ребенка, который где-нибудь прячется в сугробе от «казаков» и боится, как бы его не нашли, а сам уже весь синий… Вот такая игра нам не нужна . Не спускайте глаз с «мелких» во время игры. Сразу всем объявите, если ребенок потерялся из поля зрения больше чем на 5 минут . Мы сразу всем миром начнем его искать.

Постарайтесь себе и детям перед игрой пришить на верхние брюки «тормоза» — резинки, которые не позволят снегу забиваться в промежуток между обувью и брюками.

Хорошенько вам погулять, братцы!

Казаки-разбойники - детская игра, популярная в XX веке. Много вариаций, много сценариев развития игры, и почти нескончаемое время для игры - порой в один "тур" играли по полдня.

Казаки-разбойники - детская игра, популярная в XX веке.

Много вариаций, много сценариев развития игры, и почти нескончаемое время для игры - порой в один "тур" играли по полдня.

В этой статье вы узнаете правила игры в столь популярную дворовую игру.

Для игры нужно собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше).

Все вместе договариваемся, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица).

"Разбойники" совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).

Разбойники в это время рисовали мелом на асфальте круг (обозначая "начало движения") и дальше от него стрелочки по направлению своего движения.

Рисовать стрелочки можно было на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках и т.д.). Как правило, сначала бежали и рисовали стрелочки все вместе, и в конце разбегались по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь - тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли. Для того чтобы запутать и усложнить игру "казакам", стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще "обманные" стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в слабозаметном месте.

Время на прятанье "разбойников" оговаривалось заранее, но обычно было отведено не меньше 15-20 минут ("казаки" в это время развлекали себя другими играми и искали и обустраивали "темницу", куда приводили потом пойманных разбойников).

Темницу также надо было обустроить - начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться защитить ее максимально от посторонних глаз. При этом нельзя было ее устраивать в совершенно замкнутом укромном помещении - терялся весь "смак" игры.

Далее - самое интересное. "Казаки" искали "разбойников", ориентируясь на нарисованные стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда "разбойника" находили, его нужно было для начала поймать (запятнать) - он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, брали за рукав (или руку) - он уже не имел права сопротивляться, и вели к "темнице". Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника - он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак оставался его там сторожить.

Разбойника можно было "пытать" (самый распространенный вид пыток - щекотка).

"Казаки" считались победителями, если они выведывали пароль, либо если отыскивали и доставляли в "тюрьму" всех разбойников.

Разбойники могли выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться.